Научная статья на тему 'Индивидуальная профилактика насильственных преступлений органами внутренних дел центрального федерального округа России'

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений органами внутренних дел центрального федерального округа России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
749
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хотин О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная профилактика насильственных преступлений органами внутренних дел центрального федерального округа России»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ

О.В. ХОТИН, кандидат юридических наук

Предупреждение на индивидуальном уровне — это деятельность правоохранительных органов (прежде всего сотрудников органов внутренних дел) по осуществлению воздействия на конкретное лицо и его окружение в целях недопущения совершения этим лицом уголовно наказуемого деяния. Такой вид профилактики предполагает широкий диапазон различных форм государственного и общественного реагирования на разных этапах формирования антиобщественной личности. При всех вариантах это реагирование не замыкается в рамках достижения ближайшего результата — не допустить совершения преступлений.

Основная задача индивидуальной профилактики насильственных преступлений — определение круга лиц, требующих профилактического воздействия, а также получение информации, необходимой для соблюдения принципа адекватности включения в индивидуально-профилактическую деятельность различных сил и средств органов внутренних дел.

Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, изменяющая ее поведение, — от антиобщественного к законопослушному. Эффективность индивидуальной профилактической деятельности может быть обеспечена при условии соблюдения ряда требований: своевременности, соответствия применяемых мер состоянию объекта профилактического воздействия, последовательности, комплексности, реальности.

Практика организации профилактики насильственных преступлений в субъектах Центрального федерального округа России показала, что, как правило, осуществляемое органами внутренних дел предупреждение насильственных преступлений складывается из нескольких взаимосвязанных этапов. К ним относятся: выявление и учет лиц, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения насильственных преступлений; углубленное изучение таких лиц и условий их проживания; непосредственное воздействие на профилактируемых и их микросреду (ближайшее окружение).

Каждый из этапов предупредительной деятельности имеет большое значение и выполняет определенную профилактическую задачу. В криминоло-

гической литературе при рассмотрении содержания профилактики насильственных преступлений со стороны конкретных лиц чаще всего указывается на непосредственное воздействие на правонарушителей и их микросреду. По мнению криминологов, в значительной мере выполнение стоящей перед органами внутренних дел задачи по борьбе с насильственной преступностью обеспечивается своевременным и полным выявлением лиц, от которых можно ожидать совершения насильственных преступлений [1].

В основе определения лиц, требующих воздействия в связи с возможностью совершения ими преступления, лежит специальная психологическая методология оценки личности по ее общественно значимым действиям. При этом необходимо учитывать сложность механизма противоправного поведения лица.

Представляется, что полному и своевременному выявлению лиц, допускающих насильственное поведение, будет способствовать более полное использование субъектами профилактики возможных источников информации о подобных лицах, к которым можно отнести следующие:

Ф административные материалы в отношении лиц, доставленных и помещенных в медицинские вытрезвители, задержанных за мелкое хулиганство;

Ф письма, жалобы, сообщения и заявления граждан, организаций и учреждений о противоправном поведении того или иного лица;

Ф материалы подразделений органов внутренних дел о неблагополучных семьях, семьях, в которых отмечаются факты насилия, конфликты, ссоры и т.п.;

Ф материалы на лиц, имеющих огнестрельное оружие, которые злоупотребляют алкогольными напитками, совершают административные правонарушения;

Ф данные медицинских учреждений о лицах, употребляющих без назначения врача наркотические или психотропные средства или вещества, а также имеющих аномалии психики и склонных к агрессивному поведению;

Ф оперативные учеты подразделений органов внутренних дел (о ранее судимых за насильственные пре-

ступления, об условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, о «семейных» дебоширах и

т.д.);

Ф оперативные данные на лиц, замышляющих и подготавливающих совершение тяжких и особо тяжких насильственных преступлений.

Таким образом, если говорить обобщенно, лица, склонные к совершению насильственных преступлений против личности и подлежащие индивидуальному предупредительному воздействию, выявляются из числа двух категорий правонарушителей:

1) освобожденных из мест лишения свободы, а также осужденных условно либо к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

2) не судимых, но систематически нарушающих общественный порядок и совершающих иные деяния, наказуемые в административном порядке, а также ведущих иной антиобщественный образ жизни.

