ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ...
УДК 378.01
Бабунова Елена Семеновна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Babunova Elena Semenovna
The candidate of pedagogical sciences, the professor of chair of preschool pedagogics and psychology of Magnitogorsk state university, [email protected], Magnitogorsk
PEDAGOGICAL STRATEGY ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRE-SCHOOL INSTITUTION
Анализ основных тенденций социокультурного становления личности позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества образования, создания перспективных парадигм, подходов, концепций построения современного образования. Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом государства. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в поликультурной полиэтнической среде.
Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохра-. нению и укреплению национального образования. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности на основе учета самобытности национальной культуры, российского менталитета, системы его ценностей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур.
Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработанности (в соответствии с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями в аспекте изучения этнокультурной составляющей образовательного процесса) концептуально-теоретических подходов использования
197
этнокультуры в органической связи с историей развития самого народа, его менталитета, стереотипа национального характера, национального самосознания в осуществлении процесса этнокультурного воспитания личности детей дошкольного возраста.
Современные исследования (М. И. Богомолова, Г. Н. Волков, С. А. Козлова, М. Б. Кожанова, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комарова, Н. А. Платохина, Т. В. Поштарева, Т. Ю. Купач, С. Н. Федорова, А. Н. Фролова, Р. М. Чу-мичева и др.) в области этнокультурного воспитания дошкольников подчеркивают необходимость задействования потенциала дошкольника и указывают различные пути становления и развития этнокультурной личности дошкольника.
На научно-методическом уровне актуальность проблемы связана с необходимостью разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, как составляющей дошкольного образования. Разработка педагогической стратегии этнокультурного воспитания обуславливает необходимость определения целей, задач, направлений, принципов, организационно-педагогических условий этнокультурного воспитания детей в системе дошкольного образования на основе общечеловеческих и национально-региональных ценностей. Применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать тот факт, что этнокультурная воспитанность детей является результатом этнокультурной воспитательной стратегии педагога. Педагог по праву своей общественно значимой деятельности должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультурологической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников.
Методологические и теоретические основы этнокультурного воспитания разрабатывались на философско-историческом, историко-педагогическом уровнях. Различные концепции современных исследователей, рассматривающие важность изучения культурно-педагогического наследия этноса, диалогичности культур представлены в работах М. М. Бахтина, В. С. Библера, А. С. Арсеньева, Р. Л. Лившица, Д. С. Лихачева и др. Изучение традиций с позиций смыслового и функционального назначения в областях культуры и общественной жизни, в реальной практике и науке осуществлялось Ю. В. Бромлеем, Г. Н. Волковым, М. И. Забылиным, Н. И. Костомаровым и др. Особенно плодотворно велась работа по изучению данной проблемы в этнографических исследованиях С. А. Арутюнова, Г. Д. Гачева, Л. М. Дро-бижевой, А. К. Байбурина, И. С. Кона и др.
Методологическое значение изучения культуры как социально-исторического феномена, специфического способа жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм, материальных и духовных ценностей раскрыто в работах И. Г. Гердера, Э. Тайлора, Д. Ж. Фрэзера,
А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Разработка проблемы влияния культуры на обогащение духовного мира личности нашла отражение в исследованиях
A. И. Арнольдова, В. С. Библера, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, В. Н. Ме-жуева и др. Вопросы взаимосвязи становления и развития цивилизации и культуры, культуры и образования поднимаются в работах С. И. Гессена,
B. С. Библера, Э. Шилза, М. С. Жирова, К. А. Строкова, А. Б. Панькина и др.
Проблема взаимосвязи культуры и образования как раскрытия сущностных сил человека, изменения взгляда на мир, изменение самого человека и воспринимаемого им мира нашла свое отражение в культуросообразном подходе к образованию в исследованиях Е. В. Бондаревской, Е. Д. Висанги-риевой, Т. И. Власовой, Б. С. Гершунского, М. С. Кагана, Е. Н. Шиянова и др. Рассмотрение развития личности в аспекте образовательной парадигмы на основе теории становления системы ценностей представлено в работах И. В. Абакумова, Е. В.Бондаревской, М. С. Кагана, Р. М. Чумичевой и др. Сущность этнокультуры, её функции, тенденции развития, условия возрождения и сохранения в современных условиях разработаны в исследованиях А. Б. Панькина, В. К. Шаповалова, С. Н. Федоровой, А. Н. Фроловой, Е. А. Слушкиной, Е. А.Тупичкиной, М. Б. Кожановой и др.
