Научная статья на тему 'Этнокультурное воспитание и развитие дошкольника в условиях реализации принципа регионализма образовательной среды'

Этнокультурное воспитание и развитие дошкольника в условиях реализации принципа регионализма образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1619
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИП РЕГИОНАЛИЗМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабунова Елена Семеновна

В статье раскрыт смысл принципа регионализма в образовании дошкольника. Автор показывает пути этнокультурного воспитания и развития дошкольников в образовательной среде дошкольного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное воспитание и развитие дошкольника в условиях реализации принципа регионализма образовательной среды»

УДК 378.01

Бабунова Елена Семеновна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РЕГИОНАЛИЗМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Elena Semenovna Babunova

The candidate of pedagogical sciences, the professor of chair of preschool pedagogics and psychology of Magnitogorsk state university, [email protected], Magnitogorsk

ETHNOCULTURAL EDUCATION AND DEVELOPMENT OF THE

PRESCHOOL CHILD IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF THE REGIONALISM OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В Национальной доктрине образования РФ (2004) обозначены приоритетные цели и задачи образования, среди которых: обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование культуры мира и межличностных отношений и т. д. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г., указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, равноправия национальных культур.

Основываясь на этих положениях, правомерным является понимание образования как становления человека, обретения им себя, своего человеческого образа - неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Образовать (воспитать) человека в этом понимании - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т.е. научить культуротворчеству. Будучи социальной действительностью, культуры рождаются, живут, взаимодействуют между собой и умирают, причем новые культуры, формируются, ассимилируя переосмысленный опыт и структуры ушедших или рядом сосуществующих культур. Именно при таком понимании культура определяется как социальный феномен. В исследованиях Е. В. Бондаревской, В. И. Слободчикова подчеркивается, что теоретико-методологической основой построения личностно-ориентированного образования выступает пространственный подход, позволяющий раскрыть педагогический процесс как семантическое пространство, включающее личность во всех её культурных и духовных ипостасях. Региональный подход комплексируется с пространственным и рассматривает об-

разовательные цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания на основе учета социокультурных, исторических, демографических, этнокультурных, экономических особенностей региона [4; 8].

Регионализация образования рассматривается как наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-. демографическими и другими условиями. По мнению В. И. Мареева регионализация предполагает учет данных условий в процессе совершенствования образовательных систем, а также при решении психолого-педагогичес-ких проблем детства [7]. Этнопедагогически обусловленная воспитательная система характеризуется как динамическая, которая не ограничивается использованием региональных этнопедагогических ресурсов, а опирается на признание важности создания единого образовательного, в том числе этнокультурного пространства (среды).

Принцип этнопедагогизации образовательной среды на основе регионализации-районирования содержания дошкольного этнокультурного воспитания есть принцип приобщения к этнокультуре «от близкого к далекому», от простого к сложному, от житейского к научному. Данный вектор приобщения способствует становлению субъектной позиции представителя конкретного региона, края, народа. Образовательная среда, включающая дидактические условия и образовательные отношения, инициируемые педагогом и должна быть наполнена этнокультурным содержанием, раскрывающим детям культурно-исторические традиции, материальную и духовную культуры народов. В основе этнопедагогической образовательной среды лежат субъектно-субъектные отношения, создающие совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, желания, склонности, этнокультурные особенности каждого, где отношения между людьми основываются на принятии и уважении друг друга. В исследовании М. Бывшевой подчеркивается, что образовательная среда детского сада социальна по своей сути, она отражает социокультурные установки людей, которые непосредственно окружают дошкольника (педагоги и сверстники) и среда наполнена различными предметами и вещами, которые отражают этнокультурную специфику региона

[3].

Регионализация содержания этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста проявляется в культурном многообразии народов, населяющих территорию, в своеобразии и самобытности их культур. Воспитание осуществляется на основе принципа диалога культур, диалоговых отношений. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (2009 г.) подчеркивается, что вариантная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса отражает не только видовое разнообразие учреждений, но и «специфику национально-культурных, демографических,

климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс» [9, с. 18].

