Научная статья на тему 'Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях пенитенциарного учреждения'

Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях пенитенциарного учреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1078
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE DELINQUENCY / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / DETERMINANTS OF PENAL JUVENILE DELINQUENCY / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / PREVENTIVE WORK / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / JUVENILE CORRECTIONAL FACILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фейзуллаев Фирудин Махрамали

в настоящее время преступность несовершеннолетних, в соответствии с данными официальной статистики, имеет устойчивую тенденцию к снижению. В местах лишения свободы для несовершеннолетних регистрация фактов совершения преступлений является крайне редким случаем. В то же время многочисленные криминологические исследования, проводимые в данной сфере, свидетельствуют о высочайшей степени латентности преступности несовершеннолетних в местах лишения свободы. По этим причинам вопросы разработки и внедрения в практическую деятельность комплекса специальных мер, направленных на предупреждение и профилактику пенитенциарной преступности несовершеннолетних, не утратили своей актуальности. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что в условиях постсоветской России требуются новые формы и методы индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними, отбывающими лишение свободы. Исследование показало, что современная специально-криминологическая профилактика групповых преступлений в воспитательных колониях представляет собой регламентируемую действующим уголовно-исполнительным законодательством деятельность сотрудников УИС, которая заключается в совокупном использовании всех гласных и негласных сил, средств и методов в целях выявления и устранения причин преступности и условий, способствующих им, а также установления лиц, которые могли бы совершать преступления, и оказания на них воздействия в целях недопущения совершения ими новых преступлений. При специальной профилактике групповых преступлений несовершеннолетних особое внимание должно уделяться нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений в воспитательных колониях, поскольку это недостатки в организации режима отбывания наказания, надзора за воспитанниками, воспитательной работы, использования труда, оперативно-розыскной деятельности и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL MEASURES OF PREVENTING JUVENILE DELINQUENCY IN A PENITENTIARY

аccording to official statistics juvenile delinquency has been currently decreasing. In prison for juveniles facts of committing crimes are extremely rare. At the same time many criminological studies reveal a high degree of latency as far as juvenile delinquency in prisons is concerned. For these reason the problem of development and introduction into practice a set of special measures aimed at juvenile delinquency prevention is still urgent. The problem under discussion is complicated by the fact that under circumstances of post-Soviet Russia period we need new forms and methods of individual and group preventive work with juveniles serving imprisonment. Studies showed that modern specially-criminological prevention of gang offenses in juvenile correctional facilities is regulated by the existing penal legislation of prison staff work, which is comprehensive use of all overt and covert forces, means and methods aimed at identifying and eliminating causes of crime and conditions promoting them, identifying those who might commit crimes, and working on them to prevent further crimes. Elimination of causes and conditions encouraging crimes in juvenile correctional facilities should be paid special attention to, as it is obvious to be a shortcoming in the regime of punishment, supervision, educational work, labor, detective activities, etc.

Текст научной работы на тему «Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях пенитенциарного учреждения»

УДК 343 .9 ФИРУДИН МАХРАМАЛИ ОГЛЫ ФЕИЗУЛЛАЕВ,

ББК 67.515 соискатель

Ф36 (Академия ФСИН России),

е-mail: [email protected]

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Реферат: в настоящее время преступность несовершеннолетних, в соответствии с данными официальной статистики, имеет устойчивую тенденцию к снижению. В местах лишения свободы для несовершеннолетних регистрация фактов совершения преступлений является крайне редким случаем. В то же время многочисленные криминологические исследования, проводимые в данной сфере, свидетельствуют о высочайшей степени латентности преступности несовершеннолетних в местах лишения свободы. По этим причинам вопросы разработки и внедрения в практическую деятельность комплекса специальных мер, направленных на предупреждение и профилактику пенитенциарной преступности несовершеннолетних, не утратили своей актуальности. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что в условиях постсоветской России требуются новые формы и методы индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними, отбывающими лишение свободы.

Исследование показало, что современная специально-криминологическая профилактика групповых преступлений в воспитательных колониях представляет собой регламентируемую действующим уголовно-исполнительным законодательством деятельность сотрудников УИС, которая заключается в совокупном использовании всех гласных и негласных сил, средств и методов в целях выявления и устранения причин преступности и условий, способствующих им, а также установления лиц, которые могли бы совершать преступления, и оказания на них воздействия в целях недопущения совершения ими новых преступлений.

