Научная статья на тему 'Семейная педагогика П. Ф. Каптерева и ее потенциал в современных условиях'

Семейная педагогика П. Ф. Каптерева и ее потенциал в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2846
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ П. КАПТЕРЕВА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / THE KAPTEREV`S SYSTEM OF EDUCATION / FAMILY PEDAGOGICS / DIDACTIC WORKS / PEDAGOGICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубович Марина Михайловна

Современная семейная педагогика, анализируя систему П. Ф. Каптерева, высоко оценивает ее теоретические положения и практические рекомендации в сегодняшней действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P. Kapterev`s Family Education Theory and its potentials in currents reality

In analyzing the Kapterev`s system, modern family teaching highly assesses its theoretical statements and practical recommendations nowadays.

Текст научной работы на тему «Семейная педагогика П. Ф. Каптерева и ее потенциал в современных условиях»

8. Модзалевский, Л. Н. Закавказская учительская семинария [Текст] / Л. Н. Модзалевский // - Народная школа. - 1877. - № 2. - С. 37-45.

9. Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. [Текст] / Л. Н. Модзалевский. Ч. 2. - СПб., 1899. - 620 с.

10. Модзалевский, Л. Н. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 г. [Текст] / Л. Н. Модзалевский. - Тифлис, 1880. - 96 с.

11. Пирогов, Н. И. Вопросы жизни [Текст] / Н. И. Пирогов // Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Сост. Н. И. Монахов. - М., 1989. - 368 с.

12. Семенов, Д. Д. Влияние школы и среды на развитие природного таланта. По поводу смерти Л. Н. Модзалевского. [Текст] / Д. Д. Семенов. - М., 1897. - 17 с.

13. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Собр.соч.: В 11-ти т. Т. 8. [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.-Л., 1950. - 776 с.

14. Хатаев, Е. Е. Просветители горских народов XIX века. [Текст] / Е. Е. Хатаев. - Орджоникидзе. 1985. - 80 с.

15. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. [Текст] / В. К. Шапавалов. - М., 2002. - 228 с.

16. Цаллагова, З. Б. Рецепты народного воспитания [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-298.

17. Наурызбаева, Р. Н. Применение эвристических методов в развитии художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 295-304.

18. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы [Текст] / Н. Е. Бубякина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184-192.

УДК 37.018.1

Шубович Марина Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, shubvg @mail.ru, Ульяновск

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА П. Ф. КАПТЕРЕВА И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Shubovich Marina Mihailovna

Cand. Sc. Education, Docent of Pedagogy department ofprofessional education and social activity in Ulyanovsk State University, shubvg @mail.ru, Ulyanovsk

P. KAPTEREV'S FAMILY EDUCATION THEORY AND ITS POTENTIALS IN CURRENTS REALITY

Будучи базовым социально-воспитательным институтом, семья формирует духовный мир растущего человека, его трудолюбие, любовь к большой и малой родине. Крепкая семья - основа благополучного государс-

тва, его настоящее и будущее. Воспитание в семье является важнейшей формой социализации личности. Не случайно вопросами семейного воспитания занимались виднейшие отечественные и зарубежные мыслители, педагоги - Я. А. Коменский («Материнская школа»), К. Маркс и Ф. Энгельс («Капитал», «Положение рабочего класса в Англии»), И. Г. Песталоцци («Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей»), Д. Локк («Мысли о воспитании», «Опыты человеческого разума»), Ж.-Ж. Руссо («Эмиль или О воспитании»), А. И. Герцен («Кто виноват», «Былое и думы», «Опыт беседы с молодыми людьми», «Разговор с детьми»), П. Ф. Каптерев («Основные начала семейного обучения», «Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению»), Ф. Э. Дзержинский (Дневник, Письма к родным), В. Г. Белинский («О детских книгах»), В. А. Сухомлинский (Письма к сыну, «Родительская педагогика»), П. Ф. Лесгафт («Семейное воспитание ребенка и его значение»), К. Д. Ушинский («Труд в его психологическом и воспитательном значении», «Педагогическая антропология»), Н. К. Крупская («Вопросы семейного воспитания и быта»), Л. Н. Толстой («Азбука», «Книга для чтения», Дневники 1847-1894 гг.), А. Г. Харченко («Брак и семья», «Современная семья и ее проблемы», «Нравственность и семья»),

А. О. Пинт («Это вам, родители»), О.П. Азаров («Родительская педагогика»), И. В. Бестужев-Лада, С. Л. Соловейчик («Педагогика для всех») и др. В этих работах заложены основы семейного воспитания, каждый из вышеперечисленных исследователей, внесший определенный вклад в эти основы, заслуживает, чтобы отдельно изучалось его творчество с учетом специфики и задач той эпохи, тех условий, в которых он жил и работал.

