Научная статья на тему 'Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями'

Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К МОБИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / MOBILE LEARNING / PEDAGOGICAL INNOVATION / READINESS OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR MOBILE LEARNING / EFFECTIVENESS OF MOBILE LEARNING IN THE KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина А. И., Чепуренко Г. П., Юрьева Д. В.

В статье рассматривается мобильное обучение как педагогическая инновация современности в системе управления знаниями на основе системно-деятельностного подхода. Раскрываются специфические особенности мобильного обучения в разных вариантах взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе «педагог-обучающийся». Исследуется совокупность педагогических условий, определяющих необходимость развития мобильного обучения как одной из ведущих технологий системы управления знаниями в современном образовании. Анализируются возможности эффективного использования мобильного обучения в условиях технической оснащенности и психологической готовности субъектов современного образовательного процесса. Обращено внимание на такие факторы, как рост неопределенности и усложнения потоков информации в конкурентной среде развивающейся «цифровой вселенной», требующей скорейшего овладения многочисленными формами взаимодействия. В связи с этим формирующаяся под воздействием информационной революции новая методология управления знаниями обучающихся на основе системно-деятельностной организации познания окружающего мира ориентирует педагогов и обучающихся на достижение запланированных результатов обучения, определённых федеральными государственными образовательными стандартами, на основе удалённого взаимодействия, организованного современными педагогическими способами предъявления познавательного контента на информационной основе. В статье приводятся обобщённые результаты анкетирования о готовности преподавателей гуманитарных и технических дисциплин Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения к мобильному обучению студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers mobile learning as a pedagogical innovation of modernity in the system of knowledge management based on a system-activity approach. The specific features of mobile learning in different variants of interaction of the subjects of the educational process in the system "teacher-student" are revealed. The author studies a set of pedagogical conditions that determine the need for the development of mobile learning as one of the leading technologies of the knowledge management system in modern education. he possibilities of the effective use of mobile learning in terms of technical equipment and psychological readiness of the subjects of the modern educational process are analyzed. Attention is drawn to such factors as the growth of uncertainty and the complication of information flows in the competitive environment of a developing “digital universe” that requires the fastest mastery of numerous forms of interaction. In this regard, a new methodology of knowledge management for students based on the system-activity organization of cognition of the surrounding world that is being formed under the influence of the information revolution orients teachers and students to achieve the planned learning outcomes defined by federal state educational standards based on remote interaction organized by modern pedagogical methods of presenting cognitive content on an informational basis. The article summarizes the results of a survey on the readiness of teachers in the humanities and technical disciplines of St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation to mobile student learning.

Текст научной работы на тему «Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями»

УДК 378 : 001.895 : 044.9

А. И. Жилина, Г. П. Чепуренко, Д. В. Юрьева

Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями

В статье рассматривается мобильное обучение как педагогическая инновация современности в системе управления знаниями на основе системно-деятельност-ного подхода. Раскрываются специфические особенности мобильного обучения в разных вариантах взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе «педагог-обучающийся». Исследуется совокупность педагогических условий, определяющих необходимость развития мобильного обучения как одной из ведущих технологий системы управления знаниями в современном образовании. Анализируются возможности эффективного использования мобильного обучения в условиях технической оснащенности и психологической готовности субъектов современного образовательного процесса. Обращено внимание на такие факторы, как рост неопределенности и усложнения потоков информации в конкурентной среде развивающейся «цифровой вселенной», требующей скорейшего овладения многочисленными формами взаимодействия. В связи с этим формирующаяся под воздействием информационной революции новая методология управления знаниями обучающихся на основе системно-деятельностной организации познания окружающего мира ориентирует педагогов и обучающихся на достижение запланированных результатов обучения, определённых федеральными государственными образовательными стандартами, на основе удалённого взаимодействия, организованного современными педагогическими способами предъявления познавательного контента на информационной основе. В статье приводятся обобщённые результаты анкетирования о готовности преподавателей гуманитарных и технических дисциплин Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения к мобильному обучению студентов.