Как свидетельствует опыт деятельности подразделений органов внутренних дел ЦФО России, на практике основная работа по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения насильственных преступлений, возлагается, прежде всего, на участковых уполномоченных, инспекторов по работе с несовершеннолетними, оперативных работников уголовного розыска. Вместе с тем участие в ней, как требует того МВД России, должны принимать все службы органов внутренних дел: патрульно-постовая, ГИБДД, подразделения УФМС и т.д. При организации этой работы должна широко использоваться помощь иных государственных и общественных организаций, отдельных граждан.

Представляется необходимым, что, несмотря на некоторую «анонимность» городской жизни, в этих целях следует шире использовать беседы не только с самими лицами данной категории, но и их соседями, представителями администрации предприятий, где они работают, жилищно-эксплуатационных учреждений, где данные лица проживают, и другими лицами, располагающими соответствующей информацией.

В целях предупреждения насильственных преступлений особое внимание органы внутренних дел должны обращать на лиц, ранее судимых за совершение умышленных преступлений против личности. Это особенно важно с учетом того, что в настоящее время исправление лиц, осужденных за насильственные преступления, в местах лишения свободы в период отбытия других видов наказаний крайне неэффективно, что влечет за собой высокий уровень рецидива насилия.

Повышение эффективности организационных форм и тактических приемов профилактики, усиление роли и активности в воспитательной работе наряду с правоохранительными органами общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных граждан позволили в последние годы существенно расширить применение к лицам, совершившим на-

сильственные преступления, не представляющие большой общественной опасности, при определенных законом обстоятельствах условного осуждения или наказания, не связанного с лишением свободы.

Статистика свидетельствует о том, что лица, осужденные за совершение преступления к условной мере наказания, имеют по сравнению с осужденными к другим мерам наказания, особенно к реальному лишению свободы, самый низкий процент рецидива — 6—7% ко всем осужденным [2]. Эти статистические показатели, конечно, надо учитывать, однако мы полагаем, что их значение нельзя и преувеличивать. Не секрет, что наказания, не связанные с лишением свободы, назначаются судом именно тем преступникам, которые не представляют угрозы для общества, оставаясь на свободе. Таким образом, сам контингент лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы, изначально в гораздо меньшей степени склонен к рецидиву, чем насильственные преступники, исправление которых без лишения свободы суд не счел возможным.

Доказал свою эффективность и такой уголовно-правовой институт, как применение к несовершеннолетним, совершившим впервые преступления небольшой и средней тяжести, в том числе насильственные, принудительных мер воспитательного воздействия в виде, например, ограничения их досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего (ст. 90 УК РФ).

Представляется целесообразным вернуться к рассмотрению возможности возвращения в УК РФ института применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим насильственные преступления и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Исключение этого положения из ст. 97 УК РФ, несмотря на отстаиваемую некоторыми «правозащитниками» идею о нарушении таким лечением прав лиц, злоупотребляющих алкоголем, находящихся в алкогольной или наркотической зависимости, в реальности не только лишает этих больных, не обладающих достаточной силой воли для лечения, возможности излечиться и в конечном итоге сводит их в могилу, но и несет реальную угрозу окружающим, права которых указанные «правозащитники» предпочитают не замечать.

Разумеется, все эти меры профилактического воздействия дадут положительный результат только в случае должного контроля со стороны специализированных государственных органов, в том числе органов внутренних дел, за их исполнением.

О лицах, осужденных к наказанию условно и к исправительным работам, в органы внутренних дел в обязательном порядке из суда поступают сведения (копия приговора). Кроме того, данные о судимых, а также не судимых, но систематически нарушающих общественный порядок и правила общежития, мо-

гут быть получены и в процессе изучения различных документов, находящихся как в правоохранительных органах, так и в других учреждениях и организациях.

По нашему мнению, выявление лиц, от которых можно ожидать совершения насильственных преступлений, должно проводиться в процессе повседневной работы участковых уполномоченных (особенно бытовых насильственных преступлений), инспекторов по делам несовершеннолетних, оперативных работников уголовного розыска и т.д. Уровень их осведомленности о правонарушениях в целом зависит от личных контактов с администрацией предприятий, жилищных органов, учебных заведений и т.п. О лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений, а также признаках, по которым эти лица выявляются, следует постоянно информировать членов ДНД и сотрудников милиции.

