Научная статья на тему 'Особенности семейно-бытовых преступлений и их предупреждения'

Особенности семейно-бытовых преступлений и их предупреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15481
1077
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТАКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варыгин А. Н.

В статье рассматриваются криминологические особенности преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве, анализируются места, время, способы совершения таких преступлений, характеристика их жертв. На основе проведенного анализа предлагаются основные направления и конкретные меры предупреждения таких преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности семейно-бытовых преступлений и их предупреждения»

А.Н. Варыгин

особенности семейно-бытовых преступлений и их предупреждения

В статье рассматриваются криминологические особенности преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве, анализируются места, время, способы совершения таких преступлений, характеристика их жертв. На основе проведенного анализа предлагаются основные направления и конкретные меры предупреждения таких преступлений.

Ключевые слова: семейно-бытовые преступления, особенности семейно-бытовых преступлений, предупреждение таких преступлений, предупреждение семейно-бытовых конфликтов.

В свое время известный отечественный криминолог В.Н. Кудрявцев отмечал, что современная российская преступность представлена такими группами преступлений, как корыстные, насильственные, корыстно-насильственные, а затем уж всеми иными преступлениями. То есть насильственные преступления достаточно распространены. Значительная их доля совершается на семейно-бытовой почве, в связи с чем «семейно-бытовые» преступления в криминологической науке выделяются в самостоятельный вид преступности. Ученые порой по-разному определяют такие преступления. Так, С.В. Максимов и В.П. Ревин отмечают, что это преступления, «совершаемые на почве конкретно-личностных непроизводственных отношений, конфликтов, мотивированных неприязнью, завистью, местью, ревностью или хулиганскими побуждениями виновного, связанного с потерпевшим семейным, иным родственным или соседским общением». [1] Но наиболее устоявшееся и чаще употребляемое следующее определение: «это уголовно-наказуемые деяния, посягающие на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, честь и достоинство, а также имущество граждан, являющиеся результатом разрешения конфликта виновным, связанным с потерпевшим семейным, родственным, соседским или дружеским общением». [2]

Семейно-бытовые преступления имеют ряд характерных и отличительных признаков:

- конкретное место совершения преступления (квартира, дом, подъезд, дачный участок, гараж, придомовая территория);

- особые взаимоотношения между преступником и его жертвой (супружеские, родственные, соседские, дружеские);

- наличие конфликта между преступником и жертвой (длительный, краткосрочный, одноразовый);

- обусловленный конфликтом насильственный характер большинства семей-но-бытовых преступлений;

- совершение таких деяний в абсолютном большинстве случаев в состоянии алкогольного, или наркотического опьянения;

- ситуационный (заранее не подготавливаемый) характер таких преступлений.

Исследования показывают, что основная масса семейно-бытовых преступлений (до 80%) носит насильственный характер. Так, около 80% убийств и причинений различного вреда здоровью, около 70% хулиганств и угроз убийством носит семейно-бытовой характер, по иным преступлениям эти показатели несколько ниже.

Прослеживаются негативные тенденции семейно-бытовых преступлений: увеличение семейно-бытовых преступлений, совершаемых женщинами и несовершеннолет-

ними. Так, по отдельным данным, в ПФО женская насильственная преступность за последние пять лет возросла с 14,7% до 18,2%.

Интересными являются данные о местах совершения семейно-бытовых преступлений. Около 44% убийств, 21% причинений тяжкого вреда здоровью, 25% причинений средней тяжести и легкого вреда здоровью, 13% хулиганств совершается в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. В отдельных квартирах совершается около 25% убийств, 26% причинений тяжкого вреда здоровью, 38% - причинений средней тяжести и легкого вреда здоровью, 34% хулиганств и 57% истязаний.

В коммунальных квартирах совершается около 11% убийств, 17% причинений тяжкого вреда здоровью, 16% причинений средней тяжести и легкого вреда здоровью, 26% истязаний. Меньшее количество таких преступлений совершается в общежитиях и иных местах (дворах, дачах, придомовой территории). Таким образом, видно, что в отдельных квартирах и домах совершается наибольшее количество семейно-бытовых насильственных преступлений. Это связано с тем, что в таких квартирах и домах зачастую преступник и жертва находятся «один на один», в отличие от общежитий или коммунальных квартир, и часто доводят свои преступные намерения до конца.

Как отмечается во многих криминологических исследованиях, изучение жертвы преступления также необходимо, как и самого преступника. Это связано с тем, что нередко жертва преступления своими определенными свойствами и качествами «способствует» совершению в отношении себя преступления. [3] Как пишет В.Д. Ривман, преступления против жизни и здоровья относятся к преступлениям, виктимный характер которых наиболее очевиден.[4] Если рассматривать всю насильственную преступность, то основную массу потерпевших составляют мужчины. Распространенность среди потерпевших мужчин связано, на наш взгляд, с тем, что лица мужского пола более, чем женщины, агрессивны, конфликтны, часто потерпевшие - мужчины сами являются инициаторами всевозможных конфликтов, которые

заканчиваются совершением в отношении них преступлений. По семейно-бытовым насильственным преступлениям ситуация другая. Среди потерпевших от них велика доля женщин. По результатам исследований, лица женского пола являются потерпевшими в 75,8% случаев семейного насилия. [5] Например, женщины становятся потерпевшими в 70% случаев угроз убийством или причинением тяжкого вреда. [6] Так, жертвами таких преступлений чаще всего становятся жены и сожительницы виновных (40%), реже родственники и иные лица.

