Научная статья на тему 'Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста'

Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ / A PRINCIPLE / PEDAGOGICAL STRATEGY / ETHNOCULTURAL ERUDITION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабунова Елена Семеновна

Педагогическая стратегия выступает как высший уровень теоретической разработки основных направлений педагогической деятельности, направленной на становление этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. В статье обосновываются принципы построения педагогической стратегии, описывающие прикладные аспекты её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The substantiation of principles of construction and realization of pedagogica strategy of formation of ethnocultural erudition of children preschool vozrastapedagogichesky

Pedagogical strategy acts as a highest level of theoretical working out of the basic directions of the pedagogical activity directed on formation of ethnocultural erudition of children of preschool age. In article principles of construction of the pedagogical strategy, describing applied aspects of its realisation are proved.

Текст научной работы на тему «Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста»

10. Снопова, Т. К. Народная сказка как средство воспитания и обучения детей [Текст] / Т. К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 223-228.

11. Морылев, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 339-345.

12. Наурызбаева, Р. Н. Воспитательный потенциал поэтического состязания в условиях художественно-творческой деятельности учащихся [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 283-294.

УДК 378.01

Елена Семеновна Бабунова

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета, presch@masu.ru, Магнитогорск

ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Elena Semyonovna Babunova

Cand. of Pedagogical Sciences, Professor of Preschool Pedagogics and Psychology Department, Magnitogorsk State University, presch@masu.ru, Magnitogorsk

THE SUBSTANTIATION OF PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND REALIZATION OF PEDAGOGICAL STRATEGY OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL ERUDITION

OF CHILDREN PRESCHOOL VOZRASTAPEDAGOGICHESKY

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур.

Дошкольное этнокультурное образование (как система воспитания и обучения) направлено на становление этнокультурной личности, присваивающей этнокультурную образованность.

Педагогическая стратегия включает теоретическую разработку и практическую реализацию направлений этнокультурной педагогической деятельности, определяющей цель и задачи, закономерности, принципы, содержание и методику становления этнокультурной образованности личности дошкольника.

Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста предполагает задействование взаимосвязанных внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста) подсистем посредством создания комплекса организационно-педагогических условий.

Под этнокультурной образованностью выступает некоторое свойство, приобретаемое личностью в процессе этнокультурного образования.

Сущностная характеристика этнокультурной образованности выражается в определенной мере овладения (усвоения, освоения) личностью этнокультурным опытом (наследием), наличия эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, а также в способности личности пользоваться усвоенным опытом в различных сферах своей жизнедеятельности. Этнокультурная образованность педагогов и детей включает содержательный (этнокультурные знания), личностный (личностные качества активного субъекта этнокультурного образовательного процесса) и деятельностный (этнокультурная деятельность) компоненты.

Исследуемая характеристика этнокультурной образованности личности рассматривается как результат реализации педагогической стратегии её становления в системе дошкольного этнокультурного образования. Конкретизация этой идеи осуществляется на основе моделирования педагогической стратегии дошкольного этнокультурного образования, которое представляет собой этнокультурную направленность целостного образовательного процесса на становление этнокультурной образованности личности детей и педагогов.

Теоретическое обоснование моделирования педагогической стратегии учитывает особенность категории «принцип» (лат. ргт^рит -основа, начало), раскрываемую в философии. Данная категория рассматривается как в субъективном, так и в объективном смысле. В субъективном смысле - это «основное положение, предпосылка (принцип мышления, принцип действия), а в объективном смысле - первооснова, исходный пункт, самое первое (реальный принцип, принцип бытия)» [12, с. 363].

В современном словаре иностранных слов понятие «принцип» включает «основное начало, на котором построено какая-либо научная система, теория и т. п.» [11, с. 462].

В педагогической науке выдвигаемые цели и задачи образовательного процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из законо-212

мерностей образовательного процесса, то есть на педагогические принципы. Следовательно, в педагогической науке принципы - это основа, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности, определяются её направления, конечная цель и результат деятельности. По мнению большинства исследователей, принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению задач образовательного процесса [7; 8; 9].

