Научная статья на тему 'Вопросы предупреждения преступлений оперативными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел'

Вопросы предупреждения преступлений оперативными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1696
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIME PREVENTION / BODIES INTERNAL AFFAIRS / CRIME RATE / PREVENTION OF CRIMES / CRIME AVOIDANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич

Анализируется действующее законодательство по предупреждению преступлений органами внутренних дел. В статье анализируются лица, совокупность сведений о которых позволяет сделать вывод о вероятности их преступного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular issues of crime prevention by economic security operational departments and internal affairs agencies counteraction against corruption

The analysis of current legislation on crime prevention by Internal Affairs Agencies. The article analyses the individuals, the information about whom enables to draw a conclusion about probability of their criminal behavior.

Текст научной работы на тему «Вопросы предупреждения преступлений оперативными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел»

цессуальные и психологические проблемы). Минск, 1975. С. 168— 169; Самошина З.Г. Вопросы теории и практики предъявления для опознания на предварительном следствии. М.. 1976. С. 482.

13 ЖарскийВ.Е. Указ. соч. С. 482.

14 Томин В.Т., Студенков Ю.И. Эффективный метод привлечения граждан к раскрытию преступлений и розыску преступников // Проблемы советского государства и права. Иркутск, 1975. Вып. 9—10. С. 93—99.

15 ГапановичН.Н. Указ. соч. С. 165.

16 Чувилев А.А. Дознание в органах внутренних дел. М., 1986. С. 128.

17 Закатов А.А. Организация розыскной деятельности следователя // XXVI съезд КПСС и проблемы уголовно-процессуальной и организационной деятельности органов предварительного следствия. - Волгоград, 1982. С. 114.

18 Косенко А.С. Розыскные действия в советском уголовном процессе. Учебное пособие. Хабаровск: Хабаровская высшая

школа МВД СССР. 1989. С. 12.

19 Утвержденного и регламентированного Приказом МВД РФ от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экс-пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс 2016.

20 Указанные правила утверждены Приказом МВД РФ от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экс-пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс 2016.

21 Методические рекомендации по использованию сети Интернет в целях поиска информации о должниках и их имуществе (утверждены Федеральной службой судебных приставов РФ 30 ноября 2010г. № 02-7) // СПС КонсультантПлюс 2016.

22 Ерохин И.В. Использование передовых форм и методов работы с должниками — гарантия осуществления правосудия // Практика исполнительного производства. 2015. № 1. С. 25—31.

УДК 343.98 ББК 67.52

ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДАНИЛОВ,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел

Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова.

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется действующее законодательство по предупреждению преступлений органами внутренних дел. В статье анализируются лица, совокупность сведений о которых позволяет сделать вывод о вероятности их преступного поведения.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, органы внутренних дел, уровень преступности, профилактика преступлений, предотвращение преступлений.

Annotation. The analysis of current legislation on crime prevention by Internal Affairs Agencies. The article analyses the individuals, the information about whom enables to draw a conclusion about probability of their criminal behavior.

Keywords: crime prevention, bodies internal affairs, crime rate, prevention of crimes, crime avoidance.

На современном этапе борьбы с преступностью, особенно с ее организованными формами, все больше научных сотрудников и практических работников приходят к выводу о том, что актуальной задачей для органов внутренних дел является постоянное сдерживание роста преступности1. Пред-

лагается использовать тактику масштабного раннего государственного вмешательства в социальную сферу криминально-ориентированных организаций и отдельных граждан в целях предупреждения преступной деятельности и охраны общества и государства от преступных проявлений.

Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко вглубь веков. С появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, совершаемых вопреки запретам, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия2.

Проблемы предупреждения преступлений рассматриваются сегодня различными отраслями юридической науки. Важное место в предупреждении преступности занимают уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые и иные меры профилактического воздействия. Однако центральное место в ее исследовании принадлежит криминологии.

В современной науке3 и юридической литературе4 предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений по устранению причин преступности; как взаимодействие мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней профилактики преступлений. Несколько десятилетий в научных кругах идет дискуссия о терминологическом и содержательном соотношении понятий «предотвращение», «предупреждение» и «профилактика» преступлений. На наш взгляд, следует руководствоваться точкой зрения В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова, согласно которой подобное разграничение противоречит смысловому значению указанных терминов5 в виду их взаимозаменяемости6.

