ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. С.Бабунова
— доктор педагогических наук, профессор МГУ
Е.В.Гончарова
— доктор педагогических наук, профессор НГГУ
РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается концептуальная модель педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей старшего дошкольного возраста.
The article is devoted to the conceptual model of pedagogical strategy in ethnocultural education of over-fives.
Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Доктрина национального образования в РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция государственной этнонациональной образовательной политики РФ и др.) подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в поликультурной полиэтнической среде.
Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способной к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур.
Методологические и теоретические основы этнокультурного образования разрабатывались на философско-историческом, историко-педагогическом уровнях. Философско-исторические положения, теоретически обосновывающие категории «этнос», «нация», «поведенческие модели этноса», «этническая картина мира» и др. раскрываются в работах Л.Н.Гумилева, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.В.Розанова, В. С. Соловьева, Н.Я.Данилевского. Различные концепции современных исследователей, рассматривающие важность изучения культурно-педагогического наследия этноса, диалогичности культур представлены в работах М.М.Бахтина, В.С.Библера, Д.С.Лихачева. Изучение традиций с позиций смыслового и функционального назначения в областях культуры и общественной жизни, в реальной практике и науке осуществлялось Ю.В Бромлеем, Г.Н.Волковым, Н.И.Костомаровым и др. Особенно плодотворно велась работа по изучению данной проблемы в этнографических исследованиях С. А. Арутюнова, Г.Д.Гачева, А.К.Байбурина и др.
Таким образом, можно констатировать, что в научной литературе нашли свое отражение основные направления проблемы дошкольного этнокультурного образования. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на достаточно пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей к данной проблеме, многие вопросы данного вида образования дошкольников продолжают оставаться недостаточно разработанными. Не получают достаточного отражения вопросы целостного построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста, направленной на успешное развитие этнокультурной образованности в двух взаимосвязанных подсистемах: внешней (этнокультурное образование практических дошкольных работников) и внутренней (этнокультурное образование детей дошкольного возраста).
Прогрессивные общественные деятели и педагоги прошлого (Я.А.Коменский, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, В.Г.Белинский и др.), основываясь на признании важности принципа народности, уделяли большое внимание педагогике взаимодействия культур: изучению родного языка с учетом особенностей национальной культуры, науки и просвещения; разностороннему влиянию народной культуры, сочетающей в себе обучающие, воспитывающие и развивающие возможности; учителям-патриотам, способным воспитать детей на русских национальных началах; общечеловеческим этническим принципам, которые должны входить составной частью в национальное сознание; взаимодействию семьи, школы и общества; механизму творческой переработке этнокультурного наследия.
Для нашего исследования принципиальное значение имеют идеи выдающихся педагогов прошлого о том, что национальное (народное) воспитание неразрывно связано с общечеловеческим, с воспитанием уважительного отношения к культуре различных народов. Специфическими средствами национального воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания — духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия.
Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались также в трудах Н.К.Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции — пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.
При рассмотрении направлений дошкольного этнокультурного воспитания мы опираемся на термин «этнокультурная коннотация», введенный в исследовании А.Б.Панькина. Понятие «коннотивный» означает такой, который не просто указывает на предмет, но и несет в себе обозначение отличительных свойств образовательной системы, адекватно раскрывает ее этнокультурную особенность как социального феномена и подчеркивает специфику образовательной системы по формированию соответствующей этнической картины мира, этнического менталитета, этнокультурных традиций, обеспечивающих сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса. Отсюда можно сделать вывод о том, что образование (как система воспитания и обучения) строится как деятельность, этнокуль-турно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам ее осуществления. Следовательно, личность как носитель определенной этнической культуры формируется под ее воздействием; системообразующим фактором становления этнокультурной личности выступает гуманистически направленная образовательная деятельность педагога.
