Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Дата публикации: 30.04.2019 УДК 372.881.161.1
Т. В. СдмосЕнковд, И. В. Савочкина, А. В. Гончарова
Мобильное обучение как эффективная образовательная технология на занятиях по русскому языку как иностранному
Распространенность электронных технологий в современном мире влечет за собой информатизацию образования. В этих условиях логичным становится привлечение современных компьютерных и мультимедийных технологий в процесс обучения, создание специализированных образовательных сред, основой которых являются последние разработки в сфере интерактивных технологий. Одна из современных разновидностей дистанционного обучения - мобильное обучение (т-!еаттд) - находит свое применение в разных сферах обучения, в том числе и в практике преподавания русского языка как иностранного. В процессе исследования применялись следующие методы: анализ предшествующего педагогического опыта, внесение изменений в модель занятия по русскому языку как иностранному, наблюдение за внесенными изменениями и оценка их целесообразности и эффективности, анализ и отбор дидактического материала, создание обучающих заданий с использованием мобильных технологий. Доказано, что технология мобильного обучения на занятиях по русскому языку как иностранному в рамках краткосрочных языковых курсов целесообразна и оправдана. Экспериментальная группа, самостоятельная работа которой заключалась в выполнении заданий, специально разработанных для мобильных устройств, показала больший процент усвоения материала в отличие от контрольной группы, выполнявшей задания традиционного типа. Мобильное обучение - современная и перспективная технология обучения. Ее эффективность достигается путем апелляции к интересам и потребностям конкретного учащегося, а также создания условий для получения образования в любое время и в любом месте.
Ключевые слова: мобильное обучение, краткосрочное обучение, русский язык как иностранный, компьютерные технологии в обучении, дистанционное обучение, образовательная технология, интерактивные средства обучения
Ссылка для цитирования:
Самосенкова Т. В., Савочкина И. В., Гончарова А. В. Мобильное обучение как эффективная образовательная технология на занятиях по русскому языку как иностранному // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 307-319. сЬк 10.32744/р$е.2019.2.23
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Accepted: 12 January 2019 Published: 30 April 2019
T. V. SAMOSENKOVA, I. V. SAVOCHKINA, A. V. GONCHAROVA
Mobile learning as an effective educational technology in the classroom in Russian as a foreign language
The prevalence of electronic technology in the modern world dictates the informatization of education. One of the modern varieties of distance learning, mobile learning (m-learning), finds its application in various fields of study, including the practice of teaching Russian as a foreign language. In the course of the study, the following methods were used: analysis of the previous pedagogical experience, making changes to the model of teaching Russian as a foreign language, observing the changes made and assessing their feasibility and effectiveness, analyzing and selecting teaching material, creating learning tasks using mobile technology. It is proved that the technology of mobile learning in the classroom in the Russian language as a foreign language in the framework of short-term language courses is appropriate and justified. The experimental group, an independent work of which consisted in performing tasks specially designed for mobile devices, showed a greater percentage of material assimilation, in contrast to the control group that performed tasks of the traditional type. Mobile learning is a modern and promising learning technology. Its effectiveness is achieved by appealing to the interests and needs of a particular student, as well as creating conditions for receiving education at any time and in any place.
Keywords: mobile learning, short-term learning, Russian as an foreign language, computer technology in learning, distance learning, educational technology, interactive learning tools
For Reference:
Samosenkova, T. V. , Savochkina, I. V., & Goncharova A. V. (2019). Mobile learning as an effective educational technology in the classroom in Russian as a foreign language. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 38 (2), 307-319. doi: 10.32744/pse.2019.2.23
_Введение
Электронные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Использование мультимедиа, персонального компьютера, мобильных устройств охватило все сферы человеческой деятельности. В этих условиях логичной становится информатизация образования, привлечение современных компьютерных и мультимедийных технологий в процесс обучения, создание специализированных образовательных сред, основой которых становятся последние разработки в сфере интерактивных технологий. В связи с этим в образовательном процессе вуза возникают некоторые методические вопросы: насколько оправдано использование современных информационных технологий в обучении; как обучение с помощью специализированных технических средств влияет на мотивацию и результаты учебной деятельности; каковы достоинства и недостатки подобных образовательных средств; какие трудности встают на пути педагога, использующего в своей работе мультимедиа, компьютер и мобильные устройства?
