Научная статья на тему 'Функции милиции общественной безопасности: теоретические проблемы, поиски, решения'

Функции милиции общественной безопасности: теоретические проблемы, поиски, решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1598
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции милиции общественной безопасности: теоретические проблемы, поиски, решения»

ФУНКЦИИ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

А.Н. Сагиндыкова, доктор юридических наук, профессор кафедры админист-

ративного права и административной деятельности ОВД УрЮИ МВД России,

А.Н. Бадмаев, заместитель начальника тыла УВД Агинского Бурятско-

го автономного округа РФ

Комплексное исследование в админист-ративно-правовой науке теоретико-прикладных вопросов функций МОБ позволяет понять основное назначение милиции, выявить нерешенные проблемы, пробелы и недостатки в административно-правовом регулировании, найти средства улучшения деятельности МОБ.

Словарь С.И. Ожегова определяет понятие «функция» как «обязанность, круг деятельности»1. Что касается права, то вопросы, касающиеся категории в виде дефиниции «функция» рассматривались многими видными учеными-юристами. В теории государства и права вопрос о «функциях» рассматривается касательно функций государства. А.В. Венгеров отмечает: «функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Так, в математике, физике понятие функции выражает зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом. Но таково уж свойство юридического языка - он заимствует чужие понятия и наполняет их своим смыслом. .. Функция в теории государства означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение»2.

По мнению B.C. Нерсесянца, «функции государства - это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность. В своем юридически адаптированном виде понятия «функция», «функционирование» и т.д. применительно к праву и государству означают их действие, деятельность, формы их регулятивно-упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. Сказать: ... «государство функционирует» - это то же самое, что сказать: ... «государство действует»»3. «Функции государства - это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуще-

ствляемой по установленной в законе или договоре обязанности»4.

«Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством ..., и представляет собой средство реализации этих задач ... Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом»5.

«Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Функции государства необходимо отличать от функций отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию»6. «Функции государства и его органов - это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом»7. Таким образом, в теории государства и права понятие «функции» определяется как «основные направления деятельности».

Словарь административного права дает следующее определение функций государственного управления: «Функции государственного управления - важнейший институт государственного управления, характеризующий содержание деятельности органов исполнительной власти, других органов, осуществляющих деятельность в области государственного управления в соответствии с законодательством страны»8. По мнению И.Л. Бачи-ло: «Представляется возможным определить функции органов управления как комплекс взаимосвязанных, определенных в статуте органов и основанных на непрерывном обме-

не информацией организационно-правовых воздействий органов, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, плановой, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, в конечном итоге организующих достижение целей, стоящих перед всем управлением... Функции ... определят, «что» делает орган»9. Вместе с тем Б.П. Курашвили считает: «Функции аппарата государственного управления - это присущие ему виды деятельности, выполняемые в соответствии с его социально-политическим назначением в рамках взаимодействия этого аппарата с коллективными и индивидуальными членами общества, а также в рамках взаимодействия различных звеньев аппарата»10. Другие ученые отмечают, что «под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия»11. «Функции органов управления указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Функции отражают материальное содержание деятельности органа»12.

Под функциями органов внутренних дел следует понимать основные направления их деятельности по решению стоящих перед ними задач, достижению поставленных целей. «Содержанием функций органов внутренних дел является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных организационно-правовых воздействий субъекта управления, направленных на решение задач и достижения целей, стоящих перед этими органами»13. Далее Б.П. Кондратов отмечает: «что же касается вопроса о функциях милиции, то это, прежде всего, вопрос о пределах ее вмешательства в личную и общественную жизнь»14. Следует заметить, что большинство авторов сходятся во мнении: функции есть основные направления деятельности по решению стоящих задач, достижению поставленных целей. С.А. Капитонов функцию милиции определяет «как свойство, позволяющее оптимизировать правопорядок». Такое понимание функции, по его мнению, «позволит не только адекватно отразить объективно присущую милиции способность управления внутренними

делами, но и увидеть ее действительное соотношение с той деятельностью руководителей и специалистов милиции, которая ее выражает». Позволим себе не согласиться с точкой зрения ученого, так как подобное понимание «функции» ведет к терминологической путанице и на данный момент не является обоснованным. Также С.А. Капитонов пишет «о выделении единой для всей милиции функции -правообеспечения, т.е. увеличивающей вероятность такого поведения людей, которое соответствует требованиям норм, сконцентрированных в области внутренних дел15. Вместе с тем А.Г. Туманов предлагает другую общую функцию милиции, а именно «борьбы с преступностью и нарушениями правопорядка» .