При определении взаимосвязанности и взаимодополняемости основных этнокультурных направлений мы опираемся на концепцию социального развития детей дошкольного
возраста С.А.Козловой. В ее основе лежит логика социального «окультуривания» ребенка, протекающего как активный жизнезначимый процесс познания окружающей действительности. Реализация концепции нашла отражение в диссертационных работах, выполненных под руководством С.А.Козловой (С.Н.Морозюк, Е.И.Корнеева, О.В.Дыбина и др.). В центре внимания авторов стоят вопросы социально-личностного развития детей через освоение социального окружения, включающего народную национальную культуру, где широко задействованы фольклорные праздники, прошлое предметов быта, трудовые традиции.
Проведенный нами анализ показал, что дошкольное этнокультурное образование оформляется как серьезная проблема, решение которой связано со становлением этнокультурной личности педагогов и детей. Однако нами установлено, что две подсистемы дошкольного этнокультурного образования подчас выступают изолированно, а создание педагогической стратегии становления этнокультурной образованности является принципиально значимым направлением.
Понятие «дошкольное этнокультурное образование» включает систему обучения и воспитания, направленную на становление этнокультурной личности, присваивающей этнокультурную образованность. При разработке авторской концепции мы исходили из того, что она должна иметь исходные методологические основания, сущностные характеристики предмета исследования, основные идеи, базовые принципы построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности и модель как ядро данной концепции. Характерными признаками разработанной педагогической стратегии являются гуманизм, демократизм, открытость, гибкость и развитие.
Принципы были соотнесены по двум подгруппам: общепедагогические и специфические (этнокультурные) принципы. К общепедагогическим относятся: принцип научности, суть которого заключается в соответствии содержания этнокультурного образования уровню развития современной науки; целостности и системности, который предполагал создание логически стройной системы знаний, умений, навыков и личностных качеств; интеграции, определяющей взаимопроникновение и единство целей и задач, идей, содержания и методики этнокультурного образования; сознательности и активности личности в образовательном процессе ДОУ; гуманно-личностной и деятельностной ориентации, призванной содействовать активному овладению детьми этнокультурой.
К специфическим принципам отнесены: принцип культуросообразности образовательного процесса ДОУ, базирующегося на свойствах «качества» и ценностей (для этнокульту-ры они являются смыслообразующими понятиями); диалога культур, предполагающего формирование умения взаимодействовать с различными культурами, уважения и понимания этнического своеобразия других народов; гуманитарного этнокультурного мышления, согласно которому познание и освоение этнокультуры осуществляется на основе системы представлений и понятий о роли и месте человека в культуре; гуманитарного краеведения, что предполагает рассмотрение через призму ценностных ориентаций и отношения человека к окружающему миру, истории и культуре.
Для построения структурно-функциональной модели педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста в настоящее время имеется достаточный теоретический базис системного анализа и моделирования социальных процессов и явлений. Модель включает в себя четыре взаимосвязанных блока: концептуальный, нормативный, организационно-методический, результативно-диагностический. Целью создания модели является разработка и реализация педагогической стратегии становления этнокультурной образованности старших дошкольников. Цель модели находит конкретизацию в следующих задачах: 1) выявить (диагностировать) исходный уровень этнокультурной образованности педагогов и детей; 2) разработать пути повышения этнокультурной образованности педагогов и детей; 3) корректировать и контролировать процесс становления и развития этнокультурной образованности педагогов и детей; 4) оценить эффективность
реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности старших дошкольников в условиях организации образовательного процесса ДОУ!
Обозначенные цели и задачи модели напрямую связаны с социальным заказом общества в формировании личности, обладающей этнокультурной образованностью. Мы считаем, что концептуальный блок является исходным, т. к. он связан не только с определением основной цели модели, но и с обоснованием теоретико-методологических подходов создания и реализации педагогической стратегии и принципов ее реализации.