В исследовательской литературе все чаще встречается термин «мобильное обучение» («m-leammg»), представляющее собой одну из разновидностей дистанционного обучения. К мобильным устройствам относят мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, электронные книги, КПК, нетбуки. Мобильное обучение во многом похоже на обучение с помощью компьютерных технологий, однако m-learning имеет и существенные отличия, делающие данный подход перспективным в преподавании различных дисциплин.
В отечественной педагогике термин «мобильное обучение» понимается достаточно широко и встречается довольно редко. Применительно к практике преподавания иностранных языков данная область практически не исследована. В статье мы остановимся на вопросе повышения результативности обучения с использованием мобильных технологий. Примером станет работа на занятиях по русскому языку как иностранному в рамках краткосрочных языковых курсов. Информационные технологии в обучении иностранным языкам показали свою эффективность. На сегодняшний день имеется большое количество образовательных платформ, электронных учебников и словарей, виртуальных экскурсий и онлайн сервисов. Все эти средства призваны интенсифицировать учебный процесс, дополнительно мотивировать учащихся, способствовать повышению эффективности самостоятельной внеаудиторной работы, направленной на систематизацию и закрепление полученных знаний. Учитывая это, мы можем говорить об актуальности проблемы использования мобильных технологий на занятиях по русскому языку как иностранному в рамках краткосрочных языковых курсов. Перед нами стоит задача доказать эффективность применения мобильных технологий обучения применительно к дисциплине «Русский язык как иностранный», подкрепив это анализом результатов проведенного эксперимента.
_Обзор литературы
Теория мобильного обучения получила широкое распространение в зарубежной педагогике. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании подготовил «Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного образования»
[1]. В документе дано емкое определение термина «мобильное обучение»: «Мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени. Обучение может принимать различные формы, с помощью мобильных устройств учащиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам, связываться с другими пользователями, создавать контент в учебном классе и за его пределами. Мобильное обучение включает в себя мероприятия, необходимые для достижения целей обучения, например, эффективное управление школьными системами, совершенствование взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями учащихся».
Большинство исследователей (М. Бренсфорд, Дж. Дуглас, Д. Келли, Т. Реккедал, С. Гедесс) [2-4] разграничивают электронное и мобильное обучение. По их мнению, главное отличие электронного обучения от мобильного - отсутствие привязанности последнего к конкретному времени и месту. Это в свою очередь индивидуализирует процесс обучения, делая его неформальным. Ученые (С. Харгадон, С. Геддес, Дж. Дуглас, Д. Келли, М. Бренсфорд и др.) [2-4] считают мобильное обучение одним из самых перспективных направлений современной педагогики. Британский международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях К. Робинсон [5] убежден, что развитие технологии мобильно обучения, направленной на оптимизацию учебного процесса под потребности обучающихся, ежедневно имеющих дело с современными техническими средствами, непременно приведет к революции в сфере образования. М. Кумари и С. Викрам [6], говоря о достоинствах мобильного обучения, отмечают, что подобное обучение является по-настоящему индивидуальным, учитывающим интересы, потребности и возможности конкретного учащегося. M-learnung дает возможность быстрого доступа к информации, что повышает производительность труда. М.А. Горю-нова и М.Б. Лебедева, анализируя мобильное обучение в условиях реализации ФГОС, отмечают следующие особенности т-1еагп^:
1. «четкая ориентированность на достижение метапредметных образовательных результатов: использование мобильных устройств помогает в формировании всех видов универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
2. возможность реализовать новые подходы к оцениванию - вовлечение учащихся в процесс оценивания, увеличение роли рефлексивных инструментов оценивания, использование компьютерных инструментов оценивания;
3. ориентированность на увеличение доли самостоятельной работы обучающихся;
4. обеспечение расширения спектра информационных ресурсов, которые используются в обучении (электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, облачные инструменты и сервисы)» [7].
