Научная статья на тему 'Теоретико-методологические Основы социальной психологии семьи как области научных исследований'

Теоретико-методологические Основы социальной психологии семьи как области научных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3583
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / СОЦИОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FAMILY / MARRIAGE / SOCIAL PSYCHOLOGY OF FAMILY / SOCIOLOGY / ETHNOGRAPHY / DEMOGRAPHY / CONCEPTUAL SYSTEM OF SOCIAL PSYCHOLOGY OF FAMILY / FAMILY ATTITUDES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреева Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены основные направления исследования семьи в системе наук: социологии, социальной психологии, этнографии, демографии, сексологии и других. Анализируются междисциплинарные связи социальной психологии семьи с другими областями научных знаний (ответвлениями, отраслями фамилистики); подробно рассмотрена социально-психологическая проблематика в области семейных отношений. В качестве результата теоретико-методологического анализа приводятся категории, предмет и концептуальная система социальной психологии семьи. Семья в социальной психологии рассматривается на трех уровнях: макроуровень (семья в социуме, в системе макросреды), микроуровень (семья как малая группа), субъектно-личностный уровень (семья-личность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-methodological bases of social psychology of family as an area of scientifi c researches

The article examines the basic areas of scientifi c research of a family in terms of: sociology, social psychology, ethnography, a demography of sexology and others. With multidisciplinary relationship of social psychology of family with other sciences analyzed, the article considers the socialpsychological issues in the field of family mutual relations. The methodological analysis resulted in identifying categories, a subject and conceptual system of social psychology of family. The family in social psychology is considered at three levels: a macro-level family in society (in system of macroenvironment), a micro-level (family as a small group), a subject-personal level (family-person).

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические Основы социальной психологии семьи как области научных исследований»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 316.6 173.7 Т. В. Андреева

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основные направления исследования семьи в системе наук

Семья — объект исследования многих наук. Отмечается, что в скором времени вероятно возникновение фамилистики как воплощения междисциплинарного, системного подхода к семье [1, с. 6]. Фамилистика — общая наука о семье и о семейных феноменах, общее обозначение всех наук, исследующих те или иные аспекты фамили-стических явлений [2, с. 52]. А. И. Антонов и В. М. Медков дают перечень проблем, которые рассматриваются различными ответвлениями фамилистики. Проанализируем их в рамках рассмотрения предмета исследования социальной психологии семьи и пограничных связей между различными науками, изучающими семью.

Социология семьи сосредоточивает свое внимание на настоящем, на функционировании семьи как подсистемы общества и обращается к прошлому, чтобы точнее определить тенденции изменения семьи и вероятность их действия в будущем. Специфика социологического подхода к изучению семьи пристальное внимание к фундаментальному значению посредничества семьи во взаимодействиях личности и общества.

Социальная психология семьи традиционно исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социальной психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. По мнению А. И. Антонова, социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования и распада семьи как групповой целостности. Границу между психологическими исследованиями в рамках социологии семьи и психологии семьи провести достаточно трудно, но социологов в большей степени интересует взаимосвязь институциональных и межличностных характеристик семьи, их взаимообусловленность и в меньшей — сама по себе внутрисемейная психодинамика [1, с. 6]. По нашему мнению, такая постановка вопроса о предмете социальной психологии семьи неправомерно сужает социально-психологическую проблематику семьи, исключая из нее личностные аспекты семейных отношений, семейную социализацию, отражение брачно-семейных отношений в сознании

© Т. В. Андреева, 2011

человека (установки, ценности, отношения), гендерные аспекты существования семьи. Подробному рассмотрению предмета социальной психологии семьи посвящены наши монографии [3].

Этнография, или социальная антропология, рассматривают семью как единство родительства-супружества-родства под своим углом зрения — сквозь призму этнических особенностей семейного уклада жизни, семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию, передачу семейных норм бытия, исследует образ жизни и культуру народов прошлого, многообразие форм образа жизни, в том числе историко-этническое многообразие, становление самой семьи, согласование семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения мужей и жен, родителей и детей и т. п. По нашему мнению, семейные ритуалы, обычаи, нормы, образ жизни, стереотипы семейного поведения, трансляцию норм, традиций из поколения в поколение — все эти проблемы следует рассматривать как область междисциплинарных исследований этнографии и социальной психологии.

