УДК 343.97
ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
© 2014 г. Е.Р. Кейдунова
Кейдунова Елена Резовна -кандидат юридических наук, доцент,
кафедра уголовного права и криминологии, юридический факультет, Южный федеральный университета, ул. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344039. E-mail: [email protected].
Keydunova Yelena Resovna -Candidate of Juridical Science, Associate Professor,
Department of Criminal Law and Criminology, Law Faculty,
Southen Federal University,
M. Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344007. Russia.
E-mail: [email protected].
Рассматриваются вопросы детерминации и основные направления предупреждения насильственных преступлений. Будучи способом достижения противоправных личностных интересов, насилие зачастую превращается в привычную норму поведения, поэтому анализируются причины и условия совершения насильственных преступлений. Это имеет как теоретическое, так и практическое значение при разработке мер профилактики и предупреждения насильственной преступности.
Ключевые слова: насильственная преступность, насильственные преступления, вайолен-тология, насилие, детерминация насильственных преступлений, причины и условия, способствующие совершению насильственных преступлений, профилактика и предупреждение насильственных преступлений, меры предупреждения насильственных преступлений.
The article deals with the determination and main direction of violent crimes prevention. Being a method of achieving unlawful personal interests, violence, frequently turns into the usual norm of behavior, therefore, the author examines the causes and conditions of violent crimes committing. In addition, attention is paid to the prevention of violent crimes; however, there are the main directions which have both theoretical and practical importance in the development of violent crime prevention.
Keywords: violent criminality, violent crime, violentology, violence, determination of violent crime, causes and conditions conducive to committing violent crimes, violent crime prevention, measures of violent crimes prevention.
В уголовно-правовой науке традиционно насилие выделяется в качестве основной черты насильственных преступлений, являясь способом совершения, средством достижения преступной цели, что позволяет трактовать насильственное преступление как сопряженное с применением насилия или угрозой его применения.
Насилие, будучи социальным явлением, многолико и как социально-правовая категория обладает определенными признаками (совершается противоправно, против или помимо воли потерпевшего, с умышленной формой вины, причиняет или способно причи-
нить вред здоровью человека или общественным интересам [1, с. 22]).
И вся преступность в целом, и насильственные преступления обусловливаются схожими причинами и условиями, но последние совершаются под воздействием и ряда иных факторов, связанных с конфликтностью в макро- и микросреде, со сложившимися стереотипами поведения, представлениями о дозволенности насилия в ней.
Как свидетельствует практика, истоки насилия также коренятся в биосоциальной природе человека, иначе, как объяснить феномен человеческой жестокости, проявляемой в
большинстве случаев при совершении серийных сексуальных убийств, убийств с особой жестокостью, насильственных действий в отношении детей. «Агрессивность со времен раннего человека так же, как и его социальность, служит средством борьбы за выживание. Она в процессе эволюции человека не затухает, а приобретает характер насилия в целях удовлетворения, прежде всего, надбио-логических, социальных потребностей: в статусе, престиже, самоутверждении» [2, с. 358].
Причины насилия, а значит, и насильственных преступлений кроются в специфических особенностях агрессивности человека, являющихся следствием специфических же для человека условий жизни, т.е. особенностей той социальной среды, которую он в процессе своего исторического развития для себя создал. «При таком понимании проблема причин агрессивности превращается в проблему исследования тех социальных причин, которые агрессивность вызывают» [3, с. 50 -51]. Она в свою очередь обусловливается преимущественно неравенством положения отдельных групп и индивидов в структуре общества. Социальная дифференциация может определяться социальным статусом, престижем, профессией, доходом, образованием и т.п., которые характеризуют различные уровни доходов, а значит, образ и стиль жизни, склонность к различным образцам поведения. Именно социальное неравенство порождает криминальное насилие.
Наше общество находилось в условиях глубокого экономического, социально-политического и духовного кризиса, что вызывало нарастание социальной напряженности, девальвацию многих традиционных культурных, нравственных ценностей, снижение уровня законопослушания, ориентацию на самостоятельные способы разрешения конфликтных ситуаций с помощью насилия и привело к конфликтности, жестокости и обесцениванию человеческой жизни.
