РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 378.01
Елена Семеновна Бабунова
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск
СПЕЦИФИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Elena Semyonovna Babunova
Cand. of Pedagogical Sciences, Professor of Preschool Pedagogics and Psychology Department, Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk
SPECIFICATION OF ETHNOCULTURAL PREPARATION OF STUDENTS
Согласно нашей концепции система дошкольного этнокультурного образования осуществляется по двум направлениям: этнокультурное образование для педагогов ДОУ и будущих специалистов дошкольного образования, это направление представлено как внешняя подсистема; этнокультурное образование для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет), данное направление носит характер внутренней подсистемы образования. Функционирование системы зависит от внедрения комплекса организационно-педагогических условий. Данный комплекс включает в себя:
- создание и реализацию программно-методического обеспечения системы дошкольного этнокультурного образования, инициирующего развитие этнокультурной образованности личности педагогов и детей;
- создание и обогащение этнокультурной образовательной среды ДОУ и вуза, включающей дидактические условия и образовательные отношения;
- раскрытие этнокультурного потенциала субъектов образовательного процесса при использовании вариативности содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы;
- использование критериально-диагностического аппарата оценки эффективности функционирования системы дошкольного этнокультурного образования.
При разработке методики реализации этих организационно-педагогических условий, мы руководствовались в своей опытно-эксперименталь-
ной деятельности принципами: а) целостности и системности этнокультурного образовательного процесса вуза и ДОУ; б) единства, взаимодействия и взаимообусловленности внешней и внутренней подсистем дошкольного этнокультурного образования; в) этнопедагогизации образовательной среды на основе регионализации-районирования содержания этнокультурного образования; г) интеграции содержания, методов, приемов, средств и форм дошкольного этнокультурного образования.
Далее перейдем к рассмотрению создания и реализации программно-методического обеспечения системы дошкольного этнокультурного образования, способствующего становлению и развитию этнокультурной образованности студентов вуза. При выборе данного условия, как необходимого, мы исходили из того, что программно-методическое обеспечение создаст необходимую базу для разработки содержания, форм, средств, методов, приемов формирования этнокультурной образованности личности студентов. Кроме того, мы учитывали наше гипотетическое положение о том, что внешняя подсистема ДЭО (этнокультурное образование педагогов) задает особенности функционирования внутренней подсистемы ДЭО (этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста). Основными характеристиками дошкольного этнокультурного образования выступают цели, содержание, организации и методы, которые реализуются при помощи специфических доминирующих функций приобретения, трансляции, куль-турации этнокультуры. Характер доминирующих функций у различных субъектов внешней и внутренней подсистем определяет специфику этнокультурного образования и её результат.
В содержание экспериментальной работы со студентами входило:
1) изучение учебных дисциплин; 2) преподавание специальных курсов в рамках национально-регионального компонента стандарта высшего профессионально-педагогического образования; 3) включение студентов в научноисследовательскую работу в рамках НИРС и УИРС; 4) осуществление этнокультурной подготовки в процессе педагогических практик.
В своей педагогической деятельности мы учитывали как концептуальные основы, так и модель дошкольного этнокультурного образования, разработанную нами.
Формирование этнокультурной образованности будущих педагогов (ЭОБП) осуществлялось в процессе этнокультурной подготовки в вузе. В современном словаре иностранных слов под формированием (от лат.йэг-таге) понимается процесс, направленный на придание чему-либо (кому-либо) какой-либо формы, вида, законченности, порождения чего-либо, отражающего его сущность. Следует отметить, что данный процесс, обеспечивающий появление этнокультурной образованности, происходит под влиянием внешних факторов (социокультурной образовательной среды, личности педагога) и внутренних (личностных особенностей самих будущих педагогов). В связи с этим, формирование этнокультурной образованности педагогов включает в себя взаимосвязанные составляющие: информацион-
но-познавательную (связанную с познанием этнопедагогических, этнопсихологических знаний); эмоционально-оценочную (связанную с отношением к познаваемому); действенно-практическую (связанную с умением применять и творчески преобразовывать полученные этнокультурные знания, умения, навыки).
