Известно, что производство, изготовление или переработка синтетических и полусинтетических наркотиков невозможны без использования целого ряда химических веществ, многие из которых находятся в легальном обороте и в Российской Федерации, и за ее пределами. До 1 марта 2012 г. различные действия с прекурсорами не преследовались по закону. Сейчас за незаконные приобретение, хранение или перевозку таких препаратов лицо может быть наказано лишением свободы до двух лет (если такие действия совершены в особо крупном размере). За их незаконные производство, сбыт или пересылку в особо крупном размере следует наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от девяти месяцев до одного года либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Итак, рассмотрев некоторые аспекты реализации антинаркотической политики, можно придти к выводу, что, несмотря на предпринимаемые меры, она является на сегодняшней день недостаточно совершенной и требует дальнейшего теоретического осмысления и практической апробации.
1 См.: Жалыбин В.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук, Красноярск, 2004. С. 3.
2 См.: Там же.
3 См.: Суровов С.Б., МалькоА.В, КоноваловИ.Н. и др. Антинаркотическая политика в современной России: цели, средства, результаты / под ред. А.В. Малько, И.Н. Коновалова. Саратов, 2013. С. 21.
4 Ведомости СНД РФ и ВС РФ.1993. № 32, ст. 1265.
5 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.
6 См.:ХарбетК.В. Новая антинаркотическая политика в России // Российская юстиция. 2010. № 9. С. 1.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 10, ст. 1166.
8 За квалифицированное убийство, по ч. 2 ст. 105 УК РФ лицо может быть наказано лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
9 Понятие прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ раскрывается в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Согласно ст. 1 Закона прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, международными договорами Российской Федерации, в т.ч. Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
О.И. Ильянова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УГРОЗ УБИЙСТВОМ ИЛИ ПРИЧИНЕНИЕМ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ
В статье рассматриваются проблемы, связанные со специально-криминологическим предупреждением такого достаточно распространенного вида преступления, как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Особую роль в механизме предупреждения данного вида преступлений автор отводит органам внутренних дел, что объясняется их социальным назначением.
Ключевые слова: предупреждение преступности; предупреждение угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; предупредительная деятельность органов внутренних дел.
© Ильянова Оксана Ильинична, 2014
Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 95
O.I. Ilyanova
ACTIVITIES OF THE POLICE IN THE PREVENTION OF THREATS TO KILL OR CAUSE GRIEVOUS BODILY HARM
The article considers the problems associated with a specially-criminological this warning enough common type of crime as a threat to kill or cause grievous bodily harm. Special role in the mechanism of preventing this type of crime author assigns the internal affairs bodies, because of their social purpose.
Keywords: crime prevention; prevention of threats to kill or cause grievous bodily harm; preventive activity of law enforcement bodies.
Достаточно распространенным преступлением в структуре современной российской преступности является угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Например, в 2013 г. их было зарегистрировано 84,3 тыс., что на 3,1% больше, чем в 2012 г.1 В этой связи актуальным является предупреждение таких уголовно наказуемых деяний, в т.ч. на специально-криминологическом уровне. Специально-криминологическое предупреждение преступности и преступлений непосредственно направлено на причины и условия преступлений, лиц, их совершающих. Как отмечают ученые, такое предупреждение также требует особых криминологических познаний о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника2.
Особенность специально-криминологического предупреждения преступности состоит в том, что оно осуществляется специализированными субъектами, созданными именно для осуществления предупредительной деятельности - правоохра-° нительными органами. Среди многообразия правоохранительных структур особо, § на наш взгляд, следует отметить органы внутренних дел (полицию), которые вы-
т полняют широкий круг полномочий по предупреждению преступности в целом
01
| и таких преступлений, как угроза убийством или причинением тяжкого вреда
| здоровью в частности. Это вытекает из их социального предназначения. Так, ст. 1
| Федерального закона «О полиции»3 гласит, что полиция предназначена для защи-
° ты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных
0
| граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охране обще-| ственного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто в ней нуждается. | Предупредительная деятельность органами внутренних дел осуществляется
| в форме общей, индивидуальной, виктимологической профилактики, а также | пресечения указанных преступлений.