При специальной профилактике групповых преступлений несовершеннолетних особое внимание должно уделяться нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений в воспитательных колониях, поскольку это недостатки в организации режима отбывания наказания, надзора за воспитанниками, воспитательной работы, использования труда, оперативно-розыскной деятельности и т. д.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, воспитательная колония, детерминанты пенитенциарной преступности несовершеннолетних, предупреждение преступности, профилактическая работа, уголовно-исполнительная система.

Традиционно пенитенциарные учреждения колоний часто ограничивается устранением послед-

для несовершеннолетних призваны вы- ствий преступного поведения осужденных, привле-

полнять двойную функцию: во-первых, чением к ответственности виновных. обеспечение безопасности правопослушных граж- Как справедливо отметили О. В. Старков, С. Ф. Ми-

дан, а во-вторых, исправление и перевоспитание люков и другие ученые, важным течением в сфере

содержащихся в них осужденных. К сожалению, пенитенциарного предупреждения является лично-

современные криминологические исследования стно-микросредовый уровень [6, с. 117-130], кото-

пенального преступного поведения показывают, рый можно разделить на три подуровня: что осужденными к лишению свободы создано а) микросредовый, традиционно называемый об-

значительное количество криминальных объеди- щим, направлен на устранение внешних условий -

нений, участники которых совершают, по различ- недостатков микросреды, способствующих развитию

ным данным, до 70 % всех насильственных пре- криминогенной ситуации (управленческие недостат-

ступлений в местах лишения свободы [4, с. 6]. ки, заброшенность и др.) и непринужденному со-

Наибольшую тревогу вызывает групповая пени- вершению преступления (аномально-сексуального,

тенциарная преступность несовершеннолетних, ла- жестокого, эгоистичного и др.), и на их компенса-

тентность которой в силу различных обстоятельств цию;

в настоящее время крайне велика. Среди ученых- б) ориентированный на внешние причины мо-

криминологов нет единого подхода к вопросу основ тивации преступления и образование криминоген-

профилактики преступности данного вида. На прак- ного побуждения (жизненного обстоятельства),

тике профилактическая деятельность администра- эволюцию криминогенной ситуации (сфера, ско-

ции исправительных учреждений, воспитательных ванность, коммуникабельность, взаимоотношения

групп при исполнении наказаний) и преступления (сама криминогенная ситуация, появившаяся между участниками), то есть направленная саморегуляция и взаимосвязь в группах;

в) подуровень индивидуальной профилактики, объектом которой являются внутренние причины и условия появления криминогенной мотивации (это усваиваемые, криминологически значимые данные, их совокупность и реалистический опыт осужденных, в основном криминальный), образование криминогенной ситуации (это взаимодействующие мотивации и целенаправленность субъектов ситуации во время исполнения наказаний, их психическая и психофизиологическая или внутригрупповая социально-психологическая атмосфера), а также преступления (преступная мотивация осужденного, его психические и психофизиологические характеристики) [1, с. 123].

Методы микросредового предупреждения групповых преступлений подростков можно разделить: на средства выявления внешних условий преступлений, криминализации мотиваций и ситуаций; способы ослабления, ликвидации, компенсации (восстановления) внешних условий, недостатков микросреды исполнения уголовных наказаний.

Профилактика групповых преступлений - это относительно многолетнее нацеленное и взаимообусловленное, гипнотизированное и самогипнотизированное воспитание и самовоспитание в специально созданной или спонтанно образовавшейся и даже неформальной группе людей с целью управления внешними причинами криминогенной мотивации, ситуации и преступления. Это понятие подразумевает самые разнообразные виды деятельности сотрудников воспитательных колоний.

В зависимости от объекта воздействия выделяют:

- разоблачение предкриминогенных и криминогенных ситуаций, возникающих при исполнении наказаний, и их учет, профилактика криминальных ситуаций и пресечение криминогенных детерминант;

- регулирование развития реалистической ситуации, формирующей в первую очередь криминальный жизненный опыт (развенчание лидеров и «авторитетов» преступного мира; обычаев и традиций преступного социума, разоблачение изнанки уголовной «романтики», раскрытие смысла человеческого существования);

- изучение несовместимых осужденных и их разъединение; регулирование негативных эмоциональных эффектов, возникающих между осужденными и персоналом; сплочение сотрудников или создание педагогически целесообразного коллектива колонии, разобщение группировок осужденных отрицательной направленности; поддержка и развитие стихийно возникающих групп («семей»)

осужденных нейтральной и социально позитивной ориентации; реализация делового микроклимата в исправительных учреждениях с эмоционально-позитивным настроем [7, с. 35-37].

