Содержание и сущность профилактической работы в сфере борьбы с преступностью достаточно широко и детально проанализированы в ряде работ отечественных ученых-юристов [1; 2; 3; 4]. Однако большинство этих работ выполнены в т.н. советский период, когда учитывались качественно иные характеристики и тенденции преступности.
В теории и практике предупреждения преступности выделяют следующие направления: уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административно-правовое, криминалистическое, криминологическое, оперативноразыскное. Оперативно-разыскные подразделения органов внутренних дел принимают участие в предупреждении преступлений, используя специфические средства и методы. Однако их деятельность при этом не ограничивается только негласными рамками. Структуры криминальной милиции, например, являются субъектами разработки и реализации комплексных и целевых программ борьбы с преступностью, включающих в себя самые разнообразные мероприятия по выявлению, нейтрализации и устранению экономических, социальных и других факторов, способствующих совершению преступлений, в том числе и направленных против личности [5].
Вместе с тем перед оперативными подразделениями органов внутренних дел раскрываются широкие возможности в сфере профилактики преступности именно в связи с обладанием ими особыми полномочиями. Как отмечал В.А. Лукашов, «предупреждение преступности оперативно-разыскными мерами - весьма действенное и перспективное направление деятельности органов внутренних дел... Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными потерями, обеспечивает надежное предупреждение вредных последствий, сужает сферу применения мер уголовного наказания» [6, с. 7].
Применение оперативно-разыскных мер в целях предупреждения преступлений закреплено в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Содержание ст. 2 показывает, что задача предупреждения преступности должна решаться и путем принятия оперативно-разыскных мер, направленных на недопущение совершения преступлений, устранение причин и условий, могущих способствовать их совершению. Эти функции оперативных подразделений конкретизируются в ведомственных нормативных актах МВД Российской Федерации.
Различные аспекты профилактической деятельности с использованием оперативноразыскных сил, средств и методов регламентируются множеством ведомственных нормативных актов. В качестве основных элементов нормативного регулирования этой работы можно отметить следующие: главные направления, цели и задачи профилактики преступлений, осуществляемой оперативными аппаратами органов внутренних дел; порядок применения оперативно-разыскных сил в профилактике преступлений; порядок применения оперативно-разыскных средств в профилактике преступлений; порядок использования оперативно-разыскных методов в профилактике преступлений; порядок использования оперативно-разыскных сил, средств и методов в профилактике отдельных видов преступлений; порядок использования оперативно-разыскных сил, средств и методов для проведения профилактических мероприятий в отношении отдельных категорий потенциальных правонарушителей; порядок накопления, систематизации и использования информации оперативно-профилактического назначения.
Для того чтобы достаточно эффективно воздействовать на процессы, связанные с состоянием и динамикой насильственной преступности, надо, прежде всего, обладать необходимой информацией, характеризующей соответствующую криминальную среду, наиболее типичные механизмы противоправной деятельности, особенности личности преступников. Возможности, которыми располагают оперативные аппараты органов внутренних дел, позволяют составлять наиболее полную картину, раскрывающую указанные обстоятельства. Именно эти возможности являются своего рода уникальным инструментом познания недоступных для других методов процессов, значимых факторов, порождающих криминальное насилие и соответствующую систему межличностных
отношений. И только с помощью глубокого анализа полученных таким образом сведений можно разработать адекватную систему упреждения тяжких криминальных событий.
Обработка и анализ собранных таким образом сведений дают возможность обеспечить решение следующих основных задач, возникающих в процессе профилактической деятельности:
- определение круга лиц, от которых с наибольшей степенью вероятности можно ожидать совершения тяжких насильственных преступлений;
- моделирование типичных ситуаций совершения данной категории преступлений;
- выявление объективных факторов, которые в совокупности с доминирующими признаками личности потенциальных субъектов преступлений могут выступать в качестве их непосредственных причин;
- разработка алгоритма действий по нейтрализации и устранению выявленных негативных обстоятельств.
Специфические методы сбора подобной информации, которые находятся на вооружении оперативных аппаратов, позволяют выявить скрытые механизмы преступного поведения путем анализа тщательно маскируемых действий, фундаментальных психологических установок, стереотипных способов решения возникающих конфликтных и других типичных жизненных ситуаций.
Установление объектов профилактического воздействия основывается на положении о том, что определенный негативный комплекс свойств личности находит свое выражение не только в момент совершения конкретного преступления, но и в повседневных поведенческих и психологических проявлениях. В свою очередь, совокупность этих качеств и составляет субъективную основу тех или иных криминальных актов [7]. Оперативно-разыскные возможности подразделений службы криминальной милиции содержат в себе инструментарий для своевременного распознания подобных факторов. Вместе с тем механизм использования оперативно-разыскных ресурсов в профилактических целях не получил до настоящего времени достаточного теоретического обоснования. Еще слабее данное направление деятельности реализуется в оперативноразыскной практике.
