Научная статья на тему 'Использование мобильных технологий для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления "Информационная безопасность"'

Использование мобильных технологий для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления "Информационная безопасность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / VOCATIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOBILE TECHNOLOGIES / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOBILE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Думина Е. В.

В статье анализируются проблемы, связанные с формированием профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции как важнейшей профессионально значимой характеристики будущего специалиста в сфере информационной безопасности. Автор акцентирует внимание на необходимости внедрения в процесс обучения иностранным языкам мобильных технологий с целью развития у обучающихся иноязычных профессиональных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using mobile technologies for the formation of vocational foreign language communicative competence in students specializing in the sphere of information security

The article provides an analysis of how to form foreign language vocational communicative competence as an important characteristic of a future specialist majoring in the sphere of information security. The author focuses on the necessity of introducing mobile technologies into the foreign language learning process to develop foreign language vocational skills.

Текст научной работы на тему «Использование мобильных технологий для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления "Информационная безопасность"»

УДК 37:004 E. В. Думина

доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области права юридического факультета МГЛУ; e-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

В статье анализируются проблемы, связанные с формированием профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции как важнейшей профессионально значимой характеристики будущего специалиста в сфере информационной безопасности. Автор акцентирует внимание на необходимости внедрения в процесс обучения иностранным языкам мобильных технологий с целью развития у обучающихся иноязычных профессиональных умений и навыков.

Ключевые слова: иноязычная профессионально ориентированная компетенция; коммуникативная компетенция; профессиональное образование; информационная безопасность; мобильные технологии; мобильное обучение.

Dumina E. V.

Associate Professor at the Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Law, Faculty of Law, MSLU; e-mail: [email protected]

USING MOBILE TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF VOCATIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN STUDENTS SPECIALIZING IN THE SPHERE OF INFORMATION SECURITY

The article provides an analysis of how to form foreign language vocational communicative competence as an important characteristic of a future specialist majoring in the sphere of information security. The author focuses on the necessity of introducing mobile technologies into the foreign language learning process to develop foreign language vocational skills.

Key words: vocational foreign language competence; communicative competence; professional education; information security; mobile technologies; mobile learning.

В эпоху глобализации и технических инноваций стремительное развитие информационных технологий, появление и повсеместное распространение мобильных устройств привели к существенным изменениям в системе обучения иностранным языкам (далее -ИЯ). Поскольку явным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, владеющие иностранным языком и умеющие эффективно применять его в сфере профессиональной коммуникации, на первый план выходит проблема обеспечения качества профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов нелингвистического профиля, в том числе направления «Информационная безопасность», и создания условий для успешной интеграции обучающегося в его профессиональную среду.

В условиях рыночных отношений практически во всех 1Т-направлениях востребованы специалисты со знанием одного или нескольких языков для ведения устной и письменной профессиональной коммуникации на иностранном языке. Если современный выпускник владеет языком специальности, он готов эффективно участвовать в межкультурном деловом и научном общении -способен обходиться без переводчика, самостоятельно устанавливать контакт с зарубежными партнерами, решать спорные вопросы, проводить переговоры на достойном уровне, налаживать взаимовыгодное сотрудничество [3].

Для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда перед современной системой высшего образования поставлена задача подготовки специалистов, в основе которой заложено формирование компетенций, позволяющих выпускникам стать высококультурными 1Т-специалистами и легко ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 496, выпускник направления «Информационная безопасность» должен обладать общекультурными компетенциями: «способностью к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-10)», а также умениями и навыками письменной речи - от письменного оформления и передачи информации (письма, аннотации, сообщения) до аргументированного изложения собственной точки зрения по профессиональной тематике. Кроме того, с целью успешной реализации своей деятельности в ситуациях профессионального общения

будущий ^-специалист должен владеть устной речью в объеме, достаточном для получения информации по профессиональной тематике, и терминологической лексикой [9]. C учетом того, что владение профессиональной терминологией «является исходным условием готовности к общению на профессиональные темы» [1, с. 15] и позволяет «расширить возможности достижения, поддержания и дальнейшего развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для эффективного профессионального общения» [1, с. 3], Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Информационная безопасность» определяет, что в результате изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» обучающийся должен знать лексический минимум терминологического характера объемом в 4000 учебных лексических единиц [9].

Исходя из профессиональных потребностей студентов данного направления подготовки, основной целью обучения ИЯ как средства межкультурного профессионального общения является формирование профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает развитие у обучающихся языковых и речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо), а также приобретение знаний, учебного и жизненного опыта, личностных свойств, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность на ИЯ. Мы считаем, что для эффективного решения проблем и задач, возникающих в реальной жизни, целесообразно весь курс обучения профессиональной иноязычной коммуникации максимально ориентировать на овладение практическими умениями профессионально направленного иноязычного общения и приблизить к профессиональной деятельности будущего специалиста данного направления подготовки.

