Научная статья на тему 'Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью'

Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17171
1073
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / PREVENTION OF CRIME / COMBATING CRIME / PREVENTIVE ACTIVITY OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малков В. Д.

Предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений борьбы с преступностью. В статье предлагаются основные направления организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, учитывающие современные реалии криминальной ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prevention of crime and other offences in the system of combating crime

Crime prevention is one the priority guidelines for combating crime. The article proposes the main guidelines for the arrangement of the activity of the bodies of internal affairs in the field of the prevention of crime and other offences in view of the modern realities of the criminal situation in the country.

Текст научной работы на тему «Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью»

УДК 343.85 В. Д. Малков

д-р юрид. наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, проф. каф. уголовно-правовых дисциплин Института права, экономики и управления информацией МГЛУ, проф.; e-mail: [email protected]

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений борьбы с преступностью. В статье предлагаются основные направления организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, учитывающие современные реалии криминальной ситуации в стране.

Ключевые слова: предупреждение преступлений; профилактика преступлений; предупредительная деятельность органов внутренних дел; борьба с преступностью.

Malkov V. D.

Ph. D. (Law, higher doctorate degree), Honoured Scientist of Russia, Professor, Department of Criminal Law, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU; e-mail: [email protected]

THE PREVENTION OF CRIME AND OTHER OFFENCES IN THE SYSTEM OF COMBATING CRIME

Crime prevention is one the priority guidelines for combating crime. The article proposes the main guidelines for the arrangement of the activity of the bodies of internal affairs in the field of the prevention of crime and other offences in view of the modern realities of the criminal situation in the country.

Key words: prevention of crime; preventive activity of the bodies of internal affairs; combating crime.

В число теоретических проблем, нуждающихся в решении, входит определение сущности предупреждения правонарушений и преступлений, а также их профилактики. Различные подходы к их пониманию не позволяют четко разграничить эти виды предупредительной деятельности, установить ее субъектов, их компетенцию и ответственность, меры осуществления, а также конкретизировать объекты профилактического воздействия.

К сожалению, и нормативно-правовая база, на которой основывается указанная деятельность, не дает ответа на вопрос о соотношении профилактики и предупреждения преступлений. Так, Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. №Э-ФЗ «О полиции» в ряду основных направлений деятельности полиции называет предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений. Этим же законом к обязанностям полиции отнесены: выявление причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также их устранение. Тем самым акцентируется внимание полиции именно на предупреждении преступлений. В то же время в последние годы активно разрабатывается и реализуется общегосударственная система профилактики правонарушений и преступлений.

В результате некоторого смешения понятий «предупреждение» и «профилактика» отсутствует единство в понимании их сущности и содержания. Так, ряд авторов в качестве собирательного понятия всякой предупредительной деятельности выделяют предотвращение преступлений, рассматриваемое как комплекс мер профилактического и предупредительного характера, направленных на недопущение формирования антиобщественной направленности личности. При этом не учитывается, что предотвращение как деятельность по недопущению совершения отдельных преступных деяний составляет лишь часть индивидуального предупреждения преступлений. Достаточно спорным является и положение о том, что предупреждение и пресечение преступлений представляют собой разновидности их профилактики.

Отмеченное смешение важных для практики понятий представляется необоснованным и нецелесообразным. Еще видный английский философ, логик, математик Бертран Рассел, предупреждая от подобного смешения, справедливо замечал, что если бы люди не использовали одни и те же термины для определения разных по содержанию понятий, человечество избавилось бы от доброй половины своих заблуждений.

Понятия «предупреждение» и «профилактика», означая «недопущение чего-либо» при единой целевой направленности, семантически близки, но не идентичны. Применительно к правонарушениям и преступности их содержание различается как по объектам и субъектам осуществления, так и по используемым мерам.

На наш взгляд, вполне обоснованным представляется рассмотрение профилактики правонарушений и преступлений в качестве составной части предупреждения преступности и совершения отдельных преступлений. При этом предупреждение преступности, отражая весь комплекс мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства, выступает как родовое по отношению ко всем иным видам превенции понятие.

Предупреждение преступлений представляет собой деятельность по недопущению их совершения путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению; оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Включая меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера, предупреждение преступности и преступлений является по своей сущности более широким видом превентивной деятельности, чем профилактика правонарушений.

