Научная статья на тему 'Использование электронных образовательных ресурсов в изучении дисциплин гуманитарного цикла'

Использование электронных образовательных ресурсов в изучении дисциплин гуманитарного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИСЦИПЛИНЫ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА / EDUCATIONAL RESOURCE / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCE / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITALIZATION / HUMANITIES DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузнова Алена Вячеславовна, Павлова Ольга Анатольевна

В статье представлен опыт использования электронных образовательных ресурсов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла в непрофильных вузах. Электронный образовательный ресурс представляет основополагающий компонент информационной образовательной среды, способствующий развитию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Отличительными чертами ЭОР являются интерактивность, коммуникативность, визуализация, автоматизация, что позволяет организовать эффективную аудиторную и самостоятельную работу учащихся как индивидуальную, так и групповую. В преподаваниидисциплин гуманитарного цикла использование ЭОР является обоснованным. В изучении дисциплин гуманитарного цикла наибольший методологический эффект достигается при использовании таких ЭОР, как видеоматериалов, анимаций. Важную роль играют текстовые документы, представленные в электронном формате, что делает их легкодоступными, удобными в обращении и навигации. Электронные образовательные ресурсы в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла могут быть использованы на любом из этапов изучения материала, однако они требуют вдумчивого обращения. В качестве примера использования ЭОР в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла приведена разработка лекционного занятия по дисциплине «Культурология» (негуманитарные направления подготовки) по теме «Особенности российского типа культура в мировом контексте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузнова Алена Вячеславовна, Павлова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN STUDYING OF DISCIPLINES OF HUMANITIES

This article presents the experience of using electronic educational resources in the process of studying the Humanities in non-core universities. Electronic educational resource (EER) is a fundamental component of the information educational environment, contributing to the development of information and communication technologies in the educational process. The distinctive features of EER are interactivity, communication, visualization, automation, which allows organizing an effective classroom and independent work of students both individual and group. In the teaching of Humanities disciplines, the use of EER is justified. In the study of disciplines of the humanities the greatest methodological effect is achieved with the use of such eras as videos, and animations. Text documents in electronic format play an important role, making them easily accessible, easy to handle and easy to navigate. Electronic educational resources in the teaching of Humanities can be used at any stage of the study of the material, but they require thoughtful treatment. As an example of the use of EOR in the study of disciplines of the humanitarian cycle, the development of a lecture on the discipline "cultural studies" (non-humanitarian areas of training) on the topic "Features of the Russian culture type in a global context" is given.

Текст научной работы на тему «Использование электронных образовательных ресурсов в изучении дисциплин гуманитарного цикла»

педагогические науки

Гузнова Алена Вячеславовна, Павлова Ольга Анатольевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

УДК 378.14

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

© 2019

Гузнова Алена Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Павлова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская, 22 А, e-mail: olgapavlova08@yandex.ru)

Аннотация. В статье представлен опыт использования электронных образовательных ресурсов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла в непрофильных вузах. Электронный образовательный ресурс представляет основополагающий компонент информационной образовательной среды, способствующий развитию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Отличительными чертами ЭОР являются интерактивность, коммуникативность, визуализация, автоматизация, что позволяет организовать эффективную аудиторную и самостоятельную работу учащихся как индивидуальную, так и групповую. В преподаваниидисциплин гуманитарного цикла использование ЭОР является обоснованным. В изучении дисциплин гуманитарного цикла наибольший методологический эффект достигается при использовании таких ЭОР, как видеоматериалов, анимаций. Важную роль играют текстовые документы, представленные в электронном формате, что делает их легкодоступными, удобными в обращении и навигации. Электронные образовательные ресурсы в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла могут быть использованы на любом из этапов изучения материала, однако они требуют вдумчивого обращения. В качестве примера использования ЭОР в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла приведена разработка лекционного занятия по дисциплине «Культурология» (негуманитарные направления подготовки) по теме «Особенности российского типа культура в мировом контексте».

