Научная статья на тему 'Совершенствование системы предупреждения правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений'

Совершенствование системы предупреждения правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1453
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PREVENTION OF OFFENSES / DOMESTIC RELATIONS / POLICE / MEANS OF COERCION / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИЦИЯ / СРЕДСТВА ПРИНУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равнюшкин Александр Викторович

В статье поднимаются проблемы, связанные с недостаточно развитой правовой основой противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений, не позволяющей представить объем полномочий субъектов профилактики, в том числе полиции. Автором приводится совокупность мер пресечения указанных правонарушений, которые сотрудники полиции имеют право применять согласно действующему законодательству, подчеркивается необходимость ее расширения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равнюшкин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF PREVENTION OF OFFENCES COMMITTED IN THE SPHERE OF FAMILY-HOUSEHOLD RELATIONS

The article deals with the problems associated with insufficiently developed legal basis of counteraction to offences committed in the sphere of family-domestic relations, not allowing not only to present the scope of authority of the subjects of prevention, including the police. The author provides a set of measures of restraint specified offences, which the police have the right to apply under current law, and emphasizes the need for its expansion.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы предупреждения правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений»

УДК 351.745 ББК 67401.133.12 + 67.401 041

© 2017 г. А. В. Равнюшкин,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: ravnyushkin@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье поднимаются проблемы, связанные с недостаточно развитой правовой основой противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений, не позволяющей представить объем полномочий субъектов профилактики, в том числе полиции. Автором приводится совокупность мер пресечения указанных правонарушений, которые сотрудники полиции имеют право применять согласно действующему законодательству, подчеркивается необходимость ее расширения.

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, семейно-бытовые отношения, полиция, средства принуждения.

A. V. Ravnyushkin - Senior Lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities of Internal

Affairs Bodies, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.

IMPROVING THE SYSTEM OF PREVENTION OF OFFENCES COMMITTED IN THE SPHERE

OF FAMILY-HOUSEHOLD RELATIONS

The article deals with the problems associated with insufficiently developed legal basis of counteraction to offences committed in the sphere of family-domestic relations, not allowing not only to present the scope of authority of the subjects ofprevention, including the police. The author provides a set of measures of restraint specified offences, which the police have the right to apply under current law, and emphasizes the need for its expansion.

Key words: the prevention of offenses, domestic relations, police, means of coercion.

К числу наиболее острых проблем, требующих более активного вмешательства государства для их преодоления, относится совершение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. По имеющимся данным МВД России, в 2015 году в нашей стране было совершено 2 388 476 преступлений, из них 140 670 - на бытовой почве, из которых 54 285 преступлений - в сфере се-мейно-бытовых отношений [1]. Особую тревогу и огромный общественный резонанс вызвали случаи массовых убийств в семьях, в частности в Нижнем Новгороде [2].

Совершению таких преступлений, как правило, предшествует длительная противоправная деятельность одного или нескольких членов семьи, совершающих при этом насильственные действия административно-правового или иного допреступного характера. И чем раньше такие действия будут выявлены, пресечены и наказаны, тем меньше вероятность совершения преступных деяний.

Обеспечение безопасности семьи, ее членов относится к числу приоритетных направ-

лений государственной политики. На заседаниях, проводимых Президентом и Правительством Российской Федерации, а также в органах власти на региональных и местных уровнях, неоднократно обсуждались вопросы о совершенствовании системы предупреждения правонарушений, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений.

Так, О. Ю. Ильиной подчеркивается, что «семья в целом не подвергается и не может быть подвергнута правовому воздействию норм только семейного законодательства. Осуществляя правовое регулирование семейных отношений, государство устанавливает определенную модель одобряемого им поведения членов семьи или тех лиц, которые намерены ее создать» [3, с. 20].

Однако на сегодняшний день в Российской Федерации не создано достаточной правовой и организационной основы для противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений. В отечественном законодательстве отсутствует федеральный закон, содержащий нормы о профи-

лактике правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений (о профилактике бытового насилия), что в свою очередь сдерживает дальнейшее развитие государственной системы противодействия указанным правонарушениям.

Соответствующий нормативный акт, который определил бы основные положения противодействия семейному насилию, по мнению профессора Ю. М. Антоняна, «должен предусматривать планирование и осуществление профилактических мероприятий, контроль за их исполнением, а также участие различных служб и общественных организаций в профилактической деятельности» [4, с. 198].

