Раздел 5. Пенитенциарная система
легостаев с.В.,
кандидат юридических наук, [email protected] Прокуратура Рязанской области, 390023, г. Рязань, Введенская, 81
legostayev s.v.,
candidate of Legal Sciences, [email protected] Prosecutor's office of Ryazan region, vvedenskaya St. 81, Ryazan, 390023, Russian Federation
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ:
СОСТОЯНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Реферат. Дается характеристика количественных и качественных показателей состояния пенитенциарной преступности, определяются ее основные тенденции. Приводится официальная статистика преступлений, выявленных органами исполнения наказаний в 2009-2013 годах в учреждениях ФсИН России. отмечается тенденция роста как количества самих преступлений, так и количества лиц, их совершивших, коэффициент пенитенциарной преступности вырос на 30 %. Выделяются и аргументируются основные направления противодействия пенитенциарной преступности. обосновывается необходимость совершенствования правового регулирования предупреждения преступности в учреждениях ФсИН России (усиление профилактической роли учреждений, исполняющих наказания; разработка единого документа, регламентирующего профилактическую деятельность органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел (полиции); подробная регламентация порядка осуществления оперативно-профилактического учета). Предлагается совершенствование методов оперативно-розыскной профилактики (осуществление контроля за интересующими лицами путем оперативно-профилактического наблюдения в целях предупреждения замышляемых или подготавливаемых преступлений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, устранения или нейтрализации конкретных причин совершения преступлений и условий, им способствующих). отдельным направлением выступает профилактика пенитенциарного рецидива (тактика поведения оперативных сотрудников с представителями злостного и особо злостного типов личности должна кардинально отличаться от стиля общения со случайными, ситуационными и неустойчивыми преступниками. Учет индивидуальных и групповых особенностей осужденных является непременным условием реализации эффективных мер предупреждения пенитенциарной преступности). Аргументируется, что даже сам факт совершения преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы свидетельствует о коренных противоречиях, возникающих при исполнении наказания в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации.
Ключевые слова: состояние и тенденции пенитенциарной преступности, оперативно-розыскная профилактика, предупреждение преступлений, исполнение наказаний.
PRISON CRIME: CURRENT STATE, MAJOR TENDENCIES AND PREVENTION PROBLEMS
Abstract. The characteristics of qualitative and quantitative indicators of prison crime's state and its main tendencies are given. The official statistics of crimes revealed in 2009-2013 in Russian penal institutions is provided. The tendency of increasing the number of crimes and persons having committed a crime is observed: prison crime rate has grown by 30 %. The main directions of counteraction to prison crimes are stated and argued. The author proves the necessity to improve legal regulation of prison crimes' prevention, that is strengthening the preventive role of penal institutions; development of a single document regulating the preventive activities of the penal system bodies and the Internal Affairs bodies (police); detailed regulation of operative preventive recording. It is proposed to improve the methods of crime detection prevention, notably to control persons of interest through operative preventive supervision in order to prevent intending and preparing crimes in penal institutions and bodies, to eliminate or neutralize the specific causes of crimes commission and encouraging conditions. The separate direction is penitentiary recidivism prevention implying that behavioral tactics of field officers towards malignant personalities should cardinally differ from the style of treatment of situational offenders or offenders by accident. Taking into account individual and group features of convicts is an indispensable condition of implementing effective preventive measures against prison crimes. The fact of crime commission while serving a prison sentence is indicative of great contradiction arising in the process of sentences' execution in the RF penal institutions.
Keywords: state and tendencies of prison crime, crime detection prevention, crime prevention, execution of sentence.
Состояние преступности в пенитенциарных учреждениях в значительной мере определяется специфическими противоречиями и проблемами в исполнении наказаний, связанных с лишением свободы. Исследования показывают, что на уровень преступности в пенитенциарных учреждениях большое влияние оказывает рост среди осужденных числа лиц, ранее совершавших преступления (в 2013 г. он составил +15,4 % по отношению к 2009 г.) [1]. Именно эти лица являются носителями криминальной субкультуры, объективно порождаемой постоянным режимным воздействием и изо-
ляцией. Совершаемые в местах лишения свободы преступления не только причиняют вред отдельным потерпевшим, но и нарушают работу данных объектов. Кроме того, они затрагивают безопасность осужденных и сотрудников администраций, создавая в пенитенциарных учреждениях обстановку жестокости и насилия.