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к классификации принципов педагогической деятельности, которая осуществляется в профессиональных умениях методологического характера (Н. А. Вахрушева, Н. Н. Тулькибаева, Л. В. Трубайчук) [4]. Основанием для классификации ряд исследователей определяют сущностные стороны образовательного процесса. В связи с этим, принципы разделяются на принципы обучения (дидактики) и принципы воспитания. При этом принципы обучения направляют деятельность педагога, реализуя нормативные основы обучения и учитывают закономерности познавательной деятельности обучающихся. Принципы воспитания обозначают основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Так, И. З. Гликман утверждает, что «принципы воспитания - это исходные положения, важнейшие правила организации воспитания, которые воспитатели должны обязательно соблюдать [1, с. 32]. По мнению большинства исследователей, закономерности воспитания и обучения - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат. Закономерности конкретизируются в принципах воспитания и обучения; принципы - в методике; методика - в средствах, методах; методы - в приемах [1].

На наш взгляд, данный вектор будет иметь положительный результат, если будет объединяющий, единый смысловой стержень, то есть содержание воспитания и обучения. Мы разделяем точку зрения исследователей на то, что принципы сложились исторически с развитием общества, культуры, опыта воспитательской деятельности и педагогической науки. Закономерным является вывод о том, что принципы воспитания и обучения соответствуют социальному заказу общества, представленного в целях и задачах развития личности.

Данная классификация является традиционной и в ней содержится общепедагогическое научное обоснование взаимосвязи воспитания и обучения. Общим основанием единства данных процессов является их единая социальная природа: они возникли и функционируют как механизмы социализации, направленные на передачу, сохранение, воспроизведение социокультурного опыта.

В настоящее время в основу классификации принципов исследователи кладут особенности психического развития личности и своеобразие межличностных отношений между педагогом и детьми [2; 5; 6]. Данные принципы описывают позицию взрослого в психическом развитии личности. Так,

А. Н. Леонтьев рассматривает обучение как общение между взрослыми и детьми, как общение между теми, кто обладает определенным опытом и теми, кто его усваивает. В связи с этим, вводятся принципы активности обучающего и субъектной позиции обучаемого; принцип творчества и сотворчества; принцип учета возрастной динамики в психическом развитии ребенка и т. д. [2].

Основанием для следующей классификации принципов организации педагогической деятельности является учет специфики содержания данной деятельности. Ряд исследователей выделяют общепедагогические и специфические принципы, раскрывающие направления педагогического содействия [4; 6; 9].

В своем исследовании мы исходим из того, что принципы - это общие положения, которые отражают не только построение самой педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности, но и её применение и развитие. Поэтому реализация принципов направлена на достижение обозначенной цели педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности, построение её содержания, а также определяет эффективность методики становления этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Совокупность принципов, представленных в нашем исследовании позволяет сформировать основы стилевой педагогики, построенные на гуманно-личностном взаимодействии и учитывающие закономерности построения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности. Из них вытекают следующие принципы построения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса: а) целостности и системности этнокультурного образовательного процесса ДОУ; б) единства, взаимодействия и взаимообусловленности внешней и внутренней подсистем дошкольного этнокультурного образования; в) этнопедагогизации образовательной среды на основе регионализации-районирования содержания дошкольного этнокультурного образования; г) интеграции содержания, методов, приемов, средств и форм дошкольного этнокультурного образования.

Первым источником отбора вышеуказанных принципов для нас выступали нормативно-правовые законодательные акты Российской Федерации, в которых раскрываются цели и задачи национального (этнокультурного) образования, его роль в формировании личности подрастающего поколения. Указывается необходимость модернизации российского образования, использования уникальных образцов собственных культур народов России. Здесь требуется огромная работа по развитию человека, этнокультурной сферы в целом.

Вторым источником принципов построения системы дошкольного этнокультурного образования является рассмотрение образования как важнейшего пути становления «собственно человеческого в человеке» (В. И. Слободчиков) [10]. И в тоже время образование - способ утверждения

каждым собственного образа, своего лица. Социальные функции образования, в которых необходимость этнокультурного образования проступает наиболее отчетливо и убедительно, предполагают формирование осмысленных укладов жизни и деятельности людей в определенном культурноисторическом пространстве.

Третьим источником вышеуказанных принципов построения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности является детерминированная взаимосвязь двух социальных явлений нашей жизни - культуры и образования: культура есть условие образования, образование есть условие культуры. Вместе с тем, образование есть относительно самостоятельный механизм запуска новых форм культуры. Признание социокультурных свойств образования не исключает наличие такой составляющей как этнокультурные свойства. Законы культурологии образования позволяют рассмотреть этнокультурное образование как культурный процесс, деятельность, пространство и как социокультурную педагогическую систему.

