Научная статья на тему 'К вопросу о сущности этномузыкального образования*'

К вопросу о сущности этномузыкального образования* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ETHNIC MUSICAL EDUCATION / PERSON'S ETHNIC MUSICAL CULTURE / ETHNIC MUSICAL ABILITIES / ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Л. П.

В статье рассматривается значимость этномузыкального образования, его направленность на сохранение народного музыкального искусства и формирование этномузыкальной культуры личности. Этномузыкальноое образование способствует воспитанию любви и уважения к своей стране, родному краю, своему народу, родному музыкальному искусству и музыке других народов, развитию культуры межэтнического общения, формированию этномузыкальной компетентности, позволяющей сохранять этномузыкальные традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENCE OF ETHNIC MUSICAL EDUCATION

This article examines the importance of ethnic musical education, its focus at saving folk musical art and developing ones ethnic musical culture. Ethnic musical education enhances the development of love and respect to the native country, native place, its people, native musical art and music of other peoples, development of culture of interethnical communication, development of ethnic musical competence which enables to preserve ethnic musical traditions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности этномузыкального образования*»

#

мотивация познавательного интереса, которая выражается в желании работать с небольшими по объему, яркими и запоминающимися текстами. В свою очередь, расширение информационного пространства, обусловленное высокой мотивацией, вовлекает учащихся в активное освоение сверхтекстового пространства межкультурной коммуникации, в процесс сотворчества учителя и ученика.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: Методологические проблемы преподавания русского языка. - М.; Оренбург: Агентство «Пресса». - 2009.

2. Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст // Учебное пособие для студентов высших педагогически учебных заведений. М.: Флинта; Наука, 2004.

3 . Дейкина А. Д. Сверхтекст и культурологический концепт в обучении русскому языку // Науч. труды МПГУ. Сер. «Гуманитарные науки». -М.: МПГУ, 2001.

4. Троицкий Ю. Л. Текст учебника истории как дискурс. - [Электрон. ресурс.] - Режим доступа: http://archi.veЛвер1етЬег. ги/Ыв/2000/ no29.htm.

5. Дейкина А. Д., Пахнова Т. Н. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2006.

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

ON THE ESSENCE OF ETHNIC MUSICAL EDUCATION

Л. П. Карпушина

В статье рассматривается значимость этному-зыкального образования, его направленность на сохранение народного музыкального искусства и формирование этномузыкальной культуры личности. Этномузыкальноое образование способствует воспитанию любви и уважения к своей стране, родному краю, своему народу, родному музыкальному искусству и музыке других народов, развитию культуры межэтнического общения, формированию этномузыкальной компетентности, позволяющей сохранять этномузыкальные традиции.

L. P. Karpushina

This article examines the importance of ethnic musical education, its focus at saving folk musical art and developing one's ethnic musical culture. Ethnic musical education enhances the development of love and respect to the native country, native place, its people, native musical art and music of other peoples, development of culture of interethnical communication, development of ethnic musical competence which enables to preserve ethnic musical traditions.

Ключевые слова: этномузыкальное образование, личностная этномузыкальная культура, этному-зыкальные способности.

Keywords: ethnic musical education, person's ethnic musical culture, ethnic musical abilities.

Этнокультурная направленность образования отражена в многочисленных документах, определяющих образовательную политику в нашей стране. В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2007) отмечается, что направленность образования определяется полиэтническим характером российского общества, его многоязычием, поликультурностью, полициви-лизационностью, поликонфессиональностью, исторической духовной общностью народов и культур России [1, с. 253], поэтому образование должно обеспечить сопряжение общего-

*

сударственных интересов с потребностями и интересами общества, его народов, сформировать отношения сотрудничества между ними, развивать языки и культуру народов России, что в целом будет способствовать межнациональному согласию, единству и целостности государства [1, с. 254]. В связи с актуальностью этнокультурной направленности образования представляет интерес рассмотрение сущности этномузы-кального образования.

Использование народной музыкальной культуры в образовании детей и подростков интересовало и интересует мно-

Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды» (№ 14.740.11.0574 от 05 октября 2010 г.).