Понятие «профессионально ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция» достаточно емкое и многогранное. В рамках образовательного процесса наиболее полное толкование термина «компетенция» дал А. В. Хуторской. Он определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов,

и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [13].

Поскольку в состав иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции входят иноязычные профессиональные лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная, дискурсивная, стратегическая и информационно-коммуникационная компетенции, а также ряд других компетенций [6], можно сделать вывод, что именно коммуникативный подход в большей степени развивает все компоненты иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход, научным исследованием которого занимались такие видные ученые, как Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов, Г. А. Китайгородская, В. Л. Скалкин, Э. П. Шубин и другие, «в сфере профессионального образования помогает направить решение коммуникативных задач на развитие умений профессионального общения» [8, с. 196].

Профессионально ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция студентов отличается многокомпонентной структурой и представляет собой комплекс компетенций, в основе которого лежат лингвистические, речевые, социолингвистические, социокультурные знания и коммуникативно-прагматические умения, реализуемые в иноязычной деятельности в профессиональном контексте [7].

Несмотря на многообразие современных организационных форм обучения ИЯ и вариативности обучающих средств, тем не менее, перед организатором учебного процесса в высшем учебном заведении встает проблема выбора наиболее эффективных и доступных путей развития преподавания ИЯ для специальных целей. На наш взгляд, для реализации принципа профессиональной направленности, связанного с вовлечением обучающихся в устную (говорение, аудирование) и письменную (чтение, письмо) профессиональную коммуникацию, в качестве дополнения к классической модели образованию следует внедрять инновационные технологии -компактные и простые в использовании мобильные устройства, такие как мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК, электронные книги, портативные аудио- и видеогиды, современные игровые консоли, портативные аудиоплееры и другие виды современной техники.

В своих исследованиях по использованию современных информационных технологий в образовании Р. Р. Камалов, В. Г. Кинелев, И. П. Павлова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, П. В. Сысоев, С. В. Титова, М. Г. Евдокимова и другие особое внимание уделяют мобильной педагогике, основанной на мобильном обучении и воспитании. В частности, С. В. Титова в своих научных работах аргументирует необходимость разработки концепции интеграционного подхода к обучению иностранным языкам, характерной особенностью которого является эффективное сочетание педагогических и информационных технологий на базе информационно-обучающей среды вуза [12]. Таким образом, на основе разработок информационных и коммуникационных технологий в сфере иноязычного общения мы предполагаем, что мобильное обучение может эффективно решать проблему по оптимизации процесса формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Мобильное обучение (mobile learning (m-learning)) - это передача и получение учебной информации и информационно-справочных материалов с использованием компактных портативных устройств с мобильными приложениями и выходом в Интернет и всегда доступных беспроводных технологий на любое портативное мобильное устройство с целью формирования аспектов иноязычной коммуникативной компетенции [11].

Однако, как утверждает Дж. Келли, главная цель мобильного обучения заключается не в использовании удобных мобильных устройств, позволяющих обучающимся в любое время в любом месте получить или предоставить учебную информацию любого формата, а в создании инновационных мобильных учебных материалов, которые сделали бы процесс обучения более наглядным и интересным для студента [14]. Таким образом, мобильное обучение иностранному языку является такой формой организации процесса обучения и контроля, которая предполагает овладение определенными знаниями, совершенствование языковых навыков, развитие речевых умений c учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов [12]. Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что интеграция мобильного обучения в современную систему образования позволит значительно повысить уровень профессиональной подготовки и усовершенствовать

методики обучения аспектам языка, видам речевой деятельности, а также формирования профессиональных компетенций будущих специалистов направления подготовки «Информационная безопасность».

Целесообразность внедрения информационно-коммуникационных технологий при обучении ИЯ будущих 1Т-специалистов связана с множеством принципиально новых возможностей для формирования у них профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, а именно:

1) создавать собственный электронный образовательный контент без привлечения технических специалистов;

2) разрабатывать и свободно распространять учебные интернет-материалы;

3) быстро искать и отбирать доступную для любого пользователя сети, необходимую для учебных целей информацию с возможностью редактирования и удаления данных;

4) развивать умения чтения, устной и письменной речи на

ИЯ;

5) организовать индивидуальную и / или коллективную работу как в учебных аудиториях, так и во внеаудиторном пространстве;

6) активно взаимодействовать с другими участниками учебного процесса (учащиеся и преподаватели могут посылать текст по электронной почте, вырезать, копировать и вставлять, передавать устройства внутри группы, работать друг с другом);

7) критически мыслить и повышать уровень коммуникативной культуры, в том числе учиться вести дискуссии на профессиональные темы, используя доступные языковые средства;

8) погружаться в профессиональную среду, задавать вопросы и получать ответы от профессионалов в данной сфере;

9) стать частью профессионального сообщества.

