Научная статья на тему 'Специально-криминологические меры предупреждения истязаний'

Специально-криминологические меры предупреждения истязаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1150
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТЯЗАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / НАСИЛЬСТВЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / НАКАЗАНИЕ / TORTURE / PREVENTION / VIOLENT CRIME / SUBJECTS OF THE PREVENTION / PUNISHMENT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специально-криминологические меры предупреждения истязаний»

Специально-криминологические меры предупреждения истязаний

Попова М. А.

Попова Мария Александровна / Popova Marija Aleksandrovna - магистрант, кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права, институт магистратуры,

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Аннотация: статья посвящена необходимости улучшения специально-криминологических мер

предупреждения истязаний. Рассматриваются основные направления специально-криминологической профилактики, ее классификация и субъекты, играющие главную роль в предупреждении насильственных преступлений и истязаний. Освещены проблемы специально-криминологического предупреждения истязаний и пути их решения.

Abstract: article is devoted to need of improvement of special and criminological measures of the prevention of tortures. The main directions of special and criminological prevention, its classification and subjects playing a major role in the prevention of violent crimes and tortures are considered. Problems of the special and criminological prevention of tortures and a way of their decision are covered.

Ключевые слова: истязание, профилактика, насильственная преступность, субъекты предупреждения, наказание.

Keywords: torture, prevention, violent crime, subjects of the prevention, punishment.

Специальный криминологический уровень предупреждения преступности характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений [10, с. 55]. Такой же позиции придерживается и Е. А. Горбунова, которая под специально-криминологическими мерами предупреждения преступлений понимает деятельность субъектов предупреждения преступлений, специально направленных на устранение конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений [1, с. 209].

По мнению А. Д. Дашиевой, именно специальная профилактика является важнейшим видом предупреждения истязаний на современном этапе [3, с. 164]. Она выделяет следующие основные направления специально-криминологической профилактики насильственных преступлений:

а) комплексная и скоординированная последовательная борьба с пьянством (алкоголизмом) и наркотизмом;

б) своевременное реагирование на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов, которые могут перерасти в преступления;

в) обеспечение эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах;

г) своевременное профилактическое воздействие на лиц с повышенной степенью виктимности;

д) противодействие пропаганде жестокости и насилия в средствах массовой информации;

е) обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления на основе ее дифференциации и индивидуализации и др. [3, с. 164].

В системе специальных мер борьбы с преступностью выделяют общую и индивидуальную профилактику, которые служат основой разграничения компетенции структурных подразделений субъектов специально-криминологического предупреждения [3, с. 164].

Для решения задач общей профилактики преступлений, анализируются качественно-количественные показатели преступности и других правонарушений, сведения об их причинах и условиях, проводятся прикладные криминологические исследования на отдельных объектах, в регионах, в отраслях хозяйства, целевые профилактические операции, информируются органы власти местного самоуправления и другие субъекты, обладающие возможностями и полномочиями по практической реализации соответствующих предложений антикриминального характера, проводится работа по повышению юридической культуры граждан, их правовому просвещению и воспитанию, оказывается консультативная помощь населению по вопросам защиты от противоправных посягательств [3, с. 57].

Индивидуально-криминологическая профилактика тесно связана с общесоциальной, но отлична от нее по уровню и масштабу предпринимаемых мер. Верно замечено Ю. В. Чуфаровским, что индивидуальная профилактика состоит в непосредственной воспитательной работе с конкретным человеком и лишь в том случае, когда его поведение свидетельствует о реальной возможности перехода на преступный путь. С практической стороны индивидуальная профилактика - это выявление лиц, склонных к совершению преступлений, изучение их, оказание на них положительного воздействия с целью недопущения совершения преступлений [10, с. 56].

Меры индивидуального предупреждения преступлений призваны не только устранить или исправить отрицательные черты внутреннего мира, сложившейся антиобщественной ориентации, но и постепенно сформировать такие качества, которые могут обеспечить неуклонное соблюдение социальных норм и правил общественной морали [10, с. 56].

