Научная статья на тему 'Профессиональная и деонтологическая компетентность медицинского персонала'

Профессиональная и деонтологическая компетентность медицинского персонала Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2124
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ДЕОНТОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАДРЫ / MEDICAL STAFF / ETHICS / PERSONNEL / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мушников Д. Л., Свечина А. В., Груздева А. А., Козлов В. А.

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы разработке методических походов к оценке профессиональной и деонтологической компетентности медицинского персонала. На основе библиографического и контент-анализа выделены критерии оценки компетентности медицинского персонала и разработаны подходы к количественной ее оценке. По данным социологического опроса и экспертной оценки получены данные о фактическом состоянии профессиональной и деонтологической компетентности врачей и медсестер. Разработана методологическая основа для дальнейшего исследования компетентности медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мушников Д. Л., Свечина А. В., Груздева А. А., Козлов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL AND ETHICAL COMPETENCE OF MEDICAL STAFF

The Article is devoted to topical problems of the development of methodological approaches to assessing the professional and ethical competence of medical personnel. Based on bibliographic and content analysis selected criteria for assessing the competence of medical personnel and developed approaches to its quantitative evaluation. According to a survey and expert evaluation of the actual state of professional and ethical competence of physicians and nurses. Developed a methodological basis for further research of the competence of health workers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная и деонтологическая компетентность медицинского персонала»

2016, том 19 [1]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

1Мушников Д.Л., 2Свечина А.В., 3Груздева А.А., 4Козлов В. А.

1ФГБОУ ВО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России, 153034, Иваново, Россия 2ГБУЗ «Детская городская поликлиника №61» Департамента здравоохранения г. Москва, Россия 3ГБОУ Окружная больница №2 г. Кострома Департамента здравоохранения Костромской области, Россия 4ГБУЗ Ивановский областной онкологический диспансер Департамента здравоохранения Ивановской области Аннотация: Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы - разработке методических походов к оценке профессиональной и деонтологической компетентности медицинского персонала. На основе библиографического и контент-анализа выделены критерии оценки компетентности медицинского персонала и разработаны подходы к количественной ее оценке. По данным социологического опроса и экспертной оценки получены данные о фактическом состоянии профессиональной и деонтологической компетентности врачей и медсестер. Разработана методологическая основа для дальнейшего исследования компетентности медицинских работников.

Ключевые слова: медицинский персонал; деонтология, профессиональная компетентность, кадры.

Медицинским работникам отводится особое место в обеспечении качества медицинской помощи [1,2]. Профессиональная компетентность медицинского персонала рассматривается как одно из свойств качества медицинской помощи, что, на наш взгляд, вполне обоснованно по следующим причинам: оказание любой медицинской услуги невозможно без приложения интеллекта, способностей и других профессиональных качеств врача или медсестры; большинство других характеристик качества медицинской помощи корреспондируют с профессиональной компетентностью персонала и реализуются через нее, образуя единую систему; эффективность использования всех ресурсов здравоохранения напрямую зависит от уровня знаний, умений и навыков медицинского персонала; профессиональные качества персонала реализуются на всех этапах лечебно-диагностического процесса; никакие другие ресурсы здравоохранения не могут заменить элемент прямого общения между врачом (медсестрой) и пациентом; учитывая, что удовлетворенность пациента меди-

цинской помощью носит преимущественно эмоциональный характер, роль врача и медсестры в ее положительной окраске значительна; профессиональная компетентность персонала обеспечивает качество структуры и процесса медицинской помощи, обуславливая тем самым ее результат. В литературе имеются указания на то, что низкая квалификация врачей нередко становится причиной дефектов в их работе и профессиональных правонарушений. Следовательно, анализ проблем профессиональной компетентности медицинских работников остается актуальным вопросом.

Понятие «компетентность» в переводе с латинского означает обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. По нашему мнению, профессиональная компетентность медицинского персонала - это устойчиво высокий уровень знаний, умений и навыков, а также профессионально важных личностных черт, позволяющих эффективно осуществлять трудовую деятельность по избранной специальности. Причем хочется обратить внимание на устойчивость пе-

—--—

~ 25 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

речисленных параметров, которая предусматривает постоянное самосовершенствование персонала, а не от случая к случаю. Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой возможностей медицинского работника, его способности к эффективной реализации в практической деятельности своих профессиональных знаний и опыта [3,4] .

