Опыт использования мобильных технологий в образовательной среде вуза
Лузгина Валерия Борисовна начальник отдела разработки электронного контента,
Центр информационных технологий, Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, г. Омск, 644050, (3812)66-87-39 [email protected]
Стаховская Жанна Анатольевна инженер отдела разработки электронного контента,
Центр информационных технологий, Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, г. Омск, 644050, (3812)66-87-39 [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты использования мобильных технологий в современном высшем образовании. Проанализированы основные предпочтения использования мобильных устройств студентами и преподавателями в обучении. Авторы представили опыт применения мобильных технологий в образовательной среде вуза на примере Омского государственного технического университета (ОмГТУ). Данный обзор охватывает вопросы разработки, размещения и доставки мобильного контента, а также использования мобильных приложений для участия и проведения вебинаров. В заключительной части статьи приведен вывод о преимуществах и недостатках мобильного обучения, отмечено влияние степени готовности педагогов на уровень внедрения мобильного обучения. In article aspects of use of mobile technologies in modern higher education are considered. The main preferences of use of mobile devices by students and teachers in training are analysed. Authors have provided experience of application of mobile technologies in the educational environment of higher education institution on the example of Omsk state technical university (OmSTU). This overview covers questions of development, placement and delivery of mobile content, and also use of mobile applications for participation and holding webinars. A conclusion about benefits and shortcomings of mobile training is given in the conclusion of article, influence of degree of readiness of teachers on the level of implementation of mobile learning is noted.
Ключевые слова
Мобильные устройства, мобильное обучение, электронное обучение, инновационные технологии, мобильные технологии.
Mobile devices, mobile learning, E-learning, innovative technologies, mobile technology.
Введение
Эволюция мобильных устройств и беспроводных технологий привела к радикальным изменениям в социальном и экономическом образе жизни современных людей, в том числе это отразилось и на системе образования. Современный человек стал более коммуникабелен и мобилен, поэтому все активнее применяются мобильные технологии, создаются новые модели смартфонов и планшетов, которые своей производительностью не уступают настольным компьютерам. А следом за ростом количества мобильных устройств растет спрос на мобильный интернет, что делает мобильные устройства универсальными в плане использования.
Мобильные устройства, используемые в сочетании с универсальной беспроводной связью 3G/4G, являются важными инструментами для расширения возможностей в обучении студентов. Рост беспроводных сетей в крупных городах и увеличение числа учебных заведений, которые переходят на беспроводные технологии, подталкивают к внедрению мобильного обучения в вузовской среде. Беспроводная технология WiFi (Wireless Fidelity на базе стандарта IEEE 802.11 для беспроводных сетей), представляющая собой способ высокоскоростного обмена данными, облегчает доступ к информации везде, где есть соответствующие точки доступа. Наличие смартфонов и планшетов у большинства студентов позволяет внедрить инновационные технологии и помочь студентам и преподавателям получить доступ к цифровому контенту.
Электронное обучение посредством персонального компьютера в силу его стационарности ограничено местом и временем. Лимитирующими факторами являются габариты, вес, необходимость подключения к питающей сети и привязка к выделенной Интернет-линии. Персональный компьютер может быть технологически более продвинут, но он не является портативным, поэтому студенты вынуждены работать на одном и том же месте и в течение определенных временных интервалов.
Сами же студенты все больше и больше предпочитают мобильные технологии и используют их регулярно в своей личной жизни. Поэтому не удивительно, что для современных молодых людей не составит особых трудностей применить мобильные устройства для обучения, а не только для своих конкретных потребностей. Уже давно мы наблюдаем, что учащиеся самостоятельно пользуются мобильными устройствами во время учебы в качестве:
■ коммуникатора для обмена информации между собой;
■ фотоаппарата для фотографирования текста и т.п.;
■ диктофона для записи голоса преподавателя, читающего лекцию;
■ мобильного браузера для доступа к сайтам;
■ аудиоплеера для прослушивания лекций со звуковым сопровождением;
■ секундомера при проведении экспериментов;
■ средства для перевода иностранных текстов;
■ органайзера.
