УДК 378. 147.34
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-52-58
ХАРАКТЕРИСТИКА И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОБИЛЬНО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
С. К. Омарова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается дидактическая сущность мобильных средств обучения в иноязычном образовании. Несмотря на ряд внушительных исследований по использованию мобильных технологий обучения иностранному языку, существуют малоразработанные вопросы и проблемы, которые требуют детального изучения для более эффективного внедрения данных средств в практику языкового образования. Под термином «мобильные технологии» следует понимать портативные устройства с мобильными приложениями и возможностью выхода в Интернет. Дидактическая сущность применения данных средств обучения заключается в создании муль-тисенсорных комплексов обучающих систем, которые нацелены на диалоговый характер обучения, с учетом персональных особенностей обучающихся.
Ключевые слова: иностранный язык, мобильные средства обучения, профессионально ориентированный иностранный язык, веб-квест-технология.
В чем заключается особенность предмета «иностранный язык»? Ответом на этот несложный вопрос может послужить утверждение, что ни один из учебных предметов не может служить и целью обучения, и средством его достижения. Раскрывая более подробно данное утверждение, необходимо отметить, что иностранный язык дает возможность для развития у обучающихся черт вторичной языковой личности - комплекс характерных черт человека, нацеленных на межкультурную коммуникацию, предполагающую адекватное взаимодействие с представителями других культур. Развитие данных черт делает обучающегося способным быть активным респондентом в беседе, что, в свою очередь, и является целью обучения иностранному языку. Если же рассматривать обучение иностранному языку в качестве средства достижения цели, то здесь необходимо упомянуть о создании языковой среды обучения - вид коммуникативного пространства, в котором реализуется общение, в данном случае среда будет искусственной, так как отсутствует естественная среда общения и создание искусственной языковой среды предполагает широкое применение различных технических средств обучения иностранному языку. И чем натуральнее выглядит языковая среда, тем эффективнее иноязычное образование.
Под техническими средствами обучения подразумевают комплекс устройств, представленных в виде носителей аудиовизуальной учебной информации. Данные приборы предназначены для передачи и хранения необходимых данных, проведения контроля за ходом их усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков и умений. Практическое применение информационных средств обучения способствует созданию продуктивных систем
обучения, преобразующих содержательную и функциональную сторону деятельности преподавателей и обучаемых. Дидактическая сущность применения данных средств обучения состоит в том, что создаются мультисенсорные комплексы учебной техники и автоматизированных обучающих систем, которые способствуют ведению учебной деятельности в диалоговом режиме, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка мы открываем для себя новые перспективы и возможности включения мультимедийных средств в учебный процесс, а также разнообразного их использования с целью повышения качества и эффективности усвоения полученных компетенций.
Анализ литературы по тематике данного исследования показал, что использование информационных средств обучения иностранному языку - это не веяние моды, а закономерность, которая обусловлена изменениями в области кадрового распределения, а также требованиями к выпускникам высших учебных заведений для их дальнейшего соответствия занимаемой должности.
И здесь можно наблюдать некое противоречие между требованиями рынка труда к потенциальным кадрам, так как не всегда конечный продукт системы высшего образования соответствует пожеланиям и потребностям работодателя. Соискатель зачастую не имеет достаточного уровня знаний иностранного языка и навыков владения современными информационными технологиями. Работодатель порой вынужден затрачивать дополнительные средства для обучения персонала дополнительным навыкам, необходимым для улучшения качества рабочего процесса.
Одним из приоритетных направлений для решения данной проблемы может явиться комплексное использование мобильных устройств в образовательном процессе, т. е. мобильное обучение.