Анализ статистических данных, характеризующих состояние преступности в учреждениях ФСИН России, свидетельствует о том, что ее уровень на протяжении последних пяти лет остается достаточно высоким [2, с. 6] (см. табл.).
Таблица
Количество преступлений и совершивших их лиц, выявленных органами исполнения наказаний в 2009-2013 годах в учреждениях ФСИН России
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Количество преступлений, выявленных органами исполнения наказаний 1 168 1 028 976 1 077 1 126
+/- -79 -140 -52 +101 +49
% -6,3 -12 -5,1 +10,3 +4,5
Количество лиц, совершивших преступления, выявленных органами исполнения наказаний 433 456 452 521 648
+/- -157 +23 -4 +69 +127
% -26,6 +5,3 -0,9 +15,3 +24,4
Если с 2009 по 2011 годы наблюдалось резкое снижение количества преступлений, совершаемых в учреждениях ФСИН России (-192 преступления, или -16,4 %), то с 2011 года начался их заметный рост (+150 преступлений, или +15,4 %). В отличие от преступлений, количество совершивших их лиц в целом постоянно увеличивалось (+215 лиц, или +49,7 %).
Определенные опасения вызывают сведения о коэффициентах преступности в уголовно-исполнительной системе. За последние 5 лет на 100 000 осужденных к лишению свободы приходилось: в 2009 г. 122 преступления, в 2010 г. - 133, в 2011 г.
- 123, в 2012 г. - 149, и в 2013 г. - 158 преступлений. Следовательно, за изучаемый период коэффициент преступности вырос на 30 %. Причем доля тяжких преступлений среди них была довольно значительной и постоянно увеличивалась: в 2009 г.
- 25 преступлений, в 2010 г. - 33, в 2011 г.
- 35, в 2012 г. - 41, и в 2013 г. - 46 преступлений (+ 84 %) [3].
Приведенная информация дает основания для определения следующих тенденций пенитенциарной преступности в учреждениях ФСИН России:
1) на фоне небольшого снижения и последующего роста преступности стабильное увеличение количества лиц, совершивших преступления;
2) рост числа лиц, ранее совершавших преступления, среди осужденных, находившихся в учреждениях ФСИН России;
3) рост коэффициента преступности и существенный рост коэффициента тяжких преступлений в учреждениях ФСИН России.
Выявленные тенденции позволяют сформулировать некоторые направления превентивной деятельности.
1. Дальнейшее совершенствование правовой регламентации работы по предупреждению преступности в учреждениях ФсИН России.
В первую очередь это касается ведомственных нормативных правовых ак-
тов, которые в настоящее время отличает ряд нерешенных проблем:
- содержание большинства документов не учитывает специфики функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы и посвящено в основном регулированию вопросов профилактики преступности органами внутренних дел (полицией)*;
- отсутствует единый документ, регламентирующий профилактическую деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел (полиции), их взаимодействие, а также совместное использование оперативно-розыскных возможностей оперативных аппаратов [4, с. 17];
- недостаточно урегулирован порядок осуществления оперативно-профилактического учета, что порождает разногласия в определении критериев постановки осужденных на учет в оперативных аппаратах, а в ряде случаев ведет к непринятию мер в отношении лиц, требующих оперативно-профилактического воздействия; поэтому возникает необходимость законодательного определения категорий осужденных, подлежащих постановке на учет, его форм, а также критериев снятия с учета, например, склонных к побегу и т.д.
2. Дальнейшее совершенствование методов оперативно-розыскной профилактики - основного направления работы по предупреждению преступности в учреждениях ФСИН России.
Правовой статус оперативно-розыскной деятельности всех аппаратов исправительных учреждений определен Федеральным законом «Об оперативнорозыскной деятельности»**, в котором закреплены содержание, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, ее специфика и система гарантий законности при ее осуществлении.
