Научная статья на тему 'Предупреждение преступности на современном этапе развития российского общества: понятие, содержание, принципы'

Предупреждение преступности на современном этапе развития российского общества: понятие, содержание, принципы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14450
1254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ФАКТОРЫ / СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРИНЦИПЫ ПРЕВЕНЦИИ / CRIME PREVENTION / FACTORS CONTRIBUTING TO CRIMES / CRIME PREVENTION MEASURES / SUBJECTS OF CRIME PREVENTION / OBJECTS OF CRIME PREVENTION / PREVENTION PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жубрин Роман Владимирович

Развитие в нашей стране системы предупреждения преступности, соответствующей современным социально-экономическим условиям и позволяющей решать задачи ее снижения и минимизации, требует разработки теоретических основ указанной деятельности, включающих анализ ее предмета и содержания, пределов и принципов. В статье отмечается противоречивость взглядов российских и зарубежных ученых на определение предупреждения преступности, в связи с чем формулируется авторское определение данного вида деятельности, позволяющее разграничить термины «предупреждение», «профилактика», «пресечение», «предотвращение преступлений». В рамках работы рассматриваются субъекты предупредительной деятельности, отмечается, что произвольное расширение их круга, особенно из числа юридических и физических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей вне рамок закона негативно отразятся на их экономической деятельности и предупреждении криминальной активности. В статье исследуются объекты криминологического воздействия, к которым относятся детерминанты преступности, как общие, так и способствующие совершению конкретных преступлений или снижающие эффективность борьбы правоохранительных органов с преступностью. Обосновывается тезис о том, что личность не может быть объектом криминологического воздействия, являясь субъектом правоотношений предупреждения преступлений. Подчеркивается важность реализации мер предупреждения преступности не только на местном и национальном уровнях, но и на международном, что обусловлено угрозой роста транснациональной преступности. В системе мер противодействия преступлениям, помимо правоохранительных, выделяются экономические методы, позволяющие снизить негативное влияние экономических кризисов на состояние преступности. В качестве принципов предупреждения преступности, актуальных в современных условиях, рассматриваются законность, свобода экономической деятельности, разграничение компетенции субъектов предупредительной деятельности, эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crime prevention at the present stage of Russian society's development: concept, content, principles

The development of a system of crime prevention that would correspond to contemporary socio-economic condition in our country and meet the challenge of crime reduction and minimization requires the development of a theoretical basis for these activities, including the analysis of its object and content, limits and principles. The views of Russian and foreign researchers on the definition of crime prevention are contradictory, so the author presents his own definition of this activity, which differentiates between the terms «prevention», «deterring», «restriction», «preclusion» of crimes. The author examines the subjects of preventive activities and notes that arbitrary extension of their ranks, especially by legal and physical persons, and charging them with additional duties not included in the law will have a negative impact on their economic activities as well as on crime prevention. He also studies the objects of criminological influence, which include both the general determinants of crimes and those facilitating the commitment of specific crimes or reducing the efficiency of law enforcement bodies' crime counteraction work. The author proves that a person cannot act as the object of criminological influence because a person is the subject of crime prevention legal relationships. He stresses the importance of implementing crime prevention measures not only at the local and national levels, but also at the international level due to the growing threat of transnational crime's growth. The system of crime counteraction measures includes not only the measures of law enforcement, but also economic methods that allow to reduce the negative impact of economic crises on the criminal situation. The author views legality, economic freedom, discrimination of jurisdictions of crime prevention subjects and efficiency as crime prevention principles topical in contemporary conditions.

Текст научной работы на тему «Предупреждение преступности на современном этапе развития российского общества: понятие, содержание, принципы»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

BASIC TRENDS OF CRIMINOLOGY MODERNIZATION

УДК 343.9.018.3

DOI 10.17150/2500-4255.2016.10(4).627-637

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ

Р.В. Жубрин

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Развитие в нашей стране системы предупреждения преступности, соответствующей современным социально-экономическим условиям и позволяющей решать задачи ее снижения и минимизации, требует разработки теоретических основ указанной деятельности, включающих анализ ее предмета и содержания, пределов и принципов. В статье отмечается противоречивость взглядов российских и зарубежных ученых на определение предупреждения преступности, в связи с чем формулируется авторское определение данного вида деятельности, позволяющее разграничить термины «предупреждение», «профилактика», «пресечение», «предотвращение преступлений». В рамках работы рассматриваются субъекты предупредительной деятельности, отмечается, что произвольное расширение их круга, особенно из числа юридических и физических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей вне рамок закона негативно отразятся на их экономической деятельности и предупреждении криминальной активности. В статье исследуются объекты криминологического воздействия, к которым относятся детерминанты преступности, как общие, так и способствующие совершению конкретных преступлений или снижающие эффективность борьбы правоохранительных органов с преступностью. Обосновывается тезис о том, что личность не может быть объектом криминологического воздействия, являясь субъектом правоотношений предупреждения преступлений. Подчеркивается важность реализации мер предупреждения преступности не только на местном и национальном уровнях, но и на международном, что обусловлено угрозой роста транснациональной преступности. В системе мер противодействия преступлениям, помимо правоохранительных, выделяются экономические методы, позволяющие снизить негативное влияние экономических кризисов на состояние преступности. В качестве принципов предупреждения преступности, актуальных в современных условиях, рассматриваются законность, свобода экономической деятельности, разграничение компетенции субъектов предупредительной деятельности, эффективность.