Таким образом, можно констатировать, что в научной литературе нашли свое отражение основные направления проблемы этнокультурного воспитания. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на достаточно пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей к данной проблеме, многие вопросы дошкольного этнокультурного воспитания продолжают оставаться недостаточно разработанными. Не получают достаточного отражения вопросы целостного построения и реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания в системе дошкольного образования детей дошкольного возраста, направленной на обеспечение условий освоения этнокультурных ценностей, проявления эмоционально-ценностного отношения к этнокультурным ценностям и традициям, присвоения опыта этнокультурных отношений и деятельности в двух взаимосвязанных подсистемах: внешней (этнокультурное образование практических дошкольных работников) и внутренней (этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста). При рассмотрении вопросов воспитания детей дошкольного возраста внимание исследователей акцентируется на отдельных аспектах воспитания личности ребенка дошкольного возраста (нравственное, социальное, правовое, эстетическое, физическое), при этом этнокультурный аспект воспитания детей дошкольного возраста оставался слабо освещенным в теоретическом, научном и методическом контекстах. Указанные обстоятельства, социальная значимость проблемы, объективная потребность практики дошкольных образовательных учреждений в определении и реализации концепции, педагогической стратегии и модели этнокультурного воспитания дошкольников актуализировали обозначенную проблему нашего исследовании, которая заключается в поиске ответов на вопросы: каковы концептуальные идеи и педагогические стратегии этнокультурного воспитания дошкольников, обеспечивающие научно-методи-ческие подходы к разработке содержания и технологий этнокультурного
воспитания, как составляющей дошкольного образования? Каковы наиболее эффективные педагогические пути реализации педагогической стратегии и модели этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения?
Цель исследования состоит в разработке концепции, педагогической стратегии и модели этнокультурного воспитания детей в образовательной среде дошкольного учреждения. Объект исследования: процесс воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения. Предметом исследования выступают концептуальные, стратегические, научно-методические основы этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения.
Ведущая идея исследования заключается в следующем. Воспитание этнокультурной личности обусловлено этнокультурными реалиями жизни общества, сложившимися этнокультурными ценностями конкретного региона и миссией образования отвечать на запросы общества, личности и реагировать на изменяющиеся тенденции в жизнедеятельности людей. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста направлено на приобщение к этнокультурным ценностям народов, проживающих в регионе, на воспитание эмоционально-позитивного отношения детей друг к другу и опыта жизнедеятельности дошкольников в этнокультурной образовательной среде. Эффективность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения обеспечивается современными концептуальными идеями, раскрывающими тенденции воспитания (кульгуросообразные стратегии, диалогичность культур, опора на этнокультурный опыт ребенка, сложившийся в семье и социуме, этнокультурные особенности детской субкультуры, совместное жизнетвор-чество детей и взрослых); педагогической стратегией, обуславливающей направленность, цели, задачи, закономерности, принципы, содержание и технологию этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста актуализирует взаимосвязь внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное воспитание детей) подсистем, раскрывающих комплекс научно-методических и организационно-педагогических условий. Под этнокультурным воспитанием детей старшего дошкольного возраста понимается процесс жизнедеятельности и жизнетворчества детей и взрослых, обеспечивающий становление этнокультурного опыта и эмоционально-ценностных отношений к этнокультурному наследию и представителям различных этнических культур на основе познания ребенком этнокультурных ценностей, способов общения и средств активного творческого самовыражения детей в этнокультурной образовательной среде дошкольного учреждения. В процессе этнокультурного воспитания происходит не только накопление представлений об этнокультурном наследии, но и развивается активная субъектная творческая позиция ребенка в жизнедеятельности,
проявляются личностные качества (толерантность, уважительность, доброжелательность) и опыт жизни ребенка в этнокультурной среде (культурных коммуникаций, индивидуального и коллективно творчества, познания и социального взаимодействия). Результативность этнокультурного воспитания детей в образовательной среде дошкольного учреждения обуславливается и этнокультурной образованностью педагогов (этнокультурная, теоретическая и методическая компетентность), способностью реализовывать педагогическую стратегию и организационно-педагогические условия воспитания детей дошкольного возраста.
Конкретизация этой идеи осуществляется на основе моделирования педагогической стратегии и организационно-педагогических условий этнокультурного воспитания дошкольников в образовательной среде дошкольного учреждения, обеспечивающих уровень этнокультурной воспитанности ребенка (познавательно-информационный, эмоционально-ценностный и опытно-действенный компоненты), проявляющейся в активности и способности ребенка использовать знания и ориентироваться на этнокультурные ценности в индивидуальном и коллективном опыте жизнедеятельности и жизнетворчестве в этнокультурной среде.
Проблема этнокультурного воспитания дошкольников настолько многогранна, что для ее всестороннего исследования недостаточно применить один методолого-теоретический подход, она требует разных научных подходов, дополняющих и конкретизирующих друг друга для формирования основных понятий данного исследования. Методологической основой нашего исследования выступает совокупность антропологического, культурологического, гуманистического, личностно-ориентированного, системного, деятельностного подходов. Все подходы применяются в едином комплексе в рамках общей методологии и в определенной логической последовательности, соответствующей поставленным научным задачам. Но все же в качестве главного методологического подхода мы обозначаем культурологический подход, поскольку наш объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения, как социокультурное явление, имеющее этнокультурную специфику.
Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов, среди которых: изучение философской, культурологической, историко-педагогической, психолого-педаго-гической литературы по вопросам теории этноса, культуры, этнической культуры, образования, этнокультурного образования, дошкольного этнокультурного образования, становления этнокультурной личности педагогов и детей дошкольного возраста; теоретический анализ - историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование; изучение эмпирической базы, анализ содержания Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовании (2009 г.); анализ программ курсовой подготовки и переподготовки дошкольных практических работников; методы массового сбора информа-
ции: анкетирование, беседа, наблюдение, стандартизированные методики; моделирование педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности детей дошкольного возраста и педагогов; преобразовательный (созидательный эксперимент); методы математической и статистической обработки данных.
При разработке концепции этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения мы исходили из того, что в её состав входят идеи - возможности этнокультурной среды в становлении этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка, детская субкультура и специфика присвоения детьми этнокультурных ценностей и способов взаимодействий и общения с представителями различных этнических культур, воспитания как процесса становления детского опыта познания, эмоционально-ценностного отношения к представителям другого этноса; принципы построения процесса этнокультурного воспитания дошкольников, раскрывающие теоретические положения, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Концепция включает методологические подходы (культурологический, антропологический, гуманистический, личностно-ориентированный, деятельностный, системный) и педагогические закономерности этнокультурного воспитания (эффективность этнокультурного воспитания обеспечивается педагогической стратегией, совокупностью элементов - целей, содержания, технологии, средств, деятельности, взаимосвязью и взаимообусловленностью подсистемах дошкольного этнокультурного воспитания, субъектной активностью участников воспитательного процесса (педагоги, дети дошкольного возраста и др.).
Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения, строится по следующим параметрам:
- цели этнокультурного воспитания - воспитание опыта жизнедеятельности и взаимодействий ребенка-дошкольника в этнокультурной среде;
- задачи этнокультурного воспитания (информационно-познавательный компонент (связанный с познанием этнокультуры; эмоционально-ценностный компонент (направленный на понимание значимости этнокультуры); опытно-деятельностный компонент (связанный с проявлением этнокультурного опыта и отношения в различных видах деятельности и поведении);
- принципы этнокультурного воспитания (целостности и системности этнокультурного образовательного процесса ДОУ; единства, взаимодействия и взаимообусловленности внешней и внутренней подсистем дошкольного этнокультурного образования; этнопедагогизации образовательной среды на основе регионализации-районирования содержания этнокультурного образования; интеграции содержания, методов, приемов, средств и форм дошкольного этнокультурного образования);
- психологические механизмы этнокультурного воспитания (развитие информационно-познавательной, эмоционально-ценностной, опытно-де-ятельностной сфер личности);
- взаимосвязь внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста) подсистем дошкольного образовательной среды;
Ядром концепции выступает модель этнокультурного воспитания, включающая следующие блоки: концептуальный, нормативный, организацион-но-методический, результативно-диагностический блоки.
Проведенное исследование отражено в докторской диссертации и эффективность разработанной педагогической стратегии, концепции и модели подтверждены математической обработкой и эффективным результатом их апробации в практике работы дошкольных образовательных учреждений Челябинской области.
Библиографический список
1. Бабу нова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Текст]: монография / Е. С. Бабу нова.
- Магнитогорск : МаГУ, 2009. - 369 с.
2. Бабунова, Е. С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты педагогической системы дошкольного этнокультурного образования [Текст]: монография / Е. С. Бабунова; МаГУ - Челябинск : Издательство ИИУМЦ «Образование», 2009.-295 с.
3. Бабунова, Е. С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования [Текст]: монография / Е. С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2006.-285 с.
4. Бабунова, Е. С. Современные подходы к этнокультурному образованию детей дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Бабунова // Вестник МаГУ : период, научн. журнал. - Магнитогорск : МаГУ, 2005. - Вып. 7. - С. 280-284.
5. Бабунова, Е. С. Социализация дошкольников в процессе этнокультурного образования [Текст] / Е. С. Бабунова // Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников: коллективная монография [Текст] / под ред.: Н. И. Лев-шиной, Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск : МаГУ, 2006. - С. 86-119.
6. Бабунова, Е. С. Характеристика концепции воспитания детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики [Текст] / Е. С. Бабунова // Управление образовательными учреждениями и качеством образования: сб. статей по материалам регион, науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию дошк. образования г. Магнитогорска / под ред.: С. Ф. Багаутдиновой, А. Н. Троян. - Магнитогорск: МаГУ, 2000.
7. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г. Н. Волков. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.
8. Волков, Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. Национальная школа: концепция и технология развития [Текст / Г. Н. Волков. - М. : Просвещение, 1993. - С. 45-51.