Структуру групповой профилактики преступлений при исполнении наказаний формируют субъекты, типы, тенденции, методы и приемы деятельности. Субъекты групповой профилактики определяются в зависимости от типа ситуации, складывающейся при исполнении наказания. С группой, созданной из субъектов конфликтных криминогенных ситуаций в учреждении при исполнении ограничения свободы, должны работать в первую очередь психологи.

Безусловно, организационно-управленческие аспекты играют важную роль в предотвращении создания преступной группы, но ничто не может заменить работу индивидуального характера с каждым осужденным, продуманное целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на коллектив осужденных, отдельные его группы.

Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения подростков. Они должны учитывать характеристики личности несовершеннолетних, специфику их жизненных обстоятельств. В исправительных учреждениях специально-криминологические и индивидуальные меры сильно взаимосвязаны. На протяжении многих лет развития пенитенциарной системы ведущая роль в индивидуально-воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными отводилась воспитательному отделу колоний (воспитателю, начальнику отряда и психологу). Именно начальник отряда является ведущей фигурой, к кому прежде всего подростки обращаются для решения своих задач. Нередко он обладает информацией, которая может способствовать проведению успешных оперативно-режимных мероприятий. Начальник отряда реализует следующие основные задачи: перевоспитание и исправление подростков, обучение, развитие их системы ценностей и т. д. Вместе с психологом он занимается коррекцией личностных свойств, профилактикой конфликтов, регуляцией межличностных отношений в коллективе осужденных. В условиях пенитенциарной системы традиционно выделяют следующие структурные компоненты психолого-педагогической, воспитательной деятельности: исследовательский, конструктивный, организаторский, коммуникативный [8, с. 110].

Исследовательский компонент связан с систематическим поиском необходимой информации и тщательным анализом как своего, так и чужого опыта воспитательной работы, а также увеличением собственных знаний, навыков, умений. Без ус-

пешного осуществления этой важнейшей функции невозможно достичь свободного, уверенного и всестороннего владения информацией об осужденном, обеспечить идеальное воздействие на его личность.

Конструктивный компонент связан с планированием воспитателем своей деятельности и прогнозированием ее результатов. Следующему очередному рабочему дню, любой беседе с конкретным осужденным должна предшествовать тщательная и трудоемкая подготовка. Не менее скрупулезно должны быть учтены наиболее вероятная реакция воспитанников на педагогическое воздействие, их очевидное поведение. Пусть даже первоначально критическое мнение начальника отряда, умышленное отрицание диалога ни в коей мере не исключает возможности, а иной раз и необходимости использовать на фоне четко спланированной системы воспитательных воздействий элементов импровизации.

Организаторский компонент. Начальник отряда -главный организатор воспитательного процесса. Его высокоинтенсивная научно-исследовательская жизнедеятельность, основательно обдуманная тактика, учебно-педагогические мероприятия оказываются лишенными смысла, если воспитатель идеально не формирует психолого-педагогический процесс.

Коммуникативный компонент. Этот аспект психолого-педагогической деятельности во многом определяет ее общую эффективность. В большей мере его содержанием является установление и налаживание взаимоотношений начальника отряда с воспитанниками, их родственниками, руководством колонии, сотрудниками других служб и отделов. Коммуникативный компонент всегда включен в исследовательскую, конструктивную и организаторскую деятельность защитника-воспитателя. Характер взаимодействия начальника отряда со всеми, с кем он связан в своей профессиональной жизнедеятельности, наиболее серьезным образом влияет на ее успешность.

Мероприятия по предупреждению преступности - длительный, трудоемкий, каждодневный процесс, успех которого является результатом активной совместной деятельности как сотрудников, так и осужденных [3, с. 37-40; 5, с. 8-12]. Ценностно-ориентированное единство - это сближение оценок и позиций в вопросах, значимых для жизни коллектива, нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам деятельности. Так, в социально-психологическом эксперименте, проведенном нами совместно с психологами учреждений ФСИН России, были сопоставлены степень согласованности у воспитателей субъективных представлений о деловых и морально-нравственных качествах конкретного осуж-

денного (злостного нарушителя режима содержания) и действительных критериев оценки ими других осужденных (то есть общечеловеческие качества, на которые реально ориентируется воспитатель).