Рассмотрим принцип этнопедагогизации образовательной среды на основе регионализации-районирования содержания дошкольного этнокультурного воспитания. Исходным для нас является положение о том, что этнопедагогизация среды - это естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство) (Г. Н. Волков) [4]. С позиции средового подхода в образовательном пространстве ДОУ необходимо создавать максимально качественные условия для реализации этнокультурного воспитания. Средовой подход включает учет социально-поведенческого своеобразия каждого народа, особенности предметно-вещественного окружения, специфику традиционных событий как ярких запоминающихся этнокультурных явлений.

В ракурсе нашего исследования необходимо определить построение образовательного пространства (среды) дошкольного учреждения. В работах современных психологов и педагогов под образовательной средой понимается система, включающая в себя ряд структурных элементов: совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление образовательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами (В. И. Слободчиков, С. А. Азаренко). В работах С. А. Азаренко указывается на такую важнейшую характеристику образовательного пространства, как особого рода со-в местность. «Совмещая силовые центры, эта «со-в-местность» дает возможность развернуться силовому полю социальности. Культура как способ пространственной организации не ограничивается «местом», но является силой порождения существования «в-месте». Понятие «в-месте» или «со-в-местность» включает в себя и «местонахождение», и круг организующих его людей» [1, с. 42-44].

Под образовательной средой нами понимается часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда как имеет несколько уровней - от федерального, регионального до первого элемента - образовательной среды конкретного ДОУ, возрастной группы. Содержательная характеристика понятия «образовательная среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование и воспитание человека [8]. Схема взаимоотношений «педагог - дети» предполагает субъектно-субъектные отношения, скрепленные взаимопониманием, проникновением в духовно-нравственный мир друг друга, совместной развивающей деятельностью взрослых и детей.

Анализ исследований показал, что данное пространство неоднородно по своей структуре и включает микросреды, среди которых:

- предметно-пространственная среда. Её компоненты обеспечивают полноценность социального развития ребенка, «удовлетворяют пот-

ребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка» (Л. С. Выготский) [6]. Параметры построения предметно-пространствен-ной среды учитывают деятельностно-возрастной подход, поли функциональность предметного мира отражают особенности той или иной образовательной программы (Н. Н. Поддъяков, С. Л. Новоселова, Л. М. Кларина И др.) [3].

- этнопедагогическая среда, представляющая собой естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство) (Г. Н. Волков) [5]. Термин «этнопедагогизация», введенный Г. Н. Волковым, показывает, что образовательный процесс (практика) представляет собой целостный процесс системного исследования, изучения, освоения и применения богатейшего этнопедагогического наследия народов и стран. Под этнопедагогизации мы понимаем внедрение этнопедагоги-ки (этнопедагогической концепции) в сферу образования и повседневную жизнь. Этнопедагогизация - это часть этнопедагогики (по содержанию) и одно из средств её реализации (по форме). Г. Н. Волков различает три уровня этнопедагогизации среды: глобальную (системную); комплексно-комбинированную; аспектно-тематическую (частную). Аспектно-тематический уровень этнопедагогизации образовательного процесса отмечается в виде привлечения в него элементов материальной культуры народа, организации кружков по овладению национальным рукоделием и ремеслом, секций, конкурсов. Соревнований по народным играм, проведения народных праздников. Комплексно-комбинированный уровень проявляется в организации образовательного процесса по какой-либо дополнительной (парциальной) программе с использованием комплекса средств, методов и форм народной педагогики. Системный уровень предполагает интеграцию традиций народного воспитания и целостного образовательного процесса дошкольного учреждения. На наш взгляд, этнопедагогизация образовательной среды является системообразующим фактором регионального компонента содержания дошкольного образования;

