Научная статья на тему 'Реализация мобильного обучения на примере портала мобильного контента ОмГТУ'

Реализация мобильного обучения на примере портала мобильного контента ОмГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / MOBILE CONTENT / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TILDA / ISPRING / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КУРСЫ / MULTIMEDIA COURSES / E LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Ольга Владимировна

Популярность мобильных устройств в молодежной среде можно использовать в качестве инструмента повышения эффективности обучения в системе высшего образования. Обучающие приложения и сайты позволяют самостоятельно осваивать ту или иную область научных знаний. В статье рассмотрены возможности организации мобильного обучения в вузе. Перечислены цели мобильного обучения, основные тренды в сфере онлайн обучения. Описан опыт создания портала мобильного контента Омского государственного технического университета, выполнен обзор интерфейса, дана краткая характеристика контента. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска новых подходов к организации учебного процесса в условиях, когда студенты активно используют мобильные устройства, а преподаватели готовы применять современные технологии и методы на ряду традиционными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The popularity of mobile devices among young people can be used as a tool to improve the effectiveness of education in higher education. Learning applications and websites allow you to independently master a particular area of scientific knowledge. The article discusses the possibility of organizing mobile learning in high school. The aims of mobile learning, the main trends in the field of online learning are listed. The article describes the experience of creating a mobile content portal of Omsk State Technical University, an overview of the interface, a brief description of the content. The relevance of the work is due to the need to find new approaches to the organization of the educational process in conditions where students actively use mobile devices, and teachers are ready to use modern technologies and methods on a number of traditional.

Текст научной работы на тему «Реализация мобильного обучения на примере портала мобильного контента ОмГТУ»

Реализация мобильного обучения на примере Портала мобильного контента ОмГТУ

Хоменко Ольга Владимировна документовед отдела разработки электронного контента, Центр информационных технологий, Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, г. Омск, 644050, (3812) 66-87-39 [email protected]

Аннотация

Популярность мобильных устройств в молодежной среде можно использовать в качестве инструмента повышения эффективности обучения в системе высшего образования. Обучающие приложения и сайты позволяют самостоятельно осваивать ту или иную область научных знаний. В статье рассмотрены возможности организации мобильного обучения в вузе. Перечислены цели мобильного обучения, основные тренды в сфере онлайн обучения. Описан опыт создания портала мобильного контента Омского государственного технического университета, выполнен обзор интерфейса, дана краткая характеристика контента. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска новых подходов к организации учебного процесса в условиях, когда студенты активно используют мобильные устройства, а преподаватели готовы применять современные технологии и методы на ряду традиционными.

The popularity of mobile devices among young people can be used as a tool to improve the effectiveness of education in higher education. Learning applications and websites allow you to independently master a particular area of scientific knowledge. The article discusses the possibility of organizing mobile learning in high school. The aims of mobile learning, the main trends in the field of online learning are listed. The article describes the experience of creating a mobile content portal of Omsk State Technical University, an overview of the interface, a brief description of the content. The relevance of the work is due to the need to find new approaches to the organization of the educational process in conditions where students actively use mobile devices, and teachers are ready to use modern technologies and methods on a number of traditional.

Ключевые слова:

мобильный контент, электронное обучение, tilda, iSpring, мультимедийные курсы

mobile content, e - learning, tilda, iSpring, multimedia courses

Введение

Аналитики ожидают, что в 2018 году количество пользователей Интернета достигнет 4,14 миллиарда человек, или 53,7% от общей численности населения планеты. Около 54% всех используемых в настоящее время телефонов относятся к категории смартфонов [1]. Смартфоны, планшеты и прочие мобильные устройства в современном обществе стали частью не только повседневной жизни, но и образовательного процесса. Внедрение мобильного обучения - один из трендов

современной системы образования. При этом необходимо чётко понимать место и роль мобильных технологий в обучении, готовность студентов учиться с помощью телефона или планшета.

В качестве основных целей мобильного обучения можно рассматривать: связь в удобное время и в любом месте, что расширяет возможности коллективной работы;

оптимизацию использования мобильных средств, имеющихся у обучающихся;

компактное хранение материала, который оказывается всегда под рукой; -интенсификацию процесса обучения;

соответствие развития уровня образования современному социальному заказу и интересам учащихся, которые повсеместно пользуются мобильными устройствами. Мобильное обучение сейчас, как никогда, актуально: с одной стороны, оно обладает привлекательностью новинки, с другой — удобно и осуществимо на практике [2].

