Научная статья на тему 'Административная регламентация индивидуально- профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции'

Административная регламентация индивидуально- профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Конопкин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная регламентация индивидуально- профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции»

целью повышения качества расследования уголовных дел, обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений. Комплексное сочетание средств и методов, которыми располагают орган дознания и следователь, позволяет целенаправленно и эффективно вести борьбу с преступностью, выполнять задачи, возложенные на них законом.

1 См.: Руководство по расследованию преступлений: Учеб. пособие / Кол. авт. под рук. А.В. Гриненко. — М., 2002. — С. 106-107.

2 Михайлов А.М. Отдельное поручение следователя. — М.: Юридическая литература, 1971. — С. 18—34.

3 См.: Порубов Н.И. Научная организация труда следователя. — Минск: Высшая школа, 1970. — С. 234.

4 См.: Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. — М., 1986. — С. 126.

5 См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1988. - № 5. -С. 5-6.

6 См.: Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел / Кол. авт. под рук. Л.М. Карнеевой. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. - С. 41.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ

Д.В. КОНОПКИН

Индивидуальная профилактика правонарушений — главная задача службы участковых уполномоченных милиции. В настоящее время эта деятельность осуществляется вне правового поля, поскольку ее правовое регулирование отсутствует. Специфика профилактической деятельности, заключающаяся в индивидуальности подхода к каждому объекту профилактики, осложняет установление строгих правовых рамок, поэтому для стороннего наблюдателя индивидуальная профилактика представляется неправовой формой деятельности органов внутренних дел.

Объект индивидуальной профилактики ограничен в правах и свободах, значит, индивидуальная профилактика должна рассматриваться как совокупность административного предупреждения — разновидность мер административного принуждения. Это требует наличия правовых оснований индивидуально-профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции.

Первоочередное значение имеет принятие федерального закона об индивидуальной профилактике правонарушений. Он должен включать в себя следующие разделы:

Ф общие положения;

Ф требования к порядку осуществления индивидуально-профилактической деятельности;

# административные процедуры;

Ф порядок и формы контроля и надзора за осуществлением индивидуально-профилактической деятельности.

Раздел «Общие положения» должен содержать нормы общего характера и дефиниции, а также определять цель и задачи индивидуальной профилактики, устанавливать ее формы, очерчивать круг лиц,

подлежащих административно-правовому воздействию.

Федеральный закон должен определять порядок осуществления участковыми уполномоченными милиции индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений. В нем следует перечислить нормативные правовые акты, образующие правовую основу этой деятельности. Необходимо определить, каких результатов мы ожидаем от осуществления профилактической деятельности — прекращение противоправного поведения, вовлечение в трудовую деятельность. Далее нужно определить основные направления и формы осуществления индивидуальной профилактики.

Основные направления осуществления индивидуальной профилактики участковым уполномоченным милиции:

Ф выявление и учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию;

Ф организация занятости лиц, не имеющих работы;

# профилактика наркомании и токсикомании;

# организация юридической помощи населению;

Ф формирование общественного правосознания,

в том числе с использованием средств массовой информации и социальной рекламы.

Основными формами профилактики могут быть проведение профилактических бесед, постановка на профилактический учет, помощь в социальной адаптации, а также контроль над соблюдением установленных судом ограничений.

Объектами профилактики правонарушений являются следующие лица, состоящие на профилактическом учете в ОВД:

® предоставляющие помещения для занятия проституцией, наркоманией, токсикоманией;

Ф ранее судимые;

Ф освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;

Ф обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, а также осужденные к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, и условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

Ф освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

# допускающие административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;

Ф хронические алкоголики, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;

Ф больные наркоманией, а также допускающие потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;

Ф психические больные, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;

Ф несовершеннолетние правонарушители, родители несовершеннолетних, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;

Ф уклоняющиеся от военной службы;

Ф находящиеся в розыске;

Ф входящие в неформальные молодежные объединения экстремистского толка;

Ф задерживавшиеся за нарушения общественного порядка при проведении массовых мероприятий;

Ф без определенного места жительства;

Ф занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством.

В федеральном законе необходимо дать определения следующих терминов:

# объекты профилактики правонарушений — лица, поведение которых указывает на возможность совершения ими правонарушений, подлежащие индивидуальному профилактическому воздействию в целях устранения или минимизации причин и условий совершения правонарушений;

Ф профилактический учет — система мер по выявлению, регистрации, собиранию и анализу данных об объектах профилактики правонарушений;

Ф антиобщественные действия — действия, выража-ющиеся в систематическом совершении администра-

тивных правонарушений, употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, злоупотреблении алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

В разделе «Требования и порядку осуществления индивидуальной профилактики» следует, во-первых, определить юридические факты возбуждения профилактического дела, во-вторых, установить правила определения сроков нахождения граждан на профилактическом учете, в-третьих — основания прекращения индивидуальной профилактики. Кроме того, важным представляется закрепление прав профилак-тируемых лиц.

