Научная статья на тему 'Качество, этика и эстетика научной работы'

Качество, этика и эстетика научной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА / НАУЧНАЯ РАБОТА / КАЧЕСТВО НАУЧНОЙ РАБОТЫ / ЭТИКА НАУЧНОЙ РАБОТЫ / ЭСТЕТИКА НАУЧНОЙ РАБОТЫ / MODERN SCIENCE / SCIENTIFIC WORK / QUALITY OF SCIENTIFIC WORK / ETHICS OF SCIENTIFIC WORK / THE AESTHETICS OF SCIENTIFIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мушников Д.Л., Заховаева А.Г., Стрельников А.И., Свечина А.В.

Инновационный потенциал и качество научной работы являются условием роста конкурентоспособности страны. Проведено исследование с целью выяснить: мнение экспертов о качестве, этическом и эстетическом уровне выполняемых научных работ. Методом социологического опроса изучено мнение 135 экспертов в научной работе (профессоров, доцентов вузов Ивановской области), проводящих рецензирование результатов научных исследований. Результаты анализа данных опроса показывают снижение качества научных работ, их этического и эстетического уровня 35,5% экспертов отметили негативную тенденцию. Выделены ведущие факторы снижения качества научных работ. Разработаны предложения по повышению качества, этики и эстетики научных работ: нормативное закрепление в нагрузке преподавателей вузов времени для занятия научной работой, создание системы материального стимулирования за успешное проведение научной работы, создание межвузовских консальтинговых научных центров на базе опорных региональных вузов, всероссийского обучающего научного портала, региональных научных кластеров, объединяющих усилия ученых разных специальностей по одной из наиболее важных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мушников Д.Л., Заховаева А.Г., Стрельников А.И., Свечина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY, ETHICS AND AESTHETICS IN SCIENTIFIC WORK

The Innovative capacity and the quality of the scientific work are a prerequisite for increasing the competitiveness of the country. The study aimed to find out experts ' opinion about quality, ethical and aesthetic level of the performed scientific works. The method of the sociological survey examined the opinion of 135 experts in scientific work (professors, associate professors of the universities of Ivanovo region), conducting peer review of research results. The results of the analysis of the survey data show the decline in the quality of scientific works; their ethical and aesthetic level was 35.5% of the experts noted a negative trend. The basic factors reducing the quality of scientific works. Developed proposals to improve the quality, ethics and aesthetics in scientific work: normative consolidation of the load of University teachers time to engage in scientific work, creation of a system of material incentives for the successful carrying out of scientific work, creation of interuniversity consulting scientific centers on the basis of support of regional universities, national educational research portal, regional research clusters, bringing together the efforts of scientists of different specialties at one of the most important issues.

Текст научной работы на тему «Качество, этика и эстетика научной работы»

2016, том 19 [1]

КАЧЕСТВО, ЭТИКА И ЭСТЕТИКА НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Д.Л. Мушников, А.Г. Заховаева, А.И. Стрельников, А.В Свечина.

ФГБОУ ВО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России, 153034, г. Иваново

Аннотация: Инновационный потенциал и качество научной работы являются условием роста конкурентоспособности страны. Проведено исследование с целью выяснить: мнение экспертов о качестве, этическом и эстетическом уровне выполняемых научных работ. Методом социологического опроса изучено мнение 135 экспертов в научной работе (профессоров, доцентов вузов Ивановской области), проводящих рецензирование результатов научных исследований. Результаты анализа данных опроса показывают снижение качества научных работ, их этического и эстетического уровня - 35,5% экспертов отметили негативную тенденцию. Выделены ведущие факторы снижения качества научных работ. Разработаны предложения по повышению качества, этики и эстетики научных работ: нормативное закрепление в нагрузке преподавателей вузов времени для занятия научной работой, создание системы материального стимулирования за успешное проведение научной работы, создание межвузовских консальтинговых научных центров на базе опорных региональных вузов, всероссийского обучающего научного портала, региональных научных кластеров, объединяющих усилия ученых разных специальностей по одной из наиболее важных проблем.

Ключевые слова: современная наука, научная работа, качество научной работы, этика научной работы, эстетика научной работы.