В рамках обсуждения вопроса о методической и дидактической ценности данного ресурса применительно к процессу формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции будущих 1Т-специалистов нельзя также не отметить тот факт, что использование мобильных технологий позволило разработать и внедрить принципиально новые формы обучения ИЯ, такие как:

- web-занятия (вебинары, дистанционные уроки, веб-конференции, форумы, семинары, тренинги, деловые игры, учебные микроблоги, экскурсии, новостные ленты, курскасты лабораторные работы, практикумы интерактивные лекции - лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция и др. формы учебных занятий);

- телеконференции (подписки);

- ВКС (видеоконференции);

- сИа1;-занятия [2, с. 7-8], благодаря которым стало возможным в процессе обучения ИЯ глубокое погружение в профессиональную иноязычную действительность.

Привлечение аутентичных иноязычных интернет-материалов (статьи, реклама, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты) также позволяет познакомить студентов данного направления подготовки с речевыми клише, фразеологией, лексикой, которые связаны с их будущей профессиональной жизнью и принадлежат к различным функциональным стилям речи, развивает творческое мышление и интеллектуальные способности обучаемых. В совокупности все эти средства обучения способствуют приобретению будущими 1Т-специалистами компетенции в иноязычном письменном и устном общении на профессиональные темы. Поэтому сегодня мы рассматриваем мобильный Интернет не только в качестве уникального поставщика контента, который создается студентами и преподавателями с помощью новых текстов, фотографий, рисунков, музыкальных файлов, но и как новую профессиональную коммуникативную среду. Студенты направления «Информационная безопасность» считают, что благодаря участию в современных формах учебной деятельности с использованием мобильных технологий, обучение иностранным языкам весьма плодотворно и дает им возможность управлять собственным учебным процессом - от поиска важной для них информации до создания собственного сетевого контента. Учебный процесс с мобильными технологиями несет в себе мощный эмоциональный и информационный посыл, развивает интерес и повышает внутреннюю положительную мотивацию к изучению ИЯ на уровне, достаточном для участия в различных ситуациях профессионального иноязычного общения. Применение инновационных технологий в традиционном обучении иностранным языкам привносит

в учебный процесс множество преимуществ, из которых О. Донецкая [5] выделяет следующие:

- наличие огромного выбора дидактических интернет-предложений по ИЯ, что позволяет значительно разнообразить аудиторные занятия и домашние задания;

- возможность по-новому организовать самостоятельную работу обучающихся;

- обеспечение более быстрого темпа выполнения многих видов традиционных заданий;

- учащиеся могут работать над учебными материалами в удобное для них время и в любом месте с точками доступа "МБ!;

- обучение с помощью технологий ш-1еагш^ намного более эффективно и индивидуализировано, так как обучающийся может проходить материал в своем темпе, выбирать последовательность выполнения заданий, вернуться к нему в любой момент и продолжить с той точки, на которой остановился. И. Н. Голицына и Н. Л. Половникова [4] придерживаются точки зрения, что мобильное обучение стимулирует у обучающихся накопление знаний в тесном сотрудничестве с преподавателем и со своими сокурсниками, а также способствует развитию навыков самостоятельной работы, делает акцент на их дальнейшее самообразование, на различные формы дистанционного обучения.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что за последнее десятилетие благодаря мобильным технологиям значительно поменялась вся методика преподавания иностранных языков. В традиционной модели обучения ИЯ объем зрительной, слуховой и видеонаглядности ограничен наличием иллюстративного материала у преподавателя, в то время как объем виртуальной наглядности мобильного Интернета потенциально безграничен и может лишь варьироваться в зависимости от учебных целей и задач. Сегодня будущие 1Т-специалисты предпочитают работать не с устаревшими учебными пособиями, а с небольшими объектами информации в различных форматах и осваивать несколько источников информации одновременно. У большинства студентов установлены обучающие приложения: словари и переводчики, приложения для чтения электронных книг, онлайн-курсы. Развить и повысить познавательную активность обучающихся с помощью ш-1еагш^ можно путем изменения формы подачи теоретического материала по дисциплине

«Иностранный язык». На наш взгляд, для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции вполне эффективным является набор тематических видеолекций продолжительностью не более 10 минут, с иллюстрациями, 3D-анимаций и аудиосопровождением.