Однако полагаем, что существующая в ряде западных стран модель особого правового режима защиты прав несовершеннолетних в рамках ювенальной юстиции в Российской Федерации неприемлема. Положения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в целях создания особого режима с новыми «основами правового регулирования» изменять или дополнять в Российской Федерации также недопустимо. В связи с этим законопроект от 28.09.2016 № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия», внесенный в Государственную Думу депутатом С. Ш. Мурзабаевой и членом Совета Федерации А. В. Беляковым [5], требует существенной доработки с целью исключения возможности признания повседневных событий семейной жизни в качестве фактов семей-но-бытового насилия.

С нашей точки зрения, в данном законе, прежде всего, должны содержаться положения, определяющие понятие физического насилия в сфере семейно-бытовых отношений, полномочия субъектов профилактики данного насилия, в том числе полиции, представлен перечень мер профилактики правонарушений, вопросы организации взаимодействия между органами профилактики.

Нормы, устанавливающие компетенцию субъектов профилактики, осуществляющих деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бы-товых отношений, не взаимосвязаны, бессистемны. Существует необходимость объединить данные нормы, систематизировать их, при этом избавившись от дублирующих и нецелесообразных.

В предыдущих работах нами отмечалось, что «система противодействия правонаруше-

ниям, совершаемым в сфере семейно-быто-вых отношений, включает в себя определенную совокупность административных правовых норм и закрепленных в них процедур, применяемых уполномоченными субъектами и оказывающих регулирующее воздействие на поведение граждан в сфере семейно-бытовых отношений с целью его изменения, а также недопущения вредных его последствий и воплощающих в себе различные методы и способы правового регулирования. Эти средства представляются нам как основные работающие части системы административно-правового воздействия» [6, с. 92].

В ситуации, когда за совершение противоправных действий в отношении лиц, находящихся с правонарушителем в семейно-бы-товых отношениях, в федеральном законодательстве отсутствует прямая административная ответственность, в некоторых субъектах Российской Федерации были разработаны и приняты соответствующие нормы («семейно-бытовое дебоширство»).

С предложениями по совершенствованию мер противодействия указанным правонарушениям выступают и в федеральных органах законодательной власти. В первую очередь вопросы совершенствования системы предупреждения правонарушений в сфере семей-но-бытовых отношений в предложениях затрагивают законодательство об административных правонарушениях.

В настоящее время у законодателей существует два варианта решения проблемы:

1) отредактировать действующую статью 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», чтобы административная ответственность также распространялась на семейных дебоширов [7];

2) ввести специальную статью в КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность для семейных дебоширов отдельно [8].

В научной среде находятся сторонники обоих взглядов на правовое решение данной проблемы [9, с. 175; 10, с. 77].

Отсюда следует, что административно-правовое регулирование противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере се-мейно-бытовых отношений, на современном этапе характеризуется отсутствием единой системы взглядов, комплексного подхода, прежде всего среди законодателей и других государственных деятелей.

Кроме того, ранее нами был сформулирован еще «ряд проблем правового характера:

1) нормативно не закреплены правовые основания профилактической работы с гражданами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, как с категорией лиц, состоящих на профилактическом учете и подлежащих ограничению прав и свобод, не только участкового уполномоченного полиции, но и полиции в целом;

2) не определен правовой статус лиц, допускающих правонарушения в сфере семей-но-бытовых отношений, как объекта профилактики. Формально не определены ни объем юридических прав и обязанностей, ни правовая ответственность как объектов профилактики (в отличие от лиц, состоящих под административным надзором и условно осужденных), так и субъектов.

3) отсутствует правовая регламентация признаков правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений» [11, с. 126-127].

В п. 63 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [12] отмечены шесть категорий граждан, которых участковые уполномоченные полиции обязаны поставить на профилактический учет и в отношении которых они должны осуществлять индивидуальную профилактическую работу. Однако правовое положение лиц, совершивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих, не имеет завершенной правовой регламентации (особенно при совершении административных правонарушений).