Систематическому обследованию должны подвергаться места массового отдыха, объекты, где наблюдаются факты совершения насильственных преступлений, места проживания лиц, систематически нарушающих правила регистрации, ведущих антиобщественный образ жизни; общежития и гостиницы и т.д.

Хотя в городских условиях всестороннее изучение лица, склонного к насилию, его образа жизни и поведения существенно осложнено, при должной организации предупредительной работы необходимые сведения могут быть получены. В этих целях работники органов внутренних дел проводят беседы с правонарушителями, членами их семей, родственниками, знакомыми, соседями, внештатными сотрудниками и доверенными лицами, знающими его, представителями общественности по месту жительства и работы, жилищных органов. Изучению подвергаются приговор суда, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении, об административных и иных правонарушениях, а также другие документы в отношении данного лица. Как правило, в этих документах находятся характеризующие его сведения.

Ставя на первое место в предупреждении насильственных преступлений воспитание, нужно учитывать, что в некоторых случаях, особенно на первоначальном этапе профилактической работы с лицами, имеющими глубокую и стойкую нравственную защищенность, его бывает недостаточно для достижения профилактических целей, и возникает необходимость в применении строгих мер социального контроля. Профилактическое значение социального контроля обусловлено, прежде всего, его воздействием на сознание лица, склонного к совершению насильственного преступления, в целях побуждения к правопос-лушному поведению.

Социальный контроль в необходимых случаях ограничивает или на время совсем исключает фактическую возможность для продолжения лицом противоправного поведения. Он призван обеспечить

специальный педагогический режим, особые условия воспитания правонарушителя, без которых невозможен успех профилактики [3].

Известно, что социальный контроль может иметь моральный или правовой характер. В тех случаях, когда социальный контроль затрагивает наиболее существенные права личности, устанавливает ограничения, он должен строго соответствовать предписаниям закона, например установлению административного надзора или обязательных предписаний условно осужденным. Применение социального контроля обусловливает необходимость правовой регламентации профилактической работы. В зависимости от степени нравственно-педагогической запущенности лица, склонного к данному преступлению, выражающейся в его поведении, содержание социального контроля может меняться.

Основной и наиболее распространенной формой индивидуально-предупредительного воздействия на лиц, склонных к насильственному поведению, является беседа.

В соответствии с нормативными актами МВД России профилактическая беседа должна проводиться работниками милиции в обязательном порядке с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, по их прибытии на место постоянного жительства и при некоторых других обстоятельствах. С профилактиру-емыми лицами беседы проводят эпизодически, при наличии таких поводов, как принятие новых законов, наступление положительных или отрицательных изменений в поведении профилактируемого, необходимость оказания ему помощи и т.д.

В малых городах, небольших населенных пунктах работники органов внутренних дел имеют возможность повседневного контакта с профилактируемым, а следовательно, и частота бесед с ним может быть достаточно интенсивной. При проведении каждой из них может быть в отдельности решена та или иная профилактическая задача.

Возможности для частого проведения профилактической беседы в условиях крупного города ограничены. Как показало выборочное изучение практики органов внутренних дел Москвы, в 68,3% случаев беседы с профилактируемым проводили 1—2 раза в квартал, 23,6% — 1—2 раза в месяц и только в 3,1% — чаще двух раз в месяц. Аналогичная ситуация наблюдается и в Воронеже, Липецке, Туле и других городах. Это объясняется тем, что почти две трети профилактируемых живут в одном, а работают в другом районе города. Культурно-бытовые потребности жители города зачастую удовлетворяют в центральной части или в других, более развитых районах города. К тому же следует добавить затраты времени на внутригородские поездки. Все это приводит к сокращению времени пребывания профилактируемых по месту жительства.

Как показывает проведенное нами исследование, не все сотрудники милиции обладают необходимыми

психолого-педагогическими познаниями и не всегда могут использовать достижения психолого-педагогической науки в своей профилактической работе. Так, примерно 70% опрошенных сотрудников милиции ЦФО России признают, что в этом деле зачастую имеет место лишь опора на житейский опыт, использование так называемого метода «проб и ошибок».

