УДК 781.7 + 008
Абдулаева Медина Шамильевна
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории музыки и методики музыкального образования Дагестанского государственного педагогического университета [email protected]
ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Abdulaeva Medina Shamilyevna
PhD in History, Assistant Professor, Head of the Theory and History of Music and Methodic of Musical Education Subdepartment, Dagestan State Teacher’s Training University [email protected]
ETHNIC MUSICAL TRADITIONS IN THE MULTILEVEL STRUCTURE OF DAGESTAN PEOPLES’ IDENTITY
Аннотация:
В многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана особую роль играют этному-зыкальные традиции. Ядром музыкальной культуры дагестанских автохтонов выступают ритм (временной фактор музыки) и интонация (высотный фактор), обусловившие прочность инструментальной и танцевальной традиций. Инструментальная музыка дагестанских автохтонов сохраняет канон - традицию, область вокальной музыки - поле для инноваций, прежде всего, в контексте полиэтничных музыкальных взаимодействий.
Ключевые слова:
этномузыкальные традиции, Дагестан, идентичность, ядро музыкальной культуры, музыкальный фольклор, сакрально-религиозная музыка, танец.
Summary:
Ethnic musical traditions play a special role in the multilevel structure of Dagestan peoples’ identity. The core of the Dagestan autochthones’ musical culture is a rhythm (temporal musical factor) and intonation (pitch factor), determining strength of the instrumental and dance traditions. The instrumental music of the Dagestan autochthones keeps canon - tradition, while vocal music area is a field for innovations, mostly in the context of multiethnic musical interactions.
Keywords:
ethnic musical traditions, Dagestan, identity, core of musical culture, folk music, sacral and religious music, dance.
Поскольку глобализация нивелирует культурные различия между субъектами разных этносов и культурных традиций, традиционная культура (и ее этномузыкальный компонент) в силу того, что является генетическим хранилищем культурных кодов, выступает защитой от агрессивной глобализации. Рассматривая особенность национальной музыкальной культуры, необходимо определить границу между глобальным (выражающемся в общепризнанных достижениях мировой классики) и локальным (составляющем, собственно, этническую специфику музыкального текста). Сочетание специфических мелодико-ритмических структур, ладовой системы, интонационного словаря с принципами формообразования музыкального целого определяется мировоззрением этноса, его менталитетом.
В структуре культурной идентичности автохтонных народов Дагестана нами выделены традиционность (соблюдение адата, то есть горского права), намус (нравственный регулятор), религиозность. Одним из компонентов культурной идентичности выступают художественные предпочтения. Территориальное развертывание традиционной культуры неизбежно ведет к этнокультурным взаимодействиям, примером данных процессов может служить народное музыкальное творчество дагестанских этносов. На протяжении веков формирование населения Дагестана было связано с культурным взаимодействием, разной степенью интенсивности и различием форм в музыкальном фольклоре. Многовековое соседство дагестанских народов вело к адаптации и усвоению в собственных культурах соседних традиций и, как следствие этого, - к сближению этнокультурных традиций в региональном масштабе. В этом плане актуальна позиция И.И. Земцовского, отмечающего, что «фольклор представляет собой многоярусную (в диалектическом смысле) систему, ибо включает системы локальные, племенные, национальные и межнациональные, вплоть до глобальной суперсистемы фольклора вообще, в свою очередь развивающейся и находящейся в связи со множеством иных, нефольклорных систем, и в первую очередь с другими видами народного искусства» [1, с. 173].
В основе дагестанской этнической музыки лежит кавказская матрица музыкальной культуры, реализовавшаяся в этнической музыкальной культуре народов Кавказа и Закавказья. Матрица музыкальной культуры отражается в особенностях мелоса, ритмической и метрической организации. Многоголосное мужское хоровое пение кумыков, их героические песни стоят
в одном ряду с аналогичными формами фольклора адыгов, балкарцев, вайнахов, карачаевцев, осетин. Показательно, что традиция хорового многоголосного исполнительства отсутствует у других дагестанских этносов (мужское хоровое пение встречается у аварцев, но исключительно унисонное). Функционирование хоровой исполнительской традиции у кумыков и отсутствие их у других дагестанских этносов выступает фактором жанровой локализации.