* См., напр.: О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД РФ от 17 янв. 2006 г. N 19: ред. от 30 дек. 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
** Об оперативно-розыскной деятельности:
федер. закон от 12 авг. 1995 г. N 144-ФЗ: ред. от 21 дек. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349; 2013. N 51. Ст. 6689.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ предусмотрена специальная норма
- статья 84 «Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях»***, в которой четко сформулированы задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях:
- обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
- выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
- розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительного учреждения, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
- содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Следовательно, оперативно-розыскная профилактика требует применения знаний не только в области оперативнорозыскной деятельности, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, но и в области криминологии (умение прогнозировать развитие криминогенной ситуации и индивидуального преступного поведения).
Поскольку специфика научных, организационных, методических и тактических основ оперативно-розыскной деятельности, целей ее осуществления очевидна, постольку есть все основания рассматривать этот комплексный вид деятельности как самостоятельную часть профилактики пенитенциарной преступности. Оперативно-розыскная профилактика становится самостоятельной подсистемой процесса предупреждения пенитенциарной преступности и характеризуется специальной направленностью, специальными субъектами, использующими возможности оперативной деятельности.
Следует отметить, что некоторые ученые отождествляют такие направления де-
*** УгоУшяовисполномедаеБьйнийценд екссРос-сийской Федерации от 8 янв. 1997 г. N 1-ФЗ: ред. от 5 мая 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 2. Ст. 198; URL: http://www.pravo.gov.ru
ятельности, как «предупреждение», «предотвращение», «профилактика» [5, с. 7]. В то же время многие исследователи в своих работах указывают на специфические отличия между упомянутыми терминами, поскольку их толкование имеет много частных элементов [6, с. 533-534; 7, с. 418; 8, с. 162].
Полагаем, что в основу разграничения предупредительной деятельности по уровням, направлениям и видам должен быть положен анализ ее содержания [9, с. 156]. Изучение научных работ, нормативно-правовой базы и практики предупреждения преступлений позволяет сделать вывод о том, что оперативно-розыскная профилактика в настоящее время направлена на выявление и устранение причин совершения преступлений и условий, им способствующих, а также на выявление лиц, допускающих отклонения от норм поведения, и оказание на них воздействия еще до совершения ими преступления. При этом необходимо обращать внимание на содержательную сторону оперативно-розыскной профилактики, а именно на осуществление контроля за профилактируемыми лицами путем оперативно-профилактического наблюдения в целях предупреждения замышляемых или подготавливаемых преступлений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, устранения или нейтрализации конкретных причин совершения преступлений и способствующих им условий.
Таким образом, оперативно-розыскная профилактика - это основанная на достижениях науки и законах, урегулированная ведомственными нормативными актами деятельность, осуществляемая уполномоченными на то должностными лицами, заключающаяся в комплексном применении гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления и устранения причин преступлений и способствующих им условий, установления лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и оказания на них воздействия с целью недопущения с их стороны преступлений [10, с. 47-48].
Оперативно-розыскная профилактика является составной частью общегосударственной системы профилактики преступности, которая, в свою очередь, включает в себя комплекс мер общей, специально-криминологической и индивидуальной профилактики. Исходя из вышеиз-
ложенного оперативно-розыскные меры следует рассматривать как специфическую подсистему с учетом ее особенностей, связанных с принадлежностью к оперативно-розыскной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем оперативно-розыскная профилактика в силу специфики задач и способов их реализации выступает как самостоятельная тактическая основа профилактики пенитенциарной преступности. Она предполагает, в частности, применение на плановой основе комплекса оперативно-розыскных, правовых, воспитательных и иных мер, направленных на исправление осужденных.
В учреждениях ФСИН России оперативно-розыскная профилактика имеет следующие особенности, обусловленные спецификой деятельности оперативного аппарата и содержащегося там контингента:
- профилактические мероприятия оперативных аппаратов непосредственно связаны с процессом воспитания осужденных;
- подавляющая часть профилактических мероприятий проводится в отношении осужденных, то есть лиц, уже совершавших преступления, в том числе и неоднократно;
- в учреждениях ФСИН России право проведения оперативно-розыскных мероприятий предоставлено только конкретным должностным лицам, которые несут ответственность за соблюдение законности при их осуществлении;
- территория, на которой проводятся профилактические мероприятия, в основном ограничена пределами учреждения ФСИН России;
- большинство оперативно-розыскных мероприятий проводятся негласно, но при выявлении преступлений могут быть в дальнейшем отражены в судебно-следственных документах.