91

гих фольклористов, педагогов-музыкантов прошлого (Е. Э. Ли-нева, А. Л. Маслов, А. Н. Карасев, С. И. Миропольский и др.) и настоящего (Ю. Б. Алиев, Т. И. Бакланова, С. С. Балашова, Л. С. Беляева, В. В. Васильева, В. В. Земцовский, Н. В. Калугина, Л. М. Кашапова, И. В. Козлова, Н. П. Колпакова, Е. А. Краснопев-цева, Л. Л. Куприянова, Л. Мекалина, Н. К. Мешко, Г. М. Наумен-ко, В. С. Попов, Л. В. Шамина, Т. С. Шенталинская, Н. Ширяева и др.). Однако стоит отметить, что проблема осмысления сущности этномузыкального образования до настоящего времени остается актуальной.

Этномузыкальное образование, по нашему мнению, представляет собой непрерывный педагогический процесс, направленный на воспитание любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов, формирование личностной этно-музыкальной культуры, этномузыкальной компетентности, толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению, позволяющих человеку воспринимать, транслировать и создавать этномузы-кальные ценности в русле родной или иной музыкальной традиции.

Этномузыкальное образование способствует становлению этнокультурной идентичности личности, сохранению и развитию музыкальной культуры этноса в целом. Оно выступает в двух ипостасях: как процесс общения индивида с родной музыкальной культурой и этномузыкаль-ными культурами других народов и как процесс его этномузыкальной культурации, процесс присвоения, принятия этномузыкальных ценностей личностью. Таким образом, этномузыкальное образование можно трактовать как культуросозидающий процесс, процесс воспроизводства и созидания этномузыкальных смыслов, ценностей современной народной музыкальной культуры и как процесс формирования личностной этномузыкальной культуры в ходе этно-ориентированной музыкально-творческой деятельности.

Этномузыкальноое образование предполагает, что оно на современном этапе не только транслирует этному-зыкальную культуру прошлого, настоящего, но и воздействует на состояние современного народного музыкального искусства, обновляет его благодаря воспитанию людей, владеющих этномузыкально-творческой технологией, у которых знание этномузыкальных традиций сочетается с новым музыкальным мышлением, сознанием.

В современных условиях, когда семья перестала быть транслятором родной музыкальной культуры, только этномузыкальное образование и этномузыкальная информационно-образовательная среда способна сохранить и передать будущим поколениям народную музыкальную культуру. Этномузыкальное образование в данном случае предстает перед нами как многогранный процесс этномузыкальной коммуникации и как институт, его организующий, позволяющий музыкальной культуре этноса не только сохраняться, но и развиваться в ходе этномузыкальной творческой деятельности людей.

Каждый человек в ходе этномузыкального образования осваивает «опорную», родную музыкальную куль-

92

туру, но при этом усваивает музыкальные ценности культуры региона, страны, мира, народное музыкальное искусство как своего времени, так и прошлых лет. Поэтому современное этномузыкальное образование должно учитывать потребности различных этносов в сохранении своей музыкальной культуры, взаимосвязь и взаимодействие этномузыкальных культур, поликультурную направленность образования, стремление сохранить единое образовательное пространство, необходимость интеграции в мировое образовательное пространство.

Этномузыкальное образование выполняет ряд функций:

Функция сохранения музыкальной культуры. Этно-музыкальное образование сохраняет, обновляет, развивает благодаря определенной системе прогрессивные народные музыкально-педагогические традиции, технологии этномузыкального творчества, этномузыкальные ценности.

Функция сохранения этноса. Этномузыкальное образование способствует сохранению этнических характеристик, этнического самосознания индивида.

Функция сохранения общества. Этномузыкальное образование обеспечивает направленность образовательного процесса на культурную, этническую консолидацию, на становление толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению.

Функция сохранения государства. Этномузыкальное образование направлено на сохранение единого образовательного пространства, формирование гражданственности, патриотизма, желания работать на пользу Отечества, жить в нем, сохранять его культуру.

Функция сохранения души и здоровья человека. Этномузыкальное образование направлено на сохранение духовных, ценностных, творческих начал в человеке, его телесного и душевного здоровья, формирования оптимистического мировосприятия на основе непреходящих нравственных ценностей этноса посредством «погружения» в этномузыкальную культуру.

