Научная статья на тему 'Основные причины преступности несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях и меры профилактики'

Основные причины преступности несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях и меры профилактики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1219
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / GROUP OF JUVENILE CRIME / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕТЕРМИНАНТ / DETERMINANTS / КРИМИНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / CRIMINAL ACTIVITY / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CAUSES OF CRIMES / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / CRIMINAL SUBCULTURE / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / DESTRUCTIVE PROCESSES / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / CRIMINALIZATION / ДЕВИАНТНЫЕ НАКЛОННОСТИ ЛИЧНОСТИ / DEVIANT INCLINATIONS OF THE INDIVIDUAL / PRISON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некрасов А. П., Шиханов В. А.

Внимание читателей в статье сосредоточенно на групповой преступности несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях ФСИН России, видов преступлений, проблема попустительства сотрудников УИС в отношении несовершеннолетних, подходы к определению детерминанта преступности и влияние его на групповую преступность несовершеннолетних, а также ее анализа, особое внимание обращено на субкультуру совершения пенитенциарных преступлений и способы, меры решения данной проблемы в УИС. Затронуты вопросы профилактики преступлений в воспитательных колониях, а также причины и условия их совершения. Обращено внимание демографическому вопросу личности несовершеннолетнего преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CAUSES OF JUVENILE CRIME IN PRISONS AND COUNTERMEASURES

Warning readers of the article concentrated on the group of juvenile crime in prisons FSIN of Russia, types of crime, the problem of connivance prison staff in juvenile approaches to the definition of the determinant of crime and its effect on the group of juvenile crime, as well as its analysis, special attention is given to the subculture, commit crimes and penal processes, measures to solve this problem in prisons. The issues of crime prevention in young offenders' institutions, as well as the causes and conditions of the transactions. Attention was drawn to the issue of demographic identity of the juvenile offender.

Текст научной работы на тему «Основные причины преступности несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях и меры профилактики»

УДК: 343.54 ББК: 67.00

Некрасов А.П., Шиханов В.А.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Nekrasov A.P., Shikanov V.A.

THE MAIN CAUSES OF JUVENILE CRIME IN PRISONS AND COUNTERMEASURES

Ключевые слова: групповая преступность несовершеннолетних, пенитенциарные учреждения, детерминант, криминальная активность, профилактика, причины совершения преступлений, криминальная субкультура, деструктивные процессы, криминализация, де-виантные наклонности личности.

Keywords: group of juvenile crime, prison, determinants, criminal activity, prevention, causes of crimes, criminal subculture, destructive processes, criminalization, deviant inclinations of the individual.

Аннотация: внимание читателей в статье сосредоточенно на групповой преступности несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях ФСИН России, видов преступлений, проблема попустительства сотрудников УИС в отношении несовершеннолетних, подходы к определению детерминанта преступности и влияние его на групповую преступность несовершеннолетних, а также ее анализа, особое внимание обращено на субкультуру совершения пенитенциарных преступлений и способы, меры решения данной проблемы в УИС. Затронуты вопросы профилактики преступлений в воспитательных колониях, а также причины и условия их совершения. Обращено внимание демографическому вопросу личности несовершеннолетнего преступника.

Abstract: warning readers of the article concentrated on the group of juvenile crime in prisons FSIN of Russia, types of crime, the problem of connivance prison staff in juvenile approaches to the definition of the determinant of crime and its effect on the group ofjuvenile crime, as well as its analysis, special attention is given to the subculture, commit crimes and penal processes, measures to solve this problem in prisons. The issues of crime prevention in young offenders' institutions, as well as the causes and conditions of the transactions. Attention was drawn to the issue of demographic identity of the juvenile offender.

Групповая преступность несовершеннолетних в местах лишения свободы непосредственно связана с особенностями протекания негативных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества и обусловлен спецификой пенитенциарной системы, поэтому объектом профилактики является именно детерминационный механизм преступного поведения подростков, содержащихся в ВК.

Очень много факторов свидетельствуют о том, что преступная активность несовершеннолетних осужденных в значительной степени проявляется в групповых посягательствах. Проведенный нами анализ показал, что увеличивается количество

устойчивых преступных групп в силу определенных причин в воспитательных учреждениях. Это наличия многочисленных индивидуальных качеств самого несовершеннолетнего преступника, таких как: его физические данные, рост, тембр голоса, продолжение развития его физических данных (в некоторых случаях через них он становится зачастую лидером), возраст, наличия поддержки авторитетов из вне содержащихся в местах лишения свободы, лидерство в общаке, презирание общественных советов в воспитательных колониях, отказ от работы, гордость за наложение взысканий, издевательства над своими сверстниками и т.д. Отдельный вопрос, как он воспитывался,

учеба в школе, кто родители и как они его воспитывали, с кем вращался среди сверстников и т.д. Все вышеупомянутые факторы при негативном раскладе крайне отрицательно влияют на поведение несовершеннолетнего.

