Научная статья на тему 'Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС'

Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2651
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА / СЕТЕВЫЕ (ОБЛАЧНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФГОС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / MOBILE DEVICES / NETWORK (CLOUD) TECHNOLOGIES / MOBILE LEARNING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PEDAGOGICAL PRACTICES OF MOBILE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Марина Александровна, Лебедева Маргарита Борисовна

В статье анализируется сущность понятия «мобильное обучение», его достоинства и проблемы, формулируются педагогические условия успешной реализации мобильного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова Марина Александровна, Лебедева Маргарита Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the essence of the notion "mobile learning” (m-learning), its advantages and problems. Pedagogical conditions of successful implementation of mobile learning are formulated

Текст научной работы на тему «Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС»

М. А. Горюнова М. Б. Лебедева

(Санкт-Петербург)

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

MOBILE LEARNING IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

В статье анализируется сущность понятия «мобильное обучение», его достоинства и проблемы, формулируются педагогические условия успешной реализации мобильного обучения Ключевые слова: мобильные устройства, сетевые (облачные) технологии, мобильное обучение, ФГОС, педагогические практики мобильного обучения

The article analyzes the essence of the notion "mobile learning" (m-learning), its advantages and problems. Pedagogical conditions of successful implementation of mobile learning are formulated Keywords: mobile devices, network (cloud) technologies, mobile learning, Federal state educational standards, pedagogical practices of mobile learning

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС] были разработаны и постепенно внедряются в практику образовательных учреждений как ответ на существенные изменения в окружающем нас мире, связанные в первую очередь со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий. Современную молодежь невозможно представить без мобильных телефонов и иных мобильных устройств, которые находятся при ней практически круглосуточно. Молодые получают разнообразную информацию в любом месте и в любое время, но умеют ли они целесообразно использовать эти возможности? ФГОС ориентирует педагога на такие задачи, как снабдить ученика адекватными современным условиям жизненно важными навыками работы с информацией и эффективного взаимодействия с другими людьми, а также сформировать умение учиться самостоятельно. Реализуя принцип непрерывности в образовании, следует ориентироваться на гибкое обучение в информационной образовательной среде, включающей в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, а также общественное пространство для коллективной работы, позволяющее взаимодействовать всем участникам образовательных отношений. Мобильное обучение в этом плане можно рассматривать и как условие, и как средство достижения целей ФГОС в контексте подготовки обу-

чающегося к жизни в информационном обществе.

Мобильное обучение, прежде всего, ассоциируется с мобильными информационными технологиями, то есть технологиями, основанными на использовании мобильных устройств и современных сетевых технологий [1, 3]. К числу мобильных устройств относятся планшетные компьютеры, смартфоны, навигаторы, ридеры и другие устройства, обеспечивающие работу с информацией.

Мобильные технологии во многом изменили идеологию работы с компьютерными программами, сделали ее более комфортной и быстрой. Сетевые информационные технологии базируются на том, что все программное обеспечение находится на мощном удаленном компьютере, там же хранятся созданные пользователем программные продукты (текстовые документы, презентации, рисунки, схемы и др.], доступ к программному обеспечению и программным продуктам осуществляется через Интернет по логину и паролю. Очень часто для обозначения таких технологий используется термин «облачные», чтобы подчеркнуть удаленный характер и независимость от программ, установленных на компьютере пользователя.

Достоинство мобильных устройств в том, что они всегда сопровождают современного человека, имеют небольшой размер и могут быть подключены к Интернету практически в любой точке земного шара, пользователь

может подключиться в любом месте, при этом возможна совместная работа в сети, когда над созданием документов одновременно работают несколько человек. С этой точки зрения можно считать, что мобильное обучение - это любая учебная активность, в которой преимущественно или исключительно используются мобильные устройства и сетевые технологии, но не обычные настольные компьютеры с установленным программным обеспечением.