Музыкальный фольклор дагестанских автохтонов идентифицируется посредством конфигурационных моделей музыкальных жанров (наиболее наглядно этнические жанровые разновидности проявляются в обрядовом фольклоре, эпосе, песнях лирической традиции) и приоритетными музыкальными инструментами. Музыкальный инструментарий дагестанцев имеет как региональные, так и локальные особенности. Общедагестанскими считаются зурна (деревянный духовой), бубен, барабан, хроматическая гармоника. Локальные особенности этномузы-кальных традиций дагестанских автохтонов маркируются специфическим музыкальным инструментарием групп мембранофонов, хордофонов (щипковыми, реже - смычковыми) и аэрофонов. Корпус ударных инструментов составляют общедагестанские гавал (двусторонний барабан с кожаной мембраной), бубен; парные литавры - типлипитом (в Южном Дагестане). Хордофо-ны: у аварцев - двухструнный щипковый тамур (другое название - пандур), трехструнная чагана (смычковый инструмент); у даргинцев - щипковые чунгур и трехструнный агач-кумуз; у лезгин - тар, кеманча, саз (заимствованные в азербайджанской музыкальной культуре); у кумыков - агач-кумуз, у ногайцев - домбра. Группа духовых инструментов включает общедагестанские (например, зурна - язычковый аэрофон, различные варианты свистковых флейтовых аэрофонов); инструменты, имеющие узкую локализацию (ясти-балабан в южном Дагестане) [2].
Жанровая классификация может быть представлена несколькими уровнями, наиболее глобальный из которых - деление на вокальную и инструментальную музыку. Мы предлагаем разделение всего комплекса этно-музыки Дагестана на песенно-танцевальный фольклор и сакрально-религиозную музыку. Песенно-танцевальный, в свою очередь, включает следующие музыкальные страты: обрядовый фольклор (семейно-бытовые песни, ритуальные плачи) вне-обрядовый фольклор (эпические, исторические, любовные лирические, трудовые, шуточные песни, детский фольклор и др.). Сакрально-религиозная музыка включает мусульманские нашиды и мавлиды.
Наиболее полное представление о мировоззрении дагестанцев дают материалы народного эпоса, легенды и предания «О Шарвили», «Парту Патима», «Дюнк Батыр», «О Надыр шахе». Народный эпос представляет собой единственный источник сохранения и передачи истории домусульманского периода. Развитие эпического жанра можно наблюдать в пространстве музыкально-поэтического творчества, например, аварцев, реализовавших эпическую традицию в многочисленных песнях, балладах о национальном герое XIX в. - имаме Шамиле. У лезгин эпический жанр музыкально-поэтического творчества представлен пением ашугов - народных сказителей. Ашугская традиция входит в широкий пласт культуры ирано-персидских народов; в лезгинском народно-песенном фольклоре данный тип пения появился благодаря и территориальному соседству и соответственно тесным культурным контактам с Азербайджаном.
Своеобразная мелодико-ритмическая первооснова народной песни теряется под влиянием массовой эстрадной песни. Национальная индивидуальность мелодики ассимилируется с интонационным «багажом» городской музыкальной культуры. Наиболее драматично подобный процесс происходит в этнокультурах немногочисленных этносов и осложняется в результате миграции с территории малой родины. В данных условиях становится актуальным сохранение самобытности этнокультурной традиции. Такую цель ставит ежегодный Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы», организуемый министерствами культуры России и Дагестана, государственным Российским и Республиканским Домами народного творчества, администрацией города Махачкалы. Фестиваль «Горцы» проводится при поддержке президента РД в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» и включен в календарь Международной организации по народному творчеству.
Менее масштабным и пафосным, сконцентрированным на локальной культуре, стал фестиваль лакского музыкального фольклора «Шунудаг». С момента возникновения (2002 г.) мероприятие позиционировалось как Фестиваль лакской песни. В дальнейшем среди участников фестиваля появлялись представители других дагестанских народностей. В результате к 2011 г. музыкальный форум обрел более широкий масштаб и трансформировался в Фольклорный фестиваль народов Дагестана «Шунудаг».
Проблему сохранения этномузыкальных традиций в определенной степени решают многочисленные фольклорные коллективы, создаваемые на базе районных учреждений культуры.
