Научная статья на тему 'Семейная педагогика в системе междисциплинарной интеграции гуманитарного знания'

Семейная педагогика в системе междисциплинарной интеграции гуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3657
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / FAMILY PEDAGOGICS / RISING GENERATION / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шубович Марина Михайловна

Семейная педагогика отрасль педагогической науки, которая занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения. В контексте междисциплинарной интеграции она связана со многими научными областями: социальной педагогикой, психологией семьи, социальной работой и др., но в последнее десятилетие назрела необходимость в интеграции научных знаний в рамках одной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Pedagogics in the system of interdisciplinary integration of humanitarian knowledge

Family Pedagogics is the branch of a pedagogical science which engaged in education and rising generation training. In a context of interdisciplinary integration it is connected with many scientific areas: Social Pedagogics, Psychology of a Family, Social Work, etc., but the necessity has appeared for integration of scientific knowledge within one science last decade.

Текст научной работы на тему «Семейная педагогика в системе междисциплинарной интеграции гуманитарного знания»

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб пособие для студентов вузов по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 345 с.

3. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М., 1998. - 464 с.

4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. - М., 2003. - 274 с.

5. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1996. - 213 с.

6. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

7. Сайгушев, Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя [Текст]: монография /

Н. Я. Сайгушев. - СПб.: Образование - культура, 2001. - 149 с.

8. Сериков, Г. Н. Образование : аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 664 с.

9. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] /

В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 2001. - 224 с.

10. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности [Текст] / В. И. Слободчиков,

Н. А. Исаев. - М.: школа-пресс, 1995. - 384 с.

11. Современный словарь иностранных слов. [Текст] - М.: Русский язык, 1992. - 740 с.

12. Философский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: ИНФРА, 2004. -576 с.

13. Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 192-199.

14. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы [Текст] / Н. Е. Бубякина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184-192.

15. Цаллагова, З. Б. Этнопедагогический диалог культур [Текст] /

З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 231-235.

16. Цаллагова, З. Б. Рецепты народного воспитания [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-298.

17. Наурызбаева, Р. Н. Применение эвристических методов в развитии худо-жественного-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 295-304.

УДК 37.018.1

Марина Михайловна Шубович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, shubvg @mail.ru, Ульяновск

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Marina Mihailovna Shubovich

Cand. Sc. Education, Docent of Pedagogy department of professional education and social activity in Ulyanovsk State University, shubvg @mail.ru, Ulyanovsk

FAMILY PEDAGOGICS IN THE SYSTEM OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей (общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, педагогическая психология, психопедагогика, специальная и коррекционная педагогика и др.), исследующих широкий круг общих и специфических проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями. Каждая из отраслей педагогики изучает свой предмет (сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования) под своим конкретным углом зрения. У всех этих отраслей, имеющих различные области исследования, есть немало точек соприкосновения, из которых возникают новые перспективные направления. Такой точкой соприкосновения является семейная педагогика.

Семейная педагогика - отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, то есть по тому социальному институту - семье, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения. Это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.

Семья - одно из самых многогранных социальных явлений, соединяющих в себе биологические, экономические, нравственные, психологические, педагогические, общественные и идеологические начала. Это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и социальной средой. Будучи относительно самостоятельным социальным объединением, семья отражает трудности, противоречия в жизни общества, в свою очередь, оказывает существенное влияние на жизнь общества. Будущее народа во многом зависит от семьи и семейного воспитания, которые не являются застывшими образованиями и претерпевают существенные изменения в процессе общественного развития. Поэтому многостороннее глубокое исследование механизмов взаимодействия поколений в семье, ее духовных ресурсов, педагогического потенциала, нравственных ценностей в высшей степени актуально.

Исследование семьи является по своей сути комплексным, оно связано с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. Значимость семьи обусловлена ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода и важнейшей ролью семейного производства, семейной экономики в обеспечении благосостояния. Более того, например, американский социолог К. Циммерман исходит из «явной зависимости общественных формаций от семейных систем», диктующих формы правления и социального контроля, и лишь в новое время передающих эти функции «верховной власти». В связи с этим можно напомнить знаменитое «отступление» от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса: «... Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи. Чем меньше развит труд... тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей» [5, с. 4].

Семейная педагогика в широком социальном смысле является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений. В узком социальном смысле семейная педагогика рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры семьи, связанную с особенностями и условиями воспитания детей, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т. е. на семейном образе жизни. Индивидуальное своеобразие членов семьи накладывает отпечаток на стиль исполнения внутрисемейных ролей, проявляющийся через конфигурации межличностных взаимосвязей и взаимоотношений.

Становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. Семейная педагогика стала выделяться из общей педагогики со второй половины XIX века, и лишь к началу XX столетия обрела свои теоретические положения. Усилиями ученых К. Д. Ушинского, Н. В. Шелгунова, М. М. Рубинштейна, П. Ф. Лесгафта,

В. Н. Сорока-Росинского, М. И. Демкова и др. заложено начало семейного воспитания как научного направления, определены цели и задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными и сегодня.

Одним из самых ярких ученых, которого можно смело назвать основоположником этой науки в России, был П. Ф. Каптерев. По его инициативе в Петрограде зимой 1912-1913 гг. прошел I Съезд по семейному воспитанию.

Главной темой Съезда было обсуждение вопроса о соотношении семейного и общественного воспитания, а также путей просвещения родителей.

Нужно сказать, на разных этапах развития страны этот вопрос решался по-разному. И именно поэтому, возможно, развитие теории семейной педагогики имеет несколько пунктирную историю. Основной акцент в исследовательских работах разных времен делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на изучении семьи (Т. А. Маркова), родительства (И. Кон), отдельных видов деятельности детей в семье (Г. Н. Гришина, Д. О. Дзинтаре), формировании силами родителей разных качеств личности ребенка (В. П. Дуброва, Л. В. Загик). Некоторые исследователи (И. В. Гребенников, И. В. Филип, А. Ю. Грапкин и др.) обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского периода (Н. К. Крупской, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили) в контексте семейного воспитания.

В настоящее время определены объект и предмет семейной педагогики. Объектом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет семейной педагогики - сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка. Воспитание в семье определяется как домашнее (иногда - домашне-семейное) воспитание. При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами. В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным.

К основным задачам семейной педагогики относятся такие задачи, как: разработка теоретических проблем семейного воспитания; изучение опыта семейного воспитания; внедрение научных достижений в практику семейного воспитания; исследование путей повышения педагогической культуры родителей; обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов и др. [1, с. 18-19].

Совокупность методов семейной педагогики включает в себя методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание, а также исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института. Исследование семьи осуществляется как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Исследования теоретического уровня ведутся с помощью методов теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного анализа, обобщения и систематизации полученных данных, прогностического моделирования и др. Эмпирическим путем собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание. В задачи эмпирического уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение явлений и про-

цессов домашнего воспитания. Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов:

- изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная работа и др.;

- социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия;

- психологические методы: методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и других видов деятельности;

- математические методы применяются для сбора и обработки полученного фактического материала: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. [1, с. 20].

Говоря об источниках семейной педагогики, необходимо отметить, что, как и все отрасли педагогической науки, она развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен:

- анализ педагогических воззрений прошлого (семейная педагогика обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказывавшим влияние на развитие педагогической мысли);

- народная педагогика, обобщающая многовековой житейский опыт и семейную народную культуру (первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились эмпирическим путем и передавались из века в век, из семьи - в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев);

- литература, живопись, музыка, произведения народного творчества, древнерусские литературные памятники, сборники более поздних лет, в которых прямо или косвенно в художественно-образной форме представлен мир семьи;

- религия (семейная народная педагогика развивалась, взаимодействуя с религией, религиозными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания: в Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях);

- практика семейного воспитания (представляющая бесценный опыт как позитивного, так и негативного влияния семьи на формирование личности ребенка);

- специальные экспериментальные исследования (результаты исследовательской деятельности специальных НИИ, занимающихся исследованием семьи, публикующиеся на страницах педагогических журналов, в монографиях, сборниках научных трудов и т. д.);

- дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка

(книги Е. И. Конради «Исповедь матери», В. К. Маховой «Просто счастье», супругов Никитиных «Мы и наши дети», Н. А. Менчинской «Дневник матери» и др.);

- данные наук, связанных с семейной педагогикой («семейных наук»): философии, психологии, анатомии, физиологии, генетики и др.

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как педагогика, философия, демография, социология, экономика, юриспруденция, этика, история, психология, медицина, физиология, генетика, этика, история, этнография, антропология и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи. В контексте междисциплинарной научной интеграции необходимо отметить связь семейной педагогики с другими областями сотрудничества (социальная педагогика, психология семьи, социальная работа, социология семьи, социология бюджетного времени, социология здоровья, экономика семьи и домохозяйства, семейное право и др.).

Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами. Семейное воспитание и семейное образование являются важнейшими компонентами семейной педагогики.

Семейное воспитание во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников, а с другой - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний других членов семьи).