Исследователи отмечают определенную связь и взаимодополняемость традиционного и мобильного обучения. Так, М.Б. Файн убеждена, что «наиболее перспективный путь внедрение мобильных устройств в обучение заключается в грамотном сочетании новых форм обучения (интерактивные лекции, вебинары, симуляции, тренинги, дискуссии), новых видов учебных заданий (слайд-презентации, веб-проекты, учебные подкасты) и традиционных» [8]. Особый интерес представляет исследование И.Н. Голицыной и Н.Л. Половниковой [9]. Авторы выделяют достоинства и недостатки технологии мобильного обучения. К достоинствам исследователи относят:
1. взаимодействие учащихся друг с другом и преподавателем;
2. простота обеспечения аудитории техническими устройствами (например, для размещения компьютера необходимо намного больше места, чем для мобильного телефона или планшета);
3. компактность мобильных средств обучения;
4. возможность обмена информации между учащимися и преподавателем;
5. возможность применения мобильных устройств в любом месте и времени;
6. повышение мотивации учения за счет апелляции к интересам и потребностям учащихся, активно пользующимися мобильными устройствами.
Но отмечаются и недостатки:
1. мобильные экраны способны корректно представить ограниченный тип информации;
2. ограниченные возможности для хранения мобильных телефонов и КПК;
3. особое внимание необходимо уделять работе самого устройства, так как его некорректная работа может привести к потере информации;
4. меньшая надежность (по сравнению с настольными компьютерами);
5. возможны проблемы с использование графики;
6. быстрое устаревание устройства;
7. снижение пропускной способности при активном использовании беспроводной сети.
Также авторы отмечают, что многие из этих недостатков, по большей части относящихся к технической стороне вопроса, решаемы благодаря активному развитию технологий в данной сферы. И.Н. Голицына и Н.Л. Половникова [9] приводят следующие формы внедрения мобильных технологий (мобильного телефона) в учебный процесс:
1. обеспечение доступа в Интернет на сайты с обучающей информацией;
2. средство воспроизведения файлов различного формата (звуковых, видео, аудио, текстовых);
3. возможность использования адаптированных электронных учебников и учебных курсов.
В.А. Куклев выделяет следующие средства мобильного обучения:
1. «мобильные средства для изучения мобильного контента (мобильный учебник, электронная книга, мобильный словарь, интерактивный переводчик, технические средства мобильного телевидения, мобильная экскурсия, оп-Ппе-презентация, комплект закладок на ресурсы, мобильный справочник (гид), подкаст, сетевое хранилище мультимедийных объектов);
2. средства для мобильного общения с обучаемыми (мобильный чат, мобильная электронная почта, мобильная видеоконференцсвязь, мобильный форум, мобильный блог);
3. средства для мобильного контроля знаний (средства SMS-тестирования; средства SMS-опросов, голосований; средства опросов в мобильном форуме и чате; средства мобильного тестирования на КПК, смартфонах и коммуникаторах; средства тестирования знаний для мобильных Интернет-устройств);
4. мобильные средства для формирования навыков и умений (мобильная игра и симуляция; мобильный тренинг, мобильный групповой проект, мобильное исследование);
5. средства поддержки мобильного обучения (мобильная информационно-справочная система; средства мобильного доступа к информации в компьютерных сетях)» [10].
Преподавание русского языка как иностранного с применением технологии мобильного обучения рассмотрено в статье И.В. Нефедова и К.А. Поповой [11]. Авторы убеждены, что на занятиях по русскому языку как иностранному возможно применение специализированных учебных программ (на сегодняшний день Google Play может предложить около 80), создание виртуальных экскурсий, создание учащимися видеофильмов и групповая работа с ними, использование QR-кодов в процессе обучения.
Итак, несмотря на незначительные недостатки мобильного обучения, относящиеся по большей части к техническим возможностям современных мобильных устройств, исследователи убеждены в необходимости и целесообразности его применения в процессе обучения.