С. Д. Дерябиным были рассмотрены следующие направления данного вида профилактики, имеются в виду также побои и истязания:

а) выявление и нейтрализация причин и условий преступлений, обстоятельств, могущих обуславливать их совершение;

б) выявление лиц, способных в силу их поведения, образа жизни и ближайшего окружения совершить преступление;

в) выявление лиц, ранее судимых за насильственные преступления, но не порвавших преступные связи, не прекративших преступную деятельность, в силу чего способных совершить новое преступное деяние;

г) недопущение на преступный путь лиц, ранее не судимых, но в силу их образа жизни, связей и ближайшего окружения, могущих быть вовлеченными в преступную деятельность;

д) недопущение рецидивных преступлений со стороны тех, кто уже отбывал наказание за побои и истязания, предотвращение специального рецидива;

е) выявление замышляемых и приготавливаемых побоев и истязаний, их предотвращение и пресечение;

ж) получение информации о возможных побоях и истязаниях в различных сферах жизнедеятельности людей [4, с. 133-134].

А. Д. Дашиева классифицирует индивидуально-криминологическую профилактику на такие стадии как: ранняя, непосредственная и профилактика рецидива истязаний [3, с. 165].

Ранняя профилактика необходима для предотвращения развития неблагоприятной обстановки в семье, когда возникают признаки криминального насилия, когда поведение лица свидетельствует о развитии у него негативных интересов, привычек, стереотипов (разрыв с позитивной микросредой, контакты с криминальной средой и носителями привычек к пьянству, потреблению наркотиков, бытовым дебошам и т. д.), когда оно совершает административное и иные правонарушения [3, с. 166-167].

Предупреждение пьянства, лечение алкоголизма и других психических расстройств — важная составная часть всей профилактической работы на раннем ее этапе.

А. Н. Ильяшенко отмечает, что предупреждению насильственной преступности, в том числе и истязанию, может способствовать усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом по месту работы и жительства граждан. По его данным, этого мнения придерживается большинство (54 %) опрошенных экспертов [5, с. 175].

Практически везде остро стоит вопрос о предупреждении преступлений лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими и другими психотропными веществами. В связи с этим необходимо создавать в регионах детские наркологические центры для лечения подростков, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией [6, с. 651]. Для выявления лиц, склонных к частому употреблению алкоголя и применению насилия, а также лиц, злоупотребляющих алкоголем, необходимо создание программ по взаимодействию общественных организаций, государственных медицинских учреждений и правоохранительных органов. Общей задачей указанных организаций и учреждений должно быть своевременное выявление и направление на прохождение курса по лечению лиц, страдающих от алкогольной зависимости, контроль за их лечением, оказание им помощи в социализации в обществе. И эта работа не должна быть возложена, как в настоящее время, только на правоохранительные органы [3, с. 167].

В плане раннего предупреждения преступного поведения лиц с психическими аномалиями признается важным:

1) открытие специальных (коррекционных) образовательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей, имеющих отклонения в развитии или заболевания;

2) создание на государственном уровне системы психо лого-психиатрической помощи, раннего выявления и диагностирования отклонений в психическом развитии личности (в учебных заведениях) [6, с. 651].

Важнейшей проблемой индивидуальной профилактики истязаний именно на раннем этапе является установление круга лиц, для которых она действительно необходима. В большинстве случаев, такие лица выявляются уже из числа ранее судимых за насильственные преступления, находящихся под административным надзором, либо совершивших правонарушение в сфере бытовых отношений.

С точки зрения В. Н. Бурлакова, в предупреждении насильственных преступлений главную роль играют правоохранительные органы, на которые государством возложена функция профилактики. Среди них определяющее место занимают органы внутренних дел, подразделения которых руководствуются соответствующими законами и подзаконными актами [7, с. 272].

С. Д. Дерябиным верно замечено: «Ведя работу по предупреждению побоев и истязаний, важно, чтобы эта работа была организована» [4, с. 135]. Особой, с точки зрения организационных начал этой работы, является проблема правового регулирования. Что касается профилактики побоев и истязаний, то здесь С. Д. Дерябин отмечает два вопроса: права и обязанности тех, кто осуществляет профилактику побоев и истязаний; права и обязанности тех, в отношении кого осуществляется такая профилактика. Здесь все должно быть конкретизировано. Ведь речь идет о правах конкретного человека, когда получают реализацию не столько меры убеждения, сколько меры принуждения [4, с. 135].