Четвертым источником обозначенных принципов являются педагогические идеи, взгляды и мнения, которые обосновывают важность рассмотрения образования культуроёмким и культуросообразным, поскольку реально обогатить его этнокультурным содержанием всегда оказывается достаточно трудным. Человек рассматривается субъектом культуры, но каждое поколение педагогов пытается заново решить проблемы становления этнокультурной личности и далеко не всегда достигает цели. Субъекты образовательных процессов (педагоги, управленцы, родители, исследователи и конкретные сообщества как коллективные субъекты) являются носителями разных культур, но не всегда они способны создать систему дошкольного этнокультурного образования, в центре которой находятся дети как потребители и создатели культуры. Этнокультурная, творческая деятельность педагогов обеспечивает становление этнокультурной личности ребенка-дошкольника, когда данная деятельность организована как целенаправленная и содержательно развивающая.

Характеризуя данные источники отбора принципов построения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности, мы также учитывали, что дошкольный период детства является сензитивным к восприятию, пониманию, творению этнокультуры. Возможности дошкольного возраста раскрываются благодаря этнокультурной образованности педагога, который актуализирует личностную позицию ребенка, направленную на освоение этнокультурного опыта. Все это дает возможность говорить о важности этнокультурной подготовки педагога, включающей различные стороны этнопедагогической деятельности.

Рассмотрим сущность принципа - целостности и системности этнокультурного образовательного процесса ДОУ, как основополагающего. Прежде всего, отметим его двоякое значение.

Во-первых, педагогическая стратегия выстраивается так, чтобы устанавливалась совокупность элементов, находящихся в определенных взаимосвязях, взаимоотношениях и образующих целостность, то есть единство её главных направлений как системы. На этом основывается необходимость осуществления взаимосвязи внешней и внутренней подсистем дошкольного этнокультурного образования, различных элементов этнокультуры, сторон этнокультурного образования, его взаимосвязи с другими сторонами дошкольного образования. Целостность и системность обеспечиваются социально-педагогической установкой на гармоническое развитие личности, развитие базисных качеств личности, её этнокультурной направленности. Целостность или идентичность, как базовое психическое понятие включает в себя чувство устойчивости и непрерывности этнического Я, причастности к социокультурной группе, принятости ею, тождественности. Целостность личности определяет систему её ценностей, интересы, способности и потребности. Это особый стиль и способ переживания, ощущения себя с точки зрения других людей и исторического времени. На этом основывается необходимость осуществления, как интеграции содержания, так и форм, средств, методов и приемов дошкольного этнокультурного образования. Каждое из них усиливает воздействие другого за счет взаимопроникновения и взаимообусловленности их специфики и своеобразия.

Во-вторых, дошкольное этнокультурное образование, основой которого является этническая культура, в силу её традиционности, может и должно становится органической частью своеобразной дополнительной функцией при реализации содержательных сторон развития личности ребенка - физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественноэстетического.

Мы полагаем, что системность позволяет изучить специфику дошкольного этнокультурного образования по отдельным структурным компонентам, выявить внешние и внутренние связи между ними, раскрыть взаимообусловленность этнокультурной образованности педагогов и детей дошкольного возраста. Вследствие этого, образуется определенная целостность и единство, раскрывающая гармоничность целей, задач, содержания, средств, форм, методов и приемов, направленных на развитие всех сторон этнокультурной образованности личности педагогов и детей. Взаимообусловленность всех элементов педагогической стратегии становления этнокультурной образованности обеспечивает их логическую направленность, содержательную характеристику, зависимость результативности от социально-обусловленных целей и задач дошкольного этнокультурного образования.

По нашему мнению, реализация принципа целостности и системности требует обеспечить: а) единство всех направлений дошкольного этнокультурного образования; б) единство задействования психологического механизма становления этнокультурной образованности личности педагогов и

детей; в) единство форм, средств, методов и приемов дошкольного этнокультурного образования.

В практической реализации деятельности педагогов этот принцип отражается в следующих правилах:

- становление этнокультурной образованности педагогов осуществляется под влиянием всех направлений, сфер, форм, средств, методов и приемов;

- организация различных видов деятельности, направленных на освоение этнокультурного наследия;

- построение и обогащение образовательной среды за счет её наполнения этнокультурным содержанием;

- осуществление интегративных связей в усвоении культурологических, этнографических, этнопсихологических, педагогических знаний;

- организация самообразования и повышения квалификации с учетом личного этнокультурного опыта, личностной этничности, диалогизации культур;

- обеспечение возможности активного и творческого участия педагогов в различных этнокультурных мероприятиях (культурно-досуговых, познавательных, художественно-эстетических, физкультурно-оздоровительных и др.);

- обеспечение взаимосвязи, сотрудничества субъектов образовательного процесса с различными социокультурными объектами (музеи, библиотеки, центры национальных культур, театры, музыкальные школы и др.);

- осуществление спектра средств педагогического содействия, предусматривающего использование потенциала разнообразных элементов традиционных народных культур;

- ориентация в организации подготовки педагогов на активное освоение этнокультурных ценностей;

- учет специфики влияния факторов этнической традиционной культуры социума (традиции, быт, религия, искусство, труд, семья);

- постоянное отслеживание эффективного влияния этнокультурного образования на формирование этнокультурной образованности педагогов.

