Научная статья на тему 'Концепция предупреждения тяжких насильственных преступлений: гносеологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты'

Концепция предупреждения тяжких насильственных преступлений: гносеологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
485
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЯЖКИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ / УБИЙСТВО / ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПНИК / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / MAJOR CRIMES OF VIOLENCE AGAINST PERSONALITY / MURDER / MAIMING / FORENSIC CHARACTERISTIC OF CRIMES / CRIMINAL / INVESTIGATION AND DETECTION OF CRIMES / OPERATIONAL SEARCH ACTIONS / INVESTIGATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

В статье анализируются проблемы предупреждения преступлений в гносеологическом, оперативно-разыскном и криминалистическом аспектах. Автор предлагает использовать ряд конкретных мер для предупреждения тяжких преступлений против личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of prevention of grave violent crimes: epistemological, operational search and criminalistics aspects

Problems of prevention in gnosiological, investigation and search and forensic aspects are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Концепция предупреждения тяжких насильственных преступлений: гносеологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты»

А.В. Варданян

Концепция предупреждения тяжких насильственных преступлений: гносеологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты

Переживаемый кризис в сфере борьбы с преступностью представляет собой частное проявление общесистемного кризиса общества, вставшего на путь радикальных реформ. История свидетельствует, что переломные этапы развития любого общества сопровождаются и негативными явлениями, вызывающими количественные и качественные изменения преступности. Это обстоятельство связано с существенными изменениями криминальной ситуации в стране. Если в период 60-80-х гг. удельный вес наиболее опасных преступлений (умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои, грабежи, кражи, мошенничество и т.п.) составлял менее 50 % в структуре всей преступности, то в конце ХХ -начале XXI вв. он занимал уже примерно три четверти.

В постсоветский период наметилась и четко выдерживается тенденция, согласно которой даже преступления, традиционно относимые к категории насильственных, приобретают все более коммерциализированную окраску. Все большее количество преступлений против личности имеет корыстную мотивацию. Проявления уголовного терроризма, заказных убийств, похищений людей, разбойных нападений в большинстве случаев наблюдаются на фоне процессов, связанных с приобретением, разделом и переделом высоко оцениваемой собственности.

При организации деятельности по предупреждению тяжких преступлений против личности следует учитывать характерные тенденции, наблюдаемые в состоянии и структуре насильственной преступности. К ним, в частности, можно отнести видоизменения в мотивации умышленных убийств и тяжких телесных повреждений. Бытовые мотивы, хулиганские побуждения, внезапно возникший умысел все чаще уступают место корысти, тщательной подготовке посягательств на жизнь и здоровье людей. Все большее число случаев криминального насилия обеспечивается применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Высокие темпы концентрации капиталов и средств производства в частных руках не только углубили социальное неравенство и антагонизм между отдельными группами и слоями населения, но и ожесточили борьбу за сферы влияния новоявленных бизнесменов, зачастую обладающих криминальным опытом и связями в преступной среде [1, с. 46]. Следствием этого является рост заказных убийств банкиров, предпринимателей и коммерсантов.

В связи с развитием рыночных отношений, процессов приватизации многие дорогостоящие виды собственности становятся все более «соблазнительными» и в то же время доступными. В обращении появились ценности, ранее недоступные или исключенные из него: различные виды сырья, драгоценные металлы и камни, престижные автомобили, особняки и т.п. Сформировались легальные и «черные» рынки подобных товаров.

Определенной частью механизма их функционирования является насилие. Например, появление рынка приватизированного жилья породило целое направление криминального промысла. Разоблачен целый ряд преступных формирований, совершивших десятки убийств с целью завладения квартирами.

Далеко не единичный характер приобрели серийные преступления по сексуальным мотивам. Ежегодно сотнями исчисляется количество преступных посягательств на личность, жертвами которых становятся одновременно от 3-4 до 10 и более человек. Во многих случаях преступники проявляют изощренную жестокость в отношении своих жертв, широкое использование автоматического оружия и взрывных устройств существенно усугубляет последствия совершения преступлений.