Термин «мобильное обучение», или т-1еагш^, очень активно входит в нашу повседневную жизнь. Учитывая современный прогресс в области средств коммуникации, можно отметить изменения в качестве и стиле нашей жизни, соответственно, не стоят на месте средства и способы обучения. Большинство исследователей проблемы использования информационных технологий в целях обучения отмечают, что всеобъемлющее распространение смартфонов и различного типа планшетов способствует разработке и созданию совместимых с программным обеспечением данных средств коммуникации приложений и обучающих программ, тем самым повышает возможности и качество образования. Нынешнее поколение молодежи как никто другой отражает веяния времени. Широкое использование мобильных телефонов и других устройств привело к тому, что обучающимся предпочтительнее получать новые знания и обрабатывать информацию небольшими порциями, а главное, делать это в любую свободную минуту (в метро, автобусе, во время ожидания очереди, т. е. совмещая с основной деятельностью) [1].
Мобильное обучение очень тесно связано с электронным и дистанционным образованием и дополняет его возможностью использования любого портативного устройства, благодаря чему обучение не имеет жесткой привязки к местонахождению обучаемого. Другими словами, мобильные технологии обучения снимают ограничения по его получению [2].
В современности становление организованной системы мобильного обучения только началось, поэтому тема изучения дидактического потенциала мобильных устройств в образовательном процессе очень актуальна. Под термином «дидактические свойства мобильных технологий» понимают их признаковые черты, которые отличают их от других средств обучения и которые могли бы быть использованы в практике и теории образования. Как говорит П. В. Сысоев, «под дидактическими свойствами мобильных технологий следует понимать основные характеристики и признаки, отличающие одни информационные технологии от других» [3].
Изучая вопросы применения мобильных технологий в качестве средств обучения в практике иностранного языка, можно рассмотреть работы ученых: А. А. Андреева (о дидактических характеристиках персональных компьютеров), И. В. Савиных (о работе мобильного портала в образовательной среде для доступа с сотовых телефонов).
И как подтверждение ценности мобильных технологий обучения иностранному языку авторы А. А. Федосеев, А. В. Тимофеев с уверенностью заявляют: «Возможностей мобильных устройств достаточно для полноценной работы в различных профессиональных областях».
Учеными Н. В. Бабичевым, Е. Н. Водостоевым, О. Н. Масленниковым, а также Н. Ю. Соколовым были определены дидактические функции мобильного обучения. Они обозначены следующим образом: познавательная - функция, служащая для интеллектуальных и профессиональных целей; диагностическая - определяющая способности обучающихся и начальный уровень знаний; адаптационная - формирующая информационную культуру, навыки профессионального менеджмента; пропедевтическая - осуществляющая педагогическую поддержку в процессе обучения; ориентационная -формирующая у обучающихся внутреннюю осознанность и готовность к самостоятельной расстановке перспектив; функция управления учебной деятельностью - позволяющая вести учет познавательным возможностям обучающихся; контроля -отслеживающая корректность выполнения итоговых работ; прогностическая - осуществляющая прогноз возможностей обучаемого в процессе освоения нового материала [4].
Если говорить о мобильных технологиях, которые могли бы быть использованы в процессе обучения иностранному языку с целью повышения его эффективности, то к ним относятся мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, нетбуки. Они предполагают передачу и поступление данных через мобильные технологии GPRS или WAP. Стоит повторить, что ключевыми характеристиками технологий, образующих мобильное обучение, являются портативность и выход в сеть Интернет.
К функциям данных средств коммуникации можно отнести голосовую связь, обмен сообщениями, обмен графикой, интернет-браузеры и др. И это лишь неполный список, который имеет практическую ценность в обучении иностранному языку.
Итак, возвращаясь к рамкам, определенным темой данного исследования, к дидактическим свойствам мобильных технологий, следует отнести высокую скорость обмена данными, диалоговый характер коммуникации, обеспечивающий интерактивный режим работы, гипертекст и мультимедиа, облегченный интерфейс сложноструктурированной информации.
