2. Каменева М.Е. Профайлинг: общая характеристика, методы, актуальные тенденции // Проблемы безопасности полетов. - М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2011. С. 76-83.
3. Амельчаков И.Ф. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности личности на объектах транспорта: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002.
References
1. Psychological support of preventing acts of unlawful interference with civil aviation. Educational manual / ed. by J.M. Volynskii-Basmanov, I.I. Aminov. - M.: «UNITY-DANA», 2012.
2. Kameneva M.E. Profailing: a general overview, techniques, current trends // Safety issues.
- M.: Russian Institute of scientific and technical information RAS, 2011. P. 76-83.
3. Amelchakov I.F. Legal and institutional framework for ensuring human security at transport facilities. Dissertation for the degree of candidate of legal sciences. - M., 2002.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ КОНФЛИКТОВ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ
MODERN PROBLEMS OF PREVENTION IN FAMILY-HOUSEHOLD CONFLICTS BY DIVISIONAL POLICE INSPECTORS
УДК 343.85:343.54
О.В. КАТАЕВА,
кандидат юридических наук;
А.И. НИКУЛИН
(Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: статья посвящена анализу деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике семейно-бытового насилия, современных проблем профилактического и правового воздействия к лицам, допускающим правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, делается вывод о необходимости установления административной ответственности за совершение подобного рода деяний.
Ключевые слова: семейно-бытовое насилие, участковые уполномоченные полиции, профилактика, административная ответственность.
O.V. Kataeva, the candidate of jurisprudence, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;
A.I. Nikulin, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.
Abstract: The article is devoted to the analysis of activity of the divisional police inspector on prevention of family-household violence, modern problems of preventive and legal influence to the persons committing offences in sphere of family-household relations. The authors of the article come to the conclusion about the necessity in establishing administrative responsibility for the commission of this sort of acts.
Keywords: family-household violence, divisional police inspectors, prevention, administrative responsibility.
В соответствии с положениями Госу- порядка и противодействие преступности»,
дарственной программы Российской утвержденной Распоряжением Правитель-
Федерации «Обеспечение общественного ства РФ от 06.03.2013 № 313-р, важным
ПРАКТИКА.
направлением ее реализации является совершенствование системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.
В рамках данной программы государству предстоит выработать и реализовать меры, направленные на повышение эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, повышение уровня доверия к ним со стороны населения.
Также намечено повысить качество отработки участковыми уполномоченными полиции жилого сектора с целью выявления на административных участках лиц, допускающих нарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Для недопущения совершения указанными лицами преступлений и административных правонарушений к ним будут своевременно приниматься меры профилактического воздействия.
Силами участковых уполномоченных полиции предполагается обеспечить эффективный контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, страдающих наркотической зависимостью, хронических алкоголиков, лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений [1].
Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 [2], определен достаточно четкий алгоритм проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений. В соответствии с данным Наставлением участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих [2].
Профилактический учет указанной категории граждан и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении рапорта участкового упол-
номоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России, согласованного с начальником отдела (отделения, группы) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, о необходимости постановки гражданина на профилактический учет [2].
Снятие лиц, состоящих на учете в территориальных органах МВД России, с профилактического учета и прекращение индивидуальной профилактической работы с ними также производится решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП [2].
По общему правилу срок нахождения на профилактическом учете данных лиц составляет один год [2]. Вместе с тем при совершении ими административных правонарушений (против порядка управления и (или) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность) и поступлении на них неоднократных (двух и более) жалоб в течение года решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП, срок нахождения на профилактическом учете может продлеваться [2].
Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции детально регламентированы основания снятия лиц с профилактического учета и прекращения индивидуальной профилактической работы. В качестве данных оснований предусмотрены [2]:
- окончание (истечение) сроков нахождения на профилактическом учете;
- осуждение к лишению свободы и направление к месту отбывания наказания;
- прекращение противоправного поведения, когда поведение и образ жизни лица, состоящего на профилактическом учете, не нуждаются в дальнейшем наблюдении;
- прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, воинских формированиях и органах;
- признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда;
- смерть гражданина;
- а также иные основания, установленные законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, несмотря на нормативно закрепленный алгоритм проведения индивидуальной профилактической работы с граж-
данами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих, на практике деятельность, связанная с профилактикой семейного насилия участковыми уполномоченными полиции, остается одним из самых проблемных и сложных направлений их работы.
Основные причины сложившейся ситуации в том, что на сегодняшний день утратили свою актуальность общественные институты, такие как товарищеские суды, советы общественности и другие, ранее активно участвовавшие в профилактике правонарушений в сфере быта. В большинстве населенных пунктов отсутствует инфраструктура учреждений и служб по месту жительства, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям, по профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении [3]. Перестала существовать положительно зарекомендовавшая себя в прошлом практика бесплатного и обязательного, по судебному решению, лечения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией [3]. Также отрицательно сказалась на состоянии профилактики семейно-бытового насилия реорганизация медицинских вытрезвителей.
