Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и iSpring Suite
Тимербаев Фаннур Ильдарович Студент группы 4408 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К.Маркса, 10, г. Казань, 420111, (917)8900354 sala_1594@mail. ru
Сулейманов Шаукат Радифович Студент группы 4408 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К.Маркса, 10, г. Казань, 420111, (917)8900354 kyzlek@mail.ru
Аннотация
Работа посвящена сравнению свойств программного комплекса TestMaker, предназначенного для разработки тестовых заданий и проведения контрольно-оценочного этапа учебного процесса, и широко известной системой дистанционного обучения iSpring Suite. Рассматривается конструирование тестовых заданий, с учетом инструментариев, предоставляемых системами. Делаются выводы о целесообразности применения программного комплекса TestMaker и системы дистанционного обучения iSpring Suite для различных форм контрольно-оценочного этапа. The work is devoted to properties compared TestMaker software package, designed for the development of tests and of the control and evaluation stages of the educational process, and a well-known distance learning iSpring Suite system. We consider the construction of test tasks, taking into account the toolkits provided by the system. Conclusions about the feasibility of the use of iSpring Suite TestMaker and complexes for various forms of control and assessment phase.
Ключевые слова
дистаницонное обучение, тестирование, программный комплекс, сравнение distance learning, testing, software system, comparison
Введение
В настоящее время задачи развития информационно-коммуникационных технологий в образовании являются приоритетными. Наряду с традиционными технологиями образования, все большее распространение получает дистанционное образование и использованием передовых средств информационных технологий. Применение компьютерных технологий для контроля знаний обучаемых по учебной дисциплине с использованием тестовых заданий обеспечивает:
- повышение объективности оценки знаний;
- снижение возможности подсказок и списывания;
- снижение «карательных» функций преподавателя, связанных с контролем знаний и проставлением оценок и, как следствие, улучшение психологического климата в учебной группе;
- повышение производительности труда преподавателя за счет автоматизации функций контроля и оценки знаний;
- увеличение количества контрольных мероприятий и, как следствие, улучшение контролируемости и управляемости учебного процесса.
Дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.
Целью данной работы является сравнительный анализ свойств программного комплекса TestMaker и системы дистанционного обучения Ispring suite.
Анализ функциональных возможностей
TestMaker- является локальной программной системой и позволяет проводить тестирование в учебной аудитории на отдельном компьютере и в локальной сети, а также создавать неограниченное количество тестовых заданий, открывать и изменять ранее созданные, сохранять вновь созданные или измененные наборы тестовых заданий (тест) в файл теста. [1-4].
iSpring Suite - профессиональная программа для разработки электронных курсов для дистанционного обучения с тестами, опросами, аудио и видео, который можно загрузить с сервера сайта http://www.ispring.ru/. Приложение расширяет возможности PowerPoint и позволяет создавать электронные курсы для дистанционного обучения в привычной среде. Готовый flash-курс может быть размещен в любой Системе Дистанционного Обучения (СДО) благодаря поддержке стандартов SCORM 1.2, SCORM 2004 (всех редакций) и AICC. В курс можно добавить интерактивный элементы: электронную книгу, временную шкалу, интерактивный каталог и базу часто задаваемых вопросов.
На рис.1 и рис.2 представлены оболочки программного комплекса TestMaker и системы дистанционного обучения iSpring Suite.
Е2 L* 2
Глденаи
Ни
Тест • ¡Spring QuiiMater 1
L Дублирив-а-sS Сюн1ь т
1»-
ЦБ] Сплйда-
л Группа tuMipnran 1 4
1 . Гншн.ш ДИС!Й II I «лу''
OOvfwrти еыбф
2. Новый вопрос "Множественный в...
МггалсесггжшявяЗ выбор
3. Самое глубоко озеро?
I. НйПиН ГЮПрОГ "Порядок"
Порядок
Ri*l Копиром
Буфер обмена
О ©
Ш ©
Пл^гр Нллрпйки Прлгмотр Пу fin и к ,111ия
вопрос с мабнраел
Само« глубоко огоро?
П 3*Х» I
и
а5
Гф1 И
Дипучныые uiEciu
1 ftlftWM
' ВЩЦ&М fitu'ihimr паршшт iimtn-rnu
5. Заголовок информационного спай...