С целью наглядного выявления дидактических характеристик мобильных технологий было проведено исследование, выделены две группы технического университета по специальности «электроэнергетика»: экспериментальная и контрольная. Занятия по профессионально ориентированному
иностранному языку в экспериментальной группе проводились с применением мобильных технологий в аудиторное время, в контрольных группах - с помощью традиционных средств обучения. В качестве мобильного средства обучения в экспериментальной группе применялись планшеты Samsung Tab3 7.0 с возможностью выхода в Интернет посредством Wi-Fi. Занятия строились по различным схемам, это объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений, а также проверка и контроль уже приобретенных.
Один из видов заданий, которыми были заняты студенты, - веб-квест (Web Quest). Веб-квест - вид учебной деятельности проблемного характера с элементами ролевой игры. Условием выполнения данного вида работы является использование информационных ресурсов Интернета. Веб-квест представляет собой поисковую деятельность в Интернете, результатом которой должен являться исследовательский проект. В роли составителей веб-квеста могут выступать сам преподаватель либо обучающиеся, в зависимости от учебной цели [5].
Особенностью такого рода занятий является то, что среди множества различной информации, предоставленной на разнообразных сайтах в Интернете, контент которых не всегда содержит релевантный материал и в поисках которой можно заблудиться, студент имеет список веб-сайтов, соответствующих тематике и уровню знаний заданного исследования. Благодаря заранее приготовленному преподавателем перечню необходимых ресурсов студенты могут рационально планировать свое время и сконцентрироваться не на поиске информации, а на ее использовании.
В данном случае был использован аналитический веб-квест, который характеризуется тем, что студенты должны сравнивать, сопоставлять, анализировать факты, связанные с будущей специальностью на иностранном языке, понять связь и объяснить их значение [6].
Занятие, построенное по структуре веб-квеста, было выдержано в следующих рамках:
- краткое описание темы и главных ролей участников веб-квеста. Вводная часть, требующая от преподавателя максимально четкого и внятного разъяснения целей и задач проекта;
- объяснение задания и итоговой формы результата. Концентрация внимания на конечном продукте деятельности обучаемых;
- порядок выполнения работы и необходимые ресурсы. Преподавателем разъясняется желательная очередность выполнения действий, но студенты вправе выбрать свой произвольный алгоритм;
- описание критериев и параметров оценки. Использование бланка оценки. Преподаватель должен осветить рубрики, относительно которых будет ве-
стись оценивание, процедура может быть автоматизирована или выполняться вручную преподавателем. Также актуальны методы взаимооценивания;
- подведение итогов, возникших вопросов и спорных моментов. Данный этап проводится с целью обратной связи с обучающимися, внесения дальнейших корректировок в ход работы над проектом;
- ссылки на источники в Интернете, которые были использованы в создании веб-квеста;
- методические рекомендации для преподавателей. Выполняются по желанию обучающихся. Конструктивная критика способствует совершенствованию процесса работы с мобильными технологиями обучения иностранному языку [7].
Вся работа по практической части исследования, подготовительная и завершающая части проводились на иностранном языке. В процессе объяснения условий этапов работы, при возникновении недопонимания и нехватки словарного запаса на английском языке обучающиеся имели также возможность пользоваться своим мобильным устройством для поиска перевода слова. Как наглядность вместе с перечнем ресурсов для поиска информации студентам была дана ссылка, пройдя по которой, можно было найти глоссарий к проекту с толкованием и переводом слов, заведомо незнакомых для аудитории.
Стоит отметить, что в ходе данного исследования были использованы мобильные приложения: словарь ABBY Linguo - онлайн-версия, онлайн-эн-циклопедия Wikipedia, MX player - программа для просмотра видеоконтента, электронная почта - для рассылки заданий обучающимся, а также для ведения обратной связи со студентами, Share it Connect and Transfer - программа для переноса файлов с одного устройства на другое, Bookmate - онлайн-библиотека и др.
Работа в контрольной группе заключалась в подготовке проектов по заданной тематике с использованием бумажных словарей, учебников и того материала, который был подготовлен преподавателем и отображен на интерактивной доске.
