Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании механизма профилактики преступности'

К вопросу о правовом регулировании механизма профилактики преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2691
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / CRIME PREVENTION / SUPPRESSION OF CRIMES / FIGHT AGAINST CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева М.А.

В статье проанализированы содержание и сущность профилактики преступности. Предпринята попытка провести разграничение таких категорий, как профилактика преступности, предупреждение преступности, пресечение преступлений, борьба с преступностью и др. В результате проведенного исследования сформулировано авторское определение профилактики преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the contents and the essence of crime prevention. The author attempts to distinguish such categories as crime prevention, crime prevention, suppression of crimes, fighting crime, etc. as a result of the research are formulated the author's definition of crime prevention.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании механизма профилактики преступности»

УДК 343.85

М. А. Яковлева

К вопросу о правовом регулировании механизма профилактики преступности

В статье проанализированы содержание и сущность профилактики преступности. Предпринята попытка провести разграничение таких категорий, как профилактика преступности, предупреждение преступности, пресечение преступлений, борьба с преступностью и др. В результате проведенного исследования сформулировано авторское определение профилактики преступности.

The article analyzes the contents and the essence of crime prevention. The author attempts to distinguish such categories as crime prevention, crime prevention, suppression of crimes, fighting crime, etc. as a result of the research are formulated the author's definition of crime prevention.

Ключевые слова: профилактика преступности, предупреждение преступности, пресечение преступлений, борьба с преступностью.

Key words: crime prevention, crime prevention, suppression of crimes, the fight against crime.

Преступность - это социально-правовое явление, которое представляет собой совокупность всех преступлений (их количественные и качественные показатели), совершенных в определенном обществе за определенный период времени. В криминологии уже длительное время ученые предпринимают попытку в анализе данной проблематики, а именно как корректно определить деятельность по превенции и профилактике преступности. В юридической литературе чаще всего принято использовать понятия: борьба, превенция, противодействие, социальный контроль, профилактика и т. п. [8, c. 151]. Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно.

Одним из видов реагирования государства на преступность является социальный контроль. По мнению Д.А. Шестакова, контроль преступности представляет собой социальный механизм, «стимулирующий

© Яковлева М.А., 2017

правопослушное поведение, минимизацию причин для совершения преступлений, равно как и общей опасности преступности» [23, с. 12].

Как справедливо отметил, В.В. Лунев, «выход из криминологического капкана, куда загнало себя общество, лежит именно в распространении (усилении) социально-правового контроля за противоправным поведением» [12, с. 459, 475]. Для нашей страны в деле борьбы с преступностью традиционным было наличие жесткого уголовно-правового контроля. Вместе с тем в последние несколько лет замечен курс на гуманизацию отечественного законодательства в сфере профилактики преступности. Сущность понятия «контроль» раскрывается как «проверка», «наблюдение» [4, с. 152]. В этом смысле «наблюдение» является одной из мер криминологии и не содержит в себе весь комплекс мер по профилактике преступности. Исходя из этого, по нашему мнению, понятие «социальный контроль» представляет собой одну из мер, реализуемую государством в сфере профилактики преступности.

На законодательном уровне понятие «профилактика» упоминается в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [20]. Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 вышеуказанного закона - профилактика - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения [20]. Анализируемое понятие сформулировано при помощи абстрактно-казуистического приема законодательной техники, суть которого состоит в том, что законодатель формирует норму в некоем общем виде, обобщая юридически значимые факты, через использование присущих данным регулируемым отношениям родовых признаков [22, с. 17]. Диаметрально противоположным абстрактному, используемому в казуистическом приеме, юридически значимые факты определяются с помощью совокупности индивидуально-определенных признаков. В данном случае допустимо и перечисление определенных типовых ситуаций, фактов и характерных обстоятельств [22, с. 233, 522], так при перечислении мер профилактического воздействия законодатель вначале указывает наиболее распространенные и действенные меры, а после употребляет обобщение «совокупность мер ... иного характера», т. е. всех других вероятных мер, которые были направлены на профилактику правонарушений. К таким

130

мерам, например, можно отнести экономические, политические, культурно-просветительские и др. Обозначенный прием следует признать аргументированным, поскольку перечисление всех вероятных мер предупредительного действия нереально и может привести к нерациональному использованию и перегрузке законодательного материала.

