Научная статья на тему 'Семейно-бытовое правонарушение: понятие и состав'

Семейно-бытовое правонарушение: понятие и состав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9066
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / РЕГИОНАЛЬНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАРУШЕНИЕ ПРАВ В СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ / OFFENCES IN THE SPHERE OF FAMILY AND DOMESTIC RELATIONS / REGIONAL ADMINISTRATIVE LAW / VIOLATION OF RIGHTS IN FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равнюшкин А.В.

В статье рассматриваются административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, содержащихся в законах некоторых субъектов РФ. Отмечая их различия в названии, содержании их диспозиций, автор рассматривает в новом ракурсе административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и предлагает свой вариант понятия и состава административного правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равнюшкин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family and domestic offence: the concept and the components of crime

Administrative offences in the sphere of family and domestic relations contained in the laws of certain constituent entities of the Russian Federation are discussed. Noting the difference in their title and in their contents, the author considers new administrative offences at the context of family relations and proposes his version of the concept and the components of administrative offence.

Текст научной работы на тему «Семейно-бытовое правонарушение: понятие и состав»

ствами культурно-досуговой деятельности: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

7. Гордон Л.А, Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. М., 1994.

9. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Л., 1980.

10. Кубышко В.Л. Актуальные проблемы реформирования системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: / сб. матер. учеб.-метод. сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России. М., 2008.

11. Новикова Л.И. Воспитательная система // Педагогика. 1991. № 11.

12. Новый энциклопедический словарь / гл. ред. А.П. Горкин. М., 2000.

13. Нургалиев Р.Г. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г.: / сб. норм.-метод. матер. по организации работы с личным составом в органах внутренних дел. М., 2006.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. 23-е изд., испр. М., 1990.

15. Орлов Г.П. Свободное время и личность. М.,1983.

16. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: методическое пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров, А.И. Ада-ев, ред. В.Л. Кубышко. М., 2006.

17. Поплавский М.М. Досуг как педагогическая проблема. Киев, 1994.

E-mail: lazareva3@mail.ru

О и О X

ы

о

U

о ^

о <

о

<

X

ъ ш

S £

116

А.В. РАВНЮШКИН,

начальник цикла Центра профессиональной подготовки (ГУ МВД по Кемеровской области)

Семейно-бытовое правонарушение: понятие и состав

В статье рассматриваются административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, предусмотренные в законодательстве некоторых субъектов РФ. Отмечая различия в названии, содержании диспозиций, автор рассматривает в новом ракурсе административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и предлагает свой вариант понятия и состава административного правонарушения.

Правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, региональное административное законодательство, нарушение прав в семейно-бытовых отношениях.

В ст. 72 Конституции РФ отмечено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное, административно -процессуальное и семейное законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения

осуществляется законами субъектов Российской Федерации [1].

Следует согласиться с мнением, что региональное законодательство об административных правонарушениях в правовой системе России выполняет вполне ощутимую социальную функцию, призванную защищать гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан в различных сферах общественной деятельности [17].

В законах об административных правонарушениях некоторых субъектов РФ содержатся понятия административного правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, предусматривающие административную ответственность за совершение семейно-бытового дебоширства, бытового дебоширства или нарушение прав членов семьи. Такие понятия административного правонарушения законодательно закреплены в нескольких субъектах РФ (республиках Алтай, Бурятия, Чувашия, Мордовия; областях Кировская, Пензенская, Калужская, Ивановская).

Из анализа приведенных выше правонарушений, установленных субъектами Российской Федерации, следует, что под семейно-бытовым

дебоширством, нарушением прав членов семьи и бытовым дебоширством понимается, как правило, противоправное деяние, совершенное во внутрисемейной сфере, т. е. произошедшее между членами семьи (сожителями).

В главе 3 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан, их здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» под семейно-бытовым дебоширством понимаются буйство, скандал, устраивание беспорядка, которые сопровождаются шумом и нарушают покой семьи [7].

В Республике Мордовия бытовое дебоширство трактуется как правонарушение против личности (гл. I—I. «Административные правонарушения против личности») и означает «буйство, скандал, устраивание беспорядка, сопровождающиеся шумом и (или) нецензурной бранью, нарушением покоя лиц, совместно проживающих в жилом помещении, и унижением человеческого достоинства» [8].

