целью повышения качества расследования уголовных дел, обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений. Комплексное сочетание средств и методов, которыми располагают орган дознания и следователь, позволяет целенаправленно и эффективно вести борьбу с преступностью, выполнять задачи, возложенные на них законом.
1 См.: Руководство по расследованию преступлений: Учеб. пособие / Кол. авт. под рук. А.В. Гриненко. — М., 2002. — С. 106-107.
2 Михайлов А.М. Отдельное поручение следователя. — М.: Юридическая литература, 1971. — С. 18—34.
3 См.: Порубов Н.И. Научная организация труда следователя. — Минск: Высшая школа, 1970. — С. 234.
4 См.: Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. — М., 1986. — С. 126.
5 См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1988. - № 5. -С. 5-6.
6 См.: Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел / Кол. авт. под рук. Л.М. Карнеевой. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. - С. 41.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ
Д.В. КОНОПКИН
Индивидуальная профилактика правонарушений — главная задача службы участковых уполномоченных милиции. В настоящее время эта деятельность осуществляется вне правового поля, поскольку ее правовое регулирование отсутствует. Специфика профилактической деятельности, заключающаяся в индивидуальности подхода к каждому объекту профилактики, осложняет установление строгих правовых рамок, поэтому для стороннего наблюдателя индивидуальная профилактика представляется неправовой формой деятельности органов внутренних дел.
Объект индивидуальной профилактики ограничен в правах и свободах, значит, индивидуальная профилактика должна рассматриваться как совокупность административного предупреждения — разновидность мер административного принуждения. Это требует наличия правовых оснований индивидуально-профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции.
Первоочередное значение имеет принятие федерального закона об индивидуальной профилактике правонарушений. Он должен включать в себя следующие разделы:
Ф общие положения;
Ф требования к порядку осуществления индивидуально-профилактической деятельности;
# административные процедуры;
Ф порядок и формы контроля и надзора за осуществлением индивидуально-профилактической деятельности.
Раздел «Общие положения» должен содержать нормы общего характера и дефиниции, а также определять цель и задачи индивидуальной профилактики, устанавливать ее формы, очерчивать круг лиц,
подлежащих административно-правовому воздействию.
Федеральный закон должен определять порядок осуществления участковыми уполномоченными милиции индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений. В нем следует перечислить нормативные правовые акты, образующие правовую основу этой деятельности. Необходимо определить, каких результатов мы ожидаем от осуществления профилактической деятельности — прекращение противоправного поведения, вовлечение в трудовую деятельность. Далее нужно определить основные направления и формы осуществления индивидуальной профилактики.
Основные направления осуществления индивидуальной профилактики участковым уполномоченным милиции:
Ф выявление и учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию;
Ф организация занятости лиц, не имеющих работы;
# профилактика наркомании и токсикомании;
# организация юридической помощи населению;
Ф формирование общественного правосознания,
в том числе с использованием средств массовой информации и социальной рекламы.
Основными формами профилактики могут быть проведение профилактических бесед, постановка на профилактический учет, помощь в социальной адаптации, а также контроль над соблюдением установленных судом ограничений.
Объектами профилактики правонарушений являются следующие лица, состоящие на профилактическом учете в ОВД:
® предоставляющие помещения для занятия проституцией, наркоманией, токсикоманией;
Ф ранее судимые;
Ф освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;
Ф обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, а также осужденные к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, и условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
Ф освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
# допускающие административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;
Ф хронические алкоголики, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;
Ф больные наркоманией, а также допускающие потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;
Ф психические больные, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;
Ф несовершеннолетние правонарушители, родители несовершеннолетних, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
Ф уклоняющиеся от военной службы;
Ф находящиеся в розыске;
Ф входящие в неформальные молодежные объединения экстремистского толка;
Ф задерживавшиеся за нарушения общественного порядка при проведении массовых мероприятий;
Ф без определенного места жительства;
Ф занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством.
В федеральном законе необходимо дать определения следующих терминов:
# объекты профилактики правонарушений — лица, поведение которых указывает на возможность совершения ими правонарушений, подлежащие индивидуальному профилактическому воздействию в целях устранения или минимизации причин и условий совершения правонарушений;
Ф профилактический учет — система мер по выявлению, регистрации, собиранию и анализу данных об объектах профилактики правонарушений;
Ф антиобщественные действия — действия, выража-ющиеся в систематическом совершении администра-
тивных правонарушений, употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, злоупотреблении алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
В разделе «Требования и порядку осуществления индивидуальной профилактики» следует, во-первых, определить юридические факты возбуждения профилактического дела, во-вторых, установить правила определения сроков нахождения граждан на профилактическом учете, в-третьих — основания прекращения индивидуальной профилактики. Кроме того, важным представляется закрепление прав профилак-тируемых лиц.