Теоретическая часть

В. Б. Лузгина и Ж. А. Стаховская в статье «Опыт использования мобильных технологий в образовательной среде вуза» отмечают, что студенты «во время учебы используют мобильные устройства в качестве:

коммуникатора для обмена информации между собой; фотоаппарата для фотографирования текста и т.п.; диктофона для записи голоса преподавателя, читающего лекцию; мобильного браузера для доступа к сайтам;

плеера для прослушивания лекций со звуковым сопровождением; секундомера при проведении экспериментов; средства для перевода иностранных текстов; органайзера» [3, с. 463].

Мобильное обучение меняет форму подачи материала: на смену аудиторным лекциям приходят обучающие видеоролики, онлайн-тесты, приложения и сайты.

Н. Н. Касаткина в работе «Исследование готовности студентов вузов к мобильному обучению» делает анализ данных анкетирования студентов и преподавателей российских вузов о готовности студентов к мобильному обучению в период с 2011 по 2016 год. Автор отмечает, что «техническая оснащенность студентов сильно различается: от отсутствия мобильного устройства (у трети студентов) до полной технической готовности к мобильному обучению. Подобная разнородность результатов диктует необходимость оценивать уровень технической оснащенности студентов в каждом конкретном случае» [4, с. 134].

Также стоит отметить, что большинство студентов положительно оценивают возможность учиться с помощью мобильных устройств.

К основным трендам развития мирового рынка онлайн-образования можно

отнести:

рост популярности микрокурсов с длительностью одного ролика в 1 -3 минуты;

геймификация - представление обучающей программы в виде игры, что

позволяет удерживать внимание пользователя;

использование технологий дополненной и виртуальной реальности;

рост популярности обучения прикладным навыкам - одно из наиболее

популярных направлений в России.

Онлайн образование - один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования. Темпы ежегодного прироста составляют в среднем 23% с 2012

года и по сегодняшний день. Однако в общем объеме образовательных услуг оно по-прежнему занимает очень небольшую долю - менее 3% [5].

Смартфоны применительно к мобильному обучению можно применять как для просмотра веб-страниц, так и для загрузки обучающих приложений, прохождения тестирования или просмотра видеозаписей и коммуникации с другими участниками образовательного процесса.

Опыт создания портала мобильного контента в ОмГТУ

В Омском государственном техническом университете на данный момент внедрены и используются следующие технологии: облачное хранилище для размещения мобильных образовательных ресурсов iSpring Cloud, YouTube-канал, платформа для проведения вебинаров Mirapolis Virtual Room. Для быстрого доступа к контенту было принято решение разработать специализированный интернет-ресурс. Портал мобильного контента ОмГТУ (URL: http://omgtu.tilda.ws/) был создан в январе 2017 года с целью размещения в открытом доступе образовательных материалов, разработанных преподавателями Омского государственного технического университета. Контент представлен в виде мультимедийных презентаций и видеороликов, размещённых на официальном канале ОмГТУ в Youtube. Ресурс предназначен для студентов различных направлений подготовки, охватывает широкий диапазон дисциплин как гуманитарного, так и технического цикла. Контент будет полезен и преподавателям для обмена опытом создания мультимедийных обучающих комплексов.

Портал создан с помощью конструктора Tilda. Данная платформа позволяет сделать современный, адаптированный для мобильных устройств ресурс (рис. 1).

а) б)

Рис. 1. Главная страница Портала мобильного контента ОмГТУ (а - полная версия, б - мобильная версия)

Одно из преимуществ портала для пользователей - бесплатный доступ ко всем ресурсам, не требующий регистрации. Портал не содержит баннеров и прочей

отвлекающей информации. С любой страницы можно перейти на главную, кликнув на одноименный пункт меню. Также на каждой странице представлен алфавитный указатель, кликнув на который, пользователь может увидеть список дисциплин.

На главной странице представлено описание основных возможностей: приведен алфавитный указатель для быстрого доступа к курсам, описаны способы просмотра учебных материалов с мобильных устройств. Перечислены преимущества использования приложения для быстрого доступа к материалам, в том числе в режиме офлайн. Доступна ссылка для скачивания приложения iSpring в Google Play и в AppStore. Размещена контактная информация разработчика сайта - адрес, номер телефона и электронная почта Центра информационных технологий ОмГТУ.

Для работы с данным интернет-ресурсом не требуется дополнительное программное обеспечение, все материалы можно просматривать в браузере с установленным расширением Adobe Flash Player. Для просмотра на мобильных устройствах пользователь может установить приложение iSpring Play и просматривать учебные материалы даже без подключения к сети Интернет.

Анализ портала мобильного контента

Портал логично структурирован, интерфейс удобен, в том числе при просмотре с мобильных устройств. Цветовое решение довольное спокойное: сочетание серого, белого, черного и кораллового цветов. Фон не отвлекает, шрифты читаемые, изображения размещены только на главной странице. С их помощью проиллюстрированы возможности программы iSpring Play.