Соглашаясь с учеными о выделении единой функции милиции, оспорим ее наименование. По нашему мнению, при определении общей функции милиции необходимо исходить из того, что милиция является правоохранительным органом, т.е. нужно говорить о правоохранительной функции17. Правоохранительная функция связана, по мнению некоторых ученых «с охраной и защитой самого права в интересах обеспечения прав и свобод человека и гражданина, утверждения законности и правопорядка во всех сферах общественной жизни»18. Данная точка зрения основана на определении правоохранительной деятельности как государственной деятельности, имеющей «целевое социальное предназначение - воздействие на общественные отношения для обеспечения соответствия их содержания тем, которые зафиксированы с помощью права. Правоохранительная деятельность является материальным гарантом соблюдения права, она направлена на охрану самого права»19. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев рассматривают правоохранительную деятельность как вид государственной деятельности, «которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка»20. А.П. Гуляев определяет правоохранительную деятельность как «деятельность специально созданных или уполномоченных на то государственных органов и негосударственных организаций, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов общественных отношений и осуществляемую в соответствии с законом»21.

Исходя из вышеизложенного категорию

в виде дефиниции «общая функция милиции» следует определить таким образом: общая функция милиции - есть круг деятельности милиции по решению стоящих задач и достижению поставленных целей22. В свою очередь из общей функции МОБ выделяются «просто» функции милиции.

Среди ученых-административистов существуют споры относительно классификации функций милиции. Большинство ученых считают обоснованным выделение административной, оперативно-розыскной функции и функции дознания милиции23. Некоторые ученые помимо этих функций выделяют дополнительно профилактическую функцию24. Ряд авторов говорят о следующих функциях: административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и социального обслуживания населения25. Другие считают, что «многообразные функции органов милиции можно условно свести к административно-юрисдикционным, оперативно-розыскным и уголовнопроцессуальным»26.

Однако многие авторы отвергают данную классификацию. В частности, С.И. Котюргин предлагает выделение следующих функций милиции: общие - учет, прогнозирование, планирование, регулирование, контроль; специальные - надзор, специальный надзор, оперативно-розыскная деятельность, дознание; особенные - воспитательная, обеспечение общественного порядка, обслуживание, применение мер принуждения, экономическая27.

Вместе с тем другие авторы предлагают выделение трех видов функций органов внутренних дел: основные, обеспечивающие и общего руководства: «к основным функциям относятся те, ради осуществления которых собственно создана и действует система органов внутренних дел. В соответствии с действующими с нормативными актами и в пределах своей компетенции органы внутренних дел осуществляют следующие основные функции: обеспечение охраны внутреннего порядка; предупреждение, пресечение преступлений, других правонарушений; своевременное и полное раскрытие преступлений; охрана собственности, прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций о преступных посягательств и иных преступных действий; расследование преступлений, наказание и перевоспитание лиц, виновных в совершении преступлений и административных правонарушений; выявление и устранение при-

чин и условий, порождающих преступление и другие правонарушения, а также некоторые другие... Наряду с основными функциями органы внутренних дел осуществляют обеспечивающие функции, к числу которых относится: кадровая, финансово-плановая, материально-технического обеспечения, технического обслуживания делопроизводства, информационное и т.п.» Общее руководство заключается в учете, анализе, планировании и организации, координации и контроле деятельности подразделений органов внутренних дел»28.

Интересна попытка ученых классифицировать функции по такому основанию как задачи милиции. К примеру, Х.А. Юсупов выделяет функции: «по обеспечению личной безопасности; по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; по выявлению и раскрытию преступлений; по защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; по оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом»29. Подобная классификация является привлекательной, но по-нашему мнению она не позволяет в полной мере отразить функциональные особенности деятельности милиции. Вместе с тем О.Ф. Мураметс пишет о четырех функциях милиции: «1) охране общественных отношений от противоправных посягательств (преимущественно уголовных преступлений и административных проступков); 2) участии в социальной профилактике правонарушений; 3) обслуживании населения; 4) содействии государственным органам, общественным организациям, должностным лицам и гражданам в связи с обеспечением правопорядка»30. Перечень исчерпывающий. Однако конкретно к функциям милиции имеет отношение только последняя задача, а именно: оказание помощи государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам, что и закреплено в Законе РФ «О милиции»31.

Вызывает интерес классификация, предложенная Л.П. Волковой. Она предлагает «рассматривать функции милиции как общие (внутренние), направленные на организацию внешней деятельности, и основные (внешние) по непосредственной реализации возложенных на милицию задач (“функции задачи”)»32. Рассматривая внешние функции (функции-

задачи), она выделяет в деятельности милиции общественной безопасности два основных направления деятельности: административно-правовое и уголовно-правовое. Затем в рамках этих направлений выделяет функции -задачи. «Применительно к административному направлению, - пишет Л.П. Волкова, -можно выделить следующие функции-задачи: по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; по защите собственности от противоправных посягательств; по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений; по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Применительно к уголовно-правовому направлению следует выделить функции-задачи по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества»33.

