Научная статья на тему 'Роль органов внутренних дел в предупреждении бытовой преступности и минимизации ее социальных последствий'

Роль органов внутренних дел в предупреждении бытовой преступности и минимизации ее социальных последствий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1022
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / БЫТОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВИКТИМОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / DOMESTIC VIOLENCE / DOMESTIC CRIME / VICTIMOGENIC FACTORS / SOCIAL CONSEQUENCES / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивасюк Ольга Николаевна

Статья посвящена проблемам предупреждения современной бытовой преступности. Автор акцентирует внимание на деятельности специализированных подразделений органов внутренних дел в предупреждении бытовой преступности, раскрывает некоторые наиболее значимые социальные последствия бытовой преступности, рассматривает вопросы их минимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of internal affairs agencies in preventing domestic crime and minimize its social impact

The article is devoted to the problems of crime prevention modern household. The author focuses on the activities of the specialized units of internal affairs agencies in preventing domestic crime, reveals some of the most significant social impacts of household crime, considering questions of their minimization.

Текст научной работы на тему «Роль органов внутренних дел в предупреждении бытовой преступности и минимизации ее социальных последствий»

ББК Х628.322 УДК 343.97

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ БЫТОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И МИНИМИЗАЦИИ ЕЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ИВАСЮК,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена проблемам предупреждения современной бытовой преступности. Автор акцентирует внимание на деятельности специализированных подразделений органов внутренних дел в предупреждении бытовой преступности, раскрывает некоторые наиболее значимые социальные последствия бытовой преступности, рассматривает вопросы их минимизации.

Ключевые слова: насилие в семье, бытовая преступность, виктимогенные факторы, социальные последствия, органы внутренних дел.

Annotation. The article is devoted to the problems of crime prevention modern household. The author focuses on the activities of the specialized units of internal affairs agencies in preventing domestic crime, reveals some of the most significant social impacts of household crime, considering questions of their minimization.

Keywords: domestic violence, domestic crime, victimogenic factors, social consequences, the internal affairs bodies.

Проблема предупреждения бытовых преступлений заключается в непосредственном упреждении конфликта в сфере быта. Возможности общего предупреждения в данном случае ограничены, но зато специальная превенция (как уголовно-правовая мера) в тесной связи с индивидуальной профилактикой (как криминологическим направлением работы) может дать положительные результаты.

Важнейшей проблемой индивидуальной профилактики бытовой преступности является установление круга лиц, для которых она действительно необходима. Как правило, такие лица выявляются из числа ранее судимых за насильственные преступления; совершивших правонарушение в сфере бытовых отношений, лиц, страдающих психическими расстройствами, больных алкоголизмом или наркоманией и представляющих опасность для окружающих. Цель, которая при этом преследуется — не допустить преступления со стороны конкретного лица, выявить замысел на его совершение и провести работу таким образом, чтобы личность отказалась от намерения встать на преступный путь. Задачами индивидуальной профилактики бытового преступле-

ния являются своевременное выявление бытового конфликта, установление источников, отрицательно влияющих на упомянутых выше лиц, положительная и устойчивая переориентация последних1.

Основное бремя профилактики преступлений, совершаемых в семейно-бытовой сфере, несут на своих плечах участковые уполномоченные полиции. Более того, профилактика бытовых правонарушений является одним из основных направлений, которые определены Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Сегодня в этом направлении складывается сложная, крайне неблагоприятная ситуация. Число таких преступлений, как угроза убийством, причинение вреда здоровью существенно не снижается, а в некоторых регионах продолжает неуклонно расти. Так, по итогам 2014 г. было зарегистрировано 312 330 преступлений против личности; из них 84 401 фактов угрозы убийством (0,0%), 35 555 — причинения средней тяжести вреда здоровью (-2,5%), 32 899 причинения тяжкого вреда здоровью

(-6%). В 2015 году ситуация в лучшую сторону практически не изменилась, пожалуй, наоборот: зафиксировано увеличение числа преступлений против личности почти на 4% — 409 559, из них 30 167 причинений тяжкого вреда здоровью, 11 496 убийств, 80 801 факт угрозы убийством, 34 440 причинения средней тяжести вреда здоровью2. Из них только около 12% убийств и 22% причинений вреда здоровью совершены в общественных местах (на улицах, в парках, скверах и т.д.), большинство таких преступлений, как и ранее, тесно связаны с семейно-бытовой и досугово-бытовой сферами жизни наших граждан.