Существуют многочисленные подходы к определению детерминант преступности, однако, с нашей точки зрения, наиболее эффективным методом изучения проблемы существования групповой преступности несовершеннолетних осужденных является комплексный подход, с помощью которого представляется возможным рассмотреть системно наиболее характерные социально-негативные явления, оказывающие воздействие на подростков, а также выделить составные элементы детерминант групповой пенитенциарной преступности, установить их связь между собой.

Не вызывает сомнений то, что общетеоретическое понятие «детерминант» и уровень их влияния (общесоциальный, социально-психологический) распространяются на всю групповую преступность несовершеннолетних, но детерминанты групповой подростковой преступности в местах лишения свободы обладают выраженной спецификой, о которой уже было упомянуто.

Рассматривая общесоциальные детерминанты групповой преступности несовершеннолетних осужденных, следует акцентировать внимание на ряде моментов. Так, содержание и направленность общественных процессов в России определяются многослойным наложением кризисных явлений в ювенальной сфере, области культуры, идеологии. Наблюдается нарастающий кризис механизмов воспроизводства культурных и нравственных ценностей, что наиболее зримо проявляется в утрате людьми различных возрастных категорий прежних ориентиров самоопределения. Не секрет, что проводимая сегодня экономическая, социально-политическая, финансовая политика сказывается и на пенитенциарной сфере, особенно на подрастающее поколение. Известно, что на сегодняшний день социально-экономический кризис будет только углубляться и это, несомненно, отразится и на пенитенциарных учреждениях, в том

числе и на воспитательных колониях. В первую очередь он коснется вопросов дисциплины, она не будет отвечать тем требованиям, на которые расчитывают сотрудники УИС. Возрастет групповая преступность среди несовершеннолетних по таким видам преступлений, как насильственная преступность, незаконный оборот наркотических средств, побеги и др.

Важнейшей общесоциальной детер-минантой криминальной активности несовершеннолетних является отсутствие внятной ювенальной политики, молодежных, спортивных программ. С конца ХХ столетия в стране стали производить меньше материальных затрат на развитие образования, охрану здоровья детей и подростков, материнства и детства. Ежегодно снижаются объемы предоставляемых семьям социальных услуг, в итоге досуговая среда теряет положительные формы и криминализируется. Российские ученые-юристы указывают, что государство не может нормально обеспечить реализацию основного конституционного права несовершеннолетних, права развиваться в сфере культурно-массовых мероприятий. Как говорится, за все плати, куда бы ни пошел.

Для подросткового возраста характерны высокая зависимость от микросреды (семейного окружения, друзей, приятельских компаний), несформированность четких социальных установок и жизненной позиции, а первичная социально-профессиональная дифференциация во многом определяется внешними обстоятельствами.

Практика показывает, что деструктивные процессы, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, существенно ослабили прежде всего семью как важный социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивавший их моральное и интеллектуальное развитие. Нужно признать социально-общественные факты о том, что несовершеннолетние предоставлены в обществе сами себе, курение, алкоголизм, аморальный образ жизни и т.д., - вот главные причины социальных преступлений среди подростковой среды. Таким образом, на государственном уровне отсутствуют социальные

программы по занятости несовершеннолетних.

Разрушение родительской семьи существенно повлияло и на рост числа преступлений как самих несовершеннолетних, так и против несовершеннолетних. При изучении причин и условий, способствующих совершению преступлений подростками, правоведы убедительно доказали, что в большинстве своем наиболее криминогенным фактором, продуцирующим противоправное поведение детей и подростков, является кризисная, неблагополучная, незащищенная и необеспеченная родительская семья. Именно она чаще всего и наиболее интенсивно формирует личность, способную совершать преступления. Защита семьи и детей - это приоритет любого государства. На сегодняшний день говорить об этом очень скудно и печально.

Значительное число подростков, попадая в места лишения свободы, уже имеют девиантные наклонности, своеобразные привычки и навыки, а в ряде случаев - выраженный стереотип преступного поведения. Стоит особо подчеркнуть, что процент отклонения от учебы малолетних и несовершеннолетних из года в года возрастает как среди мальчиков, так и среди девочек. Нетрудно спрогнозировать их дальнейшую судьбу, направленную на разрушению моральных качеств и устоев. Алкоголь, проституция, бродяжничество, попрошайничество. - вот далеко не полный перечень тех субстратов, толкающих их на совершение преступлений.