Одним из условий успешного решения задач по профилактике пенитенциарной преступности является повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях как важнейшей составляющей правоохранительной практики. Нужно заметить, что подготавливаемые в исправительных учреждениях преступления носят замаскированный характер. В связи с этим задачи
по их выявлению до начала совершения должны решаться оперативными аппаратами учреждений, которые располагают соответствующими силами и средствами и имеют возможность проводить оперативно-розыскные мероприятия в условиях исправительных учреждений.
При осуществлении оперативнорозыскной профилактики используются преимущественно средства убеждения. В силу специфики решаемых задач особое место в профилактике пенитенциарной преступности отводится оперативным аппаратам исправительных учреждений, чью деятельность можно рассматривать в двух основных формах:
- самостоятельное проведение мероприятий специально-криминологической и индивидуальной профилактики с использованием негласных возможностей и оперативно-розыскных методов [11, с. 84];
- обеспечение полученной информацией заинтересованных органов, иных подразделений, учреждений [12, с. 550].
Использование в профилактической работе сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности выделяет оперативные аппараты из других подразделений уголовно-исполнительной системы, так как создает для них более широкие возможности для эффективного осуществления своей деятельности. Практика подтверждает, что во многих случаях оперативно-розыскная деятельность является, в сущности, единственным средством эффективного воздействия на криминогенные явления, процессы и конкретные допреступные действия, нейтрализация и предотвращение которых с помощью гласных мер уголовно-процессуального либо воспитательно-профилактического характера невозможна.
К сожалению, из поля зрения оперативных аппаратов учреждений ФСИН России пока выпадает значительная часть осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Полагаем, что это существенный законодательный пробел, который необходимо устранить в самое ближайшее время путем создания в уголовноисполнительных инспекциях соответствующих подразделений оперативного характера. Данные подразделения могли бы в полном объеме осуществлять оперативнорозыскные мероприятия в отношении со-
стоящих в них на учете осужденных. Для этого потребовалось бы внести некоторые изменения в статью 84 «Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях» Уголовно-исполнительного кодекса РФ, изложив ее название в следующей редакции: «Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях и уголовно-исполнительных инспекциях системы ФСИН России», дополнив одновременно ее содержание соответствующими сведениями.
3. Профилактика преступности среди осужденных, находящихся в учреждениях ФСИН России, ранее уже совершавших преступления.
Повышенную опасность для осужденных, содержащихся в учреждениях ФСИН России, и сотрудников их администраций представляет рецидивная преступность, которая негативно влияет на процесс исправления всех осужденных. Неслучайно показатель этого вида преступности признается большинством специалистов одним из критериев эффективности пенитенциарной политики [13, с. 11].
Наиболее отрицательное влияние на состояние пенитенциарной преступности оказывает преступная деятельность устойчивого активного криминального ядра, в которое входят лица, ранее совершавшие преступления, - представители злостного и особо злостного типов личности [14, с. 27]. Меры профилактики на эту категорию осужденных практически не действуют, поэтому приоритет в работе с ними принадлежит мерам принуждения - изоляции. Однако даже длительное и суровое наказание редко способствует исправлению таких преступников. Наказание в данном случае выполняет ограниченную функцию защиты общества от преступлений и преступников.
Сотрудники администраций учреждений ФСИН России в своей профилактической работе с представителями злостного и особо злостного типов личности традиционно испытывают некоторые затруднения.
Так, содержание представителей злостного и особо злостного типов личности совместно со случайными, ситуационными и неустойчивыми преступниками является неблагоприятным условием нравственного формирования их личности, приводит к отрицательному влиянию ранее суди-
мых и иных антисоциальных элементов на впервые осужденных [14, с. 24].