Рис. 2. Оболочка системы дистанционного обучения iSpring Suite
т
s
в н
Функциональные возможности программного комплекса TestMaker для компьютерного тестирования:
• создание тестов с красочным и интересным оформлением (настройка шрифта, размер и выравнивание текста, а также цвет элементов, добавление изображений и т.д.);
• использование индивидуальных сообщений для каждого вопроса;
• быстрое переключение в режим просмотра создаваемого теста в режиме обучаемого.
Также следует отметить возможности присущие только iSpring Suite:
• позволяет выбрать фон и использовать индивидуальные сообщения для каждого вопроса;
• совместимость с любыми СДО с поддержкой SCORM, AICC и Tin Can
API;
• возможность доступа с любого устройства поддерживающего технологию
HTML5
Для поддержки функционирования СДО iSpring Suite необходим администратор, который обеспечивает установку и следит за работоспособностью системы, а также осуществляет управление и обработку учетных записей пользователей. Среда TestMaker не требует поддержки специалиста.
Сравнение вариантов представления вопросов
Функциональные возможности рассматриваемых систем дистанционного обучения широки. Рассмотрим некоторые из них.
Выбор одного правильного ответа.
В программном комплексе TestMaker закрытый однозначный вопрос представляет собой набор вариантов ответа, из которых только один правильный, а остальные неправильны, неточны или неполны. Имеется возможность указать любое число вариантов (сколько поместится на экран).
Система дистанционного обучения isiring suite позволяет выбрать один правильный ответ из набора вариантов ответов. Варианты ответов не ограничены. Есть возможность отображать варианты ответов в случайном порядке. За правильный ответ назначаются баллы от 0 до бесконечности, в противном случае назначается штраф в виде уменьшения баллов. Есть возможность ограничения времени на выбор варианта ответа.
На рис.3 и рис.4 представлены примеры в TestMaker и iSpring Suite.
Редактор теста - C:\Useis\MaiKHH71\Desldop\Teo су66ота\4408_Тимербаев_ней...
Файл Правка Вопросы Настройка Помощь
I щ F? Ц Л В □ -г" ЕД
Тестирование по нейросетям; Вопрос №16
Что такое нейрокомпьютер?-
С Несколько компьютеров, связанных между собой Г Устройство, построенное и работающее на основе принципов мозга С Таких компьютеров не бывает С Компьютер, управляемый мозгом человека
Элементов: 4
Редактор закрытого однозначного вопроса
Лево |Ю Щ Ширина |«0 Щ Заголовок Вер« Высота |Ю5 ^ | -Ответ-
С Несколько компьютеров, связанных между собой
Устройство, построенное и работающее на основе принципов мозга С Таких компьютеров не бывает С Компьютер, управляемый мозгом человека "Варианы-
Несколько компьютеров, связанных между собой Устройство, построенное и работающее на основе принципов мозга Такин компьютеров не бывает Компьютер, управляемый мозгом человека
Удалить | Добавить 11
Рис.3. Пример создания вопроса с выбором одного варианта ответа в Тез1Макег
прос с один
Какой из этих отделов присутствует в мозгу?
Рисунок | Звук Видео
и,
Щ Гд| П*П
Верный I Варианты от
О Аарон
® Мозжечок
о Ошшшж
о Колордон
□ т.
ЕЗ ® Ы № И
И ■
Рис.4. Пример создания вопроса с выбором одного варианта ответа в iSpring
Suite
Выбор нескольких правильных ответов
TestMaker: Закрытый многозначный вопрос похож на закрытый однозначный вопрос за исключением того, что правильных ответов может быть несколько (или ни одного). Имеется возможность указать любое число вариантов ответа, и любые из них могут быть правильными.
Ispring suite: Вопрос с запросом нескольких ответов разрешает пользователям выбрать несколько правильных ответов. К вопросу можно добавить любое число вариантов ответов. Ответы отображаются в случайном порядке. При выборе «Принимать частичные ответы» часть итоговых баллов за вопрос присуждается при ответе, который является неполным.
На рис.5 и рис.6 представлены примеры в TestMaker и iSpring Suite.