По мнению Ю.М. Антоняна, предупреждение преступности представляет собой воздействие на причины преступности, выявление виновных лиц (преступников) и, направленные на исправление последних, предупредительные меры'.

Более развернутое определение предложено В.Е. Эминовым, по мнению которого предупреждение преступности являет собой многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов, направленную на: 1) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; 2) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; 3) выявление

в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; 4) выявление лиц, проведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение8.

Профессор В.Д. Ларичев в рассматриваемый институт включает деятельность по устранению, ослаблению или нейтрализации причин и условий преступности, оказанию предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением, исправлению осужденных, в том числе в местах лишения свободы, а также виктимологическую профилактику9.

А.В. Евсеев указывает на криминологическое обеспечение предупреждения преступлений посредством деятельности, направленной на изучение и оценку состояния, закономерностей и тенденций преступности, причин и условий, ее порождающих, познание личности преступника с целью определения прогнозов возможного развития криминологических ситуаций, способствующих выработке эффективных мер предупредительного характера10.

Таким образом, мнения ведущих исследователей позволяют рассматривать предупреждение преступлений в целом как воздействие на причины и условия преступности с целью их ослабления или нейтрализации, и оказание предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

Криминологам известно свыше 400 факторов, влияющих на уровень преступности, но лишь незначительная часть мер по их нейтрализации приходится на долю правоохранительных органов, а еще меньшая на органы внутренних дел11. При этом современной системой субъектов предупредительной деятельности на органы внутренних дел возложен значительный объем задач и функций по реализации предупредительной деятельности государства12.

Предупреждение преступлений — одна из приоритетных задач полиции. В соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» одним из назначений полиции является противодействие преступности, одним из направлений противодействия является деятельность на предупреждение преступлений, в том числе по выявлению и последующему устране-

нию причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом)13.

Представляется, что предупреждение и пресечение преступлений полицией сводится к решению следующих задач:

• выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

• выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

• предотвращение (недопущение) готовящихся преступлений;

• пресечение покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

• создание обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений14.

Согласно требованиям Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений15 предупреждение преступлений органами внутренних дел — это «деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением». Таким образом, под предупреждением преступлений органами внутренних дел понимается деятельность, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Следует отметить, что в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указаны задачи по выявлению, предупреждению преступлений, установлению лиц, их подготавли-вающих16. В органах внутренних дел как субъекте оперативно-розыскной деятельности ведущая роль при решении указанных задач возлагается на

оперативные подразделения полиции, в том числе на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. Являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности, они имеют в своем арсенале набор специфических сил, средств и методов, позволяющих на более ранней стадии, нежели другие подразделения органов внутренних дел, выявить лиц, замышляющих, подготавливающих или покушающихся на совершение преступления, и принять меры оперативно-розыскного характера по недопущению его совершения. Однако потенциал оперативно-розыскного предупреждения преступлений используется крайне недостаточно. Главная причина, как представляется, состоит в том, что провозглашенная задача предупреждения преступлений во многом остается декларативной. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений, как и сбор профилактически значимой информации, осуществляется как бы попутно, наряду с решением главной задачи оперативных подразделений — выявлением и раскрытием преступлений. Ни специализированных подразделений, ни специально выделенных сотрудников таких подразделений, на сегодня не создано. При таком подходе к организации оперативно-розыскной профилактики преступлений едва ли можно рассчитывать на достижение серьезных результатов в борьбе с преступностью и ее реальное снижение.