Анализ международного опыта в этой области представлен в «Рекомендациях ЮНЕСКО по политике в области мобильного образования» [5], подготовленных институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО]. В этом пособии дано достаточно емкое определение самого термина «мобильное обучение» (англоязычный термин т-1еагп^): «Мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ], для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени. Обучение может принимать различные формы, с помощью мобильных устройств учащиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам, связываться с другими пользователями, создавать контент в учебном классе и за его пределами. Мобильное обучение включает в себя мероприятия, необходимые для достижения целей обучения, например, эффективное управление школьными системами, совершенствование взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями учащихся».

В материалах Рекомендаций аргументированно представлены основные преимущества мобильного обучения, которые подтверждены международной практикой:

- расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию;

- персонализация обучения;

- мгновенная обратная связь и оценка результатов обучения;

- обучение в любое время и в любом месте;

- эффективное использование времени на уроках в классах;

- формирование новых сообществ учащихся;

- поддержка ситуационного обучения;

- развитие непрерывного «бесшовного» обучения;

- обеспечение связи между формальным и неформальным обучением;

- минимизация последствий разрушения образовательного процесса в зонах военных конфликтов или стихийных бедствий;

- помощь учащимся с ограниченными возможностями;

- повышение качества коммуникации и управления;

- максимизация эффективности затрат.

Для российского образования термин

«мобильное обучение» является относительно новым и достаточно дискуссионным. В первых российских исследованиях по проблеме подчеркивается, что термин «мобильное обучение» может трактоваться довольно широко, мобильными в образовательном процессе могут быть [1]:

- устройства, используемые при обучении (любые мобильные устройства и сетевые технологии],

- обучающиеся (они могут во время обучения находиться в учебном классе или за его пределами, перемещаться по классу или по школе, работать в разных командах - од-новозрастных или разновозрастных - и др.],

- процесс обучения - реальными становятся разные виды уроков: традиционный (в классе по расписанию], «парковый», «музейный», «театральный»; учителем является не только сам педагог, ведущий урок, но и виртуальный учитель (например, учитель в Интернете из совсем другого региона, другой школы), в обучении активно используются электронные учебники и различные Интернет-ресурсы.

Проанализируем понятие «мобильное обучение» с точки зрения педагогических категорий в контексте основных положений построения ФГОС и прежде всего системно-дея-тельностного подхода, являющегося фундаментом новых стандартов. В этом ключе важно сделать акцент на деятельностную составляющую и рассматривать мобильное обучение как одну из новых форм организации обучения. Тогда можно сказать, что мобильное обучение - это особая форма организации обучения с использованием мобильных технологий, которая сочетает в себе возможности урочной и внеурочной учебной деятельности, индивидуального, группового и

коллективного обучения.

Для достижения требуемых образовательных результатов при реализации мобильного обучения необходимо:

- корректно сформулировать образовательные цели и определить планируемые результаты, при этом метапредметные образовательные результаты занимают ведущие позиции;

- выбрать адекватную возможностям мобильных устройств технологию обучения;

- создать инструменты оценивания, которое, безусловно, должно быть формирующим (оценивается не только результат, но и процесс деятельности обучающихся, сами обучающиеся принимают участие в оценивании и рефлексируют по результатам своей работы].

Для внедрения мобильного обучения в массовую практику требуется создание необходимых организационно-педагогических условий:

Определение технической базы, способов использования мобильных устройств: либо приобретение их образовательной организацией (в настоящее время в практике образования популярны мобильные классы на основе ноутбуков, нетбуков или планшетных компьютеров], либо следование по пути BOYD (Bring your own device - принеси свое собственное устройство], когда обучающиеся приносят на занятия свои мобильные устройства.

Создание в школе особых «пространств» свободного доступа в Интернет - это могут быть не только учебные классы, но и особые зоны в коридорах, библиотеке, актовом зале и в других помещениях школы.

Выбор адекватных педагогических технологий (проектная, технология развития критического мышления, кейс-технология и др.], педагогические технологии должны быть ориентированы на активную самостоятельную работу обучающихся, формирование универсальных учебных действий, в них важную роль должна играть рефлексия.