CRIME PREVENTION AT THE PRESENT STAGE OF RUSSIAN SOCIETY'S DEVELOPMENT: CONCEPT, CONTENT, PRINCIPLES

Roman V. Zhubrin

The Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation

Abstract. The development of a system of crime prevention that would correspond to contemporary socio-economic condition in our country and meet the challenge of crime reduction and minimization requires the development of a theoretical basis for these activities, including the analysis of its object and content, limits and principles. The views of Russian and foreign researchers on the definition of crime prevention are contradictory, so the author presents his own definition of this activity, which differentiates between the terms «prevention», «deterring», «restriction», «preclusion» of crimes. The author examines the subjects of preventive activities and notes that arbitrary extension of their ranks, especially by legal and physical persons, and charging them with additional duties not included in the law will have a negative

Информация о статье Дата поступления 8 февраля 2016 г.

Дата принятия в печать 10 ноября 2016 г. Дата онлайн-размещения 29 декабря 2016 г.

Ключевые слова Предупреждение преступности; факторы, способствующие совершению преступлений; меры по предупреждению преступлений; субъекты предупреждения преступлений; объекты предупреждения преступлений; принципы превенции

Article info

Received 2016 February 8

Accepted

2016 November 10

Available online 2016 December 29

Keywords impact on their economic activities as well as on crime prevention. He also studies

Crime prevention; factors contributing the objects of criminological influence, which include both the general determinants to crimes; crime prevention measures; of crimes and those facilitating the commitment of specific crimes or reducing the subjects of crime prevention; efficiency of law enforcement bodies' crime counteraction work. The author proves

objects of crime prevention; that a person cannot act as the object of criminological influence because a person

prevention principles is the subject of crime prevention legal relationships. He stresses the importance of

implementing crime prevention measures not only at the local and national levels, but also at the international level due to the growing threat of transnational crime's growth. The system of crime counteraction measures includes not only the measures of law enforcement, but also economic methods that allow to reduce the negative impact of economic crises on the criminal situation. The author views legality, economic freedom, discrimination of jurisdictions of crime prevention subjects and efficiency as crime prevention principles topical in contemporary conditions.

Противодействие преступности включает в себя не только выявление и расследование преступлений с последующим преданием обвиняемого суду и исполнением наказания, но и широкий спектр действий по предупреждению криминальных деяний. Исследуя закономерности противоправного поведения, способы совершения преступлений, факторы, им способствующие, специфику личности преступника, мы можем выделить общественные сферы, требующие приоритетного внимания в целях ограничения возможностей для возникновения и реализации противоправного умысла.

В настоящее время население, руководство страны, правоохранительные органы все больше приходят к выводу о необходимости возрождения системы предупреждения преступлений. Во многом эффективнее да и экономичнее с точки зрения затрат сил государственных органов и общества, финансовых средств не только применять уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, но и предупреждать их, выявляя и устраняя детерминанты преступности и связанных с нею правонарушений [1].

Создание современной системы предупреждения преступлений требует в первую очередь определения предмета и пределов указанной деятельности. В зарубежной научной литературе предупреждение преступности толкуется достаточно широко. Например, Я. Ван Дейк и Я. де Ваард под предупреждением преступности понимают «совокупность всех частных инициатив и государственной политики, кроме применения уголовного закона, направленных на снижение ущерба от деяний, которые государством определяются в качестве преступных» [2]. Такая трактовка вызывала обоснованную критику. Так, П.Дж. Брантингхем и Ф.Л. Фауст отмечали, что «на практике термин «предупреждение», кажется, применяется беспорядочно к огромному количеству противоречащих дей-

ствий» [3]. Р. Уайт, в свою очередь, указывает, что «предупреждение преступности — один из тех повсеместных терминов, который все чаще используется в криминологии и в различных системах уголовного правосудия, чтобы означать все и ничего» [4].

В советской научной литературе предупреждение преступности рассматривалось как широкий комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественностью в целях искоренения преступности и устранения причин, ее порождающих. Существенной составной частью этого социального процесса является специализированная деятельность по устранению непосредственно криминогенных факторов и обеспечению антикриминогенных условий как в сфере формирования личности, мотивов ее деятельности, так и в сфере обстоятельств, могущих обусловить или облегчить совершение конкретных преступлений [5].

При этом отмечается равнозначность терминов «предупреждение», «профилактика», «предотвращение» или предупреждение преступности рассматривается как стратегия, а профилактика — как тактика этой деятельности [6].

Сходное определение содержится в Руководящих принципах для предупреждения преступности, принятых Резолюцией 2002/13 ЭКОСОС ООН от 24 июля 2002 г.: «Для целей настоящих Руководящих принципов термин «предупреждение преступности» охватывает стратегии и меры, направленные на снижение уровня риска совершения преступлений и потенциальных вредных последствий от них для отдельных граждан и общества в целом, в том числе страха перед преступностью, с помощью мер по устранению многообразных причин преступности»1.