The article considers mobile learning as a pedagogical innovation of modernity in the system of knowledge management based on a system-activity approach. The specific features of mobile learning in different variants of interaction of the subjects of the educational process in the system "teacher-student" are revealed. The author studies a set of pedagogical conditions that determine the need for the development of mobile learning as one of the leading technologies of the knowledge management system in modern education. he possibilities of the effective use of mobile learning in terms of technical equipment and psychological readiness of the subjects of the modern educational process are analyzed. Attention is drawn to such factors as the growth of uncertainty and the complication of information flows in the competitive environment of a developing "digital universe" that requires the fastest mastery of numerous forms of interaction. In this regard, a new methodology of knowledge management for students based on the system-activity organization of cognition of the surrounding world that is being formed under the influence of the information revolution orients teachers and students to achieve the planned learning outcomes defined by federal state educational standards based on remote interaction organized by modern pedagogical methods of presenting cognitive content on an informational basis. The article summarizes the results of a survey on the readiness of teachers in the humanities and technical disciplines of St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation to mobile student learning.

© Жилина А. И., Чепуренко Г. П., Юрьева Д. В., 2019

132

Ключевые слова: мобильное обучение, педагогическая инновация, готовность субъектов образовательного процесса к мобильному обучению, результативность мобильного обучения в системе управления знаниями.

Key words: mobile learning, pedagógica! innovation, readiness of subjects of the educational process for mobile learning, effectiveness of mobile learning in the knowledge management system.

Новой реальностью современного образовательного процесса в вузах страны становится мобильное обучение. Преподаватели и студенты начинают по достоинству оценивать преимущества внедрения мобильных технологий в процесс обучения. Всё более широко они используются на занятиях, и хотя уже становится понятно, что мобильное обучение повышает результативность работы и студентов, и преподавателей, эта педагогическая инновация пока ещё не осмыслена большинством и не «оцифрована» на методическом и технологическом уровне, да и в методологии управления знаниями обучающихся в том числе.

Развитие мобильных технологий и в мире, и в нашей стране идёт семимильными шагами. Этому способствует развитие электронных сетей в мире и появление всё новых и новых технических средств работы с ними. Стали вполне привычными такие мобильные устройства, как смартфоны, планшеты, МРЗ-плееры, ноутбуки, мобильные телефоны с огромным количеством функций и выходом в Интернет, другие «умные устройства».

Мобильный Интернет ускоряется, создаются приложения, оборудование, сервисы, софт, инфраструктура. Это уже стало жизненно важно для каждого пользователя мобильных устройств. Таких пользователей в мире, как отмечают исследователи, уже более семи миллиардов, т.е. почти каждый житель планеты Земля [14, с. 974]. Мобильные устройства стали существенно экономить время людей, мобильные технологии дали возможность быстрой передачи и получения нужной информации: о покупках, банковских операциях, работе, транспорте, обслуживании в поликлиниках, обучении детей в школе и др. Всё это становится неотъемлемой частью нашей жизни.

«Если в повседневной жизни преимущества использования мобильных технологий практически бесспорны, то вопрос об их интеграции в процесс обучения все еще открыт. Исследование внедрения мобильных технологий в процесс обучения... находится в начале пути своего развития» [17, с. 21].

Широкое распространение и популярность мобильных устройств среди учащихся разных возрастов требует их активного применения в учебном процессе. В связи с этим государственный стандарт предъявляет требования к педагогу: «овладеть информационно-коммуникативной компетенцией, т.е. сочетать традиционные формы обучения с заданиями новых форматов получения знаний, умений и навыков на основе

мобильных технологий, использовать уже существующие электронные учебные пособия и приложения, обеспечивать интерактивное взаимодействие и поддержку учебного процесса» [16, с. 47].

Важной составляющей информационно-коммуникативной компетенции педагога является мобильная компетенция, т.е. владение технологией мобильного обучения. С одной стороны, это требует создания мобильной информационной среды, с другой - это способствует реализации принципа интерактивности как приоритетного в условиях современного образовательного процесса. Разработка, проектирование и создание эффективной модели интеграции технологий мобильного обучения для достижения целей обучения требуют от преподавателей овладения и развития профессиональной компетенции в целом и мобильной компетенции, в частности.

Неотъемлемой частью педагогической деятельности в интерактивной среде, развивающейся быстрыми темпами, становится ее технологическая сторона, во многом благодаря не только новейшим информационным (мобильным) технологиям, но и инновационному развитию самой социально-педагогической системы на основе мобильных информационных технологий. В содержании обучения и воспитания в условиях применения мобильных технологий обучения заметно уменьшаются такие составляющие, как просветительская и информационная, зато в деятельности педагогов наблюдается заметный рост таких составляющих, как развивающее, мотивирующее и проективное начала. Отсюда и усложнение педагогического труда, повышение его осмысленности и значимости, и поэтому всё чаще педагоги стремятся не только к анализу процесса обучения студентов, но и к достижению результатов обучения, определённых стандартом.

