Научная статья на тему 'Место культуры и её этнических функций в этнокультурном образовании'

Место культуры и её этнических функций в этнокультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1442
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭТНОС / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE / ETHNOS / ETHNOCULTURE / ETHNIC FUNCTIONS / ETHNOCULTURAL FORMATION / AN ETHNOCULTURAL PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабунова Елена Семеновна

Большое место в дошкольной педагогике занимает характеристика соотношения понятий «этнос» и «культура», «культура» и «образование». В статье рассмотрены этнические функции культуры и их роль в этнокультурном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF CULTURE AND ITS ETHNIC FUNCTIONS IN ETHNOCULTURAL FORMATION

The big place is occupied with the characteristic of a parity of concepts "ethnos" and "culture", "culture" and "formation". Ethnic functions of culture and their role in ethnocultural formation are considered.

Текст научной работы на тему «Место культуры и её этнических функций в этнокультурном образовании»

РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 36

Е. С. Бабунова, E. S. Babunova.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск

Cand. of Pedagogical Sciences, Professor of Preschool Pedagogics and Psychology Department, Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk

МЕСТО КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ЭТНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ключевой задачей при раскрытии специфики этнокультурного образования является соотношение понятий «этнос» - «культура» и «образование». Термин «этнос» в современном его понимании появился во второй половине XIX в. Академик Ю. В. Бромлей указывал, что определение места этнических общностей среди различных человеческих объединений - задача чрезвычайно сложная, о чем наглядно свидетелъствуют значительные расхождения в существующих дефинициях этноса. Исследователи в качестве главных признаков этноса называют язык и культуру, территорию и этническое самосознание, некоторые указывают, кроме того, на особенности психического склада; иные включают также в число этнических признаков общность происхождений и государственную принадлежность [3]. Анализ понятия «этнос» позволил нам дать следующую обобщенную характеристику этноса как социальную общность людей, объединенную рядом существенных признаков: территория, экономика, язык, культура, этническое самосознание.

В толковом словаре В. Даля термин «культура» обозначается как обработка и уход, возделывание, безделка; образование умственное и нравственное [4]. В современном языке понятие «культура» отличается емкостью, многогранностью и обладает множеством смысловых оттенков. Например, в энциклопедии «Народы России» дается следующее определение данному феномену: культура - система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека, охватывающая все стороны его жизни: биологическую (еда, сон, отдых и др.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

В своей работе мы исходим из понимания культуры как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Данная трактовка культуры представлена в работах Э. С. Маркаряна, М. С. Кагана [7; 5]. Её выбор обусловлен следующими причинами:

1. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

2. Культура в широком смысле слова - это все, что создано самим человеком для своего существования и самореализации. Феномен культуры тесно связан с проявлением творчески созидающего начала, деятельного субъекта, творца культуры.

Из всего множества субъектов культуры в рамках предмета нашего исследования мы остановимся на рассмотрении таких субъектов культуры как человечество (родовой субъект), этнос и личность, а также соответствующих им феноменах мировой культуре, этнической культуре и культуре личности. Такое определение культуры мы принимаем за исходное.

Мы также учитываем определение культуры как внебиологически выработанного (незакрепленного генетически) и передаваемого способа человеческой деятельности [6].

Такое комплексное понимание культуры рассматривается на основе деятельностного подхода и позволяет найти адекватные формы объяснения феномена этнической культуры как совокупности присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.

Анализ научной литературы показывает, что главным является функциональный аспект культуры, понимание её как адаптивного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире. Речь идет о том, что многообразие функций этнической культуры позволяет определить своеобразие данной культуры. Содержание функций включает следующее: инструментальная (создание и преобразование окружающей среды); инкультурации (создание и преобразование самого человека); нормативная (система средств организации коллективной жизни); сиг-нитификативная (знаковая, «означивание», благодаря которому осуществляются умственные и эмоциональные действия человека); познавательная (дает возможность создать картину мира); коммуникативная (обеспечивает передачу этнокультурной информации между поколениями) [8].

Выделенные функциональные назначения культуры позволяют рассматривать этническую культуру как совокупность тех элементов, которые обладают этнической спецификой, и именно они выполняют как этнодиференцирующую, так и этноинтегрирующую функции.

Этническая культура включает в себя ряд компонентов, под которыми понимаются структурные составляющие, характеризующие качественную системную определенность этноса. Этнические компоненты составляют генетическое ядро этноса. Изучение ядра этноса позволяет определить содержание дошкольного этнокультурного образования.