Семейное право изучает процессы легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Возможные области пересечения с социальной психологией семьи — рационализация поведения членов семьи в кризисные периоды, а также в сложных ситуациях взаимодействия семьи и различных государственных социальных институтов.

Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости. Пограничная проблематика между демографией и социальной психологией — усвоение в семье норм и правил, касающихся отношения к детям, передачи стереотипов и установок относительно вступления в брак, рождения детей, образования, разводов, повторных браков.

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологических предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи. Социализация детей в семье в направлении приобретения тех или иных навыков самосохранительного поведения, относящегося к сохранению здоровья и жизни, передача позитивного и негативного опыта следующим поколениям образует сферу пересечения интересов вышеназванных дисциплин с социальной психологией семьи, если рассматривать все эти проблемы сквозь призму норм и стереотипов, присущих семье как группе.

Сексология изучает физиологическую и психологическую сторону сексуальных отношений. Б. Г. Ананьев определял сексологию как «изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе — онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, с воспитанием и т. д.» [4]. И. С. Кон пишет о «сексологическом треугольнике» наук — биологии, общественных науках и психологии [5, с. 41]. Область междисциплинарных исследований сексологии и социальной психологии — влияние качества сексуальных отношений между супругами и их оптимизации на удовлетворенность браком, семейную атмосферу.

Семейная психотерапия является разновидностью групповой психотерапии, она включает в себя изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики и лечения

различных заболеваний. Семейная психотерапия включает описание методов лечения, изучение условий их применения и оценку их эффективности, а также методику подготовки психотерапевтов. При этом семья добровольно (либо как семья госпитализированного в психиатрическую клинику пациента) приходит на прием. Таким образом, семья рассматривается как бы «в лабораторных условиях».

Часть проблематики демографии, этнографии и семейной психотерапии и консультирования семьи можно изучать и в русле социальной психологии семьи. В области семейной психотерапии это семейные нормы и правила, которые можно рассматривать как разновидности групповых норм. В области демографических проблем это формирование репродуктивных установок в семье, передача установок детности от старшего поколения к младшему, особенности функционального и межличностного взаимодействия в семьях с разным числом детей. В области этнографии и социальной антропологии — изучение норм, образа жизни, традиций в различных социокультурных общностях, например, российского села (см. табл. 1).

Таблица 1. Области междисциплинарных исследований социальной психологии семьи с другими

науками, изучающими семью

№ Науки, изучающие семью Междисциплинарные исследования социальной психологии

1 Социология Взаимосвязь институциональных и межличностных характеристик семьи, их взаимообусловленность

2 Этнография, социальная антропология Семейные ритуалы, обычаи, нормы, образ жизни, стереотипы семейного поведения, трансляция норм, традиций из поколения в поколение

3 Семейное право Оптимизация поведения членов семьи в сложных ситуациях взаимодействия семьи и различных социальных институтов

4 Демография Усвоение в семье и передачу стереотипов и установок относительно вступления в брак, рождения детей, образования, разводов, повторных браков

5 Сексология Влияние качества сексуальных отношений между супругами и их оптимизации на удовлетворенность браком, семейную атмосферу

6 Медицина, психология здоровья Нормы самосохранительного поведения в семье, передача позитивного и негативного опыта следующим поколениям

7 Семейная психотерапия Семейные нормы и правила, которые можно рассматривать как разновидности групповых норм

Социально-психологическая проблематика в области семейных отношений

Рассмотрим предмет исследования социальной психологии семьи, то есть те аспекты семейной жизни, которые относятся к сфере социально-психологического исследования. Логика такого поиска предполагает, во-первых, анализ проблем собственно социальной психологии, уточнение предмета социально-психологических исследований на основе различных концепций российских ученых; во-вторых, сопоставление социально-психологической проблематики (в виде разделов социальной психологии) с проблемами, возникающими в области изучения семьи (а также перспективных на-

правлений исследований семьи) с целью приведения в соответствие основных разделов социально-психологической науки с проблематикой в области изучения семьи.

Для начала рассмотрим основные подходы ведущих социальных психологов к предмету исследования социальной психологии.