Лица, которые совершают такие преступления, в основной своей массе старше 30 лет, не занятые никакой общественно полезной деятельностью, злоупотребляющие спиртными напитками, отличающиеся повышенным уровнем рецидива (около 48%). Многие исследования фиксируют наличие у них таких черт характера, как жестокость и агрессивность, повышенная раздражительность. Агрессия обычно проявляется периодически и может резко возрастать при определенных ситуациях (как правило, конфликтах).

Как уже отмечалось, в основе семей-но-бытовых преступлений лежит конфликт между потерпевшим и преступником. Например, В.П. Ревин отмечает, что конфликт лежал в основе 84% умышленных убийств, 78% тяжких и 86% менее тяжких телесных повреждений, совершенных в семье и быту, а также 98% истязаний и 73% хулиганств в квартирах и общежитиях. [7]

В зависимости от вида конфликта между преступником и жертвой можно выделить следующие виды семейно-бытовых преступлений:

1. Преступление как итог длительного и острого конфликта, инициатором которого был преступник;

2. Преступление как результат конфликтного поведения потерпевшего;

3. Преступление как итог аморального поведения преступника и потерпевшего;

4. Преступление как результат разрешения виновным внутриличностного конфликта (развод, потеря работы, утрата близкого) общественно опасным способом

№ 3(17)2014

в объективно нейтральной (малоконфликтной) ситуации.

С учетом выявленных особенностей рассматриваемых преступлений должна осуществляться деятельность по их предупреждению. Можно выделить три основных направления предупредительной деятельности, а именно: защита потенциальных потерпевших от таких преступлений (прежде всего, жен, сожительниц, детей); воздействие на потенциальных се-мейно-бытовых преступников (индивидуальная профилактика с ними и применение мер уголовно-правового воздействия); а также устранение основных причин и условий таких преступлений (пьянства, алкоголизма, наркомании и, конечно же, самих семейно-бытовых конфликтов).

По первому направлению в качестве примера можно привести опыт зарубежных стран по защите жертв домашнего насилия (помещение их в социально-реабилитационные центры, так называемые «островки безопасности»; выдача «охранного судебного приказа» или «судебного ордера», по которому семейный дебошир и насильник может быть выдворен даже из своего собственного дома или квартиры на определенное время.

По второму и третьему направлению следует отметить необходимость борьбы с пьянством и алкоголизмом лиц, совершающих указанные преступления, так как насильственное преступное поведение непосредственно связано с ними. В связи с этим в целях предупреждения бытовых преступлений необходима повсеместная, в масштабах всей страны борьба с пьянством, алкоголизмом и наркоманией. Полагаем, что целесообразно ужесточить уголовную ответственность за преступления, совершаемые в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения. Тем более законодательный опыт в этом направлении есть. Имеется в виду ст. 264 УК РФ, предусматривающая более суровую ответственность за совершение соответствующего деяния в состоянии алкогольного опьянения. Позиция законодателя в этом вопросе не совсем понятна. Полагаем, что состояние опьянения должно выступать в качестве отягчаю-

щего обстоятельства по любому преступлению. Для этого следует внести изменения в ст. 63 УК РФ и считать совершение преступления в состоянии опьянения в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, тем более что ранее в уголовном законодательстве России (п.10 ст. 39 УК РСФСР 1960 г.) совершение любого преступления в состоянии опьянения расценивалось как обстоятельство, отягчающее наказание.

Ранее также существовала положительная, на наш взгляд, практика принудительного лечения алкоголиков и наркоманов, совершивших преступления (ст. 62 УК РСФСР), которой, к сожалению, в настоящее время нет. При этом следует отметить, что в последние годы общественность, ученые активно призывают к возрождению принудительного лечения лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, для чего в Государственную Думу РФ даже вносился соответствующий законопроект, правда, о лечении только наркозависимых лиц. [8] Как справедливо отмечает Н.В. Щедрин, подобная мера позволит: а) прервать потребление алкоголя и наркотиков и, пусть временно, защитить организм и психику самого больного от их пагубного воздействия; б) оградить окружающих от вредного воздействия самого больного; в) создать условия для применения психолого-педагогических мер. [9] На наш взгляд, что особо важно, эта мера позволит защитить общество, граждан от преступных посягательств со стороны лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Также необходимо применять действенные меры по разрешению всевозможных семейно-бытовых конфликтов. Это прежде всего индивидуально-профилактические беседы с участниками конфликта, использование возможностей администрации по месту работы или учебы конфликтующих сторон, привлечение общественных, религиозных объединений.