Оценивание продуктов деятельности обучающихся в обеих группах производилось по следующим критериям, разработанным кандидатом педагогических наук, доцентом А. В. Овчинниковой [8] (таблица).
Таким образом, суммарная оценка за выполнение той или иной работы на каждом занятии по иностранному языку позволила увидеть полную картину эффективности усвоения знаний обучающимися в экспериментальной и контрольной группах. Это позволило сделать выводы о высоком дидактическом потенциале мобильных технологий обучения, так как 80 % обучающихся в экспери-
Критерии/баллы 0 1 2 3
Целеполагание Цель не сформулирована Цель сформулирована, но не обоснована Цель ясно сформулирована, но обоснована в общих чертах Цель определена ясно, четко обоснована
Планирование путей достижения цели проекта План отсутствует План составлен некорректно, отражает лишь малую часть работы по проекту План составлен кратко, состоит лишь из основных этапов работы Развернутый план, состоит из основных этапов и промежуточных шагов по достижению цели проекта
Глубина раскрытия темы проекта Тема не раскрыта Тема раскрыта не полностью Автор показал раскрытие темы в рамках программы Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования Использованы не соответствующие теме исследования источники Большая часть информации не соотносится с темой исследования Использованы однотипные источники информации Представлена полная информация из разнообразных источников
Анализ хода работы, выводы и перспективы Ход и результат работы над исследованием не проанализированы Анализ работы фрагментарный Представлен развернутый обзор работы по достижению заявленных целей Представлен исчерпывающий анализ ситуаций проектной работы, намечены перспективы
Личная заинтересованность Работа шаблонная, оформление формальное Проявлен незначительный интерес, не использованы возможности творческого подхода Серьезная заинтересованность, элементы творчества Творческий подход, оригинальное отношение
Соответствие требованиям оформления письменной части Письменная часть отсутствует Отсутствует установленный правилами порядок, структура Оформление работы не полностью соответствует заявленным требованиям Четкое и грамотное оформление
Качество проведения презентации Презентация не проводилась Внешний вид и речь автора не соответствуют правилам проведения презентации Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, но автор не владеет культурой общения, не уложился в регламент Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, автор владеет культурой общения, уложился в регламент, ему удалось вызвать большой интерес
Качество проектного продукта Проекта нет Не соответствует заявленным требованиям Требованиям соответствует частично Полностью соответствует требованиям качества
ментальной группе получили высокие баллы за выполнение промежуточных работ, в то время как только 50 % студентов контрольной группы набрали достаточно высокий балл. Так, по такому критерию, как «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования», студенты в экспериментальной группе получили максимум возможных баллов, и, соответственно, это сказалось и на характере оценки по критерию «глубина раскрытия темы проекта».
Говоря об оценке эффективности технологии мобильного обучения, в ходе экспериментальной работы были рассчитаны значения следующих критериев, разделенных на шесть групп: затраты времени и труда для решения определенных задач занятия; объем и качество приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков (рассчитывался по формуле К = а /п, где а - количество правильно выполненных заданий, п - количество всех заданий. Соответствующий уровень усвоения знаний считается достигнутым, если К > 0,7); возможно-
сти методов, форм, технологий и средств обучения, используемых на занятии; приспособляемость предлагаемой методики обучения к изменяющимся условиям; соответствие работы педагога целям и задачам обучения; качество регулирования и управления учебным процессом.
Показатели данных критериев контрольной группы были ниже показателей экспериментальной, выделенные критерии позволили оценить не только эффективность предлагаемой технологии обучения, но и эффективность всей предлагаемой дидактической системы.
Таким образом, благодаря проведенной работе по тематике исследования можно сделать вывод об эффективности использования мобильных технологий обучения на занятиях по профессионально ориентированному иностранному языку со студентами, в частности, с помощью мобильного обучения можно решить ряд проблем, касающихся обучения иностранному языку: обеспечивает сиюминутный доступ к необходимой информации, тем
самым повышает читательскую способность обучающихся на иностранном языке, а также тренируются навыки аудирования за счет возможности прослушивания изучаемого материала на иностранном языке, не отрываясь от основной деятельности, портативность позволяет решить проблему экономии рабочего места и пространства.