Привычными стали акты насилия и запугивания свидетелей и потерпевших, являющихся участниками уголовного процесса. Так, по данным аналитиков, около четверти свидетелей меняют ранее данные показания на недостоверные, но свидетельствующие в пользу подозреваемых (обвиняемых) вследствие оказанного на них незаконного воздействия заинтересованных лиц.

Таким образом, качественные изменения состояния и структуры насильственной преступности вызывают необходимость поиска новых решений и активизации мер, направленных на усиление противодействия наиболее опасным ее проявлениям. Важнейшим вектором этой деятельности должна стать разработка целостной концепции, направленной на обеспечение эффективной

профилактической работы по предупреждению преступлений, в первую очередь - тяжких и особо тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья личности.

Ситуация усугубляется тем, что в последние годы были допущены серьезные просчеты в определении стратегических основ деятельности по противодействию криминальной экспансии, которые усугублены скудным финансовым и ресурсным обеспечением функционирования субъектов этой деятельности. В этой связи можно отметить, что, по нашему мнению, оказалось в значительной степени свернутым профилактическое направление борьбы с преступностью. Произошел незаслуженный отказ от существовавшей достаточно эффективной системы профилактики правонарушений. Под флагом критики всего так называемого «совкового» были опорочены, по существу, все формы и методы работы правоохранительных органов эпохи Советского Союза, в том числе и те, которые с успехом внедрены в полицейскую практику так называемых «цивилизованных государств».

О допущенных перегибах с очевидностью свидетельствует и проведенный нами анализ научных трудов по криминалистике. За весь постсоветский период лишь единичные из них посвящены либо уделили детальное внимание вопросам криминалистической профилактики какого-либо преступления, профилактической деятельности следователя или эксперта. Это свидетельствует о незакономерном смещении приоритетов в выборе области научного познания. Тогда как очевидно, что установление причин и условий совершения преступления, выступающее неотъемлемым элементом предмета доказывания по каждому уголовному делу, позволяет внести представление об их устранении, что в ряде случаев предотвращает совершение однородных преступлений.

Указанные упущения, допущенные как в научной, так и в практической деятельности, требуют активизации разработки стратегии предупреждения преступлений, в том числе и с позиций теории криминалистики и оперативно-разыскной деятельности. Достаточно эффективная реализация профилактической функции в деятельности следственных и оперативно-разыскных подразделений является важным условием успешного проведения государственной политики в области борьбы с преступностью, установления над нею полного контроля.

В структуре субъектов деятельности по предупреждению тяжких преступлений наиболее важная и ответственная роль принадлежит органам внутренних дел (в их числе - следственным и оперативным подразделениям). Следователи способны выявить и предотвратить совершение подготавливаемого преступления, например, в рамках расследования иного, ранее возбужденного дела, как по аналогичной, так и по совершенно иной категории преступлений. Субъекты оперативно-разыскной деятельности располагают широким арсеналом специфических сил, средств и методов, способных обеспечивать выявление на возможно ранней стадии лиц, замышляющих, подготавливающих и покушающихся на совершение преступлений, осуществлять оперативно-разыскные мероприятия, препятствующие реализации криминальных планов.

Еще в начале 70-х гг. XX столетия А.И. Алексеев и Г.К. Синилов отмечали, что оперативные подразделения осуществляют в числе прочих и мероприятия предупредительного характера путем использования имеющихся в их распоряжении специальных возможностей [2]. Спустя десять лет С.С. Овчинский привлек особое внимание к проблеме осуществления деятельности по предупреждению преступлений оперативно-разыскными подразделениями органов внутренних дел. При этом профилактика достаточно убедительно обосновывалась в качестве самостоятельного направления оперативно-разыскной деятельности [3]. Впоследствии многие специалисты в сфере теории оперативно-разыскной деятельнос-ти заняли сходную позицию.