Первый концептуальный блок представлен следующими структурными элементами: 1) функцией, 2) социальным заказом; 3) нормативно-правовыми актами в области образования; 4) Временными требованиями к Проекту государственного стандарта по дошкольному образованию (2001 г.); 5) методологическими подходами; 6) принципами создания и реализации педагогической стратегии; 7) субъектной основой (совокупностью внешней и внутренней подсистем).
В нормативный блок входят: функция; цель, реализующая социальный заказ; задачи дошкольного этнокультурного образования, способствующие становлению этнокультурной образованности личности педагогов и детей; содержание, представленное программой «Наш край — наш дом» и программно-методическим обеспечением к ней; учебным пособием «Основы этнопедагогики», электронным учебно-методическим комплексом (УМК): «Этнопедагогика», «Семейная педагогика»; критерии и показатели освоения программы детьми; критерии и показатели готовности педагогов к осуществлению этнокультурного образования в условиях ДОУ.
Организационно-методический блок включает: функцию; субъектов как носителей ценностей и информации; комплекс организационно-педагогических условий; методы, приемы и средства реализации содержания дошкольного этнокультурного образования; формы организации дошкольного этнокультурного образования двух подсистем.
Результативно-диагностический блок представлен пакетом диагностических методик, выявляющих исходный уровень сформированности этнокультурной образованности детей, педагогов ДОУ; уровнями этнокультурной образованности личности старших дошкольников, педагогов ДОУ; результатом; аналитико-коррекционным инструментарием (коррекцией процесса, оценкой и интерпретацией результатов); описанием анализа реализации организационно-педагогических условий.
Под образованностью мы понимаем некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта (достижений мировой культуры), а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности.
Основными компонентами образованности выступают: осведомленность, сознательность, действенность, умелость. Данные компоненты рассматриваются нами в виде критериев усвоения субъектами образовательного процесса содержания программно-методического обеспечения (см. таблицу).
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Субъекты образовательного процесса
Критерии Показатели
Педагоги ДОУ Дети старшего дошкольного возраста
Информационно- познавательный критерий Знание сущностной характеристики этнокультурного образования Осведомленность об этнокультурной специфике и истории народов региона
Знание средств, методов и приемов воспитания детей в поликультурной среде Потребность приобретения новых этнокультурных знаний
Знание этнокультурной специфики своего региона Осознание необходимости познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов
Осознание необходимости и интеграции народных традиций в образовательном процессе ДОУ Актуализация полученных этнокультурных знаний в личном опыте познания
Знание концепций этнокультурного образования детей
Знание средств, методов и приемов интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс ДОУ
Знание форм организации жизнедеятельности на основе идей народной педагогики
Эмоционально- ценностный критерий Знание и уважение этнокультуры своего народа Знание и уважение этнокультуры своего народа
Признание ценности этнокультуры, необходимой для использования в педагогической деятельности Знание и уважение этнокультурного своеобразия других народов
Убеждение в необходимости сохранения и передачи этнокультурного наследия детям Выражение адекватно, толерантно в социально-приемлемой форме эмоций в поликультурном окружении
Осознание этнокультуры как ценности, позволяющей решить многие проблемы современного общества Наличие устойчивого, эмоционально-окрашенного положительного интереса к культуре и истории разных народов
Осознание важности воспитания детей в духе этнокультурных традиций Проявление этнического чувства принадлежности к культуре своего народа
Готовность к интеграции этнокультурных традиций с современным образовательным процессом ДОУ
Наличие интереса к истории и культуре народов своего региона
Соблюдение норм и обычаев своего народа
Заинтересованность и активное участие в приобщении детей к этнокуль-туре
Действенно- практический критерий Анализ современных программ этнокультурного образования дошкольников Проявление инициативы и культуро-творчества в применении этнокультурных знаний в различных аспектах жизнедеятельности
Использование различных форм, средств и методов этнокультурного образования детей Применение усвоенных знаний и норм поведения в поликультурном сообществе
Диагностика этнокультурной образованности детей Умение самостоятельно устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками
Организация взаимодействия с родителями Демонстрирование и осознание своей этнической принадлежности