В законодательстве не определен круг деяний, за совершение которых лицо подлежит постановке на профилактический учет. Исходным моментом при установлении надзора является констатация фактов антиобщественного, противоправного поведения лица, а также прогнозирование возможности совершения им преступного деяния.

Поводами возбуждения профилактического дела могут быть следующие юридические факты:

Ф заявление родственников лица, подлежащего индивидуальному профилактическому воздействию, или иных заинтересованных лиц об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики правонарушений;

Ф информация, поступившая из уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России об условном либо не связанном с лишением свободы осуждении гражданина;

Ф информация, поступившая от прокурора, следователя, органа дознания или начальника ОВД;

Ф заключение, утвержденное руководителем ОВД, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Наличие любого повода требует рассмотрения его участковым уполномоченным милиции с целью принятия предварительного решения о необходимости взятия гражданина на профилактический учет либо об отсутствии такой необходимости. На этом этапе должна быть проведена профилактическая беседа.

Необходимо определить сроки проведения профилактических мероприятий. Гражданин, в отношении которого такие мероприятия проводятся, должен знать, в течение какого времени он ограничивается в правах и на него возлагаются дополнительные обязанности. Сроки могут быть разными. Так, в случае установления судом ограничений в отношении лица, исполнившего наказание в виде лишения свободы, сроки действия ограничений определяются в судебном постановлении. Наблюдение за лицами, условно осужденными, должно осуществляться в течение

срока условного осуждения. Учет и наблюдение в отношении несовершеннолетних граждан продолжаются до достижения ими совершеннолетнего возраста. В отдельных случаях, например когда на учет в ОВД ставится гражданин, совершающий антиобщественные действия (семейный дебошир, хронический алкоголик и пр.), профилактические мероприятия должны проводиться до тех пор, пока гражданин не встанет на путь исправления.

К сожалению, в нормативных правовых актах статус лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика, регламентируется односторонне и к тому же опосредованно. Участковому уполномоченному милиции предоставлены права в отношении этих лиц. Следовательно, правам участкового уполномоченного должны корреспондировать обязанности профилак-тируемого лица. Эти обязанности не установлены, но предусмотрена юридическая ответственность за неисполнение законных требований сотрудника милиции, а также за неисполнение обязанностей, нарушение ограничений, установленных судом (ст. 19.24 КоАП). Права профилактируемых не определены. В связи с этим необходимо сформулировать права этих лиц:

Ф лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, нормами международного права, международными договорами России, иными нормативными правовыми актами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации;

# лица, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, должны иметь право на: а) уведомление о постановке на профилактический учет; б) разъяснение юридических последствий постановки на профилактический учет; в) получение доступа к персональным данным, имеющимся в органах профилактики правонарушений в порядке, установленном законодательством о персональных данных; г) обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики правонарушений, в вышестоящие органы этой системы, органы прокуратуры и суд; д) гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение; е) юридическую помощь адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом.

Это краткий перечень, он не учитывает всех обстоятельств, которые возникают в каждом отдельном случае осуществления индивидуального профилактического воздействия на конкретного гражданина. Необходимо сделать оговорку о том, что перечисление прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав человека и гражданина. Постановка гражданина на профилактический учет в ОВД не может умалять его законных прав и свобод.

По отношению к объектам профилактики не допускается применение:

Ф физического и психического насилия;

Ф мер воздействия без учета личности профилакти-руемого;

Ф мер, унижающих человеческое достоинство.

К сожалению, невозможно определить обязанности лица, состоящего на профилактическом учете в ОВД. Нужно в Федеральном законе «О предупреждении правонарушений» закрепить обязанности граждан, необходимые для осуществления индивидуальной профилактики, в частности:

Ф предупреждать участкового уполномоченного милиции о выезде за пределы населенного пункта, о смене места жительства;

Ф не препятствовать посещению участковым уполномоченным милиции места своего проживания;

Ф представлять по требованию участкового уполномоченного милиции необходимые документы и сведения, давать объяснения;

Ф являться по вызову участкового уполномоченного милиции в помещение ОВД или в помещение участковых уполномоченных милиции.

Неисполнение этих обязанностей следует квалифицировать как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КоАП.

В разделе «Административные процедуры» необходимо изложить последовательность осуществления индивидуальной профилактики.

Стадия подготовки к рассмотрению дела о постановке на профилактический учет в ОВД. Наличие обстоятельств, служащих основанием проведения индивидуальной профилактики правонарушений, должно рассматриваться как повод к возбуждению индивидуального профилактического дела.

