УДК 34.03
А.Г. Репьев
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ правонарушений В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
В работе исследуются федеральные и региональные особенности правового регулирования предупреждения правонарушений в семейно-бытовых отношениях. На основе анализа причин и условий их совершения обосновывается необходимость дополнения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормой, предполагающей ответственность за хулиганские действия в быту.
Ключевые слова: профилактика, семейно-бытовые правонарушения, дебошир, хулиганство.
Одним из серьезных факторов, влияющих на ухудшение криминогенной обстановки в России и ее отдельных регионах, выступает значительный уровень административных правонарушений и преступлений, совершаемых на почве семей-но-бытовых отношений. Обозначенное детерминирует активную деятельность ученых по исследованию процессов, связанных с отношениями родственников, соседей и друзей в психолого-юридическом, криминологическом, административном и уголовно-правовом аспектах.
Общие вопросы семейно-бытового неблагополучия на разных исторических этапах были освещены в работах известных криминологов: Ю.М. Антоняна [1], А.Н. Варыгина [2], И.В. Горшкова [3], В Н. Кудрявцева [4], В.П. Ревина [5], Л.В. Сердюка [6], Д.А. Шестакова [7] и др. За последние годы защищены кандидатские диссертации о предупреждении бытового неблагополучия [8] и криминогенного воздействия в семье на женщин и несовершеннолетних [9], в том числе с учетом специфики отдельных регионов [10].
Первый же взгляд на проблему общей семей-но-бытовой криминализации заставляет нас обратиться к необходимости разработки четкого понятийного аппарата. Отталкиваясь от собственных представлений о семейно-бытовых отношениях, авторы формулируют следующие дефиниции противоправных деяний в данной сфере. К примеру, В.А. Коцюба под семейно-бытовым преступлени-
ем понимает «результат разрешения общественно опасным деянием конфликта, возникшего между людьми, состоящими в определенных семейных (родственных) отношениях» [11, с. 27]. Полагаем, что определение требует конкретизации, как с позиции уточнения характера этих отношений, так и по субъектному составу. М. Г. Маликова в сущность вышеуказанного понятия вкладывает «совокупность преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности, свободы, чести и достоинства, собственности, совершаемых в семье и в быту» [10, с. 11]. Похожей, но, к сожалению, еще более абстрактной выглядит дефиниция, предлагаемая для раскрытия семей-но-бытового преступления А. Х. Ал-Кавасми. Автор считает, что это «любое общественно опасное и уголовно-противоправное деяние, совершаемое против жизни, здоровья и других законных прав и свобод личности на почве бытового мотива» [12, с. 7]. Н. А. Филиппов и вовсе, рассуждая на тему развития семейно-бытовых конфликтов, как вид преступлений выделяет только «семейное преступление», под которым предлагает понимать «уголовно-наказуемое деяние, совершенное на почве соответствующих противоречий, конфликтных личностно-семейных или общественно-семейных отношений виновного и потерпевшего по внутренним семейным мотивам» [13, с. 9].
Как мы видим, авторы, с одной стороны, излишне сужают сущностный и содержательный
Репьев Артем Григорьевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России (БЮИ МВД России) e-mail: [email protected] © Репьев А.Г., 2016 Статья получена: 20.04.2016
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4(26)2016
аспекты данной дефиниции, акцентируя внимание лишь на родственных отношениях, не учитывая бытовые (между соседями, сожителями, знакомыми и т. д.). С другой, упоминая о бытовой составляющей, не раскрывают ее смысл, субъектный состав, социальные связи участников и мотивы взаимоотношений между людьми.
Приведем, как мы полагаем, более удачный пример. Семейно-бытовая сфера обоснованно рассматривается некоторыми авторами как «совокупность общественных отношений, включающих личностные обыденные отношения между членами семьи (супругами, родителями, детьми), родственниками, товарищами, соседями, знакомыми, связанные с потреблением непроизводственных материальных и духовных ценностей и основанные на привычном распорядке, традициях и отношениях, устоявшихся между людьми» [14, с. 16].