Кроме того, необходимо учитывать высокий уровень латентности бытовых преступлений, в первую очередь, относящихся к категориям небольшой и средней тяжести (причинение легкого вреда здоровью, побои, истязания), а также преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, о которых сами потерпевшие сообщают крайне редко в силу различных объективных и субъективных факторов3.

В некоторых случаях жалобы потерпевших от бытовых преступлений не находят должной реакции со стороны работников правоохранительных органов. В связи с этим хочется отметить, что сами участковые уполномоченные полиции при опросах заявляют о необходимости совершенствования системы регистрации таких жалоб и порядка реагирования на них, а также принятия правовых решений в целях своевременной профилактики бытовых преступлений и минимизации их последствий.

Наставление по организации деятельности участкового уполномоченного полиции4 требует ставить на учет лиц, совершивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих. При этом рекомендуется обратить внимание на следующие категории лиц, которые с точки зрения поведения в быту могут быть объектом профилактического воздействия: освобожденные из мест лишения свободы, осужденные за совершенные преступления условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, либо с отсрочкой исполнения приговора, если ими допускаются бытовые правонарушения; лица, в отношении которых проводилась проверка по материалам о правонарушениях в быту, в случаях

вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; лица, на которых в ОВД поступили жалобы и заявления об их недостойном поведении в семье и по месту жительства; лица, числящиеся на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; лица, имеющие огнестрельное оружие и находящиеся в неприязненных отношениях с членами семьи, с соседями; родители, поведение которых обсуждалось на комиссиях по делам несовершеннолетних или состоящие на учетах в ПДН; лица, привлекавшиеся к административной ответственности за правонарушения, совершенные по месту работы, учебы или жительства.

Источниками информации о таких лицах для участкового уполномоченного полиции могут служить: материалы проверок, писем, жалоб и заявлений граждан, сообщений должностных лиц об угрозах убийством, побоях, телесных повреждениях и других правонарушениях, совершенных в быту, сообщения доверенных лиц, отдельных граждан о неблагополучных семьях; приговоры, решения судов по делам частного обвинения; материалы о приводах и официальных предостережениях с предупреждением о прекращении антиобщественного поведения; постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; сведения, поступающие из средств массовой информации, а также заявления и сообщения граждан5.

Но проблема имеется также в том, что подобная информация, как правило, поступает с опозданием. В таких случаях потерпевшие зачастую уже не имею претензий к своему обидчику или не желают официально заявлять о совершенных в отношении них преступлениях. Многие жертвы семейных бытовых конфликтов не реализуют свое конституционное право на защиту от преступных посягательств, так как не обращаются с жалобами в органы внутренних дел и тем самым лишают полицию законных оснований вмешиваться в личную жизнь конфликтующих сторон.

В этой ситуации трудно переоценить значимость поисковой работы участкового уполномоченного. Нужную информацию он может получить по своей инициативе, например, от педагогических коллективов и родительских комитетов школ, колледжей, представителей органов опеки, правозащитных организаций, отдельных активных граж-

дан, которые контактируют с неблагополучными семьями.

И все же широко распространенное мнение о том, что профилактика семейно-бытовых конфликтов и правонарушений является делом лишь одной полиции, ошибочно и свидетельствует о поверхностном, дилетантском подходе к проблеме. Проблема же требует более глубокого к себе подхода. На наш взгляд, позитивные сдвиги в профилактике бытовых правонарушений возможны лишь в том случае, если общество, объективно оценив сложившуюся в стране криминогенную ситуацию, поймет, наконец, что борьба с преступностью — дело всего общества, а не одного ведомства.