Раздельное же содержание представителей злостного и особо злостного типов личности со случайными, ситуационными и неустойчивыми преступниками тоже не решает всех проблем, поскольку потребность в общении реализуется у ранее судимых путем интенсивных контактов со знакомыми по местам отбывания наказания, бывшими соучастниками преступлений, то есть с представителями той среды, для которой характерно преобладание узких личностных интересов, в первую очередь преступных, искажение моральных ценностей, антиобщественный образ жизни. Общность криминальных интересов обусловливается возможностью реализации дальнейшей совместной преступной деятельности, носящей групповой характер. В условиях отбывания наказания, связанного с лишением свободы, участие в преступных группах тщательно скрывается осужденными. Выявить всех участников преступных групп и предупредить их совместные преступления становится возможным только с помощью сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим большое значение приобретает знание оперативными работниками исправительных учреждений всех особенностей преступной деятельности находящегося у них контингента, степени и характера его влияния на состояние оперативной обстановки.
По отношению к сотрудникам администраций учреждений ФСИН России представители злостного и особо злостного типов личности занимают, как правило, своеобразную позицию: избегая контактов с ними, они стараются создать о себе хорошее мнение, особенно у молодых, неопытных работников. Находясь в учреждениях ФСИН России, такие преступники часто демонстрируют ложное рвение к труду, специально привлекая к этому внимание сотрудников администраций, добиваясь, чтобы их успехи были непременно замечены и зафиксированы.
Внешне они строго соблюдают установленный режим отбывания наказания, но в то же время вынашивают намерения продолжать преступную деятельность; изучают настроение осужденных, выискивая среди них единомышленников; устанавливают с ними преступные контакты.
Криминологические исследования показывают, что лица, совершившие новые преступления в период отбывания наказания, в 6 раз чаще имели среди своих друзей и знакомых ранее судимых, в отличие от осужденных, не нарушавших дисциплины [13, с. 11].
Таким образом, тактика поведения оперативных сотрудников с представителями злостного и особо злостного типов личности должна кардинально отличаться от стиля общения со случайными, ситуационными и неустойчивыми преступниками. Учет индивидуальных и групповых особенностей осужденных является непременным условием реализации эффективных мер предупреждения пенитенциарной преступности.
Проведенное нами исследование показало, что преступления, совершенные в период отбывания наказания в виде лишения свободы, не только оказывают негативное воздействие на достижение целей уголовного наказания, подрывая авторитет уголовно-исполнительной системы, но и дестабилизируют оперативную обстановку и состояние правопорядка в исправительных учреждениях, свидетельствуя о наличии коренных противоречий, возникающих при исполнении наказания в виде лишения свободы. Значительное влияние на состояние преступности в местах лишения свободы оказывает качественный состав осужденных.
Важность проведения дальнейших исследований пенитенциарной преступности обусловливается необходимостью совершенствования деятельности в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы, потребностями разработки и реализации более эффективного законодательства.
Список литературы
1. Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц // ФСГС РФ: сайт. Ш_: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/population/pravo/10-03.htm (дата обращения: 20 мая 2014 г.).
2. Королева Е.В. Теоретическое моделирование наказания в виде лишения свободы в аспекте экономии мер уголовно-правовой репрессии и предупреждения пенитенциарного рецидива преступлений: монография. Астрахань: Изд-во Астраханск. гос. ун-та, 2014. 145 с.
3. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях // ФСИН РФ: сайт. URL: http://fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 20 мая 2014 г.).
4. Алексеева А.П. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (кадровый профессионализм, открытость для доверия и оптимизация): проблемы и перспективы реализации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. N 4 (22). С. 16-20.
5. Лекарь А.Г. Основы организации предотвращения преступлений органами внутренних дел: учеб. пособие. Ташкент: ТВШ МВД СССР, 1988. 44 с.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз.,1972. 816 с.
7. Словарь синонимов. М.: Астрель, 2001. 648 с.
8. Алексеева А.П. «Противодействие» преступности и его отличие от других смежных понятий // Российский криминологический взгляд. 2006. N 4. С. 159-163.
9. Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 415 с.