Материалы и методы. Основываясь на анализе большого числа отечественных и зарубежных источников, а также на результатах собственных исследований нами были выделены следующие параметры (компоненты, атрибуты) профессиональной и деонтологической компетентности медицинского персонала: а) Профессиональной компетентности:

1) Общемедицинская (недифференцированная) гностическая компетентность - уровень знаний по базовым вопросам медицинской теории и практики (в объеме программы до-дипломного образования);

2) Общемедицинская (недифференцированная) операционная компетентность - уровень умений и навыков по базовым вопросам медицинской теории и практики (в объеме программы додипломного образования);

3) Специальная (дифференцированная) операционная компетентность - уровень умений в определенной области медицины, соответствующий профессиональным стандартам деятельности и достижениям науки;

4) Специальная (дифференцированная) гностическая компетентность - уровень знаний в определенной области медицины, соответствующий профессиональным стандартам деятельности и достижениям науки;

5) Экстремальная компетентность - уровень знаний и умений в области медицины критических состояний и медицины катастроф, соответствующий стандартам неотложной помощи и достижениям науки;

6) Валеологическая компетентность - уровень знаний о современных методах, формах и технологии санитарно-просветительной работы и пропаганды здорового образа жизни среди различных категорий населения и умения их эффективно использовать;

7) Организационно-технологическая компетентность - уровень знаний и умений в области

применения новых технологий организации медицинской помощи населению (для управленческого персонала - уровень знаний и умений в области теории и практики медицинского менеджмента);

8) Информационно-аналитическая компетентность - уровень знаний о возможностях использования компьютерных технологий в медицинской практике, их практическом применении на данной территории, а также умений обрабатывать и анализировать полученные данные (показатели деятельности); б) Деонтологической компетентности:

1) Этическая компетентность - уровень знаний и умений в области медицинской этики и деонтологии;

2) Правовая компетентность - уровень знаний в области правовых основ медицинской деятельности и умение применять их на практике (и/или в решении ситуационных задач);

3) Личностная компетентность - уровень соответствия набора личностных свойств медицинского работника оптимальной модели специалиста;

4) Коммуникационная компетентность - уровень знаний о формах, методах и принципах эффективной межличностной коммуникации, группового взаимодействия, работы с документами и умении применять их в практической деятельности (и/или в решении ситуационных задач);

5) Культурная компетентность - уровень развития навыков свободного владения языковой и коммуникативной культурой, поддержания и преумножения культурных традиций, обычаев, ритуалов медицинского учреждения, создания духовно насыщенного «культурного пространства», а также знаний о культурных особенностях (национальных, религиозных, политических) различных групп населения и принципах работы с ними. Критериями выделения данных параметров стали: самостоятельная значимость, информативность, интегральность, измеримость.

В табл.. 1 представлены основные средства, формы и субъекты оценки профессиональной и деонтологической компетентности медицинского персонала.

—--—

~ 26 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

Таблица1

Характеристика основных средств, форм и субъектов оценки компонентов профессиональной и деонто-_логической компетентности медицинского персонала_

Параметр (компонент) профессиональной компетентности мед.персонала Средство и форма оценки Субъект оценки

Профессиональная компетентность

1 Общемедицинская (недифференцированная) гностическая компетентность Тестирование Очная экспертиза Экзамен, собеседование Самооценка Заключение на отчет о результатах деятельности Руководители ЛПУ Эксперты (ТФОМС, лицензионно-аккредитационных комиссий, проф. мед. ассоциаций)

2 Общемедицинская (недифференцированная) операционная компетентность Ситуационные задачи Очная экспертиза Экзамен Самооценка Руководители ЛПУ Эксперты (ТФОМС, лицензионно-аккредитационных комиссий, проф. мед. ассоциаций)

