ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Л. П. Карпушина
Аннотация. В работе рассматривается проблема подготовки будущих учителей музыки в рамках этнокультурного подхода к образованию, отмечается важность формирования у них этномузыкальной и этномузыкально-педагогической компетентности, определяются требования к уровню подготовки студентов в плане реализации этномузыкального образования.
Ключевые слова: этнокультурный подход к образованию, этномузыкальная компетентность, этномузыкально-педагогическая компетентность.
Summary. The article examines the issues of training future music teachers within the framework of ethnocultural approach to education, underlines the importance of developing their ethnomusical and ethnomusical pedagogical competence, and defines the requirements to the students' training level in regards to implementing ethnomusical education.
Keywords: ethnocultural approach to education, ethnomusical competence, ethnomusical pedagogical competence.
Этнокультурная направленность образования отражена в многочисленных документах [1-3], в которых отмечается важность укрепления единства культурного и образовательного пространств, обеспечивающего сохранность национальных и религиозных культурных традиций в ходе реализации общего гуманитарного образования на бикультурной и поликультурной основах с использованием диалога культур, а также важность формирования межкультурного взаимодействия народов России, толерантности [3, с. 255-256]. Понимание этого присутствует и в работах современных ученых - А. Б. Афанасьевой, Т. И. Баклановой, Е. В. Бондарев-ской, Е. В. Николаевой, В. А. Николаева, А. Б. Панькина, М. Г Тайчинова, Л. В. Шаминой, В. К. Шаповалова и др.
Этнокультурная направленность образования обуславливает актуальность обоснования этнокультурного подхода к образованию. Как отмечает М. И. Поташ- 63 ник, подход - это совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической, теоретической, научно-исследовательской, практической деятельности [4, с. 6]. Опираясь на это определение, мы полагаем, что этнокультурный подход к образованию -это подход, опирающийся на принципы этнокультурности, культуротворче-ства (Е. В. Бондаревская), природосооб-разности (Я. А. Коменский, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский и др.), толерантности, диалогизма, связи образования с этнокультурной просветительской практикой и этнокультурной средой, основанный на учете ключевых этнокультур-
64
ных традиций в образовании с целью формирования этнокультурной личности в ходе социализации и культура-ции, обладающей развитым этническим самосознанием, личностной этнической культурой, толерантностью и базовыми социокультурными иден-тичностями, способной к восприятию и ретрансляции этнокультуры, к межкультурному общению.
Этнокультурный подход к образованию определяет и направленность процесса подготовки будущего учителя музыки к ретрансляции подрастающему поколению народной музыкальной культуры. Требования к подготовке будущего учителя музыки для реализации этному-зыкального образования определяются как с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «050601.65 - Музыкальное образование» (в рамках дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Методика музыкального образования», «Музыкальная психология»), так и стандартами основного (среднего) образования (образовательная область «Искусство»), где отмечается, что учитель музыки должен воспитывать у учащихся любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран, способствовать приобретению знаний о музыкальном фольклоре народов России и мира, о народных музыкальных традициях родного края, о специфике русской народной музыки и интонационном своеобразии музыкального фольклора разных народов, знакомить с образцами песенной и инструментальной народной музыки.
Учитывая данные требования, можно определить цель работы по подготовке будущего учителя музыки к реализации этномузыкального образова-
ния в рамках этнокультурного подхода к образованию, а именно: способствовать становлению у студентов гражданственности, патриотизма, толерантности, воспитывать у них интерес и любовь к народной музыкальной культуре, формировать этномузыкальную и этномузыкально-педагогическую компетентность. Среди задач, которые конкретизируют данную цель, можно выделить следующие:
• формировать у студентов чувство любви к малой и большой Родине, уважение и интерес к народной музыкальной культуре, способствовать становлению этнокультурной толерантности, культуры межэтнического общения;
• актуализировать знания студентов в контексте изученного раннее курса «Народное музыкальное творчество», познакомить с наиболее яркими образцами музыкального фольклора (русского народа и народов, населяющих регион), которые могут быть использованы в практике школы;
• способствовать освоению куль-туротворческих технологий, позволяющих воспроизводить, сохранять, развивать народные музыкальные традиции, формировать этномузыкаль-ную компетентность у учащихся;
• обосновать актуальность использования этнокультурного подхода в музыкальном образовании учащихся, с основными этапами становления этномузыкального образования;
• познакомить с концепцией и моделью этномузыкального образования, дать знания о педагогических основах освоения народного музыкального искусства в общеобразовательной школе, об этноориентиро-ванных музыкально-педагогических технологиях построения урока и
внеклассных мероприятий, формировать этномузыкально-педагогиче-скую компетентность;
• формировать у студентов компетенции, способствующие формированию личностной этномузыкальной культуры школьников, развитию у них этномузыкального слуха, этномузы-кального мышления, памяти, сознания, этноориентрованных музыкально-творческих способностей;
• воспитать потребность в самообразовании с целью углубления работы по изучению народной музыкальной культуры.