Можно констатировать, что работа по предупреждению тяжких преступлений, обладающих повышенной степенью общественной опасности, организация оперативнопрофилактического воздействия на потенциальных субъектов таких правонарушений, осуществление за ними систематического действенного контроля со стороны сотрудников подразделений криминальной милиции остаются функционально не обеспеченными. В то же время не нуждается в доказательствах то обстоятельство, что эта работа требует специфической подготовки как оперативных работников, так и лиц, используемых в качестве источников оперативной информации. Последнее обстоятельство необходимо также для обеспечения гарантий защиты прав личности, в том числе и находящейся в поле зрения правоохранительных органов, в аспекте предотвращения провокационных действий участников оперативно-разыскных мероприятий. Именно эффективное организационное обеспечение службы криминальной милиции может в значительной степени обеспечить выполнение возложенных задач и рациональное использование возможностей каждого подразделения и сотрудника.
Результаты профилактической деятельности оперативных аппаратов во многом зависят от уровня оперативно-тактической подготовки субъектов этой деятельности, от объема и качества их познаний в сфере особенностей психологии правонарушителей, криминальной субкультуры, обладания необходимыми навыками установления психологического контакта с объектами профилактики и т.д. Обеспечение необходимого уровня подготовки субъектов профилактической деятельности требует специальных программ, которые определенным образом дополняли бы стандартные программы обучения в высших юридических учебных заведениях.
Многие важные аспекты процессов, предшествующих конкретному преступному деянию, остаются вне поля зрения оперативных работников и источников конфиденциальной информации, поскольку нередко они оказываются неподготовленными к распознаванию и анализу негативных криминальных явлений и процессов. Поэтому персонал, специализирующийся на профилактике тех или иных видов преступлений, нуждается в специальной оперативно-тактической подготовке.
Разработка и эффективная реализация профилактических мероприятий невозможна без хотя бы краткого криминалистического анализа преступности в определенной сфере, определения, изучения и нейтрализации основных факторов, влияющих на криминальные процессы и явления. В ходе такого анализа можно, в частности, определить наиболее важные особенности, характерные для насильственной преступности определенного региона, типичные места, вызывающие доминантный преступный интерес, т.н. криминогенные объекты, участие различных социальных, половозрастных категорий, типичные мотивы совершения насильственных преступлений и т. д.
Данный анализ позволяет установить корреляционные связи между совершением собственно насильственных преступлений различных категорий и спецификой обстановки преступления в аспекте проявления в соответствующей социальной среде признаков девиантного поведения. Например, мелкого хулиганства, злоупотребления алкогольными напитками, ведения паразитического образа жизни, систематического нарушения установленных правил поведения в общественных местах, систематических семейных и бытовых конфликтов, антиобщественного поведения участников неформальных группировок.
Изучение этих связей, в свою очередь, может позволить установить наиболее типичные механизмы совершения преступлений против личности и допреступные поведенческие проявления их субъектов. Для предупреждения тяжких преступлений против личности особенно важным является установление типичных обстоятельств конкретных ситуаций, предшествовавших криминальным событиям, и типичных свойств личности преступников (взгляды, навыки, привычки, интересы, особенности характера и т.д.).
На основе обобщения и анализа подобных сведений возможно построение моделей предпреступной ситуации и предпреступного поведения, которые могут быть использованы для разработки и осуществления типовых программ предупреждения тяжких преступлений против личности.
Таким образом, интеграция положений криминологии, криминалистики и теории оперативно-разыскной деятельности представляется весьма перспективным, хотя и несколько затянувшимся процессом. Не случайно на стыке этих наук стали появляться и разрабатываться новые понятия, например, оперативно-профилактическая информация [8].
Выявлению соответствующих криминальных факторов и осуществлению мероприятий по предупреждению тяжких преступлений против личности благоприятствует то обстоятельство, что совершению весьма существенной части этих преступлений предшествует предварительное планирование, проведение различных подготовительных мероприятий. По приводимым в криминалистической литературе данным, с заранее обдуманным умыслом совершается более половины убийств и подавляющее большинство тяжких корыстно-насильственных преступлений, особенно - совершаемых по найму. В любом случае (за исключением неумышленных правонарушений) совершению преступления предшествует определенный процесс трансформации психологических, нравственных свойств личности, формирования поведенческих стереотипов, в концентрированном виде проявляющихся в криминальном событии.
Таким образом, следует еще раз подчеркнуть целесообразность комплексного подхода к сбору информации, необходимой для организации предупреждения насильственных
преступлений. Основой такого подхода может являться сочетание криминалистических методик и оперативно-разыскных методов.