Анализ понятия «профилактика правонарушений» позволяет не только выявить задачи профилактики правонарушений, но и расположить их в порядке приоритетности для государства и общества. На первом месте стоит самая важная и значимая задача - выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Далее следуют - устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Не все правоведы согласны с понятием «профилактика правонарушений», закрепленном в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [13, с. 45-49]. Следует отметить, что еще до принятия указанного документа на федеральном уровне существовали легальные понятия «профилактика». Так, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [19] профилактика правонарушений применительно к несовершеннолетним раскрывается как «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении». В п. 2 ст. 2 Федерального закона «О полиции» [18] в качестве одного из основных направлений деятельности полиции называется предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. В п. 4 ст. 12 того же закона прописаны обязанности полиции: «выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний».

При законодательной регламентации профилактики правонарушений авторы Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [20] использовали словосочетание слов «устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений». В то же время при формулировании понятия индивидуальной профилактики в том же нормативно-правовом акте говорится о деятельности по устранению факторов, негативно оказывающих воздействие на поведение. Более того, в Инструкции «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [15] при характеристике предупреждения преступлений речь идет об устранении причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению. В приведенных примерах законодателем при определении профилактики используются различные термины: «причины», «условия», «обстоятельства», «факторы». Мы полагаем, что это различные по своему содержанию понятия, ни в коем случае не тождественные друг другу. Причина правонарушений представляет собой отрицательное явление, которое обусловливает совершение правонарушения. Условия правонарушения - это отрицательные свойства, формирующие причину. В то же время стоит отметить, что большая часть криминологов полагают, что условия сами не вызывают следствия, однако они содействуют появлению причин. В этой связи, когда нет условий одной причины, не формируется и следствие.

Что касается факторов, то следует согласиться с мнением, К.К. Го-ряинова, что «под фактором следует понимать характерное свойство социальных процессов и явлений, а также их сочетаний их взаимодействия, быть движителем или переменной величиной в складывании и генезисе состояния криминологической ситуации» [7, с. 24]. В общенаучном понимании обстоятельствами принято считать: факты, события, прямо связанные с конкретным явлением (в уголовном праве - с преступлением), сопровождающие и определяющие его, а также предметную совокупность условий, способствующих или имеющихся при совершении определенных явлений. Отсюда следует, что под обстоятельствами необходимо понимать объективные и субъективные факторы, в разной степени относимые к преступлению, особенно обстановке его совершения, а также личности виновного. Совокупность факторов способна стать причиной детерминирующих связей, важных

132

для создания (появления, определения) условий либо повода возникновения явления. Исходя из сказанного, правоприменителю необходимо различать анализируемые термины.

Нередко в юридической литературе термин «профилактика преступлений» отождествляется с понятием «предупреждение преступлений» [10, с. 235; 14, с. 20]. Имеет место это и в официальных документах. Так, в методических рекомендациях по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений, утвержденных ФССП России 02.09.2016 № 0004/11, в абз. 3 гл. 1 вначале раскрывается сущность профилактики преступлений, а уже в следующем абзаце при раскрытии сущности данного понятия используется термин «предупреждение преступлений» [17]. Такая ситуация дает основание считать, что авторы рекомендаций рассматривают анализируемые понятия как синонимы. В Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и вовсе термин «профилактика» отождествляется с понятием «предотвращение» [21]. Но в п. 4 при раскрытии сущности профилактической деятельности, осуществляемой сотрудниками учреждений УИС, использован термин «предотвращение».

В правовых актах встречаются следующие характеристики понятия «предупреждение». Так, например, термин «предупреждение преступлений» в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, раскрывается как деятельность подразделений органов и служб, а также сотрудников ОВД в пределах их компетенции. Данная деятельность прямо направлена на превенцию преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, а также на профилактическое воздействие на граждан с противоправным поведением [16].

Несложно заметить, что данная характеристика очень схожа с определением профилактики правонарушений, закрепленном в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

В словаре С.И. Ожегова слово «профилактика» трактуется как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [22, с. 616]. В том же словаре термин «предупреждение» толкуется как «извещение, предупреждающее, о чем-нибудь, предостережение; предупреждение о том,

133

что в следующий раз будет наложено более строгое взыскание» [22, с. 587]. В Большом энциклопедическом словаре понятие «предупреждение преступности» характеризуется как система мер экономического, социально-культурного и правового характера, проводимых государственными органами и общественными организациями в целях борьбы с преступностью и устранения ее причин. Следует также отметить, что в большей части проанализированных юридических словарей и научной литературе наиболее распространенным является термин «предупреждение», нежели «профилактика». Дефиниция «профилактика» применительно к преступлению или правонарушению существует лишь в нескольких юридических словарях.