Не бесспорной является классификация, данная Ю.П. Соловьем. Он предлагает в качестве функций милиции «выделить следующие выполняемые ею в настоящее время функции: надзор, содействие, охрана, сыск, дознание, юрисдикция, исполнение наказаний»34. Соловей критикует наименование такой функции как «административная», такой же позиции придерживаются и другие ученые35. По мнению Ю.П. Соловья «административная деятельность... не связывается со специфическим социальным назначением милиции»3 .

Мы считаем менять сложившуюся терминологию нет смысла, в рамках административной функции следует выделять надзорное направление и направление охраны. Эта позиция поддерживается другими учеными, к примеру, А.В. Никонов считает «нельзя согласиться с мнением о том, что административная деятельность никак не связываются со специфическим социальным назначением милиции, ибо административные проступки занимают большую часть от общего числа правонарушений и очень большое количество этих правонарушений относится к юрисдикции милиции»37. Относительно замены используемого законодателем понятия ОРД, категорией «сыск», считаем нежелательной. Поскольку «сыскать» значит «найти, обнаружить, отыскать», однако в содержание понятия входит не только отыскание определенной категории лиц, но и деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Вместе с тем рассмотрение содействия в качестве функции

МОБ является верным и способствует получению общего позитивного результата. Что подтверждают другие ученые, к примеру, Ю.Е Аврутин предлагает выделить «функцию взаимодействия с иными милицейскими структурами38. Правда касательно криминальной милиции, но это в данном случае не имеет значения.

На наш взгляд необходимо выделить и юрисдикционную функцию. Ведь в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях милиция рассматривает дела об административных правонарушениях, а традиционная классификация не позволяет, куда либо отнести данный вид деятельности. Органы милиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.3 КоАП.

Сегодня следует более осторожно (или корректно) говорить о такой функции милиции как уголовно-исполнительная (пенитенциарная) в силу действия следующих факторов: учреждения и органы уголовно-исполнительной системы переданы из Министерства внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации в 1998 г. и соответственно данная функция находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. Сотрудники милиции при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах их компетенции должны контролировать поведение условно осужденных. Однако милиция не осуществляет уголовно-исполнительной (пенитенциарной) функции, контроль за поведением осужденных по месту жительства и в общественных местах есть часть административной функции39.

Таким образом, необходимо выделять шесть функций МОБ: административную, уголовно-процессуальную, оперативно-розыск-ную, юрисдикционную, профилактическую, содействия.

Более детализировано и содержательно следует сказать о следующих функциях, носящих проблемный характер.

Административная функция. По вопросу о понятии категории в виде дефиниции «административная деятельность милиции» в науке имеются разные суждения, к примеру, Л.М. Розин определяет административную деятельность милиции путем перечисления ее составных частей: «Административная деятельность милиции состоит в административном надзоре, осуществлении паспортной и

разрешительной систем, обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов»40. Странным выглядит выделение административного надзора в качестве вида административной деятельности. Традиционно сложилось, что административный надзор относится к формам административной деятельности. Другое определение дает Л.Л. Попов: «Административная деятельность ... милиции - это исполнительно-распорядительная деятельность ее органов, состоящая в организации и непосредственном практическом осуществлении охраны общественного порядка и оказании содействия и помощи гражданам»41.

Данное определение отражает исполнительно-распорядительный характер административной деятельности милиции. Однако отсутствие указаний на административноправовую характеристику содержания рассматриваемого направления деятельности милиции, а также выделение содействия гражданам в качестве самостоятельной задачи милицейского аппарата наряду с охраной общественного порядки являются, - по нашему мнению, - недостатком данного определения. Вместе с тем М.И. Еропкин дает следующее определение: «административная деятель-

ность милиции состоит в организации и практическом осуществлении ее органами и в тесной связи с широкими кругами общественности функции охраны общественного порядка, законности, прав и интересов граждан адми-нистративно-правовыми средствами и в административно-правовых формах»42. Данное определение раскрывает основное назначение административной деятельности милиции и показывает ее отличие от дознания и опера-тивно-розыскной деятельности милиции. Однако определение административной деятельности милиции должно также включать указание на конкретное содержание этой деятельности и формы ее осуществления. На наш взгляд, в нем не получили отражения различные виды административной деятельности милиции, охватывающие те или иные стороны защиты интересов государства, личности и прав граждан, а именно: охрана общественного порядка, обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов, осуществление разрешительной системы43.

Вместе с тем есть позиция ученых о том, что «административная деятельность органов внутренних дел - это целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосред-

ственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел... включает в себя охрану общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление разрешительной системы, административного надзора, деятельность участковых уполномоченных инспекторов милиции, функционирование службы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, специальных учреждений милиции и др.»44. Однако А.П. Коренев включает чисто в административную деятельность «деятельность участковых инспекторов милиции, функционирование службы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, специальных учреждений милиции и др.», скорее данные и другие подразделения выполняют не только чисто административную, но и иные функции - уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную, профилактическую, юрисдикционную и функцию содействия.