Поведение несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы отражает сложившуюся социальную и криминальную ситуацию как в пенитенциарной системе, так и в обществе в целом. Следует особо заметить, что различные деструктивные процессы имеют свое продолжение и в учреждениях, обеспечивающих изоляцию преступников от общества, поэтому при оценке криминальной обстановки в них должны учитываться и внешние социальные факторы, существующие в обществе, и внутренние, тюремные.

Немаловажным фактором для несовершеннолетних является и криминальная субкультура, которая помогает им само-

утвердиться в местах лишения свободы и даже выйти в лидеры в преступных группировках. Субкультура является и знаком уважения того человека, употребляющего ее среди воров в законе.

Основу криминальной субкультуры составляют чуждые нашему гражданскому обществу ценности, традиции, нормы, различные ритуалы преступников. Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность этих лиц, их образ жизни. Носителями криминальной субкультуры являются преступные группы, а персонально - профессиональные преступники и рецидивисты. Представляя собой единое целое, криминальная субкультура с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем, противостоящих культуре официального общества. Можно сказать, что субкультура в какой-то мере нивелирует классическую культуру в целом.

Причины и условия преступного поведения в местах лишения свободы О.В. Старков подразделяет на внутренние и внешние. По его мнению, внутренней причиной является криминогенная мотивация осужденного, в первую очередь мотивация для поддержания престижа, завоевания авторитета среди осужденных, переходящая в ряде случаев в насильственную, корыстную, а внутренними условиями - особенности психофизиологической и психологической среды осужденных: невротические отклонения, негативные ценностные ориентации, эмоциональная неустойчивость, повышенная самооценка, упрямство, различные психические состояния (печаль, уныние, депрессия и т. п.). Внешними причинами и условиями выступают криминогенная конфликтная ситуация и особенности микросреды осужденных. О.В. Старков также сделал попытку раскрыть факторы, относящиеся к организации процесса исполнения наказания. К таковым он относит технические и организационно-управленческие условия1.

Одной из важнейших причин возобновления криминальной активности осужденных (как взрослых, так и подростков)

1 См.: Старков О. В. Основы криминопеноло-гии. Уфа, 2015. С. 22-30; Криминопенология. С. 103-113.

Г.Ф. Хохряков считает психические состояния, вызывающие у них внутреннюю напряженность (неуверенность, агрессивность, возбудимость, опасения, страхи, тревожность, мнительность, эмоциональная неустойчивость недоверчивость, обидчивость, подозрительность, беспокойство, раздражительность, враждебность, нерешительность,). Вторая причина - консолидация осужденных, усиливающая их отчужденность от общества, администрации учреждения. И, наконец, криминальная самоорганизация (в том числе формирование преступных групп) выступает в качестве третьей причины, персонифицирующей конфликт. Автономные, субкультуральные ценности осужденных также определяют принципы поведения и нормопорядок в их кругу1.

Высокий процент подростков, отбывающих наказание в ВК, с огромным трудом приспосабливается к требованиям режима, труду, учебе, воспитательному воздействию. Это связано с тем, что ранее несовершеннолетние были лишены контроля со стороны родителей, проводили большую часть времени на улице, демонстрировали асоциальное поведение. В то же время высокая адаптация к уличной среде, маргинальным компаниям способствуют активному поиску отрицательных лидеров в местах лишения свободы.

Неформальная структура взаимоотношений осужденных в значительной степени обусловливает их линию поведения, а также происходящие в воспитательных колониях явления и процессы. Борьба каждого подростка за положение (статус) в неформальной иерархической структуре служит постоянным источником межличностных и межгрупповых противоречий.

Анализ процесса образования и функционирования преступных группировок несовершеннолетних осужденных позволяет утверждать, что они существуют в каждом отряде, являясь продуктом специфичной микросреды. Подростковые преступные группировки объединяют все категории осужденных (отрицательно, положительно и нейтрально настроенных). Наибольшее

1 См.: Хохряков Г. Ф. Криминология / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 2014. С. 296-327.

количество преступных группировок образуется в микросреде отрицательной части осужденных2.