А. Л. Свенцицкий рассматривает три уровня анализа социальных явлений. Социе-тальный уровень анализа относится к характеристикам общества как целого. Индивидуальный уровень анализа обычно используется в психологии личности и клинической психологии. Интерперсональный (межличностный) уровень используется социальными психологами. Их внимание фокусируется на текущей социальной ситуации, в которой оказалась личность. Социальная ситуация включает в себя других людей в данной среде, их установки, поведение, а также их отношение к данной личности [6, с. 10-12]. Таким образом, специфика социально-психологического подхода к изучению социальных явлений рассматривается в рамках петербургской школы в основном на интерперсональном (межличностном) уровне. В то же время в рамках петербургской социально-психологической школы разрабатывалось направление социальной психологии личности [7, 8].

Сходной точки зрения придерживается основатель московской социально-психологической школы Г. М. Андреева. Специфику социальной психологии можно обозначить как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп [9, с. 10]. Однако, по свидетельству того же автора, предмет социальной психологии можно рассматривать шире: в рамках существующих трех подходов. Рассмотрим содержательную сторону этих подходов, увязывая их с проблематикой социальной психологии семьи.

Первый подход рассматривал социальную психологию как науку «о массовидных явлениях психики» (психология классов, больших социальных общностей, такие стороны общественной психологии групп как традиции, нравы, обычаи и т. д.). Эта точка зрения распространена преимущественно среди социологов. Применительно к области семейных отношений в русле этого подхода предметом социальной психологии является изучение традиций отдельных семей, передачи этих традиций из поколения в поколение, обычаи разных сословий и этносов, связанные с передачей семейного опыта детям, со взаимоотношениями супругов, нравы членов различных семей и т. д.

Второй подход, напротив, в качестве главного предмета исследования социальной психологии предполагает личность. С одной стороны, больший акцент делается на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделяются положение личности в группе, межличностные отношения и вся система общения.

В области социальной психологии семьи данному подходу соответствует изучение следующих аспектов.

1. Позиции и роли в семье (матери и отца, сиблингов, прародителей, других родственников), многообразие ролей у лиц, занимающих эти позиции в различные исторические периоды и в разных социально-этнических стратах; лидерство в семье. Данным проблемам посвящены работы З. Фрейда, А. Адлера, У. Тоумэна, У. Бронфенбреннера, Р. Ричардсона, С. Кратохвила, А. С. Макаренко, И. С. Кона, Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольного, М. М. Громыко, А. А. Кроника. Важным вкладом в социальную психологию семьи являются многие данные,

полученные в ходе консультирования семей С. Минухиным, К. Витакером, М. Палазолли, а также работы отечественных исследователей Ю. Н. Алешиной, Н. В. Александровой, А. Я. Варги, А. Н. Елизарова, М. К. Тутушкиной и др. Несмотря на то, что семейная психотерапия является самостоятельной областью человекознания и в этой области, как правило, работают врачи-психиатры, многие результаты, полученные ими, по существу, обогащают другие разделы наук о человеке, в том числе и социальную психологию семьи.

2. Межличностные отношения в семье, к числу которых относятся зарождение отношений симпатии, межличностной аттракции будущих супругов, закономерности и механизмы аттракции, типы любовных отношений, эмоциональные отношения в паре, мотивы вступления в брак, общение между супругами в семье, между родителями и детьми, между представителями старшего и среднего поколений в семье. Эти аспекты межличностных и семейных отношений рассматривались в работах Ю. Е. Алешиной, А. Н. Волковой, Л. Я. Гоз-ман, Н. В. Казариновой, О. А. Карабановой, А. А. Кроник, В. Н. Куницыной, А. Г. Лидерса, Н. Н. Обозова, В. М. Погольши; Т. М. Трапезниковой, Е. А. Хоро-шиловой и др.

3. Процессы общения в семье, внутри которых Г. М. Андреева рассматривает три стороны: интерактивную, коммуникативную и перцептивную. В соответствии с ними можно рассматривать и социально-психологическую проблематику.

Интерактивная сторона общения — та сторона, которая фиксирует организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Применительно к общению в семье интерактивная сторона включает взаимодействие супругов, других членов семьи, детей, их деятельность по устройству быта, воспитанию детей, совместному отдыху.

Коммуникативная сторона общения — обмен идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками в ходе совместной деятельности.