Таким образом, большинство авторов определяют административную деятельность милиции путем перечисления ее видов.

Мы разделяем точку зрения Ф.Е. Колон-таевского о том, что: «Административная деятельность милиции - это ее исполнительнораспорядительная деятельность, состоящая в несении наружной службы, обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, осуществлении паспортной и разрешительной систем и направленная путем проведения различных профилактических мероприятий, административного надзора, издания актов управления, заключения договоров об охране объектов, совершения иных юридически значимых и материально-технических действий на поддержание общественного порядка, охрану интересов государства и законных прав граждан от преступных и иных антиобщественных посягательств»45. Отметим, что при определении рассматриваемой категории автор выявляет не только ее виды, но и формы, что является несомненным достоинством данного определения. Однако для определения специфики, сущности административной деятельности этого недостаточно. В этой связи интересна точка зрения авторов комментариев к Закону «О милиции»: «главенствующим направлением деятельности милиции общественной безопасности является административно-правовая деятельность. Она складывается из административноправовых отношений, в которые вступают

сотрудники милиции с гражданами и организациями при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности»46.

На основе этого подхода мы считаем возможным дать определение категории в виде дефиниции - «Административная деятельность милиции» - это исполнительно-распорядительная деятельность, складывающаяся из административно-правовых отношений, в которые вступают сотрудники милиции с гражданами и организациями при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, осуществляемая в присущих ей формах, специфическими методами и средствами, состоящая в охране порядка в общественных местах, обеспечении безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, осуществлении паспортно-регистрационной системы, обеспечении правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществлении лицензионно-разрешительной системы, охране имущества собственников по договорам и направленная на решение задач и целей, стоящих перед милицией.

Отметим, что административная деятельность милиции была объектом внимательного исследования советских ученых. По характеру, содержанию, цели общественных отношений, в которые вступают органы милиции с гражданами, юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами, учеными предлагалось выделение следующих видов административной деятельности: «1) охрана порядка в общественных местах (наружная служба); 2) осуществление паспортной системы; 3) осуществление разрешительной системы; 4) обеспечение безопасного дорожного движения»47. В дополнение к данному перечню Г.П. Шелудько говорит «об обеспечении режима проживания иностранцев и лиц без гражданства»48. На сегодняшний день современные исследователи выделяют следующие виды административной деятельности милиции: «1) охрану порядка в общественных местах; 2) обеспечение безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов; 3) осуществление паспортнорегистрационной системы; 4) обеспечение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 5) осуществление лицензионно-разрешительной системы; 6) охрану имущества собственников по договорам»49. При этом, целесообразнее выделять в рамках административной функции МОБ направления охраны - (охраны порядка в обще-

ственных местах; обеспечения безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, охраны имущества собственников по договорам и т.д.) и надзорного направления -(осуществления паспортно-регистрационной системы; обеспечения правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществления лицензионно-разреши-тельной системы; надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, либо наказание которым назначено условно и которым назначены виды наказания не связанные с лишением свободы и т.д.). Вместе с тем, отметим, что административная деятельность осуществляется службами и подразделениями МОБ: патрульно-постовой службой, службой участковых уполномоченных инспекторов, ГИБДД, службой вневедомственной охраны, паспортно-визовой и лицензионно-разрешительной службами, ОМОН и рядом других.

Оперативно-розыскная функция. На милицию в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции50. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дает понятие оперативно-розыскной деятельности (ст. 1): «Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»51. Ученые-юристы в области полицейского права отмечают, что работа милиции по осуществлению ОРД дополняет работу патрульно-постовой службы (ППС - далее по тексту), так «если ППС... предупреждает и пресекает преступления, задерживая преступника, то промахи общей полиции исправляет полицейский сыск, использую специальный набор приемов, сил и средств, исчерпывающе представленных в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»52. ФЗ «Об ОРД» относит органы внутренних дел к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При этом закон не определяет какие именно подразде-

ления ОВД могут осуществлять ОРД. В юридической литературе отмечается, что «в органах внутренних дел правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ведомственными нормативными актами наделены сотрудники и руководители служб криминальной милиции, в число которых входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с организованной преступностью, оперативно-технические и опе-ративно-поисковые. А сотрудники служб милиции общественной безопасности (участковые уполномоченные инспектора, сотрудники паспортно-визовой службы, лицензионноразрешительной работа и т.д.) могут привлекаться к проведению ОРМ, в случае необходимости, по указанию руководителей органов внутренних дел»53. Здесь нужно оговориться, что МОБ занимается ОРД «не затрагивая «святая святых» такой деятельности - оперативные учеты, негласный аппарат, разработки, комбинации и пр.»54.

