Научная статья на тему 'ISpring Suite 8 - программа для создания интерактивного и мультимедийного контента'

ISpring Suite 8 - программа для создания интерактивного и мультимедийного контента Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4820
1450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБЪЕКТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / МОБИЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MULTIMEDIA / INTERACTIVE OBJECT / E-COURSE / MOBILE CONTENT / DISTANT LEARNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лузгина Валерия Борисовна, Шишкина Екатерина Николаевна

В данной статье представлен обзор программного продукта iSpring Suite 8, предназначенного для разработки дистанционных курсов, видеолекций, тренажеров, тестов, интерактивностей. Обзор проведен с целью анализа возможностей программы для создания мультимедийных и интерактивных учебных материалов. Вводная часть статьи показывает актуальность перехода к использованию в образовании контента нового поколения. Основная часть статьи содержит подробный обзор функционала инструментального средства iSpring Suite 8 с точки зрения разработки мультимедийных и интерактивных объектов, встроенных в электронные презентации. Заключительная часть содержит выводы об эффективности применения данной программы в том случае, когда необходимо разработать большое количество курсов без привлечения профессиональных разработчиков. Авторы статьи опирались на собственный опыт, а также опыт преподавателей ОмГТУ, полученный при разработке и использовании электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лузгина Валерия Борисовна, Шишкина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents an overview of the software iSpring Suite 8. This product creates online courses, video lectures, simulators, tests, interactivity. The survey is conducted with the purpose of the analysis capabilities of the program for the design of multimedia and interactive educational materials. The introductory part of the article shows the relevance of the education content of the new generation. The main part of the article provides a detailed overview of the functionality of the tool from the point of view of the development of multimedia and interactive objects in the electronic presentation. The final part contains conclusions about the effectiveness of this program in the case where it is necessary to develop a large number of courses without the involvement of professional developers. The authors relied on their own experience and the experience of teachers of Omsk state technical University, obtained when developing and using electronic educational resources in educational process of the University.

Текст научной работы на тему «ISpring Suite 8 - программа для создания интерактивного и мультимедийного контента»

iSpring Suite 8 - программа для создания интерактивного и мультимедийного контента

Лузгина Валерия Борисовна начальник отдела разработки электронного контента,

Центр информационных технологий, Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, г. Омск, 644050, (3812)66-87-39 [email protected]

Шишкина Екатерина Николаевна учебный мастер отдела разработки электронного контента, Центр информационных технологий, Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, г. Омск, 644050, (3812)66-87-39 [email protected]

Аннотация

В данной статье представлен обзор программного продукта iSpring Suite 8, предназначенного для разработки дистанционных курсов, видеолекций, тренажеров, тестов, интерактивностей. Обзор проведен с целью анализа возможностей программы для создания мультимедийных и интерактивных учебных материалов. Вводная часть статьи показывает актуальность перехода к использованию в образовании контента нового поколения. Основная часть статьи содержит подробный обзор функционала инструментального средства iSpring Suite 8 с точки зрения разработки мультимедийных и интерактивных объектов, встроенных в электронные презентации. Заключительная часть содержит выводы об эффективности применения данной программы в том случае, когда необходимо разработать большое количество курсов без привлечения профессиональных разработчиков. Авторы статьи опирались на собственный опыт, а также опыт преподавателей ОмГТУ, полученный при разработке и использовании электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза. This article presents an overview of the software iSpring Suite 8. This product creates online courses, video lectures, simulators, tests, interactivity. The survey is conducted with the purpose of the analysis capabilities of the program for the design of multimedia and interactive educational materials. The introductory part of the article shows the relevance of the education content of the new generation. The main part of the article provides a detailed overview of the functionality of the tool from the point of view of the development of multimedia and interactive objects in the electronic presentation. The final part contains conclusions about the effectiveness of this program in the case where it is necessary to develop a large number of courses without the involvement of professional developers. The authors relied on their own experience and the experience of teachers of Omsk state technical University, obtained when developing and using electronic educational resources in educational process of the University.

Ключевые слова

мультимедиа, интерактивный объект, электронный курс, мобильный контент, дистанционное обучение

multimedia, interactive object, e-course, mobile content, distant learning

Введение

В Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) на протяжении нескольких лет ведутся исследования и разработки в области создания образовательного контента нового поколения. К учебным материалам для нынешних студентов выдвигаются особые требования: они должны быть увлекательными, повышающими интерес и активность обучения, позволяющими доступ и использование посредством мобильных устройств. Этого можно достичь путем насыщения содержания мобильных электронных курсов мультимедийными и интерактивными объектами. [1]. Наш опыт показывает, что для того, чтобы решить проблему создания такого контента необходимо предоставить преподавателям недорогой, доступный и легкий в освоении инструмент. [2].