Создание специальных ресурсов для представления хода и результатов мобильного обучения - от масштабных мобильных образовательных сред до небольших целевых сайтов или блогов. Очень удобно в процессе обучения использовать технологию портфо-лио (веб-портфолио], когда учащиеся на всем

протяжении обучения собирают и систематизируют выполненные задания, рецензируют работы других обучающихся, получают отзывы на свои работы и представляют все материалы в виде бумажного или электронного портфеля.

Решение организационных проблем (возможность деления класса на подгруппы при проведении занятий с мобильными устройствами, проведения некоторых занятий двумя педагогами, подготовка учащихся-ассистентов педагога, привлечение родителей к проведению некоторых видов занятий].

Целенаправленная подготовка педагогического коллектива к использованию данной формы обучения, активный обмен опытом, сетевое представление опыта работы.

Решение нормативно-правовых вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности в условиях открытой образовательной среды.

Таким образом, для включения элементов мобильного обучения в образовательную деятельность школы требуются существенные затраты, которые могут быть компенсированы за счет следующих преимуществ мобильного обучения в контексте реализации ФГОС:

- четкая ориентированность на достижение метапредметных образовательных результатов: использование мобильных устройств помогает в формировании всех видов универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных];

- возможность реализовать новые подходы к оцениванию - вовлечение учащихся в процесс оценивания, увеличение роли рефлексивных инструментов оценивания (анкеты, дневники учебной деятельности и др.], использование компьютерных инструментов оценивания (тестов, интерактивных заданий];

- ориентированность на увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, причем самостоятельная работа может быть организована в интересной для учащихся форме, с учетом менталитета современных детей, ориентированных на широкое использование компьютеров в жизни, в обучении;

- обеспечение расширения спектра информационных ресурсов, которые используются в обучении (электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, об-

лачные инструменты и сервисы].

В настоящее время опыт организации мобильного обучения в российском образовании невелик. Отметим ряд интересных педагогических практик: проведение «перевернутых» уроков (новый материал изучается дома, а задача урока - приведение в систему полученных знаний, их активное присвоение]; уроки вне школы: «парковый» урок, «музейный» урок, «театральный» урок (это особенно подходит для уроков истории, географии, литературы, биологии и др.], когда мобильные устройства используются для записи видео, подготовки фотографий, фиксирования хода работы над решением проблем и других целей; расширение возможностей организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, интеграция урочной и внеурочной работы за счет включения элементов мобильного обучения; использование в обучении средств инфографики для обучения учащихся способам структурирования информации, свертывания и развертывания информации (очень интересная инфографика была разработана каналом Культура, она может быть активно использована при изучении истории, литературы, географии и других предметов].

Отметим также технологические решения для реализации мобильного обучения, которые представлены современными разработчиками: использование электронных форм учебников, разработанных издательствами наряду с бумажными учебниками [6, 7], специализированных мобильных учебных сред, например, «Мобильная электронная школа» [4] (http://mob-edu.ru/], данный проект реализует команда специалистов под руководством Александра Михайловича Кондакова и именно в ключе реализации ФГОС, «ЯКласс» (http://www.yaklass.ru/], «I-Школа» (http://iclass.home-edu.ru/] и др.; использование возможностей российских платформ открытого электронного образования Универ-сариум (http://universarium.org/] и Stepik (https://stepik.org/], а также Интуит, центр «Специалист», ABBYY, Нетология и мн. др.; установка на мобильные устройства и использование системы видеоуроков по основным предметам школьной программы (сайты http://interneturok.ru, https://infourok.ru/); использование инструментальной среды для создания учебных приложений для планшет-

ных компьютеров фирмы Apple «Объясняш-ки» (сайт http://www.xplainto.me/) [2].