В целом индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции с лицами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих, на сегодня включает [2]:
- проведение профилактических бесед с данными лицами;
- наблюдение за их поведением, образом жизни и кругом общения;
- опрос их родственников, соседей и других лиц;
- применение к ним мер административного принуждения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации.
При этом основным видом и способом профилактической работы участковых уполномоченных полиции с лицами, совершающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, по-прежнему остается проведение с ними профилактических бесед.
Наставление обязывает участкового уполномоченного полиции не реже одного раза в квартал проводить беседы с целью
предупреждения преступлений и иных правонарушений с семейными дебоширами, а также с членами их семей и другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие. При этом успех профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции во многом определяется знанием основ педагогики и психологии, умением правильно воздействовать на человека, от которого можно ожидать совершения правонарушения. Кроме того, необходимо помнить, что профилактическое воздействие - процесс длительный. Положительных результатов при этом можно добиться лишь тогда, когда оно реализуется сотрудником, хорошо изучившим личность профилактируемого. В связи с этим особо актуально требование Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции о закреплении за участковым уполномоченным полиции административного участка на срок не менее одного года [2].
Что же касается применения мер административного принуждения к лицам, совершающим правонарушения в сфере семейнобытовых отношений, то отсутствие на сегодняшний день четкой нормативной правовой базы профилактики семейного насилия порождает проблемы в части применения мер правового воздействия к семейным дебоширам. Так, практически отсутствует возможность привлечения их к административной ответственности, за исключением случаев, когда конфликт выходит за рамки жилища, нарушая общественный порядок и ущемляя права других граждан.
Вместе с тем эффективным механизмом превенции преступлений в семейно-бытовой сфере могла бы стать административная ответственность за насилие в семье [4].
Необходимо сказать, что некоторые субъекты Российской Федерации предприняли попытку самостоятельно урегулировать данную проблему, установив в законодательстве об административных правонарушениях ответственность за совершение такого рода деяний. Так, ответственность за «семейное дебоширство» установлена Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях [5], который определяет семейно-бытовое дебоширство как «нарушение покоя семьи в месте проживания (пребывания) семьи, выраженное явным неуважением к члену семьи, сопровождающееся устраиванием беспорядка, оскорбительным обращением к члену семьи,
нецензурной бранью». Совершение данного путем дополнения КоАП РФ соответствую-правонарушения влечет наложение адми- щей нормой.
нистративного наказания в виде предупреж- Таким образом, успех в деятельности дения или наложения административного участковых уполномоченных полиции по
штрафа в размере от одной тысячи до двух профилактике семейно-бытового насилия
тысяч рублей. При этом те же действия, в рамках Государственной программы Рос-
совершенные повторно в течение года со сийской Федерации «Обеспечение обще-
дня окончания исполнения постановления о ственного порядка и противодействие пре-
назначении административного наказания, ступности» может быть достигнут лишь при
влекут наложение административного штра- четком следовании нормативно закреплен-
фа на граждан в размере от двух тысяч до ному алгоритму проведения индивидуальной
двух тысяч пятисот рублей. профилактической работы с гражданами,
Однако проблема правонарушений в сфе- совершившими правонарушения в сфере
ре быта характерна не только для отдельных семейно-бытовых отношений и представ-
субъектов Российской Федерации, что под- ляющими опасность для окружающих, и
тверждает необходимость урегулирования целенаправленной модернизации отечест-
проблемы профилактики насилия в семье венного законодательства по данному нана уровне федерального законодательства правлению.
Литература :
1. Распоряжение Правительства РФ от 06.03.2013 № 313-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности”» // СПС “КонсультантПлюс”.
2. Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участ-
ковых уполномоченных полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Профилактика непогоды в доме // Щит и меч. 2008. №11.
4. Амельчаков И.Ф., Катаева О.В. О необходимости совершенствования правовой основы
профилактики семейно-бытового насилия // Вестник Воронежского государственного университета. 2013. № 1 (14). С. 188-193.
5. Закон Пензенской области от 02.04.08 № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях».
References
1. The Order of the Government of the Russian Federation from 3/6/2013 № 313-r «About the
ratification of the government program of the Russian Federation « Provision of a public order and criminality counteraction »». URF ConsultantPlus.
2. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 12/31/2012 № 1166 «Questions of
the organisation of activity of divisional police inspectors». URF ConsultantPlus.
3. Bad weather prevention in the house // Board and sword. - 2008. - №11.
4. Amelchakov I.F., Kataeva O.V. About the necessity of enhancement of the legal basis in prevention
of family-household violence // The Bulletin of the Voronezh state university. 2013. № 1 (14). P. 188-193.
5. The Law of the Penza region from 02.04.08 № 1506-ZP0 «The Code of the Penza region about administrative offences».