Проведенная опытная работа и анализ результатов эксперимента по выявлению дидактических свойств мобильных средств коммуникации в процессе иноязычного обучения позволили сделать выводы: мобильные средства обучения имеют преимущества перед традиционными в том, что образовательное пространство расширяет свои границы за пределы университета; студентоцентриро-ванный подход в обучении способствует объективному оцениванию обучающимися своих возможностей; вводит интерактивные и имитационные наглядные пособия в активный обиход обучающихся; способствуют обучению лиц с ограниченными возможностями; экономичны в своем использовании благодаря более низкой стоимости на рынке телефонии и связи, сравнивая со стоимостью персонального компьютера; быстрый обмен данными и учебными материалами между обучающимися благодаря беспроводным технологиям; повышают интерес и мотивацию к обучению, способствуют продуктивному запоминанию информации [9].
Но, к сожалению, у каждого средства обучения есть свои недостатки, мобильные технологии - не исключение. В процессе обучения иностранному языку с использованием планшета в качестве мобильного средства и перечисленных мобильных приложений были выявлены следующие слабые стороны: несформированная научно-методическая подготовка преподавателей иностранного языка к внедрению мобильного обучения; дефицит заготовленных обучающих мобильных приложений и программ для обучающихся по различным направлениям и учебным профилям, в нашем случае недостаток аутентичного неадаптированного материала по специальности, который бы соответствовал тематике рабочего учебного плана; приложения развлекательного характера отвлекают обучающихся в рабочее время от основной учебной деятельности (игры, общение в социальных сетях, чат-приложения, просмотр видео- и аудиоресур-сов, не относящихся к тематике задания); малые размеры и сравнительно небольшое разрешение экрана [10].
Итак, сделав выводы по практической части данной работы, можно дополнить список дидактических свойств мобильных технологий обучения иностранным языкам, который был заявлен изначально как основной.
К дидактическим свойствам мобильных технологий обучения иностранным языкам относятся:
- приобретение, усвоение и закрепление полученных знаний и умений в практических навыках в процессе работы с образовательным контентом;
- возможность детального изучения материала благодаря представлению объективной информации в различных источниках (владение обширной информацией и возможности независимой оценки изучаемого материала по специальности);
- развитие деловой информационно-коммуникационной культуры личности (возможность использовать последние достижения науки и техники);
- повышение интереса к изучаемым явлениям, мотивации обучающихся за счет применения разнообразных форм и видов учебной деятельности (нестандартные формы и динамика проведения занятий способствуют привлечению интереса к теме занятия по иностранному языку);
- развитие навыков рефлексии и критического мышления;
- возможность адекватного оценивания приобретенных знаний, умений, навыков в процессе обучения (это свойство возможно реализовать через специально разработанные автоматические мобильные приложения для подсчета баллов, оценок и т. д.);
- общение обучающихся с преподавателем и другими участниками образовательных отношений (через социальные сети и различные чат-программы, где можно создавать отдельные группы и рассылать информацию единовременно. Наглядный пример создания искусственной языковой среды);
- формирование студентоцентрированной образовательной траектории (с помощью подбора ресурсов, соответствующих уровню знаний обучающегося);
- персонализация за счет личностно ориентированного подхода в обучении (обучающийся сам выбирает для себя темп обучения и обработки информации);
- мультисенсорное отображение информации в текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате;
- перцептивная насыщенность, богатство изобразительных приемов и эмоциональная выразительность;
- большой набор операционных возможностей выполнения различных действий с информацией (поиск, анализ, структурирование, хранение, обработка, редактирование, создание, передача и др.), в том числе совместное генерирование и создание, редактирование, обмен информацией и образовательным контентом;
- асинхронный обмен информацией между пре- Таким образом, внедрение мобильных средств подавателем и студентами; при обучении иностранным языкам, расширение
- возможность преодолевать существующие возможностей дистанционного обучения, проведе-временные и пространственные рамки; ние тестов и опросов по иностранному языку с по- получение автоматического уведомления о мощью мобильных устройств, на взгляд автора,
поступлении новой информации или образователь- существенно повысят эффективность образования
ного контента; в высших учебных заведениях. Использование
- автоматическое распространение информации и специализированных возможностей планшетов и образовательного контента большому числу пользова- смартфонов позволит не только усилить интерес телей - участников образовательных отношений; студентов к изучению языков, но и существенно
- доступность и возможность свободного пои- расширить технические возможности обучения ска образовательного контента; дисциплинам в области информационных техно- оптимизация использования учебного времени. логий.