Эксперимент показал, что согласованность, общность тех критериев, которыми пользуются сотрудники воспитательного аппарата и которые они объективно реализуют в своей воспитательной деятельности, выше, чем согласованность субъективных представлений об «эталоне» осужденного (хотя в некоторых случаях были отмечены исключения).

Между начальниками отрядов и осужденными постоянно происходит обмен результатами деятельности, возникают отношения ответственной зависимости; успех или провал деятельности начальника отряда отражается на успешности или неуспешности деятельности осужденного, его социальной адаптации, и, наоборот, активное участие в общественной жизни колонии является критерием эффективности труда воспитателя. Мощный пласт объективных отношений, возникающий в процессе работы с нарушителями режима содержания, обеспечивает согласованность оценок осужденных со стороны воспитательного отдела колонии и, следовательно, его ценностно-ориента-ционное единство.

Погоня за высокими показателями производительности, сокрытие истинного положения вещей разрушают сплоченность служебного коллектива сотрудников, генерируют межличностные конфликты, способствуют укреплению двойной морали, иногда приводят к сделкам между сотрудниками разных отделов и лидерами среди осужденных, готовыми исправить неудовлетворительные результаты в обмен на встречные услуги.

Таким образом, реализация целевых и социально-психологических функций руководства коллективом воспитателей как обязательное условие предполагает выполнение определенных оперативных функций управления, то есть осуществление задач, возникающих на различных этапах принятия решения и его воплощения в действительную жизнь. При этом, как правило, есть три условно-самостоятельных этапа - планирование (принятие) решения, инструктаж (передача решения исполнителям), контроль над тем, как это решение выполняется.

Подобная схема в определенной степени универсальна для любой управленческой деятельности, в том числе для управления коллективом осужденных, особенно в целях предупреждения преступлений, дезорганизующих деятельность пенитенциарных учреждений. Указанные стадии необходимы вне зависимости от содержания проводимого в жизнь управленческого (психолого-педагогического) реше-

ния. Это в первую очередь обусловлено с тем, что фазы планирования, инструктажа и контроля, будучи этапами воспитательного цикла, одновременно связаны с основными компонентами (гностический, конструктивный, коммуникативный, организаторский) психолого-педагогического процесса в условиях современной пенитенциарной системы. Одновременно на этапах планирования, инструктажа и контроля необходимо принимать во внимание предыдущий опыт с поправкой на проблему и предложить наиболее эффективные и, по мере возможности, бесконфликтные способы для предотвращения преступлений [2, с. 9].

В контексте реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации руководство ФСИН России обязывает своих сотрудников принять необходимые меры по усилению борьбы против любых негативных явлений в местах лишения свободы, с групповой преступностью несовершеннолетних, по повышению уровня готовности всех служб и подразделений к совместным действиям с другими правоохранительными органами, общественными организациями. Рост агрессивности осужденных, преступное поведение в воспитательной колонии, а также наличие ряда нерешенных проблем требуют принятия дополнительных мер по улучшению указанного взаимодействия.

Происшедшие в последние годы изменения отечественного законодательства вызывают необходимость разработки новой концепции взаимодействия социальных работников, психологов с оперативными

службами, органами внутренних дел, различными субъектами охраны общественного порядка, религиозными и правозащитными организациями. Все это должно стать основой для совершенствования законодательной базы, принятия федеральных и региональных программ по различным линиям деятельности Министерства юстиции Российской Федерации (прежде всего в ювенальной сфере).

Таким образом, современная специально-криминологическая профилактика групповых преступлений в воспитательных колониях представляет собой регламентируемую действующим уголовно-исполнительным законодательством деятельность сотрудников УИС, которая заключается в совокупном использовании всех гласных и негласных сил, средств и методов в целях выявления и устранения причин преступности и условий, способствующих им, а также установления лиц, которые могли бы совершать преступления, и оказания на них воздействия в целях недопущения совершения ими новых преступлений.

При специальной профилактике групповых преступлений несовершеннолетних особое внимание должно уделяться нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений в воспитательных колониях, поскольку это недостатки в организации режима отбывания наказания, надзора за воспитанниками, воспитательной работы, использования труда, оперативно-розыскной деятельности и т. д.