Ключевые слова: образовательный ресурс, электронный образовательный ресурс, цифровой образовательный ресурс, информационная образовательная среда, цифровизация, дисциплины гуманитарного цикла.

THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN STUDYING OF DISCIPLINES OF HUMANITIES

© 2019

Guznova Alena Vyacheslavovna, associate Professor of Humanities Pavlova Olga Anatolievna, Ph. D. (History), associate Professor of Humanities Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya str., 22a, e-mail: olgapavlovf08@yandex.ru)

Abstract. This article presents the experience of using electronic educational resources in the process of studying the Humanities in non-core universities. Electronic educational resource (EER) is a fundamental component of the information educational environment, contributing to the development of information and communication technologies in the educational process. The distinctive features of EER are interactivity, communication, visualization, automation, which allows organizing an effective classroom and independent work of students both individual and group. In the teaching of Humanities disciplines, the use of EER is justified. In the study of disciplines of the humanities the greatest methodological effect is achieved with the use of such eras as videos, and animations. Text documents in electronic format play an important role, making them easily accessible, easy to handle and easy to navigate. Electronic educational resources in the teaching of Humanities can be used at any stage of the study of the material, but they require thoughtful treatment. As an example of the use of EOR in the study of disciplines of the humanitarian cycle, the development of a lecture on the discipline "cultural studies" (non-humanitarian areas of training) on the topic "Features of the Russian culture type in a global context" is given.

Keywords: educational resource, electronic educational resource, digital educational resource, information educational environment, digitalization, Humanities disciplines.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях технического прогресса общества и как следствие информатизации всех его сфер, институт образования претерпевает существенную модернизацию. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, постоянный педагогический поиск эффективных методов обучения способствуют внедрению в учебный процесс электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Дисциплины гуманитарного цикла не стали исключением.

Дисциплинам гуманитарного цикла в непрофильных вузах отводится незначительное количество времени. К циклу гуманитарных дисциплин в непрофильном вузе относятся история, философия, русский язык и культура речи, психология и педагогика, социология, политология, культурология. Если дисциплины профессионального цикла формируют специалиста в своей области, то гуманитарные дисциплины играют важную роль в формировании духовноразвитой личности, обладающей четкой гражданской позицией, способной нести ответственность за свои поступки. Перспективным направлением современных методов преподавания гуманитарных дисциплин является применение новых видов

учебных ресурсов, к примеру - электронных.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятием «ресурс» (с фр. ressource - вспомогательное средство) принято называть все, что используется при решении той или иной цели, а также и сама деятельность человека. В последнее время проблеме использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе посвящено значительное количество научных публикаций [1-13]. Но следует отметить, что нет единого мнения при определении понятия «Электронный образовательный ресурс». Так, например, Дунаева Т.В. определяет ЭОР как совокупность программных средств и материалов, представленных в электронной форме, в том числе текстов, иллюстраций, аудио- и видеоматериалов [14]. Аналогичную трактовку находим у Босовой Л.Л. [15] и Софроновой Н.В. [16] с акцентом на использование подобных ресурсов в учебном процессе на базе информационно-коммуникационных технологий. Косичкина А.С. определяет ЭОР как современное средство обучения при проведении занятий или даже заменяющее деятельность преподавателя [17], что, на наш взгляд, явля-

Guznova Alena Vyacheslavovna, Pavlova Olga Anatolievna THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES .

pedagogical sciences

ется неприемлемым: роль педагога в процессе обучения предполагает не только информативное наполнение, но и воспитательную функцию. Бужинская Н.В., обращаясь к трактовке ЭОР, как раз отмечает организационно-управленческую функцию программных продуктов в учебно-воспитательном процессе [18]. Ряд исследователей подменяют понятие электронный образовательный ресурс понятием цифровой образовательный ресурс. Елисеева Е.В., Злобина С.Н., говоря об электронных образовательных ресурсах, называя их также цифровыми, определяют цифровой образовательный ресурс как необходимый для организации учебного процесса материал, представленный в цифровой форме [19]. Сабитова Д.А. под цифровым ресурсом понимает законченный интерактивный мультимедиа продукт, который используется для решения конкретных педагогических задач [20].