В законодательстве не определен круг деяний, за совершение которых лицо подлежит постановке на профилактический учет. Исходным моментом при установлении надзора является констатация фактов антиобщественного, противоправного поведения лица, а также прогнозирование возможности совершения им преступного деяния.
Поводами возбуждения профилактического дела могут быть следующие юридические факты:
Ф заявление родственников лица, подлежащего индивидуальному профилактическому воздействию, или иных заинтересованных лиц об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики правонарушений;
Ф информация, поступившая из уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России об условном либо не связанном с лишением свободы осуждении гражданина;
Ф информация, поступившая от прокурора, следователя, органа дознания или начальника ОВД;
Ф заключение, утвержденное руководителем ОВД, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Наличие любого повода требует рассмотрения его участковым уполномоченным милиции с целью принятия предварительного решения о необходимости взятия гражданина на профилактический учет либо об отсутствии такой необходимости. На этом этапе должна быть проведена профилактическая беседа.
Необходимо определить сроки проведения профилактических мероприятий. Гражданин, в отношении которого такие мероприятия проводятся, должен знать, в течение какого времени он ограничивается в правах и на него возлагаются дополнительные обязанности. Сроки могут быть разными. Так, в случае установления судом ограничений в отношении лица, исполнившего наказание в виде лишения свободы, сроки действия ограничений определяются в судебном постановлении. Наблюдение за лицами, условно осужденными, должно осуществляться в течение
срока условного осуждения. Учет и наблюдение в отношении несовершеннолетних граждан продолжаются до достижения ими совершеннолетнего возраста. В отдельных случаях, например когда на учет в ОВД ставится гражданин, совершающий антиобщественные действия (семейный дебошир, хронический алкоголик и пр.), профилактические мероприятия должны проводиться до тех пор, пока гражданин не встанет на путь исправления.
К сожалению, в нормативных правовых актах статус лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика, регламентируется односторонне и к тому же опосредованно. Участковому уполномоченному милиции предоставлены права в отношении этих лиц. Следовательно, правам участкового уполномоченного должны корреспондировать обязанности профилак-тируемого лица. Эти обязанности не установлены, но предусмотрена юридическая ответственность за неисполнение законных требований сотрудника милиции, а также за неисполнение обязанностей, нарушение ограничений, установленных судом (ст. 19.24 КоАП). Права профилактируемых не определены. В связи с этим необходимо сформулировать права этих лиц:
Ф лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, нормами международного права, международными договорами России, иными нормативными правовыми актами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации;
# лица, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, должны иметь право на: а) уведомление о постановке на профилактический учет; б) разъяснение юридических последствий постановки на профилактический учет; в) получение доступа к персональным данным, имеющимся в органах профилактики правонарушений в порядке, установленном законодательством о персональных данных; г) обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики правонарушений, в вышестоящие органы этой системы, органы прокуратуры и суд; д) гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение; е) юридическую помощь адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом.
Это краткий перечень, он не учитывает всех обстоятельств, которые возникают в каждом отдельном случае осуществления индивидуального профилактического воздействия на конкретного гражданина. Необходимо сделать оговорку о том, что перечисление прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав человека и гражданина. Постановка гражданина на профилактический учет в ОВД не может умалять его законных прав и свобод.
По отношению к объектам профилактики не допускается применение:
Ф физического и психического насилия;
Ф мер воздействия без учета личности профилакти-руемого;
Ф мер, унижающих человеческое достоинство.
К сожалению, невозможно определить обязанности лица, состоящего на профилактическом учете в ОВД. Нужно в Федеральном законе «О предупреждении правонарушений» закрепить обязанности граждан, необходимые для осуществления индивидуальной профилактики, в частности:
Ф предупреждать участкового уполномоченного милиции о выезде за пределы населенного пункта, о смене места жительства;
Ф не препятствовать посещению участковым уполномоченным милиции места своего проживания;
Ф представлять по требованию участкового уполномоченного милиции необходимые документы и сведения, давать объяснения;
Ф являться по вызову участкового уполномоченного милиции в помещение ОВД или в помещение участковых уполномоченных милиции.
Неисполнение этих обязанностей следует квалифицировать как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КоАП.
В разделе «Административные процедуры» необходимо изложить последовательность осуществления индивидуальной профилактики.
Стадия подготовки к рассмотрению дела о постановке на профилактический учет в ОВД. Наличие обстоятельств, служащих основанием проведения индивидуальной профилактики правонарушений, должно рассматриваться как повод к возбуждению индивидуального профилактического дела.