Список литературы

1. Барабанов Н. П. Исправительные учреждения России в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и наркоманией (криминологические, пенитенциарные, правовые и организационные аспекты предупреждения) : монография. Рязань, 2000. 238 с.

2. Богданов В. На коротком поводке // Рос. газ. 2010. 17 авг. С. 9.

3. Карелин Д. В. Использование специальных знаний при установлении обстоятельств по делам о преступлениях несовершеннолетних // Судья. 2014. № 10. С. 37-40.

4. Куликов В. Кулачная профилактика // Рос. газ. 2010. 6 авг. С. 2.

5. Лапшин В. Ф. Совершенствование уголовного законодательства в условиях либерализации уголовной политики России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 10. С. 8-12.

6. Старков О. В., Милюков С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминально-пенологический анализ. СПб., 2001. 461 с.

7. Строева Г. Вопросы нравственной переориентации осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 7. С. 35-37.

8. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987. 224 с.

MAHRAMALIFIRUDIN OGLU FEYZULLAYEV,

applicant for a degree (Academy of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]

SPECIAL MEASURES OF PREVENTING JUVENILE DELINQUENCY IN A PENITENTIARY

Annotation: аccording to official statistics juvenile delinquency has been currently decreasing. In prison for juveniles facts of committing crimes are extremely rare. At the same time many criminological studies reveal a high degree of latency as far as juvenile delinquency in prisons is concerned. For these reason the problem of development and introduction into practice a set of special measures aimed at juvenile delinquency prevention is still urgent. The problem under discussion is complicated by the fact that under circumstances of post-Soviet Russia period we need new forms and methods of individual and group preventive work with juveniles serving imprisonment.

Studies showed that modern specially-criminological prevention of gang offenses in juvenile correctional facilities is regulated by the existing penal legislation of prison staff work, which is comprehensive use of all overt and covert forces, means and methods aimed at identifying and eliminating causes of crime and conditions promoting them, identifying those who might commit crimes, and working on them to prevent further crimes.

Elimination of causes and conditions encouraging crimes in juvenile correctional facilities should be paid special attention to, as it is obvious to be a shortcoming in the regime of punishment, supervision, educational work, labor, detective activities, etc.

Key words: juvenile delinquency, juvenile correctional facility, determinants of penal juvenile delinquency, preventive work, penal system.

References

1. Barabanov N. P. Ispravitel'nye uchrezhdenija Rossii v bor'be s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv i narkomaniej (kriminologicheskie, penitenciarnye, pravovye i organizacionnye aspekty pre-duprezhdenija) [Correctional facilities of Russia in fight against illicit trafficking in drugs and drug addiction (criminological, penitentiary, legal and organizational aspects of the prevention)]. Ryazan, 2000.

2. Bogdanov V. Na korotkom povodke [On a short lead]. Rossijskaja gazeta - Russian newspaper, 2010, 17 August.

3. Karelin D.V. Ispol'zovanie special'nyh znanij pri ustanovlenii obstojatel'stv po delam o prestuplenijah nesovershennoletnih [Using expertise in establishing circumstances in cases of offenses committed by juveniles]. Sud'ja - Judge, 2014, no. 10, pp. 37-40.

4. Kulikov V. Kulachnaja profilaktika [Fist prevention]. Rossijskaja gazeta - Russian newspaper, 2010, 6 August.

5. Lapshin V.F. Sovershenstvovanie ugolovnogo zakonodatel'stva v uslovijah liberalizacii ugolovnoj politiki Rossii [Improvement of the criminal legislation in the conditions of liberalization of criminal policy of Russia]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie - Bulletin of institute: crime, punishment, correction, 2010, no. 10, pp. 8-12.

6. Starkov O. V., Miljukov S. F. Nakazanie: ugolovno-pravovoj i kriminal'no-penologicheskij analiz [Punishment: criminal and legal and criminal-penological analysis]. St. Petersburg, 2001.

7. Stroeva G. Voprosy nravstvennoj pereorientacii osuzhdennyh [Questions of moral reorientation of the condemned]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of criminal and executive system, 2003, no. 7, pp. 35-37.

8. Fridman L. M. Pedagogicheskij opyt glazami psihologa [Pedagogical experience from a psychologist's point of view]. Moscow, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.