1 Руководящие принципы для предупреждения преступности : приняты Резолюцией 2002/13 ЭКОСОС ООН от 24 июля 2002 г. // ООН : офиц. сайт. URL: http:// www.un.org/ru/ecosoc/docs/2002resolutions.shtml.

Подобные определения базируются на признании общесоциального уровня предупреждения преступности, на котором ограничиваются и устраняются наиболее общие ее причины, например пережиточные явления в сфере сознания и поведения, теневые стороны и диспропорции некоторых социальных процессов и т.д. Однако при таком подходе предупреждение преступности должно включать в себя все виды социального управления и контроля, подчинять деятельность всего общества, государства решению одной задачи, что вряд ли возможно. Поэтому нужно согласиться с мнением В.Д. Ларичева о том, что вследствие осуществления общесоциальных мер происходит определенное предупреждение преступлений, но это является побочным результатом такой деятельности, поскольку субъекты осуществления общесоциальных мер не имеют круга задач по предупреждению преступлений, не обладают определенной компетенцией в этой области [7]. Таким образом, в качестве недостатка рассматриваемого определения можно отметить его общий характер, отсутствие конкретики в описании предупредительной деятельности. Вместе с тем это делает его пригодным для использования на международном уровне, когда требуется формулировка понятия, подходящего для множества правовых систем.

Другими авторами предупреждение преступности определяется как система разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности [8-11]. При этом если предотвращение и пресечение преступления связаны с началом криминальной активности, то профилактика ориентирована на выявление и устранение детерминантов преступности и связанных с нею правонарушений [12].

Сходное определение содержится в ведомственных нормативных актах МВД России, в которых предупреждение преступлений органами внутренних дел рассматривается как деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная

на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. В перечень основных задач органов внутренних дел по предупреждению преступлений включается установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации2.

Данная точка зрения позволяет установить границы предупредительной деятельности, которая рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет большое значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Анализируя указанное определение, отметим, что предупреждение преступности имеет своей целью недопущение совершения новых криминальных деяний, а не реагирование на уже совершенные [13]. Вместе с тем при предотвращении приготовления к тяжким и особо тяжким преступлениям, пресечении покушений на преступления уже требуется уголовно-правовая оценка стадии совершенного преступления, что не позволяет рассматривать эту деятельность как предупредительную. Довод о том, что преступление не окончено, не может быть признан обоснованным, так как раскрытие преступления, пресечение продолжаемого преступления тоже в значительной степени предупреждают криминальную деятельность, однако они не рассматриваются как специальные меры, направленные на предупреждение преступлений. При предупреждении преступлений еще отсутствуют основания для привлечения к уголовной ответственности за предотвращаемое деяние, иначе вся деятельность теряет свой смысл: меры предупреждения принимались, а преступление все равно совершается.

2 О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 янв. 2006 г. № 19 (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // СПС «КонсультантПлюс».

Следует отметить, что законодатель также различает предупреждение и пресечение преступлений. Так, согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3, противодействие терроризму включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом). В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ в задачи оперативно-розыскной деятельности входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Представляется, что включение предотвращения приготовления к преступлению и его пресечения в предупредительную деятельность органов внутренних дел во многом связано с необходимостью оценки ее результативности. Вместе с тем анализ механизма преступной деятельности свидетельствует о реальной возможности предотвращения готовящихся преступлений, например при наличии административной преюдиции в уголовном законе, сходстве составов административных правонарушений и преступлений, различающихся суммой причиненного ущерба, полученного дохода, добровольном отказе от преступления, принятии мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

В связи с изложенным может возникнуть вопрос о возможности предупреждения того, что еще не свершилось, т.е. преступления нет, а мы его уже предупреждаем. Надо заметить, что преступность — это закономерное социально-правовое явление, следовательно, на нее можно воздействовать социальными и правовыми средствами. Предупредить всю преступность вряд ли возможно, но анализ совершенных преступлений, способствующих им обстоятельств, разработка мер противодействия позволяют в целом ряде случаев позитивно влиять на состояние преступности, уменьшая количество совершенных преступлений или меняя структуру преступности. Таким образом, деятельность по предупреждению преступности направлена на снижение риска совершения преступлений, уменьшение веро-

ятности причинения вреда общественным отношениям.

При рассмотрении преступления как предмета предупредительной деятельности необходимо учитывать, что общественно опасные деяния с признаками преступления могут совершаться невменяемыми лицами или лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. А.И. Долгова применительно к этому случаю отмечает, что криминолог должен отвечать на вопрос о причинах преступного поведения вменяемых лиц, действовавших в ситуациях, допускавших, помимо криминального, иные варианты поведения. Если человек не мог руководить своими действиями, осознавать их фактический характер и общественную опасность, он перестает быть объектом внимания криминологов, поскольку он не преступник в уголовно-правовом смысле [14]. В целом разделяя подобную позитивистскую позицию, отметим, что деятельность указанных лиц может быть предметом профилактического внимания хотя бы с точки зрения недопущения в дальнейшем совершения преступлений несовершеннолетним при достижении им возраста уголовной ответственности или лицом с устойчивой ремиссией психического заболевания.