Студенты, использующие мобильные технологии в обучении полностью контролируют доступ к информации на своих мобильных устройствах. А одним из главных преимуществ мобильного обучения является то, что оно предоставляет свободу выбора достаточного количества времени, отведенного на обучение, а это в свою очередь делает студента свободным и независимым.
В отличие от традиционной формы подачи учебных материалов и заданий, мобильное обучение применяет инновационные технологии, при помощи которых меняется сама форма этой подачи. Для доставки контента применяются такие современные сервисы как социальные сети, облачные хранилища, хостинги медиаданных (Youtube, Vimeo и др.), а в последнее время некоторые преподаватели стали пользоваться Instagram, выкладывая туда полезную информацию.
Перед образованием стоит задача - сохранить всё ценное, наработанное за предыдущие годы, и при этом соответствовать современным потребностям, т.е. перейти от электронного обучения к мобильному, не потеряв, а обогатив его содержание. [1]. Мобильное обучение дает возможность расширить образование за пределы физических границ аудитории и за пределы лимитированных периодов времени, отведенного на обучение. Значение мобильных устройств заключается в том, что они позволяют студентам и педагогам общаться, сотрудничать и создавать учебные материалы с помощью цифровых ресурсов.
Итак, широкие технические и функциональные возможности мобильных устройств позволяют:
• выход в глобальную сеть, посещение необходимых сайтов, обмен электронной почтой, пересылку необходимых информационных файлов;
• прохождение тестирования на мобильном устройстве, самостоятельный контроль уровня знания предмета;
• доступ к электронным учебникам, воспроизведение звуковых, графических и видеофайлов расширяет возможности, в особенности для обучения языковым предметам и творческим специальностям;
• доступ к различного вида математическим калькуляторам и сервисам, удобным в использовании и способным содержать более полную и оперативно обновляемую информацию. [2].
Использование мобильных технологий в ОмГТУ
Подробнее опыт использования мобильных технологий в образовательной среде мы рассмотрим на примере Омского государственного технического университета. Перечислим основные сервисы и технологии, внедренные в вузе за последние годы:
1. Облачное хранилище iSpring Cloud для размещения мобильных образовательных ресурсов.
2. Средства разработки мобильных мультимедийных учебных материалов на базе продуктов iSpring.
3. Официальный канал ОмГТУ на YouTube для размещения видеороликов учебного и информационного назначения.
4. Мобильное приложение системы Mirapolis Virtual Room для участия в вебинарах.
5. Разработка учебных материалов на мобильных устройствах в офисных приложениях.
Использование продуктов компании iSpring
C помощь программы iSpring Suite преподаватели ОмГТУ разрабатывают мультимедийные, интерактивные курсы, предназначенные для использования не только на персональных компьютерах, но и на мобильных устройствах. [3].
Студенты могут просматривать и прослушивать слайд-лекции или видеолекции на своих смартфонах, планшетах в любое время и в любом месте, неограниченное количество раз (рис.1).
Рис. 1. Вид мультимедийной слайд-лекции на смартфоне
После ознакомления с учебным курсом они имеют возможность закрепить изученный материал, пройдя тесты для самопроверки. Технология iSpring предусматривает масштабирование контента жестами, что очень удобно при управлении с сенсорного экрана мобильного устройства. Интерфейс тестов разработан таким образом, чтобы было легко переключать кнопки и команды на миниатюрных панелях портативных гаджетов (рис.2).
Чтобы студенты могли просматривать мобильный контент в режиме оф-лайн, компания iSpring разработала специальный плеер iSpring Play (бесплатное мобильное приложение). [4]. Его можно скачать из магазинов приложений App Store или Google Play на свои мобильные устройства.