_Материалы и методы
В работе использовались следующие исследовательские методы:
1. анализ предшествующего педагогического опыта по исследуемой проблеме, призванный оценить актуальность и целесообразность применения мобильных технологий на занятиях по русскому языку как иностранному в рамках краткосрочных языковых курсов;
2. внесение изменений в модель занятия по русскому языку как иностранному;
3. наблюдение за внесенными изменениями и оценка их целесообразности и эффективности;
4. анализ и отбор дидактического материала, формирующий содержательную составляющую эксперимента;
5. создание обучающих заданий с использованием мобильных технологий.
Учитывая достоинства и недостатки мобильного обучения, отмеченные как зарубежными, так и отечественными исследователями, мы пришли к следующему выводу: мобильное обучение отвечает всем принципам и особенностям краткосрочного обучения (интенсивный характер занятий; дополнительность по сравнению с основным пролонгированным курсом и практическая направленность учебного процесса; корректировочный характер курсов по отношению к стационарному; разнородный состав слушателей по возрастным, психологическим, социальным характеристикам; суженность целей обучения и узкая коммуникативная направленность; приоритет аспектно-комплексного подхода). Занятия по РКИ в рамках краткосрочных курсов отличаются коммуникативной направленностью и индивидуализацией процесса обучения.
Огромную роль играет также возможность использования мобильного обучения в самостоятельной работе, так как, исходя из специфики обучения на курсах, количество аудиторных часов крайне мало. Новые формы занятий, оформленные с помощью мобильных устройств, позволяют поддерживать мотивацию обучения, внося разнообразие в учебный процесс и снимая психологические барьеры. Задания для участников эксперимента подготовлены с целью использования их на мобильных устройствах, которыми каждый учащихся пользуется ежедневно. Таким образом создается комфортная образовательная среда, учитывающая индивидуальные возможности и потребности учащегося, его темперамент и когнитивные способности (удобный темп выполнения задания, скорость реагирования и запоминания и пр.).
_Результаты исследования
Внедрение мобильных технологий на занятия по русскому языку как иностранному проводилась на базе Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, а также НИУ «БелГУ» с 2014 по 2018 гг. На подготовительных факультетах университета функционирует летняя языковая школа «Учеба + отдых». Ежегодно в течение месяца в ней обучаются студенты из разных стран Европы (Сербии, Боснии и Герцеговины, Республики Косово, Словении, Словакии, Италии, Франции), Азии (Ирака, Ирана, Сирии, Китая), Африки (Египта, Алжира, Туниса, Марокко) и Латинской Америки (Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу). Отметим некоторые особенности летних языковых курсов:
1. Средняя продолжительность курса - 4 недели, 80-100 академических часов.
2. Основная цель, стоящая перед слушателями курсов, - овладеть навыками коммуникации на русском языке.
3. Учебные группы формируются по результатам входящего тестирования, призванного определить уровень владения языком, а также с учетом профессиональных интересов слушателей (учащиеся филологических специальностей и стажеры составляют отдельные группы).
4. Уровень владения русским языком у обучающихся различный: от начального А1 - В2.
5. Состав групп обычно многонационален.
6. Учитывая главную цель обучающихся, основной метод - коммуникативный, предполагающий освоение большого количества лексического материала в разговорном контексте. На занятиях ведется работа в основном над устной речью.
7. Задачу погружения в языковую среду помогают решать дополнительные курсы (курсы по выбору): «Русская литература», «Русская песня», «Лингвострановеде-ние», «Русское кино» и др.
8. Филологический профиль обучения имеет ряд особенностей, в частности, обладает набором специальных курсов, призванных совершенствовать профессиональные навыки слушателей: «Русская фразеология», «Русская лексикология», «Синтаксис» и др.
9. Погружению в языковую среду способствует также внеаудиторная культурно-воспитательная работа: экскурсии по городу и области, мастер-классы, встречи с интересными людьми.
Элементы мобильных технологий были применены к дисциплинам «Русский язык как иностранный» и «Русская фразеология».
Курс по выбору «Русская фразеология» включает в себя знакомство с терминологическим аппаратом, изучение русских фразеологизмов и выполнение заданий. Уровень владения языком - В2. Участниками эксперимента стали студенты филологических факультетов Боснии и Герцеговины, Сербии, Франции, Словакии, Республики Косово, будущие преподаватели РКИ. В эксперименте приняли участие 114 человек, из них в контрольной группе - 61, в экспериментальной - 53.