Мы солидарны с приведенной точкой зрения и, в свою очередь, полагаем, что правонарушения семейно-бытового характера - это администра-тивно-деликтные и криминальные акты на почве столкновения интересов лиц, связанных между собою личностно-бытовыми и общественно-бытовыми отношениями. Под личностно-бытовыми нами понимаются отношения между родственниками, сожителями, квартирантами, соседями и иными лицами, общение между которыми обусловлено совместным проживанием (пребыванием). Общественно-бытовые отношения складываются между людьми в сфере организации и предоставления каких-либо услуг друг другу (обслуживание, содержание, уход, воспитание и т. д.). К примеру, отношения между постояльцем и горничной отеля. Ключевой признак бытового преступления, признаваемый в работах большинства ученых, это бытовой конфликт, острое противоречие между преступником и жертвой.
За 2015 год на территории Алтайского края совершено 3940 уголовно наказуемых деяний на почве семейно-бытовых отношений, что на 2,8% меньше в сравнении с соответствующим периодом 2014 года. Их удельный вес в структуре всех преступлений уменьшился с 14,9% до 13,6%. Если складывающаяся на сегодняшний день картина с бытовой преступностью в целом на уровне региона выглядит еще не так угнетающе, то ее характеристика, причины и условия позволяют серьезно задуматься об активизации профилактической работы как органов правопорядка, так и муниципальных властей.
Анализ материалов более чем 100 уголовных дел, возбужденных и оконченных производством по преступлениям, совершенным на почве семей-но-бытового конфликта, позволил выявить их наиболее характерные особенности:
1) преобладание насильственных преступлений. Так, в прошлом году в числе преступлений, совершенных в крае на бытовой почве, зарегистрировано 236 тяжких и особо тяжких уголовно наказуемых деяний, 43 убийства, 193 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 442 факта умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью;
2) совершение бытовых преступлений преимущественно в семье, в том числе в отношении родителей, женщин-сожительниц, малолетних детей, стариков и инвалидов. Пример: 29.02.2016 примерно в 20:00 в своем доме по ул. Ш. г. Барнаула, гражданин В., 1987 года рождения, во время совместного распития спиртных напитков и ссоры причинил перелом 5 и 6 ребер справа, пневмоторакс правого легкого своему престарелому отцу А., 1956 года рождения;
3) высокий уровень латентности данных преступлений и, как следствие этого, - многоэпизод-ность совершения противоправных посягательств в отношении одних и тех же жертв. На сегодняшний день, к сожалению, о фактах семейного неблагополучия, насилия в отношении женщин и детей органы полиции, участковые уполномоченные узнают уже на той стадии, когда жертва не в состоянии находиться в данной среде, попросту уходит из дома. Так, в сентябре 2015 года в МО МВД России поступило сообщение гражданина П. о том, что 10.09.2015 года его опекаемая Х., 2005 года рождения, ушла из дома и местонахождение ее неизвестно. В ходе проверки было установлено, что П. ненадлежащим образом исполняет обязанности по воспитанию опекаемого ребенка, избивает ее, что и послужило причиной ухода несовершеннолетней из дома. 21.09.2015 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»;
4) высокая доля совершения бытовых преступлений в состоянии опьянения. К примеру, из 236 тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в 2015 году в Алтайском крае, 82,2% (194 факта) были совершены в состоянии опьянения;
5) существенная виктимологическая составляющая. Характерно, что потенциальные потерпевшие, перед тем как стать жертвой преступления, в 70% случаев употребляют алкогольные напитки и наркотические средства с будущим преступником. Примеров очень много. 11.02.2016 в 20:00 в центральную районную больницу г. АлейскаАлтайского края с проникающей колото-резаной раной брюшной полости, с повреждением кишечника госпитализирован гражданин А., 1960 года рождения, которому в ходе совместного распития ранение нанесла жена Т., 1961 года рождения. По данному факту возбуждено
уголовное дело, ведется расследование.
Общим признаком для всех вышеназванных характеристик выступает многомотивность. В очевидном большинстве бытовые преступления представляют собой результат длительных конфликтов, порождающих взаимную неприязнь преступника и жертвы. Характерно, что подобная тенденция стала прослеживаться в последние десятилетия. Связано это, как мы полагаем, с общим кризисом идеологии социальных и межличностных отношений, коммерциализацией общества, утратой коммуникативных способностей наших соотечественников, в том числе по ненасильственному урегулированию конфликтов. Исследования, проводимые в 60-х годах прошлого века, свидетельствовали об обратном: семейно-бытовые преступления совершались «в условиях внезапно возникшей конфликтной ситуации при скоротечном развитии событий» [15, с. 22].
Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел должно стать выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений на почве семейно-бы-товых отношений.
Как и раньше, основной их причиной выступает низкий образовательный и культурный уровень части граждан, невысокая сознательность. Справедливо, что при описании главы IX УК РСФСР 1922 года «Преступления, составляющие пережитки родового быта», ученые указывали, что «большинство этих преступлений совершается несознательными элементами в силу темноты и некультурности» [16, с. 283]. На сегодняшний день эти слова не потеряли своей актуальности. По итогам 12 месяцев прошедшего года в Алтайском крае доля лиц со средним и средним профессиональным образованием, совершивших преступления, составляет 86,6% от общего количества пре ступников.
Другой причиной выступают безработица, социальная неустроенность, примитивные интересы и потребности. Это приводит к созданию в семье атмосферы бескультурья, игнорирования полезной информации, бесцельному времяпрепровождению и праздности, заполняемым, как правило, пьянством. В Алтайском крае доля лиц без постоянного источника дохода, совершивших преступления, составляет 66,9% (17861 из 26665), общероссийский показатель в целом аналогичен.
Распущенность современного общества, утрата духовных ценностей, к сожалению, становится следствием участившихся сексуально-аморальных поступков в отношении членов семьи (детей и родителей) под воздействием алкоголя. На обозначенных проблемах насилия в семье ранее мы останавливались подробнее [17]. Удельный вес преступлений,
совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, по итогам 2015 года, от общего числа расследованных уголовно наказуемых деяний в крае, составил 43,7% (2014 г. - 39,6%), что выше среднего показателя по Сибирскому федеральному округу (37,9%) и в целом по России (32,1%).
Приведенные причины и условия на постоянной основе тщательно анализируются органами полиции с последующей выработкой комплекса необходимых профилактических мероприятий. Основным субъектом предупреждения бытового насилия, конфликтов населения, перерастающих в общественно-опасные деяния, традиционно остается участковый уполномоченный полиции. Вместе с тем в настоящее время имеется ряд проблемных вопросов в организации работы по профилактике бытовой преступности, решение которых возможно на межведомственном уровне и в тесном взаимодействии.
В рамках требований Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 №1166 [18], участковые уполномоченные полиции осуществляют индивидуальную профилактическую работу с лицами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих. В административном законодательстве России отсутствует какой-либо состав правонарушения, совершаемого в указанной сфере. Законом Алтайского края [19] ответственность за семей-но-бытовое дебоширство также не установлена. Кроме этого, не выработаны критерии поведения вышеуказанных лиц, по которым можно отнести их к «представляющим опасность для окружающих».
В качестве одной из причин преступлений, совершенных на бытовой почве, также следует отметить не всегда продуманную законотворческую политику государства. Речь в данном случае идет о принятии федерального закона от 21.07.2014 № 247-ФЗ [20]. Нормативный акт определил, что до заключения соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных региональными законами, в компетенцию сотрудников органов внутренних дел не входит.
Практика применения в ряде регионов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Вологодская, Пензенская области и др.) законодательства, устанавливающего ответственность за семейно-бытовое дебоширство, широко используется. Меры профилактического характера,
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4(26)2016
предусмотренные санкциями статей, в определенной степени оказывают положительное влияние на правонарушителей. Так, по итогам 2013 года сотрудниками полиции Пензенской области выявлено 3185 правонарушений в области семейно-бытового дебоширства. Документирование правонарушений по ст. 9.3 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях (семейно-бытовое дебоширство) не только являлось действенным средством профилактики правонарушений, но и основанием пополнения базы подучетных лиц указанной категории. В связи с этим необходима активизация, наступательность работы по заключению соответствующего соглашения, буквально в кратчайшие сроки.