Профилактика правонарушений, на наш взгляд, лишь одна из значимых мер общесоциального (влияющего на преступность опосредованно) предупреждения, средство позитивного воздействия, осуществляемого многими государственными и общественными субъектами на лиц с отклоняющимся предпреступным поведением, нарушающих нормы морали и права в результате недостатков воспитания, негативного влияния семьи, окружения, малых групп. К этим лицам в основном относятся безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, молодые экстремалы, лица, не имеющие постоянного источника доходов, алкоголики, наркоманы, субъекты семейно-бытовых конфликтов и т. п.

Профилактика такого предпреступного поведения указанных лиц осуществляется не только сотрудниками правоохранительных органов, но и в первую очередь представителями государственных учреждений (социальных, медицинских, образовательных), предприятий, общественных организаций, религиозных конфессий, средств массовой информации, обществом в целом. Объем этой работы значительно больше, а предпринимаемые меры разнообразнее, чем при осуществлении специально-криминологического предупреждения преступлений.

В то же время профилактика, хотя и в меньшем объеме, осуществляется и в рамках специально-криминологического предупреждения преступлений. Ее объектом является значительное количество

лиц с противоправным поведением при условии формирования у них антиобщественной установки и наличия замысла на последующее совершение преступлений. Не случайно действующая Инструкция МВД предупреждением преступлений справедливо называет их недопущение не только путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, но и посредством оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Профилактика осуществляется также и в отношении лиц с повышенной виктимностью, а также уже отбывших наказание за совершение преступлений.

Таким образом, профилактика правонарушений и преступлений является лишь одним из важных направлений предупреждения преступности и совершения преступлений, включающего реализацию мер как общего, так и индивидуального характера.

Основными мерами общей профилактики (направленной на выявление, нейтрализацию или устранение причин преступности, ее отдельных видов, а также способствующих ей условий), в реализации которых принимают участие органы внутренних дел преимущественно федерального и регионального уровня, являются: мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, разработка минимальных стандартов безопасности, программное и научное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений, осуществление взаимодействия с иными субъектами социальной профилактики.

Одной из значимых функций служб и подразделений органов полиции, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и общественной безопасности, является индивидуальная профилактика, т. е. целенаправленная работа с конкретными людьми, допускающими юридически значимые отклонения от норм поведения, которая проводится на основе сочетания социального контроля, воспитания и оказания помощи. К мерам индивидуальной профилактики, применяемым службами и подразделениями полиции к указанным лицам, относятся: профилактическая беседа, направление информации о причинах и условиях антиобщественного поведения, постановка на профилактически учет, официальное предостережение, установление наблюдения за ходом социальной реабилитации, оказание социальной помощи, привлечение к административной или уголовной ответственности.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений, наряду с профилактикой, включает также их предотвращение, пресечение. При этом предотвращением является недопущение замышляемого или готовящегося лицом уголовно наказуемого деяния, склонение его к добровольному отказу от совершения. Пресечение, хотя и выходит за рамки предупреждения, представляет собой осуществление специальных мер, направленных на принудительное прекращение преступных деяний, на недопущение возникновения общественно опасных последствий уже начатых либо длящихся преступлений.

Предупредительная деятельность органов внутренних дел, ее организация и осуществление, учитывающие современные реалии в экономике, в политике, в праве, особенности работы в условиях серьезного осложнения криминальной ситуации в стране, основываются на следующих положениях:

1. Предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений борьбы с преступностью, обеспечивающим выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. Значимость предупреждения преступлений определяется тем, что в его процессе криминогенные факторы могут подвергаться позитивному воздействию еще тогда, когда они не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению. Арсенал средств предупреждения преступлений позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допуская вредных последствий посягательств на охраняемые законом общественные отношения. Предупреждение преступлений дает возможность решать задачи борьбы с ними наиболее гуманными способами, без включения на полную мощность механизма уголовного принуждения.

2. Система предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органами внутренних дел должна учитывать их место в общегосударственной системе социальной профилактики, базироваться на общей цели (борьбе с преступностью и с правонарушениями) и на принципах, лежащих в основе предупредительной деятельности: законности, социальной справедливости, гуманизме, комплексности, дифференциации и индивидуальном подходе, своевременности и достаточности.

3. При формировании этой системы органам внутренних дел необходимо использовать опыт прошлого, не допуская при этом заимствования неоправдавших себя, отживших элементов: излишней

централизации профилактической деятельности; ее специального структурного обеспечения на всех уровнях управления органами внутренних дел; использования единых для всей страны форм и методов; формализма, увлечения количественными показателями и т. п. Эта система должна строиться с учетом новых социально-экономических условий, изменившейся криминальной ситуации, роли государства и общественности, существующих демократических ценностей.