Изучение процесса общения и барьеры коммуникации в семье осуществляются в основном в рамках консультирования и психотерапии. Данные аспекты семейных отношений рассматриваются в работах К. Витакера, А. Я. Варги, С. Минухина, Т. М. Мишиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. Навайтиса, И. М. Никольской, М. Палазолли, Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, Л. Б. Шнейдер, А. Г. Лидерса в рамках проведения психотерапии и наблюдений за общением в семье, как правило, в специальных условиях и в присутствии психотерапевта либо группы психотерапевтов. В пределах данной стороны общения можно рассматривать феномены понимания/непонимания партнерами друг друга, семейные и супружеские конфликты, лидерство, групповое давление. В области социальной психологии эти аспекты изучались Ю. Е. Алешиной, Е. В. Антонюк, А. Н. Волковой, Т. П. Гавриловой, Л. Я. Гозман, Е. И. Дубовской, А. Н. Елизаровым, А. А. Кроником, Н. Н. Обозовым, Ю. Н. Олейником, Т. М. Трапезниковой, Г. Н. Тимченко, А. Н. Харитоновым, Е. А. Хорошиловой, Л. Б. Шнейдер. Так, Э. Г. Эйдемиллером выделены коммуникационные барьеры общения в семье [10]. Значительные барьеры понимания проявляются в смешанных, или бикультуральных, браках, супруги в которых относятся к различным этносам [11, 12].

Перцептивная сторона общения

Социальной перцепцией называют процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [13, с. 5]. Проблемами социальной перцепции, в том числе перцепции межличностной, занимались А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Мид, Б. Ф. Поршнев, С. Л. Рубинштейн, Ф. Хайдер и другие психологи.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. В области, касающейся по сути «преддверия» семейных отношений, исследуются такие феномены как возникновение симпатии между людьми, дружба и любовь, то есть фактически мотивация брака, а также специфический феномен, характерный для влюбленных — идеализация партнера. Проблемам идеализации партнера, представлений и образа партнера посвящены исследовательские работы М. А. Абалакиной, С. В. Артамонова, А. Маслоу, Н. Н. Обозова, Ю. Н. Олейника, Т. М. Трапезниковой. Л. Я. Гозман разрабатывал проблему эмоционального компонента в социальной установке на другого человека.

Особая область изучения перцептивной стороны межличностного восприятия в семье — оценка точности восприятия супругами друг друга и ее влияние на удовлетворенность отношениями. Вопросами, связанными с точностью восприятия друг другом, а также идентификацией с партнером, занимались С. В. Артамонов, А. Н. Волкова, Л. А. Коростылева, В. Н. Куницына, Г. Навайтис, Н. Н. Обозов, Т. М. Трапезникова, Э. Г. Эйдемиллер.

К межличностным отношениям, наряду с вышеперечисленными, относят также и все разрушительные процессы в семье, происходящие как между супругами, так и родителями и детьми, и другими членами семьи: супружеские и детско-родительские конфликты, внебрачные связи и отчуждение между родителями и детьми, побеги детей из дому и детская безнадзорность.

Третий подход — социальная психология — наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Наиболее широкий перечень их содержала схема, предложенная Б. Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности [14]. В связи с этим подходом к вышеперечисленным социально-психологическим проблемам в семье следует отнести взаимодействие между семьей и социальными организациями (институтами) — дошкольными учреждениями, школами, внешкольными образовательными организациями; а также историко-культурные, политические, идеологические, этнические влияния на семью, ее структуру, динамику, стабильность, специфику.

В настоящее время в рамках социальной психологии рассматриваются и проблемы гендерных различий, стереотипов, представлений, ожиданий, гендерной социализации и т. д. [15]. Фактически, указанные проблемы социальной психологии следует рассматривать как раздел социальной психологии семьи.

