Научная статья на тему 'Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса'

Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1795
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / ПРИНЦИПЫ НАРОДНОСТИ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВА / ETHNOCULTURAL ORIENTATION OF EDUCATION / ETHNOCULTURAL APPROACH TO EDUCATION / PRINCIPLES OF ETHNICITY / CONGRUENT CULTURE PRINCIPLE / ETHNOCIVILITY / ETHNOCULTURAL EDUCATION / TECHNOLOGY OF CULTURE CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна

Рассматривается проблема становления этнокультурного подхода к образованию, дается авторская характеристика принципа этнокультурности как конкретно-научного, отмечается его связь с принципами народности и культуросообразности. Дается определение этнокультурного подхода к образованию, формулируется его значимость для образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural Approach to Education: to the Essence of Problem

The article is concerned with the problem of ethnocultural approach to education where the author characterises the principle of ethnocivility as purely scientific and marks its connection with principles of ethnicity and congruent culture. Gives the definition of the ethnocultural approach to the education explaining its significance for the educational policy.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ: К СУЩНОСТИ ВОПРОСА*

Л. П. Карпушина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Рассматривается проблема становления этнокультурного подхода к образованию, дается авторская характеристика принципа этнокультурности как конкретно-научного, отмечается его связь с принципами народности и культуросообразности. Дается определение этнокультурного подхода к образованию, формулируется его значимость для образовательной практики.

Ключевыге слова: этнокультурная направленность образования; этнокультурный подход к образованию; принципы народности, культуросообразности, этнокультурности; этнокультурное образование; технология культуротворчества.

Право человека сохранять и развивать родную культуру закреплено в различных международных документах. Так, в Международной конвенции о правах ребенка (ст. ст. 20, 29) отмечается, что образование должно учитывать преемственность в воспитании ребенка, его этническое происхождение и самобытность, религиозную и культурную принадлежности, национальные ценности страны, в которой ребенок проживает. В связи с этим особо актуальной в настоящее время является разработка сущности этнокультурного подхода к образованию.

Многими известными учеными отмечаются значимость и важность этнокультурной направленности образования, развития национального (В. К. Бацын, Е. А. Жирков, В. А. Николаев, М. А. Якун-чев и др.), этнокультурного образования (Т. И. Бакланова, Т. В. Поштарева, Т. К. Солодухина и др.). Таким образом, можно констатировать постоянно растущий интерес и актуальность этнокультурной направленности образования, что находит отражение как в документах по определению стратегии российского образования [1—3], так и в трудах ряда педагогов.

Сущность понятия «этнокультурная направленность образования» В. К. Ша-

повалов усматривает в том, что она должна обеспечить ориентацию образовательного процесса, его педагогических основ на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации [5, с. 63].

Этнокультурная направленность образования проявляется в становлении образования в аспекте этнокультурного подхода. Подход — это совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической, теоретической, научноисследовательской, практической деятельности [4]. Этнокультурный подход к образованию базируется, в частности, на принципе этнокультурности. Рассмотрение сущности принципа этнокультурности связано с двумя метапринципами общенаучного уровня: народности (Я. А. Ко-менский, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушин-ский и др.) и культуросообразности (А. Дистервег). Однако принцип этнокультурности не просто учитывает их основные положения, но и включает в себя новые положения в соответствии с современными тенденциями в мире и образовании.

В связи с вышесказанным мы трактуем принцип этнокультурности (педагогический) как объективное и норматив-

* Статья выполнена в рамках приоритетной аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 гг.)» при Научно-образовательном центре «Гуманитарные науки и образование» ГОУВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на тему «Методология, теория и технология этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений» (НИР 1.1.10).

© Карпушина Л. П., 2010

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ное положение, направленное на реализацию задач этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению; развитие комплекса этноориентированных психических новообразований и способностей; освоение ценностей традиционной культуры своего народа и других народов, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, этнокультурного опыта, которые обеспечат становление этнокультурной и поликультурной личности, гражданина России и мира.