В этой связи для нашего исследования важным является структурные компоненты этнической культуры. Языковая компонента включает такие языковые показатели как родной язык, язык детства, степень знания языков этнических партнеров, язык, используемый дома, в образовательных учреждениях, на работе, в общении. Компонента материальной культуры подразумевает наличие традиционной и современной утвари, традиционной народной одежды, частоту приго-

товления национальных блюд и др. Обрядовая компонента раскрывает уровень знания и распространения традиционных свадебных, родильных и других обрядов. Компонента профессиональной культуры раскрывает обусловленность выбора круга чтения, художественной литературы и предпочтения в области профессиональной музыки. Этнопсихологическая компонента включает ощущение человеком связи с этносом, интерес к истории и культуре своего народа, характеризует интенсивность внутриэтнических связей, выбор установок относительно межнационального общения. Разделение понятий «этническая культура» и «культура этноса» обусловлено тем, что в настоящее время происходит интегрирование и взаимопроникновение культур.

Субъектами культуры являются также этнические и национальные сообщества. Характерная особенность функционирования культуры состоит в ее самобытности, неповторимости, уникальности. Каждый этнос, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и неповторимый вклад в мировую сокровищницу культурных достижений Современные ученые-культурологи обращают внимание на значимость и равноположенность всех культур, каждая из которых обеспечивает общечеловеческое содержание и способствует сохранению этноса. Процесс развития любой национальной культуры характеризуется сближением культур и их обособлением, что проявляется как тенденции и закономерности функционирования культуры.

Для нашего исследования принципиальное значение имеет рассмотрение взглядов философов на признании роли диалога культур. Концепция диалогичности культур четко обозначена в широко известной теории гуманитарного мышления М. М. Бахтина [1]. Диалогичностъ, как философский принцип осмысления окружающего мира, интересна тем, что каждую национальную культуру рассматривает не изнутри, а во вне. М. М. Бахтин использовал этот принцип в аспекте литературоведческом, В. С. Библер положил его в основу педагогической концепции. М. М. Бахтин считает, что «жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. п.» [1, с. 110] .

Следующим важным аспектом в логике нашего исследования является соотнесение проанализированных выше понятий «этнос» и «нация» с категориями «образование» и «воспитание». С позиции культурологии образование есть: сложный культурный процесс развития самого образования, культурная деятельность образования, неоднородное культурное пространство взаимодействия сферы образования и других социальных сфер, прежде всего культуры, и социокультурная система, выполняющие определенные функции [6]. Понятия «культура» и «образование» рассматриваются в детерминированной взаимосвязи: культура есть условие образования, образование есть условие культуры. С точки зрения философии понятие «образование» представляется расположенным по отношению к термину «воспитание», которое трактуется как «целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного), то есть переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах» [9]. В более узком смысле, с точки зрения педагогики, воспитание понимается как функция человеческого общества, передающая новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как

в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и слияния среды. Не подлежит сомнению, что понимаемое таким образом воспитание имеет огромное значение в возникновении, развитии этноса и высшего его типа нации, сохранении культуры, самобытности, особенностей, отличающих его от других этнических общностей. Мы разделяем точку зрения авторов на то, что процесс воспитания выполняет функцию сохранения преемственности и воспроизводства социального опыта в двух планах: 1) воспроизводит отношения с внешним миром, природно-экологическим окружением (содержание передаваемого опыта в данном случае составляют производство и наука); 2) воспроизводит социальную структуру общества и его «элементарную» базу, то есть индивидов и их отношения.

На наш взгляд, между образованием и культурой имеется точное соответствие; задача всякого образования - превращение природного человека в культурного. Культура - одно из ключевых понятий в образовании. Именно уровнем развития культуры определяется востребованность тех или иных педагогических идей: некоторые из них культура возводит в ранг приоритетных, действенных, актуальных, другие же ранжирует как устаревшие, не отвечающие современным требованиям общества Центральное звено культуры - человек выступает по отношению к ней «одновременно в нескольких социальных функциях: как «потребитель» культуры, использующий культурные нормы в своей социальной практике; как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры; как «транслятор» культуры, в своих действиях и суждениях передавая культурную информацию другим людям; как продукт культуры, «возделанная» личность. Причем, человек является и объектом культурного воздействия и субъектом культурного развития; объектом в той мере, в какой он осваивает культурное богатство, а субъектом, - в какой он участвует в создании культурных ценностей. В современной системе образования обозначился концептуальный поворот в русло идей культурологической парадигмы образования.