Категории, предмет и концептуальная система социальной психологии семьи

П. Н. Шихирев выделяет три основные парадигмы социальной психологии: американскую с ее лабораторным экспериментом и вниманием к индивиду, западноевропейскую парадигму понимания с ее акцентированием на символическом аспекте общения и отечественную парадигму преобразования. Он пишет также о новой теории социальной психологии, которая предопределит и собственные методы исследования. Среди них важное место займут так называемые «мягкие методы», разработанные в западноевропейской парадигме понимания. В связи с необходимостью изучения живой, а не лабораторной реальности существенные изменения претерпят методы полевого исследования. В числе этих изменений будут сдвиг от количественных методов к качественным, больший акцент на феноменологию, использование достижений психолингвистики, анализ данных, собранных в процессе включенного наблюдения с помощью различных средств регистрации [16]. Мы используем отечественную парадигму с элементами парадигмы будущего и с элементами гуманистического подхода к исследованию человека. Отечественная парадигма используется нами в основном в рамках научной школы Б. Г. Ананьева, предполагающей использование комплексно-системного подхода, объединяющего количественный и качественный подходы к изучению семьи, использующего структурно-генетический принцип, принцип историчности, что в методическом отношении означает:

— возможность исследования семейных характеристик с помощью стандартизированных методик и обработки с применением математико-статистических методов, ограниченное применение лабораторного эксперимента;

— использование идеографического подхода, включающего биографический метод исследования человека, его жизненного пути, семейной и профессиональной жизнедеятельности, семейных биографий, динамику семей, использование графических методов изучения семьи, праксиологического подхода.

— исследование влияния на семью и личность семьянина как субъекта семейных отношений исторических, политических, этнорелигиозных, идеологических и экономических факторов, действующих в рассматриваемом обществе.

Концепция нашего исследования заключается в оформлении социально-психологических разработок, знаний (теоретических разработок и эмпирических исследований) в области семьи в единую систему социальной психологии семьи на основе анализа общепризнанных социальными психологами структуры, проблем социальной психологии как науки.

Рассматривая категориальный аппарат социальной психологии семьи, можно выделить категории общие, используемые в большинстве научных дисциплин (развитие, адаптация, функции, структура), особенные, присущие в основном психологическим и социальным наукам, в том числе и социальной психологии (индивид, личность, субъект деятельности, мотивация, ценности, ценностные ориентации, контактная группа, жизнедеятельность, социализация, воспитание); специфические, используемые главным образом в социальной психологии групп (цели, функции, сплоченность, стабильность, удовлетворенность, совместимость, групповая атмосфера, динамика, конфликт), часть из которых появилась в зарубежных исследованиях в рамках семейного консультирования (границы, динамика, иерархия, спутанность границ и др.).

В социальной психологии семьи, наряду с вышеперечисленными, используются и собственные понятия, присущие наукам о семье: семья, супружество, брак, развод, дети, семейные конфликты, стабильность брака, удовлетворенность браком, супружеская адаптация, интеграция, семейные и супружеские роли, распределение ролей, совмещение семейных и профессиональных ролей, ролевой конфликт, внутрилич-ностный конфликт, жизненный цикл семьи, взаимоотношения между поколениями, традиции семьи, представления о семье, образ семьи, семейные профессиональные и творческие династии, семейный род, образ супруга, партнера, матери (отца), образ ребенка и др.

Концептуальная основа исследования семьи как предмета социальной психологии — целостное трехуровневое рассмотрение проблем современной российской семьи.

Макроуровень изучения семьи

Вслед за Е. С. Кузьминым и А. Л. Свенцицким мы придерживаемся следующих взглядов в отношении общества, семьи и личности. Личность подвержена воздействиям со стороны общества на макроуровне и микроуровне. Под макроуровнем, по словам А. Л. Свенцицкого, имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. В области социальной психологии рассматривается в основном воздействие макросреды, опосредованное микросредовыми влияниями: контактными группами, а также социальными установками, ценностями, отношениями, которые сформировались у личности под воздействием этих контактных групп, основной из которых является семья [6, 17].

Категориальный аппарат, используемый на макроуровне, включает следующие понятия:

— семья (концептуальное определение) — контактная группа родственных лиц, функционирующая или осознающая себя единым целым; микросреда формирования и жизнедеятельности человека; семья является в той или иной степени ценностью для разных групп лиц;

— брак — свободно заключаемый и осознанный, санкционированный обществом духовный, душевный (эмоциональный), экономический и сексуальный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

В рамках данного уровня рассматриваются следующие факторы влияния на семью:

1. Этнокультурные влияния: национальные, религиозные особенности; особенности народного бытия, связанные с природно-климатическими, историческими условиями жизни этноса. Проявляются в общественном и семейном укладе жизни, обычаях, традициях, ценностях, мировоззрении, передающихся от поколения к поколению. Как предмет социально-психологического исследования этнокультурных влияний на семью в настоящее время изучаются особенности уклада, распределения ролей, взаимоотношений, стабильности семей различных этносов, стили воспитания и родительско-детские отношения у разных народов.