Внеаудиторная самостоятельная работа для участников эксперимента была организована с помощью интерактивного тренажера-справочника «Русская фразеология», доступ к которому можно было получить с мобильного телефона или планшета, подключенных к сети интернет.
Тренажер тематически разделен на 6 частей: четыре группы фразеологизмов (отношения между людьми, с глаголами движения, характер человека, о времени), синонимия и антонимия фразеологизмов и повторительные упражнения. Лексические комментарии к фразеологизмам учащиеся получили в аудитории, тренажер рассчитан на внеаудиторную самостоятельную работу. После повторения полученных ранее знаний о русских фразеологизмах, учащиеся приступают к выполнению заданий, представляющих собой учебные мини-игры, викторины, головоломки и т.д. Например, одним из проверочных заданий по теме «Фразеологизмы с глаголами движения» стала известная игра «Виселица». Участникам курсов необходимо определить, какой из изученных фразеологизмов соответствует описанной ситуации. Проверочное задание по теме «Фразеологизмы о времени» представлено в форме популярной телевикторины «Кто хочет стать миллионером?».
В конце интерактивного тренажера-справочника содержится словарь изученных фразеологизмов. Благодаря системе гиперссылок во время работы с тренажером учащийся может в любое время прибегнуть к помощи словаря, где он найдет толкование фразеологической единицы, ее перевод на английский язык, пример использования в предложении и озвучивание.
Контрольная группа выполняла традиционные задания: вставить пропущенные в тексте фразеологизмы, соединить фразеологизмы в пары, исправить ошибки в употреблении фразеологизмов, придумать ситуации, в которых необходимо употребить те или иные фразеологизмы и пр. Например: Задание №4. Продолжите диалог, учитывая значение употребленного в нем фразеологизма.
1) - Мальчик еще маленький. Вы уверены, что он должен учиться в специальной математической школе?
- У него золотая голова,_
2) - А где ваш коллега?
- Он теперь важная птица,_
На протяжении всего курса и по его окончании проводилось тестирование. Максимальный балл за каждое промежуточное тестирование - 50, за итоговое - 100. Приведем пример задания итогового тестирования
Задание №1. Определите, какие предложения дают положительную, а какие от-
рицательную характеристику человеку.
1. Бить баклуши - вот его любимое дело А. Положительная характеристика Б. Отрицательная характеристика
2. Вот голова садовая!
3. Всегда на уроках ворон считает
Среднеарифметические результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп представлены на диаграмме (см. рис. 1).
Средний балл экспериментальной группы и в промежуточных, и в итоговом тестировании выше. Экспериментальная группа показала также больший процент усвоения материала (разница составила 10,9%). На основании этого можем сделать вывод об эффективности применения мобильных технологий в обучении РКИ (курс по выбору «Русская фразеология») в рамках краткосрочных языковых курсов.
Вторая часть эксперимента была проведена на базе курса «Русский язык как иностранный». Уровень участников - В1. Средний возраст учащихся в группе - 21 год. Курс «Русский язык как иностранный» призван сформировать у учащихся речевую компе-
тенцию. Коммуникативный принцип обучения предполагает особое внимание к устной речи. Учитывая индивидуальный подход к обучению, выбор тем и ситуаций общения согласуется с интересами и пожеланиями самих учащихся. В соответствии с этим предлагается тема «Интернет, компьютер и современная техника».
100
75
50
25
II II
Промежу точное тестиров ание Nsl
Промежу точное тестиров анме NsZ
Промежу точное тестиров анме Ns3
Итоговсе тестиров анме
IКонтрольная группа
4D.3
39,7
40,6
78,4
■Экспериментальная группа
46 Л
47,5
4В
5Э.З
Рисунок 1 Диаграмма распределения результатов тестирования контрольной и
экспериментальной групп
Участниками эксперимента стали 125 человек, их них в контрольной группе - 68, в экспериментальной - 57. Самостоятельная работа по теме для экспериментальной группы строилась на основе видеоролика и заданий к нему. В начале работы учащиеся знакомятся с актуальной для изучаемой темы лексикой. Представим один из вариантов предъявления новых слов. На картинке учащиеся видят предметы или действия над предметами. Для того, чтобы узнать лексическое значение слова им необходимо кликнуть мышкой на маркер.