Перечисленные выше ресурсы - российские разработки. Однако в эпоху глобализации целесообразно использовать успешно зарекомендовавшие себя образовательные ресурсы других стран, многие из которых имеют русскоязычную поддержку. Несколько примеров:

- применение облачных инструментов и сервисов для создания диагностических материалов: сетевые конструкторы тестов, конструктор интерактивных заданий learningapps, конструкторы кроссвордов (http://learningapps.org/ http://puzzlecup.com/crossword-ru/ и др.);

- сайты международных конкурсов и олимпиад, некоторые из которых позволяют в интерактивном режиме готовиться к мероприятиям и организовывать разнообразные виды учебной деятельности - от командных соревнований до организации индивидуального образовательного маршрута (например, Международный конкурс по информатике «Бобёр» (http://bebras.ru/);

- самая крупная платформа массовых открытых онлайн курсов (МООС) Coursera и гораздо менее крупные, но по-своему интересные порталы - Classcraft, Codecademy, Duolingo и др.

Несмотря на такие широкие возможности внедрения мобильного обучения, существует немало проблем и рисков использования мобильного обучения в российских школах: не всегда возможно организовать равноценный доступ учащихся к мобильным устройствам и качественному высокоскоростному Интернету; требуется смена педагогического мировоззрения всех участников образовательного процесса: руководителей образовательных организаций, учителей, обучающихся, родителей (от подачи знаний в готовом виде - к разнообразным формам и способам получения информации, ее обработки и присвоения); должна поменяться инфраструктура школы, реальностью должны стать не запреты приносить в школу мобильные устройства, а широкое их применение для решения различных задач, а это требует изменения школьных помещений, появления зон свободного доступа к Интернет; остро стоят вопросы здоровьесбережения и установления обоснованных норм и правил использования

электронных устройств; особого внимания требуют и риски, связанные с информационной безопасностью, которые порой просто перечеркивают попытки использования мобильных устройств в образовательных организациях.

В заключение подчеркнем, что в настоящее время происходит изменение миссии школы, которая превращается в многофункциональный центр местного сообщества с ориентацией на совместную деятельность обучающихся, педагогов, семей учеников в контексте личностного развития и «образования через всю жизнь». В решении таких задач необходима консолидация ресурсов всех участников образовательного процесса, при этом мы говорим о различных видах ресурсов - от интеллектуальных до технических.

Таким образом, для успешности мобильного обучения требуется реализация педагогических практик мобильного обучения как безусловно важного направления развития

системы образования; необходимо создание организационных и методических условий для реализации мобильного обучения (нормативные документы на уровне Министерства образования и региональных органов управления образованием, локальные нормативные акты на уровне учебных заведений]; нужна целенаправленная подготовка педагогических кадров мобильного обучения: формальная (курсы повышения квалификации, вебинары], неформальная (функционирование сетевых педагогических сообществ].

Следует изменить отношение к мобильным устройствам как отвлекающим от образовательной деятельности и научиться воспринимать их как существенную помощь в реализации индивидуальных траекторий обучения, в достижении личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, вовлечении обучающегося в создание среды обучения.

Литература

1. Аналитическая записка: Мобильное обучение. Декабрь 2010. Институт Юнеско по информационным технологиям в образовании. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214679.pdf (Дата цитирования 15.09.2016)

2. Говори и рисуй - объясняшки для iPad/ [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.xplainto.me/ (Дата цитирования 15.09.2016)

3. Голицина И. Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v14_i1/html/1.htm. (Дата цитирования 15.09.2016)

4. Мобильное электронное образование [Электронный ресурс]. Код доступа: http://mob-edu.ru/ (Дата цитирования 15.10.2016)

5. Рекомендации Юнеско по политике в области мобильного обучения. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ru.iite.unesco.org/files/news/639198/ISBN_978-92-3-400004-8.pdf. (Дата цитирования 15.09.2016)

6. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с. ([Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/03/Rekomendation-IMEU-EOR-24.pdf (Дата цитирования 15.10.2016)

7. Электронный учебник — новая образовательная реальность. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://old.prosv.ru/ebook/ (Дата цитирования 15.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.