В Архангельской области под семейно-бытовым дебоширством понимаются «действия гражданина, нарушающие права членов его семьи, соседей, а также других лиц на здоровье, честь и достоинство, на покой в жилом помещении, в том числе сопровождающиеся шумом и нецензурной бранью, если за эти действия не установлена уголовная ответственность или административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях», что закреплено в гл. 2 «Административные правонарушения, посягающие на личность, общественный порядок и общественную безопасность» соответствующего закона [5].

В законе Калужской области от 28 февраля 2011 г. № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области» вместо понятий «семейно-бытовое дебоширство» или «бытовое дебоширство» применяется понятие «нарушение условий проживания в семье», под которым понимается нарушение условий проживания в семье, выражающееся в явном неуважении к членам семьи (лицам, проживающим совместно), сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества. Отметим, что это административное правонарушение упоминается в гл. 2 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» [6].

Итак, проведенный нами анализ указанных выше понятий, содержащихся в законах некото-

рых субъектов РФ об административных правонарушениях, показывает, что они носят разные названия, указывают на разные объекты (в одних случаях это правонарушения против общественного порядка, в других — против личности, в-третьих — посягательства на права граждан, их здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность). При этом различаются по содержанию и сами диспозиции статей.

Такие термины как «ссора», «скандал», «дебоширство», «устраивание беспорядка» не имеют правового определения, что вызывает трудности в их понимании. Спорным является и вопрос об употреблении в нормативных актах разговорной лексики (например, слова «дебоширство»), поскольку оно снижает эффективность правового регулирования и является признаком несовершенства законодательства [9, с. 122—125]. Однако, несмотря на указанные недостатки, в 2010 г. в Чувашии к административной ответственности было привлечено 7,5 тыс. дебоширов [19], в Архангельской области — более 2,3 тыс. [11], в Кировской области — 2 тыс. [15], в Бурятии — 4 тыс. человек [16].

Учитывая это, мы пришли к выводу, что возникла потребность выработать такой состав административного правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, который соответствует принципу законности и является одним из эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения правонарушений в быту.

В Обращении участников Всероссийского совещания-семинара руководителей подразделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции территориальных органов МВД России к членам Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, принятом в г. Омске 26 ноября 2010 г., было отмечено следующее: «Анализ бытовой преступности свидетельствует о том, что применяемые методы воздействия на правонарушителей малоэффективны. Отсутствие на федеральном уровне действенных рычагов воздействия на «семейных дебоширов» не позволяет добиться ожидаемого профилактического эффекта. На почве семейно-бытовых отношений совершается более 60 % всех убийств и более половины всех фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Практически все семейно-бытовые конфликты происходят в жилых помещениях в основном на почве употребления спиртных напитков. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не учитывает особенностей соответствующих общественных отношений» [14].

117

£ о X

ы

о

и

О ^

О <

о

<

X

ъ ш

5

6

118

Полагаем возможным определить состав статьи о семейно-бытовом административном правонарушении следующим образом.

«Нарушение прав в семейно-бытовых отношениях.

1. Угроза применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, повреждения или уничтожения имущества, грубое принуждение к чему-либо, нецензурная брань, нарушение покоя и тишины, выраженные на почве семейно-бытового конфликта в месте проживания (пребывания), а также в местах общего пользования жилых помещений влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ... до ... рублей.

2. Те же действия, совершенные повторно или в состоянии опьянения, влекут наложение административного штрафа в размере от . до . рублей либо административный арест до 15 суток».

Административно-правовые средства имеют большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений. Как отметил в своей работе М.Н. Никулин, «во-первых, они предназначены для регулирования общественных отношений путем их создания (формулирования), изменения или отмены. Во-вторых, их использование (применение) составляет содержание правовой (юридической) деятельности соответствующих субъектов, т. е. деятельности, влекущей те или иные правовые последствия» [13, с. 34].

Эти средства направлены, прежде всего, на регулирование (изменение) поведения лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, с целью его прекращения и обеспечения условий для привлечения таких лиц к ответственности. Кроме того, они являются способами воздействия на деятельность органов государственного управления (их должностных лиц) и общественных организаций, осуществляющих предупреждение и пресечение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Рассмотрим подробно все признаки состава административного правонарушения, при этом отметим, что нами использованы некоторые термины, в силу особого механизма регулирования не получившие должного распространения в административном праве и выработанные другими отраслями юридической науки, в частности криминологией.