- культурно-историческая среда, заключающая в себе наличие многих сред социокультурного порядка: художественная, социокультурная, образовательная, культурная, природная, историческая. Образовательную среду исследователь Т. Ю. Купач считает частью социокультурного пространства, которая создается индивидом, поскольку каждый ребенок развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения ценностей и приоритетов познания. По мнению автора, культурная среда конкретного образовательного учреждения - это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее те же основные параметры среды - отношения, ценности, символы, вещи, предметы. Природная среда - включает в себя всю биосферу в макро - и микросоциуме: ландшафт, растения и животные. Историческая среда - это

совокупность культурных объектов исторического плана: дома, ландшафты, промыслы и т. д., среди которых живет и воспитывается ребенок. В процессе приобретения и усвоения социокультурного опыта меняется характер взаимодействия детей со средой: ребенок познает не только среду, но и себя, свои возможности, достижения, личностные особенности. В процессе социализации ребенок «входит» в мир культуры, присваивая национальные и духовные ценности, научные традиции и обычаи [3];

- развивающая культурно-образовательная среда, синтезирующая систему ценностей. В исследовании Р. М. Чумичевой ценности выступают в качестве норм поведения и деятельности, выполняют стимулирующую функцию; усвоение ценностей происходит в процессе включения ребенка в различные виды деятельности; сформированное^ устойчивых культурно ценностных ориентации является показателем личностного развития. Механизм усвоения этих ценностей, как считает Р. М. Чумичева, заключается в преобразовании ребенком ценностей мира культуры в собственный внутренний мир ценностей, которые проявляются в деятельности [3]. По мнению исследователя, расширение содержания образовательной среды за счет культурно-исторических ценностей придает образовательному процессу целостность, системность, закладывает основы социокультурной компетентности ребенка, формирует ретроспективный и прогностический взгляд на мир. Культурно-исторические традиции среды раскрывают роль человека в культурном процессе его отношения к культурному наследию, способствует формированию основ исторического самосознания. Среди источников формирования начал исторического самосознания важно выделить этническую культуру, географическую определенность народа, его историческое прошлое. Важной составляющей культурно-образовательного пространства является субъективный смысл информативности знаний, что определяется характером социального опыта детей. Кроме исторических ценностей, в содержательный компонент культурно-образовательной среды включаются ценности человеческого существования, отражающие отношения между людьми; важности совместной жизнедеятельности, предполагающих взаимное уважение и понимание друг друга;

- образовательная среда, включающая совокупность отношений участников образовательного процесса и дидактических условий, необходимых для адекватного его протекания (Л. М. Кларина) [3]. Блоки образовательного процесса предполагают задействование своих структурных частей и изменение характера взаимодействия педагога с детьми. В работах Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой называются следующие компоненты: ценностно-целевой, связанный с постановкой цели, с определением сущности блока; ироектно-про-цессуальный, в котором прогнозируют и проектируют развитие образовательной среды личности (здесь происходит реализация содержания); субъектный, определяющий позицию взрослого и ребенка (детей) и раскрывающий основные линии взаимодействия субъектов образовательной системы; диагностический, определяющий эффектив-

ность функционирования данной системы и позволяющий создавать условия для её развития; управленческий, предполагающий основные виды управления на различных уровнях, связанный с реализацией основных функций управления (организация, планирование, стимулирование, контроль). Данные компоненты наиболее ярко отражаются в совместной и самостоятельной деятельности, которые тесно связаны между собой, взаимовлияют, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. Организованная образовательная деятельность (занятия) зачастую имеет подчас значение «пускового» механизма. Совместная деятельность взрослых и детей предполагает использование комплексно-тематического подхода в планировании, учета принципа событийности в жизнедеятельности детей. Самостоятельная деятельность детей предполагает задействование предметно-средового подхода и способствует воспитанию самостоятельности, активности, индивидуальности ребенка через предметно-развивающую среду [3];