4. В целях предупреждения преступлений и профилактики иных правонарушений органы внутренних дел должны поддерживать и развивать сотрудничество с представителями различных политических партий и движений, религиозных конфессий, со средствами массовой информации, способствовать как возрождению традиционных общественных структур профилактической направленности (ДНД, общественные пункты охраны порядка, советы профилактики на предприятиях), так и созданию новых. Одновременно необходимо всемерно поддерживать усилия по предупреждению преступлений, предпринимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательными комиссиями, а также уличными, квартальными, домовыми комитетами, казачьими формированиями, различными советами школ, попечительскими, благотворительными и другими негосударственными организациями.

При этом следует не навязывать населению готовых форм участия в работе по предупреждению преступлений, а всемерно стимулировать, поощрять, развивать гражданскую активность, основанную на естественном стремлении людей объединиться в целях защиты себя, своих детей и близких от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания опыт предупреждения правонарушений локальными общинами граждан, например, ассоциациями родителей и учителей, старших сестер и братьев (по профилактике преступлений несовершеннолетних и в отношении них); объединениями представителей мелкого бизнеса (против рэкета); автовладельцев (против краж и угонов автотранспорта) и т. п.

5. Приоритетными направлениями предупредительной деятельности органов внутренних дел в настоящее время являются: недопущение особо тяжких преступлений общекриминального характера; профилактика и предотвращение преступлений со стороны несовершеннолетних; устранение факторов, способствующих росту рецидивной преступности; осуществление профилактических мероприятий

в отношении лиц, не имеющих жилья, постоянной работы и источников дохода, а также совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками.

Решая эти задачи, органы полиции, наряду с предупреждением преступлений, осуществляют индивидуальную профилактику (в том числе и путем постановки на профилактический учет) в отношении следующих лиц:

- неоднократно и грубо нарушающих общественный порядок, в связи с чем к ним ранее применялись меры административного воздействия;

- высказывающих намерения совершить тяжкие или особо тяжкие преступления;

- систематически потребляющих наркотические или другие одурманивающие средства без назначения врача;

- злоупотребляющих алкоголем, в силу чего создающих своим поведением опасность для окружающих, в связи с чем к ним ранее применялись меры административного воздействия;

- грубо нарушающих обязанности по воспитанию детей и своим поведением вовлекающих их в совершение правонарушений или способствующих этому, в связи с чем к ним применялись меры административного воздействия или уголовного наказания;

- условно осужденных, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитательного воздействия;

- освобожденных из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющих две или более судимостей за совершение преступлений средней тяжести;

- освобожденных из специальных воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений;

- являющихся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лиц, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям.

На профилактический учет также могут быть поставлены лица: со стоящие на медицинском учете в связи с заболеванием СПИДом

или венерическими болезнями, если их поведение может создать угрозу здоровью других лиц; состоящие на медицинском (психиатрическом) учете с психическими аномалиями в рамках вменяемости; состоящие на этом учете лица, к которым были применены принудительные меры медицинского характера.

В целях недопущения возможности нарушения прав и свобод граждан перечень указанных лиц должен быть определен и закреплен специальным нормативным правовым актом государства.

Осуществляя индивидуальную профилактику, органы полиции должны в полной мере использовать превентивные возможности действующего закона, в частности: обеспечивать неотвратимость наказания за преступления, предусмотренные нормами уголовного закона с так называемой «двойной превенцией»; своевременно и адекватно реагировать на административные правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния; активно использовать административно-правовые средства воздействия на криминогенные факторы, а также принимать меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

6. Деятельность органов полиции по предупреждению преступлений, необходимо в значительной мере переориентировать в сторону виктимологической профилактики, назначение которой - помочь людям избежать опасности стать жертвой преступлений.

Это позволит охватить превентивным воздействием миллионы потенциальных жертв преступлений. При этом должны использоваться разнообразные меры, направленные на устранение виктимогенных ситуаций, чреватых угрозой причинения возможным потерпевшим вреда (изготовление и распространение памяток-предостережений с советами о том, как уберечься от преступления; оказание гражданам помощи в охране жилищ, автотранспортных средств, иного имущества; разъяснительная работа с родителями, работниками детских учреждений, лицами, входящими в группы повышенного криминального риска); а также позволяющие обеспечить личную безопасность потенциальных жертв преступлений (установление личной охраны, предоставление средств индивидуальной защиты, обучение способам самообороны, противодействия преступникам), другие средства и приемы виктимологической профилактики.