Родовым объектом состава рассматриваемого правонарушения являются права в сфере семейно-бытовых отношений, к которым относятся права физических лиц (совместно проживающих членов семьи как состоящих в браке,

так и не состоящих, совместно проживающих лиц, состоящих в родстве, в свойстве). В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права [1].

При совершении данного деяния нарушается основной принцип семьи — безопасное существование любого ее члена. Согласно ч. 3 ст. 31 Семейного кодекса РФ, супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей [3]. Правонарушитель в данном случае посягает на такие объекты личности, как честь и достоинство, право на нормальное нравственное и психическое существование и развитие.

Формулируя объективную сторону состава правонарушения, предусмотренную ч. 1 предложенного нами определения, определяя виды его альтернативных действий и устанавливая их противоправность, рассмотрим схему генезиса тяжкого преступления против лично -сти в семейно-бытовой сфере. Такие схемы в отечественной правовой науке существуют и вполне обоснованы. Например, в учебном пособии Ю.С. Белик «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел» справедливо отмечено, что «при расследовании умышленно -го причинения тяжкого вреда здоровью, особенно в сфере семейно-бытовых отношений, следователь не должен ограничиваться только вынесением представления, но и должен проводить активное выявление предшествующих факторов преступного поведения как обвиняемого, так и потерпевшего. О значимости такой деятельности может свидетельствовать схема генезиса тяжкого преступления против личности в сфере семейно-бытовых отношений: 1) противоречие между интересами участников семейно-бытовых отношений; 2) межличностный конфликт на почве противоречия интересов; 3) развитие конфликта и переход его в стадию применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угроз такого насилия (выделено нами — А.Р.); 4) дальнейшее развитие конфликта сопровождается угрозами убийства или причинения тяжкого вреда здоровью; 5) результатом непрекращающегося конфликта становится совершение тяжкого преступления против личности» [10, с. 27].

В ряде случаев, преступное поведение развивается, минуя некоторые стадии этой схемы, однако в большинстве случаев это происходит

по всем указанным этапам. Именно угрозу применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, совершаемую на третьей стадии, по нашему мнению, следует признать административно противоправным поведением и включить в объективную сторону состава административного правонарушения.

В отечественном праве понятия «угроза» и «применение насилия, не опасного для жизни или здоровья» четко определены, широко применяются, например в уголовном праве. Понятие «применение насилия, не опасного для жизни или здоровья» имеет место при таких составах преступлений, как грабеж с квалифицирующим признаком (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ), применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ) [4] и др. В практике органов дознания имеется множество случаев рассмотрения материалов, когда в отношении члена семьи, сожителя, соседа лицо угрожало применить насилие, причинить вред здоровью, вплоть до убийства, но за отсутствием признаков состава преступления выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку угрозы должны были носить реальный характер. Следовательно, в вышеуказанном случае, как правило, лицо не несет никакой ответственности.

Термин «угроза повреждения или уничтожения» имущества также не требует дополнительных комментариев. В следственной и судебной практике имеются многочисленные примеры, когда перед совершением «бытового» преступления или в ходе его совершения виновное лицо угрожало повредить или уничтожить имущество потерпевшего.

Под понятием «грубое принуждение к чему-либо с применением силы» понимается физическое и (или) психическое принуждение потерпевшего к совершению таких действий, которые не влекут существенных последствий (например, грубое принуждение к выполнению определенной хозяйственной работы, грубое требование покинуть помещение или жилище, выталкивание из него и т. п.), сопровождающиеся применением силы (удержание, хватание за части тела, одежду, толкание потерпевшего), не содержащие признаков преступлений.

Под термином «нарушение покоя и тишины» в данном составе правонарушения понимаются действия, нарушающие права совместно проживающих лиц, соседей посредством чрезмерно громких высказываний, криков, а также использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других громкоговорящих устройств на повышенной громкости в момент семейно-

бытового конфликта на месте проживания (пребывания).

Наиболее общий подход к определению конфликта выражен в определении его как социального противоречия. Как проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон, определяет конфликт В.Н. Кудрявцев [18, с. 5]. Конфликт — это всегда противоборство сторон с противоречивыми интересами. Именно противоборство сторон, т. е. совершение сторонами определенных действий, направленных друг против друга, следует понимать как конфликт [12, с. 14].