Основное звено в специально-криминологической профилактике истязаний представляет служба участковых инспекторов полиции. Как должностные лица органов внутренних дел, ближе всего стоящие к населению, они осуществляют на закрепленных участках практически все функции полицейской

профилактики. В их обязанности входит проведение ежемесячного анализа оперативной обстановки на обслуживаемых участках, внесение руководству предложений по повышению эффективности профилактической работы на закрепленной за ними территории. Участковые выявляют среди населения обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное поведение в быту, обеспечивают своевременное принятие к ним мер, установленных законодательством, постановку таких лиц на профилактический учет в целях последующего контроля за их поведением, проводят индивидуальные воспитательные меры в отношении лиц, допускающих правонарушения; информируют граждан о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств [3, с. 168-169]. Таким образом, мы приходим к выводу, что из всех категорий сотрудников органов внутренних дел наиболее тесно связан с населением участковый уполномоченный полиции. Ранней профилактикой, по существу, занимается практически только один участковый инспектор полиции, поскольку ему поступают все сообщения о семейных конфликтах, истязаниях, побоях, драках и т. д., совершенных на участке.

Но, к сожалению, на сегодняшний день граждане очень низко оценивают качество работы участковых по индивидуальной профилактике правонарушений и преступлений, а также отмечают отсутствие контакта участковых инспекторов полиции с населением.

Так, согласно данным А. Н. Симиненко и Ю. С. Пестеревой, значительное число потерпевших (около 37 %) обращались в органы полиции в связи с аморальным или противоправным поведением виновных, однако эффективные меры воздействия, как правило, не принимались, что способствовало ухудшению взаимоотношений между виновным и потерпевшим [9, с. 163]. Так быть не должно. И мы согласимся с мнением А. Д. Дашиевой, которая считает, что в основу служебной деятельности участковых инспекторов полиции должна быть заложена концепция недопущения совершения криминальных посягательств на основе выявления лиц, которые по своему асоциальному, антиобщественному поведению дают основание полагать, что они склонны к совершению насильственных преступлений, осуществления с ними индивидуальной профилактической работы [3, с. 170].

Э. О. Самитовым отмечалось, что правоохранительные органы большее внимание уделяют тяжким преступлениям, а роль истязания ими недооценивается, поэтому данный вид преступления переходит в более тяжкий [8, с. 23].

Низкую эффективность работы правоохранительных органов выделяет и М. И. Галюкова [2, с. 70].

Верно, отмечено А. Н. Ильяшенко, что необходимо регулярно проводить занятия с сотрудниками органов внутренних дел, направлять на специальное обучение, а также иным образом повышать их профессиональную квалификацию по указанным вопросам [5, с. 158].

При выявлении и предотвращении истязаний кроме органов внутренних дел большую роль играют и образовательные учреждения, поскольку при первых признаках ухудшения состояния ребенка, его неуспеваемости и запущенном виде классные руководители, педагоги могли бы своевременно сигнализировать о ситуации. Поэтому верно А. Д. Дашиева данные этих учреждений относит к важным источникам в выявлении конфликтных и проблемных семей [3, с. 172].

Медицинские работники также могут помочь с выявлением конфликтных ситуаций в семьях, так как часто выезжают на дом для осмотра и лечения, что позволяет им судить об обстановке в семье, о физическом и психическом состоянии ребенка, ухоженности, отношении к нему близких и родных, что может быть ценным источником для применения профилактических мер для своевременного предотвращения насилия.

Психологи могли бы давать квалифицированные консультации сотрудникам инспекций по делам несовершеннолетних и других служб полиции, представителям общественных организаций по поводу путей и форм оздоровления семейной обстановки подростков-правонарушителей, укрепления их связей с семьей, разрешения семейных конфликтов и т. д. [3, с. 173]. Мы считаем, что недостаток специальных знаний у сотрудников инспекций сказывается на их работе, поэтому необходимо их тесное взаимодействие и сотрудничество с педагогами, психологами и иными организациями.

С точки зрения А. Н. Ильяшенко, не в полной мере осуществляются и надзорные функции органов прокуратуры за исполнением ведомствами, учреждениями и должностными лицами законов, охраняющих права и интересы женщин, матери и ребенка. Недостаточно эффективны и меры процессуального характера, принимаемые судами при рассмотрении и разрешении гражданских дел и дел частного обвинения в сфере семейно-бытовых отношений [5, с. 159].