3 Специальная (дифференцированная) операционная компетентность Ситуационные задачи Очная экспертиза Экзамен Самооценка Руководители ЛПУ Эксперты (ТФОМС, лицензионно-аккредитационных комиссий, проф. мед. ассоциаций)

4 Специальная (дифференцированная) гностическая компетентность Тестирование Очная экспертиза Экзамен, собеседование Самооценка Заключение на отчет о результатах деятельности Руководители ЛПУ Эксперты (ТФОМС, лицензионно-аккредитационных комиссий, проф. мед. ассоциаций)

5 Экстремальная компетентность Ситуационные задачи Тестирование Очная экспертиза Экзамен, собеседование Самооценка Руководители ЛПУ Эксперты (проф. мед. ассоциаций, ТФОМС, лицензионно-аккредита-ционных комиссий)

6 Валеологическая компетентность Ситуационные задачи Тестирование Очная экспертиза Экзамен Руководители ЛПУ Эксперты (проф. мед. ассоциаций, ТФОМС, лицензионно-аккредита-ционных комиссий)

7 Организационно-технологическая компетентность Ситуационные задачи Тестирование Руководители ЛПУ Эксперты (проф. мед. ассоциаций, ТФОМС, лицензионно-аккредита-ционных комиссий)

8 Информационно-аналитическая компетентность Ситуационные задачи Тестирование Руководители ЛПУ Эксперты (проф. мед. ассоциаций, ТФОМС, лицензионно-аккредита-ционных комиссий)

Деонтологическая компетентность

1 Этическая компетентность Ситуационные задачи Тестирование Опрос пациентов Руководители Сотрудники Подчиненные Пациенты Эксперты в области биоэтики

2 Правовая компетентность Ситуационные задачи Тестирование Эксперты в области медицинского права (преподаватели ВУЗа)

3 Личностная компетентность Ситуационные задачи Тестирование Эксперты психологи, Специалисты по персонал-технологиям

4 Коммуникационная компетентность Ситуационные задачи Тестирование Опрос пациентов, руководителей и сотрудников Эксперты психологи Эксперты в области управления персоналом Пациенты Сотрудники

—--—

~ 27 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

Руководители

5 Культурная компетентность Ситуационные задачи Тестирование Опрос пациентов, руководителей, подчиненных Эксперты в области биоэтики Специалисты по персонал-технологиям

Таким образом, профессиональную и деонто-логическая компетентность медицинского персонала можно выразить функцией: ПК = f (ПЮ ПКп), где Пк - профессиональная компетентность, ПКл и ПКп - отдельные параметры этого свойства; ДК = f (ДКл ДКп), где Дк - профессиональная компетентность, ДКл и ДКп - отдельные параметры этого свойства.

Разработанный методологический подход к оценке параметров профессиональной и деонтологической компетентности медицинского персонала явился основой для создания модели интегральной оценки. Для формализации оценки в значениях коэффициентов выделены поддиапазоны, каждый уровень которого принят за один балл (табл. 2).

Таблица 2

Модель интегральной оценки профессиональной и деонтологической

Параметр (компонент) профессиональной компетентности мед.персо-нала Алгоритм расчета Критерии оценки

Профессиональная компетентность

1 Общемедицинская (недифференцированная) гностическая компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

2 Специальная (дифференцированная) гностическая компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

3 Экстремальная компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

4 Валеологическая компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

5 Организационно-технологическая компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

6 Информационно-аналитическая компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

—--—

~ 28 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий.

Деонтологическая компетентность

7 Этическая компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

8 Правовая компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

9 Личностная компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

10 Коммуникационная компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

11 Культурная компетентность КСзн. = З факт./Зобщ., где: Зфакт. - число положительных ответов на вопросы; З общ. - общее число вопросов. КСу. = У факт./Уобщ., где: Уфакт. - число положительных оценок экспертов; У общ. -общее число заданий. 1. 1,0-0,8 - высокая 2. 0,8 - 0,6 - средняя 3. 0,6 и ниже - низкая

Интегральная оценка Кпк = ЕПК + ЕДК Поддиапазоны оценки: высокая - 22 балла ; средняя - 23-65 баллов; низкая - 66 баллов

Критериями оптимальной реализации профессиональной и деонтологической компетентности медицинского работника, на наш взгляд, должны быть следующие: достижение высоких и стабильных результатов в индивидуальной профессиональной деятельности, удовлетворенность пациентов, оптимальная медико-психологическая цена результата (отсутствие нарушений в здоровье и перегрузок), высокая социальная оценка труда (оценка сотрудников, руководства, подчиненных), эффективное использование материально-технических ресурсов медицинского учреждения.