Именно отрицательные группировки осужденных, демонстрируя свою власть в исправительном учреждении, конкурируют между собой, создают криминогенную атмосферу враждебности, организуют разборки, распространение провокационных слухов, приводящих к криминальным конфлик-там.3

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преступные группировки несовершеннолетних осужденных возникают в воспитательных колониях стихийно, в силу попустительство сотрудников УИС, где с несовершеннолетними необходимо дополнительно проводить воспитательный процесс по их разрушению и проведения с ними специально индивидуальных бесед, а также применения к ним всех нормативных и подзаконных актов, направленных на их исправления и воспитания. Поскольку криминологическая профилактика есть главное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства, постольку главным средством обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы от криминальных угроз является пенитенциарная профилактика несовершеннолетних.

Пенитенциарная профилактика несовершеннолетних должна рассматриваться как вид практики на концептуальной научной основе, направленной на недопущение антиобщественных проявлений в местах лишения свободы. Профилактика выступает как определенная совокупность идей, концепций, научных гипотез, проектов, практических решений, нацеленных на обеспечение соответствующей деятельности государства и общества.

2 См.: Брезгин Н.И. Криминальная обстановка (ситуация) в исправительных учреждениях России. Теоретические и прикладные проблемы. Рязань, 2006. С. 100-131; Буянов А.О. Предупреждение насилия в среде осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,1996. С. 17-18.

3 Власенко, В.Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Сб. науч. ст. / под ред. проф. В.В. Козлова. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2008. С. 55-60.

Пенитенциарная профилактика преступлений в воспитательных колониях стремится к тому, чтобы исключить антиобщественное поведение и тем самым создать условия нормального функционирования учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Изложенное позволяет определить пенитенциарную профилактику преступлений как совокупность мер по выявлению и устранению (блокированию, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности в местах лишения свободы.

Кроме того, пенитенциарная профилактика преступлений в ВК представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью в местах лишения свободы, обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков, предупреждает возможность совершить преступление в условиях изоляции, а также воздействует на криминогенные факторы, когда они еще не набрали силы и легче поддаются устранению. Целью пенитенциарной профилактики преступлений является противодействие криминальным процессам, происходящим в ВК. Ее достижению способствует решение соответствующих задач. Они состоят не только в том, чтобы обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к профилактическому воздействию, но и в том, чтобы постоянно приводить это воздействие в соответствие с данными требованиями. Задачи, таким образом, способствуют практическому достижению целей профилактики и сводятся к следующему выявление, устранение или нейтрализация причин преступлений и условий, способствующих их совершению, индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с антиобщественным поведением, предотвращение замышляемых и готовящихся преступлений.1

Традиционно в криминологии профилактику преступлений принято разделять на общую и индивидуальную. Пенитенциарная профилактика преступлений не является исключением. Оперируя теми же категориями,

1 Щеглов, М.Е. Педагог как участник допроса несовершеннолетних // Следователь сегодня: материалы научно-практической конференции (08.12.2009 г.). / М.Е. Щеглов. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2009. С. 72-78.

что и профилактика преступлений в общем, пенитенциарная выступает ее самостоятельной частью.

Под общей профилактикой пенитенциарных преступлений следует понимать деятельность ВК и ИУ по обеспечению законопослушного поведения осужденных в период отбывания наказания. Это сдерживающее воздействие на осужденных, исходящее от социальных норм и соответствующая деятельность всех субъектов пенитенциарного профилактического воздействия.

Общей профилактика является потому, что включает в себя меры, которые специально не направлены на предупреждение пенитенциарных преступлений. К ним можно, например, отнести улучшение жилищных условий осужденных, лечение и питание, укрепление их связей с родственниками и близкими, но вместе с тем, они создают условия по предотвращению совершения преступлений.

Любой сотрудник исправительного учреждения - это уже воспитатель, и он является носителем пенитенциарной профилактики преступлений. Таким образом субъекты исправительного воздействия в пенитенциарных учреждениях, независимо от своего функционального предназначения, решают вопросы общей профилактики.

Непосредственная профилактики пенитенциарных преступлений заключается в организации и осуществлении превентивной деятельности, направленной конкретно на установление лиц, которые могут совершить преступление, и проведение с ними работы по недопущению преступной деятельности.2

Специальный криминологический уровень пенитенциарной профилактики преступлений представляет собой различные мероприятия, включая проводимые с участием оперативно-розыскных подразделений, специально направленные на недопущение совершения преступлений, в том числе в конкретных группах, где складываются конфликтные ситуации, отмечаются отрицательные явления,

2 Ченцова, Л.В. Некоторые психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними / Л.В. Ченцова // Следователь. 2005. №7. С. 41-45.