Статистические данные за последние десять лет свидетельствуют о значительном снижении количества тех, кто находится «за чертой бедности» (если в 2003 г. было 20,3 % людей, денежные доходы которых ниже прожиточного минимума, то в 2013 г. - 11 % [4]), однако большая часть населения России (53,6 % [4]) имеет среднемесячный доход до 15 тыс. р., что, на наш взгляд, ндостаточно для про-
живания, оплаты жилья, медицинских услуг, особенно в связи с постоянным ростом цен на продукты питания и коммунальные услуги, поэтому жизненный уровень большинства граждан России не позволяет удовлетворить на среднем уровне естественные, жизненные потребности, что ориентирует значительную часть населения на любые, в том числе и на преступные средства достижения жизненно важных целей.
Кроме того, существенную криминогенную роль в детерминации насильственной преступности играют: рост социального расслоения, безработица, интенсивные процессы маргинализации значительных слоев граждан, инфляция, миграционные процессы, обострение межнациональных отношений, рост политического и религиозного экстремизма, значительное ослабление социального контроля.
В качестве криминогенного детерминанта насильственных преступлений можно выделить ориентацию значительной части населения на любые средства достижения жизненно важных целей. В условиях ущербной микросреды социально-психологические механизмы, действующие через постоянно демонстрируемые или прямо навязываемые образцы антисоциального поведения, когда устанавливается культ силы, игнорируется самоценность человека как личности, играют немалую криминогенную роль.
Криминогенным детерминантом насильственных преступлений считают распространенность среди значительных групп населения представления о допустимости насилия, агрессивно-насильственного поведения в конфликтных ситуациях. Последнее обусловливается особым состоянием психики человека, вызванным непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями на пути к осуществлению его планов и целей. В психологии такое конфликтное эмоциональное состояние именуется фрустрацией, она нередко является непосредственной причиной агрессивного посягательства на ее источник и даже на людей, не имеющих отношение к возникновению фрустрации и оказавшихся рядом с фрустрированным субъектом.
В качестве криминогенного детерминанта насильственных преступлений выступает интенсивная алкоголизация и наркотизация населения. Нельзя не отметить и то, что в настоящее время в бытовой микросреде, трудо-
вом коллективе терпимо относятся к пьяницам, наркоманам, токсикоманам, нарушителям общественного порядка, фактам вовлечения несовершеннолетних в пьянство, наркоманию.
Детерминантом насильственных преступлений является и недостаточная деятельность правоохранительных органов: несвоевременное выявление криминогенных семейно-бытовых ситуаций; неудовлетворительное реагирование на бытовые конфликты, предшествующие насильственным преступлениям угрозы физической расправы в отношении потерпевших и других лиц, факт побоев, нанесение вреда здоровью, истязаний, хулиганских поступков; латентность и безнаказанность значительной части преступлений против личности; недостаточный контроль за поведением условно осужденных, условно-досрочно освобожденных, находящихся под административным надзором.
В качестве детерминирующих факторов следует выделить также виктимное поведение потерпевших, послужившее поводом для преступления; провоцирующие на конфликт взаимоотношения в семье, с соседями, сослуживцами; нереагирование окружающих на факты применения насилия, хулиганства, иного аморального и противоправного поведения; оставления потерпевшего в опасной ситуации; непринятие очевидцами мер к пресечению преступления, их невмешательство в конфликт; недостатки в воспитательной работе, в организации досуга, культурного обслуживания населения.
Нельзя не отметить, что большая часть несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления, ранее были объектами жестокого обращения. Поэтому, следует выделить обстоятельства, формирующие агрессивную насильственную направленность личности в детстве и подростковом возрасте. Это и неблагоприятная обстановка в семье, формирующая склонность к разрешению конфликтов путем применения насилия, издевательства над младшими и слабыми, групповые драки, избиения, пьянство, потребление наркотиков и др.
Происходящие личностные изменения, а также психические аномалии, свойственные определенной категории лиц, в некоторой мере содействуют формированию криминогенных взглядов, стремлений, ориентации, по-
требностей, влечений и привычек, снижению волевых процессов, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов, возникновению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность [5].