В связи с вышесказанным представляется необходимым уточнить термин «мобильное обучение». Несмотря на то что в научной литературе существует много толкований понятия «мобильное обучение», общим для них является необязательность присутствия учащихся в интернет-классе для соединения с интернет-сетью.

Согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52653-2006, под мобильным обучением понимается «электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения обучающегося» [15].

Как считает известный зарубежный исследователь Д. Киско, «М-!еагп1пд - это обучение с помощью мобильных устройств в любое удобное время и в любом месте» [10, с. 101].

По мнению российского ученого В. Куклева, «Мобильное обучение предусматривает наличие мобильных средств, независимо от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов» [13, с. 46].

На основе проведенного нами анализа можно сделать вывод, что мобильное обучение - это форма организации учебного процесса, в основе которой лежит применение средств мобильных информационно-коммуникационных технологий и беспроводной связи.

Учитывая различные трактовки понятия «мобильное обучение», мобильным можно называть новое направление в системе образования, когда обучающийся имеет непрерывный доступ к электронным образовательным ресурсам и может взаимодействовать при этом и с преподавателем, и со своими коллегами. Опираясь на исследования учёных и собственные результаты решения проблемы, мы считаем, что в современных условиях применение новых, инновационных методов обучения в образовательном процессе мобильного обучения основывается на проблемном и развивающем обучении.

Внедрение определенных методов обучения в систему мобильного обучения обусловлено тем, что перед преподавателями стоит задача получить и усвоить не только новые «технологические» знания и сформировать на их основе профессиональные умения и навыки студентов, но и развить их творческие, креативные и коммуникативные качества, сформировать при этом профессионально-творческие потенциальные возможности обучающихся.

Именно такие важные качества, как самоорганизация, толерантность, самостоятельность, профессиональная и информационная компетентность развиваются в процессе мобильного обучения. Внедрение названных методов влияет, в том числе, и на рост профессиональной подготовки самого преподавателя, что выражается как в количественном, так и в качественном соотношении представляемых для мобильного обучения авторских разработок педагогов. Благодаря использованию различных педагогических технологий в процессе мобильного обучения студентов преподаватели могут обеспечивать достижение воспитательных, психологических, педагогических и дидактических целей, т. е. новые методы и принципы мобильного обучения способствуют совершенствованию учебного процесса, что находит своё отражение в инновационных методах и формах подачи материала. Преподаватели в системе мобильного обучения студентов должны создавать условия для усвоения и закрепления полученных знаний, умений и навыков по своему предмету.

Таким образом, мы рассматриваем мобильное обучение как двусторонний процесс, где он становится активным дидактическим процессом только в системе «педагог-учащийся». Для этого необходима предварительно созданная мотивация и организация совместной деятельности, так как без них дидактическое взаимодействие субъектов мобильного обучения невозможно в полной мере.

Современное образование на основе мобильного обучения становится не просто частью социальной жизни, а результатом значительных трансформаций и изменений, произошедших в системе образования за последние годы развития информационного «общества знания». «Министерством образования и науки приняты и постепенно вошли в жизнь требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на всех уровнях - от дошкольного до высшего образования. Основной целью стандартов стало повышение результативности обучения всех категорий обучающихся. На встрече с ректорами вузов страны президент России В. В. Путин определил программу развития высшего образования, задачи и роль учебных заведений, всех структур и, прежде всего, аспирантуры в обеспечении развития экономики страны, «прорыва в создании новых технологий, открытий во всех областях знаний» [21, с. 306].

В ходе авторских педагогических поисков в исследованиях о мобильном обучении и его различных аспектах ключевым моментом, на наш взгляд, является обоснование его как инновационной педагогической технологии. Применение данной технологии влечет за собой изменения традиционных форм обучения, где, например, семинар становится электронным форумом-обсуждением, а процесс общения в системе «педагог-учащийся» - мобильным форумом или чатом, лекции и практические занятия (как обязательный компонент формирования профессиональной компетентности) приобретают электронный вид.