Формирование целей статьи (постановка задания). В работе представлен теоретический анализ работ современных отечественных ученых в области использования электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Используются методы - анализ, синтез, моделирование. Цель исследования - поделиться опытом применения электронных образовательных ресурсов в практике изучения гуманитарных дисциплин в непрофильных учреждениях высшего образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

На наш взгляд, следует разделять понятия электронный и цифровой ресурсы, так как ЭОР - это ресурс, для воспроизведения которого используется электронные устройства, и в последнее время в образовательном процессе все чаще используется компьютер как универсальное электронное устройство; цифровой ресурс - совокупность данных в цифровом виде. В цифровой форме могут быть представлены фото, аудио и видеоматериалы, карты, виртуальные экскурсии, модели, графики, но переведенные в электронный формат текстовые документы, книги, хрестоматии не следует считать цифровыми ресурсам. Цифровизация предусматривает переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую. В настоящее время процесс цифровизации затронул все сферы общественной жизни, в том числе и образование, где цифровизация подразумевает переход на он-лайн-версии учебных материалов, использование сети Интернет в процессе обучения, создание и использование электронных ресурсов, применение дистанционных технологий.

Так, цифровой образовательный ресурс является элементом электронного образовательного ресурса. Понятия электронный и цифровой ресурс в совокупности с традиционным ресурсом (учебные издания) составляют образовательный ресурс, что представлено на рисунке 1.

сурс - «это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [21]. Отмечено, что ЭОР - это основополагающий компонент информационной образовательной среды, способствующий развитию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Отличительными чертами ЭОР являются интерактивность, коммуникативность, визуализация, автоматизация, что позволяет организовать эффективную аудиторную и самостоятельную работу учащихся как индивидуальную, так и групповую.

В преподавании дисциплин гуманитарного цикла использование ЭОР является обоснованным, так как данные ресурсы способствуют всестороннему развитию личности, помогают визуализировать материал, увидеть «ожившую картинку», делают вариативным процесс передачи информации, развивают внимание. Наибольший методический эффект достигается при использовании аудио- и видеоматериалов, анимаций, презентаций, игр. Предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения информации, расширяются возможности поиска дополнительной информации по гиперссылкам, имеется возможность изменения размера шрифта под индивидуальные особенности обучающегося. Применение аудиовизуальных и компьютерных технологий способствует формированию у студентов «информационной грамотности, умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также выработке обоснованных мнений, позволяющих предсказывать, планировать и контролировать информационные процессы и наиболее эффективным образом» [22].

Следует учитывать, что использование видео-ресурсов (к примеру, фрагмент художественного или документального фильма) влечёт навязывание авторского представления. Перед преподавателем стоит сложная задача подбора данного вида образовательных ресурсов, чтобы не исказить информацию об изучаемом объекте, сделать ее максимально объективной, а также научить поиску недостоверных фактов, формированию собственной точки зрения.

Для гуманитарных дисциплин немаловажным средством обучения является текстовая информация: документы, материалы прессы, дневники, художественная литература. Большое количество текстовых ресурсов оцифровано и представлено сейчас в электронном виде на образовательных сайтах и в электронных учебниках. Электронный формат текстовых ресурсов делает их легкодоступными, удобными в обращении и навигации. Виды электронных образовательных ресурсов, применяемых в ходе изучения гуманитарных дисциплин, представлены на рисунке 2.