Современный подход к оценке профессиональной компетентности медицинских работников должен носить комплексный и многоэтап-

ный характер, отражая структурный, технологический и результативный компоненты качества медицинской помощи. Комплексность обеспечивается использованием системного подхода при разработке методологической базы исследования. Исследование проводилось по принципу основного массива. В исследовании участвовало 352 врача и 450 средних медицинских работников.

Диагностика профессиональной компетентности медицинского персонала предусматривала использование методов экспертной оценки, тестирования, анкетирования, самооценки и включала следующие этапы: формирование списка оцениваемых работников; подготовка оценки работников; анализ анкетных данных; определение набора профессионально важных качеств

—--—

~ 29 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

врача/медсестры; экспертная оценка уровня качества медицинской помощи; оценка параметров (компонентов) профессиональной компетентности; оценка использования личностного потенциала врача (медсестры); обработка результатов оценки; принятие управленческого решения.

Результаты исследования. Анализ результатов оценки профессиональной компетентности

врачеи учреждении здравоохранения разного профиля, что он отклоняется от требуемого уровня.

В нашем примере результаты параметрического анализа профессиональной и деонтологической компетентности медицинского персонала (врачей, медсестер) выглядели следующим образом (табл. 3):

Таблица 3

Характеристика результатов оценки компонентов профессиональной

Параметры (компоненты) профессиональной компетентности Значения коэффициента

Врачи Медсестры

Теория Практ. Теория Практ.

Профессиональная компетеность

Общемедицинская (недифференцированная) гностическая компетентность 0,86 1,0 0,85 1,0

Общемедицинская (недифференцированная) операционная компетентность 1,0 0,89 1,0 0,92

Специальная (дифференцированная) операционная компетентность 1,0 0,95 1,0 0,97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специальная (дифференцированная) гностическая компетентность 0,96 1,0 0,94 1,0

Экстремальная компетентность 0,87 0,84 0,91 0,78

Валеологическая компетентность 0,78 0,70 0,72 0,72

Организационно-технологическая компетентность 0,63 0,56 0,58 0,44

Информационно-аналитическая компетентность 0,66 0,32 0,46 0,24

Деонтологическая компетеность

Этическая компетентность 0,94 0,88 0,90 0,91

Правовая компетентность 0,34 0,18 0,23 0,16

Личностная компетентность 0,85 0,88 0,89 0,92

Коммуникационная компетентность 0,79 0,76 0,70 0,67

Культурная компетентность 0,78 0,82 0,68 0,70

Средние значения коэффициентов ПК и ДК 0,93 0,75 0,90 0,73

Среднее значение коэффициента «Уровень качества» 0,90 0,92

Средняя интегральная оценка профессиональной компетентности 0,86 0,87

Анализ полученных данных показывает, что как у медицинского персонала отмечается тенденция к снижению профессиональной компетентности за счет таких ее параметров как: деон-тологическая и правовая компетентность, информационно-аналитическая, организационно-аналитическая, культурная, валеологическая, коммуникативная. Необходимо отметить, что низкий уровень значений данных параметров профессиональной компетентности чаще отмечался среди медицинских работников возрастной группы до 30 лет, стажем работы до 3 лет и не имеющих квалификационной категории. Апробация предложенных методических подходов к экспертизе состояния профессиональной

компетенции медицинских работников как свойства качества медицинских услуг позволяет говорить о возможности использования их при экспертизе качества медицинских услуг разного типа.