Определение предупреждения преступлений требует исследования составных элементов указанной деятельности, куда входят субъекты, объекты, принципы предупредительного воздействия. В научной литературе выделяется несколько точек зрения относительно круга субъектов рассматриваемой деятельности. Согласно одной из них, субъектами предупреждения преступлений являются не только органы государственной власти и общественные формирования, но и все граждане [11]. Для другой точки зрения характерно ограничение перечня субъектов криминологического предупреждения совокупностью органов законодательной, исполнительной и судебной власти, наделенных общей либо специальной компетенцией в сфере противодействия преступлениям [15]. По мнению Б.В. Коробейникова, при определении субъекта предупреждения преступлений следует исходить из общего понятия какой-либо деятельности. Субъект — это носитель функциональных прав и обязанностей, реализующий конкретный круг задач по достижению конечной цели и обладающий определенной компетенцией по участию в такой деятельности [16]. Отнесение лица или организации к числу таких

субъектов означает по общему правилу постоянное или длящееся участие в ней.

Действительно, граждане обладают правами и свободами, но не могут принуждать других лиц к совершению каких-либо действий, если это не предусмотрено законом. Например, согласно ст. 17 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ, народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния; принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции; оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ обязанностей в сфере охраны общественного порядка; применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных указанным федеральным законом. При этом народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности. Следовательно, одним из основных признаков субъекта предупредительной деятельности выступает наличие необходимых полномочий и ответственности за совершаемые действия.

В число субъектов криминологического предупреждения на основе законодательных положений могут быть включены и организации, например реализующие меры профилактики коррупции в своей деятельности. Представляется, что ограничение субъектов предупреждения только органами государственной власти существенно сужает круг лиц, уполномоченных применять меры профилактического воздействия, исключая из него, помимо юридических лиц, и органы государственного контроля, не являющиеся органами государственной власти, а также органы местного самоуправления.

Таким образом, непосредственными субъектами предупреждения преступлений выступают органы государственной власти и местного самоуправления, органы государственного и муниципального контроля, юридические и физические лица, которые в соответствии с законом в рамках своей компетенции реализуют меры, направленные на недопущение криминальной деятельности.

Однако выделение лиц, непосредственно выполняющих предупредительные функции, не исключает возможности вовлечения в криминологическое предупреждение иных участников профилактики преступлений в рамках их основной деятельности. Например, ассоциации предпринимателей разрабатывают рекомендации по совершенствованию организации противодействия коррупции; средства массовой информации постоянно освещают вопросы борьбы с терроризмом, коррупцией, формируя негативное отношение общества к данным преступлениям; разработчиками и производителями совершенствуются технические средства идентификации клиентов, программное обеспечение, позволяющее выявлять и предупреждать совершение криминальных операций и распространение вредоносной информации. Однако для этих лиц противодействие преступлениям не является обязательным, они не несут ответственности за неисполнение требований закона об антикриминальных мерах, что исключает их из числа непосредственных субъектов профилактики. Необоснованное расширение перечня субъектов предупредительной деятельности негативно отразится на их основной деятельности.

В качестве объектов предупреждения преступлений рассматриваются явления и процессы, на которые направлена, оказывает влияние предупредительная деятельность, в результате чего они подвергаются коррекции и изменениям, приобретают новые свойства и качественные состояния. Так, среди объектов профилактики выделяются причины и условия, иные детерминанты преступности, сама преступность и общественные отношения, блага и ценности, охраняемые уголовным либо иным законом [12, с. 49].

Обращает на себя внимание специфика современных социально-правовых детерминантов преступности в нашей стране. Как всякий социальный процесс, преступность связана с существующими в обществе противоречиями: между индивидуальными интересами и общественными, государственными; лицами, ориентированными на противоправный образ жизни, и правоохранительными органами; криминальным бизнесом и законным и т.п. Частный интерес, возведенный в абсолют, создает условия для коррупции и экономической преступности. Базовым противоречием, детерминирующим преступность, является несоответствие социальной реальности, провоци-

рующей криминальную деятельность, и права как меры должного поведения. Современное общество дискретно, состоит из групп, исповедующих различные идеологии и негативно относящихся к попыткам социального контроля со стороны господствующих социальных слоев. Некоторыми из этих групп преступность рассматривается как социально допустимое и полезное для них поведение.

Говоря об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, ученые часто пытаются разделить причины и условия, детерминирующие преступность [17; 18]. Представляется, что данный подход не всегда продуктивен, так как существует постоянная диалектическая связь причин и условий, способствующих совершению преступлений [14, с. 306]. Например, должностным лицом уничтожается бухгалтерская документация с целью сокрытия хищения вверенного ему имущества. Эти действия можно рассматривать в качестве условий, способствующих совершению преступления. Однако для его подчиненных указанные действия могут стать причиной, побудившей совершить хищение на своем участке работы, воспользовавшись отсутствием учета имущества.