В структуре методологического знания выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (Э. Г. Юдин). Принцип этнокультурности в большей степени применим на конкретно-научном и частично на технологическом уровнях; он очень актуален для педагогических исследований, создания образовательных и воспитательных концепций в области этнокультурного образования. Использование принципа этнокультурности в педагогической практике на конкретно-научном уровне:

— поможет разработать педагогическую теорию этнокультурного (в том числе этнохудожественного, этномузы-кального) образования, определить основной вектор ее структуры, логику и смысл педагогического исследования в данной области;

— обеспечит уточнение, обогащение понятий и терминов в этнокультурном образовании;

— позволит определить структуру, логику организации, средства этнокультурного образования;

— обеспечит всесторонность получения информации о путях развития этнокультурного образования;

— поможет рассмотреть этнокультурное образование системно, во взаимосвязи элементов и явлений;

— выявит и разрешит противоречия, возникающие при разработке теории этнокультурного образования;

— будет ориентировать педагогические исследования на практику этнокультурного образования, на ее преобразование, обеспечит связь теории и практики этнокультурного образования;

— будет способствовать изучению процессов этнокультурного обучения, воспитания и развития с позиций их обусловленности внешними и внутренними факторами;

— позволит рассмотреть этнокультурное обучение, воспитание и развитие с позиций различных наук: этнопедагоги-ки, этнопсихологии, антропологии и др., ориентировать педагогов на современные образовательные концепции;

— поможет определить цель исследования с учетом современной социокультурной практики, состояния этнокуль-туры, этнокультурного образования, уровня развития педагогической науки;

— укажет путь достижения научноисследовательской цели, которую ставят перед собой педагоги, занимающиеся этнокультурным образованием;

— позволит педагогам получать определенным способом этнокультурные знания в постоянно меняющемся поли-культурном мире.

Использование принципа этнокультурности в педагогической практике на технологическом уровне будет способствовать обоснованию технологий этнокультурного образования, программ, педагогических условий, форм и методов.

Кроме принципа этнокультурности важнейшими составляющими этнокультурного подхода к образованию являются:

— принцип диалога культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер и др.), который можно трактовать как объективное и нормативное положение, направленное на решение задач этнокультурного образования с опорой на взаимодействие этнических культур, на постоянный обмен между участниками педагогического процесса этнокультурными смыслами, ценностями, и становление на этой основе личностных смыслов и ценностных ориентаций, гуманитарного мышления, таких качеств личности, как этнокультур-

№ 3,

ная идентичность, этнокультурная толерантность, способность к этнокультурному общению, взаимодействию, взаимо-обогащению, к взаимопониманию людей разных национальностей;

— принцип культуротворчества (Е. В. Бондаревская, А. Я. Данилюк, Н. Е. Лаврухин и др.), который мы понимаем как объективное и нормативное положение, направляющее образование на стимулирование творческой активности человека, рождение культурных ценностей, смыслов и на творческое постижение ранее созданных культурных ценностей и смыслов, их инкультурацию в акте свободного творческого процесса;

— принцип толерантности

(Г. С. Абибулаев, И. В. Воробьева,

Л. П. Ильченко и др.), представляющий собой объективное и нормативное положение, связанное с формированием человека, уважающего различные этнические культуры и народы, обладающего активной нравственной позицией, ориентированной на приятие общечеловеческих ценностей как основы коммуникации, сосуществования с другими людьми, толерантным сознанием, готовностью к диалогу, сотрудничеству между культурами, народами, конфессиями;

— принцип связи образования с этнокультурно-просветительской практикой и этнокультурной средой, который представляет собой объективное и нормативное положение, направленное на обеспечение тесной связи образовательных учреждений, семьи, учреждений, продуцирующих и организующих явления этнокультурного плана как основы для приобщения подрастающего поколения к родной культуре и культуре других народов.

В свете вышеизложенного этнокультурный подход к образованию, по-нашему мнению, — это подход, опирающийся на принципы этнокультурности, диалога культур, культуротворчества, толерантности, связи образования с этнокультурно-просветительской практикой и этнокультурной средой, основанный на учете ключевых этнокультурных традиций в образовании с целью формирования этнокультурной личности в ходе со-

2010 1%

циализации и инкультурации, обладающей развитым этническим самосознанием, этнокультурной идентичностью, личностной этнической культурой, толерантностью и базовыми социокультурными идентичностями (гражданской, конфессиональной), способной к восприятию и ретрансляции этнокультуры, к межэтническому и межкультурному общению.

