Научная статья на тему 'Правовая основа оперативно-розыскной профилактики и ее содержание'

Правовая основа оперативно-розыскной профилактики и ее содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1104
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая основа оперативно-розыскной профилактики и ее содержание»

Криминология, криминалистика и ОРД

С.А. Денисов*, А.П. Некрасов**, И.Л. Третьяков***

Правовая основа оперативно-розыскной профилактики и ее содержание

Для организации деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений по профилактике преступности важное значение имеет дальнейшее улучшение правовой регламентации данной сферы деятельности. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Правовые нормы, регулирующие профилактику преступности, следует рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае правовой основой профилактики рецидивной преступности являются все номы права (законы, указы, подзаконные нормативные акты и др.), в той или иной мере регламентирующие общественные отношения в этой сфере; во втором - ведомственные нормативные акты, относящиеся к деятельности специально уполномоченных на то органов.

Юридической базой оперативно-розыскной профилактики преступности являются: Конституция России; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; ст. 84 УИК РФ; Указы Президента; постановления и решения местных органов власти: приказы, распоряжения, инструкции, положения, наставления и указания МВД, Минюста России. В ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса России отмечается, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление и предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами. А в ст. 84 впервые определены задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях, в т.ч. закреплена и такая важная задача, как предупреждение преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания.

В п. 1 ст. 10 Закона «О милиции» на органы правопорядка возлагается обязанность «...предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры по устранению данных обстоятельств»1.

Среди ведомственных нормативных актов важнейшим документом является «Концепция профилактической деятельности органов внутренних дел»2, определяющая профилактику преступлений как одно из приоритетных направлений деятельности ОВД РФ по борьбе с преступностью. Следует отметить, что МВД РФ отказалось от практики издания документов, детально регламентирующих организацию и тактику предупреждения преступлений, поскольку ранее действовавшие Приказы и Инструкции пытались определить организационно-тактические положения предупреждения для всех структур ОВД, что изначально являлось невозможным в силу специфики различных служб и подразделений.

Помимо названных документов, профилактическая деятельность отражена в директивах министра внутренних дел России и других нормативных документах, регламентирующих отдельные направления деятельности органов внутренних дел.

* Начальник кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент полковник милиции.

** Начальник кафедры уголовного права и криминологии Самарского юридического института ФСИН РФ, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы.

* * * Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Криминология, криминалистика и ОРД

Исходя из того, что оперативные аппараты органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выступают специальным субъектом предупредительной деятельности, научная разработка организационно-тактических положений проводилась и проводится чаще всего именно в данном аспекте. Это обусловливается тем, что возможность применения специфических методов предупредительной работы (в частности, оперативно-розыскной деятельности) требует исследования ее закономерностей с условием их использования для эффективного решения поставленных задач. Анализ опубликованных работ позволяет утверждать, что проблеме предупреждения (профилактики) преступности многими учеными уделялось определенное внимание3. Кроме того, изучению указанных проблем были посвящены многие диссертационные исследования4.

Основной формой нормативных актов МВД России, Министерства юстиции в области оперативно-розыскной деятельности являются приказы, которые регламентируют различные вопросы применения оперативно-розыскных мероприятий. Инструкции и наставления отличаются от приказов методикой регулирования и степенью конкретизации предупредительной деятельности. Такая детализация необходима для того, чтобы после выхода их в свет были выяснены основные вопросы, имеющие практическое значение для предупреждения рецидивной преступности. Действие инструкций и наставлений рассчитано на сравнительно большой промежуток времени. Наряду с названными видами нормативных актов следует отметить и положения. Ими закрепляются нормы, которые не только устанавливают общие предпосылки осуществления оперативно-розыскных мероприятий, но и указывают на их применение в предупредительной деятельности органов внутренних дел, исправительных учреждений.

Самостоятельное значение для профилактической деятельности оперативных аппаратов имеют указания МВД, Министерства юстиции России. В отличие от других нормативных актов, они носят более узкий, частный характер и имеют конкретную сферу применения. Поэтому, как правило, в них содержится не ряд правовых норм, а одна, детально регламентирующая небольшой участок работы оперативных аппаратов по профилактике преступлений среди осужденных и судимых.