При осуществлении этнокультурной подготовки студентов, нами учитывалось положение о том, что психологическое становление педагога означает появление новых качеств в его психике. Таким образом, можно сказать, что становление будущего специалиста есть «приращение» к психике, её обогащение и развитие. Развитие всегда включает в себя саморазвитие, которое выступает как процесс, который осуществляется самим субъектом деятельности, поведения, отношений и отражает самоопределение, самоорганизацию, самореализацию им личностно и социально значимых потребностей.
Создание программно-методического обеспечения включало разработку авторских рабочих программ по учебным дисциплинам «Этнопедагогика», «Этнопедагогика / Семейная педагогика» (интегрированный курс), «Культура Урала», «Народная педагогика Урала», «Воспитательная деятельность в поликультурной полиэтнической среде»; учебного пособия «Основы этно-педагогики»; включение региональной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал» в качестве учебного пособия для дошкольного образования. Кроме этого нами были разработаны тематические психологопедагогические практикумы: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре», «Диагностика этнокультурного развития детей дошкольного возраста».
Реализация первого условия потребовала на начало эксперимента осуществление целого ряда организационных мер: 1) анализа учебных планов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» (030900) с целью выявления содержания (дидактических единиц) дисциплин предметного блока; 2) сравнительный анализа общих и дополнительных образовательных программ для ДОУ с целью выявления содержания разделов этнокультурного образования дошкольников; 3) мониторинга уровня этнокультурной образованности студентов.
Результаты проведенного анализа показали, что: 1. Региональный компонент высшего профессионального педагогического образования предполагает включение учебных дисциплин этнокультурного цикла. 2. Содержание тем (дидактических единиц) не представлено, что дает возможность создавать авторские рабочие программы. 3. Преподавание дисциплин этно-педагогической направленности ведется с учетом специфики факультета дошкольного образования. 4. Общие и дополнительные образовательные программы для ДОУ включают информационно-познавательные сведения общей этнокультурной направленности, без учета специфики того или иного региона.
Наша дальнейшая работа была направлена на: разработку пакета программно-методического обеспечения, координацию рабочих программ различного уровня, приведение в их соответствие с научно-методическими требованиями этнокультурной подготовки студентов; рассмотрение, согласование и утверждение тематических планов через Учебно-методический совет факультета дошкольного образования. При этом учитывался: уровень этнокультурной образованности студентов; специфику этнокультурной подготовки студентов, нацеленной на освоение этнокультуры и этнопедагогики, как составной части этнокультуры; необходимость организации различных форм, средств, методов и приемов формирования этнокультурной образованности студентов; необходимость изучения и внедрения в образовательный процесс вуза авторской региональной образовательной программы «Наш дом - Южный Урал», которая реализовалась через цикл учебных дисциплин этнокультурной подготовки.
Этнокультурное образование студентов включало в себя: 1) оказание учебной и научно-методической помощи со стороны исследователя;
2) наличие необходимых организационно-педагогических средств внедрения результатов исследования в образовательный процесс; 3) разработка научнометодических рекомендаций, педагогического инструментария, внедрения результатов исследования; 4) системную организацию внедрения результатов исследования, исходя из возможностей субъектов образовательного процесса; 5) установление обратной связи, позволяющей получить информацию о развитии процесса внедрения.
Таким образом, этнокультурная подготовка студентов характеризуется рядом особенностей:
- практико-ориентированный характер. В центре внимания стоит не заучивание дефиниций, а их понимание и осознание необходимости применения конкретных, профессионально-значимых качеств, которые позволяют реализовать научно-методические установки исследования, предложенные автором;
- проверка будущим педагогам полученных установок в работе с детьми и анализ опыта и педагогических достижений и недостатков, которые были выявлены в ходе осуществления этапа внедрения образовательной программы «Наш дом - Южный Урал». Систематическое обсуждение результатов внедрения способствовало развитию субъектной позиции будущих педагогов дошкольных учреждений, творчества и инициативности в обогащении методов и приемов реализации этнокультурного содержания программы;
- стимулирование обсуждений и дискуссий. Это позволяло активно обсуждать какой-либо спорный вопрос, выяснять истину и принимать правильное решение всеми педагогами, высказывать собственную точку зрения. Задействование механизма рефлексии позволяло студентам становиться активными участниками экспериментального исследования;
- сочетание познавательности и действенности в овладении этнокультурным материалом. Разнообразные формы проведения теоретических прак-
тических занятий создавали благоприятную среду для проверки дошкольными работниками теоретических установок и практического осмысления педагогических находок;
- адаптирование к условиям социокультурной среды во время проведения педагогических практик.