! Общая профилактика преступлений направлена на выявление, нейтрализа-
§ цию и устранение причин и условий преступлений. В рамках общей профилак-§ тики угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью сотрудники
1 органов внутренних дел, прежде всего, участковые уполномоченные полиции, | инспектора по делам несовершеннолетних и дознаватели должны осуществлять
следующие мероприятия:
проводить анализ уголовных дел и приговоров судов по таким преступлениям, протоколов об административных правонарушениях насильственного характера, сообщений в средствах массовой информации, заявлений, обращений граждан в органы внутренних дел в целях установления криминогенной обстановки на 96 обслуживаемой территории, в частности, мест, времени, способов наиболее ча-
стого совершения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, их причин и условий, лиц, которые их совершают.
Мы полагаем, что должны создаваться «паспорта» наиболее криминогенных мест по таким преступлениям с указанием адресов жилых домов, общежитий, квартир, где проживают лица, совершающие такие преступления и данных на них;
организовывать работу сотрудников патрульно-постовой службы и участковых уполномоченных полиции с учетом выявленных криминогенных мест;
на основе проведенного анализа вносить представления руководству органов внутренних дел по совершенствованию профилактической работы по таким преступлениям, как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, например, с предложением конкретных мер о постановке на профилактический учет лиц, склонных к совершению указанных преступлений;
проводить проверки сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев;
проверять соблюдение правил торговли спиртными напитками в вечернее и ночное время;
пресекать случаи распития гражданами спиртных напитков, употребления наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах, пресекать факты нарушения общественного порядка;
выступать в средствах массовой информации, на собраниях граждан по месту жительства по вопросам профилактики угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, с разъяснением уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за их совершение, причин и условий таких преступлений, причин конфликтов между гражданами и способов их разрешения; е
т
выявлять при производстве дознания и осуществления проверок по заявле- и ниям и сообщениям о преступлениях причины и условия угроз убийством или а причинением тяжкого вреда здоровью и устранять их; о
в
вносить в установленном порядке в соответствующие органы, предприятия, §
учреждения, организации представления и сообщения о необходимости при- а
нятия мер по устранению причин и условий таких преступлений; |
проводить комплексные профилактические мероприятия (операции) по е
предупреждению семейно-бытового насилия («Дебошир», «Конфликт», «Ссора», °
«Заслон»); р
проводить рейды в местах массового скопления людей (на концертах, спортив- Ч
ных мероприятиях) в целях предотвращения конфликтов между гражданами; о
проводить иные предусмотренные законом мероприятия по предупреждению К
указанных преступлений. М
Меры общей профилактики угроз убийством или причинением тяжкого вреда I
здоровью должны осуществляться в неразрывной связи с мерами индивидуаль- ¡§
ш
ной профилактики. Совокупность взаимосвязанных воспитательных и иных мер, 00 применяемых к лицу в целях предотвращения совершения им преступлений, 22 представляет собой индивидуальную профилактику преступлений4. Лица, от 4 которых возможно ожидать совершение угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью нами были определены: это лица, ранее судимые, прежде всего, за насильственные преступления; лица, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотиками; лица, допускающие насильственные правонарушения и конфликты на семейно-бытовой почве; психически больные с агрессивными формами заболеваний, а также участники всевозможных 97
неформальных объединений, в частности экстремистской направленности. В ходе проведенного исследования нами установлено, что большая часть таких преступлений совершается на семейно-бытовой почве, в основном в отношении супруг или сожительниц виновных. Сотрудники полиции, прежде всего, участковые уполномоченные полиции должны знать таких лиц, проживающих на обслуживаемом ими участке. Пристальное внимание при этом следует уделять лицам, инициирующим конфликты с близкими, допускающим факты насилия и жестокости по отношению к ним.