На основе приказов и распоряжений МВД, Министерства юстиции России руководители УВД, МВД республик, руководители отраслевых служб, территориальные органы уголовно-исполнительной системы издают указания, обзоры, распоряжения, методические рекомендации, имеющие непосредственное значение для практической деятельности в области профилактики рецидивной преступности как в целом по регионам, так и по отдельным исправительным учреждениям. Эти документы регулируют и во многом определяют направления деятельности органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по профилактике рецидивной преступности, в т.ч. их оперативных аппаратов. Нам представляется, что акты названных органов и должностных лиц по вопросам профилактической работы оперативных аппаратов не могут быть признаны источником права, поскольку они содержат нормы организационно-технического характера. В одних случаях они детализируют нормативные акты МВД России, Министерства юстиции в данной сфере деятельности оперативных аппаратов, в других - конкретизируют действия по принятию определенных мер и т.д.

Несмотря на имеющиеся нормативные акты в области оперативно-розыскной профилактики, в регламентации данной сферы деятельности есть и проблемы. В числе нерешенных проблем можно назвать следующие:

- большинство нормативных актов не учитывают специфики функционирования исправительных учреждений; их содержание посвящено в основном урегулированию вопросов профилактической деятельности аппаратов горрайорганов внутренних дел;

- отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий профилактическую деятельность в исправительных учреждениях с использованием оперативно-розыскных возможностей оперативных аппаратов;

- недостаточно отрегулирован порядок осуществления оперативно-профилактического учета. Такое положение порождает разночтение в определении критериев постановки осужденных на учет в оперативных аппаратах, а в ряде случаев вообще ведет к неприятию мер в отношении лиц, требующих оперативно-профилактического воздействия. Поэтому возникает необходимость нормативного определения категорий осужденных, подлежащих взятию на учет, его форм, а также критериев снятия осужденных с учета и т.д.;

- отсутствует нормативный акт, регулирующий вопросы взаимодействия оперативных аппаратов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с криминальной милицией по вопросам предупреждения рецидивной преступности.

Таким образом, для того чтобы совокупность юридических норм, регулирующих профилактику преступлений, по-прежнему остающейся слабо взаимодействующей системой, стала более цельной и прочной, эти нормы следует подвергнуть дальнейшей систематизации с целью восполнения указанных выше пробелов.

Представляется, что прежде всего должен быть подготовлен единый нормативный акт, регулирующий работу органов внутренних дел, в т.ч. исправительных учреждений, по предупреждению рецидивной преступности. В нем должно быть, по нашему мнению, отражено следующее:

Общие положения: сущность, задачи, цели и направления работы по предупреждению преступлений; задачи и компетенция органов внутренних дел, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, их подразделений и сотрудников; специфические направления работы оперативных аппаратов; особенности использования оперативно-розыскных мероприятий в предупреждении рецидивной преступности.

Организационные основы предупреждения рецидивной преступности: функции оперативных аппаратов; руководство оперативным составом и его расстановка; порядок получения и использования информации, имеющей значение для профилактики преступлений; планирование мероприятий; указания по вопросам взаимодействия; контроль за деятельностью оперативных работников в данной области.

Вопросы общей профилактики рецидивной преступности: права и обязанности оперативных работников; порядок получения, обработки и реализации информации о причинах и условиях, способствующих рецидивной преступности, с использованием оперативно-розыскных мероприятий; формы реагирования оперативных аппаратов на условия, способствующие рецидивной преступности.

Вопросы индивидуальной профилактики: категории лиц, в отношении которых необходимо проводить предупредительные мероприятия; организация получения и использования информации о таких лицах; основания и порядок постановки и снятия их с учета; организация оперативно-профилактического воздействия и контроля за его результатами; использование оперативно-розыскных мероприятий, помощи общественности и других возможностей для оказания профилактического воздействия на осужденных и иных лиц; порядок и формы официального предостережения лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений.