К основным целям профилактической деятельности, осуществляемой оперативно-разыскными средствами и методами, сторонники данной точки зрения относили:

- поступление достоверной информации об источниках криминальной опасности на обслуживаемой территории и объектах;

- обеспечение эффективного использования источников оперативной информации;

- своевременное получение сведений о конкретных признаках, свидетельствующих о реальной угрозе криминальных событий;

- возможность построения достаточно объективной модели криминальной обстановки на обслуживаемой территории и объектах;

- определение очагов сосредоточения представителей криминальной среды и объектов, на которых систематически наблюдаются факты антиобщественного поведения;

- выявление неформальных лидеров уголовной субкультуры;

- своевременное пресечение криминогенного поведения и нейтрализация криминальных ситуаций.

В то же время оживленный анализ данного направления деятельности породил широкий спектр подходов к определению ее содержания и сущности. Довольно большая группа авторов определяла подобную деятельность как профилактическую. Однако и в этом случае предлагались ее разнообразные дефиниции. Так, В.Г. Самойлов определял оперативно-разыскную профилактику «как урегулированную ведомственными нормативными актами деятельность оперативных аппаратов, направленную на проведение индивидуально-профилактических мер в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений» [4, с. 135]. Как самостоятельную организационно-тактическую форму деятельности рассматривал оперативно-разыскную профилактику А.Г. Маркушин. Ее определение он формулировал как систему «оперативно-разыскных и иных мер, осуществляемых оперативными аппаратами на научной основе при взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, государственными и общественными организациями по обнаружению и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также выявлению лиц с признаками криминогенной активности и оказанию на них профилактического воздействия в целях предотвращения с их стороны замышляемых и подготавливаемых преступлений» [5, с. 18].

Оригинальную дефиницию оперативно-разыскной профилактики предложил В.А. Лукашов, который подразумевал под ней комплекс «целенаправленных оперативно-разыскных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также по использованию негласной информации в общепрофилактической работе органов внутренних дел» [6, с. 381].

Определенные вариации базирующихся на этих же позициях формулировок предложены и другими авторами. Так, Э.И. Бордиловский определяет оперативно-разыскную профилактику «как комплекс индивидуально-воспитательных и иных мер, проводимых с использованием оперативно-разыскных сил, средств и методов по контролю и надзору за лицами, образ жизни и поведение которых указывают на возможность совершения ими преступления, в целях склонения их к отказу от преступных намерений либо недопущения с их стороны противоправных действий» [7, с. 7-8]. И.И. Басецкий и В.П. Шиенок понимали под оперативно-разыскной профилактикой «синтез оперативно-разыскных мероприятий, направленных на перепроверку первичной информации о лицах и данных, представляющих оперативный интерес, устранение условий, способствующих совершению преступлений, а также оказание профилактического воздействия на лиц, от которых, судя по достоверно установленным сведениям, можно ожидать преступных действий» [8, с. 242].

Сложилась группа авторов, достаточно категорично настроенная против изложенной точки зрения. Они считают, что термин «оперативно-разыскная профилактика» принципиально неверно отражает данное направление деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел. При этом предлагается называть его «оперативно-разыскным предупреждением», которое представляет собой основанную на законах и подзаконных нормативных актах деятельность органов внутренних дел по применению оперативно-разыскных сил, средств и методов с целью недопущения возможных, замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также покушений на них» [9, с. 389].

Представляется, что подобные терминологические дискуссии, безусловно, необходимы для определения целей и задач предупреждения преступлений, функций субъектов, участвующих в этой деятельности, допустимости использования определенных средств и методов и т.д.

Очевидно, что эта дискуссия проистекает из давнишней и не законченной окончательно до настоящего времени полемики по поводу использования правильности терминов «профилактика», «предупреждение», «предотвращение» и т.п., дающей возможность высказать свои позиции

ученым-юристам, но не всегда позволяющей сформулировать конструктивные предложения, направленные на повышение эффективности профилактической деятельности.