Жанровый состав этно-музыки дагестанских автохтонных народов включает сакральнорелигиозную музыку, которая актуализирована как в контексте исламской литургии, так и в пространстве обрядов семейного цикла. Исторически отношение к музыке у дагестанских мусульман не однозначно и связано с тем направлением в исламе, которого придерживаются дагестанские этносы. Например, согласно суфийской традиции, музыка является миниатюрой гармонии всей вселенной. «Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии, и именно в этом магия, или тайна, стоящая за музыкой. Так, индийский суфий начала ХХ века, музыкант, поэт, философ Хазрат Инайят Хан, рассуждая о природе музыки, определяет место и ценность музыки как вида искусства: «Когда вы слышите музыку, которая вам нравится, она настраивает и приводит вас в гармонию с жизнью. Поэтому человек нуждается в музыке; он стремится к музыке» [3, с. 188]. Приоритет музыки в суфийской культуре косвенно подчеркивается и одной из версий происхождения названия певца-сказителя в традиционных культурах. Например, этимология слова «ашуг» («ашыг») связана с принадлежностью данного вида народного песенного творчества к суфийской культуре мусульманского Востока. По мнению исследователей, «ашуг» ведет свое происхождение от слова «шейх» («ших») - титула, которым назывались религиозные авторитеты, главы суфийских орденов [4]. Принимая во внимание жанровое разнообразие этномузыкальной традиции в Дагестане, отметим, что активное развитие музыкального народно-песенного творчества в регионе состоялось благодаря распространению суфийской традиции ислама.
У дагестанских этносов, исповедующих суфийский ислам, получили развитие в основном те музыкальные формы, которые связаны с исламской литургией (чтение Корана, азан), с религиозными праздниками (мавлид, нашид), опирающимися прежде всего на местный музыкальный фольклор.
Музыкальная традиция мусульман Дагестана обнаруживает определенные закономерности. Она включает как канонический (арабо-мусульманский) компонент, так и мобильный, вариативный, обусловленный сплавом с местным музыкальным фольклором и интонационным словарем культуры новоевропейского типа. Соединение различных пластов культуры имеет давнее происхождение и определяется конкретными историческими условиями бытования ислама в Дагестане, также общей тенденцией к сохранению национальных традиций и стремлением к культурным контактам с исламским миром. Это определяет локальное своеобразие религиозных универсалий и в целом расширяет стилевую панораму музыкальной культуры Дагестана.
Если песенное творчество дагестанцев содержит отличия как в жанровом составе, так и в мелодико-ритмических системах, то танец выступает связующим, цементирующим компонентом этнокультуры дагестанцев. Искусствовед А.Н. Соколова отмечает, что народные танцы «сохраняются как этнические идентификационные знаки культуры, как способ сохранения этноса, как высокие эстетические акты, как форма психотерапевтической коррекции и одновременно как определенное сопротивление модернизации и вестернизации общества» [5, с. 28].
Коллективная «лезгинка», исполняемая на торжествах, становится действенным средством преодоления людской разобщенности. Разновидности «лезгинки» можно отметить у многих кавказских этносов. В пространстве дагестанской культуры отличия заключаются в средствах музыкальной выразительности, используемых с разной степенью доминирования. Лексика танца коррелирует с интонационной основой и фразировкой мелодии танца. Так, у северо-дагестанских этносов (аварцев, даргинцев, кумыков) в качестве доминирующего выразительного средства выступают ритм и темп, придающий танцу энергичный, темпераментный характер. Жесткие, резко очерченные движения северно-дагестанской «лезгинки» органичны с акцентной, дробной мелодической основой. У народов Южного Дагестана в комплексе музыкально-выразительных средств, задействованных в танце, преобладает мелодическое начало. Отсюда - «умеренный» темп танца, плавная хореография. В данном типе танца мягкие пластичные движения естественно сочетаются с мелодией кантиленного типа.
Исполняя «лезгинку», молодежь устраивает своего рода соревнование на самого лучшего танцора - участниками танца и зрителями оценивается четкость движений, ловкость, пластичность, хореографическая культура. Стремление охватить большое пространство с помощью активной жестикуляции придает хореографии «лезгинки» черты агональности. Поскольку одной из особенностей дагестанской «лезгинки» выступает стремление к превосходству, можно предположить, что традиционный танец является элементом состязательной культуры дагестанских автохтонов [б].