В практической реализации деятельности детей этот принцип отражается в следующих правилах:

- становление этнокультурной образованности детей старшего дошкольного возраста осуществляется под влиянием всех направлений, сфер, форм, средств, методов и приемов;

- организация специфических видов детской деятельности, направленных на освоение этнокультурного наследия (игровая, продуктивная, познавательная, общение);

- признание приоритетности игровых методов обучения и воспитания, направленных на повышение познавательной, эмоциональной, практической активности дошкольников;

- построение и обогащение этнокультурной среды совместно с педагогом;

- применение этнографических, исторических, этнопсихологических, этнокультурных знаний в специфических видах детской деятельности;

- продвижение ребенка к всеобщим этнокультурным ценностям через приобщение к своей национальной и другим культурам через активное приобщение к разнообразным традициям, быту, фольклору, языкам и др.;

- активное и творческое участие детей в различных этнокультурных мероприятиях (культурно-досуговых, познавательных, художественноэстетических, физкультурно-оздоровительных и др.);

- обогащение этнокультурной образованности детей за счет расширения этнокультурных (социокультурных) объектов социума (музеи, библиотеки, центры национальных культур, театры, музыкальные школы и др.);

- осуществление спектра средств педагогического содействия, предусматривающего использование потенциала разнообразных элементов традиционных народных культур (педагогическая поддержка, помощь, фиксация успеха, создание ситуаций успеха, стимулирование детской субкультуры и личного этнокультурного опыта общения);

- ориентация в организации этнокультурного образования дошкольников на многофункциональный характер форм, средств, методов, приемов, обеспечивающих активное эмоционально-положительное освоение этнокультурных ценностей;

- учет специфики влияния факторов этнической традиционной культуры социума (традиции, быт, религия, искусство, труд, семья) на становление этнокультурной образованности ребенка;

- диагностирование эффективного влияния этнокультурного образования на становление этнокультурной образованности детей старшего дошкольного возраста с использованием разнообразных методов (беседы, наблюдения, игровые ситуации, дидактические игры, стандартизированные методики и т. д.).

Согласно этому, принцип целостности и системности требует того, чтобы предметом деятельности субъектов этнокультурного образования в ДОУ была такая ситуация, при которой дошкольное этнокультурное образование рассматривается целостно, в единстве всех направлений дошкольного этнокультурного образования; задействования психологического механизма становления этнокультурной образованности личности педагогов и детей, а также в комплексности форм, средств, методов и приемов дошкольного этнокультурного образования.

Таким образом, принципы построения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности выступают основаниями для практической этнокультурной деятельности педагогов.

Библиографический список

1. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие / И. З. Гликман. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб пособие для студентов вузов по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 345 с.

3. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М., 1998. - 464 с.

4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. - М., 2003. - 274 с.

5. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1996. - 213 с.

6. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

7. Сайгушев, Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя [Текст]: монография / Н. Я. Сайгушев. - СПб.: Образование - культура, 2001. - 149 с.

8. Сериков, Г. Н. Образование : аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 664 с.

9. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] /

В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 2001. - 224 с.

10. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности [Текст] / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаев. - М.: школа-пресс, 1995. - 384 с.

11. Современный словарь иностранных слов. [Текст] - М.: Русский язык, 1992. - 740 с.

12. Философский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: ИНФРА, 2004. -576 с.

13. Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 192-199.

14. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы [Текст] / Н. Е. Бубякина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184-192.

15. Цаллагова, З. Б. Этнопедагогический диалог культур [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 231-235.

16. Цаллагова, З. Б. Рецепты народного воспитания [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-298.

17. Наурызбаева, Р. Н. Применение эвристических методов в развитии худо-жественного-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций [Текст] / Р Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 295-304.

УДК 37.018.1

Марина Михайловна Шубович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, shubvg @таИги, Ульяновск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.