Порядок учета и отчетности в профилактической работе: основные критерии оценки эффективности работы оперативных аппаратов в области предупреждения преступлений; формы учета деятельности оперативных аппаратов и отчетности.

Исходя из вышеизложенного, можно полагать, что оперативно-розыскная профилактика становится самостоятельной подсистемой процесса предупреждения преступлений и характеризуется специальной направленностью, специальными субъектами, использующими оперативно-розыскные мероприятия.

Следует отметить, что до настоящего времени оперативно-розыскная профилактика теоретически разработана недостаточно. Многие исследователи в своих работах уделяют внимание терминологии, соотношению терминов «предупреждение», «предотвращение», «профилактика»5. Представляется возможным отождествлять упомянутые термины, поскольку их толкование имеет много общих позиций6. Анализ соответствующих работ и нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод, что оперативно-розыскная профилактика в настоящее время направлена на выявление и устранение причин преступлений, условий, им способствующих, а также на выявление лиц, допускающих отклонения от норм поведения, и оказание на них профилактического воздействия. При этом справедливо обращается внимание на содержательную сторону оперативно-розыскной профилактики, а именно: осуществление контроля за поведением профилактируемого лица путем оперативно-профилактического наблюдения в целях предупреждения замышляемых или подготавливаемых преступлений, устранения или нейтрализации конкретных причин и условий преступлений.

Осуществление оперативно-розыскной профилактики требует привлечения знаний из области криминологии, умения прогнозировать развитие криминогенной ситуации и индивидуального преступного поведения. Поскольку налицо специфика научных, организационных, методических и тактических основ оперативно-розыскной профилактики, целей ее осуществления, есть все основания рассматривать этот комплексный вид оперативно-розыскной профилактики как самостоятельную часть профилактики рецидивной преступности в исправительных учреждениях7.

Таким образом, функционирование оперативно-розыскной профилактики в отношении осужденных и ранее судимых лиц как самостоятельной части профилактики рецидивной преступности сомнений не вызывает. Оперативно-розыскная профилактика является составной частью общегосударственной системы социальной профилактики рецидивной преступности, которая, в свою очередь, включает в себя комплекс мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений. Исходя из этого, оперативно-профилактические меры следует рассматривать как специфическую подсистему общей и индивидуальной профилактики преступлений с учетом ее особенностей, связанных с принадлежностью к оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем оперативно-розыскная профилактика в силу специфики ее задач и способов их реализации выступает как самостоятельная организационная тактическая основа профилактики рецидивной преступности и предполагает, в частности, применение на плановой основе комплекса оперативно-розыскных, правовых, воспитательных и иных мер, подчиненных целям своевременного выявления и предупреждения замышляемых или пресечения подготавливаемых преступлений, а также оказания профилактического воздействия в отношении ранее судимых лиц и осужденных, не вставших на путь исправления.

Соотношение и интенсивность проведения профилактической работы определяются личностными качествами, степенью социальной запущенности и криминогенной активности профилактируемых, характеристикой их поведения (производственного, бытового, преступного) и другими условиями оперативно-тактической обстановки; непременным предварительным условием правомерной оперативно-розыскной профилактики является постановка осужденных и ранее судимых лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, на один из видов оперативнопрофилактического учета. Тем самым обеспечивается обоснованность начала оперативнопрофилактической работы, целеустремленность и планомерность ее осуществления, согласованность в применении соответствующих оперативно-розыскных и профилактических мероприятий различными должностными лицами исправительных учреждений, органов внутренних дел; важной составной

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Криминология, криминалистика и ОРД

частью оперативно-розыскной профилактики является изучение оперативно-розыскной и иной информации, ее анализ под углом зрения причин и условий, способствующих рецидивной преступности.