Рассуждая о взаимосвязи музыкального инструментализма и хореографии, И.В. Мациев-ский отметил проявление типичных особенностей этноса в инструментальном исполнительстве и танце: «здесь чрезвычайно ярко выражены этнографическая специфика, “лицо народа”» [7, с. 11]. Являясь в генезисе героическим танцем, лезгинка стала средством спонтанно передаваемой радости. Исполнение танцевальных па лезгинки в момент какого-нибудь радостного события
воспринимается в Дагестане естественно и привычно. На уровне коллективного бессознательного это связано с диурническим режимом культуры дагестанцев. Гипертрофированное проявление танцующими «дагестанства» приводит к цивилизационному диссонансу в городском социуме и продуцирует межнациональные конфликты.
Интонационное родство музыки дагестанских народов проявляется в единообразии типичных ладовых и метроритмических структур, кадансовых оборотов. В то же время этномузыкаль-ная культура каждого из дагестанских этносов - самостоятельная система, содержащая устойчивые автономные признаки. Музыка устной традиции, сформировавшая собственный канонический интонационный словарь (И.И. Земцовский), выступает своего рода этническим стереотипом, чья сохранность оказывается залогом полнокровного существования этноса. Существование нескольких музыкально-стилевых коалиций внутри дагестанской культуры подтверждается своеобразным характером мелодики, характерными ритмоформулами, корпусом (номенклатурой) мелодий, жанровыми видами и подвидами, особенностями народной хореографии, свидетельствующими о самобытности этномузыкальных традиций дагестанских народностей.
Инструментальная музыка в силу большей сохранности ритмоформул, интонационного словаря, природного мелоса находится в состоянии статики и обеспечивает сохранность аутен-тики этномузыки. Инструментальная музыка позволяет отметить экологичность этнокультуры, ее сохранность в условиях полиэтнического региона. Песенное творчество, напротив, находится в состоянии динамики, поскольку, благодаря вербальности, жанровому разнообразию и высокому потенциалу обновления оно оказалось менее устойчивым перед трансформациями, происходящим в сфере музыкального искусства.
Если можно говорить об этномузыкальной традиции как о компоненте культурного ядра дагестанской культуры вплоть до первых десятилетий ХХ в., то весь советский и текущий постсоветский период музыкальный фольклор находился и находится в состоянии непрерывного обновления, и - параллельно - утрачивания целых слоев песенного творчества. Приведем примеры:
1. При том, что каждый из этносов стремится сохранить диалектные, локальные этнокультурные особенности, присутствует взаимовлияние в сфере музыкального фольклора.
2. Постоянно происходит процесс обновления корпуса обрядовых песнопений посредством 1) заимствования (чаще всего, у территориально близких этносов), 2) трансформации необрядовых в обрядовые, 3) утрачивания большей части корпуса обрядовых и внеобрядо-вых песен в результате естественной убыли носителей фольклора, 4) появления в пространстве обряда новых, авторских песен. Данные факторы обусловили актуальность сохранения духовного наследия народов Дагестана, что реализуется в различных фестивалях народного творчества, проводимых в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», республиканской целевой программы в сфере культуры - «Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества на 2011-2015 гг.». Подвижность периферийного слоя этномузыкальной культуры наблюдается даже в азане - каноническом с точки зрения музыкального наполнения компонента исламской литургии. Убедительным доказательством музыкально-стилевой мобильности азана служит возможность комбинирования арабской мелизматики с семиступенным звукорядом, идентичным мажорному, а также интонационный (на уровне микромотивов) комплекс азана, отражающий содержание интонационного словаря исполнителя (муэдзина).
3. Происходит кристаллизация новых жанровых явлений в пространстве сакральнорелигиозной музыки - мавлид (арабский и дагестанский), песни в обряде зикра, нашид - абсолютно новое явление в дагестанской этномузыке.