Этнокультурное образование будущих педагогов осуществлялось в различных формах, учитывающих необходимость повышения уровня этнокультурной образованности, включающей три её критерия: информационнопознавательной, эмоционально-ценностной, деятельностно-практической. Основными формами выступили лектории, семинары, практические занятия, презентации, «круглые столы» и др. В ходе их реализации мы использовали следующие типы ситуаций: ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко), свободного выбора (О. С. Богданова, Л. И. Катаева), непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова), эмоционального заражения (А. Н. Лутошкин), соотнесения (Х. Й. Лийметс), успеха (В. А. Караковский, О. С. Газман), творчества (В. А. Караковский). Эти ситуации позволяли создать позитивные отношения исследователя со студентами. При организации ситуаций эмоционального заражения, успеха, творчества шла опора на личный этнокультурный опыт, отмечалась творческая инициативность в подборе и создании технологических приемов. Важно отметить, что данные ситуации характеризуются вариативностью, они меняются в зависимости от уровня этнокультурной образованности студентов, желаний, интересов, познавательных потребностей конкретной аудитории. Выбор ситуации, как правило, обусловлен значимостью вопросов этнокультурного образования среди других проблем воспитания и обучения дошкольников, нужд практики и конкретных трудностей в практической реализации этнокультурного образования.
Как показало наше исследование, наиболее эффективным методом при использовании разнообразных форм этнокультурной подготовки являлся рефлексивный анализ каждым субъектом своего опыта с позиции целей, содержания, принципов, методов и приемов организации этнокультурного образования детей.
Содержание лекций и семинаров для студентов включало две группы вопросов: 1) вопросы, связанные с повышением этнокультурной образованности в области культуры Южного Урала, народной педагогики Южного Урала, концептуально-теоретических основ этнокультурного образования и краеведения, и 2) вопросы, связанные с организацией системы этнокультурного образования в условиях реализации национально-регионального компонента содержания дошкольного образования. Содержательную основу этих семинаров составила рабочая программа по учебным курсам, предназначенных для студентов вуза.
В этнокультурной подготовке студентов можно выделить четыре уровня. В основе уровневых характеристик лежит знаниевый, потребнос-тно-личностный и практико-действенный результаты.
Первый уровень - знаниевый - основан на традиционном определении образованного (компетентного) педагога, как знающего, осведомленного. Студентами осознается важность достижения социально-значимых и личностных целей. В результате проведения семинаров и лекций у будущих педагогов появился интерес, который носит характер ситуативного: «Это интересно, можно попробовать в работе с детьми».
На втором - знаниево-содержательном - уровне обеспечивалось формирование у будущих педагогов устойчивого интереса. В основу была положена предметно-содержательная направленность реализации этнокультурного содержания с позиции его значимости для них как в личностном, так и в профессиональном отношении. В результате студенты начинали осознавать, что личностная самоактуализация и ценностные самоопределения могут стать основой для совершенствования образовательной работы с детьми по освоению этнокультурного опыта. Достижение проблемно-практического, смыслового и ценностного отношений обеспечивалось углублением теоретического и практического рассмотрения вопросов этнокультурного образования.
На третьем - знаниево-потребностном - уровне устойчивый интерес будущих педагогов к проблеме организации этнокультурного образования закреплялся и приобретал профессионально-ориентированную направленность.
Четвертый уровень характеризовался как потребностно-профессиональ-ный, где в обобщенной форме выступала информационно-содержательная готовность (к исполнению, преобразованию, планированию), практико-тех-нологическая готовность (включала набор техник, умений и навыков организации этнокультурного образования), личностно-смысловая готовность (включающая осознание важности и своевременности этнокультурного образования). На этом уровне интерес-отношение студентов обеспечивал эффективность построения дошкольного этнокультурного образования, реализуется социокультурная функция педагога как транслятора и преобразователя этнокультуры.
Достижение результата на данном уровне обеспечивалось нами путем активного включения студентов в разработку авторских презентаций, адаптивных рассказов о родном крае, создания дидактических материалов.