В специальной литературе излагаются особенности предупредительной работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, обусловленные их организационно-правовым статусом. Эти особенности сводятся к следующему:

• специальная предназначенность и компетенция (борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности);

• использование при проведении предупредительных мероприятий возможностей оперативно-розыскной деятельности (проведение в профилактических целях различных оперативно-разыскных мероприятий, использование различных форм содействия и сотрудничества граждан);

• дифференцированный характер предупредительной деятельности (на выбор тактических приемов и методов предупреждения влияют составы преступлений, субъекты преступлений);

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• организационно-структурное построение подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (характер предупредительных мероприятий, круг привлекаемых субъектов и их компетенция, масштабы и объекты воздействия во многом зависят от уровня указанных подразделений, их структурного построения);

• особое содержание и характер предупредительной деятельности (специфические методы и тактические приемы предупредительной деятельности, отличающиеся от приемов и методов, используемых другими субъектами предупреждения преступлений).

Объектами предупредительной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел являются:

• нарушения, злоупотребления в сфере экономики;

• недостатки в области производственно-хозяйственной деятельности обслуживаемых объектов, отраслей хозяйства;

• недостатки, нарушения, злоупотребления в деятельности «не экономических» государственных и иных органов, которые отрицательно влияют на состояние оперативной обстановки по линии экономической безопасности и противодействия коррупции;

• поведение отдельных лиц, свидетельствующее о возможном совершении ими преступлений;

• действия лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений, относящихся к компетенции аппаратов экономической безопасности и противодействия коррупции органов

17

внутренних дел1'.

1 См., напр.: ГавриловБ.Я. Организованная преступность и ее предупреждение в наиболее криминализированных отраслях российской экономики // Проблемы социальной и криминологической профилактики в современной России. М.: МИ МВД РФ, 2002. Вып. 1. С. 124—133; Мордовец А.П. О состоянии и мерах борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации // Оперативно-розыскная работа. № 1. 1999. С. 2—22; Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России: лекция. Тамбов: Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2006. 56 с.; Зимина К.И. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью // Научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества: сборник статей / ред. А.А. Качутов; отв. ред. А.В. Ен-

дольцева; науч. ред. Р.Б. Осокин, Д.Д. Шалягин. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 33—40; Лозовицкая Г.П., Никитина И.Э. Противодействие трансграничной организованной преступности Европейскими Сообществами в рамках уголвоного судопроизводства (исторические аспекты) // Научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества: сборник статей / ред. А.А. Качутов; отв. ред. А.В. Ендольцева; науч. ред. Р.Б. Осокин, Д.Д. Шалягин. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 60—69; Никитина И.Э. МВД России в общемировом масштабе правоохранительной деятельности // Научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества: сборник статей / ред. А.А. Качутов; отв. ред. А.В. Ендольцева; науч. ред. Р.Б. Осокин, Д.Д. Шалягин. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 78—79; Селиванов А.А. К вопросу о роли Интерпола в международном сотрудничестве органов внутренних дел в сфере оперативно-розыскной деятельности // Научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества: сборник статей / ред. А.А. Качутов; отв. ред. А.В. Ендольцева; науч. ред. Р.Б. Осокин, Д.Д. Шалягин. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 109—112.

2 См.: Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. М.: Щит, 2001.С. 113.

3 См.: Смирнов Г.Г. Проблемы развития и реализации криминологического учения о предупреждении преступности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 44.

4 См.: Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малко-ва. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицининформ, 2008. С. 116.

5 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 7 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 22 изд. Стар. М.: Русский язык, 1990.

6 См.: Антонян Ю.М. Криминология: избранные лекции. М.: Логос, 2004. С. 141.

7 См.: Там же. С. 141.

8 См.: Криминология : учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 286—287.

9 См.: Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 63.

10 См.: Евсеев А.В. Оптимизация криминологического обеспечения предупреждения преступлений территориальными органами МВД России на районном уровне // Закон и право. 2015. № 4. С. 84—87.

11 См.: Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 164—176.

12 См.: Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

13 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от

13 июля 2015 г. № 248-ФЗ) «О полиции».

14 См.: Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М.: МФПЛ, 2011. С. 18.

15 См.: Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

16 См.: ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».

17 См.: Организация и тактика деятельности аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: ЦИиНМО КП МВД России. 2000. С. 111—112; Осокин Р.Б., ФеркалюкЮ.И. Уголовно-правовая охрана интересов службы в органах местного самоуправления от коррупционных преступлений совершаемых муниципальными служащими: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.