Методология мобильного обучения основана на удалённом управлении знаниями учащегося, где внимание педагога обращено не только на достижение цели-результата обучения по изучаемой теме, но и на дидактическую обработку содержания на информационной основе, обеспечение мобильности учащегося в его взаимодействии с педагогом через портативные устройства.

Педагог должен всегда учитывать, что диапазон этих устройств постоянно расширяется. Появляются игровые консоли, имеются и создаются новые электронные книги и словари, уже существуют и совершенствуются цифровые диктофоны, в т.ч. и для учащихся с ограниченными возможностями.

Многофункциональные устройства уже поддерживают устную речь, дают возможность осуществлять чтение, письмо, поиск информации, воспроизводят аудио- и видеоматериалы и др. Выбор устройства зависит не только от возраста обучающихся. Педагог должен понимать, как согласовать с каждым учащимся цели, задачи, содержание, время и место занятий. Этот контент должен быть им разработан и известен каждому учащемуся.

Информатизация в обществе знания является не просто определенным этапом в жизни человека и социума. Информатизация обусловила большую часть инновационных процессов в самой системе образования. И благодаря появившимся в ней новым технологиям, оно способно по-новому влиять на личность обучающегося, сохраняя при этом «баланс между социальными и индивидуальными потребностями» [1, с. 26].

В ходе мобильного обучения запускается усовершенствованный механизм самообразования (самоорганизации, саморазвития), реализуя готовность личности к развитию собственной индивидуальности и к новым изменениям общества. Поэтому «многие образовательные учреждения стали вводить новые элементы в свою деятельность, но педагогическая практика преобразований столкнулась с противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать» [1, с. 27].

Мобильное обучение мы определяем как педагогическую инновацию, представляющую собой нововведение в профессиональную деятельность, вносящую изменения в содержание и технологии обучения и воспитания, имеющую целью достижение их результативности. Инновационный процесс мобильного обучения заключается в формировании содержания, методов и форм организации обучения на информационной основе, т.е. осуществляется «комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшества» [1, с. 25]. Поэтому мобильное обучение как педагогическая инновация обусловливает проектирование информационно-образовательной среды с непосредственной возможностью постоянного доступа к ней всех субъектов образовательной практики и может быть проведено в любое время и в любом месте.

Как педагогическая инновация ХХ1 века мобильное обучение становится ведущим в российской системе образования, так как осуществляется на основе постоянно развивающихся информационно-телекоммуникационных технологий в организации учебного процесса. В то же время это должна быть «система согласованного обучения» [12].

«Методология системно-деятельностного подхода по управлению знаниями обучаемых» сегодня формируется в согласованной деятельности преподавателей и обучающихся, осваивающих различные учебные программы в информационном поле [8, с. 62].

Основными развивающимися элементами системы управления знаниями «являются пространство знаний образовательной организации (т.е. содержание знаний всех субъектов образовательного процесса) и информационное пространство образовательной организации, т. е. методы, формы, средства, технологии управления знаниями» [8, с. 63].

Система управления знаниями через мобильное обучение включает такие «основные функции как: создание в процессе обучения и выявление имеющихся знаний; хранение информации и организация доступа педагогов и учащихся к базам общезначимых знаний; непосредственное использование знаний и их распространение всеми участниками образовательной деятельности» [3, с. 87].

В ходе управления знаниями через мобильное обучение осуществляется целенаправленное формирование процесса познания, развитие интеллектуальных способностей учащихся, научного мышления на основе знаний предметной области, что способствует развитию способности личности быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям информационно-познавательной среды.

Внедрение мобильного обучения как педагогической инновации в процесс обучения - явление достаточно продолжительное по времени. Процесс образования консервативен по своей природе, а в мобильном обучении должны принять активное участие педагоги, которые обязаны овладеть не только новыми для них техническими устройствами, но и информационными технологиями преобразования учебного материала в формат информационно доступного. И только постепенное осознание результатов уже опробованных информационно-дидактических шагов по восприятию и анализу учебного материала, выработке новых механизмов самоорганизации и самообучения, глубины усвоения изучаемого материала позволяет им быстрее продвигаться вперёд.

Анализ педагогической литературы показал, что «российские исследователи и педагоги-практики должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных методов и технологий мобильного обучения. Однако внедрение их в педагогический процесс образования сопровождается, во-первых, рядом проблем дидактического характера, а во-вторых, - проблем информационного характера» [1, с. 28].