На наш взгляд, наряду с традиционными мерами предупреждения, по таким преступлениям должны шире использоваться меры психологической коррекции, направленные на разрешение конфликта между преступ-

ником (потенциальным преступником) и его жертвой. Для этого должны шире использоваться возможности центров психологической помощи, практикующих психологов, общественных организаций, оказывающих психологическую помощь жертвам домашнего насилия. (В Саратове, судя по объявлениям в Интернете, действует 24 центра психологической помощи, в основном это частные клиники и индивидуально практикующие психологи. Государственное учреждение одно - Центр социальной помощи семье и детям. Из общественных организаций следует отметить региональный общественный фонд «Кризисный центр», действующий с середины 90-х годов.) Этого, несомненно, мало. Поэтому в стране требуется расширение сети центров психологической помощи для жертв домашнего насилия, чтобы их сотрудники оказывали психологическую помощь сторонам конфликта и разрешали его. В этих целях полагаем целесообразным наделить участковых уполномоченных полиции полномочиями по обязательному направлению лиц, состоящих у них на профилактическом учете, на консультации в указанные центры (соответственно по договоренности с ними). В силу этого полагаем необходимым внести дополнение в Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, [10] в частности п. 73-1 следующего содержания: «направлять участников систематических семейно-бытовых конфликтов насильственного характера, если хотя бы один из которых состоит на профилактическом учете, на обязательное консультирование у специалистов - психологов в центрах психологической помощи».

Мы прекрасно понимаем, что такая мера требует не только существенных организационно-управленческих решений, но и материальных затрат со стороны государства

и местных органов власти по расширению сети центров психологической помощи. И для этого необходимо и длительное время. Но эту проблему необходимо решать. Считаем, что пока в стране не будет создана необходимая сеть центров психологической помощи, можно использовать возможности специалистов психологических служб органов внутренних дел, которые, в соответствии с Положением об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации, [11] осуществляют психологическую работу лишь с сотрудниками органов внутренних дел и членами их семей. Психологов органов внутренних дел можно привлекать для работы по разрешению конфликтов между гражданами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел. Для этого необходимо расширить обязанности штатных психологов органов внутренних дел, дополнив вышеуказанное положение п. 5.11 следующего содержания: «По представлению сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих индивидуально-профилактическую работу, проводить консультирование лиц, состоящих на профилактическом учете, которые находятся в кризисном состоянии».

Полагаем также, что психологи органов внутренних дел должны осуществлять и подготовку участковых уполномоченных полиции по основам психологии, в ходе которой формировать у них навыки анализа конфликтных семейно-бытовых ситуаций, их причины и условия, а также способы их разрешения.

Это далеко не все, но наиболее необходимые и реально выполнимые меры, которые могут позволить снизить количество семей-но-бытовых преступлений, совершаемых в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Максимов С.В., Ревин В.П. Насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений и проблемы их профилактики. М., 1993. С. 15.

2. См.: Бааль Е.Г. Понятие и криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере жилищно-бытовых отношений/ Труды Омской ВШ МВД СССР Вып. 29. Омск, 1978. С.36.

3. См.: Криминология. М., 1995. С. 35-36; Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. С. 35.

4. Ривман Д.В. Указ. соч. С. 114.

5. См.: Насилие в семье: координация межведомственных усилий в сфере профилактики, кризисной интервенции и реабилитации пострадавших /под. ред. В.В. Печенкина, О.В. Шляпниковой, Ю.Н. Пановой. Саратов, 2011. С. 67.

6. Данелян Л.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (по материалам Тюменской области): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. С. 18.

7. См.: Ревин В.П. Криминальное насилие в сферах семьи, быта, досуга//Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 8. М., 1995. С. 147.

8. См.: Законопроект о принудительном лечении наркозависимых внесен в Госдуму. URL: http://www.medsovet.info/news444 (дата обращения: 12 марта 2014 г.).

9. Щедрин Н.В. О необходимости принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией//Здоровье нации и национальная безопасность: криминологические и правовые проблемы / под ред. А.И. Долговой. М., 2013. С. 189.

10. Утв. приказом МВД РФ № 1116 от 31.12.12 г. //Российская газета. Федеральный выпуск. 2013. 27 марта.

11. Утв. приказом МВД РФ № 660 от 02.09.13 г.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Крылова Е.с.

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия в российской Федерации: учебное пособие/ ЕС. Крылова. - Казань: КЮИ МВД России, 2013. - 85 с.

В учебном пособии освещаются вопросы квалификации преступлений, предусмотренных статьями 222-226.1 УК РФ, с учетом анализа их законодательного закрепления и практического применения.

Предназначено для курсантов и слушателей очной и заочной форм обучения по специальностям 031001.65 -Правоохранительная деятельность и 030901.65 - Правовое обеспечение национальной безопасности, а также преподавателям и сотрудникам правоохранительных органов, интересующимся данной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.