Кроме того, основной причиной преступления всегда является человек в его связи с обществом. Поэтому более актуальным представляется изучение факторов или обстоятельств, способствующих совершению преступлений и влияющих на выбор лицом преступного поведения, в рамках современной социально-экономической системы. Определение названных факторов позволяет разрабатывать и, что не менее важно, применять реальные меры по предупреждению преступности.

Следует отметить специфику детерминации некоторых видов преступлений в современных условиях, когда на них не влияют общие факторы преступности или их влияние существенно отличается от воздействия на иные виды преступлений. Так, для экономических преступников-руководителей уже не имеют значения такие факторы, как бедность, социальная несправедливость, однако преступления продолжают совершаться ими из-за алчности и амбиций.

Игнорирование особенностей детерминации негативно сказывается на реализации мер предупреждения преступлений. В частности, повышение зарплаты должностным лицам будет способствовать профилактике коррупции только среди добросовестных служащих, для

действительных коррупционеров повышение должностного оклада не играет роли, так как их доходы во много раз превышают официальную зарплату. То же касается и отбора служащих: руководитель-коррупционер в большинстве случаев выберет сотрудника, подходящего для включения в коррупционную схему, а не проявляющего лучшие моральные и трудовые качества.

Разработку и реализацию мер предупреждения преступлений необходимо осуществлять также в соответствии с развитием экономики и социальной сферы, становлением новых видов общественных отношений. Существенное негативное влияние на состояние законности оказывают периодические финансово-экономические кризисы. В это время в системе мер противодействия правонарушениям большое значение приобретают экономические методы, которые позволяют минимизировать отрицательные социальные последствия. Для их реализации необходимо накопление золотовалютных резервов, привлечение капитала в фонды, предназначенные для купирования экономических дисфункций.

В качестве других направлений минимизации негативного влияния экономических кризисов на социальные условия можно выделить совершенствование законодательных механизмов социально-экономического управления, разработку механизма государственного контроля целевого использования финансовых средств, выделяемых для оздоровления экономики. Указанные меры дадут антикризисный эффект и будут положительно воздействовать на предупреждение преступлений.

Следует отметить, что в современных условиях преступники не только пользуются существующими возможностями или создают условия для совершения конкретных преступлений, но и принимают меры к организации криминального воспроизводства. Особенно это заметно при осуществлении экстремистской, организованной преступной деятельности, функционировании криминальных рынков. Например, целью криминального рынка сбыта наркотиков, развивающегося по законам маркетинга, является вовлечение как можно большего числа людей в немедицинское потребление наркотиков, для чего осуществляется реклама, налаживается сеть сбыта, определяются стандарты качества и цена изделия. Кроме того, субъекты предупредительной де-

ятельности нередко сталкиваются с прямым противодействием со стороны преступников. В результате объект воздействия становится субъектом сопротивления предупредительной деятельности.

В современной антикриминальной практике необходимо учитывать возможность подобных инверсий, что требует разработки новых приемов и методов предупреждения преступлений, основанных на социальных технологиях, представляющих собой совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) для получения оптимального социального результата. Речь уже может идти не о разовых оперативно-профилактических мероприятиях или текущих программах предупреждения преступности, а о специальных предупредительных операциях. Кроме того, усложняющаяся система общественных отношений требует совершенствования организации взаимодействия субъектов криминологического предупреждения, повышения качества и объема информационного обмена.

Следует обращать внимание и на устранение недостатков в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, контроля и надзора, которые способствуют совершению правонарушений и связанных с ними преступлений. Такие недостатки сами могут рассматриваться в качестве объекта криминологического предупреждения.

Необходимость противодействия транснациональной преступности также оказывает существенное влияние на предупреждение преступлений. Т.А. Боголюбова отмечает: «Обозначить эту позицию необходимо в силу того, что это существенно меняет всю структуру теории предупреждения преступности — не только отечественную, но и всего мирового сообщества» [19]. Возрастает роль международного сотрудничества в предупреждении преступлений, требующего слаженных усилий разных стран, основанных на международных соглашениях глобального и регионального уровней, международных стандартах противодействия преступлениям, разрабатываемых ООН, Советом Европы, ФАТФ, ГРЕКО и другими международными организациями. В этой связи важнейшей задачей становится имплементация в национальное законодательство норм о предупреждении преступлений международного характера, исполь-

зование зарубежного опыта предупреждения преступлений.

Важнейший принцип предупредительной деятельности — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, недопущение их нарушения субъектами криминологического предупреждения. Между тем некоторыми учеными и практиками в качестве объекта предупреждения преступлений выделяется индивид, правонарушитель или отдельные стороны личности человека [14, с. 500; 20].

Представляется, что правонарушитель, преступник может выступать в качестве объекта криминологического научного исследования, однако он не является объектом предупредительной деятельности. Психологическое, а тем более физическое воздействие на индивида без соответствующих правовых оснований в целях получения даже социально одобряемой формы поведения недопустимо, так как нарушает его личную неприкосновенность. В случае применения мер предупреждения лицо должно выступать субъектом правоотношений, обладая определенными правами и свободами. Однако не следует впадать и в другую крайность, когда под предлогом защиты прав человека практически исключается какое-либо воздействие на лиц, склонных к совершению противоправных деяний, страдающих алкоголизмом, наркоманией.