Исследование анализируемых понятий в вышеперечисленных выше словарях позволяет заключить, что и профилактика, и предупреждение преступлений рассматриваются в них как синонимы. Суть обоих определений, исходя из формального толкования, сводится к недопущению нежелательного для общества, государства и личности поведения.

В этой связи следует согласиться с мнением А.И. Алексеева, который, исследуя указанные понятия, отметил, что «...надо ориентироваться не столько на тексты словарей русского языка, этимологию содержащихся в них понятий, сколько на практику, реалии деятельности правоохранительных органов и иных субъектов предупреждения преступности и соответствующий нормативно-правовой материал». Профилактика - совокупность мер, направленных на выявление и дальнейшее устранение (нейтрализацию, минимизацию, существенное ограничение), причин, а также условий других детерминант преступлений.

А.И. Алексеев понимает под предотвращением деятельность по превенции планируемых либо подготавливаемых преступлений. Здесь представлена качественно другая ситуация в развитии преступного поведения. Речь идет о том, что опасность совершения преступления про-изводна не от того, что гражданин не работает, испытывает серьезные материальные трудности или ведет антиобщественный образ жизни. Дело в том, что данное лицо уже определило объект совершения преступления, осуществило подготовительные разведывательные мероприятия, приступило к техническому оснащению и т. д. Отсюда со всей очевидностью следует, что реальные превентивные меры должны быть существенно дифференцированы как по субъектам, так и по самому характеру и иным признакам. Практика свидетельствует о том, что могут

быть эффективны профилактические беседы сотрудников ОВД, содействие в устройстве на работу, лечении от зависимостей. В иных случаях превенция планируемого преступления будет эффективна лишь с применением средств ОРД, включая негласные оперативные мероприятия с участием конфиденциально сотрудничающих лиц.

Под пресечением принято понимать действия, полностью обеспечивающие прекращение начатых преступных деяний либо на стадии покушения, либо эпизодов в длящихся (серийных) преступлениях. В данном случае ситуация максимально приближена к получению преступного результата, соответственно содержание превентивных мер должно быть другим, прямо направленным на пресечение преступления и задержание преступника с поличным. Во всех оговоренных случаях конечная цель одна - предотвратить преступление или его рецидив [2, с. 140-156].

В.Н. Бурлаков предлагает считать предупреждение особой деятельностью государства и общества, ориентированной на минимизацию уровня преступности, реализуемой через прямое и косвенное воздействие на причины, а также социальные условия, порождающие преступность [9, с. 153].

В свою очередь В.Е. Эминов определил предупреждение преступности как многоуровневую систему мер, реализуемых специально уполномоченными субъектами, ориентированную на выявление и последующее устранение (минимизацию, предельно возможную нейтрализацию) причин преступности в целом, равно как и её отдельных видов и условий, способствующих совершению преступлений. Кроме того, он отнес к предупреждению выявление и ликвидацию конкретных ситуаций, прямо мотивирующих либо провоцирующих преступления; выделение в социуме особых групп явно высокого криминогенного риска с максимально возможным его снижением, а также выявление лиц, чьё поведение свидетельствует о реальности совершения ими преступлений, с оказанием на них (их окружение) превентивного или корректирующего воздействия [11, с. 286-287].

Ю.М. Антонян исходит из того, что профилактика преступлений остается базовым гуманистическим направлениям в борьбе с преступностью, связанным с прямым воздействием на криминогенные факторы, непосредственно на причины, порождающие преступность. Как правило, в такой деятельности не требуется уголовно-правовое воздействие на лиц, которые потенциально могут стать преступниками. Также

135

Ю.М. Антонян отдельными категориями дифференцировал предотвращение и пресечение преступлений. Первое, по его мнению, прямо связано с недопущением совершения преступления ещё на ранней стадии планирования и/ или подготовки. В данном случае чаще применяются уголовно-правовые меры. Второе понятие он связывает с недопущением последующего преступного поведения, выраженного чаще всего в привлечении лица к уголовной ответственности [3, с. 136].

