УДК 37
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Горшкова Марина Абдуловна
кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт
МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
В данной статье проанализированы аспекты семейного воспитания в различные исторические эпохи, представлены народные традиции в воспитании. Проанализирован вклад в развитие педагогической науки выдающихся личностей: Епифания Словинецкого и Симеона Полоцкого, А.Н. Радищева, Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого и др.
Ключевые слова: семья, воспитание, дети, традиции семейного воспитания.
Семья - основная ячейка общественной жизни. От того, как она функционирует, зависит не только развитие детей, но и хорошее самочувствие и счастье детей и родителей [6].
Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Целью семейного воспитания сегодня должно являться формирование таких качеств в личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающие на жизненном пути.
В начале развития человеческого общества специфической его особенностью являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Воспитание проистекало из общественного образа жизни и готовило всех одинаково к повседневному существованию. Зачатки педагогической мысли сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.
Как отмечает А.Н. Джуринский, в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой общества становится семья. Воспитание из всеобщего, равного, контролируемого общиной превращается в сословно-семейное, построенное на подражании детей примеру родителей. Воспитание представителей различных стран - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - строится в соответствии с сословной принадлежностью и приобретает заметные различия.
В странах античного мира в среде господствующих классов семейное воспитание детей осу-
ществлялось кормилицами, рабынями. Наряду с заботой о сохранении жизни и здоровья ребенка, о его физическом развитии в процессе воспитания использовались издавна сложившиеся и создавались новые сказки, мифы, игры, игрушки. Практика и теория воспитания детей в рабовладельческих государствах, их своеобразие нашли отражение в художественных произведениях, в философских и социально-политических трудах. Так, мысли о воспитании детей представлены в сочинениях древнегреческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.), римского оратора и педагога М.Ф. Квинтилиана (35 - ок. 96). По мнению Аристотеля, детей до 7 лет необходимо воспитывать в семье. Именно в семье дети должны получать надлежащее возрасту питание, необходимые для развития движения игры, игрушки; слушать развивающие ум рассказы, а с пяти лет - готовиться к школьным занятиям.
У древних восточных славян в условиях первобытнообщинного строя воспитание детей было общественным и ориентированным на подготовку подрастающего поколения к труду земледельцев, охотников, скотоводов.
Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.
Принципы и правила воспитания и обучения детей нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях). Приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев
© Горшкова М.А., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
249
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
помогало подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей. Непосредственный труд детей совместно со взрослыми, выполнение обрядов, участие в народных играх и празднествах - все это оказывало сильное воспитательное воздействие на детей.
В народной педагогике веками накапливался и отражался в произведениях устного народного творчества опыт домашнего семейного воспитания. Как отмечает Т.А. Куликова, каждому народу были присущи свои идеалы воспитания, представления о его цели и средствах. Данный опыт является незаменимым материалом для современной семейной педагогики, которая при разработке теоретических основ домашнего воспитания опирается на семейную народную культуру и исторически сложившиеся традиции воспитания детей в семье [2].
Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного воспитания.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом.
На страницах «Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».
В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С. Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.
Анализ семейного воспитания конца XVIII -начала XIX в. содержится в работах Н.И. Новикова (1744-1818). Автор проводит мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков) [4], давать начальное за-печатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества». Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.
Одной из главных задач Песталоцци было просвещение крестьянских семей где, по его убеждению, «зреют семена подлинно национальной культуры». Критикуя существующие в его времена школы для маленьких, Песталоцци идеализировал современную ему семью и надеялся, что матери научатся познавать «вечные и неизменные» законы природы ребёнка и уже в семье будут заложены основы развития всех сил и способностей человека.
Мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, чего желает. Зная это, она может правильно, в соответствии с его природными особенностями, воспитывать малыша с младенчества. «Час рождения ребенка есть первый час его обучения», - говорил Песталоцци [6]. Он определил задачи, содержание, разработал методику первоначального воспитания в семье. Песталоцци полагал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, вести его к познанию окружающего мира. Семейное воспитание должно быть направлено на гармоническое развитие всех природных данных ребёнка.