Среди названных ученых особое место по разработке вопросов семейной педагогики, дидактики семьи занимает П. Ф. Каптерев, автор «Основных начал семейного обучения», под непосредственным руководством и под общей редакцией которого вышло 59 выпусков «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению», в 11 из которых были опубликованы его работы. В создании этих выпусков активное участие принимали видные педагоги, психологи, медики, ученые и литераторы, среди которых такие ученые, как А. Н. Острогородский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и многие другие.

П. Ф. Каптерев является автором таких всемирно известных трудов, как «Педагогическая психология», «Дидактические очерки», «История русской педагогики» и многочисленных статей по самым разным вопросам воспитания и обучения [11]. Его труды получили высокую оценку современников и последующих поколений. Многие из них соотносятся с целями и задачами воспитания и обучения нашего времени, сегодняшней реальной действительностью. В этом заключается их непреходящая ценность и значение.

Педагогическая и общественная деятельность П. Ф. Каптерева началась в 70-х годах XIX века, когда Россия вступила на путь капитализма, когда остро встали проблемы образования и просвещения народа, возникло широкое общественно-педагогическое движение, развернули свою

деятельность такие выдающиеся педагоги и общественные деятели, как К. Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, революционные демократы Н. Г. Чернышевский,

Н. А. Добролюбов, которые развивали идеи А. Н. Радищева, А. И. Герцена,

В. Г. Белинского. Целью воспитания они считали подготовку человека, всегда думающего об общей пользе, активного участника в «гражданских делах». Они боролись за передовую, наиболее совершенную систему воспитания, за ее высокую гуманную основу. Многое из этого педагогического наследия не потеряло актуального значения и для нашего времени. Оно сыграло важную роль в формировании П. Ф. Каптерева как выдающегося педагога, общественного деятеля [6]. Общепедагогические труды П. Ф. Каптерева (рецензии на историко-педагогические труды «Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели», «Развитие мировоззрения

Н. И. Пирогова» [6], «История русской педагогики» [7], «Национальность и наука в организации народной школы» [8] и др.) свидетельствовали о том, что он творчески усвоил важнейшее идейно-педагогическое наследие своих ближайших предшественников и занял по отношению к нему трезво критическую позицию. Самое глубокое творческое обоснование педагогики как самостоятельной науки П. Ф. Каптерев дает в монографии «Педагогический процесс» [2]. В статье «Спенсер как педагог и его русские критики» [9] им сформулированы условия развития научной педагогики («педагогика без физиологии и психологии невозможна»; по Каптереву, «...в основе педагогики должны лежать антропологические знания, ассоциативные теории, учение о рефлексах головного мозга». П. Ф. Каптерев стремился дополнить эволюционно-биологический метод психического развития ребенка культурно-историческим, соотнести психику с общественным прогрессом. Решительно выступая против теории врожденных идей и способностей, он признавал наличие лишь предрасположений нервной системы к тому или иному роду деятельности. По Каптереву, «человек прежде всего и больше всего есть то, что получается от саморазвития. от его самодеятельности» [4].

П. Ф. Каптерев впервые поставил и по-своему решил проблему периодизации истории русской педагогики, считал, что история обучения и воспитания неразрывно связана с общей (гражданской) историей (новейшая педагогика по своим целям есть наука социальная, а по своим средствам «чисто антропологическая»), что решение теоретических задач должно быть связано с требованиями времени, жизни [1; 7].

В педагогическом наследии П. Ф. Каптерева видное место занимают дидактические работы [2]. Прослеживая связи между эпохами дидактики, он опирается на принцип преемственности основных идей, их взаимообусловленность. Каптеревым был введен в педагогическую науку термин «педагогический процесс», который был глубоко и всесторонне проанализирован им в таких работах, как «Дидактические очерки», «Метод и его применение», «Педагогика - наука или искусство?», «О значении учебников при обучении», «О детских играх и развлечениях», «Дидактические очерки. Теория образования», а также во множестве статей [11]. В своих трудах

П. Ф. Каптерев обучение неразрывно связывал с развитием школьника, его самодеятельностью. При этом он различал частное и общее формальное развитие. Показателем общего развития П. Ф. Каптерев считал понимание учащимся логики науки, последовательности использования методов и приемов умственной работы, их связей и отношений, выполнение учеником легко и быстро того, что раньше поддавалось с трудом и требовало затраты времени, умение самостоятельно приобретать знания, смелое высказывание своих мнений, отстаивание истины, стремление учиться, расширять свои знания, совершенствовать свой ум [3].