формируются антиобщественные установки.1

Переход от общей и специальной профилактики к индивидуальной есть движение в сторону конкретного, поскольку не общая, а именно индивидуальная профилактика является так называемым личностным уровнем, для которого характерны особые качества, обусловленные спецификой ^або-ты с каждым конкретным осужденных.2

Основными элементами системы индивидуальной профилактики в исправительных учреждениях выступают: во-первых, тщательное изучение осужденных для выявления среди них тех, кто может стать на путь совершения преступлений; во-вторых, определение основных мер и мероприятий, с помощью которых можно было бы осуществлять такую работу; в-третьих, выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактическою воздействия.3

Однако не все осужденные, ведущие антиобщественный образ жизни в местах лишения свободы, совершают или могут совершить преступление. Следовательно, и индивидуальная профилактическая деятельность может проводиться в том случае, если есть данные о том, что конкретное лицо может совершить уголовно наказуемое деяние. Можно делить индивидуальную профилактику на раннюю и непосредственную, в

последнем случае она иногда совпадает с предотвращением преступлений.

Под ранней профилактикой пенитенциарных преступлений следует понимать целенаправленную воспитательную работу, осуществляемую специально уполномоченными субъектами, например, на первых этапах отбывания наказания, когда осужденный лишь адаптируется к условиям жизни в ИУ. Характер проводимых мероприятий определяется его реальным поведением, в силу чего воспитательные мероприятия носят исключительно профилактический характер.

Следовательно, правильное определение уровней профилактической деятельности имеет большое значение для создания целостной и стройной системы профилактики применительно к иерархии причин и условий, способствующих совершению преступлений, для разработки конкретных и специфических форм и средств предупредитель-

" 4

ной деятельности.

Эффективность профилактической деятельности на всех указанных уровнях тесно связана с тем, насколько каждый из субъектов ФСИН России включен в общую систему профилактики антиобщественного поведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Старков, О.В. Основы криминопенологии. - Уфа, 2015. - С. 22-30; Криминопеноло-гия. С. 103-113.

2. Хохряков, Г.Ф. Криминология // отв. ред. В. Н. Кудрявцев. - М., 2014. - С. 296-327.

3. Брезгин, Н.И. Криминальная обстановка (ситуация) в исправительных учреждениях России. Теоретические и прикладные проблемы. - Рязань, 2006. С. 100-131; Буянов А.О. Предупреждение насилия в среде осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.,1996. С. 17-18.

4. Власенко, В.Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: сб. науч. ст. / под ред. проф. ВВ. Козлова. - Саратов: СЮИ МВД РФ, 2008. - С. 55-60.

1 Дмитриев, В.С. Находчивость и настойчивость подростков помогла разоблачить убийство / В.С. Дмитриев // Следственная практика. 2015. Вып. 73. С. 40-44.

2 Лавров, В.П. Актуальные проблемы научно-прикладных исследований в современной криминалистике / В.П. Лавров // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики.

3 Текеев, А. Особенности судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних / А. Текеев // Российская юстиция. 2008. №5. С. 11-15.

4 Всероссийский «круглый стол» 15-16 июня 2009 г. Сборник тезисов. Ростов н/Д.: РФЭИ, 2009. С. 145-149.

5. Дмитриев, В.С. Находчивость и настойчивость подростков помогла разоблачить убийство / В.С. Дмитриев // Следственная практика. - 2015. Вып. 73. С. 40-44.

6. Лавров, В.П. Актуальные проблемы научно-прикладных исследований в современной криминалистике / В.П. Лавров // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики. Всероссийский «круглый стол» 15-16 июня 2009 г. Сборник тезисов. - Ростов н/Д.: РФЭИ, 2009. - С. 145-149.

7. Меркушов, А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних / А. Меркушов // Российская юстиция. - 2008. - №6. - С. 26-29.

8. Текеев, А. Особенности судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних / А. Текеев // Российская юстиция. - 2008. - №5. - С. 11-15.

9. Ченцова, Л.В. Некоторые психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними / Л.В. Ченцова // Следователь. - 2005. -№7. - С. 41-45.

10. Шабалин, С.Н. Развитие понимания реального значения единиц времени у школьников 1-7 классов / С.Н. Шабалин // Ученые записки Московского пединститута им. А.И. Герцена. Т. 96. - М., 2004. - С. 170-174.

11. Щеглов, М.Е. Педагог как участник допроса несовершеннолетних // Следователь сегодня: материалы научно-практической конференции (08.12.2009 г.) / М.Е. Щеглов. - Саратов: СЮИ МВД РФ, 2009. - С. 72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.