Видя в матери основного воспитателя ребенка, Песталоцци, тем не менее, для детей, которые не могут получить в семье надлежащего воспитания, предлагал организовать при школах специальные классы. Работа в них должна строиться по типу первоначального семейного воспитания и коренным образом отличаться от того словесного обучения, которое господствовало в обычных «школах для малолетних» того времени. Организацией этих классов Песталоцци имел в виду осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.
Таким образом, можно сделать вывод, что Пе-сталоцци отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Он полагал, что необходимыми методами и средствами воспитания должны овладеть все матери, независимо от своего социального статуса и уровня образования. Любая крестьянка, самая простая женщина, согласно учению Песталоцци, способна на это.
250
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Модели семейного воспитания в истории педагогики
Принципиальная новизна педагогических воззрений Песталоцци проявилась в развитии принципа природосообразности в воспитании ребенка. Все его силы должны развиваться естественным путем. Все начинается с любви ребенка к матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей и, наконец, на все человечество. Развивая эту идею, Песталоцци определил задачи и содержание первоначального воспитания в семье, разработал его методику. Свои идеи о принципах и методах семейного воспитания Песталоцци изложил в специальном пособии «Книга для матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», а также в книгах «Как Гертруда учит своих детей» и «Азбука наблюдения».
Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881), Н.А. Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.п.
Для развития русской общественной мысли о семейном воспитании этапными стали работы замечательного русского педагога К.Д. Ушинского. В его трудах впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Ушинский утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя и учителя для ребенка, определению жизненного пути для своих детей.
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста К.Д. Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома; то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Воспитательной деятельности матери
К.Д. Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил К.Д. Ушинский, «вытекает уже сама
собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но, имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии».
В условиях царской России, когда элементарных школ было мало, Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие «Родное слово» (часть I) и «Руководство к преподаванию «Родного слова» он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8-10-летнего возраста.
П.Ф. Лесгафт в своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» сформулировал научные основы семейного воспитания детей, выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Особенно важное значение для развития личности ребенка Лесгафт придавал периоду от рождения до семивосьми лет. Главную задачу родителей в этот период он видел в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонично развиваться [3].
Отдельные работы Л.Н. Толстого, посвященные нравственным проблемам, раскрывают целостную картину педагогических взглядов писателя, которую не будет преувеличением назвать и теорией развития личности. Поскольку воспитание детей Толстой считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей, он уделил особое внимание внутрисемейным отношениям взрослых, определил специфические требования к полноценности их контактов с детьми. Главное условие семейного воспитания Толстой видел в здоровом семейном укладе, согласии родителей, взаимном уважении между ними, в тесном общении родителей с детьми [7].
Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. По его мнению, каждая семья ведет свое хозяйство, ребенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях ребенок приуча-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
251
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ется к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность [5].
На сегодняшний день современная педагогика располагает несколькими определениями понятия «семья». Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [1].
Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм - воспитание.
Вопросы семейного воспитания всегда считались актуальными, так как семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека.
Научные воззрения педагогов прошлого явились теоретическим фундаментом идей современной педагогики, которые указывают на бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. В последние годы педагогика и психология усилили свое внимание к семье как объекту исследования и получили новые данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания.
Библиографический список
1. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990. - С. 95.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. - М.: Академия, 1999. -158 с.
3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Избранные педагогические сочинения. - М., 1951. - С. 215-216.
4. Макаренко А.С. Педагогические соч.: В 8 т. -М., 1984. - Т. 4. - С. 92-93.
5. Новиков Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» // Умом и сердцем. - М., 1989. - С. 203-245.
6. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
7. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981. - Т. 2.
8. Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании // Педагогические соч. - М., 1953. -С. 402-403.
252
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21