По нашему мнению, семейно-бытовой конфликт — вид межличностного конфликта, под которым понимают открытое столкновение находящихся между собой в семейно-бытовых или коммунально-бытовых отношениях двух и более субъектов, возникшее на основе противоречий в виде противоположных целей, не совместимых в конкретной ситуации.

Межличностные конфликты досугово-бытового, производственно-бытового характера, в ходе которых нарушается общественный порядок, выражается неуважение к обществу и которые сопровождаются указанными в ст. 20.1 КоАП РФ действиями, должны квалифицироваться как мелкое хулиганство. Досугово-бытовыми отношениями признаются такие межличностные, внесемейные отношения, которые возникают в общественных местах — кинотеатрах, домах творчества, клубах, домах отдыха, санаториях и т. п. Лиц, находящихся в досугово-бытовых отношениях, объединяют бытовые отношения в сфере отдыха, увлечений, но не семейные или коммунальные. Производственно-бытовые отношения охватывают сферу государственного обслуживания потребностей человека в процессе его трудовой деятельности, и их наличие не может являться одним из условий привлечения к ответственности за семейно-бытовое дебоширство. Следовательно, именно в этих сферах общественных отношений (досугово-бытовой и производственно-бытовой) может совершаться мелкое хулиганство в быту. По нашему мнению, при квалификации рассматриваемого правонарушения необходимо умышленное, по мотиву неприязненных отношений, совершение субъектом любых перечисленных альтернативных действий в ходе семейно-бытового конфликта.

Наличие семейно-бытового конфликта является обязательным признаком семейно-бытового правонарушения, но для отнесения правонарушения к сфере семейно-бытовых отношений необходимо его соответствие еще

119

О и О X

ы

о

U

о ^

о <

о

<

X

ъ ш

5

6

120

некоторым условиям, каковыми являются: наличие отношений между преступником и потерпевшим семейно-бытового характера, наличие конфликта, возникшего на почве противоречий (личной неприязни) в соответствующей сфере общественных отношений, неправомерное совершение лицом указанных выше действий.

Объективная сторона содержит также указание на места совершения данного правонарушения — места проживания или пребывания, понятия и сущность которых нормативно определены. К ним могут относиться многоквартирные и индивидуальные жилые дома, часть жилого помещения, жилые комнаты квартир и общежитий, в частности, расположенные в них места общего пользования собственников жилых помещений.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит из вины в форме прямого умысла. Большое значение при квалификации этого состава правонарушения имеет то, что нарушение прав в сфере семейно-бытовых отношений совершается на основе сложившихся личных неприязненных отношений, в результате которых происходят семейно-бытовые конфликты и могут наступить вредные последствия.

Субъектом правонарушения является физическое лицо, вменяемое, достигшее к моменту совершения правонарушения 16 лет, которым может быть совместно проживающий с потерпевшим член семьи (как состоящий, так и не состоящий в браке с потерпевшим лицом, так называемый сожитель), другое совместно проживающее лицо (родственник, лицо, состоящее в свойстве), которое умышленно совершило конкретные перечисляемые действия — угрожало применить насилие, не опасное для жизни или здоровья, повредить или уничтожить имущество и т. п. — на почве семейно-бытового конфликта в месте проживания (пребывания).

Имеет значение и санкция за нарушение прав в сфере семейно-бытовых отношений. Уполномоченное лицо — мировой судья может определить различное наказание. В одних случаях правонарушителю достаточно вынести предупреждение, чтобы противоправное деяние не допускалось вновь, и при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в ч. 2 статьи, должна быть возможность привлечения лица к административному аресту до 15 суток.

По нашему мнению, принятие предлагаемого состава административного правонарушения в КоАП РФ и правоприменение его органами внутренних дел позволит, не нарушая принципа законности, привлекать виновных к административной ответственности именно за со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вершение административно противоправных действий в сфере семейно-бытовых отношений. Это сделает возможным для органов внутренних дел более эффективно осуществлять работу по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1).

3. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3. URL: http://www. consultant.ru/popular/family/.

4. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. URL: http://www.con-sultant.ru/popular/ukrf/.

