ШЖМЖ № 2, 2009
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ*
Л. П. Карпушина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
В статье рассматриваются актуальность этнокультурной направленности образования, методологические основы концепции этномузыкального образования, дается его характеристика. Приводятся авторская трактовка понятия «принцип этнокультурности», структура этномузыкальной культуры личности.
Ключевыге слова: этнокультурная направленность образования; этномузыкальное образование; концепция этномузыкального образования; принцип этнокультурности; этномузыкальная культура лич-
ности.
Этнокультурная направленность российского образования отражена в многочисленных документах, определяющих политику в этой области. В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации отмечается, что направленность образования обусловлена полиэтническим характером российского общества, его многоязычием, поликультурностью, полицивилизационно-стью, поликонфессиональностью, исторической духовной общностью народов и культур России [1, с. 253]. Исходя из этого образование должно обеспечить сопряжение общегосударственных интересов с потребностями и интересами общества, его народов, сформировать отношения сотрудничества между ними, развивать языки и культуру народов России, что в целом будет способствовать межнациональному согласию, единству и целостности государства [1, с. 254].
С 1990-х гг. по настоящее время было издано множество работ, касающихся проблем регионализации, этнокультурной направленности образования, развития национального образования (Е. В. Бонда-ревская, В. А. Николаев, Е. Г. Осовский, М. Г. Тайчинов, В. К. Шаповалов, М. А. Якунчев и др.). Проблемы этнокультурного образования в Мордовии отражены в трудах педагогов Р. А. Ереминой, И. А. Зеткиной, Т. И. Шукшиной
и др., педагогов-музыкантов Н. Б. Абу-деевой, О. С. Ерюшкиной, Л. П. Карпу-шиной, И. С. Кобозевой, Т. И. Одиноко-вой и др.
Использование народной музыкальной культуры в образовании детей и подростков интересовало и интересует многих фольклористов, педагогов-музыкан-тов (Т. И. Бакланова, С. С. Балашова, Л. С. Беляева, Л. Л. Куприянова, Е. Э. Ли-нева, С. И. Миропольский, Г. М. Науменко и др.). Однако стоит отметить, что, несмотря на актуальность построения музыкального образования на основе эт-номузыкальной культуры с учетом народных музыкальных традиций, проблема осмысления концептуальных основ этномузыкального образования до настоящего времени остается нерешенной. В связи с этим следует констатировать актуальность этнокультурной направленности музыкального образования, чем и обусловлена необходимость обоснования концепции этномузыкального образования.
Методологической основой концепции этномузыкального образования являются важнейшие идеи о консолидации народов России, сохранении государственного, духовного, образовательного и культурного пространства страны, гуманизации и гуманитаризации образования, актуализации культурологической функции
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 09-06-23606а/В.
© Карпушина Л. П., 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
образования, акцентуации личностноценностных и индивидуально-личностных ориентаций в образовании, об усилении роли межкультурного образования, о культурном и мировоззренческом плюрализме, своеобразии и самобытности культуры различных этносов, единстве в ней единичного и общего, взаимовлиянии и взаимодействии этнокультур и мировой культуры, единстве общечеловеческого и особенного в этнокультуре, об этносох-раняющей функции этнокультуры, о необходимости самоидентификации личности как представителя этноса в лоне эт-нокультуры, вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением. В качестве специальной методологии выступают гуманистический, аксиологический, личностно ориентированный, культурологический, этнокультурный, региональный, поликультурный, этнопеда-гогический, этномузыкологический подходы.
Концепция общего этномузыкаль-ного образования — это совокупность основополагающих идей и положений, определяющих целевые установки, содержание, технологию, систему и механизм реализации этномузыкального образования в современных социокультурных условиях развития этносов, общества, учитывающих мировоззренческие, педагогические и музыкальные традиции конкретного этноса и других народов, населяющих регион, страну, с опорой на базовые основы общего музыкального образования в Российской Федерации. Этномузытальное образование, по-нашему мнению, представляет собой непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов, формирования личностной этномузыкальной культуры, этномузыкальной компетентности, позволяющей человеку воспринимать, транслировать и создавать этномузы-кальные ценности и смыслы в русле родной или иной музыкальной традиции.
Данная концепция опирается на принципы этнокультурности, культуротворче-ства (Е. В. Бондаревская), природосооб-разности (Я. А. Коменский, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский и др.), толерантности, диалогизма, связи образования с этнокультурной просветительской практикой и этнокультурной средой. Мы трактуем принцип этнокультурности (педагогический) как объективное и нормативное положение, направленное на реализацию задач этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирования у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению; развитие комплекса этноориентированных психических новообразований и способностей; освоение ценностей традиционной культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, которые обеспечивают становление этнокультурной и поликультурной личности, гражданина России и мира.
Концепция общего этномузыкально-го образования декларирует следующие положения.
1. Основываясь на идеях Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и Концепции национальной образовательной политики РФ и являясь составной частью федеральной образовательной стратегии в предметной области «Музыка», концепция общего этномузыкального образования учитывает основные тенденции современного музыкального образования и прогрессивные идеи народной музыкальной педагогики.
2. Концепция этномузыкального образования направлена на воспитание человека, любящего свою малую и большую Родину, обладающего гражданским сознанием, исторической памятью, этническим самосознанием, стремящегося возродить родной язык, свою музыкальную культуру и культуру региона, страны.
3. Важной идеей, определяющей концепцию, является необходимость форми-
№ 2, 2009
рования толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению в ходе бикультурного (родная музыка и русская музыкальная культура) и поликультурного образования детей.