К числу существенных негативных факторов организационного порядка в предупреждении преступлений относится непринятие правоохранительными органами необходимых мер по заявлениям граждан о совершаемых в семье хулиганских действиях, оскорблениях и побоях, которые затем перерастают в тяжкие насильственные преступления. К аналогичным последствиям часто приводит то, что обвиняемые в тяжких насильственных преступлениях, совершенных в семье, несмотря на их повышенную общественную опасность, не берутся под стражу, а наблюдение за ними силами милиции и общественности не обеспечивается. Это дает им возможность совершать новые преступления. С другой стороны, жертвы семейного насилия (а они иногда совсем не защищены), боясь расправы, вынужденно не заявляют в правоохранительные органы о совершенных на них нападениях [4].

Сложившееся положение с реагированием правоохранительных органов, и в первую очередь органов внутренних дел, на насильственные преступные посягательства в семье в немалой степени объясняется тем, что сотрудники этих органов крайне перегружены работой, поэтому часто просто не в состоянии уделить должное внимание преступлениям, которые, на их взгляд, не представляют большой общественной опасности.

Наряду с этим возможности эффективного реагирования сотрудников милиции на семейные конфликты существенно ограничены их слабой материально-технической оснащенностью. Особенно неблагополучно в данном отношении положение участковых уполномоченных, которые в значительно большей степени, чем сотрудники других служб органов внутренних дел, вовлечены в процесс профилактики насилия.

В целях повышения эффективности работы сотрудников органов внутренних дел, и в частности участковых уполномоченных, по предупреждению насильственной преступности необходимо:

Ф организовать надлежащее материально-техническое обеспечение служб ОВД с определением конкретных источников финансирования и лиц, ответственных за это обеспечение; в целях совершенствования профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, и в том числе участковых уполномоченных милиции, создать на базе учебного заведения системы МВД России специализированный факультет переподготовки участковых уполномоченных и представителей других служб с опреде-

лением конкретной программы обучения, включающей, в частности, изучение проблем борьбы с насильственной преступностью;

® для усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности по месту жительства граждан, создания и обеспечения резерва участковых уполномоченных милиции в штат гор-райорганов внутренних дел ввести должности помощника участкового уполномоченного.

Одним из важнейших направлений профилактики насильственной преступности является разработка и осуществление на всех ее уровнях государственной семейной политики как составной части социальной политики в целом. В целях предупреждения семейно-бытовой преступности следует создать сеть и активизировать деятельность консультативных центров, в которых психологи, социологи, юристы оказывали бы необходимую помощь конкретным лицам в решении психологических и материально-бытовых проблем.

Следует ввести критерии оценки профилактической деятельности органов внутренних дел ЦФО России, так как до настоящего времени любая деятельность профилактического характера, которая требует много затрат времени, сил и средств, но не приносит немедленного эффекта, не учитывается при подведении каких-либо итогов служебной деятельности. Это, как следствие, вызывает только негативное отношение у сотрудников милиции к какому-либо виду профилактической деятельности в целом.

В сфере раннего предупреждения преступного поведения лиц с психическими аномалиями следует создать специальные (коррекционные) учреждения для лиц, имеющих отклонения в развитии или заболевания и обладающих повышенной агрессивностью.

Кроме того, в административном законодательстве следует предусмотреть основания и сроки применения принудительных мер медицинского характера за совершение административных и иных правонарушений, которые сопровождались применением насилия.

Литература

1. Уткин В.А. Организация предупреждения преступлений органами внутренних дел крупного города [Текст] / В.А. Уткин. - М., 1985. - С. 27.

2. Южанин В.Е. Проблемы рецидива преступлений и ответственности за него по уголовному праву России [Текст] /В.Е. Южанин, А.В. Армашова. - М., 2007. - С. 7.

3. Алексеев А.И.Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел [Текст] / А.И. Алексеев. - М., 1984. - С. 35-36.

4. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье. Уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис... докт. юрид. наук. 12.00.08. [Текст] / А.Н. Ильяшенко. - М., 2003. - С. 336-338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.