Подводя итог сказанному, мы согласимся с Н.Б. Ковалёвой, что «медиапространство со-бытия нашего современника может быть понято и проблематизировано с психолого-антропологической точки зрения как новая (дополняющая традиционную среду обитания и конкурирующая с ней за ресурсы и привилегированный статус) сфера деятельности и самореализации современного человека» [11, с. 11].

И для педагога, и для учащегося остро встает вопрос, связанный с дидактическим обоснованием овладения знанием в полном объеме по имеющимся и постоянно меняющимся программам, стандартам, учебным планам подготовки специалистов. Это существенно затрудняет процесс внедрения мобильного обучения по учебному предмету. Возможные направления выхода из сложившейся проблемной ситуации могут быть предложены за счёт активизации работы по созданию и

внедрению в образовательный процесс структур, имеющих универсальный характер на основе овладения научными, общезначимыми, междисциплинарными подходами в познавательном процессе. Иначе говоря, пришло время подумать над новой, системной, методологией деятельности педагога по управлению знаниями учащихся с ориентацией на результат, определённый требованиями образовательного стандарта. «В образовательном знании речь идет о новом типе научности», - предполагает В.И. Слободчиков [18, с. 141].

Мы считаем, что наступила эпоха формирования новой методологии профессиональной деятельности педагога - управление знаниями в организации обучения, в том числе и мобильного, на основе системного освоения форм и технологий, предложенных информационной революцией.

В мире уже накоплен достаточно большой научно-методический опыт применения медиаобразовательных средств в обучении и воспитании людей разных возрастов. Представлены и проанализированы теории и практики развития медиаграмотности и медиакультуры мобильного обучения, выявляются тенденции к интеграции возможностей, средств и технологий соединения педагогического и информационного контентов для развития медиаграмотности всех субъектов образовательной практики [19]. Это необходимо и в непосредственном обучении определённым, в том числе и профессиональным, знаниям, умениям и навыкам за счёт эффективного применения программно-технических средств по созданию презентаций и визуализации работ педагогов и студентов.

Однако для развития мобильного обучения этого ещё недостаточно. Педагогам следует овладеть не только средствами обработки аудиовизуального контента своих дидактически обработанных текстов, но и научиться использовать и своевременно предлагать студентам сетевые информационные и инструментальные ресурсы учебных текстов, формировать базы данных, владеть средствами поиска, хранения и систематизации текстовой и аудиовизуальной информации. Большинству педагогов и студентам сегодня следует обучиться использованию ресурсов и инструментария удаленного доступа, в том числе учебных пользовательских сервисов, форумов, видеоконференций, персональных блогов, интернет-телефонии, чатов, мессенджеров и др.

«Повышенный интерес к системе образования в обществе вызван возрастающей взаимозависимостью процессов и явлений развивающегося мира, увеличением количества проблем с одновременным их усложнением. Каждому человеку всё чаще приходится принимать решения и действовать в проблемных ситуациях, характеризующихся рисками и неопределенностью.

Из этого вытекает объективное требование личности к системе образования - в процессе обучения сформировать масштабное системное мышление, владеть навыками профессиональной и социально-психологической адаптации, научиться принимать адекватные и эффективные решения как в профессиональной, так и в социально или личностно ориентированной жизни» [2, с. 116].

Естественно, что в этой ситуации управление знаниями в условиях формирующейся системной парадигмы управления образованием начала ХХ1 в. опирается на требования ФГОС к результатам обучения. Именно они являются системной целью каждого занятия в условиях мобильного обучения [20].

«Педагог должен уметь выявить в учебных текстах своего предмета основные "термины, понятия, законы, правила, факты, предположения, формулы, знания о способах деятельности в предметной области и др.", чтобы сформировать необходимые "предметные знания, умения, навыки"» [4, с. 42]. Педагогу следует определиться и с тем, какие «ме-тапредметные (надпредметные) знания и умения» будут сформированы у студентов на предложенном учебном материале. «Метапредмет-ные знания - это мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, классификация, дифференциация, систематизация и др.».

Студент при мобильном обучении в изучаемой предметной области должен научиться «мыслить, т.е. сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать, систематизировать и др.» [4, с. 44].