- среда субъектно-субъектного взаимодействия, которая обогащается содержательным взаимодействием различных субъектов как участников образовательного процесса (Ю. С. Мануйлов, В. А. Петровский, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов) [3]. Принадлежность субъекта к миру детей или к миру взрослых дает возможность выделить основные среды его жизнедеятельности, обусловленные законами взаимодействия субкультур. Это социокультурная, природная, педагогическая, детская, воспитывающая среда. Мы солидарны с точкой зрения Ю. С. Мануйлова, что среда «посредствует» субъекту в реализации его цели, «опосредует» (преломляет) его сознание и поведение, «осредняет» его качества [3]. В исследованиях и публикациях определяется несколько вариантов освоения ребенком окружающей среды. Во-первых, через ознакомление детей с окружающей средой, что предполагает овладение детьми информацией. Во-вторых, через приобщение детей к освоению среды, что включает активное преобразование и творческое задействование информации (Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова) [3]. В-третьих, через педагогизацию окружающей среды посредством организации педагогической поддержки полезных инициатив социума в воспитании детей, обеспечения взаимодействия родителей с детским садом (Т. Н. Доронова,

Н. Ф. Виноградова, Р. М. Чумичева, Т. А. Куликова) [3]. В-четвертых, через персонализацию среды, сущность которой заключается в том, чтобы каждая личность смогла найти в окружающей социокультурной среде возможности для реализации своих интересов, запросов, желаний, способностей. В связи с этим, важно создавать условия для социализации - индивидуализации детей, что предполагает творческое преобразование разных видов сред (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн) [3].

Вышеописанное позволяет утверждать, что важнейшим организаци-онно-педагогическим условием может выступать социокультурное пространство (среда), которое заключает в себе мощный образовательный потенциал. В исследовании В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Е. Д. Висан-гириевой подчеркивается, что социокультурная развивающая среда должна

быть сложной, гетерогенной (разнообразной), позволять ребенку свободно переходить из одного «поля» смыслов в другой. Среда должна быть незавершенной, являясь стимулом для проявления субъектной позиции ребенка. Социокультурная среда создает возможности, как для духовно-эмоционального, так и познавательно-действенного проявлений [3];

- воспитательная семейная среда как социокультурное окружение, имеющее свой потенциал, особенности. Данный вид среды дает возможность «погружения» ребенка в мир семейной, трудовой, коммуникативной, информационной культур. Духовная обогащенность данной среды, по мнению большинства исследователей, зависит от культурной осведомленности родителей, которые являются первоочередными носителями этнокультурной информации. Воспитание детей в семье на традициях и обычаях своего народа, освоение детьми культуры семьи является основой познания этнической и общечеловеческой культуры (Е. С. Бабу нова, Т. А. Куликова, С. Д. Кириенко и др.) [3].

Дифференциация различных видов сред, анализ их структуры и содержания, воспитательного и развивающего потенциала позволили обозначить общую закономерность их построения и создания - этнокультурную составляющую, включающую активное освоение ребенком ценностей эт-нокультуры. В основе нашего определения понятия «этнокультурная образовательная среда» лежит признание важности социально-педагогических возможностей этнокультуры, понимание необходимости активного её освоения субъектами образовательного процесса, её совершенствования и развития. Под этнокультурной образовательной средой мы понимаем совокупность образовательных отношений и дидактических условий, инициируемых педагогом, который реализует цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы освоения детьми этнокультуры.

Библиографический список

1. Азаренко, С. А. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры) [Текст] / С. А. Азаренко. - Екатеринбург, 2000. - 224 с.

2. Бабу нова, Е. С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты педагогической системы дошкольного этнокультурного образования [Текст]: монография / Е. С. Бабунова; МаГУ. - Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Образование», 2009.-295 с.

3. Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Текст]: монография / Е. С. Бабунова.

- Магнитогорск : МаГУ, 2009. - 369 с.

4. Бондаревская, Е. В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ [Текст]

/ Е. В. Бондаревская / под ред. В. И. Мареева. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. -80 с.

5. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного русской культуры) [Текст] / С. А. Азаренко. - Екатеринбург, 2000. - 224 с.

6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

7. Мареев, В. И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе : теория и практика [Текст] / В. И. Мареев. - Ростов н/Д, 1999.

8. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор. - М., 1997.

9. Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (2009 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.