Имеется и другая проблема в данном направлении деятельности. С учетом того, что административный арест, как вид наказания, не может быть применен в рамках документирования правонарушения, ответственность за которое предусмотрена региональным законодательством, дебошир через несколько часов после совершения противоправных действий вновь возвращается в семью. В этом
случае создается реальная угроза совершения тяжкого преступления на бытовой почве. Трагичные случаи развития подобных ситуаций уже имеют место. В связи с этим возможно, следует внести изменения в ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Мелкое хулиганство» с введением ч. 3, диспозиция которой должна предусматривать ответственность за нарушение покоя семьи в месте ее проживания (пребывания), выраженное явным неуважением к члену семьи, сопровождающееся учинением беспорядка (порчей имущества) и (или) оскорбительным обращением и (или) нецензурной бранью.
Безусловно, даже успешная реализация всех перечисленных мероприятий и устранение изложенных коллизий не позволит нам полностью искоренить бытовую преступность. Однако мы убеждены, что скоординированные и адекватные правовые средства воздействия, применяемые всеми субъектами профилактики, все же позволят существенно сократить число тяжких и особо тяжких правонарушений в быту, убережет немалое количество женщин и детей от дебоширов, сохранит не одну семью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. М.: ИНФРА, 1995. 319 с.
2. Варыгин А. Н. Особенности семейно-бытовых преступлений и их предупреждения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 3 (17). С. 30-34.
3. Горшков И. В. Внутрисемейные агрессивные деликты психопатических личностей // Социальная и судебная психиатрия: история и современность. Материалы юбилейной конференции. М.: Изд-во ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского, 1996. С. 289-292.
4. Кудрявцев В. Н., Кудрявцев Ю. В., Нерсесянц В. С. Механизмы поведения, отклоняющегося от нормы. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М.: Юрид. лит., 1984. 320 с.
5. Ревин В. П. Современные проблемы изучения и организации борьбы с преступлениями в сферах семейно-бытовых и молодежно-досуговых отношений: автореф. дис. ... докт. юрид. наук в форме научного доклада. М., 1994. 52 с.
6. Сердюк Л. В. Криминологическое и уголовно-правовое исследование насилия: дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2003. 449 с.
7. Шестаков Д. А. Введение в криминологию семейных отношений. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 81 с.
8. Равнюшкин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 26 с.
9. Пухтий Е. Е. Преступления против семьи и несовершеннолетних: вопросы техники конструирования составов и дифференциации ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. 25 с.
10. Маликова М. Г. Криминологическая характеристика преступности в сфере семейно-бытовых отношений: региональный аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 183 с.
11. Коцюба В. А. Криминологический анализ и предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений: по материалам Дальневосточного региона: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. 186 с.
12. Ал-Кавасми А. Х. Противодействие криминальному насилию в сфере семейно-бытовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Бишкек, 2011. 27 с.
13. Филиппов Н. А. Криминологическое изучение преступлений против жизни и здоровья, совершенных на почве наркомании в сфере семейно-бытовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 28 с.
14. Аракелян С. В. Убийства в сфере семейно-бытовых отношений и их предупреждение: по материа-
лам Республики Армения: дис. ... канд. юрид. наук. Ереван, 1999. 137 с.
15. Кочаров Г. И. Борьба с умышленными убийствами в СССР: автореф. дис. ... докт. юрид. наук в форме научного доклада. М., 1968. 59 с.
16. Цит. по: Алиев Г. А., Бельцов Н. И. Особенности преступлений, совершаемых в сфере быта и досуга. М.: СПАРК, 1997. 304 с.
17. Репьев А. Г. Насильственные действия в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии: теоретико-правовые и процессуальные гарантии по законодательству России // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции (Республика Беларусь, Минск, 7 апреля 2016 г.). Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2016. С. 230-231.
18. Российская газета. 2013. 27 марта.
19. Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края : закон Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС (в ред. от 22.12.2015) // Сборник законодательства Алтайского края. 2002. № 75. С. 34.
20. О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 21.07.2014 № 247-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4248.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Актуальные проблемы права: вопросы теории и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов (12 мая 2016 г.). - Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2016. - Ч.1-2.
Для аспирантов, соискателей, студентов юридических вузов, а также тех, кто изучает проблемы правового регулирования общественных отношений, социально-политического положения личности в современной России, актуальные проблемы преступности.
V
Изданн Клан скот юрнднч<скот институт* МЁД России
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Часть 2