2. Историко-политические влияния включают в себя историческую обстановку и события в стране: периоды мирного стабильного состояния общества, об-

щественные преобразования, революции, войны, а также отношение к семье и детям в государстве, политику государства по отношению к гражданам, семьям, детям. Проявляются на уровне семьи и личности в структуре семьи (и в целом — в наличии либо отсутствии семей), их динамике, укладе жизни семьи, реальной семейной жизнедеятельности (в частности в возможности получения достойной работы и содержания семьи, возможности дать достойное воспитание и образование детям, семейных стрессах, здоровье членов семей, возможности получения медицинской помощи и продления жизни членов семей) и, опосредованно, в атмосфере семьи и удовлетворенности браком. Историко-политические влияния проявляются в мировоззрении поколения, отдельных людей (формирующих семьи), их ценностях, направленности, установках, в том числе и по отношению к любви, браку, семье.

3. Экономические влияния — экономическое состояние государства, экономические преобразования, экономическая политика государства и работодателей по отношению к семье, детям, гражданам в целом. Последствия экономических влияний на семью и членов семей сказываются, так же как и историко-политические, в возможности самого существования семей, их структуре (многопоколенной, нуклеарной либо семей с раздельным проживанием супругов), числе детей в семье, возможности получения работы главой семьи и его доход (либо необходимости работы всех взрослых членов семьи, либо хронической безработицы), продолжительности жизни членов общества как фактора состава семей, семейных стрессах, здоровье членов семей, и, опосредованно, в укладе семьи, лидерстве (главенстве), распределении ролей, атмосфере семьи и удовлетворенности браком, благополучии членов семей, удовлетворенности жизнью.

Микроуровень изучения семьи

Микроуровень, в понимании социальных психологов, — это ближайшее социальное окружение личности: ее семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи и т. п., то есть все люди, с которыми непосредственно общается и взаимодействует личность в тех или иных ситуациях повседневной жизни. Можно выделить три его подуровня: когнитивный, эмоциональный, конативный.

1. Конативный (поведенческий): исследование фактической деятельности членов семьи с целью выполнения семейных функций, укрепления семьи, поведения личности в семье. В рамках данного раздела области социальной психологии семьи нами рассмотрено и совмещение, взаимопроникновение семейной и профессиональной деятельности. На конативном подуровне следует рассматривать такие основные категории как семейные функции, семейные роли и их распределение, совмещение ролей, динамика семьи, жизненный цикл семьи, совместимость, стабильность семьи, успешность семьи, семейная деятельность.

2. Эмоциональный подуровень, на котором следует рассматривать такие основные категории как семейная атмосфера, конфликты, удовлетворенность браком, эмоциональные отношения в семье, отношения между поколениями в семье, лидерство.

3. Когнитивный подуровень, на котором рассматриваются такие основные категории как ожидания (экспектации), семейные нормы, правила (семейные мифы), семейные соглашения (договор) и др.

Субъектно-личностный уровень изучения семьи

На субъектно-личностном уровне рассматривается взаимовлияние семьи как контактной группы и человека как личности и субъекта деятельности («семья — личность», рассмотрение семьи со стороны личности).

Внутри на данном этапе разработанности проблематики социальной психологии семьи здесь следует выделить следующие подуровни:

1. Семья как важнейшая часть микросреды жизнедеятельности и развития личности. Семейная социализация. На этом подуровне рассматриваются проблемы становления личности в семье, при этом семья понимается не только как родительская, но и как собственная, образованная человеком уже во взрослом возрасте.

Вслед за Г. Олпортом, Б. Г. Ананьевым, Г. Крайг, А. А. Реаном мы рассматриваем становление личности как непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Изучаются также проблемы влияния, воздействия на личность со стороны семьи как контактной группы, начиная с уровня диады (мать — дочь и т. д.), усвоение личностью семейных норм, ролей, правил, формирования самооценки, личностных качеств, ценностей, учебной, профессиональной и семейной мотивации, формирование отношения к семье в виде семейных и репродуктивных установок, образов семьи, супруга, ребенка, представлений о семейных ролях, семейном укладе и т. д. Здесь же — проблемы влияния семьи как микросреды на взрослых членов семьи: их личностного роста, совершенствования, динамики ценностей, установок, направленности, а также сохранение эмоционального фона, настроения, физического и душевного здоровья, культурного развития. В отрицательном плане — роль семейных стрессоров, конфликтов, распада супружеских отношений, мотивация разводов, их последствия для личности взрослого и ребенка.