7. В связи с подготовкой ведомственной программы профилактики правонарушений и преступлений важна разработка и реализация системой МВД широкого комплекса мер по организации и осуществлению превентивной деятельности, управлению ею. В этом плане необходимо четкое разграничение указанной работы между органами внутренних дел федерального, регионального и местного уровней.

При этом МВД России, МВД республик, Главные управления, управления краев и областей должны предметно заниматься организацией предупредительной деятельности как непосредственно, так и через подведомственные им структуры. Их основными функциями в этом отношении являются: определение соответствующих приоритетов, целей и задач; формирование нормативно-правовой основы предупреждения преступлений; координация предупредительной деятельности нижестоящих субъектов, оказание им необходимой методической и практической помощи; планирование и разработка предложений в федеральные и региональные программы борьбы с преступностью и иными («фоновыми» для нее) правонарушениями, реализация в пределах своей компетенции этих программ; информационное, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение нижестоящих субъектов предупредительной деятельности; осуществление контроля за их работой.

Главными же субъектами общей и индивидуальной профилактики, а также иных видов предупредительной деятельности являются органы полиции, функционирующие на уровне городов, районов, населенных пунктов, а также их подразделения, действующие в микрорайонах по месту жительства граждан и непосредственно на объектах профилактической защиты. В осуществлении этой работы положительную роль могут сыграть и сформированные за счет местного бюджета специализированные подразделения, способные оперативно реагировать на изменения криминальной ситуации, тем самым приближающие полицию к населению (территориальные пункты милиции, межрайонные отделения по обеспечению правопорядка на городских рынках и в гостиницах, подразделения по предупреждению преступлений в пригородной зоне, на дачных участках и т. п.).

8. Центральным звеном профилактики преступлений и иных правонарушений в органах полиции является служба участковых уполномоченных. Составляя лишь около 10 % от кадрового состава

полиции общественной безопасности, эта служба сохраняет ведущие позиции по результативности своей предупредительной работы. В настоящее время участковыми уполномоченными полиции индивидуальная профилактика осуществляется в отношении трех миллионов лиц, ранее совершивших преступления, и других правонарушителей. Важное место в этой работе занимают также подразделения по делам несовершеннолетних, в сфере профилактического воздействия которых находится свыше миллиона подростков-правонарушителей и их родителей, отрицательно влияющих на поведение детей.

9. Эффективность предупредительной деятельности во многом определяется ее организацией, в том числе информационным, ресурсным, кадровым и иным обеспечением. Оптимизация этого обеспечения предполагает широкое внедрение средств компьютеризации и других компонентов современных информационных технологий, активное использование научных рекомендаций, подготовку квалифицированных специалистов и т. п.

Необходимость реального повышения эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел обусловливает важность разработки особой системы стимулирования активного участия их отраслевых служб в предупреждении, профилактике, предотвращении, пресечении, раскрытии преступлений. Этим целям может служить дополнение отчетности показателями, реально отражающими работу служб и подразделений полиции по предупреждению преступлений на стадиях их замышления, приготовления и покушения.

10. Создание в органах внутренних дел целостной системы предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений должно обязательно сопровождаться совершенствованием управления - воздействия на субъекты соответствующей деятельности в целях повышения ее эффективности.

При этом особенно возрастает роль руководителей органов внутренних дел различного уровня, которые обязаны знать существо и особенности превентивной работы, направлять на ее осуществление своих подчиненных, организовывать взаимодействие сотрудников с представителями других органов и организаций, осуществлять обучение сотрудников и постоянный контроль за выполнением ими соответствующей деятельности, оценивать ее эффективность.

В решении этих задач важную роль играют научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения системы МВД России, в том числе Академия управления МВД России, осуществляющая подготовку руководителей территориальных органов внутренних дел. Совершенствование их научной и учебной деятельности предполагает:

- проведение комплексных научных исследований различных направлений предупреждения органами внутренних дел преступлений в рамках осуществления единой государственной политики в сфере борьбы с преступностью, результатом которых станет подготовка монографий, пособий, сборников научных статей, методик проведения соответствующей работы;

- активное участие ученых в проводимых научными и образовательными учреждениями научно-практических конференциях, семинарах, посвященных проблематике криминологического предупреждения;

- создание научно-методических центров по организации предупреждения преступлений в целях последующего использования их возможностей для повышения эффективности научно-педагогической подготовки слушателей, адъюнктов, докторантов, преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, а также практических работников органов внутренних дел.

Решение этих вопросов позволит повысить качество подготовки руководителей и других сотрудников органов внутренних дел, акцентировать их внимание на практическую деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.