Специализированных подразделений МОБ, основной деятельностью которых является ОРД, на сегодняшний день нет. Однако ограниченным правом осуществления ОРД и проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий обладают следующие подразделения МОБ: «участковые уполномоченные инспектора, сотрудники ОМОНа, подразделений ГИБДД, паспортно-визовой службы, лицензионно-разрешительной работы»55. Вместе с тем «сотрудники МОБ в основном проводят опросы граждан, наблюдение в форме личного сыска, наводят справки, производят проверочные закупки»56.

Что касается розыскной работы, то «милиция общественной безопасности непосредственно отвечает за розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы по призыву, и за установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность»57.

Уголовно-процессуальная функция. Уголовно-процессуальная деятельность МОБ регулируется уголовно-процессуальным законодательством и осуществляется различными службами и подразделениями милиции и МОБ. Ее можно определить как деятельность МОБ по расследованию и разрешению уголовных дел, производство предварительного следствия по которым необязательно.

В юридической науке С.И. Гирько выделяет три группы уголовно-процессуальных функций: «1. Основные, к которым относят: рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях; производство дознания; проведение неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно производство предварительно следствия; принятие мер к возмещению гражданину ущерба, причиненного общественно опасным деянием; принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; поддержание обвинения в судебном заседании по уголовным делам, по которым расследование окончено в форме дознания; непосредственное оказание международной правовой помощи по уголовным делам. 2. Обеспечивающие: нормальный ход уголовного судопроизводства: исполнение отдельных поручений и указаний прокурора, следователя и дознавателя; исполнение постановлений или определений суда, осуществление ОРД, исполнение поручений судов и органов расследования других государств. 3. Вспомогательные: заключение, содержание под стражей, освобождение из под стражи подозреваемых и обвиняемых; конвоирование подозреваемых и обвиняемых:, этапирование арестованных и подсудимых, сопровождение и охрана участников следственных и судебных действий и т. д.»58.

Уточним, что здесь речь идет о направлениях деятельности в рамках уголовнопроцессуальной функции.

Соглашаясь в целом с перечнем направлений деятельности, который автор называет «основные функции», позволим себе не согласиться с выделением «вспомогательных» направлений деятельности и «обеспечивающих» нормальный ход уголовного судопроизводства. Очевидно, что данные направления деятельности относятся к функции содействия. Однако некоторые авторы предлагают выделять в уголовно-процессуальной деятельности четыре направления: «1) предварительное расследование уголовных дел в форме дознания; 2) пресечение преступлений независимо от степени их общественной опасности; 3) задержание подозреваемого в совершении преступления на основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 91, 92 УПК РФ;

4) выполнение поручений следователя и прокурора по конкретным уголовным делам»59. К уголовно-процессуальной функции здесь имеет отношение только производство дознания. «Пресечение преступлений скорее отно-

сится к задачам милиции, выполнение поручений - к функции содействия. Задержание же подозреваемого всегда считалась мерой административного пресечения»60.

Милиция как составная часть органов внутренних дел, а также соответственно ее части - криминальная милиция и милиция общественной безопасности - выполняют функции органа дознания (ст. 8 и 9 Закона «О милиции»). В связи с этим в соответствии со ст. 20, 21, 140, 146, 151 УПК РФ она обязана в пределах своей компетенции возбудить с согласия прокурора уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, осуществить уголовное преследование с целью установления события преступления, изобличения лиц, виновных в его совершении. О возбуждении уголовного дела дознаватель с согласия прокурора выносит постановление. В нем должны быть указаны дата, время и место его вынесения, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения дела, пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело, отметка о дальнейшем его направлении. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, незамедлительно направляется прокурору, который незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки (ст. 146 УПК РФ)61.

Для осуществления дознания в составе милиции общественной безопасности создаются специализированные подразделения -подразделения дознания. Вне зависимости от этого производство по делу может быть поручено начальником милиции общественной безопасности любому ее сотруднику. Служба дознания «должна быть единой и обслуживать интересы всей милиции, освобождая тем самым оперативных сотрудников и сотрудников, занятых в сфере обеспечения общественной безопасности, от основного объема процессуальной работы. Только так можно добиться концентрации их усилий в оперативнорозыскной и административно-юрисдикционной деятельности»62.

Административно-юрисдикционная функция. В науке одними учеными административная юрисдикция МОБ рассматривается в качестве «формы осуществления охраны общественного порядка»63. Другие авторы рассматривают административную юрисдикцию

в качестве «системы прав и обязанностей по рассмотрению административных дел об административных правонарушениях и принятию решения по ним в установленном порядке и формах»64. Третьи считают, что «административную юрисдикцию следует рассматривать в качестве самостоятельного вида правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающего рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним»65. Мы считаем, что трактовка «административной юрисдикции» в качестве функции является более перспективной и целесообразной, поскольку в большей мере соответствует реальному положению дел.

