Научная статья на тему 'Предупреждение насильственных преступлений против жизни и здоровья'

Предупреждение насильственных преступлений против жизни и здоровья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2530
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оганов А. А.

В статье автор рассматривает вопросы предупреждения насильственных преступлений против жизни и здоровья, формулирует основные направления деятельности государства, способствующие достижению данной цели. В этой связи автором обосновывается вывод о том, что предупреждение насильственных преступлений против жизни и здоровья во многом зависит от проводимых в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оганов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение насильственных преступлений против жизни и здоровья»

ствию должностной преступности в системе Федеральной миграционной службы России необходимо отметить, что подавляющее большинство выявленных должностных преступлений совершаются из корыстных побуждений и имеют коррупционную окраску. В свою очередь, состояние миграционной безопасности государства напрямую зависит от эффективной работы органов миграционного контроля, что само по себе невозможно без организации по настоящему действенной системы предупреждения должностной преступности и как следствие понижения уровня коррупционности в вышеназванной службе6.

1 Из выступления начальника Управления Генеральной

прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном

федеральном округе С.В. Беловой «О мерах по реализа-

ции поручений Президента РФ от 31.07.2008 г. № Пр-1568

и требований федерального законодательства в сфере

профилактики и пресечения коррупционных проявлений

в органах государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ Дальневосточного федерального округа».

2 Из решения Межведомственной комиссии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по общественной безопасности, укреплению законности и правопорядка от 10 апреля 2009 года № 57, г. Хабаровск.

3 http://fms45.ru/ Пресс-служба, Главная страница: «Борьба с коррупцией». Игорь Агеев, начальник УВКиГС ФМС России.

4 Источник: www.regnum.ru/news/1120751.html/ 05.02.2009

5 Источник: Псковская Лента Новостей / www.pln-pskov. ru/accidents/61744.html - 54k

6 См.: Никитенко И.В., Скоркина Н.В. Актуальные проблемы обеспечения миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе // Региональные проблемы: Научный журнал. № 10. 2008. ИКАРП Российская академия наук — дальневосточное отделение. ISSN 10289638.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

А.А. ОГАНОВ,

соискатель Московского университета МВД России, подполковник милиции

Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы предупреждения насильственных преступлений против жизни и здоровья, формулирует основные направления деятельности государства, способствующие достижению данной цели. В этой связи автором обосновывается вывод о том, что предупреждение насильственных преступлений против жизни и здоровья во многом зависит от проводимых в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, профилактика преступлений, насильственные преступления, преступления против жизни и здоровья.

Предупреждение преступлений всегда являлось приоритетной задачей системы правоохранения. Проблема предупреждения насильственных преступлений имеет всеобъемлющий характер и выходит за рамки криминального насилия. Соответствующие преступления не только посягают на личность, но и нарушают криминологическую безопасность. Под такой безопасностью понимается объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существующих интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, угрозы этих посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами), а также осознание людьми своей защищенности.

Предупреждение насильственных преступлений, как и любых других, осуществляется на разных уровнях, в частности, на общих и специальных.

Общее предупреждение преступлений предполагает оздоровление общественных отношений во всех сферах жизни общества, соблюдение режима законности, активизацию борьбы с негативными социальными явлениями, являющимися питательной средой для преступности (низкий уровень жизни населения, безработица и т.д.). В этом контексте стратегическим направлением предупреждения насильственных преступлений является стабилизация политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. При этом проводимая политика не должна ограничиваться только уголовной, правовой или криминогенной стороной этого понятия. Эти меры даже могут не иметь непосредственной антикриминальной направленности, не преследовать напрямую цель борьбы с преступностью, однако результаты их внедрения косвенно влияют на процессы, происходящие в преступной среде. Чем масштабнее и объемнее

принимаемые государством меры, тем ощутимее их влияние на общество и на такое социальное явление, как преступность.

В условиях современной действительности на передний план предупреждения рассматриваемых преступлений следует выдвинуть специальные криминологические меры.

Предупреждение насильственных преступлений против жизни и здоровья во многом зависит от проводимых в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей.

Решение общих задач создает попутно предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями.

Следует выделить значение целенаправленной работы:

® по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма;

по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому;

по улучшению полового воспитания подростков и молодежи, подготовки их к семейной жизни, воспитания уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.

К основным направлениям специально-криминологической (целенаправленной) профилактики в рассматриваемой сфере относятся:

последовательная и настойчивая борьба с систематическим употреблением спиртных напитков и наркотических средств на основе постановки четких и реальных целей надлежащей комплексности и координации;

своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов и могущие перерасти в тяжкие преступления;

обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах; ® решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;

пресечение криминогенных влияний на несовершеннолетних и молодежь со стороны рецидивистов и профессиональных преступников;

улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде;

® активизация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных группировок со склонностью ее участников к насилию; ® активизация деятельности по ликвидации организованных преступных групп и преступных сообществ;

# своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;

# активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также с их хищениями;

# использование уголовно-правовых мер так называемой двойной превенции для своевременного реагирования на угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истязания и на приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений, группового хулиганства;

обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления и хулиганство на основе ее дифференциации и индивидуализации;

# решительное противодействие пропаганде жестокости и насилия в средствах массовой информации.

Активизация работы на этих направлениях будет способствовать сокращению уровня криминального насилия. Соответствующие мероприятия по указанным направлениям, как правило, включаются в программы усиления борьбы с преступностью, которые разрабатываются почти в каждом субъекте РФ. В то же время ресурсное обеспечение подобных мероприятий явно неудовлетворительно, в связи с чем они не реализуются в полном объеме.