С iSpring Play пользователи смогут проходить обучение со своих iPhone, iPad или Android-устройств, используя преимущества данного приложения:
■ интуитивный интерфейс;
■ удобная библиотека материалов;
■ мгновенный доступ к избранным материалам;
■ просмотр курсов в режиме оф-лайн (рис.3).
Для размещения мобильных курсов, разработанных в iSpring, а также файлов других форматов ОмГТУ арендовал веб-сервис iSpring Cloud. Данный сервис является «облачным» хранилищем мобильного контента и позволяет:
- просматривать материалы без установки дополнительных приложений в любом браузере, на любом устройстве;
- встраивать материалы на сайт или в блог;
- отправлять ссылки на материалы по электронной почте;
- получать отчеты об активности пользователей и популярности материалов.
Рис. 3. Окно приложения iSpring Play на планшете
Использование видеохостинга YouTube
В последнее время стало очень популярно размещение полезной видеоинформации на Youtube. Образовательные организации широко используют эту возможностью, тем более сервис видеохостинга YouTube является бесплатным. Официальный видеоканал ОмГТУ существует уже три года, кроме информационных и новостных видеороликов имеется раздел «E-leaming», в котором размещены видозаписи лекций, опытов, экспериментов и практических занятий. В настоящий момент на канал подписаны 1670 пользователей. С помощью мобильных приложений, предназначенных для просмотра YouTube, студенты могут просмотреть содержимое вузовского канала на своих мобильных устройствах (рис. 4). По данным YouTube Analytics доля доступа к каналу ОмГТУ с мобильных телефонов и планшетных ПК составляет 25% от общего количества обращений.
Рис. 4. Просмотр видеолекций в приложении «YouTube» на планшете
Использование мобильного приложения Mirapolis Virtual Room
Для организации видеоконференцсвязи и проведения занятий с географически удаленными слушателями в ОмГТУ используется система вебинаров Mirapolis Virtual Room. Кроме стандартных опций (демонстрация презентаций, чат, аудио/видеоконференция) Mirapolis Virtual Room обладает уникальными возможностями:
■ совместный просмотр мультимедийных файлов (avi, mov, wmv, flv, mp4), веб-кастов,
■ обмен файлами между участниками непосредственно в виртуальной комнате,
■ совместное рисование на whiteboard,
■ настройка прав и ролей участников,
■ создание видеозаписи вебинара и автоматическая рассылка зарегистрированным участникам,
■ возможность участия в вебинаре в качестве слушателя или спикера через мобильное устройство, используя мобильное приложение (рис. 5).
Мобильное приложение MVR Mobile позволяет подключиться к виртуальной комнате по цифровому коду, присылаемому участнику вебинара в электронном письме-приглашении. Возможности приложения достаточно расширены, существуют ограничения лишь по функционалу спикера, касающиеся управления онлайн-встречей и трансляцией рабочего стола.
Использование мобильного приложения наиболее распространено среди преподавателей, обучающихся на курсах повышения квалификации, проходящих в формате вебинара.
Использование офисных приложений для мобильных устройств
Еще один способ применения мобильных устройств в образовании - это работа в офисных приложениях, разработанных с учетом специфики мобильных устройств. Например, преподаватели и студенты для создания презентаций могут воспользоваться мобильными приложениями ^ynote (на iPhone, iPad) или Goole Презентация (на Android). Заходя в мобильное приложение, преподаватель создает презентацию или заметки к лекциям, тут же делает изменения, если необходимо что-то быстро исправить.
При использовании Microsoft Office 365 на мобильных устройствах (рис. 6) работа становиться более производительной. Это происходит благодаря тому, что приложение Office 365 позволяет обращаться к облачному хранилищу данных и с ПК, и с мобильного устройства. Если начать работу на одном устройстве (например, на планшете), можно закончить ее на другом (на компьютере), все изменения во время работы автоматически сохранятся. Расширенные инструменты для совместной работы и 1 ТБ в «облаке» как никогда способствуют эффективной работе.