2. Взаимодействие «Личность — семья». В данном случае анализируются личностные детерминанты брака — опосредованность качества, своеобразия супружеских, семейно-родственных отношений от личностно-субъектных свойств, направленности, ценностей, мотивации членов семьи — супругов, прародителей (старшего поколения), детей, других родственников. Рассматривается родительская семья и жизненный путь человека, взаимосвязь жизненного пути с семейной и профессиональной деятельностью человека как субъекта труда, общения и познания.

Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей среды, но и субъектом деятельности. Именно в сознательной целенаправленной деятельности личность формируется, совершенствуется и проявляет себя. Огромную роль в совершенствовании, формировании личности играет сначала родительская, а затем и репродуктивная семья. С другой стороны, будучи членом различных социальных групп и общества в целом, каждый из нас влияет на других людей, общаясь с ними в сфере труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду (голосование, пикеты, забастовки, в области семьи — воспитанием и самим наличием детей в семье, организацией семейного быта и отдыха, тем самым сохранением жизни и здоровья граждан для общества).

Применительно к семье возможно изучение человека как субъекта семейного поведения. Семейное поведение следует рассматривать как деятельность, связанную с выполнением семейных функций: бытовых, воспитательных, психотерапевтических, коммуникативных. Поведение человека в семье следует рассматривать как деятельность субъекта труда (по воспитанию детей, налаживанию быта, эмоциональной поддержке других членов семьи, организации отдыха), общения (супружеского, родительского, межпоколенного), познания (осознания и совершенствования семейных отношений). Через построение успешных семейных отношений, воспитание новой личности человек как субъект труда воздействует и на социум (макросреду), в том числе на экономическую, политическую, историческую сферы. Это наглядно проявляется при неуспешном функционировании семей. Так, небрежное воспитание детей, социальное сиротство приводят к криминализации общества, снижению профессионализма и добросовестности граждан, а увеличение числа бездетных и однодетных семей в обществе — к суженному воспроизводству, к постепенной замене вымирающего этноса другими, в которых ценность брачно-семейных основ, рождения и воспитания детей являются несомненными ценностями. Проблема малодетности и бездетности также имеет наглядную связь с проблемами общества: демографический провал в настоящее время связан с отказом людей 15-20 лет назад от вступления в брак и от рождения детей. В свою очередь принятие решения об отказе от заключения брака, от рождения детей связано в каждой конкретной семье с политической обстановкой, стереотипами поведения, транслируемыми СМИ, передающимися через окружение семьи. Семья в данном случае является неким фильтром, который, благодаря наличию семейных ценностей, норм и традиций, препятствует проникновению нежелательных влияний «улицы» (детской и подростковой субкультуры, криминальной среды), средств СМИ, Интернета и т. д.

3. Семья как ценность в структуре ценностно-мотивационной сферы человека как личности и субъекта деятельности. Проблематика данного подуровня — положение семьи в иерархии ценностей личности, мотивы вступления в брак, отказа от брачных отношений, сохранения брака, развода. На этом же подуровне — направленность интересов и активности личности, мировоззрение человека, семья в системе мировоззрения и направленности интересов и активности личности и субъекта деятельности. Здесь же рассматриваются образы семьи, партнера и супруга, родителя, ребенка, представления о семье и о браке, о распределении ролей в семье, семейные легенды и мифы.

Заключение

1. Семья является предметом исследования во многих областях науки. Среди них следует назвать психологию, социологию, демографию, этнографию, социальную антропологию, семейное право, медицину, семейную психотерапию, между которыми существуют пограничные зоны. Между социальной психологией и социологией — взаимосвязь институциональных и межличностных характеристик семьи, их взаимообусловленность. Между социальной психологией и демографией — образ жизни, стереотипы семейного поведения, трансляция норм, традиций из поколения в поколение, между социальной психологией и этнографией (социальной антропологией) семейные ритуалы, обычаи, нормы, образ жизни, стереотипы семейного поведения, трансляция норм, традиций из поколения в поколение. Между социальной психологией и психо-

логией здоровья — нормы самосохранительного поведения в семье, передача позитивного и негативного опыта следующим поколениям.