Кодекс РФ об административных правонарушениях относит к рассмотрению органов внутренних дел (милиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими ст.: 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. 11.9, 11.14,11.15, ч. 1, 2иЗ ст. 11.17, ст. 11.23,12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.4-12.7, 12.9-12.34, 12.37, 13.24, 14.26, 14.5, ч. 3 ст. 14.16, ст. 15.1, 15.2, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, ст. 19.22, ст. 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-

20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях) Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени милиции вправе:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9,

11.14, 11.15, 13.24, 14.26, 14.5, ч. 3 ст. 14.16, ст. 15.1, 15.2, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, ст. 19.22 (в части регистрации автомототранс-портных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), ст. 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-

20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23, 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях) Кодекса РФ об административных правонарушениях;

2) начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. 11.9, 11.14, 11.15, ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст. 13.24, 14.26, 18.8, 18.9, 20.1, 20.8, 20.12, 20.13, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. 11.9,

11.14, 11.15, ч. 1,2 и 3 ст. 11.17, ст. 13.24, 20.1, 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, - об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. 11.14,11.15, ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) Кодекса РФ об административных правонарушениях;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) до-рожно-патрульной службы, его заместитель -об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.4-12.7, 12.9-12.34,12.37, ст. 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) Кодекса РФ об административных правонарушениях;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ч. 1 ст. 12.5, ст. 12.6, ч. 1, 2 и 3 ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.10, ч. 1 и 2 ст. 12.11, ст. 12.12-12.14, ч. 1 и 2 ст. 12.15, ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.17, ст. 12.18-12.20, ч. 1 ст. 12.21, ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ч. 1 ст. 12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

7) государственные инспектора безопасности дорожного движения - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, ч. 1 ст. 12.4, ст. 12.31, 12.32, ст. 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) Кодекса РФ об административных правонарушениях;

8) государственные инспектора дорожного надзора - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.33, 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

9) старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ст. 19.2, 19.15, 19.24, 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления сотрудники милиции вправе согласно ст. 27.1 КоАП в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном право-

нарушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод 6.

Немаловажно отметить, что в процессе юрисдикции «не только рассматриваются события, имевшие место в прошлом, но и определяются меры предупреждения правонарушений в будущем»67.

Функция содействия68 содержит следующие направления деятельности: «содействия криминальной милиции; содействия суду, судебным приставам исполнителям и органам расследования в уголовном и гражданском судопроизводстве; содействие международным правоохранительным органам. В пределах своей компетенции сотрудники милиции оказывают необходимое содействие: органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по обеспечению государственной безопасности; военным комиссариатам в осуществлении контроля за соблюдением гражданами правил воинского учета; воинским частям (военным комендатурам) в розыске лиц, уклоняющихся от воинской службы, а также в розыске утраченного (похищенного) оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов; органам здравоохранения и ветеринарного надзора в проведении карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях; государственным природоохранительным органам и общественным объединениям по охране природы в осуществлении предусмотренных законодательством мер по охране окружающей среды, природных богатств и животного мира, борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства; органам Министерства иностранных дел России, Исполкому Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца России в установлении местонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в розыске лиц, потерявших связь с родственниками; органам Государственной противопожарной службы в осуществлении мер по профилактике и туше-

нию пожаров; другим государственным органам и должностным лицам в выполнении ими служебных или общественных обязанностей, связанных с профилактикой правонарушений, охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности»69.

Профилактическая деятельность. На настоящий момент отсутствует самостоятельная законодательная база в области профилактики правонарушений, что в большей степени отражается на функциях общесоциальной и специально-криминологической профилактики.

На сегодняшний день специальных нормативных актов, закрепляющих статус института профилактики преступлений, к сожалению, нет. Некоторые положения, которые касаются профилактической функции милиции содержатся в Конституции РФ (гл. 2), Законе «О милиции» (ст. 2, 8-10), Положении о милиции общественной безопасности (местной милиции) и ряде ведомственных приказов, наставлений и инструкций (например, Инструкция об организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденная приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»), Безусловно, не снимается сегодня вопрос о разработке и принятии специального Закона «О профилактике преступлений». Подобный закон благотворно повлиял бы на состояние преступности в стране, ведь, как известно, преступление легче предупредить, чем пресечь.

Ряд направлений деятельности МОБ должен иметь правовую основу обеспечения профилактики уличной преступности. На наш взгляд, в будущий закон о профилактике могли бы входить комплексные нормы права, содержащие не только наказание, но и поощрения.

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1973. -С. 789.

2 Венгеров А.Б. Теория государства права. - М., 1998. -С. 166-167.

3 Нерсесянц B.C. Общая теория государства и права. -М., 1999. - С. 256-257.

4 Общая теория государства и права: Учебник / Под ред.

В.В. Лазарева. - М., 1996. - С. 281.

5 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,

1995.-С. 154-156.

6 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельско-го, В.Д. Перевалова. - М., 2002. - С. 146-148.

7 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М., 2004.

8 Словарь административного права / Коллектив авторов. - М., 1999. - С. 302-303.