Участковый уполномоченный милиции обязан провести проверку этих обстоятельств и профилактическую беседу с гражданином, подлежащим постановке на профилактический учет. В ходе беседы он должен предупредить гражданина о возможной постановке на такой учет. На это можно ориентировочно выделить семидневный срок.
Проведение профилактической беседы должно быть задокументировано участковым уполномоченным милиции, а гражданину должно быть предложено поставить свою подпись в подтверждение того, что он был предупрежден о возможной постановке на профилактический учет в случае продолжения им антиобщественного поведения. Формой документа, подтверждающего проведение профилактической беседы, должен стать протокол.
В случае повторного в течение года после проведенной профилактической беседы возникновения оснований для постановки на профилактический учет участковый уполномоченный милиции формирует учетное дело и в течение трех дней с момента возникновения таких оснований представляет начальнику милиции общественной безопасности ОВД (милиции) мотивированное представление о постановке на учет лица в форме рапорта.
Стадия рассмотрения дела о постановке лица на профилактический учет в ОВД. На этой стадии индивидуально-профилактического дела основным субъектом должен стать начальник милиции общественной безопасности, который должен рассмотреть представленные материалы. Можно выделить специальный этап подготовки к рассмотрению.
В ходе подготовки начальник милиции общественной безопасности должен провести предварительную оценку представленных материалов и принять решение о прекращении производства по делу либо о его продолжении. В последнем случае он должен назначить время и место рассмотрения дела и принять меры к уведомлению гражданина, в отношении которого рассматривается дело. Здесь должны действовать общие правила рассмотрения дел, согласно которым в случае неявки надлежащим образом уведомленного гражданина по неуважительным причинам дело может быть рассмотрено в его отсутствие. Необходимо также присутствие при рассмотрении дела участкового уполномоченного милиции.
Формой акта о постановке гражданина на профилактический учет должно быть избрано постановление, выносимое начальником милиции общественной безопасности и утверждаемое начальником ОВД.
Лицу, поставленному на профилактический учет в ОВД, следует разъяснить его права и обязанности, а также порядок обжалования постановления и вручить под роспись копию постановления. Таким способом будет обеспечено его право на информацию об устанавливаемых в его отношении ограничениях.
Стадия пересмотра принятого решения. На стадии обжалования (опротестования) вынесенного постановления должны действовать общие правила обжалования в административном или судебном порядке. Кроме того, гражданину должна быть предоставлена возможность подать жалобу прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в деятельности ОВД.
Субъектом, уполномоченным пересматривать постановление о постановке гражданина на профилактический учет, должен быть начальник ОВД, поскольку постановление выносится его заместителем. Возможно и дальнейшее обжалование — в вышестоящий ОВД.
В случае обращения с жалобой в органы прокуратуры прокурор обязан не просто перенаправить жалобу начальнику ОВД, а осуществить мероприятия по надзору за законностью принятия обжалуемого решения. В случае установления нарушений, необоснованной постановки на профилактический учет прокурор должен вынести представление начальнику ОВД об устранении нарушений. Представление должно рассматриваться как основание для пересмотра вынесенного решения и, в случае подтверждения указанных прокурором обстоятельств, отмены решения о постановке лица на профилактический учет в ОВД.
Гражданин, необоснованно, по его мнению, поставленный на профилактический учет, вправе обратиться в районный суд.
Стадия исполнения постановления о постановке лица на профилактический учет в ОВД. Участковый уполномоченный милиции осуществляет собственно мероприятия по индивидуальной профилактике правонарушений, а именно:
# контролирует поведение профилактируемого;
Ф собирает и учитывает в профилактическом деле информацию о его поведении (сведения о совершении им административных правонарушений, о доставлении его в ОВД, медицинские вытрезвители и т.д.);
# проводит профилактические беседы с профилак-тируемым и членами его семьи.
Контроль над поведением профилактируемого может осуществляться в разных формах, например в посещении его по месту проживания; в вызовах про-филактируемого в помещение ОВД или в помещение участковых уполномоченных милиции для профилактической беседы; в наблюдении за его поведением в общественных местах; в установлении фактов посещения развлекательных учреждений (ресторанов, казино, игорных домов и т.д.); посещения лиц, предоставляющих помещения для занятия проституцией, наркоманией, токсикоманией; общения с лицами, больными наркоманией, употребляющими наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача.
Важно обеспечить законность. Должна быть определена периодичность посещений участковым уполномоченным милиции профилактируемого по месту его проживания, а также периодичность вызовов его в помещение ОВД или участковых уполномоченных милиции для беседы. Эффективность достигается при посещении один раз в квартал и в вызовах не реже одного раза в полугодие, но не чаще одного раза в месяц. Профилактируемый может вызываться в ОВД по необходимости, например в случае получения сведений о противоправном или антиобщественном его поведении.