Велико значение и универсальных учебных действий в освоении текстов и заданий при организации мобильного обучения. Это способы, алгоритмы, правила усвоения знаний, умений, способов познания и усвоения предлагаемого содержания учебного предмета и способов, правил, алгоритмов поведения, отношений, возникающих между субъектами образовательной практики (студентами, преподавателем) в ходе усвоения знаний» [6, с. 17].

«Личностные качества обучающихся развиваются на основе усвоения предметных, метапредметных знаний и умений, усвоения универсальных учебных действий по изучаемому содержанию. Это - восприятие, представление, память, воображение, творческие навыки, воля, характер, социальные, моральные правила, ценности и отношения» [5, с. 172].

«Эта сложная системная цель» каждого занятия при мобильном обучении «может быть достигнута в соответствии с требованиями си-стемно-деятельностного подхода, обозначенного требованиями ФГОС и полностью соответствующего объективно развивающейся теории познания, теории поэтапного формирования умственных действий учащихся в процессе их учебной деятельности». «Системно-деятельност-

ный подход требует изменения методологии профессиональной деятельности педагога. Эта методология - системная организация его профессиональной деятельности» [7, с. 261].

Одновременно с изменениями педагогической работы по предмету каждый преподаватель должен решить для себя задачу формирования и применения категориально-понятийного аппарата моделирования процессов медиакоммуникации, принятия институциональных форм, системы отношений, связей и взаимодействия субъектов образовательной практики в медиасфере, обеспечивающей мобильное обучение

«В качестве предпроектной установки разработчика медиаобразо-вательных программ, имеет смысл рассмотреть всю совокупность вышеизложенных долженствований в качестве необходимых и достаточных условий "нормосообразной" возможности взросления и личностного развития учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, центрирующего внимание педагогов и разработчиков программ именно на метапредметных и личностных образовательных результатах; на ценностях развития, самоопределения и самообразования на протяжении всей жизни, или, по словам В.И. Слободчикова, «через всю жизнь» [11, с. 14].

В ходе управления знаниями через мобильное обучение осуществляется целенаправленное формирование процесса познания, развитие интеллектуальных способностей учащихся, научного мышления на основе знаний предметной области, что способствует развитию способности личности быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям информационно-познавательной среды.

В этом случае «смещение акцентов в организации образовательного процесса с содержательной составляющей на методологическую позволяет в значительной степени снизить трудозатраты субъектов образовательного процесса: для преподавателей - по созданию условий обучения,... для учащихся - по усвоению предлагаемых учебных материалов по формированию устойчивого побудительного мотива к всемерному познанию окружающего мира» [9, с. 137].

Внедрение мобильного обучения как педагогической инновации в процесс обучения - явление достаточно продолжительное по времени. Процесс образования консервативен по своей природе, а в мобильном обучении должны принять активное участие педагоги, которые обязаны не только овладеть новыми для них техническими устройствами, но и информационными технологиями преобразования учебного материала в формат информационно доступного. И только постепенное осознание результатов уже опробованных информационно-дидактических шагов по восприятию и анализу учебного материала, выработке новых механизмов самоорганизации и самообучения, глубины усвоения изучаемого материала позволяет им быстрее продвигаться вперёд.

141

Анализ педагогической литературы показал, что «российские исследователи и педагоги-практики должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных методов и технологий мобильного обучения. Однако внедрение их в педагогический процесс образования сопровождается, во-первых, рядом проблем дидактического характера, а во-вторых, - проблем информационного характера» [1, с. 28].

И для педагога, и для учащегося встает острый вопрос, связанный с дидактическим обоснованием овладения знанием в полном объеме по имеющимся и постоянно меняющимся программам, стандартам, учебным планам подготовки специалистов. Это существенно затрудняет процесс внедрения мобильного обучения по учебному предмету. Возможные направления выхода из сложившейся проблемной ситуации могут быть предложены за счёт активизации работы по созданию и внедрению в образовательный процесс структур, имеющих универсальный характер на основе овладения научными, общезначимыми, междисциплинарными подходами в познавательном процессе. Иными словами, пришло время подумать над новой, системной, методологией деятельности педагога по управлению знаниями учащихся с ориентацией на результат, определённый требованиями образовательного стандарта.