Особо стоит обратить внимание на формирование у него этномузыкально-педагогической компетентности. Последняя формируется на основе этно-музыкальной компетентности, которая представляет собой интегративное качество, включающее в себя готовность и способность ориентироваться в родной музыке и музыкальной культуре различных народов региона, страны, мира, понимать их общечеловеческую и общемировую значимость, владение этномузыкальными знаниями, умениями и навыками, позволяющими осуществлять этноориентированную музы кально-твор че скую деятельность в рамках музыкальных традиций разных народов, готовность к межэтническому и межкультурному общению. Этно-музыкальная компетентность включает в себя общие, ключевые и специальные компетенции:
а) общие компетенции: готовность к осознанию ценности Отчества, малой и большой Родины, готовность к гражданской солидарности; готовность к межэтническому, межкультурному общению, коммуникации, к осознанию ценности толерантного поведения по отношению к другим народам и их культурам,
конфессиям; готовность к этномузыкаль-ной идентификации; готовность к самоопределению и самореализации на основе этномузыкальной культуры, к этнокультурной адаптации в поликультурной среде; готовность к принятию русского народного музыкального искусства как объединяющего фактора; готовность воспринимать, осознавать, принимать духовные и музыкальные ценности своего народа и других народов, региона, страны, мира в ходе диалога и полилога, способность выделять признаки менталитета, этнического характера, мировоззрения в музыке разных народов; готовность выявлять этническое своеобразие музыки любого народа на основе приобретенного «тезауруса»; готовность к осознанию вклада музыкальной культуры каждого народа в становление культуры России; готовность к совместной этномузыкальной деятельности на основе родной и иной народной музыкальной культуры, к взаимодействию, общению; готовность к анализу и систематизации знаний об основах музыкальной культуры своего народа и других народов региона, страны, мира и реализации этих знаний в этномузыкально-творческой деятельности;
б) ключевые компетенции: способность к диалогу и полилогу в ходе восприятия родной музыки и различных народов; к выявлению особенностей родной музыки и музыкальной культуры различных народов; готовность к восприятию, осознанию и воспроизводству в практической деятельности опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, заключенного в произведения народного музыкального творчества; готовность к реализации на практике способов и опыта этноориентированной музыкально-творческой деятельности
65
66
на основе народных музыкальных традиций, принципов народного музыкального мышления;
в) специальные компетенции: способность к духовно-эмоциональному восприятию и оценке нравственного содержания образцов этномузыки; способность сравнивать образцы музыки разных народов на уровне музыкального языка, выявлять этническое своеобразие музыки различных народов, делать интонационно-стилевой анализ музыкальных произведений; способность исполнять народные песни, интонировать в народной манере пения; способность к сочинению, варьированию, импровизации в русле конкретной народной традиции, к исполнению на народных музыкальных инструментах, народных танцевальных движений (своего народа, русского народа и этносов, составляющих большинство в регионе).
Этномузыкально-педагогическая компетентность учителя музыки - это интегративное свойство личности, которое характеризуется готовностью и способностью педагога-музыканта реа-лизовывать общие, ключевые и специальные этномузыкальные компетенции в музыкально-образовательном процессе. Она включает в себя: готовность к реализации этнокультурного подхода к образованию, способность успешно решать целевые установки, задачи этному-зыкального образования, претворять его принципы, содержание, готовность к организации этномузыкального образования на различных возрастных этапах и в различных типах образовательных учреждений, способность организовать образовательный процесс с учетом приобретенных этномузыкальных знаний, умений и навыков, с учетом народных музыкальных и музыкально-педагогических традиций, готовность к актив-
ной творческой деятельности с учащимися по совместному освоению народного музыкального искусства, готовность к формированию ценностных ориентаций учащихся на основе народного музыкального творчества, готовность активизировать процесс самовыражения детей на основе музыкального фольклора, готовность использовать при организации учебно-воспитательного процесса информационно-коммуникационные технологии, способность к этноориентированной музыкально-исполнительской деятельности, готовность к самообразованию в данной области и т.д. Формирование этномузыкально-педагогической компетентности в профессиональной подготовке будущих учителей музыки позволит сформировать у студентов целостное представление о народном музыкальном искусстве, о теории и методике этномузыкального образования и обеспечит в целом реализацию этнокультурного подхода к музыкальному образованию в будущей практической деятельности.
Содержание этномузыкально-педа-гогической подготовки будущих учителей музыки может реализовываться на курсах историко-теоретического, мето-долого-методического циклов, особенно в ходе освоения дисциплин: «Народное музыкальное творчество», «Методика музыкального образования», «Музыкальная психология», а также в рамках курса по выбору «Этнокультурный подход к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений», проводимого, в частности, автором в рамках подготовки учителей музыки в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева.