2. В связи с анализом и уточнением предмета исследования социальной психологии, в которой проводятся исследования проблем макрогрупп, микросреды и личности мы рассматриваем проблематику социальной психологии семьи в качестве синтеза макровлияний, микрозакономерностей и субъектно-личностных проблем семьи. Теоретический анализ подходов к предмету исследования социальной психологии позволил объединить (синтезировать) их и определить социально-психологическую проблематику в области семейных отношений.

Социальная психология масс предоставляет в качестве предмета исследования семьи изучение традиций отдельных семей, передачу этих традиций из поколения в поколение, обычаи разных сословий и этносов, связанные с передачей семейного опыта детям, с взаимоотношениями супругов, нравы членов различных семей; а также опосредованное влияние историко-политических событий и экономических преобразований (революции, войны, репрессии, периоды мирной жизни, экономического подъема депрессии на историю и функционирование семей (макросредовой уровень).

Рассмотрение семьи как малой группы подразумевает изучение интерперсональных отношений, трех сторон процессов общения в семье: интерактивной (взаимодействие супругов, других членов семьи, их деятельность по устройству быта, воспитанию детей, совместному отдыху); коммуникативной (феномены понимания/непонимания партнерами друг друга, семейные и супружеские конфликты, групповое давление, барьеры в общении); перцептивной (возникновение симпатии между людьми, дружба и любовь, мотивация брака, идеализация партнера, оценка точности восприятия супругами друг друга и ее влияние на удовлетворенность отношениями, семейные сценарии как стержень семейных представлений, представления о семье, «образ семьи», «внутренняя картина семьи», образ супруга, образы родителей). К межличностным отношениям, наряду с вышеперечисленными, относятся также и все разрушительные процессы в семье, происходящие как между супругами, так и родителями, детьми, и другими членами семьи: супружеские и детско-родительские конфликты, внебрачные связи и отчуждение между родителями и детьми, детская безнадзорность (микро-средовой уровень).

Третий подход, подразумевающий главным предметом исследования социальной психологии личность, позволяет обогатить социально-психологические исследования рассмотрением позиций и ролей в семье: матери и отца, прародителей, сиблингов, других родственников; многообразие ролей у лиц, занимающих эти позиции в различные исторические периоды и в разных социально-этнических стратах; лидерство в семье; семейные ценности, ожидания, представления и установки, в том числе гендерные аспекты этих феноменов (субъектно-личностный уровень).

3. Социальная психология семьи должна рассматриваться как область науки, включающая в себя изучение и обобщение:

— проблем семьи в системе социального, общностей, в системе макрофакторов, таких как историко-политические, идеологические, этнокультурные и иные, которые преломляются в разных семьях по-своему;

— проблем семьи как собственно малой группы с присущими контактной группе параметрами, феноменами и закономерностями общения и взаимодействия;

— проблемы личности в семье как основной части микросреды: социализации человека, ценностей и направленности личности, активности, самореализации, совмещения семейных и профессиональных ролей.

Литература

1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. 304 с.

2. Антонов А. И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом «Nota Bene», 1998. 360 с.

3. Андреева Т. В. Социальная психология семьи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 210 с.

4. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 464 с.

5. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. 319 с.

6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для вузов. М.: Проспект, 2003. 332 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кузьмин Е. С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Экспериментальная и прикладная психология: Психология личности и малых групп. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

8. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. Вып. 1. Ч. 1. СПб., 1995. С. 49-61.

9. Андреева Г М. Социальная психология: учеб. для вузов. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1996. 376 с.

10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер; М., 2000.

11. Психологические проблемы русских эмигрантов в Германии / сост. Н. С. Хрусталева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 340 с.

12. Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. 432 с.

13. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Московск. гос. ун-та, 1982. 198 с.

14. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 350 с.

15. Майерс Д. Социальная психология: учебник. СПб.: Питер, 1999. 684 с.

16. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999. 448 с.

17. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. 172 с.

Статья поступила в редакцию 12 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.