Профилактическая деятельность по предупреждению рецидивной преступности, проводимая оперативными аппаратами органов внутренних дел и исправительных учреждений, включает в себя: организацию учета осужденных и ранее судимых лиц, которые по признакам судимостей и антиобщественного поведения нуждаются в осуществлении оперативного контроля и профилактического воздействия; получение и анализ оперативной и иной информации, ее концентрация в специальных делах и картотеках в качестве информационной базы для проведения оперативнорозыскных и предупредительно-профилактических мероприятий; осуществление оперативнорозыскных и предупредительно-профилактических мероприятий на плановой основе с учетом типологии профилактируемого, индивидуальных особенностей личности и ее окружения; предупреждение замышляемых и пресечение подготавливаемых поднадзорными преступлений и, наконец, раскрытие преступлений, совершенных профилактируемым ранее или в период нахождения на оперативно-профилактических учетах органов внутренних дел, учреждений и органов уголовноисполнительной системы. В отношении ранее судимых, находящихся под административным надзором милиции, решаются также задачи выявления и фиксирования допускаемых нарушений поднадзорных, не прибывших к избранному месту жительства или самовольно оставивших место жительства с целью уклониться от административного надзора.

В оперативно-розыскную профилактику входят самые разнообразные оперативно-розыскные и иные предусмотренные законом меры по выявлению и постановке на учет ранее судимых лиц и осужденных, чье поведение и антиобщественная установка личности свидетельствуют о возможности совершения преступления, что составляет основу профилактики рецидивной преступности. При этом индивидуально-профилактическое действие должно осуществляться не в отношении абстрактных «лиц, представляющих оперативный интерес», а лишь тех, которые уже в определенной мере отрицательно зарекомендовали себя совершением действий, носящий ярко выраженный антиобщественный характер. Их выявление требует ряда специальных, в т.ч. и оперативно-розыскных мероприятий, поскольку большинство этих лиц стараются скрыть от органов внутренних дел свои антиобщественные устремления и действия.

В содержание оперативно-розыскной профилактики включаются и специальные средства сбора, проверки, хранения и использования необходимой оперативно-розыскной и иной информации в отношении профилактируемых лиц, которая сосредотачивается в соответствующих специальных делах учета и картотеках. Существенным для раскрытия содержания оперативно-розыскной профилактики является также выделение в особую группу мер наблюдения и контроля за поведением профилактируемого лица и мер профилактического воздействия с использованием всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Такое сочетание наблюдения, контроля и воздействия рассматривается нами как предпосылка и условие, обеспечивающие перестройку поведения профилактируемого и неблагоприятно сложившейся ситуации.

В юридической литературе и в практике работы правоохранительных органов широко распространено мнение, что суть профилактики выражается в установлении субъекту профилактики предупредительных ограничений физического, морального, имущественного и иного характера. При этом определенным образом повышается уровень законопослушного поведения профилактируемого лица, однако конечный результат профилактики зачастую не достигается. Ведь человек, хотя и подчиняет свои действия предъявляемым к нему требованиям, но делает это не по собственному желанию, а под влиянием внешнего воздействия. Куда проще было бы взять, например, всех ранее судимых под административный надзор, обязать их являться на регистрацию, ограничить время и место пребывания в общественных местах и этим решить проблему рецидива. А между тем государство, устанавливая ту или иную норму, рассматривает применение мер убеждения или общественного воздействия как обязательное предварительное условие применения мер государственного принуждения. Хотя нельзя не согласиться с И.И. Карпецом, который отмечал, что убеждение не может и не должно сводиться к бесконечным уговорам и попустительству по отношению к тем, кто игнорирует его. В таких случаях в процессе воздействия на людей постепенно появляется необходимость принудительного элемента, который может быть значительно расширен8.

В содержание оперативно-розыскной профилактики входит и осуществление максимального воспитательного воздействия на конкретных судимых лиц и осужденных, склонных к совершению преступлений. Значительная роль в этом отводится оперативно-розыскным мероприятиям.

Указание на наличие в оперативно-розыскной профилактике самых разнообразных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, конечно, не исчерпывает ее структуры. Ее характеризуют также два таких признака профилактики, как направленность и результативность профилактического воздействия. Взаимосвязь между этими признаками очевидна. Немыслим эффект вне направленности на объект, и, напротив, нельзя говорить об объекте направленности, не имея в виду эффект воздействия9. Направленность в оперативно-розыскной профилактике заключается в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретных профилактируемых лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. Признак результативности или, как принято говорить, конечного результата выражается в своевременности и полноте выявления и постановки на учет судимых и осужденных, склонных к совершению преступлений, показателям по специальным делам учета, количестве лиц, отказавшихся от преступных намерений и действий, вставших на путь исправления, а также в иных указанных в нормативных документах показателях.