ТЭ Гц» II up IHT*. 11 м itiC ■. ■_! gfto и li . '
Irm в QF>
EiuilfMCT .Ml
Н> ЯМНИ1Д11ЫВТД Httteyy? '
~ШЛ
f e-AS«тор ¿вфмтосо
i
Г PtlitrncpMhlt Г Пэтэтагв'Пьлмв
Г
Г Проыеясугочны»
л» УА 8ч> $'73 i.™
Omni
if PiW"lopt« Г По№>НТ4№М P А й"вчгт. I Jfc
finfMfrfM_
Р«ИПТ4Р№Н Пре^ж-iY1 ■■■■■
Уылл*]
Вт 1'ГМ И1и4н*и
Рис.5. Пример создания вопроса с выбором нескольких вариантов ответа в
Те81Макег
Bon pol с мнолмсгиеннв>м с ы6:,р,:т
Рисунок Styx Вид»
Новый вопрос "Множественный выбор"
а1
® и
Ответ
□
Верный БарИЛНГЫ DTGCTCC
0 ВдрИЭН! 1 У1Ш
□ Вариант 2 Ы [ct!i
о Вариант 3 ыш
Введите вариант ответа
О
1x1
Рис.6. Пример создания вопроса с выбором одного варианта ответа в iSpring
Suite
Поиск соответствия
TestMaker: Вопрос на соответствие представляет собой три списка. Требуется найти соответствие между элементами левого списка и элементами правого списка (щелкнуть мышью сначала на левый, затем на правый элементы). Ответ автоматически занесется в верхний список. Из верхнего списка правильный ответ можно удалить двойным щелчком. Один элемент любого списка может иметь несколько соответствий из другого или не иметь ни одного. Ответ на вопрос считается правильным, если указаны все заданные соответствия и не указаны ложные соответствия. Порядок ответа не играет роли. Удаленные двойным щелчком ответы из верхнего списка не учитываются. Количество вариантов, как в левом, так и в правом списках не ограничено.
Ispring suite: В вопросах с запросом установить соответствие требуется установить соответствие элементов в одном столбце элементам в другом столбце. Вопрос с запросом установить соответствие может включать разное количество элементов в столбце вопросов и в столбце ответов для усложнения вопросов. Возможна расстановка порядка ответов случайным образом - ответы будут отображаться в произвольном порядке в столбце ответа. Каждый раз при попытке пройти тест варианты ответа будут чередоваться в произвольном порядке.
На рис.7 и рис.8 представлены примеры в TestMaker и iSpring Suite.
ФлАл ■Tfeicrj |Ёепросы ИкгреЛп ПешЬи»
Тестиромвне сто вейросетяч Вопрос 2
: СйПОСТДГциТч? fljggM НК и мумфнле? :
! IfrS pJMUHIrtÄ П даЗДшыиЭДЛЛЭДЗЛиьм
HG, ПРСГДОННО
Ипн HC. p*арнт-ммвц ■ н»* Di apt*» атиммни Cue*
1 БИС, СБИС мпр} '
Пий р 3J ^ Ршме«
«да в«™
]««<>ГШЧК:* I LI .'лцплуг.у MOLMÜ
■ Нам «и ¡НС. iforp»*» ttwtoui«м oVnn ■ :<тп.'г-:-: I
Наа«м HC. ни »ишдкрвм 51',С
СБИС н up t
КС ЛДОфЮТ* i-i rV-le-MM- ч*
юггаСмаиэйсч
пь | jtegagmjl
OK I Qi«CT« I
Рис.7. Пример создания вопроса на соответствие в TestMaker
Вопрос на соответствие Сопоставьте уровни ПК и их описание:
Рисунок Зеу» бидее
сг
Элемент СоотБегсгане
Теоретический ] 0 последовательниц компьютера!
Программный j ш ие математически« моделей Ш 0
Программ но ■ ап парат ны й ш Активного моделирования НС Ют
£ee<Ju™ ecrpiJor"ii С/Шввта
Г*1
Рис.8. Пример создания вопроса на соответствие в iSpring Suite
Запрос ранжирования
TestMaker: Запрос ранжирования не является отдельным типом вопроса, так как его можно смоделировать как вопрос на соответствие.
Ispring suite: Вопросы с запросом ранжирования предлагают расставить ряд элементов в правильном порядке. Указывается любое число элементов элементов. На рис.9 и рис.10 представлены примеры в TestMaker и iSpring Suite.