Идея воспитывающего обучения в трудах П. Ф. Каптерева исходит из положения о единстве воспитания и обучения, единстве умственного, эстетического и эмоционального развития, из положения о бережном отношении к одаренным людям, обладающим самостоятельностью и оригинальностью ума.

П. Ф. Каптерев был не только педагогом, но и крупным психологом, автором «Педагогической психологии». По Каптереву, не всякое обучение способствует развитию ума, а только такое, которое повышает у учащихся интерес к знанию, возбуждает любопытство, охоту к умственному труду, которое опирается на саморазвитие, самообразование школьников, на их необычайную восприимчивость и наблюдательность.

К основным факторам, способствующим развитию детей в обучении, он относил содержание образования и методы обучения, совершенствование учебного процесса. Каптерев считал, что методы обучения должны способствовать повышению у учащихся умственных усилий, активизации внимания, развитию творческих способностей, размышлению над наблюдаемым. Учащиеся должны уметь искать и находить ответы на поставленные вопросы, сопоставлять факты, анализировать и обобщать материал, делать правильные выводы [5].

Ученый был против раннего обучения детей в семье. Он считал, что важнейшей задачей педагога является учет индивидуального развития в темпе и уровне саморазвития [10].

Для Каптерева детство - это такая реальность, которую надо изучать, ценить, с ней нельзя не считаться, ибо возрастное развитие - это непрерывное поступательное движение вперед: многостороннее, иногда зигзагообразное, ускоренное, замедленное, болезненное; каждый период взросления обладает своими достоинствами, самоценностью, нельзя торопить прохождение детьми этих периодов, как этого часто желают родители.

Представляют большой интерес суждения П. Ф. Каптерева о том, что отдельные родители без чувства меры начинают учить ребенка как можно раньше и пытаются давать ему как можно больше. «Результатом этого бывает умственная скороспелость, часто связанная с поверхностными суждениями, но создающая видимость особых способностей. Выявление подлинных детских талантов требует знания самой индивидуальности ребенка».

Семейное обучение и воспитание, по П. Ф. Каптереву, должно служить основой школьного обучения и воспитания, которые являются продолжением и углублением первого. Семейное обучение должно служить не только обучению грамоте, счету, но, прежде всего, нравственному, умственному, физическому, эстетическому развитию ребенка, формированию трудолюбия, наблюдательности. Оно должно состоять из первоначального самообучения и систематического домашнего обучения [10].

При первоначальном самообучении ребенок сам учится, при систематическом - его учат на наглядно-образной, игровой основе. Систематическое домашнее обучение, по П. Ф. Каптереву, представляет общую канву душевного развития детей. При систематическом обучении дитя учится у взрослого. Важным педагогическим и психологическим условием перехода от самообучения к систематическому обучению является наличие у ребенка достаточного количества представлений о разных предметах и явлениях природы и жизни; умение сосредоточить внимание на некоторое время на том, что говорится или объясняется, не переключаясь на другие предметы; наличие умения правильно и бегло говорить.

Первоначальное самообучение начинается с момента рождения, состоит в восприятии впечатлений, действующих на органы чувств, в постепенном ознакомлении таким путем с окружающим миром. Первоначальное обучение характеризуется полной самопроизвольностью, чисто органическим характером. Для начала и развития его не нужно никаких искусственных побуждений. Оно основывается на полной естественности, совершается путем собственных наблюдений, собственного размышления и выводов, характеризуется всесторонностью, переходом с предмета на предмет, от одной группы явлений к другой, от одного вида движения к другому виду движений [10].

П. Ф. Каптерев подробно разработал методику первоначального самообучения, которое он разделил на два периода: от рождения до 2,5 лет и от 2,5 лет до 6 лет.

Для начала систематического обучения, согласно Каптереву, необходимо наличие у ребенка: 1) в достаточном количестве представлений о разных предметах природы и жизни; 2) умения сосредотачивать внимание на некоторое время на том, что говорится и объясняется, не прибегая к другим предметам; 3) умения правильно и бегло говорить. Указанные признаки обнаруживаются у детей 6-7 лет; отсутствие их - показатель неготовности ребенка к систематическому обучению.