Порой думается, что нужно знать множество различных сервисов и программ, потратить значительные финансы и время на их освоение, но несколько лет назад наш вуз принял решение приобрести программу iSpring Suite, которая как раз решает эти проблемы и сокращает время на разработку мультимедийного контента.

Данный программный продукт разработан российской компанией iSpring (ООО «Ричмедиа»). Загрузить триальную 30-дневную версию можно по адресу http://www.ispring.ru/ispring-suite. [3].

Программа является дополнением к Power Point, поэтому ее интерфейс привычен, прост и удобен для преподавателей. Тем не менее, эта программа позволяет превратить обычные презентации в профессиональный учебный курс, благодаря встраиванию тестов, интерактивных компонентов, флэш-анимаций, аудио-и видеосопровождения и др.

Обзор возможностей программы iSpring Suite 8

В сущности, программное обеспечение iSpring Suite 8 - это набор специализированных модулей, объединенных единым интерфейсом. В него входят:

- iSpring QuizMaker (модуль создания тестов и опросов);

- iSpring Visuals (модуль создания интерактивностей);

- iSpring Cam (модуль видеозахвата экрана);

- iSpring TalkMaster (модуль создания диалоговых тренажеров);

- iSpring Narration Editor (модуль записи и редактирования аудио и видео). Ниже рассмотрим их применение при создании мультимедийных и

интерактивных объектов, встраиваемых в слайды Power Point-презентации.

Разработка мультимедиа

Запись аудио/видеосопровождения

Чтобы электронные курсы были по-настоящему «живыми», необходим эффект присутствия преподавателя. Программа iSpring Suite 8 позволяет записать авторское голосовое сопровождение слайдов, либо сопроводить слайды видеокомментариями, снятыми с помощью видеокамеры (рис.1).

[Р] 1 Й1 1 - Презентаwml.pptx - Microsoft PowerPoint lh=w| ED |вш>3ям КЕЕЗЯ Главная Вставка Дизайн Переходы Анимация Показ слайдов Рецензирование Вид ¡Spring Suite S Q

Щ @ Просмотр Публикация Публикация * е о в ® eoiiia 01 1 Структура р. Запись Запись Редактор Тест Интерактивность Диалог Запись Персонаж YouTube Web Flash Информация Экспорт аудио видео экрана Презентация Сопровождение Вставка

Тид -щяо и IV«, .............................................

Слайд! val \ 'Тема Office" , русский | ||Ш!™ ВД У 24% © Q- -(±5 S ,А

Рис. 1. Интерфейс программы iSpring Suite 8

Запись экрана

В новой версии iSpring Suite 8 появилась функция «Запись экрана», благодаря которой разработчику не нужно использовать дополнительные программы. Данная функция позволяет делать видеозахват экрана компьютера, записывать голосовое сопровождение, выделять цветом курсор мыши. Причем записанное видео можно сразу просмотреть, отредактировать, сохранить в формате .mp4, а также вставить его в презентацию или загрузить на YouTube. С помощью использования «Записи экрана» нашими преподавателями разрабатывались демонстрации работы офисных программ в курсе «Информатика», программ автоматизированного проектирования и черчения в курсе «Компьютерная графика», а также записывались интернет-трансляции лекций.

Редактор аудио/видео

Редактор аудио/видеосопровождения служит для записи аудио-, видеофайлов, импортирования, синхронизации с анимациями, а также для их редактирования. Встроенный редактор позволяет менять длительность показа слайдов, эффектов переходов, обрезать начало и конец дорожек, редактировать громкость звука, удалять шумы (рис.2). При этом качество обработки файлов не уступает качеству профессиональных редакторов.