Меры индивидуальной профилактики могут быть реализованы в рамках правоотношений личности и общества, государства посредством предписания определенного поведения, наложения правовых ограничений, а также путем минимизации воздействия на лицо криминогенных факторов через лечение, оказание помощи, убеждение. Например, лицо привлекается к административной ответственности или лишается лицензии, квалификационного аттестата, членства в саморегулируемой организации, права занимать определенные должности. Подобная форма общественного порицания позволяет предупредить перерастание девиант-ного поведения в преступление или исключить возможность дальнейшей преступной деятельности посредством устранения обстоятельств, использованных при совершении преступления или способствовавших ему.

Реализация и защита прав и свобод человека и гражданина, субъектов экономической деятельности осуществляются путем их законодательного закрепления. Предупреждение

преступлений, основывающееся на указанных принципах, также требует законодательной регламентации, иначе возникает прямая угроза нарушения прав личности и субъектов экономической деятельности. Правовое обеспечение предупредительной деятельности в современных условиях осуществляется на всех уровнях — от международного до муниципального. Законодательная регламентация мер по предупреждению преступлений, полномочий субъектов предупредительной деятельности тем более важна, что позволяет реагировать на злоупотребление полномочиями или их превышение субъектами предупредительной деятельности, особенно частными фирмами (охранники, детективы), и с большей эффективностью применять меры предупреждения преступлений.

Объекты предупреждения преступлений в соответствии с принципом законности могут выступать в качестве объектов правоотношений, ведь сами по себе меры предупреждения реализовываться не будут, нужен субъект, их применяющий. Субъекты предупредительной деятельности, исполняя положения законов о предупреждении преступлений, вступают в правоотношения с другими субъектами — физическими или юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля. Каждый из субъектов таких правоотношений в обязательном порядке наделен совокупностью прав и обязанностей.

Например, согласно ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Также несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, указанным выше федеральным законом, иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Можно выделить множество видов правоотношений, связанных с предупреждением преступлений: между субъектами предупреждения и иными лицами при выполнении требований закона о реализации предупредительных мер; между государственными органами, юридическими и физическими лицами при осуществлении контроля исполнения требований закона о предупреждении преступлений, привлечении к ответственности за их нарушение; между субъектами предупреждения преступности в процессе организации предупредительной деятельности и т.п. Все эти правоотношения, несмотря на существование множества субъектов, различий в совокупности и содержании прав и обязанностей, устанавливаются в связи с предупреждением преступности, что позволяет определить их родовую принадлежность.

Следует отметить, что контроль исполнения требований законов о предупреждении преступлений может осуществляться не только государственными или муниципальными органами. Все большее значение в рассматриваемой сфере приобретает общественный контроль, в том числе деятельности представителей власти. Современная модель социального управления не допускает необоснованного вмешательства государственных структур, органов местного самоуправления в общественные отношения, частную жизнь. Однако это не исключает возможности сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества, в том числе в целях предупреждения преступности. Такое сотрудничество может осуществляться по двум направлениям: предупреждение нарушений законов общественными организациями; взаимодействие с различными элементами гражданского общества при реализации государственной антикриминальной политики.

Основополагающим принципом предупреждения преступлений в современных экономических условиях является соблюдение свободы экономической деятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления, органы контроля не могут без соответствующих правовых оснований вмешиваться в хозяйственные процессы, давать указания о направлении и выборе законных методов и средств экономической деятельности,

нарушать права предпринимателей. Напротив, предупредительная деятельность должна обеспечивать защиту свободы экономической деятельности от криминальных посягательств.

При реализации мер предупреждения преступности важно не допустить подмены государственных, общественных и экономических функций. Участие в предупредительной деятельности не следует рассматривать как возложение на юридическое или физическое лицо функций правоохранительного органа. Не только организация, но и многие государственные органы не уполномочены давать юридическую оценку противоправного деяния, применять в отношении какого-либо лица меры принуждения. Непосредственное столкновение с преступником является задачей специально подготовленных сотрудников, прежде всего правоохранительных органов, а не представителей гражданского общества. В связи с этим вызывает сомнения рассмотрение предупреждения преступлений как одного из элементов борьбы с преступностью [14, с. 425].

Вместе с тем юридические и физические лица способны и обязаны участвовать в предупреждении преступлений посредством реализации профилактических мер в своей деятельности. Как писал Томас Гоббс, необходимо, «чтобы вы считали не гражданами, а врагами и лазутчиками тех, кто не хочет быть подчиненным гражданским властям и хочет быть свободным от всяких общественных обязанностей, но, тем не менее, хочет оставаться в государстве и требует, чтобы оно защищало его от нападения и обид» [21].

Все большее значение в современный период развития российского общества приобретает принцип эффективности предупреждения преступности. На реализацию программ противодействия преступлениям выделяются значительные бюджетные средства, использо-

вание которых должно производиться в строгом соответствии с требованиями закона в целях достижения социально значимых результатов. Необходима разработка системы оценок предупредительной деятельности, показателей и критериев ее эффективности. В качестве таковых могут рассматриваться уменьшение количества преступлений в целом, изменение структуры преступности со снижением доли отдельных видов преступлений, сокращение числа правонарушений, связанных с преступлениями, а также лиц, отнесенных к группе риска. Для каждого вида преступлений могут быть выработаны отдельные целевые показатели с учетом специфики их детерминации.