Рисунок 1 - Образовательный ресурс

На наш взгляд, понятие ЭОР более ёмкое. Согласно ГОСТ Р 53620-2009, электронный образовательный ре-

Рисунок 2 - Электронные образовательные ресурсы по гуманитарным дисциплинам

Следует выделять внутренние и внешние ЭОР. К внешним электронно-образовательным ресурсам относятся образовательные материалы сети Интернет, находящиеся в открытом доступе. Внешние ЭОР обладают широкими возможностями дистанционного из-

90

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Гузнова Алена Вячеславовна, Павлова Ольга Анатольевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

учения той или иной учебной дисциплины и контроля качества ее освоения. «Наиболее известным электронным образовательным ресурсом можно считать ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов...), обеспечивающий доступ к разнообразным обучающим информационным ресурсам российской образовательной системы» [23].

К внутренним электронным образовательным ресурсам следует отнести учебные материалы, расположенные на площадке электронной информационно-образовательной среды вуза (например, http://ngiei.mcdir.ru). Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза в свете новых требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. ЭИОС «определяется как программная система, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в телекоммуникационной среде вуза» [24]. Функционал ЭИОС вуза довольно широк: прежде всего, он обеспечивает свободный доступ преподавателей и студентов к учебным материалам, открытость образовательного процесса, иллюстрирует фиксацию результатов промежуточной и итоговой аттестации.

Каждая дисциплина (или междисциплинарный модуль) учебного плана представлена в ЭИОС вуза. Обязательными разделами учебной дисциплины являются методическое обеспечение дисциплины, структура курса, рекомендации по организации самостоятельной работы, ведомость балльно-рейтинговой оценки, список литературы, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, глоссарий и тестовые задания. Каждая модульная единица дисциплины содержит конспект лекции, презентационный материал, методические рекомендации к семинарским или практическим занятиям и проверочные тестовые задания.

Нами было проведено исследование с целью выяснения частоты использования студентами электронных образовательных ресурсов при изучении гуманитарных дисциплин. В анкетировании приняли участие студенты трех институтов (Институт экономики и управления, Инженерный институт, Институт информационных технологий и систем связи) Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. Выборка составила 300 студентов (очной и заочной форм обучения) от каждого института (по 100 от каждого института).

Таблица 1 - Результаты использования студентами ЭОР при изучении гуманитарных дисциплин (%)

Вариант использования Институт экономики и управления Инженерный институт Институт информационных

форма обучения Заочная форма обучения форма Заочная форма обучения форма Заочная форма обучения

Использование ЭИОС вуза 100 100 100 95 100 98

Проработка конспекта лекции 89 76 97 78 89 96

Просмотр презентационного материала 96 98 94 100 92 96

Выполнение тестовых заданий 100 100 100 100 100 100

Подготовка контрольных работ или рефератов 100 100 100 100 100 100

Подготовка к практическим / семинарским занятиям 76 84 82 92 71 83

Общение с преподавателем, студентами 53 34 49 10 56 26

Использование внешних электронных образовательных ресурсов 100 100 100 100 100 100

Библиотечные системы 87 96 83 92 89 95

Подготовка контрольных работ или рефератов 90 92 94 94 96 99

Поиск дополнительных материалов по изучаемым 87 78 93 96 98 94

Общение с преподавателем, студентами 100 100 100 100 100 100

заочной форм обучения используют электронные ресурсы для проработки лекционного материала, написания контрольных работ и рефератов, для поиска дополнительной информации по изучаемым темам, выполнения тестовых заданий.

Электронные образовательные ресурсы в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла могут быть использованы на любом из этапов изучения материала, однако они требуют вдумчивого обращения [25].

В качестве примера использования ЭОР в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла приведём разработку занятия по дисциплине «Культурология» (негуманитарные направления подготовки) по теме «Особенности российского типа культура в мировом контексте». В ходе занятия происходит рассмотрение особенностей развития российского типа культуры в диахронии (в историческом срезе становления и развития от эпохи к эпохе) и синхронии (современное состояние). Вид занятия - лекция. Цель занятия - рассмотреть особенности российского типа культуры в мировом контексте на лучших ее образцах, выделить характерные черты русской культуры. Задачи: изучить этапы становления и развития русской культуры, раскрыть ее самобытность, специфику; развивать способность к анализу главных этапов и закономерностей исторического развития культуры России, самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения, вести диалог; воспитывать толерантность, продолжить формирование мировоззрения, гражданской позиции, любви к отечеству.