402X17 I.......f.......f.........._____ ..............f . ....._______<<

L . 1ЙУ L- - .. I___ tA, h . и— - M._i I _ . ... i .bffif^^. lyUUl^Li ilJiSftlJj-lt^jll^jfiSjSf^JlJ^L^

hW L..M. < • К C4BI«:,..< rjrinr IOCS 1 •

Рис. 2. Интерфейс редактора iSpring Narration Editor

Вставка мультимедийных файлов (аудио, видео, видео с YouTube, flash-анимаций)

Для визуализации и улучшения восприятия учебного материала служит вставка мультимедийных файлов: аудио (*.wav, *.mp3, *.wma), видео (*.avi, *.wmv, *.mpg, *.mp4, *.mkv), видео с Youtube, flash-анимаций (*.swf, *.flv). iSpring Suite 8 позволяет в один клик мыши на панели быстрого доступа добавлять файлы, не прибегая к помощи других программ.

При вставке видео с Youtube (рис.3), в том случае, когда видео не внедряется в презентацию, а размещается только ссылка, значительно снижается нагрузка на внутренние сервера локальной сети вуза при большом количестве обращений к контенту. Для этого предварительно на канал вуза загружаются видеофайлы и оптимизируются средствами сервиса Youtube.

Ход выполнения работы. Часть 3

. оаученке СУБД Access 2007. Част 3

■J F. - Т Я - Л > J ■ -J >

Xh ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Вавилове Ирина Ивановна

L-

СЛАЙДЫ

18i2J ОООО'ОООО

000

Рис. 3. Пример вставки видео с Youtube в курсе «Информатика»

Плеер 50/50 для видеолекций

В iSpring Suite 8 появилась удобный способ просмотра курса, который объединяет в одном окне слайд и видео в соотношении 50/50 (рис.4). Видеосопровождение в презентацию можно импортировать готовое или записать в редакторе. Однако пользователь может самостоятельно менять в окне плеера пропорции слайда и видео в зависимости от того, на чем ему нужно сконцентрироваться: на видео лектора или на материале курса.

ПО является одним из видов обеспечения АСОИУ, наряду с J техническим (аппаратным), J математическим, J информационным, S лингвистическим, J организационным, J методическим обеспечением

Рис. 4. Пример плеера 50/50 в курсе «Проектирование и архитектура программных систем»

Вставка интерактивных объектов

Примерами интерактивного контента, созданного в программе iSpring Suite, являются тесты, опросы, книги с эффектом перелистывания, алфавитный каталог, диалоговые тренажеры, базы часто задаваемых вопросов. Для отображения хронологии событий используется интерактивность «Временная шкала». Стоит отметить, что интерактивные компоненты могут иметь высокую степень мультимедийности за счет встраивания аудио, видео, анимации, графики.

Интерактивные тесты

С помощью модуля iSprmg QшzMaker программа позволяет создать тесты с использованием 11 типов оценочных и 12 типов анкетных вопросов, в том числе выбор правильных ответов, задания на установление последовательности, вопросы на соответствие, ввод строки, пропущенных слов, область на рисунке и др. Для наглядности в тесты можно вставлять видеофрагменты, формулы, графики и другие изображения. Это особенно актуально для создания математических тестов (рис.5).

Рис. 5. Пример математического теста по теме «Матрицы» в курсе «Высшая

математика»

Для более эффективного тестирования возможна случайная выборка вопросов теста и построение сценариев ветвления. Также iSpring QuizMaker позволяет гибко настраивать правила прохождения теста: время, количество попыток, проходной балл. Еще одним плюсом программы тестирования является настраиваемый дизайн (цветовые темы, шрифты, редактируемые надписи кнопок). iSpring QuizMaker позволяет публиковать тесты сразу в двух форматах: HTML5 и Flash, благодаря чему тест можно просмотреть как на компьютере, так и на любом мобильном устройстве. iSpring QuizMaker позволяет публиковать тесты и использовать их не только в рамках электронного курса, но и как самостоятельные электронные образовательные ресурсы на странице сайта, блога или в системе дистанционного обучения (например, Moodle).

Диалоговые тренажеры

Еще одним интересным интерактивным объектом является диалоговый тренажер (рис.6). Он состоит из набора сцен, каждая из которых включает вопрос и варианты ответов. Для создания реальных ситуаций общения можно добавлять персонажей с различными позами и мимикой и фоновое изображение реальных интерьеров. Желательно, чтобы такое задание описывало ситуацию и предлагало выбор из нескольких действий, которые вполне могут возникнуть, например, в будущей профессиональной деятельности или зависеть от разных задач обучения.