Стадия прекращения профилактического учета в отношении гражданина. Постановка на профилактический учет в ОВД должна рассматриваться как вынужденная мера административного воздействия, применяемая только при наличии законных к тому оснований. Лицо, в отношении которого эта мера применяется, должно иметь возможность выхода из-под ее действия в случае прекращения ее оснований.
Поводом для возбуждения вопроса о снятии с профилактического учета могут быть следующие обстоятельства:
® ходатайство гражданина о прекращении проведения в отношении него индивидуального профилактического воздействия;
® ходатайство членов семьи профилактируемого, администрации с места его работы;
# представление прокурора;
Ф информация, поступившая из уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России, о снятии (погашении) судимости или наступлении других обстоятельств, послуживших основаниями для постановки на профилактический учет в ОВД;
Ф решение начальника ОВД, решение суда по жалобе гражданина, отменяющее постановление о постановке на профилактический учет в ОВД.
При рассмотрении вопроса о снятии гражданина с профилактического учета в ОВД необходимо установить следующие факты:
Ф принятие судом решения об освобождении от наказания или об отмене отсрочки отбывания наказания;
Ф истечение испытательного срока условно осужденного лица;
Ф исполнение уголовного наказания, не предусматривающего лишения свободы;
Ф исправление1, излечение от алкоголизма, наркомании или токсикомании;
Ф совершение преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лишению свободы;
Ф неподтверждение материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
Ф наступление обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений;
Ф смерть, признание в установленном законодательством порядке умершим или безвестно отсутствующим.
Необходимо также предусмотреть возможность заявления лицом, состоящим на профилактическом учете, заявления ходатайства о снятии его с учета. При этом следует определить сроки, по истечении которых ходатайство может быть заявлено.
Снятие с профилактического учета в ОВД должно производиться в том же порядке, что и постановка на учет, и оформляться постановлением начальника милиции общественной безопасности, утвержденным начальником ОВД. Лицу, состоявшему на профилактическом учете в ОВД, в трехдневный срок со дня подписания постановления о снятии с учета должна быть направлена копия постановления.
Сведения о получении информации, служащей поводом к возбуждению индивидуального профилактического дела, проведении профилактических бесед, принимаемых решениях, факты, характеризующие поведение лица, состоящего на профилактическом учете в ОВД, заносятся участковым уполномоченным в учетно-профилактическое дело, форма которого утверждена приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900.
Раздел «Порядок и формы контроля и надзора за осуществлением индивидуально-профилактической деятельности» должен содержать указание на: субъект контроля и надзора; формы контроля и надзора; периодичность осуществления контроля и надзора.
Субъектами контроля над осуществлением индивидуальной профилактики являются:
Ф старший участковый уполномоченный милиции;
Ф начальник отделения участковых уполномоченных милиции;
Ф начальник штаба городского, районного ОВД;
Ф начальник милиции общественной безопасности;
Ф начальник городского, районного ОВД;
# уполномоченный сотрудник отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции вышестоящего ОВД;
® подразделения собственной безопасности ОВД.
Надзор за осуществлением индивидуальной профилактики осуществляется прокурором в соответствии с законодательством о прокуратуре.
Контроль над осуществлением участковым уполномоченным милиции индивидуальной профилактики может осуществляться в следующих формах:
# проведение плановых и внеплановых проверок;
Ф проведение открытого и скрытого контроля;
Ф проведение камеральных проверок (изучение порядка, правильности и полноты ведения профилактических дел) и выездных проверок (в помещении участковых уполномоченных милиции).
Плановые проверки должны проводиться всеми субъектами контроля в соответствии с планами их работы. В федеральном законе необходимо определить, что плановые проверки осуществления участковым уполномоченным индивидуальной профилактики должны проводиться не чаще одного раза в квартал и преимущественно в форме камеральных проверок. В противном случае проверки будут отвлекать его от исполнения служебных обязанностей. Внеплановые проверки должны проводиться при наличии серьезных к тому поводов, например в случае совершения профилактируемым преступления или административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или на порядок управления.
В случае выявления недостатков в работе участкового уполномоченного милиции, фактов нарушения законности проверяющие обязаны принять меры к устранению нарушений, а также к оказанию дисциплинарного воздействия на участкового уполномоченного милиции. При этом необходимо использовать способы положительной мотивации: если участковый уполномоченный добросовестно исполняет свои служебные обязанности, добивается исправления граждан, состоящих на профилактическом учете в ОВД, он должен поощряться.
1 Лицо, состоящее на учете в ОВД, может считаться исправившимся, если в течение календарного года отсутствует информация о его противоправном или общественно опасном поведении.