Кроме того, меры предупреждения преступности должны быть криминологически обоснованными, чтобы воздействие на преступность производилось с меньшими усилиями, но с большим успехом. Для этого необходимо выделять те сферы, где наиболее высок риск совершения преступлений, учитывать динамику и изменчивость преступности. Реализуемые мероприятия должны быть действенными, не носить формального характера, осуществляться на высоком организационном уровне, позволяющем обеспечивать объединение усилий различных субъектов криминологического предупреждения в целях достижения синергетического эффекта.

Таким образом, предупреждение преступности как совокупность системных и взаимосвязанных мероприятий включает в себя интегрированную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, органов государственного и муниципального контроля, юридических и физических лиц в рамках их компетенции в целях снижения риска совершения преступлений посредством выявления и устранения факторов, им способствующих (профилактика), недопущения готовящихся преступлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Welsh B.C. Value for money? A review of the costs and benefits of situational crime prevention / B.C. Welsh, D.P. Far-rington // British Journal of Criminology. — 1999. — Vol. 39, № 3. — P. 345-368.

2. Van Dijk J. A Two-Dimensional Typology of Crime Prevention Projects: with a bibliography / J. Van Dijk, J. de Waard // Criminal Justice Abstracts. — 1991. — Vol. 23. — P. 483-503.

3. Brantingham P.J. A Conceptual Model of Crime Prevention / P.J. Brantingham, F.L. Faust // Crime and Delinquency. — 1976. — Vol. 22. — P. 284-296.

4. White R. The Business of Youth Crime Prevention / R. White // Crime Prevention in Australia: Issues in Policy and Research / P. O'Malley, A. Sutton (eds). — Sydney : The Federation Press, 1997. — 169 p.

5. Теоретические основы предупреждения преступности / В.В. Клочков, А.С. Шляпочников, В.Н. Кудрявцев [и др.]. — М. : Юрид. лит., 1977. — 256 c.

6. Боголюбова Т.А. Современные проблемы теории предупреждения преступности в российском обществе / Т.А. Боголюбова // Актуальные проблемы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества :

сборник материалов круглого стола, Москва, 21 мая 2014 г. / под ред. Т.Л. Козлова. — М. : Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2014. — С. 14-16.

7. Ларичев В.Д. Общесоциальное предупреждение преступности: Что это, вид криминологического предупреждения преступности или просто поступательное развитие общества? (Постановка вопроса) / В.Д. Ларичев // Общество и право. — 2011. — № 1 (33). — С. 130-133.

8. Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 / С.И. Герасимов. — М., 2001. — 446 с.

9. Клейменов М.П. Криминология / М.П. Клейменов. — М. : Норма : Инфра-М, 2014. — 432 с.

10. Козаченко И.Я. Криминология / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. — М. : Норма : Инфра-М, 2014. — 304 с.

11. Аванесов Г.А. Криминология : учебник / Г.А. Аванесов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Акад. МВД СССР,

1984. — 500 с.

12. Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. — М. : Норма, 2001. — 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Lejins P.P. The Field of Prevention / Peter P. Lejins // Delinquency Prevention: Theory and Practice / William E. Amos, Charles F. Wellford (eds). — Englewood Cliffs, NJ : Prentice-Hall, 1967. — P. 2-21.

14. Криминология / под общ. ред. А.И. Долговой. — М. : Норма : Инфра-М, 2010. — 1008 с.

15. Быстрова Ю.В. Система предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Ю.В. Быстрова. — М., 2010. — 20 с.

16. Понятия советской криминологии : метод. пособие / А.И. Долгова, Б.В. Коробейников, В.Н. Кудрявцев, В.В. Панкратов. — М. : Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1985. — 100 c.

17. Быстрова Ю.В. Причины и условия распространения легализации (отмывания) преступных доходов в России / Ю.В. Быстрова // Научный портал МВД России. — 2010. — № 1. — С. 53-56.

18. Зимин О.В. Факторы легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем / О.В. Зимин // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2009. — № 9. — С. 62-75.

19. Боголюбова Т.А. Предупреждение преступности: современный взгляд на проблему / Т.А. Боголюбова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2014. — № 4 (42). — С. 112-116.

20. Криминология. Общая часть : учебник / Н.А. Беляев, И.В. Волгарева, Н.М. Кропачев ; под ред. В.В. Орехова. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. — 216 с.

21. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине / Т. Гоббс. — Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. — 389 с.

REFERENCES

1. Welsh B.C., Farrington D.P. Value for money? A review of the costs and benefits of situational crime prevention. British Journal of Criminology, 1999, vol. 39, no. (3), pp. 345-368.

2. Van Dijk J., Waard J. de. A Two-Dimensional Typology of Crime Prevention Projects: with a bibliography. Criminal Justice Abstracts, 1991, vol. 23, pp. 483-503.

3. Brantingham P.J., Faust F.L. A Conceptual Model of Crime Prevention. Crime and Delinquency, 1976, vol. 22, pp. 284-296.