Проверка лексики осуществляется с помощью «пазла»: учащийся выбирает новую для него лексическую единицу в верхней части экрана и кликает на картинку, соответствующую этому слову. При успешном выполнении задания появляется тематическая картинка. После просмотра на мобильном устройстве видеофильма (доступ к нему можно получить на Youtube: 10 комиксов о том, как интернет изменил нашу жизнь навсегда) проводится работа по контролю понимания текста. Учащиеся работают в диалоговом тренажере. Персонаж задает им вопросы по содержанию видео. За каждым верным ответом следует следующий вопрос. При неверном ответе персонаж рекомендует пересмотреть этот эпизод видео. Все реплики персонажа произносятся с соответствующей мимикой и жестами.
Контрольная группа работает с традиционными заданиями для изучения новой лексики и понимания просмотренного видео.
Приведем примеры заданий:
Задание 1. Прочитайте новые слова и переведите их на родной язык. Составьте с этими словами предложения.
Гаджет, селфи-палка и т.д.
Задание 2. Вставьте подходящие по смыслу слова. Не забудьте о грамматических формах.
1) Я не могу жить без своих... - телефона и планшета
2) Чтобы сделать хорошее фото на телефон, нам понадобится ... и т.д.
Задание 3. Просмотрите видео и ответьте на следующие вопросы:
1) Каким раньше было путешествие? Чем оно отличается от современного?
2) Как юноши раньше знакомились с девушками? А сейчас? и т.д.
По окончании самостоятельной работы по теме «Интернет в нашей жизни» учащимся контрольной и экспериментальной групп было предложено итоговое тестирование на понимание видео и усвоение новых лексических единиц. Результаты тестирования представлены на диаграмме:
60 50 40 30 20 10
Понимание Емдео Тестирование по лексике
■Контрольная группа 40,6 41,В
■ Экспериментальная группа 4В,9 47,4
■ Контр о л ьн ая груп па ■ Э ксп е р и ме нтал ь н ая груп п а
Рисунок 2 Диаграмма распределения результатов тестирования контрольной и
экспериментальной групп
Выявлено, что процент усвоения материала экспериментальной группы выше на 13,8%. Это дает нам право говорить о целесообразности использования мобильных технологий обучения в самостоятельной работе по русскому языку как иностранному в рамках краткосрочных языковых курсов.
_Обсуждение результатов
Реалии XXI века требуют от педагогики пересмотра всех образовательных парадигм. Новые технические возможности неизбежно влекут за собой коренные изменения в технологиях и методиках обучения. Жизнь современного человека не мыслима без мобильных устройств. Особенно это утверждение применимо к молодому поколению, обучающемуся в школах и университетах. Учет индивидуальных особенностей студентов, апелляция к их интересам и желаниям способна повысить учебную мотивацию и привести к лучшему усвоению полученных знаний.
К главным достоинствам мобильного обучения как современной образовательной технологии можно отнести его универсальность, индивидуальный подход к каждому учащемуся, возможность получать образование в любое время и в любом месте,
использование новейших достижений в области компьютерных и мобильных технологий. Мобильное обучение доказало свой потенциал, но существует ряд серьезных проблем, препятствующих его внедрению в образовательный процесс: материально-техническое обеспечение учебных аудиторий, возможность снабжения мобильными устройствами учащихся, низкая компьютерная и техническая грамотность педагогического персонала, отсутствие фундаментальных научных исследований данной проблемы применительно к конкретным отраслям и уровням знаний, недостаточное программное обеспечение образовательного процесса, построенного на принципах мобильного обучения.