Полагаем, что сотрудники органов внутренних дел в целях предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью должны осуществлять следующие индивидуально-профилактические меры:
проводить с такими лицами индивидуальные беседы, в ходе которых должны переориентировать указанных лиц на правопослушное поведение, доводить до их сознания общественную опасность их поведения и его уголовно-правовые последствия;
оказывать таким лицам помощь в трудоустройстве и жилье;
вовлекать их в занятие общественно-полезной деятельностью (участие в секциях, клубах, кружках, что актуально для молодых лиц, в работу общественных организаций);
убеждать таких лиц в необходимости лечения от алкоголизма или наркомании;
направлять по договоренности с органами здравоохранения в соответствии с Федеральным законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185 «О психиатрической помо-° щи и гарантиях прав граждан при ее оказании»5 на лечение лиц, страдающих § психическими заболеваниями;
ш воздействовать на профилактируемых лиц через их близких (родственников,
| супругов, руководителей);
| привлекать таких лиц к административной ответственности в случае совер-
| шения административных правонарушений;
° устанавливать надзор за лицами, подпадающими под действие администра-
0
| тивного надзора органов внутренних дел, с вытекающими для них правоограни-| чениями, установленными Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения | свободы»6.
| Кроме того, в рамках индивидуальной профилактики рассматриваемых пре-
& ступлений следует признать положительным опыт ГУ МВД РФ по Саратовской '§ области по заслушиванию лиц, привлекаемых к административной ответствен-§ ности за совершенные правонарушения на семейно-бытовой почве, на рабочих § группах с видеофиксацией хода такого заслушивания7.
1 При осуществлении предупредительной работы сотрудники органов вну-| тренних дел должны, прежде всего, учитывать место, время, условия и иные
обстоятельства совершения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также особенности лиц, которые чаще других их совершают.
Одновременно должны выявляться причины и противоправного, и конфликтного поведения в семье, общежитии, коммунальных квартирах. Очень важно, на наш взгляд, последующее устранение или нейтрализация причин таких 98 конфликтов и, как следствие, самих конфликтов. Должны приниматься меры,
направленные на примирение участников конфликта, восстановление нормальной обстановки в семье, среди жильцов.
Очевидным является тот факт, что сам участковый уполномоченный полиции в одиночку далеко не всегда может разрешать такие конфликты. В этих случаях ему необходима помощь специалистов - психологов, а также невропатологов, педагогов и др.
В стране необходимо расширить сети центров психологической помощи для жертв домашнего насилия, чтобы их сотрудники оказывали психологическую помощь сторонам конфликта и разрешали его. В этих целях полагаем целесообразным наделить участковых уполномоченных полиции полномочиями по обязательному направлению лиц, состоящих у них на профилактическом учете, на консультации в указанные центры (соответственно по договоренности с ними). В силу этого считаем необходимым внести дополнение в Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции8, в частности, п. 73-1 следующего содержания: «Направлять участников систематических семейно-бытовых конфликтов насильственного характера, если хотя бы один из которых состоит на профилактическом учете, на обязательное консультирование у специалистов - психологов в центрах психологической помощи».