Главными предметами систематических занятий у Каптерева выступают наглядное естествоведение (растения, животные, люди с их промыслами, реки, моря, горы и все натуральные явления родной страны) и отечественный язык. Под занятиями отечественным языком подразумевается не только обучение грамоте и письму, но и тому, что называется отечественной словесностью и литературой, и отечественной историей (народные сказки, былины, песни, поговорки, загадки, лучшие доступные произведения художествен-

ной литературы). По Каптереву, для правильного развития ребенка важно, чтобы он достаточно хорошо освоил родной язык, прежде чем начнет изучать иностранный язык. Ребенок с 7 до 10 лет легко и хорошо может ознакомиться с одним иностранным языком, а с 10 до 15 лет - с другим, если это окажется необходимым.

В системе Каптерева важное место занимают упражнения практического характера: рисование, лепка, ручные работы, включающие основы различных ремесел и мастерства. Высоко ценил Каптерев наблюдение как средство обучения и самообучения. Много интересных мыслей высказано им о значении детских игр в развитии качеств личности, необходимых в систематическом семейном и школьном обучении [5].

В систему семейного обучения и воспитания П. Ф. Каптерев включает:

1) общее умственное развитие ребенка (упражнение органов внешних чувств, наблюдательности, запоминание, самостоятельное мышление, развитие умственных процессов и др.);

2) приобретение основных сведений об окружающем мире, жизни людей и животных;

3) специальное обучение грамоте, счету, иностранным языкам. В системе Каптерева семейное обучение делится на две составные части: первоначальное и систематическое.

П. Ф. Каптерев был глубоко уверен, что семья влияет на ребенка своим общим настроем, составом, своей обстановкой, культурным уровнем, сплоченностью, нравственными и интеллектуальными качествами, характером наблюдения за детьми, контроля за их поведением и поступками.

Ученый отмечал, что в воспитании, как и во всяком другом деле, возможны ошибки, сомнения, неудачи, успехи. Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и

проявления этого контакта широко варьируются в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка [10].

Считая, что принцип индивидуализации в школе не применим, П. Ф. Каптерев выдвигал его в качестве основного принципа педагогики семьи в процессуальном плане. В своей семейной педагогике он уделял большое внимание систематической домашней работе. Перечислим его основные идеи и позиции по оказанию помощи детям в осуществлении домашней учебной работы:

1. Выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков («оправдания неприготовленному уроку не может быть -это необходимо дать понять ребенку с первых дней его учебы»).

2. Формирование у детей и взрослых отношения к домашней учебной работе как важному делу, заслуживающему уважительного отношения членов семьи («Такое отношение выражается в понимании того, что нельзя прерывать приготовление урока для выполнения различных бытовых дел, что по своей важности приготовление уроков находится на одном уровне с самыми серьезными делами, которым заняты взрослые»).

3. Воспитание в детях уважение к умственному труду на основе примеров родителей, старших братьев и сестер, наличия культуры учебы и книги.

4. Точное соблюдение режима дня, твердо установленного для приготовления уроков (соблюдение такого режима «сокращает период включения в работу, так как в установленное режимом время срабатывает психологофизиологический механизм саморегуляции, переключения деятельности школьника с одного вида на другой»).

5. Создание необходимых условий для подготовки детьми домашнего задания.

6. Приучение детей готовить домашнее задание собранно, в темпе, без посторонних отвлечений.

7. Приучение детей работать в полную силу.

8. Чередование приготовление уроков: устные и письменные, легкие и трудные, интересные и неинтересные, общественно-гуманитарные и естественно-научные и т. д.

9. Достижение систематической работы по подготовке к урокам.

10. Формирование у детей рациональных приемов умственных действий (смысловая группировка учебного материала, составление плана всего произведения, текста, логических схем его запоминания и т. д.) [2].