5. Об административных правонарушениях: Закон Архангельской области от 3 июня 2003 г. № 172-22-ОЗ. URL:http://www.arhangelsklaw.ru/ Zakony-2003-goda/2009-09-11-12-34-42.html.

6. Об административных правонарушениях в Калужской области: Закон Калужской области от 28 февраля 2011 г. № 122-ОЗ. URL: http://www. kp40.ru/image/uploads/images/1/koap.doc.

7. Об административных правонарушениях в Чувашской Республике: Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22. URL: http://chu-vashia.news-city.info/docs/sistemst/dok_oerttb. htm.

8. Об административной ответственности на территории Республики Мордовия: Закон Республики Мордовия от 12 июля 2002 г. № 25-З. URL: http://docs.kodeks.ru/document/802012251#

9. Анищенко Е.П. Лексические несовершенства современного российского законодательства // Современное право. 2008. № 7.

10. Белик Ю.С. Предупреждение преступлений и административных правонарушений и внутренних дел: учеб. пособие. Екатеринбург, 2010.

11. В Архангельской области начал работу общероссийский телефон доверия: информация Правительства Архангельской области. URL: http://dvinaland.ru/prcenter/release/16292/index. php?print=Y.

12. К вопросу о правовых конфликтах в области недропользования // Административное право и процесс. 2009. № 6.

13. Никулин М.Н. Административно-правовые средства борьбы с лицами, ведущими паразитический образ жизни, и их применение органами внутренних дел: учеб. пособие. Хабаровск, 1991.

14. Обращение участников Всероссийского совещания-семинара руководителей подразделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции территориальных органов МВД России к членам Правительственной комиссии по профилактике правонарушений. Омск. 26 ноября 2010 г. URL: http://www. mvd.ru/documents/naroduchast/show_86299.

15. Скажи алкоголю «Нет!»: материалы круглого стола Правительства Кировской области от 13 мая 2011 г. URL:http://mvd.ru/news/ show_4405/.

16. С начала года в Бурятии административные комиссии оштрафовали более 5 тыс. жите-

лей республики. URL: http://vt-inform.ru/ vti/138/49169.php.

17. Шевцов А.В. О некоторых вопросах реализации органами внутренних дел законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности. URL: http: // jurnal.amvd.ru/indviewst.phр.

18. Юридическая конфликтология / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.

19. 17 ноября — День участковых уполномоченных милиционеров. URL: http://www.grani21.ru/ print/35614.

E-mail: ravnyushkin@mail.ru

Ю.В. УМНОВА,

*

аспирантка факультета права (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)

Практическая потребность выявления общественной опасности экономических преступлений

В статье рассматривается один из сложных вопросов общей части уголовного права, касающиеся понимания и оценки материального признака преступления - общественной опасности.

Общественная опасность деяния, материальный признак преступления, состав общественной опасности, охраняемое правовое благо, оценка деяния.

Общественная опасность как социально-правовая категория является одним из основных объектов познания и оценки в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности. Категория общественной опасности используется в Уголовном кодексе Российской Федерации при определении понятия преступления в качестве деления преступлений на категории, при формулировании правил индивидуализации наказания, при регламентации форм вины. Как справедливо указал Ю.И. Ляпунов, именно эта фундаментальная категория в конечном счете определяет социаль-

* Помощник Коломенского городского прокурора Московской области.

ную обусловленность законодательных акций криминализации и декриминализации деяний [6, с. 12].

Предписания, содержащиеся в УК РФ, подвергаются они научной критике или нет, не просто обязательны для исполнения, но и должны толковаться и применяться в соответствии с задачами и принципами уголовной политики России. Общественная опасность деяния есть обязательный нормативно-оценочный материальный признак преступления. Поэтому любой закон или правоприменительный акт, в котором то или иное деяние криминализуется, т. е. объявляется преступлением в процессе его уголовно-правовой оценки, должен оцениваться по содержанию в нем нормативно определенного признака общественной опасности на основе действующего закона и в соответствии с ним.

Изменение и совершенствование законодательства обусловлено многими обстоятельствами, но ни одно из них не связано непосредственно с изменением социального содержания каких-либо поступков человека хотя бы потому, что признание преступлением социально опасных действий происходит исключительно по воле законодателя. Процесс правотворчества подвержен влиянию большого количества фак-

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.