Рис. 6. Пример работы в Office 365 (PowerPoint) на планшете
Заключение
Мы наблюдаем, что внедрение мобильных технологий в учебный процесс, чаще всего инициируется самими учащимися. Несомненно, это ведет к большему объему самостоятельной работы, у студентов повышается самоорганизация и ответственность, умение ставить перед собой цели и организовывать свою деятельность.
В настоящее время роль преподавателя поменялась, он координирует познавательный процесс, корректирует преподаваемый курс, консультирует, руководит учебным проектом. Как показывает практика, мобильное обучение является отличной возможностью для педагогов в сложившихся условиях, но в большинстве случаев эта возможность используется еще недостаточно эффективно. Сегодня в России мобильное обучение еще не так широко распространено, а качественных мобильных приложений для образования еще не так много, как хотелось бы. Да и те, которые есть, преподаватели знают плохо или не знают совсем, следовательно, не могут применять их в учебном процессе. Необходимо подготовить преподавателей к новым средствам обучения, особенно это касается людей консервативных взглядов, которым в отличие от современных студентов (они то технически и психологически уже готовы) предстоит сложная перестройка сознания.
Для того, чтобы показать преподавателям новые формы и методы мобильного обучения, в ОмГТУ проводятся курсы повышения квалификации. На курсах рассматриваются не только новые программы для создания образовательного контента и инструменты коммуникаций, но и психолого-педагогические аспекты использования инновационных технологий.
Подводя итоги, сформулируем некоторые явные преимущества мобильного обучения:
■ Мобильные устройства могут быть использованы в любое время и в любом месте: в вузе, дома, в поезде, в маршрутках, в гостиницах и т.д. Обучение становится поистине гибким.
■ Студенты могут поддерживать связь с преподавателем, а также взаимодействовать друг с другом. Преподаватели и студенты могут обмениваться информацией с помощью электронной почты, социальных сетей (ВКонтакте, Facebook и др.), возможна совместная работа при помощи беспроводной сети или Bluetooth.
■ Использование мобильных устройств подстегивает интерес к обучению у тех студентов, которые не проявляли себя в традиционной форме обучения.
■ Но есть и минусы:
■ Высокая цена мобильных устройств (особенно планшетов). Не все студенты и преподаватели могут позволить купить более современный мощный планшет, за которым удобно и комфортно работать.
■ Маленький экран смартфона. Не всегда удобно работать за маленьким экраном и читать информацию.
■ Нехватка знаний у педагогов в области мобильных технологий.
■ Необходимость подзаряжать мобильные устройства для продолжительного времени использования.
■ Отсутствие в рядах регионах широкополосного Интернета, необходимого для использования комфортной работы на мобильных устройств.
В заключении можно сказать, что мобильное обучение не заменит традиционное, но оно может быть использовано в качестве дополнения к обучающему процессу в высшей школе и как компонент смешанного обучения. Активное применение мобильного обучения не ставит целью замену компьютеров на портативные гаджеты, а скорее расширяет и дополняет образовательную среду интересными новым методами, которые все предпочтительней и доступнее для студентов.
Литература
1. Лузгина В. Б., Шамец С. П. Особенности разработки мобильного контента с помощью программного обеспечения iSpring // Электронные ресурсы в образовании («ЭРНО-2015»): Труды IV Международного научно-методического симпозиума. - г. Анапа. - Ростов-н/д: Изд-во ЮФУ, 2015. - С. 139-142.
2. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании //Образовательные технологии и общество. - 2011. - Т. 14. - № 1.
3. Лузгина В.Б., Шишкина Е.Н. iSpring Suite 8 - программа для создания интерактивного и мультимедийного контента //Образовательные технологии и общество. - 2016. - Т. 19. - № 2.
4. iSpring Solutions: [Электронный ресурс]. Йошкар-Ола, 2005-2016. - Режим доступа: http://www.ispring.ru/.