4. Музыкальная культура, как и культура этноса, включает в свою структуру ядро и периферию. Ядром музыкальной культуры дагестанских автохтонов выступают ритм (временной фактор музыки) и интонация (высотный фактор), обусловившие прочность инструментальной и танцевальной традиций. В пространстве инструментальной и танцевальной музыки сохранение аутентичности оказалось более достижимым, нежели в сфере песенного фольклора. Менее устойчивой перед изменением культурного контекста - влиянием инокультурных традиций и массовой культуры - стала область народного вокального исполнительства. Здесь преобладает эвристика, творческое переосмысление музыкальных традиций, трансформация и кристаллизация новых музыкальных жанров и жанровых направлений. Таким образом, инструментальная музыка дагестанских автохтонов сохраняет канон, воплощая этномузыкальную традицию, область вокальной музыки - поле для инноваций, прежде всего, в контексте полиэтничных музыкальных взаимодействий.
В ХХ в. духовные качества дагестанских этносов стали проявляться в музыке новых типов: активно начала развиваться городская музыкальная культура - массовая (эстрадная) и академическая. Однако традиционная музыка не утратила свои приоритетные позиции в структуре куль-
- 15B -
турной идентичности, поскольку все жизненно важные события, связанные с обрядами семейнобытового цикла, по-прежнему связаны с музыкальным наполнением. Поиск этнической идентичности активизировал этномузыкальную составляющую художественной культуры Дагестана.
Ссылки:
1. Земцовский И.И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистко-ленинской методологии // Проблемы музыкальной науки: сб. статей / ред. И.И. Земцовский. М., 1972. Вып. I. С. 169-197.
2. Якубов М.А. Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана. Махачкала, 2003.
3. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М., 1997.
4. Мамедов Т. Ашыги Азербайджана // Музыкальная наука на постсоветском пространстве: Международная интернет-конференция. URL: http://musxxi.gnesin-academy.ru/?cat=7 (дата обращения: 11.06.2012).
5. Соколова А.Н. Деструктивные, конструктивные и реконструктивные процессы в музыкально-инструментальной культуре адыгов (советский и постсоветский периоды) // Южно-российский музыкальный альманах. 2008. Ростов-на-Дону, 2009. С. 20-29.
6. Абдулаева М.Ш. Ментальные этнокультурные доминанты дагестанцев // Свод памятников состязательной культуры народов Юга России. Сборник материалов / ред.-сост. А.Н. Соколова. Ростов-на-Дону, 2012. С. 36-46.
7. Мациевский И.В. Инструментальная музыка и хореографическая культура // Музыка и танец: вопросы взаимодействия: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Майкоп, 2004. С. 8-14.
References (transliterated):
1. Zemtsovskiy I.I. O sistemnom issledovanii fol'klornykh zhanrov v svete marksistko-leninskoy metodologii // Problemy muzykal'noy nauki: sb. statey / ed. I.I. Zemtsovskiy. M., 1972. Issue I. P. 169-197.
2. Yakubov M.A. Atlas muzykal'nykh instrumentov narodov Dagestana. Makhachkala, 2003.
3. Khazrat Inaiyat Khan. Mistitsizm zvuka. M., 1997.
4. Mamedov T. Ashygi Azerbaydzhana // Muzykal'naya nauka na postsovetskom prostranstve: Mezhdunarodnaya internet-konferentsiya. URL: http://musxxi.gnesin-academy.ru/?cat=7 (date of access: 11.06.2012).
5. Sokolova A.N. Destruktivnie, konstruktivnie i rekonstruktivnie protsessy v muzykal'no-instrumental'noy kul'ture adygov (sovetskiy i postsovetskiy periody) // Yuzhno-rossiyskiy muzykal'niy al'manakh. 2008. Rostov-na-Donu, 2009. P. 20-29.
6. Abdulaeva M.S. Mental'nie etnokul'turnie dominanty dagestantsev // Svod pamyatnikov sostyazatel'noy kul'tury narodov Yuga Rossii. Sbornik materialov / ed.-comp. by A.N. Sokolova. Rostov-na-Donu, 2012. P. 36-46.
7. Matsievskiy I.V. Instrumental'naya muzyka i khoreograficheskaya kul'tura // Muzyka i tanets: voprosy vzaimodeystviya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Maykop, 2004. P. 8-14.