С целью анализа уровня внедрения мобильного обучения как педагогической инновационной технологии в современный процесс обучения нами было проведено анкетирование в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения среди преподавателей гуманитарных и технических дисциплин. Так, 98% преподавателей считают целесообразным структурированное, но умеренное применение информационно-коммуникационных технологий и других материалов мобильного формата на аудиторных занятиях, и только 2% - высказываются против.

Всего 78% преподавателей систематически применяют инновационные технологии мобильного обучения, остальные 22 % - несколько раз в месяц.

/Ч V V V V и

Самой популярной электронной технологией, используемой на занятиях, является технология поисковых заданий. Так, большинство -89% - отмечают, что данный вид заданий с привлечением различных электронных ресурсов, делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Преподаватели вуза достаточно активно используют другие мобильные сервисы в своей профессиональной деятельности. Так, практически все 100% используют электронную почту, более 50% из них обращаются к социальным сетям, около 50% - ведут свои учебные блоги. Более того, 95% преподавателей считают целесообразным внедрять данные сервисы в аудиторную работу посредством их мобильных приложений.

Таким образом, положение о том, что российские преподаватели считают применение технологий мобильного обучения необходимым и оправданным, подтверждено данными исследования.

Однако это только первый этап развития мобильного обучения. Он пока ещё привязан к аудиторным занятиям, ещё не разработаны курсы для удалённого обучения, отсутствуют и адекватные им системы контроля и оценки результатов мобильного обучения. Пока педагогами вузов делаются первые шаги по разработке и проектированию новых форм педагогической практики на основе интеграции различных теоретических подходов к обучению в системе медиаобразования. Основное внимание педагогов направлено на овладение практическими умениями чтения, понимания и использования различных медиатекстов. На личностном уровне идёт активное освоение ключевых понятий сферы медиакоммуникаций. Наряду с освоением принципов её устройства педагоги изучают классификацию каналов продвижения и значимых субъектов в медиапространстве, что позволяет достаточно эффективно создавать, использовать и транслировать различные сервисы и ресурсы.

Тем не менее, о концептуальном и технологическом обеспечении возможности создания особой медиаобразовательной среды - мобильного обучения, на наш взгляд, говорить пока рано. На основе системно-деятельностного подхода и методологии управления знаниями как системной организации профессиональной деятельности педагога, на наш взгляд, могут быть решены ключевые задачи их медаобразова-тельной подготовки.

Сам системный подход, методология управления знаниями создают конструктивную основу для проектирования инновационной образовательной системы - мобильного обучения как наиболее перспективного в новых реалиях цифровой эпохи. Поэтому используемые сегодня разнообразные формы, методы, технологии, в том числе многоцелевое проектирование различных образовательных сфер, развивающей и развивающейся медиаобразовательной среды, это верный путь к развитию и овладению медиасредой для коллективного взаимодействия, диалогового сотрудничества, способствующего личностному становлению и развитию каждого субъекта образования.

Естественно, большую роль здесь играют регулярно проводящиеся в медиасреде на разных уровнях тренинги, образовательные и технологические сессии, мастер-классы, молодежные фестивали, конференции и другие виды взаимодействия в постепенно формирующейся медиаобразовательной среде.

Базовой ценностью в этой ситуации становится «ценность личного знания и поиск способов его достижения» на основе возрастающей медиа-компетентности и развивающейся медиакультуры каждого [18, с. 140].

Наиболее результативным педагогическим условием проектирования образовательной медиасреды для мобильного обучения, развития

личностных качеств обучающихся является диагностика и учет их индивидуальных и возрастных особенностей. Это должно учитываться педагогами, создающими медиаконтент, в том числе для проектно-исследо-вательских команд, разных творческих коллективов.

Как показывает формирующийся опыт взаимодействия субъектов образовательной практики в медиасреде, важную роль играет процедурно-алгоритмическое описание процесса моделирования и конструирования работающего (продуктивного) дискурсивного пространства. Ведущим здесь становится не только усвоение определённых алгоритмов целенаправленного конструирования медиаконтента, но и создание условий для ценностно-смыслового самоопределения участников, формирования между ними гипер- и интертекстуальных взаимодействий на основе овладения различными способами понимания языка общения, его знаково-символической сути.