На основе анализа литературных источников мы под термином «этнокультурное образование» понимаем систему обучения и воспитания, направленную на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Отсюда содержание понятия «этнокультурная образованность» нами трактуется как освоение и активное применение личностью традиционного культурного наследия и достижений мировой цивилизации, с сохранением и развитием этнической идентичности и восприятием социокультурных ценностей.

Дошкольное этнокультурное образование (как система воспитания и обучения) направлено на становление этнокультурной личности, присваивающей этнокультурную образованность. Педагогическая стратегия включает теоретическую разработку и практическую реализацию направлений этнокультурной педагогической деятельности, определяющей цель и задачи, закономерности, принципы, содержание и методику становления этнокультурной образованности личности дошкольника. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста предполагает задействование взаимосвязанных внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста) подсистем посредством создания комплекса организационно-педагогических условий. Под этнокультурной образованностью выступает некоторое свойство, приобретаемое личностью

в процессе этнокультурного образования. Сущностная характеристика этнокультурной образованности выражается в определенной мере овладения (усвоения, освоения) личностью этнокультурным опытом (наследием), наличия эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, а также в способности личности пользоваться усвоенным опытом в различных сферах своей жизнедеятельности. Этнокультурная образованность педагогов и детей включает содержательный (этнокультурные знания), личностный (личностные качества активного субъекта этнокультурного образовательного процесса) и деятельностный (этнокультурная деятельность) компоненты. Исследуемая характеристика этнокультурной образованности личности рассматривается как результат реализации педагогической стратегии её становления в системе дошкольного этнокультурного образования. Конкретизация этой идеи осуществляется на основе моделирования педагогической стратегии дошкольного этнокультурного образования, которое представляет собой этнокультурную направленность целостного образовательного процесса дошкольного учреждения на становление этнокультурной образованности личности детей и педагогов.

Повышение эффективности педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста может быть возможным, если разработать и реализовать концепцию, которая:

- рассматривает дошкольное этнокультурное образование как педагогическую систему в рамках реализации стратегической цели и тактических задач педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста;

- определяет педагогическую стратегию в координатах внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное образование детей дошкольного возраста) подсистем дошкольного этнокультурного образования и направлена на становление этнокультурной образованности личности детей и педагогов;

- ориентирована на реализацию закономерностей и принципов, составляющих основу построения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности;

- включает структурно-функциональная модель как ядро педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста, представленную четырьмя базовыми блоками: концептуальным, нормативным, организационно-методическим, результативно-диагностическим;

- обеспечивает моделирование методики становления этнокультурной образованности, имеющей три логически связанных направления, определяемых психологическим механизмом становления этнокультурной образованности личности;

- реализует комплекс организационно-педагогических условий, направленный на становление этнокультурной образованности личности;

- способствует становлению личности, обладающей присвоенной этнокультурной образованностью; критерии уровня становления этнокультурной личности обусловлены триадностью её психологического механизма.

Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста представлена в разработанной нами концепции, основными положениями которой выступают:

1) дошкольное этнокультурное образование имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой является становление этнокультурной лич-

ности, присваивающей этнокультурную образованность, а тактические задачи тесно согласуются с содержанием дошкольного этнокультурного образования;

2) педагогическая стратегия определяется в координатах внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста) подсистем дошкольного этнокультурного образования и направлено на становление этнокультурной образованности личности детей и педагогов: а) информационно-познавательный компонент (связанный с познанием этнокультуры); б) эмоционально-ценностный компонент (направленный на понимание значимости этнокультуры); в) действенно-практический компонент (связанный с проявлением этнокультурного опыта и отношения в различных видах деятельности и поведении);

3) основание концепции составляют закономерности и принципы построения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности. Закономерности формулируются следующим образом:

- эффективность реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности возможна при построении её как системы, представляющей собой совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство;

- эффективная реализация педагогической стратегии совершается в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистемах дошкольного этнокультурного образования только на основе субъектной активности всех участников образовательного процесса (педагоги, дети дошкольного возраста). Задачи дошкольного этнокультурного образования должны решаться с учетом личного (стихийного) опыта освоения этнокультуры, уровня социализации-индивидуализации, как творческого, самостоятельного преобразования этнокультурного опыта;