Исходя из вышесказанного, этномузыкальное образование выступает в качестве:

- институциональной системы передачи и сохранения этномузыкальной культуры, рождения новых ценностей, новых способов этномузыкального творчества;

- средства этномузыкального общения, в контексте которого происходит «взращивание», взаимообогащение личности и народной музыкальной культуры, народного музыкального искусства и этносоциума;

- процесса становления личностной этномузыкальной культуры;

- способа вовлечения в диалог этномузыкальных культур подрастающего поколения;

- части единого процесса формирования этнокультурной и поликультурной личности в ходе постижения ценностей родной музыкальной культуры и музыкальных культур других народов;

- процесса человекотворчества, народотворчества и культуротворчества, так как без человека нет этномузы-

кальной культуры, а без народного музыкального искусства нет человека - представителя этноса, и без этному-зыкальной культуры нет народа;

- способа формирования толерантного отношения к этносам, их культурам, воспитания культуры межэтнического общения;

- условия формирования этномузыкальной компетентности, позволяющей легко ориентироваться в мире этномузыкальных ценностей, родной музыкальной культуры и культуры других народов;

- процесса реализации этно-ориентированных музыкально-творческих и диалоговых технологий.

Цель этномузыкального образования, по нашему мнению, можно определить так: становление личности в ходе освоения родной, региональной, российской и мировой музыкальной культуры в процессе этно-ориентированной музыкально-творческой деятельности, формирование личностной этномузыкальной культуры, этномузыкальной компетентности, воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, способности к межэтническому, межкультурному общению, интеграции и консолидации.

Особо стоит отметить важность становления этномузыкальной культуры личности в ходе этномузыкального образования. Этномузыкальная культура личности - это интегрированное качество, позволяющее личности воспринимать, воспроизводить и создавать эт-номузыкальные ценности с опорой на музыкальные традиции своего народа.

Этномузыкальная культура личности включает в себя:

этнодуховную константу, представляющую усвоенные нравственные, этические нормы этноса, этническое самосознание;

накопленный этномузыкальный опыт, включающий в себя эмоционально-ценностный опыт переживаний, набор типичных эмоций, отражающих духовно-психическую жизнь этноса в музыкальном фольклоре;

комплекс знаний, умений и навыков, определяющих готовность и способность человека к исполнительско-творческой музыкальной деятельности в рамках определенной музыкальной традиции, в совокупности составляющей этномузыкальную компетентность;

опыт творческой деятельности в русле народопев-ческой и инструментальной традиции, творческое воображение, творческую активность;

комплекс этномузыкальных способностей: а) этно-музыкальный слух, включающий в себя интонационное чутье, интонационно-попевочный слух и др.; б) этному-зыкальное мышление; в) чувство этностиля, формирующееся на основе этнонационального музыкального искусства и включающее в себя стилевую установку, эталоны этносвоеобразной манеры народного пения, инструментального музицирования, эталоны этномузыкального языка; г) этномузыкальную память, в которой важную роль играют: «кладовая бессознательного»; «кладовая памяти» (в том числе интонационно-попевочный словарь);

этномузыкальное сознание (включающее в себя заинтересованность, увлеченность народным музыкальным искусством; потребность в этно-ориентированной музыкальной деятельности; эстетические эмоции, вкус, способность к оценке, позволяющую эстетически воспринимать, наслаждаться и оценивать народное музыкальное искусство; наличие системы «звучащих» текстов-смыслов, этномузыкальные ценности).

Цель конкретизируется посредством постановки следующих задач:

• обеспечить становление личности в ходе освоения ценностей родного, регионального, российского музыкального искусства, процесса гражданской, этнической, этнокультурной идентификации, социализации, культурации, адаптации в условиях современного этнокультурного и поликультурного, поликонфессионального, полиэтнического, полиментального информационно-образовательного пространства;

• формировать личностную этномузыкальную культуру, включающую в себя накопленный тезаурус этномузыкальных смыслов, этномузыкальную компетентность, этномузыкальные способности (этномузыкальный слух, этномузыкальное мышление и т. д.), этномузыкальное создание и т. п.;

• обеспечить осуществление процессов самоопределения, самореализации, саморазвития, самовоспитания на основе родной музыкальной культуры в условиях поликультурного образования; становление духовности, сохранение здоровья, развитие творческих сил и способностей в ходе этномузыкальной деятельности, этномузыкального и полимузыкального общения, жизни в этнокультурном и поликультурном образовательном пространстве.