9 Бачило И.Л. Функции органов управления. - М., 1976. -С. 42, 54.

10 Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. - М., 1987. - С. 170.

11 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М., 2004. - С. 18.

12 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. - Саратов, 2003. - С. 83.

’3 Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. - М., 1988. - С. 50.

14 Кондратов Б.П. Правовые основы организации и деятельности милиции России: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 1992. - С. 17.

15 Капитонов С.А. Правообеспечительная функция милиции. - СПб., 2004. - С. 198-203.

16 Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. - М., 1972. - С. 10-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Аврутин Ю.Е., Зубов И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме РФ. - СПб., 1999. - С. 56; Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). - М., 1991. - С. 188; Козлов Ю.М., Фролов Ю.С. Научная организация управления и право. - М., 1986. - С. 138.

18 Хесина Н.М. Административно-правовое обеспечение режима законности и правопорядка в РФ. - М., 2004. -С. 17.

19 Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. - СПб., 2003. -С. 81.

20 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы / Под ред. К.Ф. Гуценко. - М., 2000. - С. 8.

21 Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия / Под ред. А.П. Гуляева. -М., 1999.-С. 6.

22 Прежде всего, «функция - это основное направление деятельности соответствующего государственного органа. Она осуществляется как через правовые средства, так и неправовые (в смысле организационные действия, не влекущие юридических последствий). Задача - это тот конкретный результат, на достижение которого направлена функция государственного органа, на реализацию которого направлены его права и обязанности» // Сагиндыкова А.Н., Жанузакова Л.Т. «Компетенция местных представительных органов Республики Казахстан и проблемы ее совершенствование» // Правоведение. - 2005. - № 4.

23 Еропкин М.И., Попов. Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. - Л., 1973. - С. 101; Мачковский Г.И. О некоторых теоретических вопросах дознания в советском уголовном процессе // Советское государство и право. -1989. - № 11. - С. 67-68.

24 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М., 2001. - С. 692; Сапогин А.И. О содержании и структуре учебной программы курса «Административная деятельность органов внутренних дел» // ВШ МВД СССР. - Минск, 1991. - С. 152.

25 Ибрайбеков С.Р. Правовые и организационные вопросы деятельности МОБ: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.,

1996. - С. 68; Кононов А.М. Проблемы становления местной милиции в Российской Федерации: задачи и перспективы исследования. - Саратов, 1995. - С. 17.

26 Гирько С.И, Скударева Н.И. О современных проблемах процессуальной регламентации дознания // Журнал российского права. - 2004. - № 7. - С. 81.

Котюргин С.И. Функции советской милиции. - Омск, 1975,-4.1.-С. 8-11.

28 Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. - М., 1988. - С. 50-52.

29 Юсупов Х.А. Организационно правовые вопросы охраны общественного порядка и безопасности в современных условиях. - М., 1998. - С. 84-89.

30 Мураметс О.Ф. Основные функции советской милиции // Проблемы совершенствования административной деятельности ОВД. - 1982. -№ 61. - С. 45,46.

31 Закон РФ «О милиции» от 18 апр. 1991 г. № 1026-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1231; СЗ РФ. - 1999. -№ 14. - Ст. 1666; № 49. - Ст. 5905; 2001. - № 1 (Ч. II). -Ст. 15; № 31. - Ст. 3172; № 32. - Ст. 3316; 2002. - № 30. -Ст. 3029; 2003. - № 27 (Ч. I). - Ст. 2700; № 50. - Ст. 4847.

32 Волкова Л.П. Административно-правовой статус МОБ: Дис.... канд. юрвд. наук. - Саратов, 2000. - С. 76-77.

33 Волкова Л.П. - Там же.

34 Соловей Ю.П. Организация деятельности милиции в Российской Федерации. - Омск, 1993. - С. 145.

35 Котюргин С.И. Функции советской милиции. - Омск, 1975.-4.1.-С. 8-11.

36 Соловей Ю.П. Указ. соч. - С. 140.

37 Никонов А.В. Организационно-правовые основы административно-надзорной деятельности милиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.-С. 48.

38 Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. - СПб., 2003. -С. 254-256.

39 Отметим, что существуют в юридической литературе предложения о возложении обязанности по контролю за условно осужденными по месту жительства и «на иные подразделения милиции общественной безопасности, а не только на участковых инспекторов» // Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. С.В.Степашина. - М., 2001.

40 Советское административное право / Под ред. А.Е. Лунева.-М., 1960.-С. 442.

41 Попов Л.Л. Некоторые вопросы содержания и форм административной деятельности советской милиции / Труды Высшей школы МООП РСФСР. - Вып. 7. - М., 1962. - С. 235.

42 Еропкин МИ. Управление в области охраны общественного порядка. - М., 1965. - С. 83-84.

43 Это мнение поддерживается другими учеными.

44 Административная деятельность ОВД. Часть Общая: Учебник / Под ред. д.ю.н. А.П. Коренева. - М., 2001. -

С. 38.