Следует также особо отметить еще об одном из важнейших требований, разработанных нами к проведению семинаров и лекций для студентов: экстраполяция этнокультурных сведений, умений, навыков на организацию взаимодействия с родителями во время педагогических практик. В связи с этим, в сфере этнокультурного образования родителей большое место у студентов занимала пропаганда этнокультурных трудовых традиций, обычаев гостеприимства, традиций проведения семейных праздников, разнообразных национально-этикетных форм общения. Нами инициировалось проведение студентами «круглого стола» по теме «Люби и знай свой край». Адресность данного мероприятия, его тематическая направленность
имело принципиальное значение, поскольку позволяло обогатить представления родителей краеведческим материалом как основой познания истории и культуры малой родины. Вопросы «круглого стола» включали следующее содержание: 1) История заселения человеком территории Южного Урала.
2) Культурные традиции народов Южного Урала. 3) Особенности воспитания детей у народов Южного Урала. 4) Создание этнокультурных условий воспитания и развития детей в семье.
Данное содержание вызвало большой интерес у родителей, так как их содержание раскрывалось с использованием мультимедийного оборудования, тематических выставок. Кроме того, для родителей были организованы студентами презентации «Русская семейная традиционная культура», где показывались этнокультурные традиции народа, и «Уральская казачья культура», где раскрывалась специфика уральского казачества. Применяя данные формы взаимодействия с родителями, студенты также использовали рефлексивные приемы, для этого родителям задавались вопросы, помогающие установить отношение родителей к информационно-познавательному материалу. Примеры подобных вопросов включали: «Интересно ли Вам было узнать об истории заселения человеком территории Южного Урала», «В чем Вы видите необходимость познания культурных традиций народов Южного Урала», «Помогли ли Вам знания об особенностях воспитания детей у народов Южного Урала в воспитании ваших детей», «Какие этнокультурные условия воспитания и развития детей Вы считаете наиболее важными для использования в семейном воспитании». Основными методами при проведении лекций выступали: метод проблемного изложения, дискуссионный метод, метод полемики. Особого внимания со стороны студентов заслуживал метод организованной культурно-досуговой деятельности, представляющей собой социокультурную практику отдыха, развлечений, праздников, творчества различных народов (праздники народных обрядов и обычаев, народный дидактический театр с разыгрыванием сцен морально-этического содержания, КВН, викторины по культуре народов Южного Урала). Данный метод позволял привлечь студентов к активному сотворчеству, повышал эмоционально-положительное отношение к собственным этнокультурным знаниям, укреплял субъектную позицию родителей.
Конструирование и содержательная разработка программно-методического обеспечения создавали условия целенаправленного функционирования содержательного (информационного) блока дошкольного этнокультурного образования. Технологичность разработанных рабочих программ учебных дисциплин обеспечивалась: 1) концептуальностью - опорой на психологическое, дидактическое и социокультурное обоснование достижения поставленных к учебному занятию целей; 2) системностью - логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью образовательного процесса;
3) управляемостью - диагностическим целеполаганием, планированием, проектированием комплекса учебных дисциплин, варьированием средствами и методами с целью коррекции результатов; 4) эффективностью -
оптимальностью по временным затратам и гарантированностью достижения целей; 5) воспроизводимостью - возможностью применения программнометодического обеспечения в других образовательных учреждениях, другими субъектами.
Раскрывая суть этнокультурной подготовки студентов, подчеркнем, что это только одно из условий реализации системы дошкольного этнокультурного образования.
Библиографический список
1. Современный словарь иностранных слов. [Текст] - М. : Русский язык, 1992. - 740 с.
2. Бабунова, Е. С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования [Текст]: монография / Е. С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 285 с.
3. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 61-78.
4. Бессорабова, И. С. Мультикультурное образование в США: подходы к определению [Текст] / И. С. Бессорабова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 255-266.
5. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 82-101.
6. Екеева, Э. В. Этническая ономастика как образно-знаковая система национальной культуры [Текст] / Э. В. Екеева // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 1. - С. 298-309.
7. Хажин, А. В. Этнопедагогическое воспитание студентов вуза физической культуры [Текст] / А. В. Хажин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 1. - С. 154-161.