На наш взгляд, мобильное обучение обладает огромным потенциалом в работе с иностранными студентами на разных этапах обучения с разным уровнем владения языком.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (дата обращения: 7.12.2018)
2. Bransford M., Douglas J. How People Learn: Brain, mind, experience, and school. Washington (D.C.), 2000.
3. Rekkedal T., Dye A. Mobile Distance Learning with PDAs. [Электронныйресурс] // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training / Ed. by M. Ally. 2009. URL: http://www.aupress.ca/index.php/books/120155 (Дата обращения 07.03.2017)
4. Geddes S. Mobile Learning in the 21st Century: Benefit for Learners. [Электронный ресурс]:[сайт]. [2004]. URL: http://knowledgetree.flexiblelearning.net.au/edition06/download/geddes.pdf (дата обращения 12.10.2015).
5. Bawden, D., Robinson, L. The Dark Side of Information: Overload, Anxiety and other Paradoxes and Pathologies // Journal of Information Science, 2008. XX (X). 1-12.
6. Kumari M., Vikram S. Mobile Learning: An Emerging Learning Trend // HiTech Whitepaper. № 11. 2009. Р. 18-29.
7. Горюнова М. А., Лебедева М. Б. Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС // ЧиО, 2016. №4 (49). С. 91-95.
8. Файн М.Б. Мобильное обучение в образовательном процессе: зарубежный опыт // Современные научные исследования и инновации, 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2015/01/43006 (дата обращения: 23.09.2018).
9. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Электронный ресурс]. // ОТО, 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii (дата обращения: 29.11.2018).
10. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореф. ... дис. докт. пед. наук: 13.00.01: защищена 26.10.10. Ульяновск, 2010. 46 с.
11. Нефёдов И.В., Попова К.А. M-learning как инновационное средство в обучении РКИ // Известия Южного федерального университета, 2016. № 3. С. 170-178.
12. Adedoja G., Oluwadara A. Design and Development of Mobile Learning Lesson Plan (MLLP) Template: A Design Relevant to African Context // American Journal of Educational Research. 4.9. 2016. Р. 658-662.
13. Crompton H. A historical overview of m-learning: toward learner-centered education // Handbook of Mobile Learning / ed. by Z.L. Berge, L.Y. Muilenburg. Florence: Routledge, 2013. P. 3-14.
14. Traxler J. Current State of Mobile Learning // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training edt. by Mohamed Ally, Athabasca University Press, 2009. - Р. 9-25.
15. Бектурганова М.К., Син Е.Е. Мобильное обучение как новый подход в вузовском образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф.. № 3(5). М.: «МЦНО», 2017. С. 24-30.
16. Попова С.Н. Мобильное обучение как новая технология обучения иностранному языку студентов ВУЗов (на примере Томского Политехнического Университета) // Приволжский научный вестник, 2015. № 4-2 (44). С. 49-52.
17. Рябкова В.В. Интеграция мобильных технологий в процесс обучения (начальный этап) // Международный
научно-исследовательский журнал, 2017. № 5-2 (59). С. 63-66.
18. Савченко Е. В. Понятие мобильное обучение в исторической перспективе: развитие концепции личностно-ориентированного обучения // Вестник ТГУ, 2017. №4 (168). С. 112-123.
19. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильные устройства и технологии в преподавании иностранных языков. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2013. 224 с.
REFERENCES
1. Rekomendatsii YuNYeSKO po politike v oblasti mobilnogo obrazo-vaniya [Elektronnyy resurs]. Available at: https:// iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (accessed 7 December 2018) (in Russian)
2. Bransford M., Douglas J. How People Learn: Brain, mind, experience, and school. Washington (D.C.), 2000.
3. Rekkedal T., Dye A. Mobile Distance Learning with PDAs. Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training / Ed. by M. Ally. 2009. Available at: http://www.aupress.ca/index.php/books/120155 (accessed 7 December 2018)
4. Geddes S. Mobile Learning in the 21st Century: Benefit for Learners. 2004. Available at: http://knowledgetree. flexiblelearning.net.au/edition06/download/geddes.pdf (accessed 7 December 2018).
5. Bawden, D., Robinson, L. The Dark Side of Information: Overload, Anxiety and other Paradoxes and Pathologies. Journal of Information Science, 2008. XX (X). pp. 1-12.