4. В концепции отражена необходимость формирования личности с развитой этномузыкальной культурой, этному-зыкальным слухом, этномузыкальным мышлением, способной к исполнительско-творческой деятельности в русле конкретной музыкальной традиции, в контексте становления этнической и этно-музыкальной идентичности.
5. Важным моментом в концепции этномузыкального образования является направленность на формирование эт-номузыкальной компетентности, которая представляет собой интегративное качество, позволяющее ориентироваться в родной музыкальной культуре и музыкальной культуре различных народов региона, страны, мира и понимать их общечеловеческую и общемировую значимость.
6. В концепции подчеркивается, что реализация содержания этномузыкально-го образования должна осуществляться на основе этноориентированных музыкально-творческих технологий, позволяющих активизировать творческие способности детей, обеспечить личностно ориентированную, гуманистическую, здоровьесберегающую направленность образовательного процесса.
7. Одно из важных направлений становления этномузыкальной компетентности — использование в ходе этномузы-кального образования имформационно-коммуникационных технологий, необходимых для активизации интереса и расширения этноориентированного информационного поля.
8. Концепция является отражением следующего положения: путь к российской, мировой музыкальной культуре идет через освоение начиная с дошкольного возраста прогрессивных этнопеда-гогических и этномузыкальных традиций своего народа, русского народа и народов, населяющих регион, воплощенных в
содержании этномузыкального образования.
9. В центре системы этномузыкаль-ного образования — ребенок как основной представитель этноса, социума, в будущем гражданин России, поэтому наряду с учетом интересов этноса, семьи, общества, государства очень важным является учет его интересов, потребностей, возрастных особенностей.
10. В концепции прослеживаются процессы социализации, адаптации и куль-турации личности в ходе освоения этно-музыкального искусства, позволяющие естественно перевести конечные этнические ценности духовной и музыкальной культуры в сферу личностного сознания.
11. В концепции заложена идея о том, что возрождение, сохранение, умножение этномузыкальных традиций в ходе этно-музыкального образования есть путь к сохранению самобытности музыкальной культуры этноса в мировой музыкальной культуре и самобытности этноса в мировом сообществе наций.
12. Ведущим фактором реализации этномузыкального образования должна стать школа с этнокультурным компонентом. В узком смысле школа с этнокультурным компонентом — это учреждение, способное обеспечить материальную и духовную базу для создания особой этнокультурной среды, в которой возможно духовное и психологическое становление представителя этноса, обладающего высоким этническим самосознанием, освоившего этнонациональ-ные духовные и художественные ценности, способного к сохранению и воспроизводству родной культуры и уважающего другие народы и культуры.
13. Для реализации концепции этно-музыкального образования необходимо создание этноориентированной музыкально-образовательной, музыкально-имфор-мационной, музыкально-просветительной среды. Данная среда представляет собой часть региональной образовательной и культурной среды, в которой представитель этноса реализует свои духов-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ные и музыкальные потребности, осваивает этнические духовные и музыкальные ценности, способы толерантного межэтнического общения. Она представляет собой мост между духовной и музыкальной культурой региона и этноса в целом и культурой человека в частности.
Большое значение в рамках концепции имеет трактовка понятия «личностная этномузыкальная культура». Под ней понимается интегрированное качество, позволяющее личности воспринимать, воспроизводить и создавать этномузы-кальные ценности с опорой на музыкальные традиции своего народа, способного к познанию музыкального искусства других народов.
Этномузыкальная культура личности включает в себя:
— этнодуховную константу, представляющую собой усвоенные нравственные, этические нормы этноса, этническое самосознание;
— накопленный этномузыгкалъныгй опыт, в который входят эмоциональноценностный опыт переживаний, набор типичных эмоций, отражающих духовнопсихическую жизнь этноса в музыкальном фольклоре;
— комплекс знаний, умений и на-вы ков, определяющих готовность и способность человека к исполнительско-творческой музыкальной деятельности в рамках определенной музыкальной традиции, в совокупности составляющей этномузыкальную компетентность;
— опыт творческой деятелъности в русле народопевческой и инструментальной традиции, творческое воображение, творческую активность;
— комплекс этномузыгкалъныгх способностей: а) этномузыкальный слух с такими составляющими, как интонационное чутье, интонационно-попевочный слух и др.; б) этномузыкальное мышление; в) чувство этностиля, формирующееся на основе этнонационального музыкального искусства и вмещающее в себя
стилевую установку, эталоны этносвое-образной манеры народного пения, инструментального музицирования, эталоны этномузыкального языка; г) этномузы-кальная память, в которой важную роль играют «кладовая бессознательного» и «кладовая памяти» (в том числе инто-национно-попевочный словарь);
— этномузыгкалъное сознание, предполагающее заинтересованность, увлеченность народным музыкальным искусством; потребность в этноориенти-рованной музыкальной деятельности; эстетические эмоции, вкус, способность к оценке, позволяющие эстетически воспринимать, наслаждаться и оценивать народное музыкальное искусство; наличие системы «звучащих» текстов-смыслов, этномузыкальные ценности.
Предложенная концепция этномузы-кального образования реализуется в Мордовии в следующих программах: «Валдоня» для дошкольных образовательных учреждений (раздел «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» авторов А. Н. Адаевой, Л. П. Карпушиной, О. С. Ерюшкиной); «Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях» авторов Л. П. Карпушиной, Г. Н. Миняевой, «Мордовское музыкальное искусство в обшеобразовательной школе: 1—8 классы» Л. П. Карпушиной; «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1—9 классы) Л. П. Карпушиной и др. Данные программы, а также методическое обеспечение процесса этномузыкального образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах Мордовии предложены на авторском сайте lkarpushina.narod.ru
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция национальной образовательной политики РФ // Нар. образование. — 2007. — № 1. — С. 253—263.
Поступила 26.01.09.