Семейное образование (домашнее образование) - форма общеобразовательной подготовки в семье, свободная от школьной регламентации и способствующая развитию творческих способностей воспитанников, - практически прекратило существование после 1917 г. и возродилось во второй половине ХХ в. в виде частных репетиторских занятий.

Социальная педагогика рассматривает семью как объект педагогического воздействия с точки зрения педагогики социальной работы с семьей. Если социальная работа с разными типами семей направлена на оказание социальной помощи и социальных услуг членам семьи в целях их адаптации к особенностям семейной жизни и к взаимодействию с микросредой, то социальная педагогика активизирует социальный потенциал семьи. Подобно социальной инженерии на предприятиях и фирмах она не только налаживает человеческие отношения, но и усовершенствует мотивацию семейной жизнедеятельности.

Обобщая достижения социальных наук, социальная педагогика создает модель социально одобряемой семьи и стремится к воплощению этого эта-

лона в жизнь. Воздействия на ценностные ориентации и установки членов семьи в сторону нравственных идеалов семейности составляют суть социально-педагогических усилий. В отличие от средств массовой информации и пропаганды социальная педагогика стремится не к манипулированию сознанием, а к формированию глубоких убеждений личности, связанных с семейной жизнью. Роль социальной педагогики особенно велика при социальном воспитании подростков и молодежи в духе здорового стиля жизни, нравственной семейности. Однако чрезмерное усиление социально-педагогического воздействия чревато вмешательством в частную жизнь семьи и превращением в средство идеологического влияния. Только во взаимодействии с семьей возможно эффективное изменение ценностных ориентации личности в сторону нравственных принципов. Социальная педагогика должна дополнять, а не заменять собой семейное влияние на индивида [3, с. 20].

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряжены с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, красоты, истины; соотношение добра и зла и др. [1, с. 9]

Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др.

Демография теснее всего связана с социологией семьи и анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости. Изучение роли семьи в воспроизводстве населения является неотъемлемой частью одновременно демографии и социологии семьи (где оно может именоваться социологией рождаемости). Демография семьи обобщает факты формирования, функционирования и распада семейно-родственных групп, тогда как социология семьи наряду с исследованием эффективности выполнения семьей репродуктивной функции интересуется также эффективностью социализации (воспитания - содержания -обучения) детей в семье, подготовки подрастающих поколений к принятию ролей взрослого человека, его социальных позиций и статусов.

Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и

функции семьи, организация и этапы семейной жизни [3, с. 21]. Социология семьи как часть общей социологии, как теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности.

Социология семьи сосредоточивает свое внимание на настоящем, на функционировании семьи как подсистемы общества и обращается к прошлому, чтобы точнее определить тенденции изменения семьи и вероятность их действия в будущем. Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остается безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности.

Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность, прежде всего, сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь. Поэтому социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в единстве и целостности взаимосвязи родительства - супружества - родства, т. е. собственно семью. Отдельно и супружество, и родительство, и родство могут рассматриваться в целях удобства научного анализа, но не как самостоятельные институты. Однако необходимо отметить, что в последнее время наметились тенденции к этому расчленению единого предмета социологии семьи на три обособленные части, к размыванию семьи как целостности взаимной жизнедеятельности [3, с. 18].

Социология бюджетов времени разрабатывает модели внерабочего использования времени, семейного времяпровождения в циклах домашнего труда, отдыха и развлечений. Увеличение времени на домашний труд может быть средством выживания или уменьшения дохода семьи либо способом налаживания межличностных отношений и роста альтруизма. Во всяком случае, калькуляция затрат времени обнаруживает иерархию ценностных предпочтений членов семьи и, по-видимому, надежнее всего [3, с. 19].

Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др. [1, с. 9]. Экономика семьи и домохозяйства ориентирована на выяснение совместной деятельности членов семьи в системе производства, особенностей семейного бизнеса, семейных и профессиональных ролей внутри семьи и вне ее. Соединение семьи и работы в рамках совместной деятельности родителей и детей позволяет рассматривать семью как экономическую единицу, а не как место приложения сил для ухода за жилищем, приготовления пищи, стирки и чистки одежды, выполнения санитарно-гигиенических и бытовых действий.

В современных условиях семьи малого бизнеса и фермерские семьи являются объектом изучения производственной функции семьи, тогда как двухкарьерные и однодоходные семьи демонстрируют редукцию семьи к потребительству и самообслуживанию. Еще один аспект изучения связан с новой экономикой домашнего производства, когда потребительство интерпретируется как производство. Важный момент - бюджет доходов и расходов семьи, стратегии рационального использования средств. Неизмеримость домашнего труда в денежных единицах очерчивает область соприкосновения с социологией семьи. К тому же семейная экономика связана с иными мотивами, чем максимизация прибыли, дом - это зона неформальных трудовых отношений и неформального обмена, однако продукты семейного производства - новые поколения, или трудовые ресурсы - имеют в том числе стоимостное выражение [3, с. 19].

Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания.

Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов, также являются частью предмета семейного права. Чрезвычайное значение имеет конституционное закрепление взаимоотношений семьи и государства, прежде всего в связи с проблемами социальной и экономической политики государства.

Юридические постановления ограничивают или стимулируют автономную активность семьи, ущемляя или укрепляя интересы семьи как института. Создание законодательных основ федеральной и региональной политики в области брачно-семейных отношений - одна из областей междисциплинарного сотрудничества семейных педагогов и юристов [1; 3].

Объектом изучения психологии является семья как социальная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности [2].

Социальная психология семьи исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социальной психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Психология изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования и распада семьи как групповой целостности. Социально-психологические знания позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и терапевтически перестраивать семейные взаимоотношения родителей и детей, супругов, братьев и сестер. Трудно провести границу между психологическими иссле-

дованиями в рамках социологии и психологии семьи, но социологов интересуют больше взаимосвязь институциональных и межличностных характеристик семьи, их взаимообусловленность и меньше - сама по себе семейная психодинамика [3, с. 20].

Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное отношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине международной проблемой стали физические и психические отклонения в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам.

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологических предпосылках репродуктивного поведения (на плодовитости и бесплодии), а также на контрацепции, тогда как социология семьи обращена к семейному поведению и его социетальным последствиям, фиксируемым в коэффициентах рождаемости, детности, абортов, применения контрацепции и т.д. Социализация детей в семье в направлении приобретения тех или иных навыков самосохранительного поведения, относящегося к сохранению здоровья и жизни, образует сферу пересечения интересов вышеназванных дисциплин с социологией семьи, рассматривающей здоровье и продолжительность жизни личности в контексте семейного образа жизни и жизненного цикла семьи. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика [3, с. 21].

Для этики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции. История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое [1, с. 9].

Этнография и антропология также изучают семью в единстве супружества - родительства - родства. Но они рассматривают это единство под своим углом зрения, сквозь призму этнических особенностей семейного уклада жизни, семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию, передачу семейных норм бытия, исследует образ жизни и культуру народов прошлого, многообразие форм образа жизни, в том числе историкоэтническое многообразие становления самой семьи, согласования семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения мужей и жен,

родителей и детей и т. п. Этнография семьи ориентирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни на основе изучения материализованных элементов культуры прошлого (поскольку не только социологические, но и общенаучные и литературные описания прошлых эпох, как правило, отсутствуют). Исследования этнографов помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего воспитания [3, с. 18].

В настоящее время семейная педагогика - интенсивно развивающаяся отрасль научного знания. Однако целостной, системной и методологически проработанной теории семейного воспитания, способной дать ответы на многочисленные вопросы родителей и педагогов, пока не создано. Педагогическая наука подошла вплотную к необходимости научного осмысления перспектив семейной педагогики, так как современная социокультурная ситуация требует внятной реакции ученых на то, что происходит с ребенком до школы и вне школы [4]. На сегодня область семейного образования и воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин. Назовем основные из них.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало мало актуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание - сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса [1, с. 8].

Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой. (Название предложено видными отечественными философами и социологами А. Г. Харчевым и М. С. Мацковским в 1978 г.)

Библиографический список

1. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст] / Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.

3. Социология семьи [Текст]: учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

4. Шабельников, В. К. Перспективы развития теории семейного воспитания в современной педагогической науке [Текст] / В. К. Шабельников, А. Г. Лидерс // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1. - М., 2003.

5. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана. [Текст] / Ф. Энгельс. - М., 1970. - 4 с.

6. Кожевникова, О. А. Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме [Текст] / О. А. Кожевникова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 1. - С. 184-192.

7. Гончаров, С. А. Герменевтика как культурофилософска и прикладная проблема современного университетского образования [Текст] / С. А. Гончаров // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 76-81.

8. Евсикова, Е. И. Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования [Текст] / Е. И. Евсикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 315-322.

9. Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеюшего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] /

С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -

С. 401-409.

10. Баринов, В. А. Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина [Текст] / В. А. Баринов // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. - С. 52-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Беловолов, В. А. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. - С. 265-274.

УДК 371.025

Иван Анатольевич Солодков

Аспирант Уральского государственного университета физической культуры, Olga@cheldiplom.ru, Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.