Полагаем, что отсутствие федерального закона, содержащего нормы о предупреждении правонарушений, совершаемых в сфере семей-но-бытовых отношений, и соответствующих дополнений в других правовых актах, отражается на организационных основах деятельности субъектов противодействия указанным правонарушениям, в том числе полиции. Невозможно построить эффективную работу по предупреждению правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, без достаточно ясных правовых основ. Ввиду отсутствия необходимой регламентации действий при пресечении противоправных действий лиц в указанной сфере общественных отношений полиция вынуждена действовать по своему усмотрению, допуская случаи нарушения законности при применении данных принудительных мер.

В силу этого существует необходимость системного подхода к рассматриваемой проблеме, решать которую целесообразно путем осуществления правовых корректировок и развития федерального законодательства.

Система пресечения правонарушений, совершаемых в рассматриваемой сфере, включает в себя и совокупность административно-правовых средств психического и физического характера, направленных на прекращение противоправных действий, совершаемых против членов семьи и других совместно проживающих лиц. Применение средств пресечения правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, должно носить тактически определенный характер, а после их применения - фиксироваться в процессуальной форме.

Следует отметить, что в главах 4 и 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции») закреплен вовсе не полный перечень мер принуждения, в который включаются предупредительные меры (проверка документов, досмотр ручной клади и багажа и др.), меры пресечения, меры процессуального обеспечения (глава 27 КоАП РФ содержит таковых более 15), меры административного наказания и правовосстановительные меры. Но базовым нормативным правовым актом, определяющим права полиции на применение мер принуждении, является ФЗ «О полиции». В связи с этим полагаем, что рассмотрение мер пресечения правонарушений, совершаемых в сфере семей-но-бытовых отношений, необходимо рассмотреть с позиции норм указанного закона.

В наших работах отмечалось, что на стадии пресечения указанных правонарушений сотрудниками полиции применяются (по ФЗ «О полиции»):

- «меры психического воздействия: требование от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; требование к лицу, совершившему правонарушение, оставаться на месте до прибытия представителей подразделения полиции; предупреждение о намерении применить специальные меры пресечения - физическую силу и специальные средства;

- меры физического воздействия: вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; личный досмотр (как мера личной безопасности сотрудника полиции); удаление (разоб-

щение) правонарушителя от заявителя (потерпевшего); применение специальных мер: физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, когда лицо не выполняет законное требование о прекращении противоправных действий; доставление в полицию; задержание лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих» [11, с. 128].

Однако возможность применения полицией административного задержания при фактах семейно-бытовых конфликтов ограничена в силу отсутствия специальной нормы в КоАП РФ, по которой можно было бы привлечь к административной ответственности семейных дебоширов и которая предусматривала бы в качестве административного наказания административный арест. Помимо этого, целесообразно осуществить нормативное закрепление и реализацию в практической деятельности полиции такого административно-правового средства, как официальное предостережение. Данный инструмент предупреждения правонарушений имеется на вооружении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов прокуратуры Российской Федерации.

Кроме того, осуществляя исследование обстановки происшествия (семейно-бытового конфликта, правонарушения), сотрудники полиции имеют право осматривать жилое (при согласии проживающих в нем лиц) и иное помещение, участки местности. Указанные действия осуществляются с целью визуального их изучения, установления конкретного места происшествия (комната, кухня), а также выявления случаев распития участниками происшествия спиртных напитков, наличия предметов и орудий совершения правонарушения, в том числе поврежденного имущества. Эти меры также допустимо отнести к мерам принуждения.

Необходимо учесть, что выполнение задач,

направленных на профилактику правонарушений участковыми уполномоченными полиции, в том числе совершаемых в сфере се-мейно-бытовых отношений, практически невозможно без непосредственной работы на административном участке. К сожалению, нередко отмечаются случаи, когда данных сотрудников полиции привлекают к исполнению служебных обязанностей, не связанных с работой на обслуживаемом административном участке. «Несмотря на то, что осуществление профилактического обхода административного участка является основной формой несения службы, подсчет служебного времени участковых уполномоченных полиции в течение рабочего дня показал, что временные показатели, затрачиваемые на это направление деятельности, являются самыми низкими» [13, с. 10]. Участковые уполномоченные полиции напрямую заинтересованы в улучшении и оздоровлении криминогенной ситуации в целом на административном участке и в сфере семейно-бытового неблагополучия.