Особое место в этнокультурном подходе к образованию занимает направленность на этнокультурное воспитание. Анализируя работы по данной проблеме, можно отметить, что этнокультурное воспитание нацелено, с одной стороны, на формирование ценностных ориентаций, культурных потребностей на основе родной, национальной, региональной, российской и мировой культур, культурного плюрализма, толерантности, с другой — на становление личности на основе этнических, культурных ценностей наших предков, осознающей свои истоки, любящей свою землю, Родину, Отчизну. Этнокультурная направленность воспитания позволит приостановить процесс увлеченности молодежи низкопробной массовой культурой, положительно скажется на становлении нравственности и духовности школьников.

Отметим, что этнокультурный подход к образованию является важным методологическим и теоретическим обоснованием современного образования в целом. Значимость использования этнокультурного подхода в образовании заключается в том, что он:

1) будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории региона, страны, мира, и их культурам, толерантности, что в целом обеспечит становление гражданина страны и мира, представителя своего региона, этноса, приведет к консолидации общероссийской нации, гармонизации межэтнических взаимоотношений, сохранению мира и целостности России;

2) позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую культуру и культуру родного народа, культуру народов России в

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

контексте мировой культуры, что будет способствовать формированию этнического самосознания, этнокультурной, по-ликультурной, межкультурной, конфессиональной идентичности, способности к диалогу, к межкультурному общению и сотрудничеству, в целом сохранит культуру народов и этносы, обеспечит их взаимодействие, обмен этнокультурными ценностями;

3) обеспечит определенный уровень развития личностной этнической культуры детей и подростков, этнокультурной и поликультурной компетентности, овладения этнокультурно-творческой деятельностью, что позволит каждому ребенку этнически самореализоваться, почувствовать свою защищенность, принадлежность к определенному этническому сообществу;

4) будет способствовать не только становлению этнокультурной личности, но и сохранению, развитию этнической культуры, внесению нового энергического посыла в ее жизнедеятельность. Особенно ценен этнокультурный подход как гарант сохранения этнического своеобразия в художественном творчестве, что делает каждую этническую культуру особенной, отличной от других;

5) наряду с поликультурным и меж-культурным подходами обеспечит органичное соединение российского образования с мировым, глобальным образованием, высокий стандарт образования в целом, что позволит учащимся социально и культурно адаптироваться в любой поликультурной среде.

Таким образом, очевидны важность и актуальность рассмотрения сущности этнокультурного подхода к образованию, необходимость использования его в образовательной практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция национальной образовательной политики РФ // Нар. образование. — 2007. — № 1. — С. 253—263.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Директор школы. — 2002. — № 1. — С. 97—126.

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Бюл. Минобразования РФ. — 2000.— № 11. — С. 4—13.

4. Поташник, М. И. Проблемы оптимизации в педагогике / М. И. Поташник // Сов. педагогика. — 1985. — № 2. — С. 5—12.

5. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность российского образования / В. К. Шаповалов. — М. : Владос, 2002. — 232 с.

Поступила 12.02.09.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход К ЛИНГВОРЕГИОНОВЕДЕНИЮ*

Т. Ф. Новикова (Белгородский государственный университет)

В статье поднимается проблема системного описания региональных особенностей языка. Решение проблемы автор связывает со становлением лингворегионоведения как отдельной науки и области культурологического знания, с формированием ее теоретической базы и обобщением практики работы в данном направлении. Особое внимание уделяется роли лингворегионоведения в реализации культуроориентированного преподавания русского языка (на примере учебных заведений Белгородской области), в приобретении молодежью социального и духовного опыта.

Ключевыге слова: культуроориентированное преподавание русского языка; региональный компонент программ; лингворегионоведение как специальный курс; объект, содержание и функции лингворе-гионоведения.

В настоящее время утверждается наиболее сложных и трудноопределимых

культурологический подход к преподава- понятий (общеизвестен факт существо-

нию родного языка. Культура — одно из вания сотен вариантов дефиниций поня-

* Работа проведена по программе Федерального агентства по образованию «Исследования, выполняемые в рамках тематических планов 2009—2010 гг.».

© Новикова Т. Ф., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.