4. White R. The Business of Youth Crime Prevention. In O'Malley P., Sutton A. (eds). Crime Prevention in Australia: Issues in Policy and Research. Sydney, The Federation Press, 1997. 169 p.

5. Klochkov V.V., Shlyapochnikov A.S., Kudryavtsev V.N. et al. Teoreticheskie osnovy preduprezhdeniyaprestupnosti [The Theoretical Basis of Crime Prevention]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1977. 256 p.

6. Bogolyubova T.A. Modern problems of the crime prevention theory in Russian society. In Kozlov T.L. (ed.). Aktual'nye prob-lemy preduprezhdeniya prestupnosti na sovremennom etape razvitiya rossiiskogo obshchestva. Materialy kruglogo stola. Moskva, 21 maya 2014 g. [Topical Issues of Crime Prevention at the Present Stage of Russian Society's Development. Round Table Materials. Moscow, May 21, 2014]. Moscow, Academy of the Office of the Prosecutor General of the Russian Federation Publ., 2014, pp. 14-16. (In Russian).

7. Larichev V.D. General social crime prevention. Is it a type of criminological prevention or simply gradual social progress? (Raising the issue). Obshchestvo i pravo = Society and law, 2011, no. 1 (33), pp. 130-133. (In Russian).

8. Gerasimov S.I. Kontseptual'nye osnovy i nauchno-prakticheskie problemy preduprezhdeniya prestupnosti. Dokt. Diss. [The conceptual basis, research and practical issues of crime prevention. Doct. Diss.]. Moscow, 2001. 446 p.

9. Kleimenov M.P. Kriminologiya [Criminology]. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2014. 432 p.

10. Kozachenko I.Ya., Korsakov K.V. Kriminologiya [Criminology]. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2014. 304 p.

11. Avanesov G.A. Kriminologiya [Criminology]. 2nd ed. Moscow, The Academy of the Ministry of Internal Affairs on the USSR Publ., 1984. 500 p.

12. Alekseev A.I., Gerasimov S.I., Sukharev A.Ya. Kriminologicheskaya profilaktika: teoriya, opyt, problemy [Criminological Prevention: Theory, Experience, Problems]. Moscow, Norma Publ., 2001. 496 p.

13. Lejins Peter P. The Field of Prevention. In Amos William E., Wellford Charles F. (eds). Delinquency Prevention: Theory and Practice. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1967, pp. 2-21.

14. Dolgova A.I. (ed.). Kriminologiya [Criminology]. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2010. 1008 p.

15. Bystrova Yu.V. Sistema preduprezhdeniya legalizatsii (otmyvaniya) denezhnykh sredstv ili inogo imushchestva, priobreten-nykh prestupnym putem v Rossiiskoi Federatsii. Avtoref. Kand. Diss. [The system of preventing the legalization (laundering) money and other property gained through criminal means in the Russian Federation. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2010. 20 p.

16. Dolgova A.I., Korobeinikov B.V., Kudryavtsev V.N., Pankratov V.V. Ponyatiyasovetskoikriminologii [The Concepts of Soviet Criminology]. Moscow, All-Russia Institute of Researching the Causes and Developing the Measures to Counteract Crimes Publ.,

1985. 100 p.

17. Bystrova Yu.V. The causes and conditions of legalizing (laundering) criminal revenues in Russia. Nauchnyi portal MVD Ros-sii = Scientific Portal of the Russia MI, 2010, no. 1, pp. 53-56. (In Russian).

18. Zimin O.V. Factors of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means. Vestnik Akademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii = Bulletin of the Academy of Economic Security of Russian Ministry of Internal Affairs, 2009, no. 9, pp. 62-75. (In Russian).

19. Bogolyubova T.A. Crime prevention: a modern approach to the problem. Vestnik Akademii General'noi prokuratury Ros-siiskoi Federatsii = Bulletin of the Academy of the RF Prosecutor General's Office, 2014, no. 4 (42), pp. 112-116. (In Russian).

20. Belyaev N.A., Volgareva I.V., Kropachev N.M.; Orekhov V.V. (ed.). Kriminologiya. Obshchaya chast' [Criminology. General Part]. Saint Petersburg State University Publ., 1992. 216 p.

21. Hobbes Thomas. Filosofskie osnovaniya ucheniya o grazhdanine [On the Citizen]. Minsk, Kharvest Publ., Moscow, AST Publ., 2001. 389 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Жубрин Роман Владимирович — проректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: rzhubrin@yandex.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Жубрин Р.В. Предупреждение преступности на современном этапе развития российского общества: понятие, содержание, принципы / Р.В. Жубрин // Всероссийский криминологический журнал. — 2016. — Т. 10, № 4. — С. 627-637. — DOI : 10.17150/2500-4255.2016.10(4).627-637.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Zhubrin, Roman V. — Vice Rector, the Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, Doctor of Law, Moscow, the Russian Federation; e-mail: rzhubrin@yandex.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Zhubrin R.V. Crime prevention at the present stage of Russian society's development: concept, content, principles. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 627-637. DOI: 10.17150/2500-4255.2016.10(4).627-637. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.