Вследствие указанных упущений, пробелов и недостатков нормативно-правового и организационного характера системная работа по своевременному выявлению источников криминальных или антиобщественных влияний на лиц, склонных к насилию в семейно-бытовой и досуговой сфере, и по пресечению действия этих источников на стадии ранней профилактики не проводится.

Необходимость непосредственной профилактики истязаний возникает, когда уже было несколько обращений жертвы о совершении насилия в отношении членов семьи, и ситуация становится устойчивой и прогрессирующей, где применение насилия и жестокости в семье обычное дело, и можно выделить криминализацию личности как стойкую деформацию и направленность личности на совершение правонарушений, когда количество и характер совершаемых деяний, в сочетании с характером связей и времяпрепровождения в целом, указывают на высокую вероятность совершения криминального насилия [3, с. 174].

Задача здесь состоит в удерживании лица от дальнейшего деформирования сознания и проявления преступной направленности.

А. Д. Дашиева отмечает, что на стадии непосредственной профилактики большой проблемой продолжает оставаться хроническое запаздывание с принятием необходимых мер по удержанию потенциальных истязателей от совершения преступных действий. Вследствие этого, субъектам профилактики данного вида преступлений зачастую не удается выполнить основной задачи по предотвращению или пресечению противоправных действий. Корректирующего воспитательного воздействия на насильников с одновременным оздоровлением микросреды (семьи, трудового коллектива), не проводится [3, с. 175].

Специфика профилактики рецидива истязаний связана со специальным объектом воздействия - лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы или вернувшимися из мест лишения свободы, а также широким применением мер правового воздействия (процессуальных представлений и определений об устранении обстоятельств, способствующих преступлению, административный надзор и т. д.). Лица, которым назначены наказания, не связанные с лишением свободы, обязаны лишь систематически отмечаться в органах уголовно-исполнительной инспекции, что не мешает им продолжать вести антисоциальный образ жизни, поскольку они возвращаются в ту же среду, и возможность того, что они совершат в последующем преступление, наиболее вероятна [3, с. 176].

По данным А. Н. Симиненко и Ю. С. Пестеревой, из числа осужденных за истязание почти половина ранее были судимы, из них за насильственные преступления против личности и преступления, сопряженные с применением насилия, - около 80 % [9, с. 167]. А по результатам исследования А. Д. Дашиевой, примерно 80 % тех, кто осужден, постоянно общается с теми, кто уже совершал преступление [3, с. 176].

Ю. В. Чуфаровский к существенным обстоятельствам, способствующим рецидиву преступлений, относит недостатки не только исправительных учреждений, но и других государственных органов по обеспечению трудового и бытового устройства лиц, освобожденных от наказания. Государственные и общественные органы и организации трудоустройством бывших заключенных практически не занимаются. Жестокости рынка здесь особенно заметны. К обстоятельствам, обусловливающим рецидивную преступность, он относит и недостатки практики административного надзора. Не выполняют работу по профилактике правонарушений и преступлений трудовые коллективы, общественно-политические и самодеятельные организации. Общественная профилактика рецидива преступлений за последние годы практически сошла на нет [10, с. 73].

Считаем, что в данном случае важное значение в профилактическом плане приобретает расширение практики оказания социальной помощи рецидивоопасной категории лиц, алкоголикам, наркоманам, лицам, которые освободились из мест лишения свободы и т. д. Необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне создавать специальные программы индивидуальной профилактической работы с освобожденными из мест заключения и работы психологов с их семьями.

А. Н. Ильяшенко верно было замечено, что сотрудники полиции редко стремятся оказать членам семьи с конфликтными отношениями реальную помощь в решении тех или иных семейных проблем [5, с. 160].

Важным элементом борьбы с преступностью является ее принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление, но кроме этого необходимость прохождения психологической помощи не менее важна при любых обстоятельствах. И мы, пожалуй, согласимся с А. Д. Дашиевой, которая считает, что необходимо создавать службы социально-психологической помощи, куда обязательно должен быть включен и семейный психолог. Основное назначение службы социально-психологической помощи должно состоять в следующем: консультирование лиц на всех стадиях профилактики. Это могут быть как лица, столкнувшиеся с насилием в семье, совершающие насилие в быту, которым назначено прохождение курса по снижению агрессивности, и лица, в отношении которых совершено насилие в виде оказания психологической помощи, проведение с ними виктимологической профилактики, а также с несовершеннолетними, которые, как правило, были свидетелями совершенного насилия [3, с. 180].