Дифференциация профилактики, предотвращения и пресечения правонарушений по критерию времени предложена в работе Р.Э. Вицке. Автор вводит следующее деление: 1) профилактика - совокупность заблаговременных мер превенции правонарушений; 2) предотвращение -совокупность мер, характерных для момента начала совершения правонарушения; 3) пресечение - совокупность мер реализуемых уже в ходе совершаемого правонарушения. Указанные меры объединены автором в общее понятие «превенция правонарушений» [5, с. 48].

В работе А.Г. Головкиной правовая категория «профилактика правонарушений» определена как совокупность мер (социальных, культурно-воспитательных, организационных и пр.), направленных на выявление и ликвидацию причин и условий совершения правонарушений, а также выявление лиц, склонных к их совершению, с последующим оказанием на таких лиц корректирующего воздействия в целях несовершения ими правонарушений [6, с. 12].

Профилактика в широком понимании, по мнению Т.А. Аванесова, состоит в недопущении преступлений, а также предохранении конкретных индивидуумов от совершения ими правонарушений и преступлений. Таким образом, автор указывает на деятельность по предотвращению любых нарушений норм, в том числе и уголовного закона. В таком смысле сущность профилактики включает также и правоохранительная деятельность. В то же время, в более конкретном понимании, профилактика, это деятельность по определению причин преступлений, а также условий и всех обстоятельств, способствующих их совершению. Кроме того, к профилактике следует отнести выявление лиц, которые способны и готовы совершить преступление, учитывая характер их антиобщественного поведения. Предполагается, что с такими лицами следует проводить предупредительные мероприятия. Таким образом, Г.А. Аванесов придерживается комплексного понимания понятия «профилактика правонарушений» [1, с. 339].

Анализ доктринальных положений по анализируемой проблематике позволяет дать определение профилактики как многоуровневой, комплексной системы мер, направленных на выявление, устранение и (или) ослабление и нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также на оказание предупредительного воздействия на лиц в целях недопущения совершения преступлений и иных противоправных деяний. Профилактика преступности и предупреждение преступности правильно понимать как одно целое, (предупреждение) более широкое понятие, чем (профилактика). Предупреждение - это воздействие общества, социального контроля, отдельных граждан на криминогенные факторы, которые влияют на преступность, реакция на их возникновение. Предупреждение и профилактика направлены на недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений. Предупреждение преступлений не стоит путать с понятием «пресечение». Пресечение преступления направлено на прекращение совершаемого преступления либо осуществляемой преступной деятельности. Профилактика же - это многоуровневая система мер направленная как на предупреждение правонарушений, так и на выявление, нейтрализацию, а также минимизацию причин и условий, способствующих совершению преступлений, установление лиц, склонных к совершению преступлений с обязательным привлечением их к воспитательной и профилактической работе. В свою очередь, социальный контроль - это одна из мер, которую реализует государство в сфере профилактики преступности.

Список литературы

1. Аванесов Г.А. Криминология. - М., 1984.

2. Алексеев А. И. Криминология: курс лекций. - М.: Щит-М, 1999.

3. Антонян Ю.М. Криминология: учеб. для акад. бакалавриата. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015.

4. Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 2000.

5. Вицке Р.Э. Превенция правонарушений в механизме правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2008.

6. Головкина А.Г. Государственная система профилактики правонарушений в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.

7. Горяинов К.К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.

8. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). - М.: Юрид. лит., 1980.

9. Криминология: курс лекций / под ред. В.Н. Бурлакова, С.Ф. Милюкова. - СПб., 1995.

10. Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. - СПб., 1999.

11. Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Норма, 2009.

12. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ. - М., 1997.

13. Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Рос. следователь. - 2017. - № 8. - С. 45-49.

14. Миляева Е.В. Предупреждение наркотизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002.

15. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 20.01.2016) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2017).

16. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от

20.01.2016) // Консультант Плюс: справ.-правовая система.

17. О Методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений», утв. ФССП России 02.09.2016 № 0004/11): письмо ФССП России от 07.09.2016 № 00043/16/83207-ВВ // Консультант Плюс: справ.-правовая система.

18. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЭ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, www.consultant.ru (дата обращения

10.11.2017).

19. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, wwwxonsultant.ru (дата обращения 10.11.2017).

20. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // СЗ РФ. - 2016. - № 26 (Часть I). - Ст. 3851.

21. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 // Рос. газета. - № 119. - 05.06.2013.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1984.

23. Шестаков Д. А. Об управлении преступностью // Проблемы совершенствования использования уголовных наказаний / под ред. А.И. Васильева. - Рязань: Рязанская ВШ МВД, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.