Успешное развитие любой страны, ее конкурентоспособность в конкурентном мире во многом зависит от уровня ее инновационного потенциала, качества научных исследований, проводимых на ее территории [1, 2, 3, 4].

Современная наука - это социальный институт материального и духовного производства. Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется систематичностью, логикой, наличием методологии в рамках устойчивой парадигмы, использованием многообразных эмпирических и теоретических методов. Однако научное исследование только тогда приобретает истинную значимость, когда его основные составляющие имеют ценностный аспект, прежде всего этический и эстетический смысл. Особенно важен этот принцип в медицине, где человеческая жизнь и здоровье являются высшей ценностью. Научная работа воздействует не только на интеллект, но и положительно влияет на эмоциональную сферу. Всё это

создает позитивное отношение, как к научному исследованию, так и к самому исследователю. В этом случаи мы может применить к научной работе термин «прекрасная».

Согласно концепции развития науки в РФ большая роль в инициации, проведении и распространении результатов научных исследований принадлежит вузам. Однако до сих пор не налажен четкий мониторинг качества научной работы, проводимой вузами, ее этического и эстетического уровня. В связи с этим предпринято исследование с целью выяснить: мнение экспертов о качестве, этическом и эстетическом уровне выполняемых научных работ.

Материалы и методы исследования. Базой исследования стали вузы Ивановской области. Методы исследования: экспертных оценок, социологический.

Методом социологического опроса изучено мнение преподавателей вузов Ивановской области, которые проводят экспертизу научных работ

—--—

~ 32 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

(диссертаций, научных статей), выступая рецензентами и оппонентами. Всего было опрошено 135 специалистов, в том числе медицинского профиля 65 человек, гуманитарного (историческое и филологическое направления) 25 человек, технического - 45. Среди опрошенных, - 78,0% были доктора наук, в том числе 51,0% имели звание профессора; 22,0% - кандидаты наук, имеющих ученое звание доцентов. 46,5% опрошенных являлись членами специализированных диссертационных Советов. Средний возраст респондентов составил 55,5±4,5 лет. Большинство респондентов (76,5%) являлись научными руководителями диссертационных работ, из них 57,8% имели более 3 защищенных диссертантов.

Оценка качества выполнения научных работ (диссертаций, статей, докладов) проводилась по 9 критериям (характеристикам): обоснование актуальности исследования; обоснование научной новизны и практической значимости; грамотность формулировки целей и задач, гипотезы исследования; содержательность работ; методический уровень исследования (в том числе, отбора и подбора исследовательских групп, выбора метода статистической обработки); надежность и достоверность результатов; уровень качественного анализа исследовательских данных; обоснованность и грамотность формулировки выводов и предложений; грамотность и обоснованность использования терминологического аппарата исследования; оформление работы согласно принятых стандартов и требований. Для оценки этического уровня научных работ предложены 6 критериев: соблюдение положений законодательства РФ (в том числе: соблюдения прав пациента, соблюдение технических регламентов, авторского права); соблюдение принципов цитирования, недопущение плагиата; соблюдение принципов биоэтики, наличие ссылок на эти принципы в работе; соблюдение этических принципов проведения экспериментов на людях и животных, наличие ссылок на эти принципы в работе; соблюдение принципов доказательной медицины, наличие ссылок на эти принципы в работе; соблюдения принципа конфиденциальности, наличие ссылок на этот принцип в работе. Для оценки эстетики научных работ применялись 6 критериев: уровень отображения дизайна исследования; уровень языковой грамотности,