Таблица 2 - Примеры использования внутренних и внешних ЭОР при изучении темы «Особенности российского типа культура в мировом контексте» на дисциплине Культурология

Этап занятия Деятельность Внутренний ЭОР (Электронная информационно-образовательная среда вуза) ВнешииЗЭОР

Входной Анализ результатов викторины «Знатоки рус скон культуры» Викторина с использованием Google форм: http j'v'ngi ei .mc dir m/cours e/vi ew. php?id=3297 Сервис Google формы

Изучение нового материала 1 вопрос. Понятие «культура Росснн». Понятия «русская культура», «русская национальная культура», «культура России» как синонимы Работа с терминами с обращением к глоссарию: http://ngi ei .mcdirju/cours e/vi ew. php?id=3297 Работа с терминами с обращением к сайтам: http s:/'/www. а dvantour. с omni s/ras яаУ culture.htm http ://iamrus s .ru/what-i s-russi an-culture/ http ~Jl goldmus eum.ru'narody-rossii/msskie/

2 вопрос. Русская культуракак объект исследования: основные подходы Конспект лекции, презентация лекции, видео-лекция: hnp:''ngi ei .mc dir .m/cours e/vi ew. php?id=3297 Обращение к текстовым документам: https:.. iphlib.ru greenstone3 libraiy. со llecti on/newphilen e d ocument HASHf a8f4aal 6826778b 1dl 4fa https:. ninivers_ruflib/book3111

3 вопрос. Периодизация русской культуры Конспект лекции, презентация лекции, вндео-лекцня: hnp:''ngi ei .mc dirm/cour s e/vi ew. php?id=3297 Анализ периодизации развития русской культуры: http ://www.pravenc.ru'text7 8126-html

4 вопрос. Характерные черты русской культуры Конспект лекции, презентация лекции, вндео-лекцня: http://ngi ei .mc dirru/cours e/vi ew. php?id=3297 Сайты музеев, виртуальные экскурсии: http s:/. www.tretyakovgallery.ru/' http s j'/eimitazh. org/ https://www.krugosvet.ru/ euc gumanit amye_nauki.filosofiya'RUSSKAYA_ FELO SOPIYA.html https://www.kiugosvet.ni/eii.c/kiiltiira_ i_obrazovaiiiejlliteratiira''RUSSKAYA_ LITERATURA.html

Выходной Составление таблицы н кп а стера «Рус екая культура в контексте мировой культуры» Конспект лекции, презентация лекции. вндео-лекцня: http://ngi ei .mcdirju/cours e/vi ew. php?id=3297 Схема в программе PowerPoint

Домашнее задание Работа с конспектом лекции Электронная информационно-образовательная среда вуза http: n gi ei .mc dir .ru/cours e/vi ew. php?id=3297

Результаты анкетирования подтверждают, что студенты регулярно при изучении дисциплин используют ЭОР как внутренние, так и внешние. Студенты очной и

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Электронные образовательные ресурсы открывают широкие возможности для доступа к информации, делая ее более открытой, что позволяет применять ее в образовательном процессе. «В процессе использования электронных образовательных ресурсов основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование активной познавательной позиции. Учитель в этом процессе выступает в качестве педагога-менеджера обучения, тьютора, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, оказывать необходимую помощь, направить ученика на правильный путь усвоения учебного материала» [26].