Нельзя не отметить возможности мобильных Все вышеизложенное позволяет сделать вывод
технологий обучения иностранному языку дистан- о том, что мобильные устройства содержат огром-
ционно, при организации дистанционных лекций. ный дидактический потенциал по их применению
Они также позволяют автоматизировать учет при- в обучении иностранному языку в учебном про-
сутствующих студентов на занятии, а в организа- цессе вуза, который, несомненно, требует дальней-
ции тестирования мобильные средства обучения шего изучения, включая разработку программного
лидируют среди остальных. и методического сопровождения.
Список литературы
1. Злобина С . Н ., Глушач Н . Н . Креативно-ориентированное образование - новый образовательный путь подготовки современных специалистов // Междунар . науч . школа психологии и педагогики VII (15) . Новосибирск, 2015 . С . 33-36 .
2 . Сигов А .С . , Мордвинов В .А . , Трифонов Н . И . Моделирование использования карманных компьютеров в дистанционном образовании //
Информационные технологии в образовании: сб. науч . тр . М .: МИФИ, 2000 . Ч . III . С . 79-80 .
3 . Сысоев П . В . Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика . М . : Глосса-пресс,
2012 .252 с .
4 . Бабичев Н . В ., Водостоева Е . Н ., Масленикова О . Н . , Соколова Н . Ю . Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе
современного биологического образования // Информатика и образование, 2008. № 9 . URL: http://e-drofa . ru/aboutnavigator (дата обращения: 18.05 .2017) .
5 . Николаева Н . В . Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //
Вопросы интернет-образования . 2002 . № 7 . URL: http://vio . fio . ru/vio_07 (дата обращения: 15.03.2017) .
6 . Dodge B . Some Thoughts About WebQuests . 1995-1997 . URL: http://webquest. sdsu . edu/about_webquests . html (дата обращения: 15.03.2017) .
7 . Dodge B . WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks . 1999 . URL: http://webquest. sdsu . edu/taskonomy. html (дата обращения: 15.03.2017) .
8 . Золотарева И . А ., Дорохина А. Л . Методы оценки эффективности информационно-технологических проектов // Управлшня розвитком:
зб . наук, робiт. Харкiв, 2008. № 14 . С . 70-71.
9 . Титова С . В . Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы . URL: http://titova . f^l.msu. ru/articles/Mobile-learning-today-strategies-
and-perspectives. doc (дата обращения: 20 .02 .2017) .
10 . Kukulska-Hulme A ., Traxler J . Mobile Learning: a Handbook for educators and Trainers . London, 2005.