выполнения языковых и речевых стандартов, мастерство научной речи; уровень оформления списка литературы, использования современных источников; уровень графического оформления результатов исследования; уровень оформления приложений диссертационных работ; уровень оформления сносок и подстрочных интервалов. Респондентам предлагались 5 вариантов ответов: в большинстве оцениваемых работ отмечался низкий уровень; в половине работ низкий уровень; в четверти работ низкий уровень; в большинстве работ хороший уровень; во всех работах хороший уровень. Полученные в результате опроса данные заносились в компьютер, обрабатывались с помощью прикладных компьютерных программ, с расчетом относительных величин и достоверности их разности по критерию 1 Результаты исследования их обсуждение. Анализ мнения экспертов о качестве выполнения научных работ (диссертаций, статей, докладов) в целом по всем трем научным направлениям показал, что положительно оценили работы 65,5% опрошенных, в том числе: по медицинскому -64,5%, по гуманитарному 69,8%, по техническому - 62,5%(р<0,05). В негативных отзывах о качестве научных работ чаще всего отмечалось снижение следующих их характеристик: обоснование актуальности исследования (79,5%); обоснование научной новизны и практической значимости (71,5%); грамотность формулировки целей и задач, гипотезы исследования (68,9%); уровень качественного анализа исследовательских данных (55,5%); обоснованность и грамотность формулировки выводов и предложений (49,5%). Реже, эксперты отмечали снижение таких характеристик качества научных работ как: содержательность работ (23,5%); грамотность и обоснованность использования терминологического аппарата исследования (21,5%); оформление работы согласно принятых стандартов и требований (20,5%); методический уровень исследования (в том числе, отбора и подбора исследовательских групп, выбора метода статистической обработки) (19,8%); надежность и достоверность результатов (15,5%).

Этическое отношение к жизни неотъемлемое условие функционирования человеческого общества. Этика (греч. «нравы») - учение о морали (нравственности). Этика исследует то,

—--—

~ 33 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

что является ценностью, как для человека, так и для общества. В науке нравственная составляющая должна регулировать как применение научных результатов, так и содержаться в самой научной деятельности. Ученый - это, в первую очередь, профессионал, «генератор идей»; во-вторых, он Личность со своими мировоззренческими установками. Этика ученого включает в себя:

• недопустимость плагиата,

• фальсификации результатов эксперимента,

• корректное определение авторства и цитирования,

• достойное отношение к критике,

• недопустимость оскорбление оппонента,

• добросовестность,

• моральная ответственность как за положительный результат исследования, так и за ошибки.

Конечная цель и задача научной работы всегда должна сводиться к тому, насколько значимо (ценно) исследование для общества, для конкретного человека, «наука ради науки» бессмысленна, т.е. любое научное изыскание должно иметь гуманистическое ядро.

По мнению большинства экспертов (72,5%) этический уровень научных исследований снижен, в том числе по медицинскому направлению в 79,2% оценочных суждений, по гуманитарному - 35,5%, по техническому 38,9%(р<0,05). Общим замечанием экспертов по всем направлениям научных исследований является нарушение принципов научного цитирования и плагиат (по медицинскому направлению - 65,5%, по гуманитарному - 75,5%, по техническому - 44,5%). В то же время, представители медицинского научного направления исследований чаще отмечали снижения этического их уровня по таким характеристикам как: соблюдение принципов доказательной медицины (69,8%) и соблюдение принципов биоэтики (35,5%), представители гуманитарного и технического направления чаще отмечали нарушение авторских прав (соответственно 64,5% и 46,5%)(р<0,05).

Если проблема этического компонента в научном исследовании не оставалась без интереса, то эстетической составляющей должного

внимания не уделяется. Эстетика (греч. агабпоц - «чувство, чувственное восприятие») - это учение о красоте, прекрасном. Красота - это субъективное восприятие внешнего облика предметов и явлений, которые способны вызывать в человеке чувство наслаждения. Основатель психологической эстетики Э. Бёрк утверждал: «Красота -определенное качество тел, механически действующих на человеческую душу через посредства внешних чувств» [4]. Таким образом, красота - это восприятие внешнего облика предмета, который способен вызвать у человека положительные эмоции. Что это значит в отношении научного исследования? Ученый - всегда творческая Личность. Эстетика научной работы -есть более высокая ступень исследования. «Эстетическое» проявляется через:

• форму изложения материала,

• гармонию всех элементов,

• аккуратное и грамотное оформление работы,

• степень владения автором языковыми структурами.