Такая мера потребует существенных не только организационно-управленческих решений, но и материальных затрат со стороны государства и местных органов власти по расширению сети центров психологической помощи и для этого необходимо длительное время, но данную проблему следует решать. Пока в стране не будет создана необходимая сеть центров психологической помощи, можно использовать возможности специалистов психологических служб органов вну- е
т
тренних дел, которые в соответствии с Положением об основах организации и психологической работы в органах внутренних дел РФ9, осуществляют психо- а логическую работу лишь с сотрудниками органов внутренних дел и членами о
в
их семей. Штатных психологов органов внутренних дел можно привлекать для о работы по разрешению конфликтов между гражданами, состоящими на профи- з лактическом учете в органах внутренних дел. Для этого необходимо расширить | их обязанности, дополнив вышеуказанное положение п. 5.11 следующего содер- е жания: «По представлению сотрудников органов внутренних дел, осуществляю- °
о<
щих индивидуально-профилактическую работу, проводить консультирование р лиц, состоящих на профилактическом учете, которые находятся в кризисном Ч состоянии». к
о
Психологи органов внутренних дел должны осуществлять и подготовку самих К участковых уполномоченных полиции по основам психологии, в ходе которой м формировать у них навыки анализа конфликтных семейно-бытовых ситуаций, I их причины и условия, а также способы их разрешения. №
ш
Именно от участковых уполномоченных полиции, как никаких других со- 00 трудников органов внутренних дел во многом зависит активность населения, 22 общественности в борьбе с угрозами убийством или причинением тяжкого вреда 4 здоровью. Это связано с тем, что нередко конфликты, предшествующие таким преступлениям, да и сами преступления совершаются в присутствии других лиц (соседей, родственников, коллег по работе, незнакомых граждан) и от их позиции, нетерпимости к преступному насилию будет зависеть состояние таких преступлений. В этой связи участковым следует проводить разъяснительную работу и среди иных лиц, а не только состоящих у них на профилактическом уче- 99
те, в ходе которой необходимо доводить до граждан опасность семейно-бытовых конфликтов, их возможные последствия и формы реагирования на них.
Другим направлением деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является проведение виктимологической профилактики с лицами, которые могут быть потерпевшими от таких преступлений. Как отмечают ученые, «виктимологическая профилактика - это совокупность государственных и общественных мер, направленных на предупреждение преступности путем снижения у населения и отдельных граждан риска стать жертвой преступных посягательств»10. Потенциальными жертвами угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, как уже отмечалось, являются, прежде всего, супруги и сожительницы лиц, склонных к совершению насильственных преступлений, их соседи, гораздо реже - их коллеги или вообще незнакомые лица, что например, характерно для совершения угроз по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Таким гражданам необходимо объяснять варианты их поведения в случае нового обострения конфликта, сообщать им прямые контактные телефоны самого участкового и дежурной части органа внутренних дел.
Особое внимание в своей профилактической деятельности по сокращению количества угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью сотрудники органов внутренних дел, на наш взгляд, должны уделять и лицам, страдающим психическими заболеваниями. Такие лица, как показывает практика, подтверждается результатами нашего исследования, склонны к насильственному поведению.
Проведение предупредительной работы с указанными лицами регулируется совместным приказом Минздрава и МВД РФ от 30 апреля 1997 г. № 133/269 «О мерах предупреждения общественно опасных действий, лиц, страдающих психическими заболеваниями»11.
Рамки данной статьи не позволяют рассмотреть все иные аспекты деятельности органов внутренних дел по предупреждению угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, но и рассмотренные меры, на наш взгляд, способны повлиять на сокращение их количества.
1 См.: Состояние преступности в России за 2013 год. Статистический сборник. М., 2014. С. 5.
2 См., например: Варыгин А.Н., Громов В.Г., Шляпникова О.В. Основы криминологии и профилактики преступлений. Саратов, 2000. С. 98.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.
4 См.: Алауханов Е.О., Зарипов З.С. Профилактика преступлений. Алматы, 2008. С. 123.
5 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 3, ст. 1913.
6 См.: Российская газета. 2011. 8 апр.
7 и^:М1р://64.туа.ги/ОЮ8/у1аео (дата обращения: 01.07.2014).
8 Утверждено Приказом МВД РФ от 31 декабря 2012 г № 1116 // Российская газета (федеральный выпуск). 2013. 27 марта.
9 Утверждено Приказом МВД РФ от 2 сентября 2013 г.№ 660 //Р оссийская газета. 2013. 18 февр.
10 См.: Алауханов Е.О., Зарипов З.С. Указ. раб. С. 230.
11 и^:ИИр://туа.ги/туа/аосите^8/20120328164545 (дата обращения: 01.06. 2014).