Омарова Сафура Караулбековна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.08.2017.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-52-58
CHARACTERISTICS AND DIDACTIC POTENTIAL OF MOBILE-DIGITAL TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING
S. Omarova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article considers the didactic essence of mobile teaching aids in foreign language education. Despite a number of impressive studies on the use of mobile technologies for foreign language teaching, there are few questions and problems that require detailed study for more effective implementation of these tools in the practice of language education. The term «mobile technologies» should be understood as portable devices with mobile applications and the ability to access the Internet. The didactic essence of these teaching aids application is the creation of multi-sensory learning systems
complexes that are aimed at the interactive nature of learning, taking into account the personal characteristics of the students. Mobile learning is very closely related to the electronic and distance education, which is connected with any portable device, so that training does not have a rigid binding to the location of the trainee. In other words, mobile learning technologies reduce the restrictions of education. Using specialized capabilities of Pads and mobile phones will allow not only to increase the students' interest in learning languages, but also significantly expand the technical possibilities of disciplines teaching in the field of information technology. So mobile devices contain a huge didactic potential for their application in teaching a foreign language in the university educational process, which undoubtedly requires further study, including the development of software and methodological support.
Key words: foreign language, mobile learning tools, professionally oriented foreign language, Web Quest technology.
References
1. Zlobina S . N ., Glushach N . N . Kreativno-orientirovannoye obrazovaniye - novyy obrazovatel'nyy put' podgotovki sovremennykh spetsialistov [Creatively-oriented education is a new educational way of modern specialists training] . Mezhdunarodnaya nauchnaya shkola psikhologii i peda-gogiki VII (15) [International scientific school of psychology and pedagogy VII (15)] . Novosibirsk, 2015 . Pp . 33-36 (in Russian) .
2 . Sigov A . S ., Mordvinov VA ., Trifonov N . I . Modelirovaniye ispol'zovaniya karmannykh komp'yuterov v distantsionnom obrazovanii [Modeling of the
pocket computers use in distance education] . Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: sb. nauchnykh trudov. Chast' III [Information technologies in education: collection of scientific works . Part III] . Moscow, MEPhI Publ . , 2000 . Pp . 79-80 (in Russian) .
3 . Sysoev P. V Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obucheniiinostrannomu yazyku: teoriya ipraktika [Information and communication
technologies in foreign language teaching: theory and practice] . Moscow, Glossa-press Publ ., 2012 . 252 p . (in Russian) .
4 . Babichev N . V, Vodostoeva E . N . , Maslenikova O . N ., Sokolova N . Yu . Rol' i znacheniye interaktivnykh naglyadnykh posobiy v sisteme sovremen-
nogo biologicheskogo obrazovaniya [The role and importance of interactive visual aids in the system of modern biological education] . Informatika i obrazovaniye - Informatics and Education, 2008, no . 9 . URL: http://e-drofa .ru/aboutnavigator (in Russian) (accessed 18.05.2017) .
5 . Nikolaeva N . V Obrazovatel'nye kvest-proekty kak metod i sredstvo razvitiya navykov informatsionnoy deyatel'nosti uchashchikhsya [Educational
quest projects as a method and means of students' information activity skills developing] . Voprosy internet-obrazovaniya, 2002, no . 7 . URL: http:// vio . fio . ru/vio_07 (in Russian) (accessed 15.03.2017) .
6 . Dodge B . Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997 . URL: http://webquest . sdsu . edu/about_webquests . html (accessed 15.03.2017) .
7 . Dodge B . WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. URL: http://webquest.sdsu .edu/taskonomy. html (accessed 15.03.2017) .
8 . Zolotareva I .A., Dorohina A. L . Metody otsenki effektivnosti informatsionno-tekhnologicheskikh proektov [Methods for assessing the effectiveness
of information technological projects] . Upravlinnjy rozvitkom: zb. nauk. robit [Development Management: collection of scientific works] . Kharkiv, 2008,no . 14, pp . 70-71 (in Russian) .
9 . Titova S . V Mobil'noye obucheniye segodnya: strategii i perspektivy [Mobile training today: strategies and perspectives] (in Russian) URL: http://
titova . ffl.msu . ru/articles/Mobile-learning-today-strategies-and-perspectives . doc . 9 (accessed 20.02 .2017) .
10 . Kukulska-Hulme A. , Traxler J . Mobile Learning: a Handbook for Educators and Trainers. London, 2005.
Omarova S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: succesfully@ mail.ru