Эстетика части научных работ, по мнению экспертов, не отвечает современным требованиям - отметили снижение данных характеристик исследований 56,0% специалистов медицинского направления, 66,0%) гуманитарного и 25,5% технического направлений исследований (р<0,05). Так, отметили снижение уровня дизайна исследования 34,5% экспертов; уровня языковой грамотности, выполнения языковых и речевых стандартов, мастерство научной речи -67,5%; уровня оформления списка литературы, использования современных источников -58,5%; уровень графического оформления результатов исследования - 23,5%; уровень оформления приложений диссертационных работ -55,7%; уровень оформления сносок и подстрочных интервалов - 35,5%.

Экспертов просили отметить факторы, которые на их взгляд снижают качество, этику и эстетику научных работ. По мнению большинства экспертов, (66,5%) основным фактором, снижающим качество научных исследований, является загруженность исследователей другой (не научной) работой, недостаток времени. Вторым по значимости фактором в обеспечении качества научных работ является низкая общая, языковая

—--—

~ 34 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

и научная культура, научная грамотность исследователей (53,5%), третий фактор, отмеченный экспертами - устаревшая материально-техническая база вузов (49,5%), четвертый фактор - низкая доступность услуг по-научному консультированию (45,5%).

При ответе на вопрос «Как изменилось качество научных работ за последние 10 лет?» 35,5% респондентов отметили негативную тенденцию, 43,5% не увидели существенных изменений, 11,0% посчитали, что качество научных работ улучшилось.

Полученные данные явились основанием для разработки предложений по повышению качества, этики и эстетики научных работ, включающие: создание межвузовских консальтинговых научных центров на базе опорных региональных вузов, всероссийского обучающего научного портала, региональных научных кластеров, объ-

единяющих усилия ученых разных специальностей по одной из наиболее важных проблем; нормативное закрепление в нагрузке преподавателей вузов времени для занятия научной работой, создание системы материального стимулирования за успешное проведение научной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. -М.: Наука, 1979. -С.138

2. Заховаева А.Г. Биоэстетика как наука.\\ Вестник Ивановской медицинской академии. № 1, 2009. с. 45-47.

3. Капица С.П., Юдин Б.Г. Медицина XXI века: этические проблемы// Знание. Понимание. Умение. -2005. - №3. - С. 75-79.

4. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2/Отв. ред. Ф.Г. Майленова. - М.: ИФ РАН, 2008. -230 с.

QUALITY, ETHICS AND AESTHETICS IN SCIENTIFIC WORK

D.L. MymHUKoe, A. G. Suhoveeva, A.I. Strelnikov, A. V Svechin

Ivanovo state medical Academy of Minzdrav of Russia, 153034, Ivanovo

Annotation: the Innovative capacity and the quality of the scientific work are a prerequisite for increasing the competitiveness of the country. The study aimed to find out experts ' opinion about quality, ethical and aesthetic level of the performed scientific works. The method of the sociological survey examined the opinion of 135 experts in scientific work (professors, associate professors of the universities of Ivanovo region), conducting peer review of research results. The results of the analysis of the survey data show the decline in the quality of scientific works; their ethical and aesthetic level was 35.5% of the experts noted a negative trend. The basic factors reducing the quality of scientific works. Developed proposals to improve the quality, ethics and aesthetics in scientific work: normative consolidation of the load of University teachers time to engage in scientific work, creation of a system of material incentives for the successful carrying out of scientific work, creation of interuniversity consulting scientific centers on the basis of support of regional universities, national educational research portal, regional research clusters, bringing together the efforts of scientists of different specialties at one of the most important issues.

Key words: modern science, scientific work, the quality of scientific work, ethics of scientific work, the aesthetics of scientific work.

REFERENCES

1. Berk E. Filosofskoe issledovanie o pro-iskhozhdenii nashikh idei vozvyshennogo i prekrasnogo. -M.: Nauka, 1979. -S.138

2. Zakhovaeva A.G. Bioestetika kak nauka.\\ Vest-nik Ivanovskoi meditsinskoi akademii. № 1, 2009. s. 4547.

3. Kapitsa S.P., Yudin B.G. Meditsina XXI veka: eticheskie problemy// Znanie. Ponimanie. Umenie. -2005. - №3. - S. 75-79.

4. Bioetika i gumanitarnaya ekspertiza. Vyp. 2/Otv. red. F.G. Mailenova. - M.: IF RAN, 2008. - 230 s.

—--—

~ 35 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.