45 Колонтаевский Ф.Е. Обеспечение социалистической законности в административной деятельности милиции: Дис.... канд. юрид. наук. - М., 1970. - С. 18.

46 Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ соч. - С. 81.

47 Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. - Л., 1973. - С. 114; Еропкин М.И. Указ. соч. - С. 87-88.

48 Шелудько Г.П. Советская милиция на страже общественного порядка. - Киев, 1988. - С. 25.

49 Административная деятельность ОВД. Часть Общая / Под. ред. А.П. Коренева. - М., 2001. - С. 194-198.

50 Гуценко К.Ф. и др. Правоохранительные органы. - М., 2001.-С. 315-318.

51 Далее по тексту - ФЗ «Об ОРД» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.-№33.-Ст. 3349;

1997. - № 29. - Ст. 3502; 1998. - № 30. - Ст. 3613; 1999. -

№ 2. - Ст. 233; 2000. - № 1 (ч. 1). - Ст. 8; 2001. - № 13. -Ст. 1140; 2003. - № 2. - Ст. 167; № 27 (ч. 1). - Ст. 2700.

52 Вельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. О системе специальных методов полицейской деятельности // Государство и право. - 2003. - № 4. - С. 17.

53 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под ред. В.В. Николюка. - М., 2000.

Ибрайбеков. Указ. соч. - С. 62.

55 Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. - СПб., 2003. -С. 271.

56 Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону «О милиции». - М., 2004. - С. 82.

57 Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ соч. - С. 81.

58 Гирько С.И. Уголовно-процессуальные функции милиции (теоретические, правовые и прикладные проблемы): Дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2004. - С. 336.

59 Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону РФ «милиции». - М., 2004. - С. 82.

60 Лозбяков В.П., Овчинский С.С. Административноправовые меры предупреждения преступности. - М., 1978. - С. 17.

61 Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52. -Ст. 4921.

62 Гирько С.И., Скударева Н.И. О современных проблемах процессуальной регламентации дознания // Журнал российского права. - 2004. - № 7. - С. 82-83.

Жильский Н.Н. ОВД в государственном механизме обеспечения общественного порядка и безопасности граждан (организационно-правовой анализ): Дис.... канд. юрид. наук. - СПб., 2000. - С. 90.

64 Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции // Государство и право. - 1996. - № 8. - С. 107.

65 Ваторин Д.С. Административная юрисдикция ОВД. -Екатеринбург, 1998. - С. 4.

66 Хвастунов К.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией: Дис. ... кавд. юрид. наук. - Челябинск, 2004. -183 с.

67 Ваторин Д.С. Административная юрисдикция ОВД. -Екатеринбург, 1998.-С. 124.

68 Отметим, что функция содействия не идентична взаимодействию. К примеру, А.Н. Сагиндыкова и А.Б. Южа-ков отмечают, что сущностью взаимодействия ОВД является совместная, согласованная деятельность субъектов в целях борьбы с правонарушениями // Подробно: Сагиндыкова А.Н., Ховралев А.Л., Южаков А.Б. Деятельность участковых уполномоченных милиции в сфере охраны общественного порядка (конституционные и административные аспекты): Монография. - Екатеринбург, 2004. - С. 111. Л.М. Розин о взаимодействии говорит, как о «согласованных по целям, времени и месту усилиях, и взаимной помощи всех служб и подразделений милиции, а также других органов государства и общественных организаций при выполнении стоящих перед ними задач по охране общественного порядка» // Розин Л.М. Организация взаимодействия службы охраны общественного порядка с государственными органами и общественными организациями. - М., 1978. - С. 10. По мнению К.А. Новокшонова, необходимость взаимодействия подразделений МОБ и других субъектов «предопределяется прежде всего тем, что для выполнения своих функций они обладают различными полномочиями, используют различные средства и методы. Необходимость взаимодействия обусловлена и тем, что они друг другу не подчинены. Поэтому требуется согласовать их действия, урегулировать отношения. Объединение усилий позволяет повысить эффективность деятельности» // Новокшонов К.А. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности и административная деятельность ОВД: соотношение и совершенствование форм, методов, компетенции, функций, взаимодействия (на материалах исследования работы подразделений БППР и ИАЗ): Дис. ... кавд. юрвд. наук. - Челябинск, 2004. - С. 168. Действительно, там, где на деле налажено сотрудничество милиции с другими органами, организациями и населением, правопорядок обеспечивается эффективнее, правонарушений совершается меньше, и они скорее выявляются и раскрываются // Маршунов М.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции» (научно-практические рекомендации). - М., 1998. - С. 19. Можно лишь добавить, что преступность есть явление комплексное и эффективная борьба с нею возможна только путем объединения усилий всех органов, как правоохранительных и неправоохранительных, а также организаций и граждан.

69 Бобров В.К. и др. Введение в юридическую специальность. -М., 2003. - С. 83-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.