Участковый уполномоченный милиции обязан провести проверку этих обстоятельств и профилактическую беседу с гражданином, подлежащим постановке на профилактический учет. В ходе беседы он должен предупредить гражданина о возможной постановке на такой учет. На это можно ориентировочно выделить семидневный срок.

Проведение профилактической беседы должно быть задокументировано участковым уполномоченным милиции, а гражданину должно быть предложено поставить свою подпись в подтверждение того, что он был предупрежден о возможной постановке на профилактический учет в случае продолжения им антиобщественного поведения. Формой документа, подтверждающего проведение профилактической беседы, должен стать протокол.

В случае повторного в течение года после проведенной профилактической беседы возникновения оснований для постановки на профилактический учет участковый уполномоченный милиции формирует учетное дело и в течение трех дней с момента возникновения таких оснований представляет начальнику милиции общественной безопасности ОВД (милиции) мотивированное представление о постановке на учет лица в форме рапорта.

Стадия рассмотрения дела о постановке лица на профилактический учет в ОВД. На этой стадии индивидуально-профилактического дела основным субъектом должен стать начальник милиции общественной безопасности, который должен рассмотреть представленные материалы. Можно выделить специальный этап подготовки к рассмотрению.

В ходе подготовки начальник милиции общественной безопасности должен провести предварительную оценку представленных материалов и принять решение о прекращении производства по делу либо о его продолжении. В последнем случае он должен назначить время и место рассмотрения дела и принять меры к уведомлению гражданина, в отношении которого рассматривается дело. Здесь должны действовать общие правила рассмотрения дел, согласно которым в случае неявки надлежащим образом уведомленного гражданина по неуважительным причинам дело может быть рассмотрено в его отсутствие. Необходимо также присутствие при рассмотрении дела участкового уполномоченного милиции.

Формой акта о постановке гражданина на профилактический учет должно быть избрано постановление, выносимое начальником милиции общественной безопасности и утверждаемое начальником ОВД.

Лицу, поставленному на профилактический учет в ОВД, следует разъяснить его права и обязанности, а также порядок обжалования постановления и вручить под роспись копию постановления. Таким способом будет обеспечено его право на информацию об устанавливаемых в его отношении ограничениях.

Стадия пересмотра принятого решения. На стадии обжалования (опротестования) вынесенного постановления должны действовать общие правила обжалования в административном или судебном порядке. Кроме того, гражданину должна быть предоставлена возможность подать жалобу прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в деятельности ОВД.

Субъектом, уполномоченным пересматривать постановление о постановке гражданина на профилактический учет, должен быть начальник ОВД, поскольку постановление выносится его заместителем. Возможно и дальнейшее обжалование — в вышестоящий ОВД.

В случае обращения с жалобой в органы прокуратуры прокурор обязан не просто перенаправить жалобу начальнику ОВД, а осуществить мероприятия по надзору за законностью принятия обжалуемого решения. В случае установления нарушений, необоснованной постановки на профилактический учет прокурор должен вынести представление начальнику ОВД об устранении нарушений. Представление должно рассматриваться как основание для пересмотра вынесенного решения и, в случае подтверждения указанных прокурором обстоятельств, отмены решения о постановке лица на профилактический учет в ОВД.

Гражданин, необоснованно, по его мнению, поставленный на профилактический учет, вправе обратиться в районный суд.

Стадия исполнения постановления о постановке лица на профилактический учет в ОВД. Участковый уполномоченный милиции осуществляет собственно мероприятия по индивидуальной профилактике правонарушений, а именно:

# контролирует поведение профилактируемого;

Ф собирает и учитывает в профилактическом деле информацию о его поведении (сведения о совершении им административных правонарушений, о доставлении его в ОВД, медицинские вытрезвители и т.д.);

# проводит профилактические беседы с профилак-тируемым и членами его семьи.

Контроль над поведением профилактируемого может осуществляться в разных формах, например в посещении его по месту проживания; в вызовах про-филактируемого в помещение ОВД или в помещение участковых уполномоченных милиции для профилактической беседы; в наблюдении за его поведением в общественных местах; в установлении фактов посещения развлекательных учреждений (ресторанов, казино, игорных домов и т.д.); посещения лиц, предоставляющих помещения для занятия проституцией, наркоманией, токсикоманией; общения с лицами, больными наркоманией, употребляющими наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача.

Важно обеспечить законность. Должна быть определена периодичность посещений участковым уполномоченным милиции профилактируемого по месту его проживания, а также периодичность вызовов его в помещение ОВД или участковых уполномоченных милиции для беседы. Эффективность достигается при посещении один раз в квартал и в вызовах не реже одного раза в полугодие, но не чаще одного раза в месяц. Профилактируемый может вызываться в ОВД по необходимости, например в случае получения сведений о противоправном или антиобщественном его поведении.