Резюме. Статья посвящена анализу профессиональной компетентности медицинского персонала как свойства качества медицинской помощи. Предложена методика оценки профессиональной компетентности медицинского персонала и ее компонентов. Выделены проблемные точки в качестве кадрового обеспечения медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Г.В., Гебель В .А. Повышение качества медицинской помощи на основе управления

—--—

~ 30 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

ресурсным обеспечением учреждений здравоохранения. // Качество и экономическая эффективность медицинской помощи населению. Научные труды ежегодной научно-практической конференции "Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения" 28-30 мая 2002 г - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2002 г. - С. 32-35.

2. Воронов А.А., Валькович О.Н. Новые идеи в повышении качества медицинского обслуживания в России в 21 веке//Экономика здравоохранения. -2001. - №7-8. - С.62-65.

3. Стародубов В.И., Короткова А.В., Шарапова Е.И., Галкин В.И. Основные предпосылки формирования политики качества в здравоохранении// Качество и экономическая эффективность медицинской

помощи населению. Научные труды ежегодной научно-практической конференции "Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения" 28-30 мая 2002 г - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2002 г.. - С. 3-6.

4. Сабанов В.И., Грибина Л.Н., Багметов Н.П. Качество медицинской помощи на современном этапе: мнение медиков и пациентов // Качество и экономическая эффективность медицинской помощи населению. Научные труды ежегодной научно-практической конференции "Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения" 2830 мая 2002 г - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2002 г.. - С. 4648.

THE PROFESSIONAL AND ETHICAL COMPETENCE OF MEDICAL STAFF

D.L. 1Mushnikov, AV. 2Svechina, A.A. 3Gruzdeva, V.A. 4Kozlov Ivanovo state medical Academy of Minzdrav of Russia, 153034, Ivanovo 2Children's city polyclinic №61, Moscow 3 District hospital №2 of the city of Kostroma, Kostroma 4Ivanovo regional oncologic dispensary, Ivanovo,

Annotation: the Article is devoted to topical problems of the development of methodological approaches to assessing the professional and ethical competence of medical personnel. Based on bibliographic and content analysis selected criteria for assessing the competence of medical personnel and developed approaches to its quantitative evaluation. According to a survey and expert evaluation of the actual state of professional and ethical competence of physicians and nurses. Developed a methodological basis for further research of the competence of health workers.

Key words: medical staff; ethics, professional competence, personnel.

REFERENCES

1. Artamonova G.V., Gebel' V.A. Povyshenie kachestva meditsinskoi pomoshchi na osnove upravleniya resursnym obespecheniem uchrezhdenii zdra-vookhraneniya. // Kachestvo i ekonomiche-skaya effek-tivnost' meditsinskoi pomoshchi naseleniyu. Nauchnye trudy ezhegodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Ekonomicheskaya effektivnost' i razvitie regional'nogo zdravo-okhraneniya" 28-30 maya 2002 g - M.: RIO TsNIIOIZ, 2002 g.. - S. 32-35.

2. Voronov A.A., Val'kovich O.N. Novye idei v povyshenii kachestva meditsinskogo obslu-zhivaniya v Rossii v 21 veke//Ekonomika zdravookhraneniya. - 2001. - №7-8. - S.62-65.

3. Starodubov V.I., Korotkova A.V., Sharapova E.I., Galkin V.I. Osnovnye predposylki formirovaniya politiki kachestva v zdravookhranenii// Kachestvo i ekonomicheskaya effektivnost' meditsinskoi pomoshchi naseleniyu. Nauchnye trudy ezhegodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii "Ekonomicheskaya effektivnost' i

razvitie regional'nogo zdravookhraneniya" 28-30 maya 2002 g - M.: RIO TsNIIOIZ, 2002 g.. - S. 3-6.

4. Sabanov V.I., Gribina L.N., Bagmetov N.P. Kachestvo meditsinskoi pomoshchi na sovremen-nom etape: mnenie medikov i patsientov // Kachestvo i ekonomicheskaya effektivnost' meditsin-skoi pomoshchi naseleniyu. Nauchnye trudy ezhegodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii "Eko-nomicheskaya effektivnost' i razvitie regional'nogo zdravookhraneniya" 28-30 maya 2002 g - M.: RIO TsNIIOIZ, 2002 g.. - S. 46-48.

—--—

~ 31 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.