10. Артемьев Н.С. Профилактика рецидивной преступности: монография. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998. 472 с.
11. Шумилов В.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2007. 375 с.
12. Алексеева А.П. Профилактика правонарушений в России: законодательные основы и перспективы реализации // Преступность, уголовная политика, уголовный закон: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко; Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. Саратов: Саратовская гос. юрид. акад., 2013. С. 549-551.
13. Артемьев Н.С., Некрасов А.П. Рецидивная преступность в местах лишения свободы: криминологическая характеристика и предупреждение. Самара: Самарский юрид. ин-т ФСИН России, 2007. 174 с.
14. Сахаров А.Б. Причины и условия индивидуального преступного поведения: лекция. М.: Изд-во МВШМ МВД России, 1995. 30 с.
References
1. Chislo prestupleniy, sovershennykh otdel'nymi kategoriyami lits [Number of crimes committed by certain categories of persons]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/pravo/10-03.htm (Accessed 20 May 2014).
2. Koroleva E.V. Teoreticheskoe modelirovanie nakazaniya v vide lisheniya svobody vaspekte ekonomii mer ugo-lovno-pravovoy repressiiipreduprezhdeniyapenitentsiarnogo retsidivaprestupleniy [Theoretical modeling of a sentence of imprisonment in the aspect of saving measures penal repression and prevention prison recidivism]. Astrakhan, Astrakhan State University Publisher, 2014. 145 p.
3. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravitel'nykh koloniyakh [Characteristics of persons detained in penal colonies]. Available at: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v% 20IK/ (Accessed 20 May 2014).
4. Alekseeva A.P Dorozhnaya karta dal'neyshego reformirovaniya organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii (kadrovyy professionalizm, otkrytost'dlya doveriya i optimizatsiya): problemy i perspektivy realizatsii [Roadmap for further reform of the internal affairs of the Russian Federation (personnel professionalism, trust and openness for optimization): problems and prospects of implementation]. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika - Legal Science and Law enforcement Practice, 2012, no. 4 (22), pp. 16-20.
5. Lekar' A.G. Osnovy organizatsiipredotvrashcheniyaprestupleniy organami vnutrennikh del [Basis for the organization of crime prevention bodies of internal affairs]. Tashkent, 1988. 44 p.
6. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1972. 816 p.
7. Slovar' sinonimov [Dictionary of synonyms]. Moscow, Astrel' Publ., 648 p.
8. Alekseeva A.P. “Protivodeystvie"prestupnosti i ego otlichie ot drugikh smezhnykh ponyatiy [“Fighting” Crime and its distinction from other related concepts]. Rossiyskiy kriminologicheskiy vzglyad - Russian Criminological look, 2006, no. 4, pp. 159-163.
9. Kriminologiya [Criminology]. Moscow, Publishing House of Moscow University, 1994. 415 p.
10. Artem'ev N.S. Profilaktika retsidivnoyprestupnosti [Prevention of recidivism]. Ryazan, 1998. 472 p.
11. Shumilov V.N. Kommentariy k Federal'nomu zakonu “Ob operativno-rozysknoy deyatel'nosti" [Comment to the Federal Law “On operative-investigative activity”]. Moscow, Publisher Shumilova I.I., 2007. 375 p.
12. Alekseeva A.P Profilaktika pravonarusheniy v Rossii: zakonodatel'nye osnovy i perspektivy realizatsii [Prevention of crime in Russia: legislative framework and prospects of implementation]. Prestupnost, ugolovnaya politika, ugolovnyyzakon [Crime, criminal policy, criminal law]. Saratov, Saratov State Law Academy, 2013. Pp. 549-551.
13. Artem'ev N.S., Nekrasov A.P Retsidivnaya prestupnost' v mestakh lisheniya svobody: kriminologicheskaya kharakteristika i preduprezhdenie [Recidivism in prisons: Criminological Research and prevention]. Samara, Samara Law Institute FSIN of Russia, 2007. 174 p.
14. Sakharov A.B. Prichiny i usloviya individual'nogo prestupnogo povedeniya [Causes and conditions of individual criminal behavior]. Moscow, 1995. 30 p.