Рис.6. Пример диалогового тренажера в курсе «Товароведение»

Вставка интерактивностей

iSpring Visuals - это компонент программы iSpring Suite 8, позволяющий создавать интерактивные элементы: каталог, временную шкалу, 3D книгу, вопрос-ответ. С помощью iSpring Visuals можно быстро и легко разрабатывать интерактивные ленты времени, инструкции, журналы, справочники, глоссарии, электронные «помощники» для подготовки к экзаменам. Это позволяет обучение сделать активным и увлекательным.

Интерактивность «Книга»

Интерактивность «Книга» (рис.7) полезна в тех случаях, когда необходимо разместить на слайде презентации расширенные информационные блоки, красиво и лаконично оформленные. Фактически, в презентацию встраивается 3Б-книга с эффектом перелистывания. Например, это может быть хрестоматийный материал или документы в курсе «История». Редактор позволяет оформить дизайн обложки и страниц книги. Также можно выбрать режимы просмотра и листания книги.

Рис. 7. Пример интерактивности «Книга» в курсе «Психология менеджмента»

Интерактивность «Временная шкала»

Интерактивность «Временная шкала» (рис.8) предназначена для отображения последовательности каких-либо периодов, этапов, содержащих определенный временной интервал (событие). Поскольку здесь периоды и события абстрактны, данную интерактивность можно использовать практически в любой предметной области, в нашем случае она применялась в курсе «История» (например, периоды правления русских царей), в курсе «Экология» (например, этапы эволюции растений), а также в описании технологических процессов, где приводится последовательность каких-либо операций.

Рис. 8. Пример интерактивности «Временная шкала» в курсе «История»

Интерактивность «Каталог»

Интерактивность «Каталог» (рис.9) служит для доступа к упорядоченной справочной информации. Каталог состоит из множества элементов, которые формируются в алфавитном порядке. В описании структурных единиц можно размещать текст, изображения, АазИ-объекты, а также аудио- и видеофрагменты. Примерами интерактивности «Каталог» могут быть словарь терминов и определений, каталог продукции, словарь иностранных слов и др.

Рис. 9. Пример интерактивности «Каталог» в курсе «История»

Интерактивность «Вопрос-ответ»

Интерактивность «Вопрос-ответ» (рис.10) (или еще ее называют «Часто задаваемые вопросы») представляет собой упорядоченный раскрывающийся список с описанием. В учебном процессе эту интерактивность можно использовать в качестве кратких ответов на экзаменационные вопросы, а также краткой энциклопедии (информационной справки) с раскрывающимися полями по типу Википедии.

Рис. 10. Пример интерактивности «Вопрос-ответ» в курсе «Концепции современного естествознания»

Заключение

iSpring Suite 8 - это эффективный инструмент для создания мультимедийного, интерактивного контента, предназначенного для использования не только на персональных компьютерах, но и на мобильных устройствах. При его внедрении не требуется тратить много времени для обучения преподавателей работе в этой программе. Он имеет простой, красивый, лаконичный, интуитивно понятный интерфейс, который соответствует мировым стандартам.

iSpring Suite 8 является достойным конкурентом аналогичным программам зарубежных производителей (Articulate Storyline, Adobe Presenter), и, по нашему мнению, превосходит их по показателю «цена-качество».

Хотелось бы отметить лучшие стороны данного программного продукта, а именно: возможность быстро и без специальной подготовки разрабатывать дистанционные курсы, широко использовать мультимедиа, поддерживать мобильные устройства, интегрировать курсы в различные системы дистанционного обучения.

Благодаря выбору программного обеспечения iSpring Suite, удалось за минимальные сроки разработать большое количество качественных учебных материалов (мультимедийных лекций, практикумов по 55 дисциплинам вуза, в том числе по курсам: «Физика», «Иностранный язык», «Химия», «Сопротивление материалов», «Инженерная графика», «Экономическая теория», «Теория механизмов и машин», «Философия», «Теоретическая механика» и др.). Студенты отмечают, что такие материалы вызывают у них больший интерес и желание учиться. [2].

Литература

1. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы //В сб. науч. ст." Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск. - 2007. - Т. 4. - С. 12-29.

2. Лузгина В. Б., Шамец С. П. Особенности разработки мобильного контента с помощью программного обеспечения iSpring // Электронные ресурсы в образовании («ЭРНО-2015»): Труды IV Международного научно-методического симпозиума. - г. Анапа. - Ростов-н/д: Изд-во ЮФУ, 2015. - С. 139-142.

3. iSpring Solutions: [Электронный ресурс]. Йошкар-Ола, 2005-2016. - Режим доступа: http://www.ispring.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.