- эффективное становление этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ зависит от того, насколько педагогическая стратегия соответствует сущности самой этнокультуры, задействует её основные характеристики (концепты, ценности, отношения) в образовательном процессе ДОУ, способствует личностному становлению общей и этнокультурной образованности;

- эффективное становление этнокультурной образованности зависит от того, насколько применяемая методика в системе дошкольного этнокультурного образования обеспечивает развитие информационно-познавательного, эмоциональноценностного и действенно-практического компонентов. Задействование триад-ности психологического механизма становления этнокультурной образованности способствует целостности становления всех сторон этнокультурной образованности личности. Эффективное становление этнокультурной образованности детей и педагогов определяется тем, насколько этнокультурный опыт близок и доступен их пониманию и осознанию. Наличие вариативности содержания, средств, форм и методов дошкольного этнокультурного образования обеспечивает поддержание и развитие региональной и этнической субъектности личности.

Из данных закономерностей вытекают следующие принципы: а) целостности и системности этнокультурного образовательного процесса ДОУ; б) единства, взаимодействия и взаимообусловленности внешней и внутренней подсистем дошкольного этнокультурного образования; в) этнопедагогизации образовательной среды на основе регионализации-районирования содержания этнокультурного образования; г) интеграции содержания, методов, приемов, средств и форм дошкольного этнокультурного образования.

4) структурно-функциональная модель как ядро педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста представлена четырьмя базовыми блоками: концептуальным, нормативным, организационно-методическим, результативно-диагностическим;

5) моделирование методики становления этнокультурной образованности включает в себя три логически связанных направления: а) информационно-познавательный компонент (связанный с познанием этнокультуры); б) эмоциональноценностный компонент (направленный на понимание значимости этнокультуры); в) действенно-практический компонент (связанный с проявлением этнокультурного опыта и отношения в различных видах деятельности и поведении);

6) эффективность построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста обуславливается комплексом организационно-педагогических условий, объединяющим: а) создание и реализацию программно-методического обеспечения становления этнокультурной образованности личности; б) создание и обогащение этнокультурной образовательной среды ДОУ; в) обогащение этнокультурного потенциала субъектов образовательного процесса при использовании вариативности содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы; г) введение комплексной психолого-педагогической диагностики, предполагающей анализ, оценку и коррекцию этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ, иллюстрирующей эффективность реализации педагогической стратегии педагогической стратегии;

7) результатом целенаправленной и педагогически содержательной стратегии организации дошкольного этнокультурного образования является становление личности, обладающей присвоенной этнокультурной образованностью; критериями уровня развития этнокультурной личности выступают: информационно-познавательный компонент (связанный с познанием этнокультуры); б) эмоциональноценностный компонент (направленный на понимание значимости этнокультуры); в) действенно-практический компонент (связанный с проявлением этнокультурного опыта и отношения в различных видах деятельности и поведении).

На основе вышеизложенного мы видим, что роль и значение этнической культуры в формировании личности значительно возрастает, и она определяет специфику этнокультурного, в том числе, дошкольного образования, если разработана педагогическая стратегия, включающая концепцию и модель становления этнокультурной образованности личности детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Человек в мире слова [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: О-во рос. откр. ун-та, 1995. - 140 с.

2. Библер, В. С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 26-31.

3. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса [Текст] / Ю. В. Бромлей. - М., 1983. - 422 с.

4. Даль В. Толковый словарь великорусского языка [Текст] / В. Даль. - М., 2001. - 382 с.

5. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.

6. Культурология [Текст] / под ред. А. А. Радугина. - М., 2001. - 303 с.

7. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука (логике - экономический анализ) [Текст] / Э. С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

8. Садохин, А. П. Этнология [Текст]: учебник для вузов по гуманит. спец-тям и напр. / А. Л. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - М.: Academia, 2001. - 303 с.

9. Философский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: ИНФРА, 2004. -576 с.

10. Кищенко, О. А. Диалоговая культура как интегративное, системное образование [Текст] / О. А. Кищенко // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 152-158.

11. Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 192-199.

12. Волков, Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии [Текст] / Г. Н. Волков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235-261.

13. Кузнецова, Т. Ф. Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования [Текст] / Т. Ф. Кузнецова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 81-89.

14. Цаллагова, З. Б. Рецепты народного воспитания [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.