Таким образом, можно определить в качестве сущностной характеристики этномузыкального образования следующее:

• этномузыкальное образование должно стать средством консолидации этносов, проживающих в регионе и России, развития межэтнических отношений, фактором активизации межкультурного общения в условиях поли-этничности, поликультурности, поликонфессионально-сти, полиментальности;

• этномузыкальное образование тесно связано с полимузыкальным образованием, в котором усилены инте-гративные процессы, гуманистическая и аксеологическая направленность, в нем обеспечивается постижение «всечеловеческого» - через этническое, углубленное освоение родной музыкальной культуры - через общение с другими культурами; «вживание» в чужие культуры - обязательное условие осуществления этномузыкального образования, в котором реализуется возможность вступить в равноправный диалог с иномузыкальным окружением;

• при организации этномузыкального образования учитывается поликультурность информационно-образовательного пространства, объединяющие этнические, региональные, российские музыкальные ценности, направленность на сохранение единства сохранения федераль-

93

$

ного, культурного, образовательного и духовного пространства России; отход от этнической обособленности; направленность на формирование толерантного поведения и корректного межкультурного общения на основе народной музыки; направленность на консолидацию народов; становления социокультурных идентичностей (гражданская, конфессиональная принадлежность);

• этномузыкальное образование обеспечивает личности возможность этнической, этнокультурной, этному-зыкальной идентификации в ходе освоения этнических духовных, эстетических, музыкальных ценностей для формирования этнического самосознания, этнокультурной идентичности, для формирования личностной этномузы-кальной культуры;

• в процессе этномузыкального образования обеспечивается направленность на экологию культуры, которая представляет собой формирование ответственности за сохранение и ретрансляцию «ядра» этномузыкальной культуры, за внесение новых ценностей, смыслов, изменение этномузыкальных традиций;

• этномузыкальное образование организуется с учетом исторического прошлого и современных тенденций в народной музыкальной культуре;

• в содержании этномузыкального образования отражена смена этнопедагогических парадигм музыкального образования народной ориентации (Е. В. Николаева), интонационных пластов народной музыки;

• этномузыкальное образование направлено на постижение этномузыкальных ценностей, этномузыкальных знаний и способов музыкально-творческой деятельности в русле этномузыкальных традиций и формирование на этой основе этномузыкальной компетентности, развитие этномузыкальных способностей (этномузыкального слуха, этномузыкального мышления), этномузыкального сознания, позволяющих рождать новые смыслы, формы, ценности, изменять этномузыкальное пространство;

• отбор содержания национально-регионального компонента музыкального образования осуществляется с учетом эталонов этномузыкальной культуры, этнического своеобразия музыкального фольклора; региональ-

ных особенностей этномузыкальных традиций, народно-религиозной составляющей; связи народного музыкального творчества с культурой и бытом народа, единства различных видов творчества в музыкальном фольклоре; музыкальных традиций;

• в ходе этномузыкального образования происходит освоение «ядра» конкретной народной музыкальной культуры на эталонах-образцах как основы становления личностной этномузыкальной культуры, ее инвариантной составляющей в ходе этно-ориентированной музыкально-творческой деятельности, подкрепленной особой энергетикой, посредством культуротворческих технологий.

Таким образом, стоит отметить актуальность и необходимость рассмотрения сущности этномузыкального образования, что обеспечит в дальнейшем более качественную реализацию данного направления музыкального образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпушина Л. П. Педагогические основы этномузыкального образования: исторический аспект // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Матер. V Междунар. науч.-практ. конференции. - М.: МПГУ, 1999.

2. Карпушина Л. П. Личностная этномузыкальная культура // Искусство и образование. - 2007. -№ 2.

3. Концепция национальной образовательной политики РФ // Народное образование. - 2007. -№ 1.

4. Лаврухин Н. Е. Культуротворческая парадигма образования: Экскурс в философию образования - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// oojpkro.nm.ru//Text/t13 - 208.htm.

5. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. - № 4.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.