Рассматривая тему совершенствования предупреждения указанных правонарушений, следует отметить недостатки организационного характера, к которым, прежде всего, относится разобщенность в решении вопросов противодействия указанной категории правонарушений как между службами и подразделениями полиции, так и между субъектами профилактики. Как представляется, существующие проблемы в деятельности полиции в этой области следует решать посредством совершенствования системы административно-правового регулирования, прежде всего на федеральном уровне. Отсутствие действующего федерального закона о профилактике бытового насилия сдерживает дальнейшее развитие государственной системы противодействия ему, не позволяет усовершенствовать и определить объем компетенции субъектов профилактики правонарушений, совершаемых в сфере семей-но-бытовых отношений.

Литература

1. Статистические документы ГИАЦ МВД России. Данные за янв.-дек. 2015 г.

2. Убийство 6 детей в Нижнем Новгороде: после расправы над семьей сектант-шизофреник убил свою мать. URL: http://www.topnews.ru/ news_id_80477.html

Bibliography

1. Statistical data of the «Main information and analysis center of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation» of the Ministry of Internal Affairs of Russia. January-December, 2015.

2. Killing 6 children in Nizhny Novgorod: sectarian schizophrenic killed his mother after the mas-

3. Ильина О. Ю. Частные и публичные интересы в семейном праве Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.

4. Антонян Ю. М. Множественные убийства: природа и причины: моногр. М., 2012.

5. Законопроект «О профилактике семей-но-бытового насилия» № 1183390-6. URL: http://www.duma.gov.ru

6. Равнюшкин А. В., Семенистый А. В. Административно-правовые средства полицейского противодействия семейно-бытовым правонарушениям // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. ст. по матер. ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения) / под ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплу-нова. СПб., 2016.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: законопроект № 957581-6. URL: http://duma.gov.ru

8. О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: законопроект № 1018744-6. URL: http://www.duma.gov.ru

9. Медведева В. В. Действия органов внутренних дел при поступлении заявлений и сообщений о бытовых хулиганствах: проблемы правовой регламентации и организации деятельности // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. 2008. № 1 (6).

10. Куянова А. В. Предупреждение участковыми уполномоченными полиции правонарушений в семейно-бытовой сфере // Вестн. Барнаул. юрид. ин-та МВД России. 2016. № 1 (30).

11. Равнюшкин А. В., Левин П. Н., Гайдуков А. А. О правовых и организационных аспектах деятельности полиции по защите прав и законных интересов граждан в сфере семей-но-бытовых отношений // Проблемы права. 2015. № 1 (49).

12. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166. URL: http://www.rg.ru/2013/03/27/uchastkovie-dok.html

13. Расчет рабочего времени участкового уполномоченного полиции по основным направлениям деятельности: аналит. обзор. Барнаул, 2016.

sacre of the family. URL: http://www.topnews.ru/ news_id_80477.html.

3. Ilina O. Yu. Private and public interests in family law of the Russian Federation: astract of dis. ... PhD in Law. Moscow, 2006.

4. Antonyan Yu. M. Multi-kills: nature and reason: monograph. Moscow, 2012.

5. About the prevention of domestic violence: bill № 1183390-6. URL: http://www.duma.gov.ru

6. Ravnushkin A. V., Semenisty A. V. Administrative legal means of police counter to domestic offences // Actual problems of administrative and administrative-procedural law: collection of articles on materials of annual all-Russian scientific-practical conference (Sorokin reading) / ed. by J. E. Avru-tin, A. I. Kaplunova. St. Petersburg, 2016.

7. Russian Federation Administrative Offences Code: bill № 957581-6. URL: http://duma.gov.ru

8. On amendments to the Russian Federation Administrative Offences Code: bill № 1018744-6. URL: http://www.duma.gov.ru

9. Medvedev V. V. Activities of Internal Affairs bodies upon receipt of the statements and reports of domestic hooliganism: problems of legal regulation and activity organization // Bulletin of Vladimir Law Institute. 2008. № 1 (6).

10. Kuyanova A. V. Prevention of offences in the family and domestic sphere by police district officers // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 1 (30).

11. Ravnushkin A. V., Levin P. N., Gaidukov A. A. Legal and organizational aspects of police activity on protection of rights and legitimate interests of citizens in the sphere of family-domestic relations // Problems of Law. 2015. № 1 (49).

12. The organization of the police district officers' activities: order of the Ministry of Internal Affairs of 31.12.2012 № 1166. URL: http://www.rg.ru/ 2013/03/27/uchastkovie-dok.html

13. Calculation of police district officers' duty hours for the main areas of activities: an analytical review. Barnaul, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.