I lyiipA .-г, - Lf lr-i=f |_| —1 _a
Сопоставьте названии пороговых НПЭ с их назначением:
Сенсорные Восп риним ают входн ы е -
Ассоциативные образы
Решающие Выполняют роль
детекторов признаков
Служат для принятия
решения
Хз
Рис.9. Пример создания вопроса с запросом ранжирования в TestMaker
Вопрос НА СООТИГТСТЕКЕ
Рисунок Звук бнаео
а а2
Ш ш
Элемент Соответствие
Сенсорные последовательны и компьютерах Q а;
Ассоциативные а® и Восприн имают входные образы а'
Решающие ] @ | Компьютерам для эффективного мо t
Seedume вариант ответа
О
Е Щ
И
Рис.10. Пример создания вопроса с вопросом ранжирования в iSpring Suite
Открытый вопрос (Запрос ввода пропущенного текста) TestMaker: Открытый вопрос представляет собой поле редактора, в которое требуется вписать некоторую строку. Эта строка и будет считаться ответом на поставленный вопрос. Можно задать текст, которым поле будет заполняться по умолчанию при его отображении. При выборе «Допускать опечатку» варианты ответа с орфографическими ошибками засчитываются верными.
Ispring suite: Ответы на вопросы с запросом ввода пропущенного текста основываются на точном соответствии тексту.
На рис. 11 и рис. 12 представлены примеры в TestMaker и iSpring Suite.
j Рслактор тепа - £:\Uieri\MaAioiH7 lADesfctopMecr су&бота\*608_йи мербае о .ней рос
Вопросы Настройка Помощь
Тестирование по вейросетям Вопрос Хвб
Еслиимпупьсы. поступающие на. синапс, приводят к уменьшению мембранного потенцнапа. то такой синапс ; называется
Я^ап-
Врпрсс ■
Вопрос г Вопрос 3 Вопрос*
Вопр« 5
Bwdee7 BoivovB
Вдвйр so
T t t *k
Редактор открытого вопроса
fl«o [20 ^ Широм ЩЩ Г №«recTj№*fcrtp«iKTop
ft** Высота [» ^
(ТНосмваши)**«}
Рис.11. Пример создания вопроса с возможностью ввода пропущенного текста в
Те81Макег
Вопрос с набираемым ответом
Рисунок [ Звук | Видео
Если импульсы, поступающие на синапс, приводят к уменьшению мембранного потенциала, то такай синапс Называется:
Допустимые ответы
тормозящим Торомозящим тормозящий Тормозящий
а1
в
п ®
13
и и
Рис.12. Пример создания вопроса с возможностью ввода пропущенного текста в
iSpring Suite
Расширенный открытый вопрос
TestMaker: Этот элемент несколько более сложен, чем обычный открытый вопрос. Основное отличие заключается в формировании поля «Ответ» (это некоторая структура со своим алфавитом, грамматическими конструкциями и соответствующим алгоритмом проверки правильности ответа обучаемого). Расширенный открытый вопрос в отличие от обычного открытого вопроса может быть многострочным (в виде простой фразой на естественном языке). В расширенном открытом вопросе отсутствует возможность игнорирования опечаток.
Ispring suite: Ответы необходимо по возможности ограничить одним словом, чтобы избежать несовпадения ответов из-за лишних пробелов между словами или
порядка слов в ответе. Если ответ состоит из нескольких слов, необходимо перечислять все возможные варианты этих слов в качестве ответов, что является существенным недостатком, так как это трудоемкий процесс. Еще одним недостатком является то, что варианты ответа с орфографическими ошибками не засчитываются верными.
На рис.13 и рис.14 представлены примеры в TestMaker и iSpring Suite.
S Bm.TOiiiKT« ■ " I B H
ел1л ' '("'■> Qofrpocv HecipoAu Помощь
Тестирование по неЗросетям Вопрос JVsll
¡Вопрос: iiflft_&пемеигов: 4 Изменен
Я Вол-
Вопрос 1 Вопрос 2: вопрос 3 Вопрос 4 ЕOrtpOt 5 ВопросS Вопрос 7 Вопрос S Вопрос 9 10
КУ1£хХ-* JP
л «о |ia) Ширта |ЗЮ Г М«5ГОСтрсм*Л рвнктор Верк ЩШ W1& Огмт
(ОЫитисоо лвтром^м^го)
* * * *
QK I 0IM<H4 |
Рис.13. Пример создания вопроса с вводом пропущенного текста в TestMaker
Вопрос с набираемым ответом
Допустимые ответы
£пти кдод еетро н н ы й Не введен текст ответа Не введем текст ответа
л
о
®
в
и
Рис.14. Пример создания вопроса с вводом пропущенного текста в iSpring Suite
Оценка разработки
Перечислим основные достоинства и недостатки программных комплексов:
1. TestMaker - это система локального тестирования. Для мобильности системы TestMaker необходимо сделать копии на какой-либо носитель, либо в облачное хранилище данных, а в iSpring Suite есть несколько вариантов. Во-первых, при прохождении теста респондент сразу видит на экране свой результат в виде оценки и более развернуто с информацией по каждому вопросу. Этот же результат можно распечатать. При дистанционном тестировании удобнее использовать возможность отправки результатов по электронной почте.