На рис. 2 представлен скриншот страницы с перечнем дисциплин. Кликнув на название дисциплины, пользователь попадает на страницу курса, где может выбрать необходимую лекцию или практическое занятие.

Рис. 2. Страница с перечнем дисциплин

Портал не содержит иконок, основные элементы страниц - текстовые блоки, блок со ссылками на главную страницу и на сайт ОмГТУ, блок с алфавитным указателем дисциплин и формой поиска, блок с контактной информацией.

На рис. 3 представлен интерфейс мультимедийного курса по геологии, выполненный преподавателем ОмГТУ. Центральная часть экрана отведена под презентацию, снизу есть полоса прокрутки и кнопки управления звуком. Справа представлена информация о разработчике и представлен перечень слайдов.

Омский государственный технический университет

Кафедра «Нефтегазовое депо»

ГЕОЛОГИЯ

Строение Земли

Рис. 3. Интерфейс мультимедийного курса по геологии

Поиск организован на основе поисковика Google. Неудобство заключается в том, что данная система не имеет гибкой настройки. В результатах поиска выдается ссылка на страницу, где размещена дисциплина, а также перечень букв алфавитного указателя и контактная информация, так как инструмент поиска выдает всю информацию, найденную на странице.

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУ ФХЦЧШЩЗЮЯ

физика)

Интернет Картинка

Найдено результатов: примерно! (за 0,20 сек.) Упорядочить: Relevante •

ф

отдШНйа.жз^

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ. Ф Физика Физическая и коллоид зная химия Философия

- Французский язык. Контакты Омский государственный технический университет. Центр I информационных

технологий тел.: +7 (3812} 66 87 39 адрес: г. Омск, пр. Мира, 11. Официальный ...

Рис. 4 Поиск на сайте www.omgtu.tilda.ws

На страницах портала отсутствуют какие-либо аудио- и видео-эффекты. Но каждый мультимедийный курс имеет звуковое сопровождение. Благодаря использованию озвученных презентаций, данный контент могут использовать студенты, у которых нет возможности посещать занятия по состоянию здоровья или

находящиеся в других регионах. Данный портал не предоставляет документов о прохождении курса, так как материалы размещены для подготовки к сессии, повторения материалов и самостоятельного изучения дисциплин.

Портал создан и поддерживается сотрудниками Центра информационных технологий ОмГТУ. На каждой странице представлена контактная информация: адрес, номера телефонов, электронная почта, адрес группы ВКонтакте. На данный момент преподавателями ОмГТУ разработаны и размещены материалы по 124 дисциплинам. Портал обновляется по мере разработки курсов, ежеквартально появляются ссылки на новые дисциплины.

Заключение

Опыт Омского государственного технического университета показывает, что эффективной формой организации мобильного обучения в вузе может стать использование интернет-ресурса, содержащего материалы, доступные с любого смартфона Порталом мобильного контента удобно пользоваться ввиду отсутствия лишних элементов, он компактен и понятен. На нем довольно легко найти необходимую информацию. Рекомендуется добавить блок новостей, где сообщалось бы о размещении новых курсов. На данный момент подобная информация доводится до пользователей в основном посредством публикации в официальной группе ОмГТУ в социальной сети ВКонтакте. По каждому курсу доступна статистика просмотров, что позволяет определять наиболее актуальные курсы.

Преподаватели проходят обучение на курсах повышения квалификации «Разработка мультимедийных образовательных ресурсов для мобильного обучения» в ОмГТУ. Преподаватели, разработавшие мобильный контент по дисциплине, продолжают создавать обучающие мультимедийные лекции и пробуют новые для себя способы организации учебного процесса, записывая видео практических занятий, проводят вебинары для студентов.

Рынок обучения с помощью портативных устройств будет расти, что обусловлено потребностью людей в мобильности, быстрым развитием технологий передачи данных и необходимостью постоянного обучения, чтобы быть востребованным на рынке труда.

Литература

1. Половина населения планеты будет использовать Интернет в 2018 году. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://amazinews.ru/polovina-naseleniya-planetyi-budet-ispolzovat-internet-v-2018-godu.html (дата обращения: 28.02.2018).

2. Логинова А. В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 974-976.

3. Лузгина В. Б., Стаховская Ж. А. Опыт использования мобильных технологий в образовательной среде вуза // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 3. — С. 463-472. Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society)" (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html)

4. Касаткина Н. Н. Исследование готовности студентов вузов к мобильному обучению // Ярославский педагогический вестник — 2017 — № 6. — С. 133-137.

5. Портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-onlayn-obrazovaniya/ (дата обращения: 28.02.2018).

6. Амиров А. Ж., Ашимбекова А. М., Темирова А. Е. Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 13-15. URL https://moluch.ru/archive/135/37927/ (дата обращения: 27.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.