Для профилактики семейных конфликтов и помощи их жертвам нужна серьезная социальная программа, предполагающая создание специальных служб по оказанию помощи неблагополучным семьям, где в тесном взаимодействии с участковыми уполномоченными полиции работали бы наркологи, психологи, психотерапевты, педагоги.

В целях профилактики и минимизации последствий преступлений, совершаемых в сфере бытовых отношений, следует обращать особое внимание на семьи, в которых родители не выполняют основных обязанностей по воспитанию детей. В данной связи значительная роль в нейтрализации и выявлении конфликтов в семейно-бытовой сфере принадлежит также подразделениям по предупреждению правонарушений несовершеннолетних6.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних в целях предупреждения бытовых преступлений и других правонарушений ставят на учет следующие категории несовершеннолетних: совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения

приговора; освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния; освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из СУВУЗТ, если после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы; употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Сам факт постановки несовершеннолетнего на учет в подразделении по предупреждению правонарушений несовершеннолетних служит сигналом для проверки его семьи, выяснения сложившихся в ней отношений, взаимоотношений с родителями, а, следовательно, для проведения соответствующей предупредительной работы.

Помимо названных категорий лиц сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий, а также лиц, совершающих в отношении несовершеннолетних

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

другие противоправные деяния; родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, одной из приоритетных задач органов внутренних является предупреждение преступлений в сфере бытовых отношений и минимизация их социальных последствий. Достаточно высокий уровень преступности, обусловленный сохраняющимися негативными тенденциями социально-экономического развития нашего общества требуют дальнейшего пристального внимания к организации профилактической работы органов внутренних дел.

Анализ результатов предупредительно-профилактической работе органов внутренних дел в бытовой сфере позволил выявить ряд ключевых

проблем, решить которые можно лишь путем тщательного планирования мер7, реализуемых в деятельности полиции, органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также общественных организаций и средств массовой информации, заинтересованных в результатах этой работы всех слоев населения.

1 Ивасюк О.Н. Причины и механизм индивидуального преступного поведения в семейно-бытовой сфере // Закон и право. 2007. № 2. С. 46—49.

2 По данным ГИАЦ МВД России.

3 Ивасюк О.Н. Роль жертвы в механизме совершения насильственных бытовых преступлений // Российский криминологический взгляд. 2012. № 1. С. 418—422.

4 Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» / СПС «КонсультантПлюс».

5 См.: Ивасюк О.Н. Преступность в сфере бытовых отношений: социальные последствия и их минимизация. Дисс. ... канд. юрид. наук / Московский университет МВД Российской Федерации. Москва, 2008.

6 Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ. Утверждена приказом МВД РФ 15 октября 2013 г. № 845.

7 См., например: Иванцов СВ. Планирование деятельности органов внутренних дел в системе правового регулирования предупреждения преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 147—152.

УЧЕБНИК

ПОД РЕДАКЦИЕЙ

ИЛ СЫДОРУКА АВ.ЕНДОЛЬЦЕВОЙ ОД. ЖУКА

ПРАВО

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ДЕСЯТОЕ ИЗДАНИЕ

Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Гриф Миноб-рнауки РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.Д. Жука. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 463 с.

В учебнике рассмотрены вопросы правового статуса судебных и правоохранительных органов Российской Федерации и правоприменительных органов зарубежных стран.

Особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов Российской Федерации представлены с учетом положений таких доктринально-концептуальных документов, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция общественной безопасности Российской Федерации и др.

Вопросы судоустройства в Российской Федерации рассмотрены с учетом последних изменений и дополнений, касающихся введения с сентября 2015 г. в Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства.

Для бакалавров и магистров, изучающих основы правоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.