Guznova Alena Vyacheslavovna, Pavlova Olga Anatolievna THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES .

pedagogical sciences

Кардинально меняется роль преподавателя: он становится не только источником знаний, но и навигатором по электронному информационному полю. Преподаватель из единственного источника знаний переходит в разряд консультанта и координатора. Меняется миссия обучающегося: пассивный реципиент становится заинтересованным деятелем учебного процесса, соучаствующим в подборе информации, способным выстраивать свою образовательную, научно-поисковую деятельность с учётом собственных потребностей и интересов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Калдыбаев С.К., Онгарбаева А.Д. Электронные образовательные ресурсы: роль и назначение //Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 11—2. С.159—161.

2. Leontev M.G., Bondarenko N.G., Shebzuhova T.A., Butko S.S., Egorova L.I. Improving the efficiency of university management: teacher's performance monitoring as a tool to promote the quality of education // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 2. С. 527-540.

3. Ивинская М.С. Педагогический потенциал электронных ресурсов и электронной образовательной среды в вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 217-223.

4. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54—7. С. 183—189.

5. Каплина С.Е. Электронные образовательные ресурсы, определяющие образовательный результат в системе НПО /СПО // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 111-114.

6. Золин И.Е. Рынок труда в контексте демографического развития //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. № 42 (279). С. 12-22.

7. Карбозова Ж.Ж. Некоторые проблемы в подготовке студентов педагогических вузов к проектированию электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 162-165.

8. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

9. Богданов И.В., Крутий И.А., Чмыхова Е.В. Проектирование учебного процесса на базе современных информационных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 1. С. 72—84.

10. Изотова Н.Н. Интернет-коммуникации в Японии: социокультурный аспект //Ценности и смыслы. 2016. № 2 (42). С. 94-103.

11. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 93-96.

12. Шумилова О.Н., Гусев А.Н., Евтин А.Б. Информационные технологии в преподавании физической культуры в контексте научно-педагогического подхода и практического опыта // Современные проблемы науки и образования. Педагогические науки. 2015. № 5.

13. Лучинина Е.Н., Рачковская Л.А., Нечаева С.Н. Электронные учебники в образовательном процессе - новая реальность // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 159-161.

14. Дунаева Т.Ю. Использование ЭОР в образовательном процессе ВУЗА //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 2. С. 45—47.

15. Босова Л.Л. Организационно-педагогические модели использования средств информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школе // Вестник Марийского государственного университета. 2012. №9. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 28.02.2019).

16. Софронова Н.В. Особенности и основы разработки электронных образовательных ресурсов / ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». URL: http://aio.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_130/sofronova_eor-2013.pdf

17. Косичкина А.С. Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для образовательной организации //Молодой ученый. 2016. № 27. С. 23—27.

18. Бужинская Н.В. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения программированию будущих учителей информатики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 199—202.

19. Елисеева Е.В., Злобина С.Н. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза // Вестник БГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-sostavlyayuschaya-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-sovremennogo-vuza (дата обращения: 28.02.2019).

20. Сабитова Д.А. Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе. URL: https://infourok.ru/sozdanie-i-ispolzovanie-cifrovih-obrazovatel-nih-resursov-i-interaktivnih-tehnologiy-v-uchebnom-processe-3295164. html

21. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. URL:http://docs.cntd.ru/document/1200082196

22. Костин Л.Ю. Современные информационные технологии в образовании // Гаудеамус. 2010. №16. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-informatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-3 (дата обращения: 06.05.2019).

23. Бусыгин С.Е. Обзор современных электронных образовательных ресурсов //Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. URL: http://eduherald.m/m/article/view?id=17830 (дата обращения: 30.04.2019).

24. Козловских Л.А. Информационно-образовательная среда вуза и электронные образовательные ресурсы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2008. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-vuza-i-elektronnye-obrazovatelnye-resursy (дата обращения: 06.05.2019).

25. Келбусова С.С., Соколова ДМ. Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС основной школы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 146-149.

26. Митин А.Н. Облачные технологии в образовании // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 41-47.

Статья поступила в редакцию 21.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

92

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.