С учетом приведенных выше аспектов понятие оперативно-розыскной профилактики можно сформулировать следующим образом: это комплекс целенаправленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, направленных на предупреждение рецидивной преступности как в целом, так и непосредственно в исправительных учреждениях.

1 См.: Закон РСФСР «О милиции» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 16. Ст. 503.

2 Одобрена решением Коллегии МВД РФ от 29 мая 1993 г. № 2км (объявлено приказом МВД РФ от 12 июня 1993 г. №

284).

3 Помимо научных статей можно назвать, например, такие работы: Алексеев А.И., Синилов Г.К. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1973; Бурыкин В.М., Никитина А.С., Терентьев Е.И. Индивидуальная профилактика в деятельности аппаратов БХСС. М., 1987; Колпаков B.C., Лаптев С.Г. Предупреждение преступлений аппаратами БХСС. Киев, 1988; Лекарь А.Г. Основы предотвращения преступлений органами внутренних дел. Ташкент, 1988; Лукашов В.А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». Киев, 1978; Овчинский С.С. Оперативно-розыскная профилактика. Караганда, 1982; и др.

4 См., напр.: Зуйков ГГ. Выявление органами милиции причин и условий, способствующих совершению преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1963; Лукьянов Ю.К. Организация органами внутренних дел индивидуальной профилактики рецидива преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982; Гуськов В.И. Социально-правовые проблемы профилактики рецидива преступности среди освобожденных от наказания: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1976; Наливайченко О.М. Правовые и организационные проблемы оперативно-розыскной профилактики в исправительно-трудовых колониях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988; Портнов И.П. Проблемы профилактики преступности в городах (по материалам органов внутренних дел): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1993; Артемьев Н.С. Профилактика рецидивной преступности (вопросы теории и практики): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1999; и др.

5 См., напр.: Лекарь А.Г. Основы предотвращения преступлений органами внутренних дел. Ташкент, 1988. С.7; Лаптев С.Г. Предупреждение преступлений аппаратами БХСС. Киев, 1988. С. 14-15; и др.

6 См., напр.: Ожегов СИ. Словарь русского языка. М, 1972. С. 533-534; Современный словарь иностранных слов. М.,

1993. С. 498; Словарь синонимов. М., 1976. С. 416; и др.

7 См.: Алексеев АИ. Правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел. М., 1980. С. 22.

8 См. Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М, 1978. С. 67-68.

9 См.: Жалинекий А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (Вопросы теории). Львов, 1976. С. 41.

С.И. Захарцев*, П.Е. Спиридонов**, А.В. Шахматов***, И.Л. Третьяков****

Оперативно-розыскное мероприятие «оперативный эксперимент» как эффективный инструмент в борьбе с преступностью

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепил оперативно-розыскные мероприятия, которые могут использоваться в решении задач оперативно-розыскной деятельности. Одним из наиболее эффективных оперативно-розыскных мероприятий является оперативный эксперимент.

Оперативный эксперимент - оперативно-розыскное мероприятие, проводимое оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности при наличии указанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» оснований и условий для решения указанных в этом законе задач и представляющее собой совокупность действий по созданию управляемых и контролируемых искусственных условий, а также изучению поведения объекта в этих условиях. Под условиями в данном случае понимается совокупность каких-либо обстоятельств, которые могут оказать влияние на поведение изучаемого лица.

Следует выделить следующие признаки оперативного эксперимента:

1) проводится оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» на осуществление оперативнорозыскной деятельности;

* Доцент кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

** Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин и криминалистики ИППКС ФСБ России (г. Санкт-Петербург),

кандидат юридических наук.

*** Начальник кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук,

доцент.

* * * * Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.