Стадия прекращения профилактического учета в отношении гражданина. Постановка на профилактический учет в ОВД должна рассматриваться как вынужденная мера административного воздействия, применяемая только при наличии законных к тому оснований. Лицо, в отношении которого эта мера применяется, должно иметь возможность выхода из-под ее действия в случае прекращения ее оснований.

Поводом для возбуждения вопроса о снятии с профилактического учета могут быть следующие обстоятельства:

® ходатайство гражданина о прекращении проведения в отношении него индивидуального профилактического воздействия;

® ходатайство членов семьи профилактируемого, администрации с места его работы;

# представление прокурора;

Ф информация, поступившая из уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России, о снятии (погашении) судимости или наступлении других обстоятельств, послуживших основаниями для постановки на профилактический учет в ОВД;

Ф решение начальника ОВД, решение суда по жалобе гражданина, отменяющее постановление о постановке на профилактический учет в ОВД.

При рассмотрении вопроса о снятии гражданина с профилактического учета в ОВД необходимо установить следующие факты:

Ф принятие судом решения об освобождении от наказания или об отмене отсрочки отбывания наказания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф истечение испытательного срока условно осужденного лица;

Ф исполнение уголовного наказания, не предусматривающего лишения свободы;

Ф исправление1, излечение от алкоголизма, наркомании или токсикомании;

Ф совершение преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лишению свободы;

Ф неподтверждение материалов, послуживших основанием для постановки на учет;

Ф наступление обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений;

Ф смерть, признание в установленном законодательством порядке умершим или безвестно отсутствующим.

Необходимо также предусмотреть возможность заявления лицом, состоящим на профилактическом учете, заявления ходатайства о снятии его с учета. При этом следует определить сроки, по истечении которых ходатайство может быть заявлено.

Снятие с профилактического учета в ОВД должно производиться в том же порядке, что и постановка на учет, и оформляться постановлением начальника милиции общественной безопасности, утвержденным начальником ОВД. Лицу, состоявшему на профилактическом учете в ОВД, в трехдневный срок со дня подписания постановления о снятии с учета должна быть направлена копия постановления.

Сведения о получении информации, служащей поводом к возбуждению индивидуального профилактического дела, проведении профилактических бесед, принимаемых решениях, факты, характеризующие поведение лица, состоящего на профилактическом учете в ОВД, заносятся участковым уполномоченным в учетно-профилактическое дело, форма которого утверждена приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900.

Раздел «Порядок и формы контроля и надзора за осуществлением индивидуально-профилактической деятельности» должен содержать указание на: субъект контроля и надзора; формы контроля и надзора; периодичность осуществления контроля и надзора.

Субъектами контроля над осуществлением индивидуальной профилактики являются:

Ф старший участковый уполномоченный милиции;

Ф начальник отделения участковых уполномоченных милиции;

Ф начальник штаба городского, районного ОВД;

Ф начальник милиции общественной безопасности;

Ф начальник городского, районного ОВД;

# уполномоченный сотрудник отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции вышестоящего ОВД;

® подразделения собственной безопасности ОВД.

Надзор за осуществлением индивидуальной профилактики осуществляется прокурором в соответствии с законодательством о прокуратуре.

Контроль над осуществлением участковым уполномоченным милиции индивидуальной профилактики может осуществляться в следующих формах:

# проведение плановых и внеплановых проверок;

Ф проведение открытого и скрытого контроля;

Ф проведение камеральных проверок (изучение порядка, правильности и полноты ведения профилактических дел) и выездных проверок (в помещении участковых уполномоченных милиции).

Плановые проверки должны проводиться всеми субъектами контроля в соответствии с планами их работы. В федеральном законе необходимо определить, что плановые проверки осуществления участковым уполномоченным индивидуальной профилактики должны проводиться не чаще одного раза в квартал и преимущественно в форме камеральных проверок. В противном случае проверки будут отвлекать его от исполнения служебных обязанностей. Внеплановые проверки должны проводиться при наличии серьезных к тому поводов, например в случае совершения профилактируемым преступления или административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или на порядок управления.

В случае выявления недостатков в работе участкового уполномоченного милиции, фактов нарушения законности проверяющие обязаны принять меры к устранению нарушений, а также к оказанию дисциплинарного воздействия на участкового уполномоченного милиции. При этом необходимо использовать способы положительной мотивации: если участковый уполномоченный добросовестно исполняет свои служебные обязанности, добивается исправления граждан, состоящих на профилактическом учете в ОВД, он должен поощряться.

1 Лицо, состоящее на учете в ОВД, может считаться исправившимся, если в течение календарного года отсутствует информация о его противоправном или общественно опасном поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.