6. Kumari M., Vikram S. Mobile Learning: An Emerging Learning Trend. HiTech Whitepaper. 2009, no. 11. pp. 18-29.
7. Goryunova M. A., Lebedeva M. B. Mobilnoe obuchenie v kontekste realizatsii FGOS. ChiO, 2016. no. 4 (49). pp. 9195. (in Russian)
8. Fayn M.B. Mobilnoe obuchenie v obrazovatelnom protsesse: zaru-bezhnyy opyt. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2015. No. 1. Part 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006 (accessed 7 December 2018). (in Russian)
9. Golitsyna I. N., Polovnikova N. L. Mobilnoe obuchenie kak novaya tekhnologiya v obrazovanii. OTO, 2011, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii (accessed 7 December 2018).
10. Kuklev V.A. Stanovlenie sistemy mobilnogo obucheniya v ot-krytom distantsionnom obrazovanii: avtoref. ... dis. dokt. ped. nauk: 13.00.01. Ulyanovsk, 2010. 46 s. (in Russian)
11. Nefedov I.V., Popova K.A. M-learning kak innovatsionnoe sredstvo v obuchenii RKI. Izvestiya Yuzhnogo federalnogo univer-siteta, 2016. no. 3. pp. 170-178. (in Russian)
12. Adedoja G., Oluwadara A. Design and Development of Mobile Learning Lesson Plan (MLLP) Template: A Design Relevant to African Context. American Journal of Educational Research. 2016, 4.9, pp. 658-662.
13. Crompton H. A historical overview of m-learning: toward learner-centered education // Handbook of Mobile Learning / ed. by Z.L. Berge, L.Y. Muilenburg. Florence: Routledge, 2013. pp. 3-14.
14. Traxler J. Current State of Mobile Learning. Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training, ed. by Mohamed Ally, Athabasca University Press, 2009. pp. 9-25.
15. Bekturganova M.K., Sin Ye.Ye. Mobilnoe obuchenie kak novyy podkhod v vuzovskom obrazovanii / Nauchnyy forum: Pedagogika i psikhologiya: sb. st. po materialam Vmezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2017, no. 3(5). Moscow, MTsNO Publ., 2017. pp. 24-30. (in Russian)
16. Popova S.N. Mobilnoe obuchenie kak novaya tekhnologiya obuche-niya inostrannomu yazyku studentov VUZov (na primere Tomskogo Politekhnicheskogo Universiteta). Privolzhskiy nauchnyy vestnik, 2015. no. 4-2 (44). pp. 49-52. (in Russian)
17. Ryabkova V.V. Integratsiya mobilnykh tekhnologiy v protsess obucheniya (nachalnyy etap). Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal, 2017. no. 5-2 (59), pp. 63-66. (in Russian)
18. Savchenko E.V. Ponyatie mobilnoe obuchenie v istoricheskoy perspektive: razvitie kontseptsii lichnostno-orientirovannogo obu-cheniya. Vestnik TGU, 2017. no. 4 (168). pp. 112-123. (in Russian)
19. Titova S.V., Avramenko A.P. Mobilnye ustroystva i tekhno-logii v prepodavanii inostrannykh yazykov. Moscow, Moskov. un-t Publ., 2013. 224 p. (in Russian)
Информация об авторах Самосенкова Татьяна Владимировна
(Россия, Белгород) Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, профессионально-речевой и
межкультурной коммуникации Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Tatiana V. Samosenkova
Doctor of Pedagogy,
Professor of the Department of Russian Language and Cross-cultural Communication Belgorod National Research University E-mail: [email protected]
Савочкина Ирина Викторовна
(Россия, Белгород) Старший преподаватель кафедры русского языка и
естественных дисциплин Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова E-mail: [email protected]
Irina V. Savochkina
Senior Lecturer at the Department of Russian Language and Natural Sciences Belgorod Shukhov State Technological University E-mail: [email protected]
Гончарова Анастасия Владимировна
(Россия, Белгород) Кандидат филологических наук, доцент, кафедра
русского языка и естественных дисциплин Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова E-mail: [email protected]
Anastasia V. Goncharova
PhD in Philological Sciences Associate Professor at the Department of Russian Language and Natural Sciences Belgorod Shukhov State Technological University E-mail: [email protected]