В результате подготовки студентов к реализации этномузыкального образования студенты должны:
1) иметь представление о теории и практике этномузыкального образования (на основе русского музыкального фольклора и музыки народов, населяющих регион); об особенностях народного музыкального творчества; технологии освоения народной музыки в школе;
2) знать сущность этнокультурного подхода к музыкальному образованию школьников, особенности его реализации на практике в ходе этномузыкально-го образования; основные понятия, положения, цель, задачи, принципах, содержание этномузыкального образования, программы для общеобразовательных учреждений, отражающих федеральный и региональный (национально-региональный) компонент музыкального образования, специальную литературу по данной проблеме; о значении этно-музыкальной культуры в формировании патриотизма, толерантности, этнического самосознания, способности к межэтническому и межкультурному общению; о месте этномузыкальной культуры в системе российской и мировой культуры; о взаимосвязи народной музыкальной культуры и мировой культуры, о проявлении в ней уникального и универсального; об исторических, природных, социокультурных условиях, обуславливающих становление народного музыкального искусства; об особенностях музыкального фольклора как особой области музыкального искусства, отражающего мировоззрение народа, его духовные и эстетические идеалы; особенности этномузыкальной психосемантики, ее роли в понимании народного музыкального искусства; этническое своеобразие музыкального языка, жанры музыкального искусства различных народов; о произведениях музыкального фольклора (русского народа и народов,
населяющих регион, страну), которые возможно использовать в практике общеобразовательной школы; об особенностях народопевческой манеры пения, методы и приемы ее формирования, возрастные этапы фольклорного интонирования, методику формирования навыков многоголосного пения, импровизации и варьирования напевов, драматизации народных песен; о видах народных танцевальных движений (русского народа и народов, населяющих регион); о народных инструментах, доступных для массового использования в практике школы, приемы игры на них (русского народа и народов, населяющих регион); о структуре личностной этномузы-кальной культуры, путях ее формирования; об основах этномузыкальной психологии, стратегии этномузыкального развития личности, сущностные характеристики этномузыкального слуха, эт-номузыкального мышления, памяти, сознания; об этноориентированных музыкально-педагогических технологиях проведения уроков музыки и внеклассных мероприятий, основанные на принципах культуротворчества, диало-гизма; о методике развития этномузы-кальных способностей, освоения школьниками народных песен, организации фольклорных игр, восприятия произведений музыкального фольклора, игры на народных музыкальных инструментах, использования национальных танцевальных движений;
3) уметь характеризовать основные положения этнокультурного подхода к музыкальному образованию, цели, задачи, принципы, содержание этномузы-кального образования, осмысливать и использовать на практике специальную литературу; организовывать и планировать этномузыкальное образование учащихся с учетом приобретенных знаний
67
68
и целевых установок, учебных программ для общеобразовательных учреждений, отражающий федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты музыкального образования; интонировать, «разыгрывать» народные песни, варьировать, сочинять подголоски в русле конкретной народопевче-ской традиции, интонировать многоголосные песни, исполнять национальные танцевальные движения, играть на простейших народных музыкальных инструментах; разучивать с детьми народные песни, «разыгрывать» их с использованием образных и танцевальных движений, работать над народопевческой манерой пения, развивать исполнительско-творческие навыки, навыки варьирования и импровизации; организовывать процесс слушания народных песен и наигрышей, процесс обучения игре на простейших народных инструментах; вовлекать детей в музыкальную фольклорную игру; составлять конспекты уроков музыки с использованием музыкального фольклора, сценарии фольклорных праздников; использовать ин-фор мационно-коммуникационные технологии в практике этно ориентированной музыкально-образовательной работы; проводить психолого-педагогическую диагностику этномузыкальных способностей, уровня развития этному-зыкальной культуры и осуществлять коррекцию своей музыкально-педагогической деятельности в соответствии с полученными результатами.
Таким образом, использование этнокультурного подхода к образованию в подготовке будущих учителей музыки:
• будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории региона, страны
и их культурам, толерантности, что в целом обеспечит становление будущего учителя музыки как гражданина страны, россиянина, представителя своего региона, этноса;
• позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую культуру и культуру родного народа, культуру народов России в контексте мировой культуры, что будет способствовать формированию этнического самосознания, этнокультурной, поликультурной, межкультурной, конфессиональной идентичности, способности к диалогу, к межкультурному общению и сотрудничеству;
• обеспечит определенный уровень развития этномузыкальной культуры студентов, этномузыкальной и этн о музыкально-педагогической компетентности;
• наряду с поликультурным и межкультурным подходом обеспечит органичное соединение российского профессионального музыкального образования с мировым, глобальным образованием, обеспечит высокий стандарт образования в целом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Бюллетень Минобразования РФ. - 2000. - № 11.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. - 2002. - № 1.
3. Концепция национальной образовательной политики РФ // Народное образование. - 2007. - № 1.
4. Поташник М. И. Проблемы оптимизации в педагогике // Советская педагогика. - 1985. - № 2. ■