2. iSpring Suite - это платная платформа, а TestMaker является свободно распространяемым программным продуктом, который можно загрузить с сервера.
3. При создании тестов в TestMaker у начинающего пользователя могут возникнуть трудности, так как он сложноват в использовании, а iSpring Suite более прост в использовании.
4. Для использования системы iSpring Suite требуется:
• Браузер Internet Explorer 8.0 и выше;
• Браузер Opera 10 и выше;
• Браузер Google Chrome 12 и выше;
• Браузер Mozilla Firefox 5 и выше;
• ОС Microsoft Windows XP или 7 Home Basic и выше;
• ОС Linux 2.6.x Gnome или KDE;
• MacOSX 10.5 или выше;
• Android 4.x или вышеAndroid 2.3.
• iOS 6.x или выше
• Мультимедийная технология Adobe Flash Player (должна быть установлена и регулярно обновляться).
Программный комплекс TestMaker универсален и работает в любой операционной системе. TestMaker занимает небольшой объем памяти на съемных носителях, либо в облачных хранилищах данных. Объем занимаемой памяти программным комплексом TestMaker зависит от наличия графических объектов и количества вопросов (без учета тестов - 1,21 Мб).
Следует сказать о различных редакциях продукта ^ring Suite. У этого пакета программ существует несколько версий, отличающихся друг от друга функциональными возможностями. На данный момент в продаже есть 3 коммерческих варианта: iSpring QuizMaker (стандартный), iSpring Suite Pro (профессиональный, для разработчиков), iSpring Suite Demo (демо - версия) корпоративный. Как вы видите, все они могут быть разбиты на две группы. К первой относятся те версии, которые могут работать только в локальном варианте. Вторая же группа редакций позволяет проводить и локальное, и удаленное тестирование.
iSpring QuizMaker (стандартный) позволяет легко и быстро и без специальной подготовки разрабатывать курсы прямо в PowerPoint, позволяет создавать аудио- и видео-вопросы, добавлять изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа.
Для более «продвинутых» пользователей компания iSpring представляет версию программу iSpring Suite Pro. В этой версии программного комплекса при публикации теста можно сжать элементы вида картинки, аудио, видео. Можно выбрать формат публикации для использования в СДО: SCORM 1.2; SCORM 2004; AICC и т.д. Но помимо этого функционала еще есть основные настройки созданного курса, опроса или анкеты, где пользователь настраивает навигацию, отображение результатов, уведомления и многое другое. Можно также создавать диалоговый тренажер, который идеально подходит для отработки навыков общения с клиентами или партнерами.
Заключение
В заключение следует отметить, что на сегодняшний день в мире существует множество программных продуктов, обеспечивающих возможность дистанционного обучения. Они имеют общую функцию - обеспечение обучения студентов (слушателей) дистанционно, но могут ориентироваться по-разному. Одни системы ориентированы на поддержание стандартов, принятых для облегчения обучения, другие - на развитие полного набора инструментов для доступа к обучающему материалу, групповое обучение и оценку уровня знаний и т.д.
Оба программных комплекса обладают полным набором функциональных возможностей. Они могут использоваться для решения любых связанных с проведением тестирования задач. Профессиональные версии обладают несколько меньшими возможностями.
Выбор конкретного программного продукта зависит от целей методов и средств дистанционного обучения. На основе сделанного сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что TestMaker является наиболее предпочтительным для пользователей.
Работа выполнена под научным руководством доцента кафедры АСОИУ КНИТУ Галеева И.Х.
Литература
1. Галеев И.Х., Храмов Д.Л., Светлаков А.П., Колосов О.В. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. - С. 33-35.
2. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) // И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; Под ред. И.Х. Галеева. -Казань: Казанский государственный технологический университет, 2005. - 126 с.
3. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И.. Сравнительный анализ систем компьютерного контроля знаний // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в многоуровневой системе образования» - 2005.- Казань: ЗАО "Новое знание" - С. 101-105.
4. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Test // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2007 - Т. 10 -N 3. - С.336-360. - ISSN 1436-4522.URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/joumal.html
5. Фирсова П. Ю. iSpring Online: простая и удобная СДО для малого бизнеса. // 2016 URL: http://www.ispring.ru/elearning-insights/ispring-online-lms-for-small-business/