Большое значение ученый придавал взаимодействию школы и семьи в воспитании и обучении детей. Он считал, что это взаимодействие должно осуществляться в формировании у детей: устойчивых учебно-познавательных интересов, любознательности, которые направлены не только на содержание школьных учебных предметов, но и на широкую окружающую действительность; трудолюбия («человек находится в гармонии с социумом и природой, если занят полезным трудом». Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, в течение всей

жизни развиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для себя цели. Отсутствие таких целей делает человека максимально зависимым от обстоятельств; воли («.от умения выполнять требования окружающих - к способности самому формулировать и выполнять их: таков путь развития воли у человека»); коллективизма (личность, прежде всего, воспитывается в коллективе и через коллектив, формальные и неформальные объединения); культуры межнациональных, межличностных отношений. Поэтому большое место в его трудах занимают проблемы нравственного, гражданского воспитания, воспитания культуры межнациональных отношений [8].

П. Ф. Каптерев был сторонником психологизации педагогики вообще, и воспитания, в частности; под этим он понимал: 1) преодоление конфликтов между мотивационной сферой ребенка, нормативными требованиями и поведением; 2) выработка у детей навыков саморегуляции поведения, определения приоритета одних действий над другими; 3) развитие у детей активных позиций, творческих начал. В связи с этим, он придавал большое значение созданию необходимых условий для развития творческих способностей учащихся, ибо считал, что творческое мышление является вершиной интеллектуального развития личности [4].

В педагогике семьи П. Ф. Каптерева сквозными идеями являются следующие:

1) семья, безусловно, должна готовить детей к школе, но первоначальное обучение, прежде всего, должно служить всестороннему развитию ребенка (как принято сегодня говорить «социализации»), его нравственному формированию;

2) школьные методы рассчитаны на массу детей, не приспособлены к конкретному ребенку. При семейном обучении важны основы методов, те общие начала, которыми должны руководствоваться родители, воспитатели;

3) с началом систематических занятий с детьми нужно установить и общий порядок, т. е. время и продолжительность упражнений. При семейном обучении внешний порядок не имеет такого большого значения, как при школьном, но, тем не менее, он необходим;

4) когда ребенок начнет посещать школу, семье придется войти в более близкие отношения с ней, так как ученику необходимо будет ежедневно готовить уроки, заданные в школе. В этом случае семья должна выбрать себе совершенно определенный план действий;

5) родители должны хорошо знать индивидуальные свойства своих детей, их слабые и сильные стороны и на этой основе разумно приходить детям на помощь при выполнении домашних заданий;

6) семейные занятия нужно поставить таким образом, чтобы у детей оставалось свободное время для упражнений по выбору и по душе;

7) принцип индивидуализации в школе не применим, школа топит личность в массе, она все устраивает, на все смотрит с общих точек зрения.

В эти общие рамки ребенок обыкновенно не укладывается; основным принципом семейного обучения должна быть индивидуализация.

По П. Ф. Каптереву, совершенствование семейного воспитания невозможно осуществлять изолированно от других воспитательных институтов. Необходимо объединить усилия всех ведомств, организаций и учреждений, занятых работой с детьми, направить их на совершенствование семейного воспитания, являющегося важным и первичным фактором социального становления личности ребенка.

Основные теоретические и методологические положения педагогики семьи П. Ф. Каптерева необходимо соотносить с взглядами современных исследователей на воспитание и обучение детей. К основным направлениям взаимодействия дошкольных учреждений, школы и семьи в воспитании детей в современных условиях мы относим четкое целеполагание в организации учебно-воспитательного процесса на каждом возрастном периоде развития учащихся, нравственное, гражданское, трудовое воспитание, формирование положительной мотивационной сферы в социально значимых видах деятельности растущего человека, в том числе и в самопознании, и в саморазвитии. Эти направления были раскрыты основателем семейной педагогики и дидактики семьи П. Ф. Каптеревым.

П. Ф. Каптерев как выдающийся отечественный педагог и психолог на рубеже XIX и XX веков внес крупный вклад в педагогическую и теоретическую практику, в разработку истории русской педагогики, теории и методики воспитания в семье, возрастную и педагогическую психологию. В центре педагогических и историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева всегда находились интересы личности и гражданские мотивы, факты школьной жизни и способы усовершенствования деятельности школы путем расширения прав общественности в деле школьного обучения и воспитания. По Каптереву, эволюция педагогики и школы (развитие содержания, методов и форм воспитания и обучения) представляет собой органическое целое, обусловленное исторической необходимостью. Из истории дидактики он вычленяет важные вехи ее развития, которые представляют целые эпохи деятельности педагогов, школ, учебно-воспитательных учреждений разных типов. Им был введен в педагогическую науку термин «педагогический процесс», который был глубоко и всесторонне проанализирован в ряде работ [2]. Система семейного обучения и воспитания П. Ф. Каптерева включает общее умственное развитие ребенка, приобретение основных сведений об окружающем мире, жизни людей и животных, теорию и методику, психолого-педагогические условия первоначального самообучения и систематического обучения, их содержание, принципы, методические рекомендации по ее реализации.