Новая информационно-образовательная среда уже интегрирована в высшую школу, она пронизывает все направления учебной деятельности, органично дополняя ее современными техническими и методическими ресурсами на основе информационных технологий и компьютерных коммуникаций.

Использование мобильных технологий в обучении ИЯ в значительной мере изменило не только подходы к разработке и отбору содержания и организации учебных материалов по этой дисциплине, но и повлияло на весь процесс обучения ИЯ. Благодаря профессионально ориентированному подходу к обучению иностранным языкам и внедрению мобильных интернет-технологий, способствующих формированию профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, будущий 1Т-специалист превращается из пассивного студента в активного участника образовательного процесса. Знания формируются совместно в процессе сотрудничества преподавателя с учащимся; обучение строится через диалог равноправных сторон, сводящего роль преподавателя к роли организатора учебного процесса, консультанта и помощника, задачей которого является активизация деятельности учащихся и создание ситуаций, стимулирующих их на самостоятельный анализ полученной информации. Например, успешному формированию профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов направления подготовки «Информационная безопасность» с помощью технологии m-learning способствует метод проектов. Он дает возможность применить полученные знания на практике и развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения, использовать личный опыт и профессиональные компетенции. С целью демонстрации уровня развития профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции обучающимся предлагается создать и представить с помощью портативного мобильного устройства один из видов творческих проектов - организация

и проведение презентации, подбор и анализ различного рода иноязычных интернет-статей по профессиональной тематике, составление делового письма на иностранном языке. При публичной защите данного творческого проекта обучающиеся моделируют ситуации профессиональной деятельности и профессионального общения с учетом специфики их профессиональной подготовки. Параллельно развивается профессионально ориентированная иноязычная компетенция в соответствии с целями и содержанием обучения [10, с. 183-184].

На территории Российской Федерации отрасль информационных технологий активно развивается, поэтому в будущем можно прогнозировать дальнейший рост спроса на выпускников IT-направления, обладающих полным набором компетенций и со знанием иностранного языка. Полученные знания иностранного языка будут реализованы в их последующей профессиональной деятельности при решении задач профессиональной иноязычной коммуникации.

Можно сделать вывод, что благодаря высокому дидактическому потенциалу мобильных устройств и технологий в процессе обучения ИЯ создаются благоприятные условия не только для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, но и для спектра компетенций, составляющих общую коммуникативную способность, обеспечивающую интеграцию будущих IT-специалистов в профессиональное пространство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базанова Е. М. Методика обучения профессиональному иноязычному общению с применением интернет-технологий (магистратура, неязыковой вуз) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 24 с.

2. Бурганов Н. Т. IT-стратегии образовательного учреждения в развитии электронного образования // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XI Междунар. науч.-метод. конф. - Екатеринбург, 2014. - URL: http://hdl.handle.net/10995/24752

3. Воздвиженская А. Знание иностранного языка увеличивает зарплату россиян в полтора раза // Российская газета : Федеральный выпуск № 6940 (72) - URL: http://rg.ru/2016/04/05/znanie-anglijskogo-iazyka-uvelichit-zarplatu-rossiianina-v-poltora-raza.html

4. ГолицынаИ.Н., ПоловниковаН. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. - 2011. -№ 1. - T. 14. - С. 241-252. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii#ixzz3wHqUi6HT

5. Донецкая О. И., Зорге А. и др. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / О. И. Донецкая, А. Зорге, Т. К. Иванов, Р. Квирин, В. С. Макаров, А. Хафенштайн. -Казань : КГУ, 2009. - URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm

6. Евдокимова М. Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 49 с.

7. Емельянова Т. В. Формирование профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза (англ. язык, специальности «Связи с общественностью», «Журналистика»): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 170 с.

8. Климкович Е. Я. Формирование иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий // Омский научный Вестник. Серия Общество. История. Современность. - 2012. - № 3 (109). -С. 194-197.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 496 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с изменениями и дополнениями)».- URL: http://base.garant.ru/197499/

10. Ткаченко (Дымова) Е. Е. Обучение профессиональному иностранному языку студентов направления «Связи с общественностью» на основе метода проектов // Вестник Челябинск. гос. пед. ун-та. - 2011. - С. 177-184.

11. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 57-71. - URL: http:// www.ffl.msu.ru/research/vestnik/1-2012-titova.pdf

12. Титова С. В. Теоретические основы компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 415 c.

13 Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - URL: http:// eidos.ru/journal/2002/0423.htm

14. Kelly D. Lessons Learned from the MLearnConf 2011 Backchannel. -URL: http://www.learningsolutionsmag.com/authors/349/david-kelly

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.