На основе анализа различных, в том числе и вышеприведенных, точек зрения ученых-юристов сформулируем наше понимание данной дефиниции.

Под предупреждением преступлений мы понимаем деятельность органов внутренних дел, базирующуюся, в первую очередь, на использовании оперативно-разыскных, уголовно-процессуальных и тактико-криминалистических средств и методов, осуществляемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными актами, направленную на профилактику преступных посягательств.

Содержание этой деятельности включает выявление и изучение факторов, способствующих совершению определенной группы преступлений, разработку и реализацию мероприятий по их нейтрализации, организацию взаимодействия и использование возможностей в этих целях соответствующих государственных учреждений и общественных организаций. Подобные мероприятия должны осуществляться и на индивидуальном уровне как в отношении вероятных субъектов анализируемой группы преступлений, так и их потенциальных жертв.

Эта деятельность строится на следующих принципах:

- законность, подразумевающая, в первую очередь, обеспечение соблюдения гарантий законных прав и интересов участников возникающих при этом правоотношений;

- социальная справедливость, подразумевающая исключение нанесения ущерба или вреда в процессе профилактических мероприятий включенным в их орбиту юридическим и физическим лицам, обеспечение адекватности предпринимаемых действий установленным правовым нормам и складывающейся ситуации;

- комплексность, подразумевающая учет возможно более полной совокупности обстоятельств, могущих оказать положительное или отрицательное влияние на качество и результативность планируемых мероприятий;

- дифференциация, подразумевающая возможно более полный учет специфики ситуации, в которой проводятся соответствующие мероприятия, индивидуальных особенностей ее субъектов и объектов;

- своевременность и достаточность, подразумевающие обеспечение упреждающего воздействия проводимых мероприятий и исключение ущемления охраняемых законом прав и интересов участников возникающих правоотношений;

- целенаправленность, подразумевающая обеспечение ситуации, исключающей возможность реализации криминальных планов и намерений.

Достижение целей предупреждения тяжких преступлений против личности обеспечивается, прежде всего, применением комплекса уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, административно-правовых и организационно-тактических мер, включающих в себя:

- обеспечение безопасности юридических и физических лиц, являющихся потенциальными объектами криминальной агрессии;

- своевременное и объективное рассмотрение материалов по делам об административных правонарушениях, характер которых свидетельствует о реальной угрозе перерастания противоправных действий в уголовно наказуемое деяние;

- внесение в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством в различные государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений о необходимости устранения выявленных причин и условий, способствующих совершению преступлений;

- применение к лицам, совершающим тяжкие преступления, адекватных мер уголовной репрессии;

- применение к хроническим алкоголикам и наркоманам, систематически совершающим противоправные действия, ущемляющие законные права и интересы граждан, принудительных мер медицинского характера;

- проведение комплекса мероприятий по обеспечению правопорядка в общественных местах;

- своевременное изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов ограниченного оборота, которые могут быть использованы в криминальных целях.

Литература

1. Лопашенко Н.А. Экономическая преступность: понятие, социальная опасность, некоторые проблемы борьбы и пути их решения // Организованная преступность и коррупция. 2000. № 2.

2. Алексеев А.И., Синилов Г.К. Актуальные проблемы теории оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел. М.: ВНИИ МВД СССР, 1973.

3. Овчинский С.С. Оперативно-разыскная профилактика. Караганда: ВШ МВД СССР, 1982.

4. Самойлов В.Г. Некоторые проблемы совершенствования форм оперативно-разыскной деятельности // Труды ВШ МВД СССР. 1972. Вып. 9.

5. Маркушин А.Г. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел. Н. Новгород, 1992. Ч. 2.

6. Лукашов В.А. Теоретико-прикладные основы оперативно-разыскной деятельности. Введение в курс. М., 1981.

7. Бордиловский Э.И. Организация оперативно-разыскной профилактики. М., 1986.

8. Басецкий И.И., Шиенок В.П. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел. Мн., 1994.

9. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.