Развитие самосознания, мировоззренческих и нравственных идеалов личности осуществляется на основе усваиваемых ею профессиональных знаний, умений и навыков, развития на их основе метапред-метных способностей: мышления, понимания, рефлексии изучаемого. Медиаобразование как средство развития личности обладает свойствами, обеспечивающими её системными способами деятельности не только в медиасреде, но и позитивного, творческого мышления, направленного на положительное развитие общества в целом, в том числе и за счёт собственных усилий.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить: «мобильное обучение является одним из наиболее активно развивающихся видов электронного обучения, важным моментом которого являются его качественная организация, в частности, при выработке стратегии и контроля получения информации с помощью мобильных технологий, обеспечения ее результативности, достоверности и актуальности. Кроме того, создание эффективных обучающих ресурсов и правильная организация доступа к учебным материалам способны свести на нет негативное влияние мобильных технологий - основу мобильного обучения, превратить смартфон из отвлекающего фактора в мощное орудие обучения. Все эти задачи могут быть успешно решены путем разработки теоретических основ и моделей мобильного обучения как основы его организации, что позволило бы сделать мобильное обучение простым, удобным и эффективным средством обучения» [22, с. 73.]

Список литературы

1. Бектурганова М. К., Син Е. Е. Мобильное обучение как новый подход в вузовском образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. - М.: МЦНО. - 2017. - № 3(5). - С. 24-30.

2. Жилина А. И. Управление знаниями в условиях формирующейся системной парадигмы управления образованием начала ХХ1 в. // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: сб. науч. тр. конференции 1-3 дек., 2011 г. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С. 112-125.

3. Жилина А. И. Модель управления знаниями в современном образовательном учреждении // Вестник ТОГИРРО. - 2012. - № 1. - С. 87-91.

4. Жилина А. И. Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина: науч. журн. Педагогика. - Т. 3. - № 3. - 2015. - С. 41-47.

5. Жилина А. И. Требования ФГОС к развитию интеллекта, мышления и личности обучающегося // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2016. -№2. - С. 170-181.

6. Жилина А. И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия в федеральных государственных образовательных стандартах и их интерпретация // Человек и образование. - 2016. - № 4. - С. 15-21.

7. Жилина А.И Инновационный урок в условиях реализации требований ФГОС // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы ХУШ Междунар. науч.-практ. конф. 11-12 мая 2017 г. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. - С. 257-264.

8. Жилина А. И. Системно-деятельностный подход учителя к управлению знаниями учащихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС // Человек и образование. - 2017. - №4. - С. 59-64.

9. Касаткина Н.Н. Исследование готовности студентов вузов к мобильному обучению // Ярославский пед. вестн. - 2017. - № 6. - С. 133-138.

10. Kisko D. Questions That Will Help Revamp Your Mobile Learning Strategies -URL: http://www.k12mobilelearning.com/2010/12/6-questions-to-help-revamp-your-mo-bile-learning-strategies

11. Ковалева Н.Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся // Медиаобразование. Мedia Education. - 2017. - № 1(19). - С. 9-22.

12. Комаров Б. А. Надпредметный, но небеспредметный взгляд на современный образовательный процесс - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nadpredmetnyy-no-ne-bespredmetnyy-vzglyad-na-sovremennyy-obrazovatelnyy-protsess

13. Куклев В.А Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании // Школьные технологии. - 2010. - № 4. - С. 45-52.

14. Логинова А. В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой учёный. - 2015. - №8. - С. 974-976.

15. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52653-2006. -URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006

16. Профессиональный стандарт педагога: концепция и содержание, 2013. 47c. URL: [-^//минобрнауки.рф/документы/ 3071/файл/1734/12.10.18/ Профстан-дарт_ педагога_(проект).pdf

17. Рябкова В. В. Интеграция мобильных технологий в процесс обучения (начальный этап) // Педагогические науки. - №5 (59). - 2017. - С. 21-25.

18. Слободчиков В. И. Антропология образования - как предчувствие смысла // Наука и школа. - 2015. - № 6. - С. 138-142.

19. Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 270 c.

20. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Чепуренко Г. П. Обеспечение результативности обучения в условиях информатизации образования в вузе // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2018. - №2. - С. 306-318.

22. Юрьева Д. В. Организация мобильного обучения иностранным языкам // Научная сессия ГУАП: сб. докл.: в 3 ч. Ч.111 Гуманитарные науки. - СПб.: ГУАП, 2018. - C. 67-73.

Статья поступила: 14.05.2019. Принята к печати: 30.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.