Также для предупреждения насильственных преступлений существуют меры профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения. К таким группам можно отнести:

несовершеннолетних и лиц из числа молодежи, состоящих на профилактических учетах в ОВД;

# лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, допускающих потребление в немедицинских целях наркотических средств и психотропных веществ;

лиц, не занятых общественно полезным трудом; лиц, имеющих отклонения в психике.

Еще одним исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями является групповая и индивидуальная профилактика. Ее объекты — лица, которые по причине своей антиобщественной, агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.

Также при осуществлении профилактики бытовых насильственных преступлений важно добиваться адекватного реагирования на поступающие сообщения уже на ранней стадии развития опасных конфликтных ситуаций и формирования агрессивных группировок, компаний и т.п.

Очень важно при этом в соответствии с конкретной ситуацией избрать правильную форму реагирования (эпизодическое, длящееся, неотложное, экстренное).

Если конфликтная ситуация периодически то обостряется, то улучшается без особо резких колебаний, наиболее целесообразно эпизодическое (контрольное) реагирование. Оно осуществляется, как правило, участковым инспектором милиции и представителями общественности.

Методы профилактического воздействия в таких случаях — советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды, эпизодический контроль.

Если конфликтная ситуация в течение продолжительного времени ухудшается, применяется длящееся реагирование. В подобных случаях с нарушителями проводятся профилактические беседы в милиции (главным образом участковыми инспекторами), инициируется проведение бесед с участием представителей администрации и общественности, персонально уважаемых участниками конфликта лиц; используются иные уже указанные формы воздействия.

Если они оказываются неэффективными, применяются более строгие меры:

обсуждение поведения конфликтующих лиц на общем собрании трудового коллектива, собрании граждан по месту жительства, сельском сходе;

вызов в орган милиции для беседы о недопустимости антиобщественного поведения в быту;

официальное предупреждение суда о возможном выселении с жилой площади за невозможностью совместного проживания и т.д.

Кроме этого, существуют различные меры правового принуждения:

® лишение по суду родительских прав; ® принудительный обмен по суду жилой площади и выселение за невозможностью совместного проживания;

ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрических больницах или психоневрологических диспансерах;

изъятие охотничьего оружия; ® привлечение к административной и уголовной ответственности.

Очевидна необходимость постановки неформальных групп со склонностью к насилию на соответствующие виды оперативного и профилактического учета, оказания предупредительного воздействия на всю группу в целом (в частности, при осуществлении профилактики насильственных преступлений в маргинальной среде, в общежитиях и т.д.).

Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов; постоянно конфликтующих лиц, попадающих в состоянии опьянения в виктимные ситуации; лиц, склонных к случайным компаниям, следованию при-

глашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах и т.д.). Данные лица также должны быть взяты на профилактический учет.

Эффективность профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению насильственных преступлений, связана главным образом со своевременным привлечением их к ответственности за деяния, создающие условия для совершения других, более опасных правонарушений.

Очень важной представляется проблема своевременного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. Она тесно связана с последовательным осуществлением мероприятий по снижению их ла-тентности. В этой связи значим эффективный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении.

Необходимо повысить требовательность должностных лиц при осуществлении прокурорского надзора и ведомственного контроля над исполнением законов и подзаконных актов в ходе производства уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по раскрытию и расследованию тяжких насильственных преступлений.

Серьезное внимание надо обратить также на возможности информационной системы «лечебное учреждение — правоохранительный орган». Ее использование в значительной степени могло бы способствовать снижению уровня латентности фактов преступного причинения вреда здоровью.

Учреждения здравоохранения в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов обязаны сообщать в милицию о всех пациентах, получивших травмы в результате правонарушающего поведения других граждан, независимо от желания самого пациента. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно полно. Активизация работы на данных направлениях должна способствовать замедлению темпов роста тяжких насильственных преступлений.

Таким образом, можно выделить следующее. Предупреждение насильственных преступлений выходит за рамки криминального насилия. Соответствующие преступления посягают не только на личность, но нарушают и криминологическую безопасность общества. Основополагающая роль в системе предупреждения насильственных преступлений должна быть отведена мерам виктимологической профилактики. Одной из основных мер предупреждения насильственных преступлений является своевременное привлечение к ответственности лиц, допустивших совершение насильственных действий, не опасных для жизни и здоровья, что позволяет предупредить с их стороны более тяжкие преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.