Общий пафос работ П. Ф. Каптерева - подчеркивание им того, что основой педагогики должны быть психологические знания о детях, об их возрастных и индивидуальных особенностях - вряд ли могло вызвать возражения. Но его установка на изучение жизненного поведения детей, т. е. трудностей

и драм возрастного развития, равно как и его представления о значении индивидуально-наследственных предпосылок развития, о роли саморазвития и самовоспитания, о необходимости особого внимания к одаренным детям, - весьма сильно отличались от тех установок, которые получили преимущественное признание, стали господствующими в отечественной детской психологии. Психологические труды П. Ф. Каптерева оказались невостребованными в идейной атмосфере советских лет, о них не вспоминали. Его психологические сочинения ни разу не переиздавались и не могли стать предметом дискуссий и критики, они как бы не существовали. Они оказались выключенными из хода развития психолого-педагогических идей. Между тем эти работы во многом актуальны и поныне. Они существенно обогащают психологию детства и позволяют по-новому взглянуть на некоторые стороны поведения и психического развития ребенка.

Анализируя систему семейного обучения и воспитания П. Ф. Каптерева в контексте ее дальнейшего развития и углубления, современные педагоги высоко оценивают потенциал ее теоретических положений и практических рекомендаций в современных условиях.

Библиографический список

1. Каптерев, П. Ф. Связь истории педагогики с историей вообще: записи лекций на педагогических курсах. СПб.: Литграф. Публич. библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905. - С. 100.

3. Каптерев, П. Ф. О природе детей: СПб., 1914. - С. 28.

4. Каптерев, П. Ф. Вопросы самообразования в области психологии // Северный вестник, 1894. - № 4.

5. Каптерев, П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Народная школа, 1874. - № 11. - С. 16, 47.

6. Каптерев, П. Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели: 2-е изд.: СПб., 1897.

7. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики. 2-е изд., пересмот., доп.: СПб., 1909. - 746 с.

8. Каптерев, П. Ф. Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа, 1877. - № 6-7. - С. 3-33.

9. Каптерев, П. Ф. Спенсер как педагог и его русская критика // Народ. школа, 1879. - № 1, 2, 3, 4.

10. Каптерев, П. Ф. Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи). 2-е изд., доп. //Энциклопедия семейного воспитания. Вып. 7.: СПб., 1902. -

С. 3-68.

11. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

12. Баринов, В. А. Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина [Текст] / В. А. Баринов, К. В. Баринова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-70.

13. Лахин, Р. А. Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры [Текст] / Р. А. Лахин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 352-356.

14. Болотова, М. И. Со-бытие как основа воспитательного пространства детс-ко-взрослой общности [Текст] / М. И. Болотова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 318-327.

15. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников [Текст] /А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 320-330.

16. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.

УДК 0471.0

Лылова Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В. П. Дубынина

НИКИТА ИВАНОВИЧ ПАНИН - КАНЦЛЕР ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Lylova Marina Evgeniena

Неad of a chair of Foreign Languages of Ryazan Military Automobile Institute named after General of the Army V. P. Dubinin

NIKITA IVANOVICH PANIN - A CHANCELLOR OF CATHERINE THE GREAT

За тридцатичетырехлетнее царствование Екатерины II сменилось три канцлера: М. И. Воронцов, Н. И. Панин и И. А. Остерман. Но Воронцов, верно служивший Петру III и даже приезжавший в Петербург, чтобы уговорить Екатерину отказаться от переворота, продержался недолго и после воцарения императрицы должен был подать в отставку. Что касается Остермана, то он относится к числу марионеточных канцлеров, не оказывавших серьезного влияния на дела. Фактическим руководителем внешнеполитического ведомства до 1797 г. был А. А. Безбородко, формально остававшийся вторым лицом в Коллегии иностранных дел. Внешняя политика относится к той сфере управления, к которой проявляли известный интерес, преимущественно на бытовом уровне, такие императрицы, как Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, как известно, освободившие себя от всех государственных забот. В их царствование внешнеполитическое ведомство находилось в руках А. И. Остермана и А. П. Бестужева-Рюмина, определявших внешнеполитический курс страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.