Помимо указанных выше к детерминантам насильственных преступлений против половых свободы и неприкосновенности, следует отнести различные формы семейной дезорганизации; негативное влияние примеров половой распущенности, стимулирование у подростка неправильных взглядов и навыков сексуального поведения, подстрекательство со стороны взрослых, распространения пьянства, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних и молодежи и обусловленную этим криминогенность в сфере половых отношений; влияние порнографии, пропаганды «сексуальной свободы»; детскую безнадзорность; доверчивость части потерпевших, их легкомысленное или провоцирующее поведение, - недостатки в деятельности правоохранительных органов по выявлению лиц, обладающих признаками сексуальной патологии, по борьбе с проституцией, сутенерством, распространением порнографии.
Насилие выступает не только в качестве способа достижения противоправных личностных интересов, средства решения преступных групповых задач, но зачастую превращается в привычную норму поведения. Отсутствие же реальной борьбы с условиями, порождающими насилие, приводит к его распространению во всех слоях российского общества.
Поэтому проблема преступного насилия, непосредственно затрагивающая важные сферы жизнедеятельности людей, являясь частью общей проблемы борьбы с преступностью, становится не только важной теоретически, но и одной из наиболее острых практических проблем [5].
Одно из основных направлений в борьбе с насильственной преступностью - общее предупреждение. Особую значимость приобретает государственная и общественная поддержка социально незащищенных слоев населения; разработка и реализация эффективной молодежной политики; укрепление и развитие служб занятости населения; решение жилищных проблем. Предупреждению бытовой насильственной преступности могли бы способствовать разного рода консультации, центры
системы психолого-психиатрической помощи, созданные при государственной поддержке, в которых психологи, психиатры, социологи, юристы могли бы оказывать необходимую помощь супругам, детям. Снижение уровня криминогенности в сфере обслуживания населения возможно только через решение экономических проблем.
Предупредительное значение имеет существование пунктов психологической помощи при центрах занятости населения, которые должны ориентироваться не только на официально зарегистрированных безработных, но и на тех, кто остается без постоянного источника дохода.
Достаточно эффективной мерой борьбы с насильственными преступлениями является разработка правовых основ для осуществления контроля за поведением тех категорий населения, которые находятся в группе риска (несовершеннолетние; лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; ранее судимые, ведущие аморальный или противоправный образ жизни; безработные; алкоголики и наркоманы), и профилактической работы с ними. Последняя положительно отразится также и на виктимологическом аспекте проблемы борьбы с насильственными преступлениями.
Для предупреждения насильственных преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности важное значение имеет совершенствование нравственно-полового воспитания прежде всего в семье. Очень важно исключить доступ детей и подростков к порнографическим изданиям. Оздоровление микросоциальной среды, формирование высоких морально-нравственных качеств являются важной предпосылкой сексуально правильного и социально приемлемого поведения. Кроме того, необходима также реабилитация лиц с психическими расстройствами, в
Поступила в редакцию
том числе с нарушениями сексуального поведения.
В предупреждении насильственных преступлений большая роль отводится правоохранительным органам. Работники ОВД должны проводить анализ состояния преступности в общественных местах, обеспечивать постоянную проверку фактического соблюдения графиков патрулирования, привлекать общественность к охране правопорядка по местожительству.
Насильственная преступность в целом носит бытовой и досуговый характер, поэтому значительная роль в ее предупреждении принадлежит участковым инспекторам полиции. Они обязаны владеть информацией о неблагополучных семьях, бытовых и досуговых конфликтах; о гражданах склонных к совершению насильственных посягательств, знать оперативную обстановку на своем участке.
Литература
1. Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование / под ред. С.П. Щер-бы. М., 2002. 384 с.
2. Политическая психология / под общ. ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. М., 2001.
3. Цит. по: Побегайло Э.Ф. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников и детерминация насильственных преступлений // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2008. № 1 (14). СПб., 2008. 308 с.
4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения: 13.10.2014).
5. Иванова В.В. Преступное насилие: учебное пособие для вузов. М., 2002. 83 с.
5 марта 2014 г.