В целях усиления борьбы с рецидивом насильственных преступлений, А. Н. Ильяшенко предлагает субъектам профилактики следующие основные направления предупредительной деятельности:

а) своевременное выявление совершаемых насильственных преступлений, обеспечение высокой вероятности наказания для преступников;

б) избрание мер пресечения, препятствующих продолжению насильственных преступлений;

в) обеспечение эффективного, оптимально соответствующего задаче исправления преступников, воспитательного процесса в учреждениях, исполняющих наказание;

г) осуществление мер по социально-психологической реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы (проведение подготовительной работы еще до истечения срока наказания и в тесном взаимодействии с органами внутренних дел по предполагаемому месту жительства лиц, подлежащих освобождению; оптимальное сочетание мер помощи с наблюдением и контролем за освобожденными в целях решения трудового и бытового устройства, использование возможностей государственных предприятий, благотворительных организаций, частных предпринимателей, принятие местными органами власти решений о квотировании рабочих мест для освобожденных из мест лишения свободы на предприятиях любых форм собственности, о создании центров адаптации таких лиц);

д) осуществление силами сотрудников ОВД административного надзора за их поведением после освобождения из мест лишения свободы, а также за поведением тех ранее судимых за насильственные

преступления лиц, чье антиобщественное поведение чревато реальной угрозой возврата к криминальному насилию, в том числе в сфере семейных отношений [5, с. 180-181].

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что на сегодняшний день российская уголовная политика остается гуманной по отношению к лицам, совершившим насилие, а не предупреждает насилие, не защищает права его жертв. Несмотря на многочисленные декларации и законодательные акты, защита здоровья граждан осуществляется неудовлетворительно, меры противодействия преступности не способны адекватно и эффективно влиять на ее состояние. Реальные приоритеты в противодействии криминалу сегодня никак не связаны с решением такой главной задачи, как обеспечение безопасности граждан и их защитой от преступных посягательств.

По нашему мнению, в процессе предупреждения преступности органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин и условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органам внутренних дел необходимо организовать взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводить комплексные мероприятия, рейды и целевые проверки. Но мы уверены в том, что борьба с истязаниями - это задача не только специальных субъектов, о которых мы говорили ранее, но и всей общественности, причем, желательно, чтобы эта деятельность была нормативно закреплена.

Решение проблемы распространения истязаний мы видим также и в принятии мер по усилению уголовного наказания за совершение истязаний, введение административной ответственности за сопутствующие нарушения лицам, помогающим преступникам.

Литература

1. Горбунова Е. А. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений, посягающих на кредитные отношения // Пробелы в Российском законодательстве. - 2011. - № 6. - С. 209-211.

2. Галюкова М. И. Побои и истязание: уголовно-правовая и криминологическая характеристика / М. И. Галюкова; Омская академия МВД России. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2007. - 80 с.

3. Дашиева А. Д. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика истязания и его предупреждение (по материалам Восточно-Сибирского региона): дисс ... канд. юрид. наук / А. Д. Дашиева. - Иркутск, 2009. - 215 с.

4. Дерябин С. Д. Криминологический анализ и проблемы предупреждения побоев и истязаний как преступлений против личности: дисс ... канд. юрид. наук / С. Д. Дерябин. - Москва, 1999. - 151 с.

5. Ильяшенко А. Н. Борьба с насильственной преступностью в семье: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - 188 с.

6. Криминология: учебник / Под ред. А. И. Долговой - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2013. - 1008 с.

7. Криминология: учебник / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. - Спб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2004. - 427 с.

8. Самитов Э. О. Криминалистическое обеспечение расследования истязаний: автореф. Дисс ... канд. юрид. наук / Э. О. Самитов. - Владимир, 2009. - 24 с.

9. Симиненко А. Н., Пестерева Ю. С. Истязание: уголовно-правовые и криминологические аспекты: монография. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 192 с.

10. Чуфаровский Ю. В. Криминология в вопросах и ответах: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2014. -144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.